Новости Патриарх Кирилл принял членов Комиссии по подготовке празднования 1000-летия русского монашеского присутствия на Афоне 18.06.2015 14:12 Москва, 18 июня. Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами Комиссии по подготовке празднования 1000-летия русского монашеского присутствия на Святой горе Афон состоялась 17 июня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве, сообщает патриаршая пресс-служба . Со стороны Русской Православной Церкви во встрече приняли участие:митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям; консультант ОВЦС священник Михаил Асмус. Комиссию Священного Кинота Святой Горы Афон представляли: иеромонах Никодим (Великая Лавра), иеромонах Антоний (монастырь Ивирон), монах Никодим (монастырь святого Павла), иеромонах Гавриил (монастырь Эсфигмен), иеромонах Кирион (монастырь Русик). Приветствуя гостей, Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Мы приближаемся к очень важной для Русской Православной Церкви и для вселенского Православия дате — 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон; и я очень рад возможности обсудить с вами вопросы подготовки к этому торжеству. Связи между Русью и Афоном начались сразу после Крещения Руси в 988 году и продолжались на протяжении веков. Об этом свидетельствуют святыни, привезенные на Русь нашими благочестивыми предками и афонскими монахами, а также множество сокровищ из России, которые были пожертвованы на Святую Гору. Россия всегда выступала защитницей Православия на Востоке, и это во многом обеспечивало безопасность Святой Горы Афон. А Святая Гора во многом обеспечивала духовную безопасность России — в первую очередь, своим влиянием на русское монашество. Празднуя 1000-летие русского присутствия на Афоне, мы хотели бы осмыслить всю эту историю, познакомить с ней молодое поколение жителей Святой Руси — и русских, и украинцев, и белорусов, и представителей других национальностей; показать нашему обществу значение Святой Горы для нашей страны, для духовной жизни россиян; наконец, сделать так, чтобы это празднование привлекло внимание к Святой Горе во всем мире и чтобы Европа еще раз осмыслила значение Святой Горы для собственной духовной жизни.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Общество в состоянии предотвратить рецидив» О программе адаптации заключенных и ее авторе Ларисе Василенко Диакон Петр Пахомов Почти двадцать лет основательница фонда «Возвращение», создавшая программу адаптации «Освобождаясь – не возвращаюсь», несет тюремное служение, однако сегодня ей труднее, чем в начале 90-х – кроме пенсионерок Ларисе Василенко почти никто не помогает. В тюрьме      Она родилась на Западной Украине. Росла без родителей, воспитывалась бабушкой. Когда Ларисе исполнилось шесть лет, бабушка привела её в православный храм, и там она увидела Человека на Кресте, истекавшего кровью. Она подумала, что это очень благородный Человек, и заплакала. В эти минуты и определился весь смысл её дальнейшей жизни. Тогда у нее зародилась мысль стать врачом, залечить Ему раны и послужить людям, за которых Он эти раны получил. В тот же день она приняла Таинство Крещения. А по приходе домой бабушка сняла с нее крестик, сказав: «Нельзя его носить – тебе в первый класс идти надо». Таково было советское атеистическое время. На Украине вообще сложилась тяжелая ситуация – из-за того, что перед войной были присоединены западные районы. Если на советских землях, особенно на территории РСФСР, подавляющая часть церквей уже была уничтожено, то с верующими Западной Украины разобраться не успели – началась Великая Отечественная. А во время войны политика в отношении Церкви поменялась: храмы, наоборот, стали открывать. Так что на Украине оставалось много действующих храмов, что, конечно, беспокоило власти, пытавшиеся насаждать государственный атеизм. Но война кончилась, и наступило хрущевское время – пришлось принимать меры к церковникам. Была закрыта Киево-Печерская лавра, начались гонения на монахов в Почаеве. Один мой знакомый украинец рассказывал, как, придя на исповедь в храм, был поражен, что настоятель не хочет его исповедовать: пришло соответствующее распоряжение в местный совет по делам религий. Так что о том, Кто был этот Человек на Кресте, Лариса Петровна узнала только в 26 лет. Но со дня крещения она училась помогать другим в беде и горе, к 14-ти годам своей жизни изучила технику массажа, чтобы облегчать боль руками. Так она училась служить Ему.

