15 марта 1939 года в статье «Братья и сёстры» он пророчески говорил, что несправедливость будет уничтожена, если народ не оставит Бога. Между прочим писал: «Будьте уверены, что наша православная церковь есть наипрочнейшая основа как религиозного и морального бытования, так и народной жизни нашей.» Тогда же владыка начал писать «Жития святых.» Уже во время оккупации, по благословению святителя Горазда, началось строительство храма Святой Троицы в селе Челеховице-на-Гане. Отношение святого владыки к немецкой оккупации видно из его слов к министру протекторатного правительства Э. Моравцу: «Мы будем послушны каждому законному правительству.» Протекторатная власть организовала давление на владыку Горазда, чтобы он перешёл из юрисдикции Сербской в юрисдикцию Берлинского архиепископа Русской Православной Церкви Заграницей. 21 ноября 1941 года он был временно принят с 20 приходами в Русскую Зарубежную Церковь ввиду невозможности из-за войны сноситься со своим руководством в Сербии. Мучения и кончина 27 мая 1942 года в Праге был убит палач чешского народа обер-группенфюрер СС Р. Гейдрих. Совершившие нападение парашютисты укрылись в крипте православного Пражского кафедрального храма святых Кирилла и Мефодия, что на Рессловой улице. Так как гестапо не делало особой разницы между бойцами Сопротивления и теми, кто, пусть даже случайно, оказывал им содействие, в июне 1942 года под ударом оказалась Чешская Православная Церковь . Отвёл этот удар владыка Горазд (Павлик). 8 июня 1942 года, через 12 дней после убийства Гейдриха, немцы, получив информацию от парашютиста Чурды, оказавшегося предателем, окружили храм святых Кирилла и Мефодия в Праге и взяли его штурмом. Арестованы были отец протоиерей Вацлав Чикл, отец Владимир Петржек, Ян Зонневенд, Вацлав Орнест и другие. Владыка Горазд в это время находился в Германии 2 . С юридической точки зрения это было безусловное алиби. Но не собственная безопасность волновала владыку. Он срочно возвратился в Чехию, дабы не пострадала от кровавых гонений Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/

В IX-X вв. католическая церковь официально еще не отделилась от православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия римский папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал св. Мефодия в ее архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности «солунских братьев», а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние. Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством Болеслава и уговорили его занять престол, убив брата. Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

