Печерская лавра Я возвратился опять в лавру, что бы уже более не оставлять ее до самого отъезда, и часы, свободные от Богослужения, посвящать внимательному ее осмотру. По истине, на ней и доселе пребывает обетованное Преподобному ее основателю благословенье Святой горы Афонской, и как выразился Блаженный ее летописец, так и сбылось: «Многие монастыри, от князей и от богатства поставлены, но не таковы они, каковы поставленные слезами и пощением, молитвою и бдением. Антоний не имел ни злата, ни сребра, но все стяжал слезами и пощением». Итак, вот в какую великолепную обитель обратилась двухсаженная пещера, где спасался на Берестове благочестивый пресвитер Иларион, будущий Митрополит всея Руси, и вот что произвел преемник его убогой пещеры, когда с простою верою он в ней помолился: «Господи, утверди меня в месте сем, и да будет на нем благословение Святой Горы и моего игумена, меня постригшего». Прошло несколько лет, и прославился Антоний в Русской земле; он начал принимать и приходившую к нему братию, совокупил их двенадцать в пещере ископанной с церковию и келлиями, и передав им благословение, первое от Бога, второе же от Святой Горы, поставил им гумена, а сам жил особно. Очень скоро тесными стали подземная церковь и горняя; Антоний посылает сказать Великому князю: «Княже мой, се Бог умножил братию, а место сие мало. Если бы ты нам дал гору, что над пещерою», – и радостно уступает гору сию Изяслав. Воздвигается церковь великая, с келлиями и оградою вокруг, оттоле прозвался Печерским монастырь, а прежде сего жили чернецы в пещере. С такою евангельскою простотою описывает начало лавры один из первых ее постриженников; невольное благоговение проникает в сердце, когда вспомнишь, что возникло из сего убогого, но святого начала! Какой обильный свет пролился на всю Россию из мрака пещерного сей обители, которая, по словам Патерика, как море, не могла держать в себе ничего гнилого; уже в течение первых двух веков поставила она до пятидесяти епископов из среды своих смиренных братий на святительские кафедры. Так велика была святость места, что самые епископы готовы были сменять славу своего высокого сана на смиренное послушание игумену лавры, предпочитая день единый в дому Божией Матери тысячам на своих кафедрах; они даже завидовали участи нищих, валявшихся во прахе пред вратами обители. Князья же, Великие и удельные, ничего не предпринимали без благословения ее игумена и без молитвы над мощами основателя и пред чудотворною иконою Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Софроний Патриарх писал Государю, желая ему победы и одоления на врагов, всех благ и спасения от Святого и Живодавного гроба, и воссылал молитвы о нем, Царице и его чадах. «Ведомо да будет вам, самодержавный Царь, что здесь, во святых местах, многия скорби и нужды и глад неизсчетный, какого не бывало во дни наши: Арабскаго рода умножилось и нас нудят ежедневно, так что едва не погибли от здешняго святаго и преславнаго места. Так, святый Царь и Государь, Борис Феодорович всея Руси, и царская, великая, святая лавра преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы, потерпела много от тех Араплян, потому что смиренные мнихи не могут их кормить в такой пустыне, в дороговизну и засуху, и отошли на малое время, доколе пройдет гнев Господень; глад сей великий и неизсчетная скорбь да и смиренные мнихи приимут малый покой от чрезвычайнаго труда, что на них был в те дни. Посему, святый Царь, отошли от той Св. лавры старцы, да поживут в сохранении малое время, доколе смирится ненавистный род Араплян и пока соберутся несколько мнихов, а днесь среди монастыря заключены не явно, но тайно, страха рада Измаилитскаго. Игумен, со всем освященным Собором своим, взяв все сосуды монастырские, пришли во святый град Иерусалим, в другой монастырь свой, великих чиноначальников, Михаила и Гавриила, и молят там, днем и ночью, о державе царствия твоего. Молит тебя, самодержавный Царь, смирение наше, да будешь новым соорудителем, как некогда великий Царь Юстиниан, который основал лавру из глубины земной; пошли ей, по достоянию, милостыню, да не до конца погибнет. Ведомо тебе буди, что от державы твоей имел всю надежду монастырь, и сего ради послали келаря Дамаскина к царству твоему и не видали от него никакой вести, ни граматы от руки его. Толикое время замешкался в державе царствия твоего, а бедные погибают старцы монастырские на всякий день. По сему просим, да поспешит и приидет ранее; и мы о том единомысленно совещавшись, с Игуменом, со всеми священниками и старцами соборными, избрали преподобнаго священноинока, духовника, Архимандрита вернаго Григория, с иным келарем Гавриилом и старцем соборным Акакием, да испросят, от своего собора, обычную милостыню, от державы Царской: приими, как верный святый Царь, и пришли их вскоре, с прежним келарем Дамаскиным, да приимет опять лавра прежнюю свою лепоту и будет похвала святому твоему царствию.» Грамота писана Сентября 6-го 1602 года. Связка 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

