В Москву из Греции впервые будут доставлены мощи Алексия, человека Божия Москва, 23 марта 2005 г. Новоспасский монастырь С 29 марта по 3 апреля в Новоспасском мужском монастыре города Москвы будут находиться мощи одного из самых почитаемых всем православным миром святых – преподобного Алексия, человека Божия, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " .   Из Греции в Российскую столицу будет доставлена честная глава подвижника, которая постоянно пребывает в основанном в 961 году монастыре " Великая Лавра " (город Калаврита, полуостров Пелопоннес). Святыню сопровождает делегация Элладской Православной Церкви во главе с митрополитом Калавритским и Эгионским Амвросием.   Пребывание в России честных мощей святого угодника Божия благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Христодулом. Инициатором благочестивой акции стал Попечительский совет Новоспасского Патриаршего монастыря города Москвы.   Честная глава преподобного Алексия, человека Божия, впервые прибывает в Россию. Также впервые она покидает Грецию с того момента, когда была принесена в дар монастырю " Великая Лавра " византийским императором Мануилом Палеологом в 1398 году. Лишь однажды святыня была перемещена из обители, будучи похищенной во время разграбления " Великой Лавры " в 1733 году, однако впоследствии вновь обретена и возвращена в монастырь.   С честной главой преподобного Алексия, а также с монастырем " Великая Лавра " связаны переломные моменты истории Греции. Именно в этом монастыре, у мощей преподобного, 25 марта 1821 года состоялось собрание греческих патриотов, которое положило начало победоносному национально-освободительному восстанию греков против многовекового османского ига.   Русские православные люди, благоговейно почитающие святого Алексия (его житие было одним из тепло любимых на Руси), не забывали о месте, где почивает его честная глава. В ризнице «Великой Лавры» до сих пор хранится Евангелие в драгоценном окладе, подаренное монастырю императрицей Екатериной II.

http://pravoslavie.ru/13033.html

Константинопольская/Святые и святыни/Храмы и монастыри HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Сергей Говорун Монастыри Святой Горы Афон Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом. Великая Лавра Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом (ему можно писать по адресу: Megisti Laura, 63086, Karyai, Mount Athos). Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями. Монастырь Ватопед Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год – первого июня. Все монастыри делятся на пять групп – в каждой группе по четыре монастыря. В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен. Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита. В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра. В четвертую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат. В пятую: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит. Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии. Список монастырей Святой Горы: 1. Великая Лавра. Осн. в 963 г., престольный праздник 5/18 июля, в день преп. Афанасия Афонского. Игумен: архим. Филипп. Тел. (30-377) 22586, 23760. Факс (30-377) 23761-2.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1996 и 2000. Адрес: Украина, Киевская область, Киев, ул. Лаврская, 9. Координаты: 50.435123, 30.557122 Проезд:на метро до остановки " Арсенальная " , далее автобусом 24, 25, 38ТР, 55, троллейбус 38 и маршрутном такси до остановки " Киево-Печерская Лавра " Изменить описание объекта Успенская Киево-Печерская лавра.Собор Успения Пресвятой Богородицы.Уцелевший юго-восточный придел Иоанна Богослова после взрыва храма 3 ноября 1941года (фото из архива автора.5.01.1978г) Александр Момент 5 января 1978 Карта и ближайшие объекты Главным храмом комплекса является Успенский собор – одно из самых древних сооружений Лавры. Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря была заложена в 1073 г. игуменом Феодосием, но он скоропостижно скончался, поэтому снова к строительству приступили только в 1075 г. Возведение заняло всего 2 года, что было невероятно быстро для столь масштабного здания. Согласно легенде, ширину и длину храма обозначили в 20 и 30 «поясов» – это изделие, выполненное из чистого золота, было подарено монахам варягом Шимоном в честь начала строительства. Через несколько лет после окончания работы зодчих приезжие художники из Константинополя оформили церковь мозаиками и фресками на полу и стенах. Храм венчался единственным куполом, диаметр которого составлял почти 9 метров, основные нефы были выполнены из мрамора. За всю историю собора ремонтные и реставрационные работы в нем проводились несколько раз. Впервые – после разрушительного нападения половцев, а потом – после землетрясения в начале 13 века. По преданию, в результате этого природного катаклизма храм расступился на четыре части. Через три столетия в соборе были возведены величественный иконостас и несколько часовен. Успенский собор почти полностью уничтожили взрывом в 1941 г., восстановили его только в 2000 г. Сегодня каждый гость Киево-Печерской Лавры может увидеть в специальной ротонде большой обломок древней стены храма. До момента разрушения строения в 20 веке в нем насчитывалось более 300 захоронений князей, святых и значимых людей разных эпох. Многие из надгробий представляли большую ценность, поскольку были произведениями искусства знаменитых мастеров. В современном Успенском соборе попытались восстановить самые первые фрески и узоры, тонкая роспись максимально приближена к оригинальной.