В 1880-е гг. в Корею проникли и протестантские проповедники различных конфессий, но на первых порах их успехи были незначительны с сравнении с успешной деятельностью католических миссионеров. В 1892 г. в России была издана книга, озаглавленная " Очерки Кореи " (СПб. 1892). Ее автор - М. А. Поджио, сотрудник Азиатского департамента МИДа, пишет: " С 1882 г. протестантские миссионеры также начали обращать внимание на Корею, но до сего времени (конец 1880-х гг. - а. А.) деятельность их ограничилась только в отправлении в Корею нескольких тысяч экземпляров Нового Завета, переведенного на корейский язык миссионерами Мак-Интаер (Mc. Intyre) и И. Россом (John Ross), принадлежащим к Соединенной Пресвитерианской Шотландской Церкви и издавна проживающими в Маньчжурии " . Что касается миссии Англиканской Церкви, то с начала своей деятельности в Корее в 1890 году она имела две " станции " : в Сеуле и в Чемульпо. В каждом из этих городов была построена небольшая церковь. К концу 1896 г. в составе миссии было уже 16 проповедников. Первым главой англиканской миссии в Корее был епископ Чарльз Джон Корф. В книге А. Гамильтона " Корея " (СПб. 1904, пер. с англ.) отмечалось: " Члены англиканской миссии в Корее в их повседневной практике высоко держат знамя миссионерского идеала, требующего от носителей его всяческих жертв, высокого героизма и твердости " . Активную деятельность в Корее развернули и методисты, преуспевшие в катехизации местных жителей. Как отмечал в своей книге польский этнограф Вацлав Серошевский, в Сеуле " самыми многочисленными и лучшими из начальных миссионерских школ считаются школы методистов; в их воскресных школах в 1897 году обучалось до 900 учеников. Единственное в Корее высшее женское училище тоже основано методистами " . В своих очерках о Корее Вацлав Серошевский пишет также о местных верованиях, о посещении буддийского монастыря Сок-оан-са, о похоронных обрядах. В. Серошевский совершил путешествие в Корею и Японию в 1903-1904 гг. Ранее, за участие в польском освободительном движении он был приговорен к 7 годам каторги и в 1878 году сослан в Якутию. В 1905 году он выступил в печати за свободу Польши, был предан военному суду, но бежал за границу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Барочный иконостас по рисунку Демяновского вырезали в мастерской П. С. Абросимова. Иконостас был покрыт позолотой. Образа для него написал А. Н. Новосокольцев. Алтарь был украшен мозаикой по эскизу В. М. Васнецова. Святыни [ править править код ] Старинное убранство храма Светлого Воскресения Христова и многочисленные иконы были утрачены в годы богоборчества, но церковь Милостью Божией в настоящее время наполняется святынями. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 199178, Россия, Санкт-Петербург, Васильевский остров, улица Камская, дом 9 Проезд: Церковь Воскресения Христова на Смоленском кладбище находится на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Добраться до храма можно на общественном транспорте от станций метро «Василеостровская», «Приморская» и «Спортивная-2» или пешком: Телефон: +7 (921) 342-96-71 Электронная почта: info@smolenka.spb.ru Паломнику [ править править код ] Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма или на странице храма в соцсети . Паломнический центр Для помощи паломникам и туристам при храме Смоленской иконы Божией Матери создан Паломнический центр . В Паломническом центре вы можете Паломнический центр работает ежедневно с 8:00 до 20:00. Получить общую информацию о посещении часовни святой блаженной Ксении Петербургской и храмах Смоленской иконы Божией Матери и Воскресения Христова на Васильевском острове можно по телефону Паломнического центра +7(921)974-34-34 (WhatsApp). Предварительный заказ экскурсий «Небесные покровители Санкт-Петербурга» и по святыням Смоленского кладбища с посещением музея блаженной Ксении Петербургской, Смоленского храма с видовой площадкой на колокольне и часовни, где она похоронена, можно по телефону +7 (921) 974-34-34 или отправить письмо на адрес guide@smolenka.spb.ru . Через Паломнический центр можно узнать о возможности потрудиться во славу Божию в храме Смоленской иконы Божией Матери и Воскресения Христова на Васильевском острове и на территории Смоленского кладбища.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Воскре...

Телефоны: +7 (921) 292-08-51 Электронная почта: suraobitel@mail.ru Сайт: Сурский Иоанновский женский монастырь Гостевой дом, с. Сура Количество комнат – 4. Один двухместный номер, один восьмиместный номер (с перегородкой), один девятиместный номер (с перегородкой), один восьмиместный номер + диван и телевизор (возможно использовать как конференц-зал). Для туристов может быть организована русская баня и питание в уютном кафе. Оборудованная кухня (микроволновка. Чайник). Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, с. Сура, ул. Кирова, д. 18 Телефоны: +7 (921) 8114203 Сайт: Гостевой дом с. Сура Гостевой дом «ПодМорковые вечера», д. Марково, д. Марково Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, д. Марково Дом паломника «ПодМорковые вечера» расположен в д. Марково близ Иоанновского монастыря в с.Сура Пинежского района, Архангельской области. В доме 3 номера: на 6 мест, на 4 места и на 1 место (полати) + раскладушки. Дополнительные услуги: баня, экскурсии, прокат спортивного инвентаря: лыж, ватрушек, мотособаки, мастер-классы по плетению поясов, приготовлению местных деликатесов: мейвы (мелкая сухая рыбка) и сушёнок (конфеты из репы и моркови), выпечке домашнего хлеба на закваске. Плюс для паломников богословские «посиделки» и трудовое паломничество. Телефоны: + 7 (921) 600-85-77 Электронная почта: myliin@list.ru Сайт: Гостевой дом «ПодМорковые вечера» на сайте информационно-туристского портала Архангельской области Гостевой «Дом в Пекашино», д. Веркола В деревне Верколе Пинежского района — в одной из самых красивых деревень России, в июле 2019 года впервые открыл свои двери гостевой «Дом в Пекашино». Деревенский дом Ставровых 19 века постройки отреставрирован членом Союза архитекторов России Никитиным Владимиром Леонидовичем. Для желающих остановиться в Верколе на продолжительный срок для знакомства с достопримечательностями созданы комфортные условия. Номерной фонд представлен разными категориями номеров. Всего спальных мест 24. Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, д. Веркола, ул. Советская, 19

