Святейший Патриарх Кирилл: Все мы духовно связаны с украинской землей Москва, 23 декабря 2014 г.      23 декабря 2014 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, являющегося правящим архиереем Первопрестольного града Москвы, началось годичное Епархиальное собрание столицы. Открывая собрание, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся ситуации на Украине, сообщает Патриархия.ru. «Считаю необходимым сегодня нарушить традиционный порядок своего доклада и, прежде всего, сказать о самом главном и злободневном — о ситуации на Украине», — такими словами начал свое выступление Святейший Владыка. «С болью мы продолжаем следить за теми событиями, которые происходят на любимой всеми нами украинской земле, с которой очень многие клирики города Москвы кровно связаны, будучи украинцами. Но и те, кто по крови не связан с украинской землей, духовно с ней связаны, — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. — Для всех нас Киево-Печерская лавра — это источник монашеской жизни, Киев — это место Крещения Руси. Великая традиция Православия на украинской земле является очень важной для понимания всей истории Русской Православной Церкви». Украинская Православная Церковь Московского Патриархата является единственной признаваемой всем православным миром, а потому поиски какой-то новой «поместной церкви» являются глубочайшим доктринальным и каноническим заблуждением. «Сегодня мы видим гибель и страдания людей, разрушение городов, ненависть между теми, кто еще вчера были друзьями и братьями, — продолжил Святейший Патриарх. — Иногда это разделение проходит по семьям. Мне рассказывали о драматических ситуациях, когда сталкиваются самые близкие родственники, оказывающиеся по разные стороны баррикад». «Тревогу вызывает и все возрастающие нападки на Церковь, доходящие до насильственной передачи храмов раскольникам, до принуждения к переходу в неканонические структуры или к строительству вместе с ними и с греко-католиками какой-то " единой поместной церкви " , как будто на Украине таковой Церкви нет», — отметил Предстоятель.

http://pravoslavie.ru/76044.html

Святейший Патриарх Кирилл: Наш праздник украшен пребыванием в этом святом храме чудотворного образа Святой Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым 18.07.2022 12:54:08 МОСКВА 17-18 июля 2022 года Свято-Троицкая Сергиева лавра стала центром общецерковных торжеств, посвященных 600-летию обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, и основания Троицкого собора обители. 17 июля, накануне дня памяти обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Лавру. В Троицком соборе обители, где покоятся честные мощи преподобного Сергия, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение малой вечерни с чтением акафиста Преподобному. Перед началом торжеств, посвященных 600-летию обретения честных мощей преподобного Сергия и основания Троицкого собора Лавры, в древний собор из Третьяковской галереи была принесена знаменитая икона Святой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. В соборе молились архиереи, священнослужители, монашествующие и паломники, прибывшие на торжества в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. На телеканалах «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция из Троицкого собора. Многочисленные паломники также молились за Патриаршим богослужением, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на Соборной и Красногорской площадях Лавры. По завершении вечерни с чтением акафиста Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам преподобного Сергия и чудотворной иконе Святой Троицы, а затем обратился со словом к участникам богослужения: «Дорогие владыки! Отцы, братья, матушки игумении, сестры! Всех вас сердечно поздравляю с началом празднования памяти святого богоносного и преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского! В этом году по моему ходатайству перед властями наш праздник украшен пребыванием в этом святом храме чудотворного образа Святой Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым. Это великая святыня земли нашей. Она соединяет нас с временем преподобного Сергия, тем самым временем, когда наша Русь, находясь в большой опасности от врагов внешних и внутренних, сосредотачивалась для того, чтобы по милости Божией стать в будущем великой державой. И мы знаем, что так и произошло.

http://radonezh.ru/2022/07/18/svyateyshi...

