«Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи, и только потом вмешивается» Меня не пугает то, что у человека много страстей. Страшно другое: когда у него нет доброго беспокойства, нет желания начать борьбу за своё духовное исправление. Человек привыкает к определенному образу жизни, привычка становится для него второй натурой – и ему уже сложно исправиться и измениться. 30 октября, 2012 Меня не пугает то, что у человека много страстей. Страшно другое: когда у него нет доброго беспокойства, нет желания начать борьбу за своё духовное исправление. Человек привыкает к определенному образу жизни, привычка становится для него второй натурой – и ему уже сложно исправиться и измениться. «Святая Гора » впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Απ την ασκητικ κα αγιορετικη παρδοση. Αγι ρος, 2011. В то время известному афонскому подвижнику Ефрему Катунакскому предлагали стать игуменом в монастыре Великая Лавра. Старец Паисий узнал об этом и высказал своё мнение по этому поводу в разговоре с одним из своих посетителей: «Отец Ефрем – великое духовное сокровище. Это огромная величина для афонского монашества. Каждую минуту он посвящает Богу и помогает многим людям. Боюсь, что если он станет игуменом, старец многое потеряет в постоянных заботах и попечениях. Но я никому об этом не говорю, так как люди подумают, что я не хочу, чтобы отец Ефрем стал игуменом». Некоторое время спустя отца Паисия посетил близкий к Ефрему Катунакскому человек, и он попросил его передать отцу Ефрему «что на то, чтобы он стал игуменом нет воли Божией». Когда старцу Ефрему передали эти слова, он ответил: «Спасибо старцу Паисию. Я сам чувствую, что на моё игуменство нет Божиего благословения». «Старца Порфирия 1 я видел два или три раза. Многим он в деталях описывал их дома и деревни, хотя сам там никогда не был. Другим рассказал, где надо бурить скважину, и они в засушливой местности наконец нашли воду. Одному человеку с тремя высшими образованиями старец дал советы как решить все его проблемы и принёс ему огромную пользу, хотя до этого ему не смогли помочь многие духовные отцы. Однажды он проходил мимо места, где велись строительные работы и предупредил бульдозеристов, чтобы они копали осторожно. Он сказал им, что в земле лежит крест и они не должны повредить его. Его слова в точности подтвердились».

http://pravmir.ru/bog-zhdet-chtoby-my-po...

В Киеве открылись шестые Международные Успенские чтения 25 сентября 2006 г. 17:18 Вот уже шестой раз в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре собираются богословы, философы, религиозные мыслители Европы, России, Беларуси, Ближнего Востока. Шестые Международные Успенские чтения открылись в Синодальном зале Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Первый день конференции начался с приветственного слова Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира к участникам VI-x Успенских чтений, которое зачитал управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан . С докладами выступили митрополит Минский и Слуцкий Филарет («Мироустройство личности»), митрополит Гор Ливанских Георгий Ходр («Церковь и политика») и профессор Христос Яннарас («Агапэ и эрос в церковной перспективе»). Заседание вел руководитель научно-издательского объединения «Дух и литера» профессор Константин Сигов. В своем обращении митрополит Владимир отметил: «В современном мире мы являемся свидетелями двух тенденций. С одной стороны — это процесс объединения разных государств, обществ и культур, а с другой — крайне негативный процесс противостояния разных народов, религий и культур, последствием которого являются войны, теракты, отсутствие простого взаимоуважения, не говоря уже о любви. Эти две тенденции взаимоисключают одна другую, и поэтому современный мир стоит перед опасностью самоуничтожения. Для того чтобы сохранить этот мир, человечество и все творение от этой опасности необходимы единство, целостность, способность видеть в другом человеке, кем бы он ни был, образ и подобие Божие». 26 сентября заседание пройдет в Национальном заповеднике «София Киевская». Завершатся Успенские чтения в Национальном университете «Киево-Могилянская Академия». Успенские чтения — это не просто добрая традиция. Один из крупнейших международных богословских форумов стал своего рода, «витриной» научной жизни Вселенского Православия. Именно в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре начинается и завершается четырехдневная работа конференции. Изначально лавра являлась центром книжности и просвещения Киевской Руси, и сегодня великая православная святыня не утратила своего значения как научный и богословский центр, поэтому святые лаврские холмы на несколько дней становятся местом, где пересекаются пути современного православного богословия.

http://patriarchia.ru/db/text/145254.htm...

