Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА Первые 3 дня Страстной седмицы , начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи. Главным содержанием богослужения этих дней является размышление о приближающемся воспоминании Страстей Господних. Кроме того, эти дни посвящены притчам и наставлениям, сказанным Господом в последние дни перед Его страданиями, а также тем событиям, к-рые в эти дни произошли. Так, в понедельник вспоминается чудо о засохшей смоковнице, проклятой Господом, во вторник - притчи о 10 девах и о талантах и беседа Господа о Втором Пришествии и Страшном Суде, в среду - помазание Господа миром в Вифании и предательство Иуды. Эти темы составляют содержание евангельских чтений и отражены в песнопениях этих дней; одна из тем вторника - история ветхозаветного патриарха Иосифа - основана на ветхозаветном чтении (паремии на вечерне). «Великой» (греч. μεγλη) Страстная седмица именовалась уже в IV в. (Const. Ap. VIII. 33; ок. 380 г.), и этот эпитет получили все ее дни, в т. ч. понедельник, вторник и среда. В иерусалимском богослужении IV-X вв. В «Паломничестве» Эгерии, отражающем иерусалимскую литургическую практику кон. IV в., отмечается, что в первые 3 дня Страстной седмицы утренняя служба (от пения петухов и до рассвета) и дневные службы 3-го и 6-го часов (примерно 9.00 и 12.00 по совр. счету времени) совершались в часовне Воскресения Господня и по тому же чину, что и в Великий пост ; вечерняя служба (от 9-го часа дня и до 1-го часа ночи, т. е. примерно с 15.00 до 18.00-19.00) служилась в Мартириуме (главном храме), состояла из гимнов, антифонов, библейских чтений и молитв и завершалась чином благословения вечернего света и отпустом, после к-рого епископ и народ шли с пением гимнов к часовне Воскресения Господня, где пели еще один гимн, читали молитву, епископ благословлял оглашенных и верных и произносился окончательный отпуст. Беседа Спасителя о кончине мира. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 448 об.)

http://pravenc.ru/text/150085.html

п. указаны те же чтения, что в Типиконе Великой ц. и Студийском уставе. Весь В. п. литургия Преждеосвященных Даров служится по средам и пятницам, а также в четверг 5-й седмицы В. п. (и в Великие понедельник, вторник и среду). Существенное отличие Иерусалимского устава от студийских Типиконов - запрет совершать даже литургию Преждеосвященных Даров в среду и пятницу сырной седмицы (исключение делается для праздника Сретения Господня - тогда бывает полная литургия) и в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы (а также в Великую пятницу; впрочем, при совпадении Великой пятницы с Благовещением служится полная литургия; в нек-рых редакциях устава делается исключение и для Сретения в понедельник 1-й седмицы). В понедельник, вторник и четверг всех седмиц, кроме 1-й, литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в праздники Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, храмовых святых и икон, на вечерне под Благовещение Пресв. Богородицы; строго говоря, запрета на ее совершение и по понедельникам, вторникам и четвергам всех седмиц (кроме 1-й) в Иерусалимском уставе нет, поэтому при желании настоятеля она может совершаться в эти дни (напр., в Киево-Печерской лавре в нач. XX в. Преждеосвященную литургию служили постом во все будние дни). Наиболее яркое отличие Иерусалимского устава от Студийского состоит в том, что во все дни В. п. последование Триоди поется вместе с последованием Минеи, за исключением воскресений, 1-й и 5-й суббот, среды и пятницы 4-й седмицы (когда бывает поклонение Кресту) и четверга 5-й седмицы В. п. (а также всех дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой субботы). 2, 3 и 4-я субботы В. п., если на них не выпадет к.-л. праздник,- родительские . В пятницу перед Лазаревой субботой В. п. заканчивается, о чем сказано в песнопениях Триоди, но в Великую среду в богослужении вновь возникает тема окончания В. п. (см. ст. Великие понедельник, вторник, среда ). Различия в указании последнего дня В. п. вызваны различиями в исчислении 40 дней Четыредесятницы: если просто сложить все дни 6 седмиц, то 40-й день приходится на пятницу 6-й; если же исключить из счета все воскресенья и Лазареву субботу, то число 40 достигается за счет прибавления сырных среды и пятницы и первых 3 дней Страстной седмицы.

