Двадцать восьмой день. Поучение 1-ое. Св. исповедник Харитон 9 . (Уроки из его жизни: а) пути промысла Божия, сохраняющего верных рабов своих; б) велик и дорог человек в очах Божиих). I. Св. исповедник Харитон, память коего празднуется ныне, жил при императоре Аврелиане в городе Иконии. Когда объявлено было гонение на христиан, то представили его на суд. Начальник спросил, – почему он не поклоняется богам, пред которыми смиряются царь и все народы. Святой отвечал: «языческие боги суть бесы, которые некогда за гордость были свергнуты с неба, ныне же безумными и прельщенными людьми почитаются за богов». Харитона начали мучить, затем истерзанного бросили в темницу, где Господь исцелил его. Новый царь, вошедший на престол убитого приближенными Аврелиана, побоялся гнать христиан и отпустил узников Христовых на свободу. Тогда Харитон отправился в Иерусалим на поклонение гробу Господню, но на дороге, близ Иерихона, схвачен был разбойниками, которые хотели было умертвить его. Связав и бросив его в углубление своей пещеры, разбойники удалились на свой гнусный промысел. Случилось же по устроению промысла Божия так, что змей вполз в стоявший в их пещере сосуд с вином, и отравил вино. Разбойники, напившись отравленного вина, погибли. В пещере разбойнической и остался св. Харитон и начал проводить подвижническую жизнь. Услышав о подвижнике в мрачной пещере, многие стекались к нему, и таким образом устроилась первая, знаменитейшая в Палестине лавра – Фаранская, с строгою подвижническою жизнию. Святой сам написал устав для лавры. Ища безмолвия, Харитон удалился из лавры в пустыню:, но и здесь явились к нему ревнители подвижнической жизни, и образовалась новая лавра. Иерихонская. Подобным же образом устроена была им и третья лавра Суккийская. Перед смертию, о которой известил его Господь, собрав братию трех обителей и дав им наставление, по общему желанию братии, святой заповедал похоронить тело свое в первой лавре, в той пещере, где хотели умертвить его разбойники. Скончался св. Харитон в 350 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

IX. «Дамаскинская пустынь» – Как прекрасна Соколовская пустынь! – сказала матушка Владиславлеву на возвратном пути из Пустыни. – Да, – отвечал Владиславлев, – чудная пустынь. При посещении такой пустыни невольно человек должен измениться к лучшему. Тут все располагает его и к молитве, и к смирению, и к братской общительности, и к милосердию. Здесь во всем он увидит такой пример, достойный подражания, который непременно привлечет к себе его внимание. И ведь, заметьте, на что бы ни следовало нам теперь обратить свое внимание, тут мы найдем себе и пример, и образец. Нужно ли нам обратить внимание на нравственно-религиозное воспитание народа и утверждение в нем благочестия, тут служба такая, которая в состоянии нас настроить на путь религиозной жизни. Нужно ли позаботиться о народном образовании, – тут есть школа для бедных детей, основанная на самых разумных началах. Нужно ли заняться устройством богаделен или больниц при приходских церквах, – тут есть и богадельня, и больница. Извольте все хорошенько высмотреть и порасспросить, и образец для тех и других готов... Все это очень хорошо... – А киевская лавра как вам понравилась? – Она тоже прекрасна, но там совсем другой строй жизни. – Та ведь очень богата, и богатство, вероятно, очень вредит самому духу православного монашества... богатство и обеты нестяжательности не могут, кажется, существовать вместе... – Не скажу вам на это ничего, потому что я хоть и часто бывал в лавре, но бывал там именно затем, чтобы помолиться поусерднее и ни на что постороннее, относящееся собственно до монастырской жизни, внимания не обращал... – Однако, как она влияет на чувства богомольцев? – Что касается до этого, так, конечно, киевская лавра есть великое училище благочестия для православных христиан. Я доселе еще не утратил того отрадного впечатления, какое я вынес из стен лавры, в первый раз посетивши ее... Да и в этот ли только раз я выносил оттуда такое отрадное впечатление?.. Нет, положительно всякий раз, как только ни случалось мне быть там...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