http://sobory.ru/article/?object=05643

В 2023-м году отмечает свое 400-летие Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь. Весь сентябрь в белорусском городе Орша в память основания здесь в 1623-м году монашеской обители и в честь Оршанской иконы Богородицы проходят торжественные богослужения, крестные ходы, культурные мероприятия. Какова же история, какова современность этой древней и единственной в своем роде белорусской лавры? Бе же тамо лавра великая святаго Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа зовомая Кутейно близ славнаго града Оршы: иже бысть глава и начало общему житию во всей белой России и в Литве… Патриарх Никон (Минин) Близ славного града Орши Время подобно реке, которая почти незаметно, но неуклонно несет свои воды в неведомое завтра. Вот и Днепр, на берегу которого возник древний град Орша, так же, как и почти девять с половиной веков назад, неторопливо течет к далекому Черному морю. А город, впервые упомянутый в «Повести временных лет» под 1067-м годом, претерпел множество исторических бурь и лихолетий. Войны Великого Княжества Литовского, позже — Речи Посполитой, а там уж и Российской Империи изрядно меняли внешний облик Орши. Город неоднократно перестраивался. Что поделать — история оказалась к нему немилосердна. Орша всегда, во всяком случае до событий 1917 года, была украшена большим количеством храмов Глядя на старинные фотографии, можно совершенно точно утверждать, что Орша всегда, во всяком случае до событий 1917 года, была украшена большим количеством храмов. Значит, жили здесь люди набожные, боголюбивые. Вот и летописи сообщают, что с XVI по XVIII века Орша была значительным религиозным центром. Более поздние документы 1909 года свидетельствуют, что в то время на 17 000 жителей было в Орше 7 церквей, 2 костела и 13 молитвенных домов. Самую же значительную роль в истории Православия на землях оршанщины сыграл Кутеинский Богоявленский монастырь. Единственная в своем роде белорусская лавра была возведена в Орше, на левом берегу Днепра, там, где впадает в него речка Кутеинка. От ее названия и монастырь стал именоваться Кутеинским.

http://pravoslavie.ru/156138.html

Патриарх Алексий возглавил встречу в Храме Христа Спасителя святых мощей преподобного Алексия Москва, 4 апреля 2005 г. 2 апреля 2005 года, в неделю Крестопоклонную Великого поста, Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя и возглавил торжественную встречу святых мощей преподобного Алексия, человека Божия, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . В богослужении и встрече великой православной святыни участвовали собор архиереев Русской Православной Церкви, делегация Элладской Православной Церкви, сопровождающая святые мощи преподобного Алексия, сонм клириков Первопрестольного града, многочисленные верующие и паломники. За богослужением молился Чрезвычайный и Полномочный Посол Греции в России Димитриос Параскевопулос. Честная глава угодника Божия, принесенная 29 марта 2005 года из Греции в российскую столицу, постоянно пребывает в основанном в 961 году монастыре " Великая Лавра " (город Калаврита, полуостров Пелопоннес). В московском Новоспасском монастыре святыня была открыта для поклонения верующих с 29 марта по 2 апреля. За это время у честных останков подвижника благочестия побывали десятки тысяч жителей столицы и паломников.  Пребывание в России честных мощей святого угодника Божия благословлено Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Архиепископом Афинским и всей Эллады Христодулом. Инициатором благочестивой акции стал Попечительский совет Новоспасского монастыря города Москвы. Честная глава преподобного Алексия, человека Божия, впервые прибыла в Россию. И также впервые с того момента, когда была принесена в дар монастырю " Великая Лавра " византийским императором Мануилом Палеологом в 1398 году, она покидает Грецию. Лишь однажды святыня была перемещена из обители, будучи похищенной во время разграбления " Великой Лавры " в 1733 году, однако после обретения вновь возвращена в монастырь. 2 апреля 2005 года Предстоятель Русской Православной Церкви, возглавивший торжественную церемонию встречи святыни в Храме Христа Спасителя, молитвенно поклонился угоднику, имя которого будущий Патриарх воспринял в Святом Крещении. Обратившись к присутствовавшим за богослужением с Первосвятительским словом, Его Святейшество сказал:

http://pravoslavie.ru/13165.html

Ивирон На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Основателем обители некоторые учёные считают другого выходца из Иверии византийского военного Торникия. Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки. Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги. Климентова пристань Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его Святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры Климента. Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/52975.html

