Збинеком Заицем (ок. 1376-1411). В 1412 г. Гус выступил с осуждением индульгенции Иоанна XXIII, выпущенной для поддержки объявленного против кор. Владислава I крестового похода; в ответ Иоанн XXIII наложил интердикт на Прагу и потребовал удаления Гуса из города. Гус поселился в Юж. Чехии, где написал «Трактат о Церкви» (Tractatus de Ecclesia, 1413), содержавший критику папства и мн. практик средневек. католич. Церкви; нек-рые идеи были почерпнуты Гусом из сочинений Уиклифа, к этому времени уже неоднократно отлученного от католич. Церкви и признанного еретиком. Приглашая Гуса в Констанц, кор. Вацлав IV и кор. Сигизмунд I рассчитывали, что он подчинится авторитету Собора и откажется от осужденных католич. Церковью воззрений, в результате чего удастся положить конец религ. волнениям в Чехии, вызванным спорами сторонников и противников Гуса. По просьбе Гуса кор. Сигизмунд I предоставил ему охранную грамоту (salvus conductus), в к-рой объявил, что «принимает его под свою и имперскую защиту» и предписал всем властям Свящ. Римской империи обеспечить ему беспрепятственный проезд в Констанц и возвращение оттуда (текст см.: Palack ý . 1869. P. 237-238). Сложность положения Гуса, прибывшего в Констанц 3 нояб. 1414 г., была обусловлена тем, что почти все участники К. С. воспринимали его как уже осужденного католич. Церковью еретика. С канонической т. зр. Гус был отлучен от католич. Церкви как сторонник Уиклифа, выступавший в защиту его сочинений и отказывавшийся осудить его мнения, архиеп. З. Заицем в 1410 г. (см.: Ibid. P. 397-399. N 26), кард. О. Колонной в 1411 г. (Ibid. P. 202) и кард. П. Стефанески в 1412 г. (Ibid. P. 461-464. N 48; подробный анализ процесса Гуса до К. С. см.: Fudge. 2013. P. 116-214). Многие прибывшие на К. С. клирики и теологи в разное время участвовали в церковных процессах против Уиклифа и его последователей, хорошо знали сочинения Уиклифа и считали их крайне опасными для католич. веры, вслед. чего любые ссылки Гуса на Уиклифа и все попытки защитить схожие богословские тезисы толковались как прямое признание в ереси.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой. Святая Людмила почиталась одной из покровительниц чешской земли, однако в настоящее время (знаю это как человек, достаточно долго живший в Чехии) это имя, такое распространенное в России, стало здесь редким. Современная Чехия позиционирует себя как светское государство и уделяет религии удручающе малое внимание. Многие католические костелы превращены в музеи и концертные залы, а действующие, в том числе и неоготический костел св. Людмилы, зачастую стоят пустые.  Базилика св. Йиржи также является музеем, а капелла св. Людмилы закрыта решеткой и открывается только раз в году, в день памяти святой – во время совершения католической мессы. Не так давно и с огромным трудом представители Чешской Православной Церкви добились разрешения проводить литургию и читать акафист святой в день ее памяти по юлианскому календарю. Но простому паломнику помолиться у раки святой невозможно – или почти невозможно. Может быть, созданному недавно в Праге Православному Благотворительному Фонду святых Вячеслава и Людмилы и Чешских удастся изменить ситуацию к лучшему. Святая мученице Людмило, моли Бога о нас… Читайте также: Святой Вацлав, князь земли чешской… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 августа, 2019 2 июля, 2019 6 мая, 2022 21 мая, 2021 18 апреля, 2021 7 марта, 2020

http://pravmir.ru/muchenica-lyudmila-pok...