http://pravenc.ru/text/150109.html

В страстную седмицу (после вечерни Недели ваий) облачение бывает в темные одежды (см. выше) 979 . Повечерие великое совершается на вторник и среду, а на прочие дни – повечерие малое. На утрени, кроме субботы, поется «Аллилуиа». а в субботу – «Бог Господь», и в понедельник, вторник, среду, четверток пред пением канона читается Евангелие, хотя и не поется полиелей. После Евангелия читается 50-й псалом и в понедельник, вторник, среду – молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Начиная с великого четвертка до пасхальной субботы, включительно, эта молитва не читается. В понедельник, вторник и среду положено на часах 3-м, 6-м и 9-м чтение четырех Евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, до 14-й главы, до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий». Чтением Евангелий раскрывается верующим вся жизнь Господа, напоминается, что Иисус Христос пострадал и умер добровольно нас ради, для нашего спасения. Чтение четырех Евангелистов Устав разделяет на девять отделов, или чтений. Евангелие Луки разделяется на три чтения, каждое же из трех остальных Евангелий, т. е. Евангелие Матфея, Марка, Иоанна разделяется на два чтения (Тип., послед. Велик, понедельн.). В приходских церквах обыкновенно чтение Евангелистов Матфея, Марка и Луки бывает в седмицу, предшествующую Страстной седмице. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных даров. На литургии бывает чтение Евангелия. После пения «Да исправится» и трех поклонов, диакон выносит Евангелие Царскими вратами. иерей говорит: «Премудрость, прости» и т. д. «Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Иерей: От Матфея святого Евангелия чтение (Особ. ки. «Служба на каждый день страст. седм.»). В великую Среду после девятого часа и молитвословий чина изобразительных пред литургией оканчиваются великие поклоны с молитвой: Господи и Владыко живота моего». Пред литургией, вместо обычного отпуста, священник читает молитву: «Владыко многомилостиве» (которая обыкновенно читается на великом повечерии). При чтении молитвы народ преклоняется главами к земле. По окончании молитвы, как священник, так и братия (народ), просят друг у друга прощения. Затем бывает на литургии три великих поклона на «Буди имя Господне», и упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны (Тип., послед. Вел. среды) – и с этим, так сказать, оканчивается время церковного покаяния 980 . Хотя в особых книжках «Служба на каждый день страстной седмицы», нет молитвословий, ни указаний на службу полунощницы, но эта служба не отменяется. В Типиконе читаем: Полунощницу поем в келиях (Тип., послед. Великого четвертка). От сего святого дня, т. е. четвертка Страстной седмицы, полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмах и мирских поют в церквах (Тип., послед. Страсти, седмицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В рукописях, в составе циклов, написанных тем или иным песнотворцем, также сохранились и др. каноны на эти дни. Прп. Феодор Студит составил трипеснцы на всю Страстную седмицу, в частности на Вел. понедельник (2-го гласа, ирмос: «Εν βυθ κατστρωθε» (      ), нач.: «Απαρχ γων μερν» (Начатки святых дней)), на Вел. вторник (1-го гласа, ирмос: «Ιδετε, δετε, τι γ εμι Θες δουλωθντα» (              ), нач.: «Πλιν πανγυριν τν ταθημτων» (Снова торжество гробниц)) и на Вел. среду (2-го плагального (6-го) гласа, ирмос: «Εν τ στε, τς πστες σου» (        ), нач.: «Τ πονηρν συνδριον» (Лукавый синедрион)). В рукописях X-XI вв. сохранились 3 полных канона Иосифа: на Вел. понедельник (4-го плагального (8-го) гласа, акростих: «Μγιστος ανος τ μεγστ δευτρ. Ιωσφ» (Величайшая хвала величайшему понедельнику. Иосиф), ирмос: «Αρματηλτην Θαρα» (    ), нач.: «Μετ τν παδων Ιησον μνσαντες» (С детьми поюще Иисуса)); на Вел. вторник (2-го гласа, акростих: «Σεπτς πφυκεν μνος ες σεπτν τρτην. Ιωσφ» (Священный произвести гимн на Священную Троицу. Иосиф), ирмос: «Εν βυθ κατστρωθε» (      ), нач.: «Συνελθντες δετε τ Χριστ» (Собравшись придем ко Христу)); на Вел. среду (2-го гласа, акростих: «Τν παμμγιστον ανσωμεν τετρδα» (Всевеличайшую да хвалим среду), ирмос: «Δετε, λαο» (    ), нач.: «Τ πονηρν ρτι συνχθη συνδριον» (Лукавый недавно собрался синедрион)) ( Карабинов. Постная Триодь. С. 152). В древнем груз. Иадгари выписаны трипеснцы на каждый из 3 дней (в Вел. понедельник 5-го гласа, нач.: «Бог явися во плоти»; в Вел. вторник 6-го гласа, нач.: «Воздадите, люди, славу Христу Богу нашему»; в Вел. среду 1-го гласа, нач.: «Крестом спасение наше устроить Ты благоволил»), относящиеся к более ранней стадии развития жанра канона и имеющие более архаичную форму, чем трипеснцы и каноны совр. Триоди, в частности, в них отсутствует четкое разделение на ирмосы и тропари. Кроме того, в рукописях встречается еще неск. десятков самогласных и подобных стихир на эти 3 дня, отсутствующие в совр. Триоди. ( Карабинов. Постная Триодь. С. 274-280).