38. Начало христианской веры в России. Великая княгиня Ольга, святой Владимир и распространение святой православной веры В 862 году новгородские славяне призвали на княжение Рюрика. Двое из его сподвижников, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья на юге России. На берегу Днепра они увидели Киев и завладели им. Отсюда в 866 году они сделали набег на Царьград. Император Михаил III и патриарх Фотий обратились с молитвой к Богу и, по совершении всенощного богослужения во Влахернском храме, вышли с крестным ходом на берег Босфора и погрузили ризу Богоматери в волны залива. Море, дотоле спокойное, вдруг взволновалось и разбило суда руссов. Много их погибло; те, которые возвратились домой, были под особенным впечатлением поразившего их гнева Божия. Вскоре явился в Киев из Греции епископ и начал проповедовать руссам о Господе Спасителе и о разных чудесах Божиих, совершенных в Ветхом и Новом Завете. Руссы, услышав от него, что три отрока не сгорели в пещи вавилонской, остановили проповедника и сказали: «Если мы не увидим чего-нибудь подобного, то не поверим тебе». Епископ, помолившись Господу Богу, решился положить святое Евангелие в огонь. Среди пламени оно осталось целым, не сотлели даже ленты, которыми заложены были в нем избранные для чтения места. Пораженные этим чудом, руссы стали креститься. Вероятно, крестились и князья. Впоследствии на могиле одного из них была воздвигнута церковь во имя святителя Николая. Это заставляет предполагать, что он был христианином... При князе Олеге состояла в зависимости от Константинопольского патриарха особая русская епархия, а при князе Игоре, во время договора с греками в 946 году, русские уже разделялись на крещеных и некрещеных. Первые, т. е. крещеные, утверждали договор присягой в соборной церкви святого пророка Илии. Великая княгиня Ольга, расположенная к христианству беседами с киевскими священниками, своим светлым умом познала превосходство святой веры и решилась принять крещение в 954 году. Древнее сказание говорит, что она для принятия крещения ездила в Константинополь, что святое таинство совершил над ней патриарх Полиевкт, а император Константин Багрянородный был ее восприемником. В крещении она была наименована Еленою. Святая Ольга убеждала своего сына принять христианство, но воинственный Святослав не последовал ее убеждениям. «Надо мной будет смеяться дружина», – говорил он; впрочем, не запрещал своим подданным креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2014 года 23 декабря 2014 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 24 декабря, 2014 23 декабря 2014 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 23 декабря 2014 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Дорогие Владыки, всечестные отцы и матушки игумении, братья и сестры!  Открывая ежегодное Епархиальное собрание города Москвы, считаю необходимым нарушить традиционный порядок своего доклада и, прежде всего, сказать о самом главном и злободневном: об Украине. С болью мы продолжаем следить за теми событиями, которые происходят на любимой всеми нами украинской земле, с которой очень многие клирики города Москвы кровно связаны, будучи украинцами. Но и те, кто по крови не связан с Украинской землей, духовно с ней связаны. Для всех нас Киево-Печерская лавра — это источник монашеской жизни; Киев — это место Крещения Руси. Великая традиция Православия на Украинской земле является очень важной для понимания всей истории Русской Православной Церкви. И сегодня мы видим гибель и страдания людей, разрушение городов, ненависть между теми, кто еще вчера были друзьями и братьями. Иногда это разделение проходит по семьям — мне рассказывали о драматических ситуациях, когда сталкиваются самые близкие родственники, оказывающиеся как бы по разные стороны баррикад. Тревогу вызывает и все возрастающие нападки на Церковь, доходящие до насильственной передачи храмов раскольникам, до принуждения к переходу в неканонические структуры или к строительству вместе с ними и с греко-католиками какой-то «единой поместной церкви», как будто на Украине таковой Церкви нет. Она есть с момента Киевского Крещения. И это единственная признаваемая всем православным миром Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. А потому поиски какой-то новой «поместной церкви» являются глубочайшим заблуждением, в том числе и доктринальным каноническим заблуждением.