святитель Филофей Коккин Грамоты Жития святых Молитвословия Послания Труды на иностранных языках святитель Филофей Коккин Патриарх Константинопольский (1353-1354; 1365-1376), византийский богослов, сторонник свт. Григория Паламы, антилатинский полемист, гимнограф, агиограф. В миру Фока, родился около 1300 года в Фессалониках от матери, по происхождению еврейки. Получил прекрасное образование благодаря Фоме Магистру, которому он прислуживал. Фока очень рано принял монашество и переехал на святую гору Синай. Оттуда он пришел на «священный Афон, суще позлащенный и любезнейший, и был с радостью приемлем добре жившими во всех его жилищах и вселился там», согласно словам его биографа. Вначале подвизался в монастыре Ватопед, где познакомился и встретился со св. Саввой Христа ради юродивым, которому впоследствии написал житие. Затем жил в монастыре Великая Лавра, где в 1330-х годах, будучи монахом, окормлялся у преподобного Германа Марулиса , наставника исихазма . Как монах лавры он встретился со свт. Григорием Паламой , которому также впоследствии составил прекрасное биографическое описание, и подписал Святогорский Томос 1340 года. В 1342 году он воспринял игуменство после игумена Макария, который был избран митрополитом Фессалоникским. В отношении вопроса об исихазме он разделял сторону свт. Григория Паламы и резко выступал против учения Варлаама Калабрийского. В 1346 году он написал два слова о Фаворском Свете и против Акиндина. С окончанием гражданской войны 1341-1347 годов был избран митрополитом Ираклийским с титулом «Председатель осыпаемых почестями», данным патриархом Исидором. В 1349 году он рукоположил св. Каллиста I Агиорита в патриархи. В 1351 году принял участие в Соборе, посвященном вопросам исихазма, указывая на важную роль свт. Григория Паламы. Был одним из составителей «Соборного Томоса против единомышленников Варлаама и Акиндина» (дополнившим «Синодик Торжества Православия» ), подписав его вместе с патриархом Каллистом Константинопольским и митрополитом Григорием Паламой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Электричка из Харькова до платформы «Спасов скит» идет чуть более часа, через Мерефу, в направлении на Лозовую. Мы подъезжаем к месту, где 125 лет назад произошло крушение императорского поезда. То было воистину чудесное событие, «чудо Божие, которое явилось на Помазаннике Божием»,— спасение августейшего семейства, ведь тогда погибло немало людей. В пути мы беседуем о самом, наверное, любимом русском Государе, Александре III Александровиче. Мои незнакомые попутчики помнят его неувядающие высказывания: «У России есть только два союзника — армия и флот» или «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». Памятник Императору Александру III.      Название «Спасов скит» возвращено платформе в 2003 г., когда была освящена восстановленная часовня Нерукотворного Спаса — у самого железнодорожного полотна, на склоне насыпи, «в 49 верстах от Харькова», прямо на месте, где в 1888 г., в день памяти преподобномученика Андрея Критского, то есть 17 октября по ст. ст., в 14 часов 14 минут сошел с рельсов поезд, в котором российский Император Александр III с семейством ехал из Крыма в Санкт-Петербург. Неподалеку — станция и поселок Борки, по имени коего и названо это историческое и духовное событие: крушение Царского поезда в Борках. Находившийся в вагоне-столовой Государь тогда почти не пострадал, как и члены его семьи. Этот поступок неизменно восхищает: человек недюжинной физической силы, незаурядной силы духа, Император удерживал на плечах потолок сошедшего с рельс вагона, пока его не покинула семья и оказавшаяся в тот момент в столовой прислуга. После крушения Императорского поезда.      Еще раз вспомним, что в вагоне из царских детей в момент крушения находилась лишь Великая княжна Ольга Александровна (впоследствии известная художница), выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний Великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков охраной, при помощи самого Государя. После крушения Императорского поезда.      В память о том событии и был тогда основан Спасов скит, приписанный к находящемуся не столь далеко Свято-Успенскому Святогорскому монастырю (в новейшее время, с 2004 г., Лавра), что на реке Донец.

