Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архимандрит Ефрем (Кутсу), игумен Ватопедского монастыря ( Афон) Иосиф Исихаст выразитель предания коливадов     Архимандрит Ефрем (Кутсу), игумен Ватопедского монастыря ( Афон) Иосиф Исихаст выразитель предания коливадов     Наконец-то тема предания коливадов (или филокалийного предания), совершенно незаслуженно забытая, вновь обращает на себя внимание на самом авторитетном уровне. Остается только порадоваться за Святую Гору как хранительницу подлинного Православного предания. - Афон   Старец Иосиф Исихаст был тем редким монахом, который с самого начала своего отречения от мира получил полноту Божественной Благодати, Благодать совершенных. Наиболее примечательно здесь то, что он не только сохранил дарованную ему благодать, что само по себе безмерно трудно, но и приумножил ее, а это уже почти невозможно. В первые месяцы после прихода на Святую Гору, когда он находился в Вигле, уединенной местности неподалеку от монастыря Великая Лавра, он обрел бесценный небесный дар - посещение Божественного Света и в то же время дарование непрестанной умной молитвы. Это событие стало важнейшим основанием и отправной точкой всей его дальнейшей монашеской жизни. Его жизнь всецело соизмерялась с опытным познанием Благодати и была направлена на стяжание ее. В непрестанной аскетической борьбе врагом своим номер один он считал лень — по святоотеческой терминологии — нерадение, — а вовсе не гордость. Ибо, как говорил он, нерадение не позволяет тебе даже собрать духовный плод и увидеть его (т.е. Божественную Благодать), в то время как гордость крадет его после того, как ты его приобретешь. То есть в таком случае ты в самом начале вкушаешь от этого плода и, обладая из опыта памятью о нем, можешь, если захочешь, через покаяние и самоукорение снова его вернуть. Если же ты совсем не знаешь, что это за плод, то даже и не будешь стараться его приобрести. Приснопамятный старец был великим Афонским исихастом и подвижником. Заведенный им порядок аскетической жизни складывался на примере жизни старца Даниила из келий св. Петра в Криа -Нера и старца Каллиника Исихаста, жившего на Катунаках. Устав этой жизни, по сути, представлял собой строгий пост, молчание, совершенную беспопечительность, ежедневную исповедь помыслов, повседневное бодрствование на протяжении всей ночи и непрестанную умную молитву.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2385

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества   23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почитается как «начальник всех русских монахов», поскольку основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. Однако, несмотря на такое центральное значение личности преподобного Антония в истории Русской Церкви и Руси, сохранившиеся сведения о нем довольно скудны и противоречивы. Особенно мало информации о периоде пребывания подвижника на Святой Горе Афон. В последнее время в популярной литературе утвердилась мысль, будто бы преподобный Антоний Печерский на Афоне подвизался в монастыре Есфигмен, чему в качестве подтверждения демонстрируется небольшая пещерка с надстроенной над ней в конце XIX века церковкою во имя святого Антония Есфигменского. Однако действительно ли эта пещера принадлежала киевскому Антонию? И действительно ли Антоний Есфигменский тождественен преподобному Антонию Печерскому? Вопрос этот до сих пор остается открытым, поскольку весомых доказательств есфигменской гипотезы, распространившейся с середины XIX века, представлено так и не было. Помимо известной ныне пещеры Антония Есфигменского существовала на Афоне в XIX веке и другая пещера, которую тоже приписывали преподобному Антонию Печерскому, - неподалеку от Великой Лавры святого Афанасия. О ней упоминается в паломнических отчетах иеромонаха Ипполита (Вишенского) и других. По мнению большинства исследователей, здесь имела место попытка благочестивых русских паломников, активно начавших приезжать на Афон в XIX веке, самостоятельно отыскать место подвига почитаемого на Руси «начальника всех русских монахов». Но если Великая Лавра отказалась признать паломническую идентификацию пещеры, находящейся в ее пределах, то обитель Есфигмен - сочла это возможным и позволила российским паломникам над пещерой воздвигнуть храм во имя святого Антония Есфигменского.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2622