В ПСТГУ отметили десятилетие единства Русской Православной Церкви Москва, 21 сентября 2017 г. 19 сентября 2017 года в Главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялся вечер, посвящённый 10-летию восстановления единства в Русской Православной Церкви - подписания Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. На встрече состоялась презентация новой книги, составленной протоиереем Петром Перекрестовым «Пастырь. Учитель. Друг. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский в воспоминаниях современников». Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон во вступительном слове выразил благодарность почившим Патриарху Алексию II и митрополиту Лавру - главным инициаторам объединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей, разъединённых из-за гонений со стороны советской власти.      По словам епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, 100 лет тому назад начались события, которые очень многое разрушили в нашей стране, в нашем народе, в нашей культуре. «Они отозвались во всем мире, и очень долго продолжались события, которые были следствием этих потрясений. Одним из них было разделение Русской Церкви. Оно закончилось 10 лет тому назад, и, конечно, это великая победа любви, это обретение единства, которого не хватает нам всем. Это пример для всех нас того, что мы должны соединиться в добре, в любви, и только тогда возможно противостоять злу, которое так сильно смущает и искушает нас. Сегодня мы вспоминали это событие с радостью, с благодарностью», - подчеркнул владыка Пантелеимон. В своём слове ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев отметил, что нужно благодарить Бога за то, что Он воздвиг двух святителей – Патриарха Алексия II и митрополита Лавра, осуществивших объединение наших Церквей. «Трудно переоценить значение этого события. Русская Церковь приобрела свою полноту: русские люди во всем мире объединились в одной Церкви», - подчеркнул он. «После подписания документа об объединении Церквей митрополит Лавр приезжал в ПСТГУ, встречался с преподавателями и студентами, рассказывая о жизни Русской Церкви за границей», - вспоминает протоиерей Владимир Воробьев.

http://pravoslavie.ru/106541.html

Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Часть 2. Афон и Русская Православная Церковь История Русской Православной Церкви неразрывно связана с историей афонского монашества. Русский свято-Пантелеимонов монастырь. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru В течение первой половины XIV века Иерусалимский устав и соответствующие ему гимнографические книги были переведены на церковно-славянский язык. Центрами переводческой деятельности являлись прежде всего афонские монастыри Хиландарь и Великая Лавра. Около 1360 года будущий патриарх Тырновский Евфимий перевел «Диатаксис Божественной литургии» патриарха Филофея, в результате чего возникла новая редакция славянского Служебника, быстро распространившаяся в славянских странах. В начале XV века переводы Иерусалимского устава, а также гимнографические книги и Служебник в болгарской редакции стали широко известны на Руси. Афонская практика того времени была взята за основу богослужения (3, 134–135). Ярким подтверждением авторитета Святой Горы для Руси может служить составленная в конце XVI века легендарная «Выпись о втором браке Василия III», в которой решения афонского монашества по поводу развода и повторного брака великого князя, высказанные без запроса с русской стороны, рассматриваются как равнозначные мнению патриархов (4, 150). В 1653 году по инициативе патриарха Никона на Афон был послан монах Арсений Суханов, который должен был привезти греческие рукописи, необходимые для исправления русских богослужебных книг. За два месяца пребывания на Святой Горе Арсений выбрал 498 рукописей и книг, из которых большинство привез сам, остальные были привезены в 1655 году. В царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона помимо книг были доставлены также копии чудотворных святогорских икон Божией Матери Иверской и «Троеручицы», выполненные в размер оригинала. Афонские старцы оказывали большую поддержку патриарху Никону в годы его опалы. В июне 1663 года разбиралось дело архимандрита монастыря Кастамонит Феофана, который без царского разрешения ездил к Никону в Новоиерусалимский монастырь и передал ему мощи мч. Власия и грамоту от всех афонских монастырей.

http://pravoslavie.ru/31792.html

Десница святого великомученика Димитрия Солунского принесена в епархии Украинской Православной Церкви 9 ноября 2011 г. 11:05 7 ноября, в канун дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского , в столицу Украины была принесена великая православная святыня — десница великомученика Димитрия. В аэропорту Борисполь делегацию Элладской Православной Церкви , сопровождающую святыню, во главе с митрополитом Верийским, Наусским и Камбанийским Пантелеимоном встречал архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр , сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви. Ковчег с десницей был доставлен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру , где у святых врат ее встречали архиепископы Белоцерковский и Богуславский Митрофан , Бориспольский Антоний , Белогородский Николай , епископы Макаровский Иларий , Васильковский Пантелеимон , Броварской Феодосий , духовенство монастыря и Киевской епархии, студенты Киевских духовных школ и многочисленные верующие. На Соборной площади Лавры был совершен молебен перед мощами великомученика Димитрия. По окончании молебна управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Митрофан обратился к собравшимся: «Сегодня Киево-Печерская лавра, а вместе с ней и вся Украинская Православная Церковь радуется, принимая великую общехристианскую святыню — десницу святого великомученика Димитрия Солунского. Эта святыня в продолжение месяца будет находиться в пределах Украинской Православной Церкви и посетит многие епархии. Это станет великим стимулом для укрепления духовности и развития добрых отношений между нашими Церквами. Встречи, подобные сегодняшней, должны происходить чаще, поскольку все это служит только для блага — утверждения веры Христовой на земле и единства Святой Православной Церкви». Также архиепископ Митрофан от имени Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира поблагодарил митрополита Пантелеимона за принесение десницы великомученика Димитрия в украинские епархии. В ответном слове глава греческой делегации выразил радость по случаю пребывания в древней Печерской обители. Митрополит Пантелеимон, в частности, сказал: «Тысячи людей приходят в храм к святому Димитрию, к его священному гробу, чтобы по крупице, по капле собрать то миро, которое источали его святые мощи. Смиренно желаю, чтобы это миро наполнило души всех верующих Украинской Православной Церкви и воздвигло от одра болезни Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Пусть этот богоблагодатный святой, своими мощами ныне пребывающий здесь, поможет всем тем людям, которые будут притекать к нему и молиться о своих проблемах».