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

882 Помышляшеть же мучение... мученика Никиты исвятаго Вячеслава... и како святй Варвар отьць свой убоица бысть. – Борис вспоминает имена тех святых, которые погибли заверность христианству от руки своих ближайших родственников: Никита, царскийсын, был мучим и казнен отцом, не признававшим христианство; Вячеслав (Вацлав)– чешский князь (921–929 гг.), объявленный церковью святым, был убитбратом Болеславом I; Варвара за исповедание христианской веры была казненаотцом-язычником. 889 ...възложилъ на нь гривьну злату... – Здесь гривна – шейный обруч, ожерелье как знак отличия,награда. 891 ...мсяца июлия въ 24 дьнь, преже 9 каландъагуста. – В древнеримском календаре первыйдень каждого месяца назывался календами, 5-е или 7-е число месяца (день первойчетверти луны) – нонами, 13-е или 15-е число (день полнолуния) – идами. От этихтрех моментов дни отсчитывались назад (исходная дата включалась в счет дней).Поэтому, в счете по календам, 24 июля соответствовало девятому дню передавгустовскими календами. Календарный счет с упоминанием календ встречается вдревнерусских текстах редко и параллельно с указанием дат и дней неделисогласно юлианскому календарю, принятому на Руси вместе с христианством. 893 ...пришьла бяаше всть отъ Передъславы... – Предслава – дочь Владимира I от Рогнеды, роднаясестра Ярослава. 900 ...повьржену на пуст мст межю дъвма колодама. – Здесь либо имеется в виду колода – ствол упавшегодерева, либо колода – гроб, выдолбленный из двух половин цельного стволадерева. 905 И прибже въ пустыню межю Чехы и Ляхы... – Существует гипотеза, что выражение «между Чехами иЛяхами» – древняя поговорка в смысле «где-то далеко». 906 ...Ламехъ, зане вдвъ на Каин, тмь жеседмьдесятицею мьстися ему. – Ламех – одиниз потомков Каина, также совершивший убийство. В Библии сказано: «Яко седмицеюотмстися от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею» ( Быт. 4 ). 907 ...Якоже бо Иулиянъ цесарь... – Юлиан Отступник (Флавий Клавдий Юлиан), римскийимператор (361–363 гг.), восстановил в Римской империи язычество какофициальную религию и выступил против христианства. Имя Юлиана в христианскойлитературе стало нарицательным именем гонителя православия. Погиб либо отвражеской стрелы, либо от удара копьем в спину во время похода против персов в363 г. Неясные обстоятельства его гибели породили множество легенд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всего два чуда отмечены до канонизации святых Бориса и Глеба, а уже славянская и варяжская Русь стекалась в Вышгород в чаянии исцелений» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 40, 41). Святых князей Бориса и Глеба церковная служба называет «страстотерпцами»: «Святые Борис и Глеб создали на Руси особый, не вполне литургически выявленный чин «страстотерпцев» – самый парадоксальный тип русских святых. В большинстве случаев представляется невозможным говорить о вольной смерти: можно лишь говорить о непротивлении смерти» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 50). Текст «Сказания» дается по изданию: Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII в. М., 1978. 23 «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» – цитата из 1 Послания апостола Петра, гл. 5, стих 5. Эти строки своеобразный парафраз из книги притчей: «Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать» (Притчи, гл. 3, стих 34). 26 ...Как Иосиф Вениамина! – эпизод из книги Бытия. Иосиф и Вениамин – сыновья библейского патриарха Иакова, горячо любившие друг друга. 