Потом, уже в разговоре с Лихачевым, я задал тот же вопрос:– Дмитрий Сергеевич, скажите, есть ли в России хотя бы одна великая книга, которая до сих пор не издана?– Да, – ответил Лихачев, – «Палея Толковая». И не только не издана, но и не переведена на русский язык. И он объяснил мне, почему это случилось. После того как мы приступили к подготовке книги, нашу работу горячо поддержали в своём письме в издательство Александр Михайлович Панченко, Николай Николаевич Скатов и Олег Викторович Творогов. Теперь книга предстаёт на суд читателей. Она ждала этого долго, восемьсот лет. Вацлав Михальский 1 Творогов О. В. Палея Толковая/Словарь книжников и книжности древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (XI–nepbaя половина XIV в.). С. 286. 2 Щеглов А. П. Религиозно-философское значение Толковой Палеи/Журнал историко-богословского общества. М., 1991. 2. С. 7. 3 Оно представляет собой литографическое воспроизведение попросту переписанных несколькими студентами-учениками Н. С. Тихонравова частей «Палеи» (разумеется, разными почерками), изданное мизерным тиражом. 4 Истрин В. М. Толковая Палея и Хроника Георгия Амартола/Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. 1925. Т. 29. С. 369–379; Михайлов А. В. К вопросу о происхождении и литературных источниках Толковой Палеи/Известия АН СССР по русскому языку и словесности. 1928.Т. 1. Кн.1. С. XV-XXIII. 6 См.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. М., 1984. С. 322. 7 До 1502 года наследником Ивана III был его внук (сын старшего, рано умершего сына) Дмитрий, «заменённый» затем младшим сыном Ивана III – Василием (III-м). 9 Тихомиров М. Н. Цит. соч. С. 142, 132. В наше время мысль Тихомирова подтверждена в трактате В. Н. Топорова «Святость и святые в русской духовной культуре». М., 1995. Т. 1. С. 336–377). 10 См. об этом в моей книге: «История Руси и русского Слова. Современный взгляд». М., 1997. С. 80–281. 11 См.: Принципы издания текстов в «Библиотеке литературы Древней Руси»/«Библиотека литературы Древней Руси». Т. 1. СПб., 1997. С. 476–479.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

298 Патрик Ирландский , епископ, просветитель Ирландии († ок. 460; память 1730 марта), один из наиболее почитаемых Западной Церковью святых. Как указывает сам Патрик в своей «Исповеди», родом он происходил из юго-западной Британии, был сыном богатого декуриона Кальпурния, диакона местной Церкви. Шестнадцати лет был похищен ирландскими пиратами и шесть лет пас скот. Через десять лет по возвращении на родину вновь пленен морскими разбойниками и продан в Галлию, где его выкупил купец-христианин. Уразумев из всех этих событий Божественный Промысл о себе, Патрик решил посвятить свою жизнь служению Богу. Приняв епископский сан от британских епископов, около 432 года он обратился с проповедью Евангелия к ирландцам, многих из которых крестил. Им было основано несколько монастырей (причем монахи были подготовлены к христианскому просвещению народа), изобретена ирландская азбука, он наладил связь с Британской и Галльской Церквами. Устроив Ирландскую Церковь с митрополией в городе Армахе, Патрик отошел ко Господу. В настоящее время день святого Патрика в Ирландии – государственный праздник. 299 Вацлав Чешский, мученик († 935; память 417 марта, 28 сентября11 октября), князь-страстотерпец (в русский святцах – Венцеслав, Вячеслав), правивший с 924 года. Внук святой Людмилы (см. примечание 76). Несмотря на царский венец, подвизался подобно великим подвижникам, утверждал Православие в своем народе. Был очень справедлив и строго следил за тем, чтобы в судах никого не осуждали безвинно. По христолюбию и милосердию покупал языческих детей, которых продавали в рабство, крестил их и воспитывал как христиан. Перевел на чешский язык Евангелие от Иоанна. Брат Вацлава Болеслав, зазвав святого царя в гости в свой дворец, убил его и стал насаждать в стране католичество и приглашать священников-немцев. 300 …Святого Прокопия Карпатского " … Вероятно, имеется в виду Прокоп Богемский, Чешский († 1053; память 1629 сентября), иеромонах, основатель Предтеченского монастыря на реке Сазава. 301 Святитель Петр Цетиньский, чудотворец, митрополит Черногорский († 1830; память 1831 октября, Неделя третья по Пятидесятнице).