http://pravenc.ru/text/150085.html

Апостолы освящали эти часы молитвой ( Деян 2, 15; 10, 9 ). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в IV в. Как полагают, оно сделано преподобным Пахомием Великим († 348). 3-й и 6-й часы совершаются в храме, а иногда в притворе. В Великие четверток и субботу, а также в праздник Благовещения, выпадающий на эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе, но отдельно от Божественной литургии. По Уставу в Великий четверток часы положены в 3-м, а Божественная литургия – в 8-м часу дня, в Великую субботу часы совершаются в 4-м, а Божественная литургия – в 10-м часу. Как совершаемые отдельно от Божественной литургии, эти часы вместе с изобразительными по Уставу отправляются в притворе, а в конце их бывает отпуст. Если Благовещение случится в Великие понедельник, вторник и среду, то часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме. В эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой «Пресвятая Троице» читается «Приидите, поклонимся» и затем служится вечерня. Часы бывают великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные. Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Великие часы отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. На этих часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соединяются вместе и отправляются в храме. Царскими эти часы стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные часы отправляются во все остальные дни года. Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ю седмицу Великого поста; пасхальных – в доследованиях Святой Пасхи и царских – в Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

понедельника - воспоминание воскрешения Лазаря (см. Лазарева суббота ), к-рое в вост.-сир. традиции, вероятно, перенесено на этот день (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 143-152). В западно-сирийском обряде эти дни посвящены приближающимся Страстям Христовым; особо подчеркивается тема исполнения ветхозаветных пророчеств и прообразов Страстей (в частности, во вторник - жертвоприношения Авраама); песнопения повествуют также о том, как вожди иудеев задумали убить Христа. Необычный чин «восхождения на Небеса» (иначе - «чин светильников», или «чин 10 дев») совершается на ночной службе Вел. понедельника: священники и диаконы в полном облачении совершают торжественное шествие с крестом и Евангелием из северных дверей алтаря к юж. (или вокруг храма), при этом поются Пс 117 и особые песнопения. Затем в полной темноте поются Пс 50, ряд гимнов и читаются Иер 18. 18-22, Деян 3. 22-26, Евр 5. 12-14 и Мф 25. 1-13, возглашается ектения, священник подходит к алтарной завесе и трижды касается ее крестом. Завеса и двери отверзаются, возжигаются все светильники в храме, и процессия входит в алтарь (Ibid. P. 172-173). Многочисленные библейские чтения на дни Страстной седмицы характерны для практики Коптской Церкви (http://www.bombaxo.com/coptic.html [Электр. ресурс]). На латинском Западе богослужения первых 3 дней Страстной седмицы совершаются в целом по чину будних дней Великого поста. Чтения мессы по тридентскому чину (принятому в католич. Церкви до сер. XX в.): Ис 50. 5-10, Ин 12. 1-9 (Вел. понедельник); Иер 11. 18-20, Мк 14. 1 - 15. 46 (Вел. вторник); Ис 62-63, Ис 53, Лк 22. 1 - 23. 53 (Вел. среда); по совр. чину (см. ст. Novus ordo ): Ис 42. 1-7, Ин 12. 1-11(Вел. понедельник); Ис 49. 1-6, Ин 13. 21-33, 36-38 (Вел. вторник); Ис 50. 4-9, Мф 26. 14-25 (Вел. среда). В амвросианском обряде Евангелия мессы иные: Лк 21. 34-38, Ин 11. 47-54, Мф 26. 1-5 (соответственно в Вел. понедельник и Вел. среду); после реформ, последовавших за II Ватиканским Собором, ветхозаветные чтения мессы амвросианского обряда (ранее совпадавшие с рим.) заменены на чтения из книг Иова и Товита (к-рые ранее читались в Вел. понедельник и Вел. среду на часах в составе чина оглашения), а Евангелие Вел. понедельника заменено на Ин 12. 27-36 (Евангелие Вел. вторника оставлено без изменений, Вел. среды продлено за счет стихов 14-16). Византийская гимнография