30 Мученик Никита – согласно преданию, готский воин, живший на берегах Дуная (372). После истязаний язычниками был брошен в огонь. Мощи сначала были перенесены в Киликию, а затем, позже, в Константинополь. Мученик Вячеслав (Вацлав) – чешский князь, годы княжения 921–929, был убит братом Болеславом I. 31 Мученица Варвара – пострадала около 306 г. в Финикии. Согласно преданию, она была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Решившись посвятить себя безбрачию, она не внимала советам отца и отказывала всем женихам. Разгневанный отец отдал ее на мучения, а затем собственноручно обезглавил. Мощи святой Варвары были перенесены в Константинополь. Над ними был воздвигнут храм. Затем в XII в. мощи были перенесены в Киев, где и хранились в Златоверхо-Михайловском монастыре. 33 Псалтырь – струнный инструмент, напоминающий гусли или арфу, под аккомпанемент которого в Древнем Израиле исполнялись псалмы. В данном случае имеются в виду псалмы, которые поет святой Борис. Псалтырью в Древней Руси называлась Книга псалмов, авторство которых приписывалось царю Давиду. Всего в Псалтыри 150 псалмов. 35 Канон – в данном случае особая форма богослужебных песнопений, которые входят в состав Утрени и не которых других служб. Состоит из ряда песен, связанных единством воспеваемого праздника или святого. Всего в каноне девять песен, которые составлены по особому правилу. Каждая песня состоит из «ирмоса» и «тропарей». Ирмоса обычно поются, а тропари читаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вратислав, кн. брненский (1126–1146, с перерывом; ум. после 1146 г.) VI, 201, 201–202 Всеволод Давыдович, кн. муромский (ум. после 1124 г.) IV, IXa Всеволод Мстиславич, св., кн. новгородский (1117–1136, ум. в 1138 г.) IV, IXb, 200, 235 Всеволод Мстиславич, кн. белзский (ум. в 1195 г.) IXb, 310–313, 312, 316 Всеволод Ольгович, кн. черниговский (1127–1139), киевский (1139–1146) IV, IXa, 200, 206, 265, 280, 339 Всеволод Святославич, кн. киевский (1206, 1207, 1210–1214 ?]) IXa Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, вел. кн. владимиро-суздальский (1176–1212) 1Хв, 252, 315 Всеволод Ярославич, кн. киевский (1078–1093) II, VIII, IXa, b, 112, 119, 159, 161–162, 208, 233, 286, 342, 357–358, 360 Всеслав Брячиславич, кн. полоцкий (1044–1101) IXa Вулкан, см. Василий Виоанн (Вулкан) Вульгата, канонический латинский перевод Священного писания, основанный на переводе блаж. Иеронима Стридонского (IV–V вв.) 198, 299, 394 «Вышеградское продолжение хроники Козьмы Пражского» (ок. 1141 г.) 201–203, 261 Вышеслава, ж. познанского и калишского кн. Одона, д. галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла или его с. Владимира (ум. после 1194 г.) IV, IXa, 309 «Вюрцбургские анналы», см. «Майнцские анналы м-ря св. Альбана» Вячеслав (Вацлав), св., кн. чешский (921–929/35) VI, 58, 185, 185, 203, 203, 263 Вячеслав Владимирович, кн. зуровский, киевский (1150–1154, с перерывами) IXb, 281 Вячеслав Ярополчич, с. волынского и туровского кн. Ярополка Изяславича (ум. в 1104 г.) 232 Вячеслав Ярославич, кн. смоленский (1054–1057) IXa Гаймар Жеффрей, см. Жеффрей Гаймар «Галицко-Волынская летопись» (XIII в.) 321, 324 Галл Аноним, см. Аноним Галл Гануц Вольф (имя искажено), ярл датский (перв. пол. – сер. XI в.) 142, 142 Гаудерих, еп. веллетрийский (втор. пол. IX в.), церковный писатель 103 Гебхард, гр. кверфуртский, б. св. Бруно (Бонифация) Кверфуртского 228 Гебхард, гр. зуплинбургский, о. германского имп. Лотаря III 329, 329 Гебхард, еп. айхштеттский (1042–1057) 110, 118 Гебхард (Яромир), еп. пражский (1068–1089/90) VI, 184, 186