Епархиальные капитулы предписали общественный молитвы о целости римско-католического костела и жаловались королю, прося его оградить церковь от еретиков. В 1555 г. жмудский епископ, Вацлав Вербицкий, на окружном соборе брестском, предлагал учредить в Вильни инквизицию. Наконец положено было призвать в Польшу и Литву иезуитов. Орден иезуитов недавно перед тем (1540 г.) учрежден был Папой, с специальной целью противодействовать распространению еретических учений и охранять права св. костела. И орден был самым деятельным орудием начавшегося возрождения католицизма. Между прочими прерогативами, иезуитам предоставлено было право учреждать школы и коллегии с курсами высших наук, даже там, где есть университеты, и раздавать ученые степени, бакалавра, лиценциата и доктора. В короткое время общество учеников Лойолы так разрослось, что в первые 16 лет имело в Западной Европе 9 провинций и, кроме того, 3 провинции в прочих частях света; а спустя 80 лет после своего учреждения считалось уже 32 провинции и 13 тысяч членов. Польша и Литва наводнились в это время протестантскими сектами. Знаменитый варминский епископ, Станислав Гозий, преемник на этой кафедре известного польского историка Мартына Кромера, бывший на Тридентском соборе, испытав все литературные средства в борьбе с лютеранами, 158 в 1563 г. обратился в Рим за помощью, так как епархия его, соседняя с Прусскими областями, особенно обуреваема была новыми учениями. Папа Пий IV прислал в Польшу Иоанна Франциска Коммендони, с званием апостолического нунция, вскоре затем произведенного в кардиналы. По совещании с ним, Гозий в 1564 г. вызвал в Польшу иезуитов, водворил их в Брунстберге, в Вармии, и разослал послания к польским епископам и магнатам польским, увещевая последних отдавать своих детей для обучения иезуитам. Первый отозвался на это приглашение плоцкий епископ Носковский, открывший иезуитскую коллегию в Пултуске (1566 г.); затем, по настоянию Гозия и виленского войта Милевского, виленский епископ Протасевич (1556–1579) вызвал иезуитов в Литву в 1569 г., в самый год соединения ее с польской короной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

     Но идея жертвы присутствует и у Нестора. Борис у него – " сообщник страсти " Христовой, а Глеб молится в последний час: " Яко древле в сии день Захария заколен бысть пред требником Твоим, и се ныне аз заклан бых пред Тобою, Господи " . Но в " Сказании " , очищенная от морально практических приложений, даже от идеи мужественного исполнения долга (для этого нужно было подчеркнуть человеческую слабость), идея жертвы, отличная от героического мученичества, выступает с особой силой.      Между этими двумя оттенками в понимании подвига страстотерпцев древняя Русь сделала свой выбор. " Сказание " заслонило " Чтение " в любви народной.      Многочисленные церковные службы, слагавшиеся на Руси святым братьям, начиная со службы канонизовавшего их митрополита Иоанна, содержат указания на те же мотивы подвига, растворенные в торжественном византийском песнословии: " Христа ради остависта тленную славу земную. Царство земное возненавидевше и чистоту возлюбивше и неправедное убийство претерпевше, никакоже противяшеся заколяющему вы брату... " ; " Заколена нескверному агнцу, пожранному нас ради Спасу душам нашим " .      Как ни очевидно евангельское происхождение этой идеи – вольной жертвы за Христа (хотя и не за веру Христову), но для нее оказывается невозможным найти агиографические образцы. Мы читаем у Нестора, что Борис и Глеб в юности вдохновлялись страданиями мучеников. Автор " Сказания " называет имена св. Никиты, Вячеслава, Варвары (Нестор в иной связи – св. Евстафия Плакиды). Только св. Вячеслав (Вацлав), убитый старшим братом, может напомнить своей кончиной киевскую трагедию. Несомненно, на Руси знали о жизни и смерти чешского князя. Известны древние славянские переводы его житий. Но назвать имя св. Вячеслава стоит лишь для того, чтобы подчеркнуть основное различие. Св. Вячеслав – готовый, совершенный образец святого и без мученической кончины. Его легенды суть подлинные жития, то есть повести о жизни, а не только о смерти. Сама смерть его никак не может быть названа вольной. Когда брат бросается на него с мечом, он как рыцарь обезоруживает его и бросает на землю, и только подбежавшие заговорщики добивают его на пороге храма. Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