http://pravmir.ru/doklad-svyateyshego-pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мнение о поездке арх. Ефрема Ватопедского на интронизацию Сергея Думенко 07.02.2019 1779 Патриарх Константинопольский Варфоломей не поехал в Киев для участия в «интронизации» главаря т.н. «ПЦУ» («православной церкви Украины ») Сергея-Епифания Думенко. Вместо себя он направил делегацию, состоящую из митрополита Галльского Эммануила, митрополита Адрианопольского Амфилохия, игумена Ватопедского монастыря на Афоне Ефрема и игумена афонского монастыря Ксенофонт Алексия, а также экзарха константинопольского патриархата в Киеве архимандрита Михаила Анищенко. Если членство в этой делегации одного из архитекторов нового украинского раскола и видного защитника содомитов митрополита Галльского Эммануила (Адамакиса) вполне ожидаемо, то присутствие настоятеля Ватопедского монастыря игумена Ефрема вызвало, мягко говоря, недоумение. Многие помнят, как семь лет назад вся православная России тепло встречала игумена Ефрема и принесенный им с Афона Пояс Пресвятой Богородицы, а потом и вовсе встала на его защиту, при попытках обвинить его в финансовых махинациях. В некотором роде оправданием может послужить тот факт, что, по сообщению источников, патриарх Варфоломей заставил архимандрита Ефрема ехать на интронизацию Епифания, угрожая в противном случае отправить игумена Ватопеда под запрет. Но настолько ли эта мера наказания страшна, если с другой стороны тебе предложено – ни больше ни меньше – предать Православие, вступив в общение с раскольниками? Так или иначе, в итоге игумен Ефрем вошел в делегацию, отправленную в Киев для участия в «интронизации» главаря т.н. «ПЦУ»… Правда, несомненно Божиим Промыслом, участвовать игумену в раскольнических мероприятиях не пришлось: сразу по прибытии в украинскую столицу отец Ефрем был срочно госпитализирован в одну из киевских больниц с инфарктом. Напомним, что большинство афонских монастырей в ходе обсуждения в Священном Киноте высказались против участия в «интронизации» лжемитрополита Епифания Думенко. В ходе обсуждения этого вопроса мнения монастырей Афона разделились. Иверон, Ставроникита, Пантократор и Ксенофонт выступили за отправку делегации. Великая Лавра и Кутлумуш воздержались от высказывания своей позиции. Остальные монастыри высказались решительно против.

http://ruskline.ru/video/2019/fevral/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обращение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона В связи с принесением во град Архангельск святых мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары 01.02.2005 477 Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы принимаем благодатную святыню - честную десницу преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и частицу святых мощей ее верной сподвижницы инокини Варвары. Духовную радость, которую испытывают ныне наши сердца, пережили уже многие наши соотечественники - жители тех городов и весей, где побывала христианская святыня. В июле минувшего года ковчежцы со святыми мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары прибыл из Иерусалима в первопрестольный град Москву , откуда началось их шествие по России. Сегодня святыня достигла пределов Северного поморского края. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра, эти святые мощи впервые посетили нашу многострадальную землю. Русской Голгофой названа Северная земля. Церковным антиминсом величают Соловки, ибо кровью мучеников, " яко багряницею и висом " , здесь была украшена Церковь Христова. В 1913 году Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елисавета посетила Архангельск и Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. А ныне через 92 года уже прославленные святые мученицы Елисавета и Варвара, совершив свой долгий путь от Иерусалима к нашей Северной Голгофе, принесли нам Благую весть. И склоняя главу пред святыней, мы величаем и весь сонм святых православную веру. Они - наш золотой фонд и драгоценное духовное наследие, заповеданное нам благочестивыми предками. Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к источнику благодати и у святых мощей угодников Божиих уврачевать немощи наших сердец. Тот, кто стяжал в своей жизни благодать Святого Духа, чье тело было одухотворено, - изольет свою милость и на нас, только бы не оскудевала наша молитва. Церковь Христова с первых веков почитает мощи святых угодников. " В теле мученика я почитаю раны, принятые за имя Христово, - говорит святитель IV века Амвросий Медиоланский,- почитаю тело, которое учит меня любить Господа и не бояться смерти за Него… " Святые преподобномученицы Елисавета и Варвара явили своим подвигом всему миру триумф веры, верности и милосердия. Их нетленные останки источают ту духовную мощь, которой Господь наделяет любящих Его. " Нет более благородной женщины, которая оставила отпечаток своего облика на кровавых страницах русской истории " , - писал о преподобномученице Елисавете в своих воспоминаниях Великий князь Александр Михайлович. На святых останках мучеников, как на твердом фундаменте должна возрождаться Россия. И мы, почитая святых, воздаем славу и хвалу прославившему их Единому Создателю.