http://pravoslavie.ru/64566.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Ефрем Филофейский. " Мой старец Иосиф Исихаст и Пещерник " . Глава " В скиту Малой Анны " (перевод монаха Серафима) Перевод с греческого по изданию: Ο ΓΕΡΟΝΔΑΣ ΜΟΥ ΙΩΣΗΦ Ο ΗΣΥΧΑΣΤΗΣ ΚΑΙ ΣΠΗΛΑΙΩΤΗΣ (1897-1959), ΓΕΡΟΝΔΟΣ ΕΦΡΑΙΜ ΦΙΛΟΦΕΙΤΟΥ. ΑΡΙΖΟΝΑΣ ΥΣΑ 2008.     Вступление (от переводчика) Исторический контекст книги   Хочется заметить о содержании: Уже существует житие старца Иосифа, написанное отошедшем ко Господу в этом году о. Иосифом Ватопедским. Естественно, возникает вопрос: чем новое житие отличается от уже существующего? Похоже, что целью первого жития было – дать максимально приглаженный облик Старца, сгладить искусительные подробности его жизни. Это связано с тем, что Старец долгое время считался прельщенным, его не признавал ни Скит, ни Монастырь. При жизни его не признали ни монахи, ни старцы, ни даже прп. Паисий Святогорец. Более того, среди современных афонских старцев до сих пор можно встретить мнения о том, что Иосиф Пещерник находился в прелести. Например, нам об этом говорил старец Августин из скита Василия Великого. Так что вряд ли умолчание оказалось удачным. Чем больше проходит времени, тем более величественно открывается образ старца Иосифа как одного из величайших святых. Новое житие – это апология Старца, написанная его любимым учеником, о. Ефремом, который и «наследовал благодать Старца». Поэтому новое житие открывает перед нами совершенно иной образ. Отличие можно выразить одним словом: здесь Старец – живой. Кроме известного из первого Жития каноничного образа сурового молчаливого аскета, – теперь перед нами кроткий, послушный, остроумный, жизнерадостный человек, гонимый всю жизнь и безропотно переносящий эти гонения. Масштаб гонений непосвященному человеку понять трудно. Один тот факт, что представители Скита настроили Монастырь против отшельника, указывает на большие смущения. Монастырь – это Великая Лавра прп. Афанасия, которая управляется советом старцев. Именно идиоритмическое устройство Лавры сделало ее – самым демократичным монастырем Афона. Чтобы совет старцев Великой Лавры был настроен против какого-то человека – вещь невиданная. Старец терпел гонения из-за противостояния двух традиций: монастырской и отшельнической. Т.е он защищал не себя, а забытое Предание Церкви. Это было впервые высказано!

http://isihazm.ru/?id=93

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Икона Богородицы Ктиторская     Икона Богородицы Ктиторская Афон     Икона Богородицы Ктиторская. Афон Великая Лавра Икона находится в приделе Сорока мучеников, помещена рядом с ракой преподобного Афанасия, напоминая, что монастырь построила Богородица.         Икона Богородицы Ктиторской Афон Ватопед Предание первое: В то время, как арабы, разоряя Крит, Сицилию и другие острова, расхищали и святую Гору и были уже близ Ватопеда, экклесиарх успел скрыть сию икону, известную под названием " Ктиторской " , и Крест - в колодезь, который находится под помостом алтаря. Утвердив пред этими святынями горящую свечу и надвинув сверху мраморную плиту, он бросился было бежать, но - не успел: враги схватили его и увели в плен на остров Крит. Долго томился там несчастный пленник и, наконец, по милости Божией, получил свободу. С нетерпением и радостью вернулся он, как в свою отчизну, на Святую Гору, где уже по-прежнему начали процветать обители. Там, в развалинах великолепного Ватопеда, он нашел небольшой кружок братства, обновлявшего обитель от разорения, и поселился с ними. Между тем он вспомнил о скрытых святынях - иконе Пресвятой Богородицы и животворящем Кресте, и спросил о них братию, но никто ему не мог отвечать на то. Чтобы не оставить Божественной святыни в земле, экклесиарх указал на место, куда скрыл он икону и Крест, и просил отнять одну из плит алтарного помоста.   Что же? Когда вскрыли плиту, нашли действительно при колодезе икону Пресвятой Богородицы и животворящий Крест; сама свеча еще горела пред ними… И в настоящую пору свеча эта горит неугасимо - справа при иконе Богоматери; подбавляя воску, иноки таким образом ее сберегают из рода в род. И, конечно, она останется до последнего дня существования этой обители.     Предание более раннее:   В алтаре замечательны иконы Божией Матери, из которых одна называется Ктиторскою, а про чие «Игрушками царицы Феодоры». Тогда как сирийские варвары расхищали Святую Гору (в 862 году), о чем сейчас мы упоминали, и были уже близ Ватопеда, екклесиарх успел скрыть икону, известную под названием Ктиторской, и крест - в колодезь, который находится под помостом алтаря, утвердил пред этими святы нями горящую свечу и, надвинув сверху мра морную плиту в уровень с помостом, бросился было бежать, но не успел: варвары его схватили и впоследствии продали на остров Крит, или Кандию.