ВОЗДЕРЖАНИЕ Прекрасное, конечно, дело одобрять и хвалить воздержание, но обладать им – еще прекраснее. И, без сомнения, немало побуждаются к воздержанию те, кто много говорит о нем и слушает. По этой-то причине Богу и было благоугодно прославление добродетелей святых мужей в Священном Писании , чтобы все люди склонялись к подражанию им и чтобы, тщательно идя по их стопам, они вели воздержную жизнь. Если во время состязаний в гимнастических училищах многие при виде увенчанных атлетов воспламеняются, раздеваются и переносят много усиленных и напряженных трудов, чтобы заслужить венки из ветвей маслины или лавра, то с какою, следовательно, стремительностью мы должны напряженно заботиться о воздержании при виде других, уже увенчанных от Бога, – чтобы и нам заслужить добрыми спасительными делами это украшение – небесные венцы. Как же не тягостно и как же не заслуживает великого гнева то обстоятельство, что атлетов приманивают лист лавра или оливы и слава этой преходящей жизни, а нас нимало не побуждают дары Христовы к тому, чтобы оставить всякую похоть и вожделениям предпочитать страх Божий? Далее, не одни только люди, видим мы, подражают себе подобным, но также и неразумные существа. Часто голубки при виде отлетающей одной из них тотчас следуют за нею все, и благородный жеребенок, резвящийся в конском табуне, увлекает за собою весь табун. И между вами, как бы в стаде Христовом, находится прекрасная молодая отрасль – воздержаннейший Иосиф, своею небесною резвостью призывающий нас – сорабов – к подражанию ему. Итак, воспляшем вместе с прекрасным юношей духовный танец, восхваляя его воздержание не одними только словами, но и чрез подражание его делам. Он был рачительным и постоянным стражем воздержания, хотя мог отдавать повеления самой царице и в пышности и роскоши проводить богатую и полную удовольствий жизнь. Хотя мог быть господином таких и столь великих благ, однако, обсудив, что богатство, могущество и слава проходят вместе с настоящей жизнью и что выгода от них – только временная, а что нет никакого конца у одной только добродетели, он поэтому набросил на удовольствия как бы некоторую узду – страх Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Слово о воздержании мне всегда представляется весьма полезным и приличным для Христовых рабов; в особенности же теперь нам благовременно будет обратиться с ним к вам, так как, облекшись во Христа, чада Цер­кви наиболее должны заявлять себя воздержанием, пред­почтительно пред остальными добрыми качествами. Ведь, если бы кто при виде атлетов, обыкновенно являющихся на Олимпийские игры и намащенными, сходящих на ристалище, заговорил с ними о борьбе, самообладании и победе, то он, по справедливому суждению всех, сделал бы это благовременно. Так и нам теперь, при виде подвижников Спасителя, в божественных таинствах восприявших силу от Св. Духа, которых мы намереваемся выслать на духовное состязание, естественно побеседовать о воздержании. В человеческих состязаниях венцы даются после победы, а на Христовых ри­сталищах – прежде ее. Для чего же Христос посылает нас на борьбу уже в венцах? Для того, чтобы внушить врагам страх, а наши чувства возбудить; чтобы, взирая на дарован­ную нам от Бога честь, мы и не говорили, и не делали ни­чего недостойного Господа. Если какой-либо царь, одетый в багряницу и украшенный короною на голове, под влиянием естественных страстей совершает что-либо недостойное цар­ского величия, то сейчас же, как только взглянет на цар­скую одежду, исправляется и заботится о том, чтобы после этого не оказаться снова во власти гнусных страстей. Также и ты, облекшийся во Христа, спасшись от постыдного душев­ного вожделения, непрестанно устремляй взор на божественное одеяние – и тотчас станешь более крепким и избежишь опас­ности от козней лукавого. Итак, прекрасное, конечно, дело одобрять и хвалить воздержание, но обладать им – еще прекраснее. И, без сомнения, немало побуждаются к воздержанию те, кто много говорит о нем и слушает. По этой-то при­чине Богу и было благоугодно прославление добродетелей свя­тых мужей в Священном Писании , чтобы все люди склоня­лись к подражанию им и чтобы, тщательно идя по их стопам, они вели воздержную жизнь. Если во время состязаний в гимнастических училищах многие, при виде увенчанных атлетов, воспламеняются, раздеваются и переносят много уси­ленных и напряженных трудов, чтобы заслужить венки из ветвей маслины или лавра, то с какою, следовательно, стреми­тельностью мы должны напряженно заботиться о воздержании, при виде других, уже увенчанных от Бога, – чтобы и нам заслу­жить добрыми спасительными делами это украшение – небесные венцы. Как же не тягостно и как же не заслуживает великого гнева то обстоятельство, что атлетов приманивают лист лавра или оливы и слава этой преходящей жизни, а нас нимало не побуждают дары Христовы к тому, чтобы оставить всякую похоть и вожделениям предпочитать страх Божий?