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне - 2 ...«лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать»... Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне - 2         Старец Нил учит Россию Афонскому Преданию         Недалеко от лавры святого Афанасия   ...«лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать»...                   Недалеко от лавры святого Афанасия старцы Нил и Инно­кентий нашли пещеру святого Петра Афонского, житие которо­го преподобный Нил хорошо знал и любил. Святой Петр был первым афонским святым, имя которого сохранило предание Афона. Пятьдесят три года прожил Петр Афонский в своей пе­щере в совершенном безмолвии, не видя лица человеческого. Бес в виде ангела не раз искушал святого Петра, говоря ему: «Оставь пещеру, иди в мир на утверждение многим и будешь наставником для ищущих спасения». Но исчезал после моли­твы святого. Сама Божья Матерь явилась святому, укрепляя его, и пообещала, что ангел будет приносить ему пищу раз в сорок дней. Любопытное свидетельство о пещере Петра Афон­ского оставил русский писатель Б. К. Зайцев, побывавший на Афоне в 1928 году. «Около пещеры, где он жил, откуда видно море, скалы да великая гора Афон, теперь стоит часовня, и живут два иеромонаха. Но в самой пещере жить не дозволяется: слишком холодно зимой, у «ревнующих» подражать святому не хватает сил, и они гибнут».     Некоторые историки предполагают, что Нил Сорский во время своего пребывания на Афоне подвизался в русском Пан-телеимоновом монастыре. Эта обитель, в древности именуемая монастырем Фессалоникийца и освященная во имя святого целителя Пантелеймона, возникла примерно в то же время, что и лавра святого Афанасия - в X веке. В XI веке монастырь пе­редали русской монашеской общине, однако во второй полови­не XV века его населяли преимущественно сербские монахи.     В южной части афонского полуострова, в пустынных и труд­нодоступных местах, находились пустыни монахов, проводивших самое суровое и аскетичное житие.

http://isihazm.ru/?id=420

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святыни Афона Святыни в монастырях Афона Великая Лавра (X в.) Мощи Петра Афонского , пещера святого. Главный храм монастыря – образец «святогороского» типа архитектуры. Богатая ризница, в которой хранятся, например, одежда и венец византийского императора Никифора Фоки. Ватопед (X в.) Пояс Богородицы. Чудотворные Афон ские иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава Иоанна Златоуста. Иверский (X в.) Чудотворная икона Богоматери Иверская. Хиландар (XII в.) (сербский) Чудотворная икона Богоматери, Частицы тернового венца, трости и савана Иисуса Христа. Мощи святых. Обитель считается колыбелью сербского народа.   Дионисиат (XIV в.) Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи. Чудотворная икона Богоматери «Акафистная». Кутлумуш (XI в.) Резной иконостас главного храма – одно из лучших произведений искусства на Афоне.   Пантократор (XIV в.) Чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица») – одна из наиболее почитаемых на Афоне. Мощи святых.   Ксиропотам (X в.) Самая большая на Афоне частица Креста Господня.   Зограф (X в.) (болгарский) Нерукотворная икона святого Георгия. Место гибели 26 Зографских мучеников (православных монахов, сожженных в XIII в. униатами).   Дохиар (X в.) Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (X в.), прославившаяся в XVII в.   Каракалл (X в.) Часть мощей (глава) апостола Варфоломея.   Филофей (X в.) Чудотворная икона Богородицы «Сладкое лобзание» (прославилась во времена иконоборчества; по преданию, прибыла в монастырь из Константинополя, двигаясь по волам). Десница святителя Иоанна Златоуста.   Симона Петра (XIII в.) Часть мощей (левая рука) святой Марии Магдалины.   Святого Павла (X в.) Дары, принесенные волхвами новорожденному Иисусу. Иконостас главного храма – образец афонской школы резьбы по дереву.   Ставроникита (XVI в.) Чудотворная мозаичная икона святого Николая («Устричного») (XIII – XIV вв.)   Ксенофонт (X в.) Чудотворная икона Богородицы «Одигитрия», мозаичные иконы святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (XIV в.)