http://isihazm.ru/?id=637&c_pid=1

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Икона Георгия Победоносца     Акафист и икона  Георгия Победоносца Афон   Икона  Георгия Победоносца. Афон Великая Лавра     Икона  Георгия Победоносца  Богато украшенная икона XIII века, размер 0.72 на 0.48 метра. Святой Георгий изображен в венце мученика. Икона находится на Афон е в Великой Лавре.   Житие кратко:   Великомученик Георгий родился в семье богатых родителей, но поступил на военную службу и прославился там своим умом, храбростью, мудростью и умением убеждать словом, а также огромной физической силой и выносливостью, величественной осанкой и красотой. За свою высокую воинскую доблесть получил звание тысяченачальника и сделался любимцем императора.   Но император вознамерился возродить язычество в империи и стал жестоким преследователем христиан. Святой Георгий, испытывая сострадание к ним, раздал все свое имущество, а затем явился к нему и объявил себя христианином, обличив его жестокость и несправедливость. Речь его была сильна и убедительна. За это он был подвергнут тяжелым пыткам, но мужественно и незлобливо все претерпел, получая от Господа исцеление, неуязвимость от яда и погружения в негашеную известь. В итоге по приказу императора его казнили отрубанием головы.   Великомученика Георгия называют Победоносцем за высокое мужество и победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства. Георгия Победоносца считают покровителем воинства, а также скотоводства и защитником от хищных зверей, после случая чудесного оживления единственного вола у земледельца.     На иконах святой Георгий часто изображается на коне и поражающим копьем змия...         В одном из посмертных его чудес:   Георгий спас девушку от дракона, поселившегося в окрестностях одного города и пожиравшей его жителей. После этого чуда жители, бывшие язычниками, обратились к христианской вере. Память святому Церковь отмечает 23 апреля/6 мая,  3/16 ноября,  и 26 ноября/9 декабря.   Тропарь, глас 4 Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил еси мучителей нечестие: жертва же благоприятна Богови принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

http://isihazm.ru/?id=634&c_pid=1

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Монастыри и скиты Афона - общие понятия     Монастыри Афона       В настоящее время на   Афон е есть в общей сложности 20 действующих монастырей, названия которых в иерархическом порядке следующие:   1) Великая Лавра, 2) Ватопедский, 3) Иверский, 4) Хиландарский, 5) Дионисиев, 6) Кутлумушев, 7) Пантократоров, 8) Ксиропотамский, 9) Зографов, 10) Дохиаров, 11) Каракалов, 12) Филофеев, 13) Симонопетров, 14) Святого Павла, 15) Ставроникитский, 16) Ксенофонтов, 17) Григориев, 18) Эсфигменов, 19) Свято-Пантелеймонов и 20) Кастамонитов.     Число это неизменно, и согласно Уставной Хартии Святой Горы Афон основание двадцать первого монастыря запрещено. В том случае, если число монахов возрастет настолько, что они не смогут помещаться в существующих монастырях, монахи будут проживать в скитах, кельях и т.п. Монастыри господствуют на всем Афоне, территория которого разделена на двадцать соответствующих областей. 20 монастырям принадлежат также все прочие находящиеся здесь монашеские поселения.   Независимость сохраняет только Карея, где сосредоточены власти Афонского государства . Кроме того, монастыри считаются самоуправляемыми, поскольку не подчиняются непосредственно никаким церковным властям...     Разница между ними заключается в том, что в общежительных монастырях, как указывает уже само слово, все является общим - кров, работа, еда и молитва, тогда как в идиоритмических, кроме крова и молитвы, которые и здесь общие для всех, работа и еда определялись в общем самими монахами. В архитектурном плане монастыри обоих типов не отличаются друг от друга, поскольку все они были основаны как общежительные и оставались таковыми в течение длительного времени. Позднее, когда на Афоне утвердилась идиоритмия, между монастырями произошло разделение, однако в течение многих торжественных дней в году идиоритмические монастыри действовали как общежительные.   В монастырях, которые, как было уже сказано, являются все общежительными, законодательная власть принадлежит совету старцев, которая состоит из определенного числа монахов, а исполнительная - настоятелю, который считается также духовным отцом монастыря и избирается пожизненно всеми монахами, прожившими шестилетний срок со дня пострижения.