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 300-летию закладки и 270-летию освящения Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (комментарий в русле истории) " На берегу пустынных волн... " или когда был основан Петербург? Многие из вас, уважаемые читатели, помнят стихи Пушкина, о Петре, прорубившем " окно в Европу " . Странно, если задуматься. Устье широкой и полноводной реки, соединяющей Ладожское озеро и Финский залив, и вдруг пустынные берега. Давайте посмотрим, насколько же пустынны были эти берега... В границах города на конец XIX века по шведскому плану этих мест от 1676 года можно отыскать не менее 40 населенных местечек. Вот некоторые из них: местность, где расположена Александро-Невская лавра, называлась Rihtiowa; район между Невой и Мойкой назывался Usadissa-saari; район Рождественских (Советских) улиц назыывался Sabola; район около Волкова кладбища назывался Antolala; Выборгская сторона названа Avista; район между Мойкой и Фонтанкой назван Peryka-saari; в районе казарм Измайловского полка находилась деревушка Keme-joki; Аптекарский остров назывался Korpi-saari, а отзвуки этого названия сохранились в названии реки Карповки. Но не только финские и шведские названия можно было найти на этой карте. Есть там и Враловцина деревня, и Кононова мыза. Не буду углубляться в топонимику этих мест. Очевидно только то, что Александр Сергеевич или погорячился, или сознательно, для создания определенного эффекта, несколько исказил картину. С чего бы это за пустынные берега с конца XIII века пыталась зацепиться Швеция? Первое официальное свидетельство о столкновении шведов и русских на берегах Невы относится к 1240 году. Тогда в устье Ижоры высадилась дружина воеводы, или даже ярла, Биргера, но князь Александр блестяще разгромил войско шведов, а Биргера лично ранил копьем, за что и получил прозвище Невский. Хм! Может быть! Но вообще-то историки в наше время стали ставить под сомнение даже сам факт какого-либо крупного сражения в том году. Может, и была какая-нибудь стычка со шведами, на которую они и внимания-то не обратили, а русские из патриотических соображений раздули ее в великую победу. Биргер - лицо историческое, и в его биографии нет никаких упоминаний о каком-нибудь крупном походе на берега Невы в то время. Титул ярла он получил в 1248 году, встречался он и с Александром Невским, но в другое время и в другом месте. Достаточно странная и темная история с этим сражением...

http://sedmitza.ru/text/397155.html

I Высоко передо мною Старый Киев над Днепром; Днепр сверкает под горою Переливным серебром. Слава, Киев многовечный, Русской славы колыбель! Слава, Днепр наш быстротечный, Руси чистая купель! Сладко песни раздалися, В небе тих вечерний звон... – Вы откуда собралися, Богомольцы, на поклон? – Я оттуда, где струится Тихий Дон, краса степей. – Я оттуда, где клубится Беспредельный Енисей! – Край мой – тёплый брег Евксина. – Край мой – брег тех дальних стран, Где одна сплошная льдина Оковала океан. – Дик и страшен верх Алтая. Вечен блеск его снегов: Там страна моя родная! – Мне отчизна – старый Псков. – Я от Ладоги холодной. – Я от синих волн Невы. – Я от Камы многоводной. – Я от матушки Москвы. (Хомяков). Кто не знает Киева и его святынь? Если сами мы не были в этом городе, то были наши родные, наши друзья, наши знакомые, и от них – припомним хорошенько – наверно каждый из нас слыхал о Киеве. Поистине, можно сказать, что это город, слухом о котором полна земля. Недаром Киев считается давно уже матерью городов русских. Кто же из детей не знает матери? «Язык до Киева доведёт», – говорит русская пословица: расскажут, только спроси. Что же привлекает всех к Киеву? Почему редко встретишь человека, который или сам бы не был в этом городе, или не слышал бы о нём много-много от других? Конечно, не одно красивое местоположение тут имеет значение. Правда, нигде берега реки не являются в таком роскошном виде, как возле Киева, и немало потому есть путешественников, которые идут по Днепру до Киева с единственною целью полюбоваться дивными картинами природы. Правда и то, что Киев – самый старый город на юге России, древняя великокняжеская столица; ни в одном городе не сохранилось столько дорогих для русского сердца остатков старины, как в том же Киеве, и потому многие-многие любознательные путешественники отправляются в Киев с целью видеть и изучать памятники старины. Но всё это – и красота местоположения, и обилие древних памятников – не главнейшие причины того, что к Киеву идут и едут, как говорится, со всех концов света: нести расход и тратить время на путешествие с тем, чтобы полюбоваться лишь природой, могут только люди свободные и обладающие средствами, а памятники киевской старины могут привлекать только людей образованных. Нет, не это главное, что влечёт к Киеву: святыни Киева – вот что возвеличило этот город больше всего, вот что манит к нему всех, вот почему редкий человек не побывал в нём хоть один раз в своей жизни. Прекрасно выражена эта мысль в стихотворении русского поэта Хомякова, приведённом нами в начале этой главы;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Восстание греков и новые страдания Афона 8. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 28.09.2022 1039 Время на чтение 15 минут Фото: А.Китаев. Андреевский скит,1996 г. http://aquaviva.ru/   Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7         Число скитов при монастырях увеличивалось. Увеличивалось, соответственно, и число монахов. Все монастыри переживали период расцвета, особенно Великая Лавра, Ватопед и Иверский. Органом управления Святой Горой стал Священный Кинот. Должность прота была упразднена.      Афон вернулся к  общежительному уставу. Это  привело и к нравственному и к духовному  возрождению.         Война России  против турок оживила и подбодрила греков к восстанию. Но греческое восстание против турецкого ига принесло Афону не только освобождение от мусульман, но и  непредвиденные страдания. Монахи  до этого времени дальновидно не вмешивались в политику, не желая накликать на себя гнев поработителей. С Афона бежал в Россию сосланный туда турками Патриарх Серафим Второй. Этого турки не простили Афону и возникла угроза оккупации Святой Горы. Оккупации удалось избежать благодаря Патриарху Феодосию в обмен на увеличение и без того тяжких  налогов.      Некоторые монахи, особенно молодые, примыкали  к восставшим грекам. В отместку за это турки хватали и пытали афонских монахов.       На Святую Гору бежали   отовсюду. Беженцев на ней в двадцатые годы девятнадцатого век  было свыше пяти тысяч. И всех надо было хоть как-то разместить и накормить.  Предводитель повстанцев Эммануил Паппас тоже укрылся на Афоне. Некоторые монахи встали под его знамена. Это усилило злобу турок.  Трехтысячная их армия во главе с пашой  в декабре 1821 года   оккупировала Афон.  Турки хватали, пытали, убивали  святогорцев, живущих даже за пределами Афона. Паша Фессалоники Абдул Абут предложил монахам мир в обмен на  Паппаса.  Паппас, спасая монахов, бежал и в пути скончался.       Турецкие отряды оставались на Афоне до 1830-го года.  Это было настоящим бедствием – захватчики убивали и пытали монахов, жгли библиотеки, грабили монастыри, храмы,  скиты.  Более того - они сожгли  типографию Великой Лавры.   Подобные дикарям, они пускали редчайшие рукописи и свитки на растопку.  Кормить турецкие гарнизоны, которые были размещены по всем монастырям, было непосильно. Монастыри пустели. Оккупанты наложили на монахов огромную контрибуцию. Численность монахов на Афоне сократилась до двух с половиной тысяч.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/28/...

По пути сближения   Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10-17 ноября. – Историческая встреча. – Судьба экзархата. – Возродить человека. – Сокращение штатов. – Просвещенное развращение. – Религиозная политика по-украински. – Сезонные поздравления. – Депутаты против язычников. – Журналисты против депутатов. – Крестный ход в Моздоке. – Свобода и канон. Вся завершившаяся неделя прошла под знаком намеченного на 18 - 22 ноября визита делегации Русской Православной Церкви за границей в Москву. Прибывающая группа иерархов будет принята Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. Об этом сообщает сайт «Седмица.Ru» . «Главной темой встреч будет поиск путей сближения обеих частей Русской Церкви. В дальнейшем делегация РПЦЗ доложит о состоявшихся в Москве консультациях на Пастырском совещании и Архиерейском Синоде делегации Русской Православной Церкви Заграницей, которые состоятся в декабре этого года в США». Сайт «Newsru.com» со ссылкой на ИТАР-ТАСС сообщает о том, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретится с прибывающей делегацией. РИА «Новости» называет начавшийся процесс сближения «исторически важным». Это же сообщение републиковано и на официальном сайте РПЦЗ . Сайт «Страна.Ru» публикует интервью заместителя председателя Архиерейского Синода архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Арндта), в котором он рассказывает о предстоящих встречах. Он отмечает, что делегация РПЦЗ прибывает в Россию, чтобы «изучать нынешнее положение Русской Православной Церкви в целом, чтобы сделать попытку совместного обсуждения разделяющих нас вопросов. И таким образом прийти к заключению, есть ли почва, для того чтобы две части Русской Православной Церкви вступили в процесс приближения друг к другу». Также он отмечает, что планируемый в начале будущего года визит митрополита Лавра в Россию «вполне реален»: «Он принял приглашение на январь. Но мы желаем выяснить заранее, какие могут быть перспективы такого посещения». Архиепископ Марк заметил, что сегодня сложилась вполне благоприятная обстановка для диалога, однако существует ряд вопросов, которые требуют разрешения.