В XV в. по причине богословских споров, инициированных Яном Гусом и его сторонниками, а затем гуситских войн и Реформации Ж. л. в Чехии почти не развивалась. Ее возрождение стало возможным в эпоху Контрреформации в Чехии (с 1620) и было связано с деятельностью иезуитов. Новые агиографические сочинения создавались в русле барочной лит-ры. К ним принадлежит духовная лирика Адама Михны (ок. 1600 - ок. 1676), преподавателя иезуитской коллегии в Йиндржихув-Градеце, ряд канционалов к-рого посвящен святым Кириллу и Мефодию, Норберту и др. Иезуит Феликс Кадлинский (1613-1675), известный как автор цикла мистических гимнов Христу, создал новые Жития святых покровителей Чехии Вячеслава (Жизнь и слава св. Вацлава, изд. в 1699) и Людмилы (Жизнь св. Людмилы, изд. в 1702). Иезуитом Фридрихом Бриделем (1619-1680) были написаны Житие св. Иоанна Пустынника (1656), стихи о святых Вячеславе и Прокопии. Характерными чертами этих произведений являлись использование как стихотворного, так и прозаического текста, чередование словесных и муз. партий. Агиографы-иезуиты подчеркивали идеализированное католич. прошлое Чехии, когда страна, почитавшая своих святых, была могущественной и независимой. В этот период особое распространение получило почитание католич. св. Иоанна Непомука, генерального викария Пражского архиеп-ства, убитого в 1393 г. по приказу герм. кор. Венцеслава (чеш. кор. Вацлав IV). В более поздней традиции Иоанн Непомук изображался как духовник королевы, убитый за отказ выдать тайну ее исповеди. Иезуитский историк и агиограф Богуслав Бальбин составил Житие св. Иоанна Непомука (1670). Отличавшееся драматизмом и трагическим колоритом повествования, оно было отвергнуто архиепископским капитулом как исполненное лит. вымыслов и не соответствующее историческим данным, однако болландисты включили его в изд. «Acta Sanctorum». Бальбину также принадлежит соч. «Святая Богемия, или О святых Богемии, Моравии, Силезии и Лужицы» (1682), он впервые издал «Легенду Христиана». Почитание св. Иоанна Непомука возросло после его беатификации (1721) и канонизации (1729) папой Бенедиктом XIII. .

http://pravenc.ru/text/182317.html

Затем я переехал с семьей на Кипр, где еще пять лет служил священником в епархии выдающегося митрополита Тамасского и Оринисского Исаии. Там я оказался, наверное, первым в истории иностранцем на традиционном кипрском горном приходе. Я многому там научился, особенно терпению, в частности потому, что понял: Православие – это про общину. Приход состоял из одной большой семьи, где все были связаны друг с другом, а священник находился в центре этой общины. Для меня это было шоком, потому что я привык к замкнутости и некоторой скрытности, обособленности, неся священническое служение в Словакии. Но на Кипре я понял, что Православие не может существовать вне конкретной общины. С Кипра я вернулся в Чехию, в Прагу, где последние пять лет служу в соборе святых Кирилла и Мефодия. Мой храмовый опыт в Праге тоже интересен, но главная проблема, с которой я сталкиваюсь, – трудность научить людей жить в сообществе, соборно, а не порознь. Интерес к Православию – это не интеллектуальные искания, а жизнь в общине, что, к сожалению, мало кто здесь понял. Непростая история Православия в Чехии и Словакии – В России о происходящем в жизни Чешской Церкви (позвольте мне для беседы выбрать такую формулировку названия) известно мало, вернее – почти ничего. Вот политические события, новости туризма или вопросы эмиграции в Чехию – это на слуху. Интересно, что с проповедью христианства в эти земли пришли святые Кирилл и Мефодий, их трудами здесь возникла епархия… Но сегодня Чехия, по крайне мере культурно – это католическая страна. Что произошло? И какие основные вехи жизни Православия в землях Чехии и Словакии можно отметить с момента проповеди здесь Кирилла и Мефодия и до наших дней? – Сложный вопрос. Богемия, Моравия, Словакия географически и культурно расположены в Центральной Европе. Христианство постепенно начало появляться в этом регионе в рамках частных миссионерских попыток еще до 863 года. Тогдашний князь Великой Моравии Ростислав, вероятно, понимал, что местным жителям нужна такая форма христианства, которая могла бы соответствовать местной культуре и народам. И он хотел, чтобы император прислал из Византии просветителей, которые могли бы работать с местной культурой, что в то время было важнейшей задачей. Так в 863 году Кирилл и Мефодий прибыли в Великую Моравию и начали свою проповедь. И их проповедь была очень эффективной, ведь вплоть до XI века славянская литургическая традиция здесь развивалась довольно активно.