http://isihazm.ru/1/?id=495&c_pid=1

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.3 из  5) Оглавление См. также: «Житие преподобномученицы великой княгини Елисаветы» в Православном календаре. Предисловие Жизнь великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, до последнего вздоха служившей Москве и России, оставила заметный след в истории нашей страны и в русской культуре. В России было немало верных сынов и дочерей, которые, защищая Москву, отдали жизнь за спасение столицы своего Отечества. Но мало таких, кто, не имея ни капли русской крови, полюбил Россию как свою вторую родину и предпочел смерть — спокойной жизни за рубежом, вдали от Москвы. Когда весной 1917 г. в революционную Москву прибыл шведский министр, чтобы передать великой княгине предложение германского кайзера покинуть Москву в преддверии страшных времен, Елизавета Федоровна выслушала его и сказала, что готова разделить судьбу своей второй родины и не оставит духовную семью — сестер московской Марфо-Мариинской обители милосердия. Может возникнуть вопрос: не странно ли, что великая княгиня была так предана Москве и России, являясь по происхождению английско-немецкой принцессой? Здесь нет ничего странного. Ведь нравственный гений выстраивает свою жизнь по высокому моральному счету и не ищет безопасной гавани в пору народных бедствий. Нерасторжимая личная связь с Москвой, понимание особой духовной роли России в судьбах человечества определили поведение великой княгини в то тревожное время. Если составить карту московских и подмосковных поездок и пеших путешествий великой княгини, всегда значимых и душеполезных, совершаемых во благо москвичей, то эта карта будет испещрена множеством линий и точек. В Москве ее вниманием и заботами отмечены: Марфо-Мариинская обитель труда и милосердия, Храм Христа Спасителя, Исторический музей, дворец в Нескучном саду, вся территории Московского Кремля (особенно кремлевские дворцы, Успенский собор и Чудов монастырь), особняк Дворянского собрания, Епархиальный дом, Строгановское училище, Шереметевский странноприимный дом, Шелапутинский педагогический институт, Иверская община сестер милосердия, Воспитательный дом, Хитров рынок, Синодальное училище, генерал-губернаторский дом на Тверской улице, ясли, приюты, школы Елизаветинского Благотворительного Общества, Покровский, Зачатьевский, Новоспасский, Никитский и многие другие монастыри Москвы, Сергиево-Елизаветинское трудовое убежище увечных воинов. Московская консерватории, Большой театр… Важное место в жизни Елизаветы Федоровны занимали подмосковные православные святыни: Троице-Сергиева лавра, Саввино-Сторожевский и Ново-Иерусалимский монастыри; а также имения в Ильинском, Дмитровском, Петровском, Кораллове, Ершове, Архангельском, Усове, Ромашкове…