http://isihazm.ru/1/?id=503&c_pid=1

Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон Об афонских корнях русского монашества Сергей Шмель «Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские». Художник Сайда Афонина      10/23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского , основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почитается как «начальник всех русских монахов», поскольку основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. Однако, несмотря на такое центральное значение личности преподобного Антония в истории Русской Церкви и Руси, сохранившиеся сведения о нем довольно скудны и противоречивы. Особенно мало информации о периоде пребывания подвижника на Святой Горе Афон. В последнее время в популярной литературе утвердилась мысль, будто бы преподобный Антоний Печерский на Афоне подвизался в монастыре Есфигмен , чему в качестве подтверждения демонстрируется небольшая пещерка с надстроенной над ней в конце XIX века церковкою во имя святого Антония Есфигменского. Однако действительно ли эта пещера принадлежала киевскому Антонию? И действительно ли святой Антоний Есфигменский тождественен преподобному Антонию Печерскому? Вопрос этот до сих пор остается открытым, поскольку весомых доказательств есфигменской гипотезы, распространившейся с середины XIX века, представлено так и не было. Монастырь Есфигмен      Помимо известной ныне пещеры Антония Есфигменского существовала на Афоне в XIX веке и другая пещера, которую тоже приписывали преподобному Антонию Печерскому, – неподалеку от Великой Лавры святого Афанасия. О ней упоминается в паломнических отчетах иеромонаха Ипполита (Вишенского) и других. По мнению большинства исследователей, здесь имела место попытка благочестивых русских паломников, активно начавших приезжать на Афон в XIX веке, самостоятельно отыскать место подвига почитаемого на Руси «начальника всех русских монахов». Но если Великая Лавра отказалась признать паломническую идентификацию пещеры, находящейся в ее пределах, то обитель Есфигмен – сочла это возможным и позволила российским паломникам над пещерой воздвигнуть храм во имя святого Антония Есфигменского.