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ НОВЫЙ ИЗ ДИМИЦАНЫ [греч. Εθμιος Νος κ Δημητσνης] († 22.03.1814), прмч. Афонский (пам. 1 мая, пам. греч. 22 марта). Е. Н. из Д. (в миру Елевферий), сын богатых и благочестивых родителей Панайотиса и Марии, происходил из г. Димицана (Пелопоннес). Вместе с братом Иоанном он получил образование в греч. уч-ще (впосл. Патриаршая академия) в Куручешме (ныне в черте Стамбула). Затем Елевферий 2 года прожил в Яссах вместе с отцом и старшими братьями. Здесь он решил принять монашеский постриг на Св. Горе. Но осуществлению его желания воспрепятствовала русско-тур. война. Он прожил полтора года в Бухаресте, пользуясь покровительством франц. консула и некоего рус. чиновника. Там Елевферий предался порочной жизни, к-рая привела его к вероотступничеству. Познакомившись с тур. посланником (рейс-эфенди), он присоединился к его свите и отправился вместе с ним в Шумен, где принял ислам. Угрызения совести стали терзать Елевферия сразу же после обрезания. В Адрианополе он посетил богослужение в кафедральном соборе и приобрел греч. одежды. За ним был установлен строгий надзор. Рейс-эфенди, желая укрепить новообращенного в мусульм. вере, усыновил Елевферия. Однако тот, раскаиваясь в отречении от Христа, обратился в российское посольство, где ему помогли отправиться на Св. Гору. Там Елевферий исповедал свои грехи К-польскому патриарху Григорию V , жившему на покое в мон-ре Великая Лавра. Патриарх вверил его руководству духовника Великой Лавры Мелетию, и через 40 дней Елевферий был возвращен в лоно Церкви через помазание св. миром. После этого Елевферий нек-рое время жил в скиту св. Анны под наставничеством свящ. Василия, в Дохиаре, в Эсфигмене и затем в принадлежавшем Иверскому мон-рю скиту св. Иоанна Предтечи, где иером. Никифор наложил на него строгую епитимию. Он посетил Иверский мон-рь, где монашествовал его двоюродный брат Онуфрий. Елевферий, преуспев в посте, молитве и воздержании, принял постриг с именем Евфимий.

http://pravenc.ru/text/187793.html

(Некролог) Из достоверного источника из Киева получено известие о мученической кончине митрополита Владимира. В ночь на 26-е января в Киево-Печерскую Лавру, занятую пред тем украинскими войсками (Лавра находится в районе крепости, потому лаврское начальство безсильно было не допустить этого), проникли большевистские отряды. Вскоре после этого неизвестные люди направились в покои митрополита, узнав, что он – хозяин лавры. Произведя обыск и отобрав 100 руб. денег, потому что больше у почившего владыки их не было, они повели его на допрос к коменданту, но, очевидно, по дороге решили с нам покончить и привели этот безумный умысел в исполнение. Тело мученика-святителя найдено на другой или на третий день. На нем оказалось две огнестрельных смертельных раны и три колотых. 3-го февраля на Священном Соборе получена была эта ужасная весть, подтвердившая ходившие накануне слухи и печатное сообщение в «Русских Ведомостях», которым не хотелось верить. Тотчас же по получении известия Святейшйм патриархом Тихоном была совершена панихида во Владимирском храме Епархиального Дома, к которому примыкает зал соборных заседаний. Этот храм, как и весь Епархиальный Дом, построен убиенным мучеником, митрополитом Владимиром и потому здесь особенно выразительно звучала ему, как храмоздателю, «вечная память». Одною из последних книг высокопреосвященного Владимира была книга о Колизее, о римском Колизее, обагренном святою кровью христианских мучеников. Ныне Господь судил и ему венчаться подобным венцом мужественного воина Христова, терновым венцом страданий и мученической кончины. В то время, как в губерниях Малороссии назревает и углубляется нездоровое сепаратистическое течение и в церковном отношении, в это самое время великая русская Церковь дает Украине драгоценнейший дар – мученическую кровь и страдальческий подвиг ревностнейшего архапастыря, убиенного митрополита Владимира, свидетельствуя тем, что не может быть разделений там, где надвигается одна опасность, где подымается одна волна гонений и насилий против