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Алхимики – ученые средних веков, которые искали волшебное средство, с помощью которого, как они думали, можно превращать неблагородные металлы в золото. Оккультная наука или науки (т. е. тайные науки) – ложные учения, основанные на вере в то, что есть таинственные сверхъестественные силы (духи и т. п.), которые можно подчинить с помощью заклинаний, волшебных средств. Кабала (каббала) – распространившееся в средние века среди евреев учение о том, что слова Библии имеют особый символический или тайный смысл, который можно разгадать путем перестановки букв в словах с помощью особых шифров (знаков). Магия – чародейство, колдовство; в средние века различали белую магию, делавшую чудеса с помощью «божественных сил», и черную магию, прибегавшую к помощи «нечистой силы», дьявола. Зодиак – двенадцать созвездий; знаки Зодиака – знаки, обозначавшие созвездия (например, созвездие Рака обозначалось фигуркой рака, созвездие Стрельца – стрелой и т. п). Сад Эдема – так назывался в библейских мифах сад в раю, где пребывали Адам и Ева; в саду росло дерево, вкусив плод которого Адам и Ева познали добро и зло. Хиромантия – гадание по линиям на ладонях рук, применявшееся всякого рода шарлатанами. Линия жизни (лат.). Святой Губерт, святой Юлиан, святой Мартин, святая Розалия, все святые, молитесь за меня, грешного! (лат.) Эфемериды – таблицы положения небесных светил на определенные дни года. Нострадамус – знаменитый французский астролог XVI века; упоминание его имени в словах Людobuka XI (XV b.) – анахронизм (сознательный или случайный перенос черт одной эпохи в другую). После стольких обещаний (лат.). Я найду выход или сделаю что-нибудь (лат.). Венцеслав (Вацлав) – германский император в 1378–1400 гг. и король Чехии в 1378–1419 гг. У Скотта ошибка: Венцеслав умер задолго до описываемых событий. Характерная для палача шутка: Гревская площадь в Париже с XIV века служила местом казней, на площади стоял не храм Богородицы, а эшафот. Король Артур и рыцари Круглого Стола – герои популярных в средние века рыцарских романов. В них рассказывается о легендарном короле бриттов Артуре, при дворе которого собирается цвет рыцарства и царит культ отваги и подвигов. Рыцари короля Артура собирались для пиршеств за круглым столом, чтобы все чувствовали себя равными. В средние века король Артур и его рыцари считались образцом рыцарских доблестей.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Ожидается визит в Казахстан Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия . Глава Украинской Православной Церкви поклонится святыням нашей земли, совершит богослужения, пообщается с верующим народом, а с собой он привезет для молитвенного поколения мощи равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси. В рамках празднования в Алма-Ате начнется строительство храма во имя святого князя Владимира. Нас ожидает празднование еще двух памятных дат: 60-летия со дня преставления священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского, и 40-летия блаженной кончины приснопамятного старца-святителя митрополита Казахстанского Иосифа (Чернова). Алма-Атинцы отпразднуют 100-летие основания храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Все памятные даты будут отмечены богослужениями с участием епископата Казахстана и гостей-архипастырей из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья, конференциями, выставками и иными мероприятиями просветительского характера. — Владыка, всех нас ждет еще одна важная дата, связанная с Вознесенским кафедральным собором Алма-Аты. — Одним из главных событий наступающего года станет празднование 20-летия возвращения Русской Православной Церкви главного храма Алма-Аты — Вознесенского кафедрального собора. В 1995 году распоряжением президента Казахстана Н.А. Назарбаева духовная, историческая и культурная жемчужина Семиречья была возвращена законному владельцу — Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви. Нурсултан Абишевич произнес тогда такие слова: «Я решил сделать подарок для всех православных граждан моей страны: Вознесенский кафедральный собор в центре Алма-Аты, отнятый советской властью 70 лет тому назад у Православной Церкви, передать в вечное пользование Православной Церкви в Казахстане». Собор стал любимым храмом алма-атинцев и объектом особого внимания гостей города, паломников и туристов. Неоднократно посещал его президент Республики Казахстан в дни празднования Рождества Христова и Пасхи. С историей этого памятника культуры Казахстана знакомились наследник Британского престола принц Уэльский Чарльз, президент Словацкой Республики Иван Гашпарович, президент Чехии Вацлав Клаус, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор , министр иностранных дел России С.В. Лавров , председатель Государственной Думы Федерального Собрания России С.Е. Нарышкин, делегация Сената Французской Республики, конструктор советского оружия М. Калашников и многие другие государственные, политические и общественные деятели. 14 декабря текущего года главный храм Южной столицы посетил председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев , находившийся с официальным визитом в Казахстане для обсуждения сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205429...