http://pravoslavie.ru/66174.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Великая Лавра св. Афанасия     Лавра Афанасия Афонскаго или   Великая Лавра (идиоритм)         Осн. в 963 г., престольный праздник 5/18 июля, в день преп. Афанасия   Афон ского. Игумен: архим. Филипп. Тел. (30-377) 22586, 23760. Факс (30-377) 23761-2.   Лавра святого Афанасия - древнейшая и самая большая по размеру обитель - известна еще и как Великая Лавра. Она находится на юго-восточной стороне у подножия Афонской вершины.         Инок Парфений (Агеев) в 1839 г. прибыл на Афон, где впервые попал в Лавру и так описал ее:  Первый монастырь - славная Лавра Афанасия Афонскаго : храм во имя Благовещения Пресвятая Богородицы. Основатель Лавры был святой Афанасий Афонский; внутри церкви есть фоб его, а мощи его под спудом почивают.      В церкви хранятся: жезл святого Афанасия, которым ударила Божия Матерь в ка­мень, и явился источник воды; - крест, который святой Афана­сий на себе носил. Еще здесь обретается чудотворная икона Пресвятая Богородицы, нарицаемая ♦Икономисса», именуемая так потому, что Богоматерь обещалась святому Афанасию - его Лавре и всей Горе Афонской быть икономом. Еще имеются кре­сты Честнаго Древа, и множество частей от святых мощей.   Скиты Лавры     В заведывании Лавры Афанасия Афонскаго много есть скитов и келий. Первый скит - во имя святой Анны, матери Пресвятая Богородицы. Вторый - на-зыватся Малая святая Анна. Третий - святителя Василия. Четвер­тый - Кавсокалиба, во имя Святая Троицы.  Пятый - святого Ио­анна Предтечи.   Шестой скит - Керася. Здесь живут самые стро­гие постники. Здесь при мне жил общий афонский духовник, именем Неофит, с учениками. Они никогда не вкушали ни сыру, ни рыбы, ни вина; а с маслом деревянным вкушали пищу толь­ко по великим праздникам. От сего скита идет дорога на самый Афон.   Седьмой скит - Нила Мироточиваго; храм во имя Успе­ния Богородицы. Осьмой - великая и богатая келия Святой Тро­ицы, на месте славном, нарицаемом Морфа на. Девятый - слав­ное место, нарицаемое Провата: много имеет келий богатых, с церквами.

http://isihazm.ru/1/?id=498&c_pid=1

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афанасий Афонский житие икона     Афанасий Афонский   Преподоный отец наш Афанасий Афонский.   Афон . Великая Лавра Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне)       Житие кратко:     Преподоный отец наш Афанасий Афонский - основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре преподоный отец наш Афанасий Афонский превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином, игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой, выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969).   Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил Афанасия, долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать Афанасия игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59). Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил Афанасия и дал деньги на храм в Карее.   Преподобный удалился на крайнюю оконечность полуострова, в место, называемое Мелана, где год предавался подвигам аскезы, после чего получил дар умиления. Когда Никифор Фока отправился освобождать Крит от араб. пиратов, он попросил Старца приехать к нему и молитвенно поддержать. Считая помощь мирянам обязанностью инока, преподоный отец наш Афанасий Афонский приехал на Крит в нач. 961 г.

http://isihazm.ru/?id=654&c_pid=1

Великая Среда. Слезы мироносицы Постное письмо 39. Когда все молчат 4 апреля, 2018 Постное письмо 39. Когда все молчат О наступающих тревожных днях и глубоком молчании – архимандрит Савва (Мажуко). Архимандрит Савва (Мажуко). Фото: Ефим Эрихман Великая Среда: сегодня Иуда предал Христа Когда я впервые оказался в Троице-Сергиевой лавре , я понял, чего хочу от жизни. Мне было шестнадцать, и я, наконец, увидел живого канонарха. Это просто царь! Король богослужения! В длинной монашеской мантии величественно и свободно он идет вдоль иконостаса от клироса к клиросу, возглашая гласы и стихиры. Завораживающая красота! – Глас первый. Господи, воззвах Тебе, услыши мя. И хор послушно отвечает «королю». Потом поются стихиры. Но не так, как на приходе, а по строчке: канонарх пропевает строку, хор вторит, и так все стихиры. Без спешки. Со вкусом. С достоинством. Услышать канонарха и умереть! Почему такое никому не приходило в голову? Лавра славилась своими канонархами. Голосистые. Стройные. Выдержанные. По-своему стильные. Но это – люди. У них тоже есть свои истории и даже свой фольклор. В первый день поста все строгие и молчаливые. А на клиросе веселая возня: кому канонаршить стихиры вечерни. Никто не хочет. Канонархи разбегаются или манкируют. Наконец, выталкивают Макария. Шагает величественно по солее. Не просто кланяется – «творит метание». И на всю церковь возглашает «стыдные» строки: – Всякий грех содеях. Хор повторяет строчку «на глас вторый». – Всех превзыдох блудом. Хор продолжает, едва сдерживая смех: Макарий опять во всем «признался». Однако есть стихира, которую канонархи ждут целый год. Возглашать ее – честь настолько высокая, что отдается эта привилегия самым заслуженным и уважаемым певцам. Это знаменитая стихира Страстной Среды, написанная инокиней Кассией, которая жила в IX веке близ Константинополя. Содержание стихиры – исповедь мироносицы-блудницы, которая в среду, в самый канун событий в Гефсиманском саду, вошла в дом Симона прокаженного и, разбив сосуд с драгоценным миром, выкупала в нем ноги Спасителя и отерла их своими волосами. Молча. Со слезами. Не произнесла ни слова.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-slyozyi...