Церкви. Кровь стрададьцев за веру, пролитая на улицах Петрограда, Москвы, Ярославля, Тулы, Харькова, Киева, эта невинная кровь, которая вопиет от земли к небу, связывает всю русскую православную Церковь во-едино для ревностного стояния за Христа и Церковь , за величайшия святыни религиозного упования, народного духа, общественного и государственного строительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ни одно государство не может похвалиться таким большим числом святынь, чтимых народом, как наше государство – Россия. Необъятно велика родина наша, – Русь православная, и всюду в ней взоры путешественников встречают большие и малые, богатые и убогие, древние и новые монастыри. Нет на родине нашей самого отдаленнейшего уголка, где не было бы святого места, в которое не приходили бы благочестивые богомольцы, чтобы поклоняться святыне. Православная вера – сила нашего великого народа. Народ этот гордится дорогим для него именем «православный» и понимает значение главной силы своей – святой православной веры. Потому к вере этой он прибегает во всех случаях своей жизни: в несчастьях и горестях утешает его вера; в радостных случаях жизни обращается он к молитве, воздавая в ней хвалу и благодарение Богу, Который посылает людям все – и счастье, и тяжелые испытания. И как чудно эта живая вера оправдывает себя! Русский народ, многомиллионный народ, весь живет, как один человек. Много уже веков прожил он на свете, много испытал он горя и радостей, и если все перенес счастливо, вышел сильным и могучим из всех бедствий, не возгордился он счастьем и радостью, то только потому, что всегда, во всех случаях жизни, прибегал с молитвой к Богу, как помощнику, защитнику, источнику радостей. Нападали на Россию враги, в плену ее держали целые столетия, жгли, грабили, разоряли... Боролись русские люди и выходили победителями. Теснили родину нашу враги веры православной, силились веру нашу уничтожить и православных в неправославных обратить. Не поддавались и не поддались русские люди, враги оставляли их с посрамлением. «…Если Бог за нас, то кто против нас?» Вот великая уверенность русского народа; эта уверенность придавала ему силу, бодрость и спасала от бед. «С нами Бог ! Разумейте, языцы (т. е. народы), и покоряйтеся, яко (потому что) – с нами Бог!» Вот с какой угрозой выступал русский народ против врагов. И враги «разумели» это понимали, что тут не хвастовство простое, и покорились, сознавая свое бессилие бороться с теми, у кого есть непреодолимая защита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но если в IV веке восточное монашество эволюционировало, ориентируясь на самые ранние очаги иноческой жизни, то для Константинополя эталоном стал монастырь св. Иоанна Студита. Именно в этой отличавшейся строгой дисциплиной общине в ту пору, когда в ней настоятельствовал знаменитый игумен Феодор Студит , обрело свой законченный вид византийское киновийное общежитительство. Детальный устав этой обители, составленный св. Феодором Студитом как «наилучшее и наидостойнейшее правило, которое воистину свободно как от крайностей, так и от несообразностей» 618 , серьезно влиял на православное монашество на протяжении очень долгого времени. В скором времени этот устав стал наиболее предпочительным и для старых, и для новых обителей, одной из причин чего, несомненно, стали его умеренный аскетизм и то значение, которое традиционно придавалось общей молитве и физическому труду. Первое киновийное общежительство на горе Афон, Великая Лавра, принадлежало именно к студитскому типу. «Ипотипосис» ее основателя, прп. Афанасия, во всех основных моментах основывается на тексте прп. Феодора Студита . Однако распространение студийского устава не ограничивалось одной лишь Византией. В конце XI столетия прп. Феодосий, «отец русского монашества», принял измененную версию Студийского устава (устав патриарха Алексия, 1025–1043) для своего Киево–Печерского монастыря. В следующем столетии св. Савва подобным же образом связал сербское монашество с киновийной традицией, введя один из вариантов Студийского устава сначала в Хиландаре, а затем и в Студенице. Со временем последняя община (игуменом которой некоторое время был сам святой) стала образцом для всех царских монастырей Сербии. Хотя вся структура, дисциплина и духовность монашества внутри православного содружества в целом определялась византийской моделью, ведущую роль играла именно студитская традиция. Для восточного монашества она сыграла роль стабилизирующего фактора – такую же как и киновийная община св. Василия в Аннеси четырьмя столетиями ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010