http://pravenc.ru/text/150085.html

515 а) В Сретение, предпразднство, попразднетво и отдание его, случившияся в среду или пяток сырные; б) в Благовещение – в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Четыредесятницы, в понедельник, вторник, среду страстной седмицы; в) в праздник храма; г) святого с полиелеем – в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста. 516 Таким образом, на службах 1-гог 3-го, 6-го и 9-го часов положено 12-ть псалмов, соответственно числу часов в продолжение дня (по восточному счислению). Припомним, что на востоке (См. выше) под 1-м часом дня разумели и три часа наши: 7-й, 8-й и 9-й утра; под третьим часом разумели часы: 10-й, 11-й и 12-й; под шестым часом – часы: 1-й, 2-й и 3-й пополудни; под девятым – часы: 4-й, 5-й и 6-й пополудни нашего времени. 518 Часы называются царскими в Типиконе (послед. 25-го декабря. Зри, аще случится навечерие Рождества Христова в субботу). 519 Исключение – то, если в Великий пяток случится Благовещение, тогда 1-й час совершается с утреней, а 3-й, 6-й и 9-й часы особо вместе (Тип., послед. 25-го марта, аще в Велик. пяток). 520 От Недели ап. Фомы до Вознесения, вместо: «Приидите поклонимся», поется тропарь: «Христос воскресе», трижды. 522 На великопостных часах: 1-м часе и 6-м, если после них бывает выход из церкви, после великих поклонов читаются: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12-ть раз, и молитва – на 1 -м часе:«Христе свете истинный», па 6-м часе: «Боже и Господи сил» (Тип., послед. понед. 1-й седм. Велик. поста). 523 Например – служба 3-го часа, за коим следует 6-й час и литургия служба 9-го часа, за коим следует вечерня, повечерие; служба 1-го часа, за которым на царских часах следуют все другие часы. 524 Так, первый час – за утреней, 6-й – за третьим часом, также 9-й – за шестым в среду и пяток сырной седмицы, в день постен Св. Четыредесятницы, в Великие Четверток и Субботу. 526 «Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди их, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи» ( Пс.5:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

109 Трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песни, причем 2-я песнь имеет два ирмоса: один поется вначале, второй – на катавасию. 110 Этот тропарь бывает во все седмичные дни св. Четыредесятницы как: понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу. 113 Полный отпуст бывает также в субботу 3-й и 4-й седмиц. В субботу на 5-й и 6-й седмицах по 1-м часе отпуст краткий. (Подробное указание о чтении канонов на великопостной утрени см. В. Розанов . Богослужебный Устав. М., 1902, с. 492–500, а также Богослужебные указания на 1950 г. и 1951 г.). 114 Не полагаются кафизмы во все понедельники на 1-м часе и в пятницы на 1-м и на 9-м часе. Кроме того, не бывает кафизм в Великие Понедельник, Вторник и Среду на 1-м и 9-м часах. 115 На 6-м часе полагается чтение паремии из книги пророка Исаии, перед которой и после поется прокимен. 116 В праздники: Благовещения, храмовой и великого святого тропарь часа оставляется, а читается только тропарь праздника. В сыропустную среду и пятницу тропарь часа читается, а не поется, и притом без поклонов. 118 На всех великопостных часах (1-м, 3-м, 6-м и 9-м) будет произноситься один и тот же возглас: «Боже, ущедри ны...». 119 Хор, после произнесения священником тропаря и стихов каждого часа, припевает слова 1-го тропаря. Например, на 3-м часе: «Господи Иже Пресвятаго Твоего Духа...» и т.д. 121 Слово «прокимен» чтец не произносит (см. Типикон, последование часов в среду сырную и в понедельник первой седмицы Великого поста). 123 В среду и пятницу сырной седмицы, на праздник Благовещения, храмового или великого святого, а также в Великий Четверг и Великую Субботу «Блаженны» не поются, а читаются (без поклонов). 125 В праздники полиелейные, Благовещения, храмовой и другие полагается только три земных поклона, а в Великий Четверг, Пятницу и Субботу поклоны вообще отменяются. 128 3 Хотя в Типиконе нет указания на возглас: «Мир всем», однако обычный порядок требует, чтобы перед прокимнами не только на великой, но и на малой и вседневной вечернях священнослужитель произносил: «Вонмем. Мир всем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Первый час Читается первый час, по окончании которого, после пения «Взбранной Воеводе» (в воскресение) или кондака праздника (в великие праздники), совершается малый отпуст. Литургия Понятие Святая литургия – святейшая и таинственнейшая из служб христианской Церкви. Это – «песнь песней» любви христианской. Литургия – истинное осуществление святой молитвы Искупителя к Отцу Небесному: «Да вси едино будут... Будут едино, якоже и мы...» ( Ин.17:11–12 ). Здесь по мысли Церкви верующие около чаши Христовой, обагренные кровью, пролитой «за единение всех в любви», соединяются в «едину душу», сливаются в святом «поцелуе душ». Литургия в первую христианскую эпоху и сопровождалась общим лобзанием. Прежде и самая литургия носила название «таинства собрания», или «общения», а Кирилл Александрийский прямо именует ее «общею связью», соединяющею всех друг с другом. Да и слово «литургия» – «общее дело», значит то же. Св. Иоанн Дамаскин свидетельствует, что чрез таинство причащения все люди тесно сообщаются и соединяются друг с другом. И вообще мысль о всеобщем и теснейшем соединении людей между собой чрез литургию не раз повторяется и раскрывается в святоотеческом писании. «Преподание одного и того же хлеба и чаши общей для всех, – говорит св. Дионисий Ареопагит , – внушает причащающимся, как питающимся единою пищею, единение духа». И отсюда понятно место литургии в христианстве. Без литургии нет христианства 27 . Общие замечания В нашей Церкви употребляются три чина литургии: 1) святого Иоанна Златоустог о, 2) святого Василия Великого и 3) святого Григория Двоеслова , или литургия преждеосвященных Даров. Литургия св. Василия Великого совершается 10 раз в году: в навечерия или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 1 января, в воскресенья 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, в Великие Четверток и Субботу. В настоящее время, согласно с Уставом, преждеосвященная литургия совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом дни (см. Устав 24 февраля, 9 марта, 34-я и 35-я храмовые главы). Есть дни в году, когда не полагается совершения литургии: в сырные среду и пяток, в понедельник, вторник и четверг Великого поста, в Великий Пяток 28 , в пяток пред Рождеством Христовым и Богоявлением, если эти оба праздника случатся в воскресенье и понедельник. Во все прочие дни совершается литургия св. Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