http://pravoslavie.ru/139440.html

Венелин (наст. фамилия Хуца) Юрий Иванович (1802–1839) – рус. филолог Вергилий Марон Публий (70–19 до н. э.) – рим. поэт Веспасиан Тит Флавий (9–79) – рим. император с 69 Веспуччи Америго (между 1451 и 1454–1512) – флорентийский мореплаватель Викрамадитья (VI в.) – царь Уджайини в Индии; от него ведет счет «Эра Викрамы» Виллеброд (Вильброд; 658–739) – герм. проповедник Вильфрид (634–709) – епископ Йоркский Вине Александр Рудольф (1797–1847) – швейц. реформат, богослов и историк литературы Владимир II Мономах (1053–1125) – великий князь киевский с 1113 Всеволод Святославич (? – 1196) – князь Трубчевский и Курский, брат Игоря Святославовича Новгород-Северского Всеслав Брячиславич (? – 1101) – князь Полоцкий (с 1044), внук великого князя Владимира Вульстон Томас (1669–1733) – англ. богослов, настаивавший на аллегорическом истолковании чудес Христа, умер в тюремном заключении Вяземский Петр Андреевич (1792–1878) – рус. поэт и критик Вяземский Павел Петрович (1820–1888) – сын П.А. Вяземского, историк литературы, писатель Гагарин Иван Сергеевич (1814–1882) – публицист, религ. мыслитель Газневиды – династия, правившая в Газневидском гос. (X–XII вв.), располагавшемся на территории совр. Афганистана, Ирана, Ср. Азии, Индии Гален Клавдий (ок. 130 – ок. 200) – др.-рим. врач, философ-эклектик Гален Христофор-Бернгард (1600–1678) – князь, епископ Мюнстерский Гампден Рен Диксон (1793–1868) – епископ Гертфордский Ганка Вацлав (1791–1861) – чешский писатель, филолог Ганнибал (247 или 246–183 до н. э.) – карфагенский полководец Ганноверская династия – англ. королевская династия в 1714–1901 Гаральд Гильдетанд (к. VII – н. VIII вв.) – полулегендарный король Дании и Швеции Гардарик – легендарный славянский князь Гейнрих Латыш (1187–1259) – латвийский хронист Гелиогобоал – см. Аврелий Марк Антоний Геннадий (? – 1505) – архиепископ Новгородский (1484–1504), требовавший на соборе 1490г. расправы над т.н. новгородско-московской ересью Генрих II Плантагенет (1133–1189) – англ. король с 1154, основатель династии Плантагенетов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В 1935 году батюшка был назначен церковным референтом Епархиального Управления Чешской Православной Епархии, одновременно оставаясь в Мукачевско-Прешовской Епархии в качестве организатора и строителя храмов. Им были созданы проекты и произведены подготовительные работы к постройкам храмов в городах Пршерове, Таборе и Кромержиже. Многократно святой Владыка Горазд письменно и устно подчёркивал, что ничего случайно не бывает, и неслучайно Господь послал отца протоиерея в Моравию, предварительно избрав его ещё в 1914 году при вступлении добровольцем в Чешскую дружину в Киеве. В 1936 году покаянные чувства настолько овладели отцом протоиереем, что он решил совершенно отойти от семьи, лишь поддерживая её духовно и материально, о чём официально сообщил Владыке Горазду. В то же время Владыка Дамаскин, основываясь на покаянии отца протоиерея и долголетней епитимье, разрешил ему совершать богослужения и вручил за труды и жертвенность на ниве Божией похвальную грамоту. В 1936 году с согласия Митрополита Досифея отец протоиерей сослужил при торжественном освящении храма в с. Худобине, с этого же периода он получил благословение от Владыки Горазда совершать богослужения, как подобает в протоиерейском чине. В начале 1942 года Владыка Горазд после подробного расследования и расспросов в семье благословил отца Всеволода сослужить ему при Архиерейской Литургии как старшему из священнослужителей. 27 мая 1942 года в Праге было совершено покушение на германского протектора Богемии и МоравииГ.Гейдриха. Воины-парашютисты, успешно выполнившие это боевое задание, укрылись в крипте православного собора святых Кирилла и Мефодия, и нацисты обрушили свой гнев на представителей Православной церкви. 4 сентября 1942 года после допросов были расстреляны Владыка Горазд, священники собора Вацлав Чикл и Владимир Петршек с семьями и староста прихода Ян Сонневенд. По делу Гейдриха арестовали около 260 человек, каждый понёс наказание, при этом было расстреляно и отправлено в концентрационные лагеря и множество мирян.