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После гибели Бориса и Глеба в борьбу за киевский престол вступил их брат Ярослав Мудрый, княживший в это время в Новгороде. Ярославу удалось в упорной борьбе одолеть Святополка и утвердиться на киевском престоле. Неизвестный автор «Сказания» связывает прекращение княжеских усобиц с этой победой Ярослава. 1 …от Рогнеды… — Рогнеда, дочь Рогвольда, полоцкая княжна. 2 …Призвал… Бориса, нареченного в святом крещении Романом… — Русские князья в древности носили два имени — одно «русское», «княжеское», а второе христианское, дававшееся при крещении. Христианское имя Бориса — Роман, Глеба — Давид. 3 О таких Приточник говорил… — Имеется в виду составитель книги притчей — иудейский царь Соломон, Книга притчей Соломона входит в Библию. 4 отец его Василий… — Василий — христианское имя Владимира Святославича. 5 …ночью разобрал помост в Берестове… отвез на санях… — По древнерусскому обычаю тело покойника выносилось через пролом и перевозилось на санях в любое время года. 6 …и поставил в церкви святой Богородицы. — Владимир был похоронен в Десятинной церкви Богородицы в Киеве. 7 …увижу ли я хотя бы братца… как Иосиф — Вениамина? — Иосиф и Вениамин — библейские персонажи, младшие сыновья Иакова и Рахили. Проданный своими старшими братьями от других жен Иакова и рабство в Египет, Иосиф после длительной разлуки встречается с Вениамином. 8 Багряница — царское, княжеское одеяние, порфира. 9 Вспомнил он о мучении… мученика Никиты и святого Вячеслава… и как убийцей святой Варвары был ее родной отец. — Борис вспоминает имена тех святых, которые приняли мученическую смерть за исповедание христианства от рук своих ближайших родственников: Никита, царский сын, был предан мучениям и казнен отцом-язычником; Вячеслав (Вацлав), чешский князь (921—929), был убит своим братом Бoлecлaboм I и причислен Церковью к лику святых; Варвара приняла мученическую смерть за верность христианскому учению, казнена отцом-язычником. 10 …начинай заутреню. — Заутреня — ежедневное утреннее богослужение. 11 …поющего на заутреню Псалтырь. — Псалтырь — одна из книг Библии, собрание псалмов (хвалебных песнопений). Библейская традиция приписывает создание Псалтыри иудейскому царю Давыду (конец XI–haчaлo Х в, до н. э.). Псалмы пелись во время церковного богослужения.

http://predanie.ru/book/72284-skazanie-i...

Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и по решению сейма (или, что более вероятно, — германского сюзерена) до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры. Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность . Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей. Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала.  В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее. Латинские источники упоминают в качестве орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым, по источникам славянским, и была задушена. Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с нее головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось у славян крайне унизительным – что и нужно было Драгомире. Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города – еще одно унижение. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.

http://pravmir.ru/muchenica-lyudmila-pok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010