http://pravoslavie.ru/72420.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия Преждеосвященных Даров. 6-й час: Ис.7:1-14 Веч.: Быт.5:32-6:8; Притч.6:20-7:1 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. мученику Савину Ермопольскому Кондак мученику Савину Ермопольскому, глас 2 Божественная прозябения,/цвет неувядающий,/розга многоплодная, богоносе Савине,/иже верою чтущих память твою/веселия твоего исполни//и молися непрестанно о всех нас. святителю Серапиону, архиепископу Новгородскому Тропарь святителю Серапиону, архиепископу Новгородскому, глас 8 Твердый адамант воистинну, отче, показался еси,/во всем подобяся Владыце своему и Господу,/неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси,/темже и Христос святителем и мучеником сликовна тя сотвори/и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо,/чудесы всех обогащающее,/яко да и мы, сошедшеся к раце мощей твоих,/любовию вопием ти:/о великий во святителех и дивный во страдальцех/пречестный архиерею, Серапионе отче наш,/моли о нас всеблагаго Бога,//да спасет души наша. Кондак святителю Серапиону, архиепископу Новгородскому, глас 3 Яко венцем пресветлым, украсився днесь, Великий Новоград/ликует в память пастыря своего и учителя,/и, яко диадиму царскую, возложивши,/Лавра великая она светло радуется,/идеже прослави тебе Бог, угодника Своего,/и прояви последнему роду нашему/цельбоносныя мощи твоя,/о преславне святителю Серапионе,/Церковь же Божия веселится,/созывающи монахов сословие и всех верных/велегласно вопити:/радуйся, Великому Новуграду и обители Сергиевой похвало//и всея Российския земли пресветлый светильниче. Молитва святителю Серапиону, архиепископу Новгородскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». VI Вселенский Собор. Фреска (Афон, Великая Лавра) После расправы над святыми исповедниками Мартином и Максимом взаимоотношения между Римом и Константинополем представлялись нормализованными, причем на еретической базе монофелитства. Но это было обманчивое успокоение и примирение, почва под которой была зыбкой. Согласованной точки над i в догматическом споре, возбужденном появлением монофелитской ереси, поставлено не было: Римский престол не выразил протеста против неправедного суда над занимавшим его ранее святым Мартином и поддерживал видимость общения с императором, но в то же время не заявлял об одобрении или хотя бы признании императорского «Типоса». Папа Евгений, поставленный с согласия императора Константа при жизни незаконно низложенного святителя Мартина, умер в 657 году. Вскоре после его кончины, 30 июля, на Римскую кафедру избран был Виталий, латинянин родом из города Сигнии. Его поставление совершено было уже без императорского эдикта об утверждении избрания, что с тех пор вошло в обыкновение, но новый папа и император обменялись дружелюбными посланиями. Папские нунции доставили в Константинополь известительные синодики, адресованные не только Константу, но и столичному патриарху Петру, даром что тот оставался приверженцем монофелитства. Нунции были благожелательно приняты патриархом и, вероятно, сослужили ему. Со своей стороны император послал в дар папе Виталию Библейский кодекс, украшенный золотом и алмазами. В 662 году Констант навсегда покинул имперскую столицу на Босфоре, чтобы обосноваться в новой резиденции на Западе. По пути в сицилийские Сиракузы он остановился в Риме, где 5 июля 663 года ему устроена была торжественная встреча: папа Виталий с сонмом римских клириков, сенаторов, сановников, «с крестами, хоругвями и свечами, встретили Константа за городом, у шестого верстового камня» . Рассказывая об этой встрече, Ф. Грегоровиус писал, резонируя: «Виталиану не предстояло встретить императора с тем высоким мужеством, которое некогда проявил епископ Амвросий, удаливший со ступеней церкви Милана великого Феодосия, который запятнал себя кровью жестоко наказанных мятежников». И все же «при виде ненавистного Константа Виталиан не мог не вспомнить… погибшего голодной смертью папы Мартина и замученного… Максима», которого историк Рима курьезным образом именует «католическим аббатом» . Но какими бы ни были эмоции Виталия в действительности, в базилике апостола Петра на Ватикане он причастил монофелита Константа.

http://pravoslavie.ru/102432.html

Святейший Патриарх Кирилл: Все мы духовно связаны с украинской землей 23 декабря 2014 г. 12:28 Открывая 23 декабря 2014 года ежегодное Епархиальное собрание г. Москвы , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся ситуации на Украине.   «Считаю необходимым сегодня нарушить традиционный порядок своего доклада и, прежде всего, сказать о самом главном и злободневном — о ситуации на Украине», — такими словами начал свое выступление Святейший Владыка.  «С болью мы продолжаем следить за теми событиями, которые происходят на любимой всеми нами украинской земле, с которой очень многие клирики города Москвы кровно связаны, будучи украинцами. Но и те, кто по крови не связан с украинской землей, связаны с ней духовно, — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. — Для всех нас Киево-Печерская лавра — это источник монашеской жизни, Киев — это место Крещения Руси. Великая традиция Православия на украинской земле является очень важной для понимания всей истории Русской Православной Церкви».  «Сегодня мы видим гибель и страдания людей, разрушение городов, ненависть между теми, кто еще вчера были друзьями и братьями, — продолжил Святейший Патриарх. — Иногда это разделение проходит по семьям. Мне рассказывали о драматических ситуациях, когда сталкиваются самые близкие родственники, оказывающиеся по разные стороны баррикад». «Тревогу вызывает и все возрастающие нападки на Церковь, доходящие до насильственной передачи храмов раскольникам, до принуждения к переходу в неканонические структуры или к строительству вместе с ними и с греко-католиками какой-то " единой поместной церкви " , как будто на Украине таковой Церкви нет», — отметил Предстоятель.  По словам Его Святейшества, такая Церковь существует на Украине с момента киевского крещения, и сегодня Украинская Православная Церковь Московского Патриархата является единственной признаваемой всем православным миром, а потому поиски какой-то новой «поместной церкви» являются «глубочайшим доктринальным и каноническим заблуждением». 

http://patriarchia.ru/db/text/3888307.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010