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/20/...

Она создала для меня идеальный режим питания и жизни. У меня не было денег. Для того чтобы поставить меня на ноги, она истратила на меня более полутора тысяч собственных своих денег. В течение нескольких месяцев она полностью справилась с моей дистрофией. Начисто освободила меня от припадков каменной болезни. А страшнейшие головные боли – как рукой сняло! Прямо-таки чуду подобно! Раиса стала для меня гением-целителем. Дал бы Бог, чтобы все, ею достигнутое, было надолго! До сих пор все остается в силе. (...) Посылаю Вам еще четырнадцать моих стихотворений из «Полного собрания». Из них – «Владимир на Клязьме», «Юрьев Польской», «Спас солдатенковской коллекции» и др. – явно из ряда «Святыни». «Житие Сергия Радонежского», «Корнилий», «Зосима и Савватий» – из ряда «Святыни»: «царь Феодор Иоаннович» из стихов о людях праведной жизни. Владыка святый! Если будет на то Ваша ласка, сообщите мне – хотя бы в кратчайшей форме – Ваше впечатление и критические замечания о каждом из посылаемых стихотворений или хотя бы о некоторых из них. В моей работе мне очень важно слышать Ваш голос! Пробую послать Вам некоторые из печатных моих работ. Не притязаю на то, чтобы Вы читали их: они слишком специальны. Только в двух статьях о Древней Руси Вы найдете, быть может, кое-что небезынтересное для себя. Работа же друга моего Антония Васильевича Флоровского о почитании св. Вячеслава на Руси, я думаю, будет для Вас интересна 486 . Я посетил Митрополичий совет здешней Православной церкви, желая достать для Вас службы чешским святым. Но таковых в наличности не оказалось. Сообщили мне только список чешских святых: св. Людмила, св. Вацлав (Вячеслав), св. Прокопий Сáзавский, св. Иоанн Чешский, св. Горазд. Владыка святый! Приложу все силы мои, чтобы выполнить послушание, и притом к указанному Вами сроку! Если возможно, пришлите мне (со своими замечаниями) образец – или образцы – «Слова Похвального». Вера и мальчики шлют Вам свой горячий привет. Мы с Верой говели на Страстной – в Пятницу и Субботу. В Великую Субботу здесь в Праге скончался мой друг (с 1906 года!) и друг всей нашей семьи – тут совершенно одинокий – черниговец – Александр Георгиевич Романицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Вечером 16 сентября в Сербской Патриархии состоялась встреча участников мероприятий со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем . 17-18 сентября в конференц-зале Сава-центра прошла международная научно-общественная конференция «Великая Война и начало нового мира: актуальная повестка для человечества», организаторами которой выступили Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центр национальной славы, а также сербская общественная организация «Белградский форум за мир равноправных». Конференция, приуроченная к столетию начала Первой мировой войны, представляла собой широкий международный диалог науки и общества по самым актуальным аспектам истории Первой мировой войны, их влиянию на современное состояние системы международных отношений. На форуме была предпринята попытка анализа событий того времени в перспективе мировых исторических процессов. Была рассмотрена история Первой мировой войны в геополитическом, цивилизационном и аксиологическом измерениях. Конференция прошла в формате пленарных заседаний и дискуссионных панелей, посвященных темам «Глобальные войны и мировые исторические трансформации»; «Первая мировая война: почему и зачем?»; «Первая мировая война в мировоззренческо-ценностном измерении»; «Первая мировая война как историческое назидание человечеству». На открытии международного собрания епископ Кронштадтский Назарий огласил приветствие Предстоятеля Русской Православной Церкви участникам и гостям белградской встречи. В адрес форума также направили свои приветствия президент Сербии Томислав Николич, а также председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкин. Заседание конференции открыл, а также выступил с докладом «Первая мировая война и новый мир» председатель Попечительского совета Фонда апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы, президент ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунин . Открытие конференции посетили Святейший Патриарх Сербский Ириней, экс-президент Чехии Вацлав Клаус, заместитель министра иностранных дел России А.Ю. Мешков, посол России в Сербии А.В. Чепурин, наследный принц Сербии Александр II с супругой ­— наследной принцессой Катариной и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/3750657.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010