http://pravoslavie.ru/4861.html

Скачать epub pdf Вино См. также: Воздержание . 152; Милосердие . 436; Молитва услышанная . 514; Самоубийство . 981; Сквернословие . 1007; С Слава человеческая . 1015; Терпение . 1143; Чародейство . 1216. 138. Авва Феодор при посещении других не советовал пить вино В двадцати милях от Александрии есть лавра, называемая Каламон. Там подвизался авва Феодор. Однажды его спросили: “Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь, и мы стали бы пить вино?” – “Нет!” – отвечал старец. “А почему же разрешали древние отцы?” – “Древние отцы были велики и сильны, они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества.” (Луг духовный. С. 192). 139. Старец отверг чашу вина, назвав ее смертью См. также: Воздержание . Однажды в скиту устроено было для братии угощение. Одному из присутствовавших старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: “Унеси от меня эту смерть.” Прочие участвовавшие в трапезе, увидев это, также не стали пить вина. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 482. 84). 140. Старец, будучи болен, отказался пить вино См. также: Воздержание . Старец жил в дальней пустыне. Однажды пришел к нему брат, который нашел его больным. Он умыл его, сделал из своего приношения немного варева и дал ему поесть. Старец говорил ему: “Поистине, брат, я забыл, что люди имеют такое утешение.” Брат принес ему потом стакан вина. Увидев его, старец сказал: “Я не намерен пить вина до самой смерти.” (Древний патерик. 1874. С. 78. 78). 141. Авва Петр не пил вина, даже будучи болен, он отказался от вина, смешанного с водой См. также: Воздержание . Об авве Петре Пионитском рассказывали: “Он не пил вина. Когда же состарился, братия смешали немного вина с водой и просили его выпить. Но он говорил: “Поверьте мне, это, я считаю, то же вино, только приправленное.” Он не пил и вино, смешанное с водой.” (Достопамятные сказания. С. 233. 1). 142. Авва Сисой категорически отказался от третьей малой чаши вина

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Тем же оружием Почти три века тому назад, в тяжелое и лихое время смут на Руси, скромная монашеская обитель – Троицкая Лавра – и скромный, неизвестный дотоле инок – Авраамий Палицын, можно сказать – впервые, приложили к нуждам общественной жизни ту великую силу, имя которой – живое печатное слово. Вероятно, всякому школьнику известен из любого учебника русской истории тот факт, что обитель эта, в лице инока Авраамия Палицына, разослала в смутное время в разные города и концы русской земли множество печатных патриотических листков. И живое, горячее слово сделало свое дело: разрозненные, робкие, кроющиеся в разных уголках широкой Руси честные русские сердца откликнулись дружно на горячий призыв, сбросили с себя навеянный врагом туман, одумались, объединились, сплотились и дружно двинулись на врагов и победили их. И объединила их, и отрезвила одна, случайно или не случайно, попавшая бумажка, ставшая в умелых и честных руках сильным и победоносным оружием. Теперь – в век печатного слова, говорить о силе и значении последнего, конечно, смешно, когда многочисленные факты жизни красноречивее всяких слов говорят об этом. Ведь на ваших глазах, через это печатное слово, призванное к высокому и святому служению, совершаются, горько сказать, и растление мысли, и нравственное уродство. Фактов так много, что было бы слишком долго и в данном случае не кстати говорить об этом. Мы имеем теперь в виду одно только явление из области влияния этого печатного слова на нашу общественную жизнь, явление прискорбное, гибельное для последней, но, к сожалению, не встречающее того должного противодействия, которое, казалось бы, должно быть самым естественным. Разумеем в данном случае те тучи разного рода подпольных революционно-социалистических листков, которые покрыли теперь собой ясный горизонт общественной мысли, атмосферой которых дышит и питается, начиная со школьного подростка, всякий грамотный человек. Ведь странно сказать, но теперь даже тот, кто пожелал бы и не видеть этих подпольных изданий, часто совершенно неожиданно находит их у себя под руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010