Московская церковь св. Харитония Исповедника в Огородной слободе Единственная в Москве церковь во имя св. Харитония Исповедника стояла до революции в дворцовой Огородной слободе близ Чистых прудов. Ее главный престол был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитония, потому что в день памяти этого святого, 28 сентября (11 октября) 1645 года царь Алексей Михайлович венчался  на русский престол. И, по обычаю, он поставил в Москве церковь во имя праздника, который пришелся на день венчания на царство. Прп. Харитон Исповедник (фрагмент иконы) Преподобный Харитон Исповедник жил в конце III - первой половине  IV века от Рождества Христова в малоазийской Иконии и пострадал во время  усилившихся римских гонений на христианскую веру. Историки считают, что это могло произойти при императорах-язычниках Галерии, Максимиане или Ликинии, правивших в первой четверти  IV века. Тогда св. Харитоний открыто исповедал Христа перед гонителями и обличил язычество, укрепляя себя воспоминанием о подвиге соотечественницы, христианской мученицы Феклы. Его заточили в темницу и стали мучить, заставляя отречься от Христа, но он чудом остался жив. И когда гонения прекратились, мученик был отпущен на свободу - редким удавалось выйти из римских застенков. Св. Харитоний отправился тогда в Иерусалим, поклониться Святой Земле. И по дороге в Палестине на него напали разбойники, схватили, связали и уволокли в свое логово, устроенное в одной из ближайших пещер, где они скрывались и прятали награбленное. Бросив связанного в пещере, они отлучились на какое-то свое злое дело. Святой, ожидая неминуемой смерти, горячо молил Бога явить Свою Волю о его судьбе. И, по преданию, в это время незаметно заползла в пещеру змея и стала пить вино из сосуда, отравив напиток своим смертельным ядом. Разбойники, вернувшись в пещеру, выпили это вино и пали мертвыми. Возблагодарив слезно Бога, св. Харитоний остался в этой пещере на иноческий подвиг. Награбленное роздал нищим, а пещеру обратил в церковь, где потом устроилась великая обитель - Фаранская Лавра. Для нее сам св. Харитоний написал устав, и он же, по преданию, впоследствии составил чин иноческого пострижения. Потом святой удалился в пустыню, но и там принимал всех, кто приходил к нему за помощью, и основал еще две обители - Иерихонскую и Сукийскую. Последняя еще известна как " Ветхая Лавра " . Близ нее в пещере на горе подвизался св. Харитоний до конца жизни и умер глубоким стариком. По завещанию, святого похоронили в той самой церкви, которую он устроил в бывшей пещере разбойников.

http://pravoslavie.ru/59.html

В Екатеринбургскую епархию прибывает чудотворная икона Пресвятой Богородицы " Почаевская " Екатеринбург, 2 августа 2005 г . Прихожан Екатеринбургской епархии ожидает великая духовная радость – уральскую столицу посетит великая всеправославная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы " Почаевская " . Почаевский чудотворный образ пребывает в Свято-Успенской Почаевской Лавре на Украине, в городе Тернополе. Согласно старинным описаниям, икона имеет " 6 вершков с четвертью в высоту и 5 с осьмушкой в ширину. Писана темперой, древним византийским письмом на липовой доске, подбитой снизу (чтобы не гнулась) двумя дубовыми перекладинами " . Первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем – золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 года, повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа. Икона изображает Матерь Божию с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Иисус положил левую руку на плечо Матери, а правую поднял для благословения; Она же преклонила лик к главе Сына. На иконе есть еще семь миниатюрных изображений святых на клеймах. Справа, как гласит надпись по-русски, изображен пророк Илия, под ним мученик Мина; слева – первомученик Стефан, под ним – преподобный Авраамий; внизу же образа – лики трех святых жен: великомученицы Екатерины и преподобных Параскевы и Ирины. Славянские письмена на иконе свидетельствуют о том, что, возможно, " образ Почаевский писан рукою русскою " . Считается, что образ был первоначально заказан семьей, члены которой носили имена перечисленных святых. Икона получила название " Почаевской " от местечка Почаева, где она прославилась. От этого же местечка получила название и гора, и лавра, находящаяся на этой горе. В 1559 году митрополит Неофит благословил владелицу Почаева Анну Гойскую, в благодарность за гостеприимство, иконою Пресвятой Богородицы. Скоро в доме Гойской икона стала ознаменовывать себя чудесными явлениями. Брат Анны, слепой от рождения, получил зрение по молитве пред иконою. После того Гойская сочла себя недостойной иметь икону в доме и пожертвовала ее инокам на Почаевской горе, где поставили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С этого времени потекли от иконы чудеса " как бы рекою " . По молитве перед ней ко исцелялись многие болезни; чудеса совершались не только для православных, но и для католиков, и даже иудеев.