На вечерне поются прокимны: А. Дне, именно – в седмичные дни. На каждый день седмицы есть особый прокимен. Эти прокимны находятся в Служебнике и Часослове. В Великом же посту на вторник, среду, четверток, пяток и субботу 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц и на вторник, среду и четверток Страстной седмицы прокимны вечерни находятся в Триоди. Они взяты из псалмов, по порядку их 366 в Псалтири. Таким образом, на каждый из указанных дней Великой Четыредесятницы и страстной седмицы положен особый прокимен. В среду и пяток сырной седмицы пред паремией положены прокимны дня, а по прочтении паремий – прокимны Триоди. Прокимны Триоди назначаются на вечерне пред той и другой паремией, и – на 6-м часе пред паремией и после паремии. В сих прокимнах в Великий пост как бы кратко поется вся Псалтирь. Итак, прокимны Триоди не имеют тесной связи с паремиями, кои следуют своему ряду, как прокимны – своему; прокимны не имеют тесной связи и с воспоминаниями службы дней седмичных. Посему они не суть прокимны в собственном смысле, бывают не только пред чтением, но и после чтения паремии (на 6-м часе). И пред чтением прокимнов чтец глаголет токмо глас, на который должно петь прокимен, а слово «прокимен» не глаголет 367 . Б. На праздники и в праздники поются великие прокимны. 368 : 1) На все Недели в году поется один и тот же великий прокимен: «Господь воцарися» 369 . 2) В вечер Недель: сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, и 5-й Великого поста (но не в Неделю ваий, в которую поется великий прокимен обычный, воскресный) поются два прокимна, попеременно: «Не отврати лица Твоего» ( Пс.68:18, 19, 30, 33 ) и: «Дал еси достояние» ( Пс.60:6, 3, 5, 9 ). Но если в понедельники 4-ой или 5-ой седмицы случится Благовещение, то в эти недели – прокимен дне (Тип., 25 март.). 3) Особые великие прокимны поются на вечерне во всю седмицу пасхальную (См. в Служебнике после месяцеслова). 4) В вечер Недель: Пасхи. ап. Фомы и Пятидесятницы. 5) В вечер праздников Господних: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Воздвижения, если они случатся в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток. Если же эти праздники будут в субботу, то в субботу вечера поется прокимен: «Господь воцарися», а великий прокимен праздника поется на самый праздник, в пяток вечера (Тип., послед. 14-го сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010