http://patriarchia.ru/db/text/1669065.ht...

Древние иноческие уставы и современный опыт монастырской жизни. Часть 9. Уставы современных обителей СОВРЕМЕННЫЙ АФОНСКИЙ УСТАВ Пресвятая Богородица – Игуменья Святой Горы Об уставе Источник Святогорский устав церковного проследования. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2002 Со слов насельника Афона инока Илариона Монастыри 20 монастырей на Афоне. Более 200 келий и еще более того колив (келий без церкви) Главных монастырей – четыре: Великая лавра, Ватопед, Иверон, Хиландар Из одного из этих четырех (главного на данный год) назначается прот Афона Глава всех афонских монастырей. Избирается на год собранием и представительством в протате. Печать прота – совместное решение при участии всех четырех главных монастырей Характер устава Различная практика большинства афонских обителей и монастырей Филофеевского типа (Филофей, Ксиропотам, Констамонит, Каракал) Византийское время: перевод часов с заходом солнца (заход=полночь, часов) Большинству афонских обителей выделяются средства от Евросоюза через организацию «Кидак». Не принимают только монастыри: Констамонит (филофеевский), Зограф (болгарский) и Эсфигмен (не признают и не поминают Константинопольского патриарха) Устройство монастырей Виды подвижничества Послушания Всякая афонская обитель в духовной зависимости от Константинопольского патриарха (поминает его на богослужении) Настоятель Подчинены обители и духовно управляются игуменом монастыря Игумен чаще всего из братии самого монастыря. Требования к кандидатуре 1) личное благочестие, пример нравственного поведения 2) не моложе 40 лет 3) не менее 15 лет в монашестве 4) должен быть из числа соборных старцев монастыря Право на участие в избрании имеют все насельники монастыря, прожившие в нем не менее шести лет со дня пострига Собор старцев 5–12 человек. Собираются для решения всех вопросов примерно раз в неделю. Во многих монастырях имеют власть выше игуменской, могут отменять его решения. Ежегодно избирают двух-трех эпитропов. По правилам большинства афонских уставов, у собора старцев и эпитропов очень большие права по отношению к игумену, что объясняется сравнительно недавним принятием уставов (1920–1980-е гг.), тогда как в русском Пантелиимоновом монастыре сохранился более характерный для древнего афонского монашества устав 1803 года

http://pravoslavie.ru/31639.html

За полгода мощам преподобномучениц Елисаветы и Варвары поклонились более четырех миллионов человек В ходе путешествия по России святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары святыня побывала более чем в пятидесяти городах. За полгода пребывания ее в канонических пределах Русской Православной Церкви честным останкам мучениц поклонились более четырех миллионов человек, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП. Принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары состоялось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, при участии Фонда святого апостола Андрея Первозванного. В декабре 2004 года перед святыней получили возможность помолиться жители Ставрополья, Ростовской области (к мощам приложились воины, получившие боевые ранения на Северном Кавказе и находящиеся на излечении в Ростовском окружном военном госпитале), а также Курской, Воронежской, Орловской и Брянской областей. Вечером 23 декабря ковчег с мощами преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары прибыл в Полоцк, который считается духовным центром Белоруссии. Ковчег изготовлен из досок гробов, в которых останки алапаевских мучениц в 1920-х годах были перевезены из Китая во Святую Землю. Всю ночь перед святыней молились сестры Свято-Евфросиниевского монастыря, основанного в XII веке княгиней Евфросинией Полоцкой. Эту святую при жизни очень почитала Великая княгиня Елисавета Феодоровна, которая лично присутствовала на торжествах в честь ее прославления в 1910 году. Из Белоруссии в ночь на 25 декабря в храме-вагоне ковчег с мощами был доставлен в Смоленск. На железнодорожном вокзале святыню встретил викарий Смоленской епархии епископ Балтийский Серафим и более тысячи верующих смолян. Мощи крестным ходом были перенесены в кафедральный Свято-Успенский собор, где жители города встречали их, стоя на коленях. Был отслужен молебен преподобномученицам. В течение нескольких дней верующие во множестве стекались к кафедральному храму, чтобы помолиться перед святыней, которая находилась там до 27 декабря.