Афон Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крест на Святой Горе Афон Афон (греч. Айон Орос) – название православной монашеской республики в составе Греции, Афонского полуострова, Святой Горы и залива. Афон доступен лицам мужского пола. В основном, ездят с двенадцати лет. Паломники могут брать с собой детей или внуков мужского пола, достигших школьного возраста. Иногда даже дошкольников пускают на Афон. Окончательное решение принимается той обителью, через которую паломник запрашивает для себя диамонитирион. На территории Святой Горы запрещено купаться в море, загорать, курить, слушать мирскую музыку, надевать броскую одежду ярких расцветок. Здесь недопустимо ходить в шортах. Нельзя присутствовать на церковных службах в рубашках, имеющих короткие рукава. См. также Виртуальная экскурсия по Афону Содержание Греция Крест и жезл св. Афанасия; чудотв. иконы: «Экономисса» и «Кукузелисса»; мощи св. Василия Великого, св. Михаила Синадского, св. ап. Андрея Первозванного, св. Ефрема Сирина и др. 23754 (Великая Лавра); 23294 (Продром); 23320 (Большой скит св. Анны); 23320 (Малый скит св. Анны); 23319 (Кавсокаливия); 23316 (келья Данилеи) Греция 7 апреля, в день Благовещения Пояс Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы Богоматери «Всецарица» ( XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава свт. Иоанна Златоуста . 41488 (Ватопед); 23621, 23810 (Андреевский скит) Греция 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы Чудотворная икона «Иверская» (Вратарница, Портаитисса), почитаемая с IX века. Сербия 1197 г. 4 декабря, в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы Собрание старинных переносных икон. Пять резных драгоценных камей с изображениями Христа, Богородицы и Святого Димитрия. Знаменитый диптих с 24 миниатюрами. 23797 (Хиландар); 23202 (келья свт. Николая) Греция 1375 г. 7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Мировлитиса» (Мироточащая). Крест Елены Палеолог. Мощи святого Нифонта, патриарха Константинопольского. Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Афон