http://pravoslavie.ru/14142.html

     В 2022 году православный мир празднует 600-летие обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского. Со знаменательной датой непосредственно связано основание Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Собор, на протяжении веков являясь местом пребывания мощей Игумена земли Русской, значим для нас не только как духовная святыня, – этот удивительный памятник стал и неким камертоном церковного искусства, славящего Господа и святых Его. Особенно ясно это выразилось в самый день великого праздника, когда по милости Божией на два дня в собор вернулась икона Живоначальной Троицы кисти преподобного Андрея Рублева. Незадолго до этого события корреспондент «Монастырского вестника» побеседовал с деканом Иконописного факультета, доцентом Московской духовной академии архимандритом Лукой (Головковым). Отец Лука, расскажите, пожалуйста, о масштабе празднуемых нынче дат в контексте связи Церкви и русской истории. Троицкий собор – это главная святыня Лавры и великая святыня всей Русской Православной Церкви. Вместе с тем это также важный образец раннемосковского зодчества. Храмовой архитектуры рубежа XIV–XV веков сохранилось очень немного; чаще всего это лишь фрагменты фундамента и стен, поэтому Троицкий собор является важнейшим памятником архитектуры и имеет очень большое историческое значение. Безусловно, собор – живое воплощение почтения и любви к преподобному Сергию. В начале XV века Лавра была полностью разорена, и только любовь к учителю послужила тому, что братия вернулась на прежнее место и восстановила монастырь. Так, с древнейших времен Троицкий собор стал особо почитаемым наследием святого. Конечно же, он является и уникальным памятником фресковой росписи и иконописи. Сейчас мы не имеем росписей времени преподобного Андрея Рублева, от них практически ничего не сохранилось. Однако мы знаем от исследователей, Сергея Сергеевича Чуракова (советский художник-реставратор. Член Союза художников СССР. – М. Р.) и иных специалистов, что программа росписей XVII века во многом следовала росписям времени Андрея Рублева. Об этом, в первую очередь, свидетельствует композиционное решение. Конечно, в последующее время были и нововведения, однако бóльшая часть сюжетов – замысел преподобного Андрея. Не могу не поделиться очень важным для нас событием: совсем недавно в процессе реставрации на северном столбе за иконостасом был обнаружен небольшой фрагмент росписи, посвященной празднику Благовещения, который датируется XV веком и может принадлежать кругу Андрея Рублева.

http://pravoslavie.ru/147306.html

Афонский дом Пояса Богородицы Монастырь похож на средневековый город. Внутри огромные пяти-, шестиэтажные дома с застекленными, бордовыми и фиолетовыми террасами, мощеные тесаным камнем улицы, что наклонно опускаются от кольца внешних стен к центральной площади с высокой колокольней и собором. 21 ноября, 2011 Монастырь похож на средневековый город. Внутри огромные пяти-, шестиэтажные дома с застекленными, бордовыми и фиолетовыми террасами, мощеные тесаным камнем улицы, что наклонно опускаются от кольца внешних стен к центральной площади с высокой колокольней и собором. Благовещенский Афонский Ватопедский монастырь Монастырь Ватопед из 20-ти афонских не самый большой (Великая Лавра больше) и не самый древний (Иверский и иные другие старше), но один из самых знаменитых. Здесь жили двое сербских святых, иноки Симеон и Савва, отец и сын, оба царского рода, основатели сербского монашества. Подвизался святитель Григорий Палама. Из Ватопеда пошел на Русь церковный писатель и переводчик Псалтири преподобный Максим Грек. В средние века монахов тут было 800. В ХХ веке обитель, как весь Афон, пережила упадок. Но затем возродилась. Ныне восстановлена почти полностью. Братии в Ватопеде около сотни человек. Монастырь похож на средневековый город. Внутри огромные пяти-, шестиэтажные дома с застекленными, бордовыми и фиолетовыми террасами, мощеные тесаным камнем улицы, что наклонно опускаются от кольца внешних стен к центральной площади с высокой колокольней и собором. На стенах его со стороны двора чудесные фрески в наивном стиле с изображениями Страшного Суда, где архангел взвешивает на весах деяния душ, грифоны летят над морем, пятнистые львы пожирают грешников, зубастые бесы нападают на усопших. Как часто на Афоне, ступая в храм, оказываешься в преддверии его. Влево и вправо уходит галерея. Далее ведет арка, но и за ней не собственно храм, а лишь полутемный притвор, через который, мимо монахов и богомольцев, неподвижно замерших в стасидиях, сквозь еще одни врата проходишь к алтарю.

http://pravmir.ru/afonskij-dom-poyasa-bo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010