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

Схиархимандрит Феофил (Россоха) (1929–1996) Сорок лет совершал старец Феофил монашеский и священнический подвиг. Ему довелось восстанавливать из руин три храма и древнюю пустынь. Его гнали, переводили из епархии в епархию. Он сам говорил: «Пятнадцать лет в Азии и двадцать пять в Европе...» Жизнь его была полна трудов, гонений и скорбей, но до последнего издыхания совершал он труд молитвы за мир. Великие современники, преподобный Кукша Одесский и старец Феофил (Россоха), встречались несколько раз, и прозорливый старец Кукша предсказал ему гонения и нелегкую жизнь. Но где бы ни служил старец, к нему стекались православные. Отец Павел Буланов, выдающийся подвижник нашего времени, живший в Туркестане, в 1982 году сказал об отце Феофиле (тогда еще, до пострига в схиму, Пафнутии): «Это светильник – великая звезда нашего Православия. Это великий человек» – и особо благословил его молиться о бесноватых. В 1988 году открывается Киево-Печерская лавра, и старец, вышедший к тому времени по состоянию здоровья за штат, просит тогдашнего Киевского митрополита Филарета (Денисенко) принять его в братию монастыря. Но митрополит, невзлюбивший старца еще со времен совместного обучения в Духовной академии, отказывает ему. Однако старец не уезжает из лавры, живет там, поет на клиросе, помогает возрождать обитель. И только после того, как митрополит Филарет уходит в раскол, а новым Киевским митрополитом становится Владимир, старца принимают в число братии Киево-Печерской лавры и он получает благословение проводить «вычитки» болящих и немощных, проводить исповеди. На исповедь к старцу приходили не только прихожане и паломники, но и братия монастыря, и семинаристы, и послушники. Обладавший даром прозорливости, старец выслушивал человека как бы на бегу, давал краткий совет, – и этих нескольких слов хватало, чтобы дать ответ на то, что тревожило и мучило. Фактически у батюшки не было свободного времени. К нему ехали и ехали люди. С горем, радостью, за советом, благословением. Возле корпуса, где жил старец, постоянно толпился народ – ждал своего пастыря. И когда батюшка выходил на улицу, этот людской поток поглощал его: все стремились хотя бы прикоснуться к нему, получить благословение. Особенно много людей собиралось в среду и субботу, то есть в то время, когда батюшка проводил «вычитку» для болящих. Сидит старец на стуле после чтения святого Евангелия и помазывает подходящих к нему людей, а в помещении стоит духота, народ напирает со всех сторон, несколько послушников пытаются сдержать эту людскую лавину, но – тщетно. Любой бы человек встал и возмутился, а батюшка лишь повторяет: «Будьте смиренны и кротки».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Восстание греков и новые страдания Афона 8. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 28.09.2022 1039 Время на чтение 15 минут Фото: А.Китаев. Андреевский скит,1996 г. http://aquaviva.ru/   Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7         Число скитов при монастырях увеличивалось. Увеличивалось, соответственно, и число монахов. Все монастыри переживали период расцвета, особенно Великая Лавра, Ватопед и Иверский. Органом управления Святой Горой стал Священный Кинот. Должность прота была упразднена.      Афон вернулся к  общежительному уставу. Это  привело и к нравственному и к духовному  возрождению.         Война России  против турок оживила и подбодрила греков к восстанию. Но греческое восстание против турецкого ига принесло Афону не только освобождение от мусульман, но и  непредвиденные страдания. Монахи  до этого времени дальновидно не вмешивались в политику, не желая накликать на себя гнев поработителей. С Афона бежал в Россию сосланный туда турками Патриарх Серафим Второй. Этого турки не простили Афону и возникла угроза оккупации Святой Горы. Оккупации удалось избежать благодаря Патриарху Феодосию в обмен на увеличение и без того тяжких  налогов.      Некоторые монахи, особенно молодые, примыкали  к восставшим грекам. В отместку за это турки хватали и пытали афонских монахов.       На Святую Гору бежали   отовсюду. Беженцев на ней в двадцатые годы девятнадцатого век  было свыше пяти тысяч. И всех надо было хоть как-то разместить и накормить.  Предводитель повстанцев Эммануил Паппас тоже укрылся на Афоне. Некоторые монахи встали под его знамена. Это усилило злобу турок.  Трехтысячная их армия во главе с пашой  в декабре 1821 года   оккупировала Афон.  Турки хватали, пытали, убивали  святогорцев, живущих даже за пределами Афона. Паша Фессалоники Абдул Абут предложил монахам мир в обмен на  Паппаса.  Паппас, спасая монахов, бежал и в пути скончался.       Турецкие отряды оставались на Афоне до 1830-го года.  Это было настоящим бедствием – захватчики убивали и пытали монахов, жгли библиотеки, грабили монастыри, храмы,  скиты.  Более того - они сожгли  типографию Великой Лавры.   Подобные дикарям, они пускали редчайшие рукописи и свитки на растопку.  Кормить турецкие гарнизоны, которые были размещены по всем монастырям, было непосильно. Монастыри пустели. Оккупанты наложили на монахов огромную контрибуцию. Численность монахов на Афоне сократилась до двух с половиной тысяч.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/28/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЙ [греч. Ελϒιος] (Курилас) (1880, Корча (греч. Корица), ныне Албания - 21.04.1961, Афины), митр. Корицкий (1937-1939), историк, писатель. В юном возрасте приехал на Св. Гору Афон и принял монашество в мон-ре Филофея. Позднее перешел в Великую Лавру. Учился в Афонской академии (Афониада). Изучая в Афинском ун-те теологию и филологию, активно участвовал в греч. народно-освободительном движении в Македонии. В 1908 г. Е. приехал в Македонию, организовал партизанское движение в г. Корча. После возвращения в Афины Е. 2 года был членом подпольного национально-освободительного движения. В 1910 г. ездил для сбора пожертвований в Египет. В Каире организовал греко-албан. освободительное движение и привлек албанцев к борьбе против турок и болгар. В начале 1-й Балканской войны (1912-1913) Е. укрылся на горе Афон, затем собрал вооруженное ополчение в горах на п-ове Халкидики. После освобождения Фессалоники греками вернулся на Св. Гору и выступил против планов русских по интернационализации Св. Горы. В 1915-1923 гг. преподавал в гимназии в Афинах. В 1924 г. вернулся в Великую Лавру. Будучи протом (верховным надзирателем) Св. Горы (1930-1931), добился восстановления Афониады. В 1935 г. получил степень д-ра философии в Афинском ун-те. Преподавал в Фессалонике новую греч. историю. В 1937 г. Е. был поставлен митрополитом Корицким, но в 1939 г. изгнан с кафедры в связи с оккупацией Албании итальянцами. С 1942 по 1949 г. профессор истории в Афинском ун-те. Е. искал и изучал рукописи в б-ках Св. Горы, мон-рях Метеоры, Патмоса и Афин, многие из них издал. Наиболее значительные работы Е.: «Ιστορα το Ασκητισμο Αθωνται» (1929) [История аскетизма: афониты]; «Κατλοϒος τν χειροϒρφων κωδκων το Αϒου Ορους, μ παρχντων ν τ καταλϒ το Σπ. Λμπρου» (1942) [Каталог кодексов рукописей Св. Горы, не вошедших в каталог Сп. Ламброса]; «Ελληνισμς κα χριστιανισμς κατ τος πρτους ανας» (1944) (Эллинизм и христианство с первых веков); «Πατριαρχικ Ιστορα» (1951) (История Патриархата). Неизданные работы Е.: «История науки» в 3 томах, «Словарь научных терминов естественных наук» в 5 томах. Е. собрал богатую б-ку, части к-рой хранятся в г. Корча, в мон-ре Великая Лавра и в Афинах.