Игорь Маликов. Паломничество по Святой Горе. Монастырь Святого Пантелеимона Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Великая Лавра и Иверский монастырь Игорь Маликов. Паломничество на Афон. В монастыре Ватопед С интернетом на Святой Горе никак, хотя без него здесь гораздо комфортнее. Это там в Москве, если забыл почту посмотреть, впадаешь в панику, а здесь это совершенно бесполезная вещь. Для общения с Богом не нужен вайфай, Он и так тебя слышит. Вернемся на пристань Ватопеда. Только мы отвернулись, смотрю, отец Сергий с Митей стоят на пирсе и отчаянно объясняют что-то капитану маленького, похожего на сарайчик, суденышка. На ломаном китайском говорят, причем с рязанским акцентом. Я чую недоброе, но уже поздно: отец Сергий призывно машет руками, типа, давай ко мне. Мы с Димой хватаем тяжелые сумки и бежим к этому плавучему чуду. Отец Сергий радостно сообщает, что обо всем договорился и мы заходим на борт.      Отчаливаем, так и не разобравшись куда и почем. Ничего непонятно, но я нервно тереблю бумажную карту. И без нее ясно что идем мы не туда, куда надо. А как же Митя, который с нами, и его папа там горах без связи-то? По карте видно что следующий монастырь Эсфигмен находится вдоль берега к северу от Ватопеда. Сижу, возмущаюсь, про себя: что мы на судно это сели, нам же в другую сторону и пешком! Смотрю навигатор - синяя точечка ползет вдоль побережья на север. Мы то есть. Кстати будка эта плавучая идет по волнам прыжками, отталкиваясь от волн и бабахаясь на дно. Плоское оно у нее что ли? Кроме нас на борту еще несколько людей, кажется, итальянцы. Отец Сергий спокоен. Моряк он и на Афоне моряк.      " Унимог " называется. Их " мерседес " выпускает для технических и военных нужд. Лично я с уважением отношусь к таким машинам: для афонских дорог – то что надо. И на наших дорогах такие есть: снег чистят и посыпают чем-то. Смотрю, вдалеке у ворот мужики в спецодежде разговаривают. Оказалось это местная пожарная бригада, они за лесом следят: лесные пожары на Афоне не редкость. Разговорились с ними и попросили нас подкинуть до Зографа, но получили отказ – им сначала в другую сторону. Ладно, думаю, как-нибудь сами доберемся. Сверился с картой - жуть, расстояние до конечной точки увеличилось вдвое. Во мы приключение себе нашли. Если бы я знал, каким образом мы сегодня раньше Митькиного папы попадем в Зограф - никогда не поверил бы. Но об этом потом.

http://pravoslavie.ru/70427.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОФИТ КАВСОКАЛИВИТ Неофит Кавсокаливит. Роспись б-ки каливы (келии) св. Акакия в Кавсокаливийском скиту. XXI в. Неофит Кавсокаливит. Роспись б-ки каливы (келии) св. Акакия в Кавсокаливийском скиту. XXI в. [Греч. Νεφυτος Καυσοκαλυβτης] (ок. 1713, Патры - 1784, Бухарест), иеродиак., филолог, церковный писатель, просветитель. Один из родоначальников афонского движения колливадов , возникшего в связи с дискуссией о приношении в храмы колива по воскресным дням в память об усопших. Н. К. одним из первых вступил в спор о перенесении заупокойного богослужения с субботы на воскресенье, однако в 1759 г. он удалился со Св. Горы и его дальнейшая деятельность проходила независимо от движения колливадов. Он до конца жизни находился в весьма непростых отношениях с такими авторитетнейшими представителями движения, как прп. Афанасий Паросский и прп. Никодим Святогорец . Н. К. род. в г. Патры (п-ов Пелопоннес, совр. Греция) в семье крещеных евреев (в лит-ре можно встретить т. зр., согласно к-рой Н. К. исповедовал иудаизм и крестился в сознательном возрасте, что не соответствует действительности). Тему его происхождения не раз обсуждали позднее его недоброжелатели. Сам он не отказывался от него и во всех написанных им самим документах и книгах к своему имени присоединял дополнение «Пелопоннесец из иудеев». Н. К. получил блестящее образование: окончил Патриаршую школу в К-поле, богословскую школу на о-ве Патмос (с 1737 по 1744), учился также в Янине у Евгения (Булгариса) (с 1744). Изучал философию, богословие и филологию, проявлял особый научный интерес к грамматике ( Πρντζιπας. 1985. Σ. 130-131). После завершения образования принял монашеский постриг и удалился на Св. Гору Афон, где жил в Кавсокаливийском скиту во имя Пресв. Троицы (см. в ст. Великая Лавра ). В 1749-1753 гг. был 1-м ректором (схолархом) Афонской академии (Афониады) при мон-ре Ватопед , учрежденной при патриархе К-польском Кирилле V (1748-1751; 1752-1757). Его преемником на посту ректора стал его учитель Евгений (Булгарис). Вскоре после ухода с поста ректора Н. К. на короткое время затворился в келье и занялся учеными трудами ( Μπαρτζελιτης. 2008. C. 262).

http://pravenc.ru/text/2565028.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010