http://pravoslavie.ru/12304.html

Киев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 50.450441; 30.52355 Украина, Киев Украина Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Киев — столица и крупнейший город Украины, Город-Герой. Административный центр Киевской области .Расположен на реке Днепр, на севере центральной части Украины. Киев — седьмой по населению город Европы после Стамбула, Москвы, Лондона, Санкт-Петербурга, Берлина и Мадрида. С Киева началось крещение Руси. В силу его значения как исторического центра Руси, город именуют «матерью городов русских». Содержание История [ править править код ] История современной Киевской епархии восходит к Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Русская Киевская епархия (или митрополия) впервые упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому, и 61-й в уставе императора Льва (886—911 гг.). Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские. Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой. Памятник князю Владимиру в Киеве Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания. Картина " Крещение киевлян " К.Лебедев

http://azbyka.ru/palomnik/Киев

На Афоне в правление вступил новый состав Священной Эпистасии Афон, 15 июня 2016 г.      14 (1) июня 2016 г. в административном центре Афона городе Карее, в соборном храме Протата, состоялась ежегодная церемония передачи чреды правления новому составуСвященной Эпистасии – главного исполнительного органа управления Афонской монашеской автономии, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон» . Во время традиционной торжественной церемонии Протэпистат уходящего состава монах Павел Лавриот передал жезл – символ административной власти на Святой Горе – монаху Варнаве Ватопедскому, ставшему Протэпистатом вступившего в череду нового состава Эпистасии.      В этом году в состав новой Эпистасии вошли: о. Варнава Ватопедский, иеромонах Филофей Кутлумушский, монах Андрей Каракальский и иеромонах Филимон Ставроникитский.      Представители этих четырех святогорских обителей сменили прежний состав Священной Эпистасии, в который в 2015-2016 гг. входили о. Павел от Великой Лавры, о. Феоктист от монастыря Дохиар, о. Григорий от монастыря Ксенофонт и о. Гавриил от Эсфигменского братства, расположенного в Карее. На церемонии передачи власти новому составу Священной Эпистасии присутствовали заместитель министра иностранных дел Греции Янис Аманатидис и гражданский губернатор Афона Аристос Космироглу.      Священная Эпистасия (Ιερ Επιστασα - Священный Надзор) – орган, которому принадлежит исполнительная власть на Афоне. Ее состав меняется каждый год в начале июня. Расположена в Кариесе (Карее) — столице автономной монашеской республики. Состоит из представителей ежегодно сменяющих друг друга 5 четверок (групп, куда входят по 4 монастыря), на которые поделены 20 монастырей Афона: 1. В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен. 2. Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита. 3. В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра. 4. В четвёртую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат. 5. В пятую: Дионисиат, Зограф, Свято-Пантелеимонов, Констамонит.

http://pravoslavie.ru/94308.html

новини Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим   Головна / Церква й Митрополит Астанайський Казахстанський Олександр: Приклад людей, сповнених до Бога, живить наше серце для друку 3 листопада 2012 р. 23:42 Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр накануне отмечавшегося 1 ноября дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны ответил на вопросы интернет-издания «Татьянин день» . — Ваше Высокопреосвященство, в 2009 году Вы, возглавляя Синодальный отдел по делам молодежи , дали письменное благословение на проведение международной благотворительной программы «Детская лепта», посвященной 150-летию со дня рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны, причисленной Русской Православной Церковью к лику святых 31 марта 1992 года. — Уверен, что эта программа вскоре наберет обороты и будет хорошим подарком Великой матушке к ее юбилею, ведь название программе дал кружок, основанной самой Великой княгиней. В Костромской епархии , где в течение 20-ти лет проходило мое архипастырское служение и где особо почитаются члены Дома Романовых, главной святыней является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. В 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря этим образом был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. По традиции немецкие принцессы, выходившие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимавшие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна — в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие, приняв имя Елисавета и отчество Феодоровна. Хорошо помню, как 7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали и в пределах Костромского края. Этим мы были обязаны Фонду святого всехвального апостола Андрея Первозванного , делегация которого сопровождала два ковчега с частицами мощей святых угодниц Божиих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2564224...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010