http://pravenc.ru/text/187196.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Великая Лавра Афанасия Афонского         Великая Лавра Афанасия Афонского   Я уже писывал вам о здешних афонских бдениях , то есть что некоторые из них продолжаются до четырнадцати часов сряду и что бдения подоб­ного рода бывают только на храмовые празд­ники, а более почти никогда. Теперь я напишу вам и то, что случалось уже и мне испыты­вать тяжесть таких бдений; дважды видел я и самый праздник храмовый, впрочем, только в Русике и нигде более.    Чтобы поверить сходс­тво всенощной службы и самих праздничных обыкновений одного монастыря с другим, а с тем вместе и пройтись по Святой Горе Афон , я был ныне в Лавре святого Афанасия, в день его памяти, 5 июля, и уверился опытом, что так же, как и в Русике, бдение в Лавре, несмотря на то что она относится к разряду штатных монастырей, продолжалось до четырнадцати часов и что оно ничем не отличается от нашего.    О Лавре вы имеете уже понятие из прежних моих писем; значит, в настоящую пору повто­рять одно и то же не следует. Замечу только, что в Лавре поначалу главный праздник был Благовещенский, но с незапамятных времен он заменился днем святого Афанасия, память которого торжествуется всею Горою, впрочем, с таким изменением, что в один год совершается всенощное бдение в честь его, а в следующий за тем - святого пророка Илии.   Что касается до того, что Лавра постоянно празднует святому Афанасию и оставила день Благовещения, это потому, что Сама Богоматерь изволила открыть Свою волю в рассуждении сего одному из пре­жних игуменов лаврских.     - Отселе, сказала Она, - не совер­шайте праздника в честь Мою, понеже блажат Меня все роды и всюду христианами славится Мое имя, а празднуйте память Моего друга Афанасия, который много послужил Мне и довольно потрудился в обители сей.     Вследствие сего Лавра начала называться Лаврою святого Афанасия Афонского и память его совер­шается с особенным усердием и торжеством Святой Горою в признательность за устройс­тво на ней общежитий, хотя и самая Лавра нарушила завет своего великого основателя и уклонилась вслед штатных монастырей, где своеволие остается характеристикою жизни отшельников.

http://isihazm.ru/?id=1189

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лавра в Велико-Тырнове (Великая Лавра) [болг.- Лавра свети четиридесет мъченици], монастырь в г. Велико-Тырново, находится над р. Янтра, между крепостями Царевец и Трапезица. Храм лавры был построен царем Иоанном Асенем II (1218-1241) в честь победы (9 марта 1230) над Эпирским деспотом. Высеченная на колонне надпись сообщала, что царь «создал от зачала и писанием украсил до конца пречестную сию церковь во имя св. 40 мучеников». Вскоре при храме возник мон-рь (лавра). В лавре хранились мощи святых Иоанна Чудотворца , еп. Поливотского, и Илариона Могленского . В 1236 г. по распоряжению Иоанна Асеня в ней был захоронен архиеп. Сербский Савва I , скончавшийся в Тырнове. Через год мощи свт. Саввы перенесли в Сербию. На Соборе Болгарской Церкви 1359/60 г., согласно Житию прп. Феодосия Тырновского, присутствовал архим. «Великой Лавры» Иоанникий. Огражденный стеной с 2 входами (главным и тайным) храм примыкал к крепостной городской стене и находился внутри плотной застройки. К храму, возведенному на месте разрушенной землетрясением церкви с использованием материала IX-X вв., была пристроена характерная для болгарской архитектуры XIII-XIV вв. 2-этажная часовня-«костница», а позднее - небольшой баптистерий. Рядом с храмом были обнаружены неск. светских погребений, на одном из которых есть имя Иоанна, сына царя Иоанна Александра (1331-1371), а другое по найденному в нем перстню было атрибутировано несколькими исследователями царю Калояну ( Попов. 1984. С. 54-55). На территории лавры обнаружены фрагменты керамики, украшенной монограммами царей и патриархов, многочисленные монеты XIII-XIV вв. и надписи-граффити. В 1393 г., после взятия Тырнова османами, в храме в наказание за сопротивление были убиты 110 знатных горожан. Храм был превращен в мечеть, в XVII в. в нем была устроена посвященная взявшему болг. столицу военачальнику Махмуду Фетхи мусульм. обитель (Теке-джамиси). После освобождения Болгарии в 1878 г. церковь переосвятили. 10 февр. 1879 г. в ней была совершена литургия по случаю открытия Учредительного собрания, на котором была утверждена Конституция Княжества Болгария. Далее храм стал гарнизонным, сохранив прежнее значение. 2 авг. 1887 г. здесь принял присягу и получил благословение на престол кн. Болгарии Фердинанд I Саксен-Кобург-Готский. 22 сент. 1908 г. в храме прошла церемония провозглашения независимости Болгарии от Османской империи, а страна объявлена царством. 1 июня 1913 г. церковь была разрушена землетрясением; восстановлена в 2008 г. в связи с гос. церемонией перезахоронения останков Калояна. В наст. время храм является филиалом Национального исторического музея.

http://pravenc.ru/text/2462413.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010