– Поправьте, если я не прав: попытки того же Достоевского создать идеального героя – почти святого – это возврат к древнерусским книжникам? – Конечно. Ведь все эти герои почему появились? Почему вообще такой расцвет был тогда в поэзии и в прозе? Во-первых, была критика очень сильная. Критика – это двигатель литературного процесса. Второе. В 1830-е годы стали создаваться курсы истории русской литературы. Потому что поняли, что без фундамента современный писатель не обойдется. Иначе так можно всю жизнь создавать подражательную литературу. Еще наши романтики осознали, что русская литература – одна из древнейших в Европе, и что нет больше в мире литературы с таким духовным основанием, ведь первые русские писатели оказались святыми! Когда они это открыли, они стали ориентироваться на древнерусские традиции. Планка была снова поднята. Смотрите, молодой Пушкин, когда себя называл сочинителем, – это один Александр Сергеевич, а после Михайловского – совершенно другой. Благодаря игумену Ионе из Святогорского монастыря, который открыл ему духовную литературу, благодаря приобщению к церковным службам, Пушкин осознал, что «всякий дар свыше есть». В той же «Капитанской дочке» он показывает, как разворачивается Божественный Промысл о человеке. У Петруши Гринева три самостоятельных поступка – напивается, проигрывается, попадает в буран, после чего предает себя воле Божией, и вот с этого момента до конца повести Господь его ведет. Это Пушкин о себе написал. Вот я молодой, со всеми подражаниями Западу, глупостями, идеями, а вот – «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,/исполнись волею Моей». Потом за Пушкиным по этому руслу пошли, по сути дела, все писатели-реалисты XIX века. Русская литература снова стала учебником нравственности. Отсюда – Золотой век во всей мировой культуре. – Из современных писателей никто не пошел за Пушкиным? – И в современной литературе есть что-то большое и оригинальное. Но это нешумная литература. Назову навскидку два имени. Это Вацлав Михальский, он еще в 1990-е годы за первый том своей эпопеи «Весна в Карфагене» получил Государственную премию, как когда-то Шолохов – за первый том романа «Тихий Дон». Или, скажем, замечательный писатель Александр Ольшанский. У него есть, например, социально-фантастическая трилогия «Седьмой день творения», написанная в лучших традициях русского философского утопического романа.

http://pravoslavie.ru/148117.html

Некоторое представление о взглядах радикального крыла пражских гуситов дают решения гуситского собора, собранного 28 сентября 1418 г. Собрание университетских магистров и священников приняло 23 статьи и постановило, что отныне никто не имеет права провозглашать нечто новое (в сравнении с этими статьями), не представив предварительно свои идеи на рассмотрение «собрания братьев». Пражский собор отверг наиболее радикальные идеи, такие как отрицание чистилища, отказ от смертной казни, отрицание силы таинств, совершенных священниками, находящимися в смертном грехе, и право мирян совершать пресуществление Даров. Был отвергнут также тезис о том, что только истины, эксплицитно выраженные в Священном Писании, могут расцениваться как положения веры. На первый план выдвигалась идея возвращения к обычаям ранней церкви, обряды Римской церкви сохранялись, хотя за общиной оставалось право их не исполнять; почитание образов допускалось, «если оно не перерастает в ложное поклонение», латинский язык оставался языком богослужения, хотя Евангелие и Послания должны были читаться на чешском. Новая фаза в развитии радикального гуситского движения наступила после того, как Вацлав IV в 1419 г. издал указ, запрещавший причастие под двумя видами. Если в Праге, согласно этому указу, для «чашников» было оставлено какое-то пространство, то в других городах гуситские священники и их последователи оказались полностью выброшены из церковной жизни. В итоге инициатива перешла к самым радикальным элементам. Гуситская хроника рассказывает, как на Пасху толпы «чашников» собрались на холме около замка Бечине, чтобы причаститься под двумя видами и послушать проповедь. Со временем подобные собрания стали регулярными, а наиболее убежденные последователи новых идей организовали на холме общинное поселение. Холм был переименован в «гору Табор» (библейский Фавор), и само движение получило название «табориты» 210 . Таборитские проповедники отрицали все церковные авторитеты, кроме текста Писания, и рассматривали Церковь как сообщество верующих, объединенное Евхаристией («Чашей», как они говорили) и использующее власть городских магистратов для того, чтобы привести всю общественную жизнь в соответствие с Божественным законом. Соответственно, они выступали за полный отказ от всей обрядовой стороны богослужения, сводя мессу к проповеди и причастию, призывали «выбросить сомнительные реликвии святых в канаву» и конфисковать не только церковную собственность, но и собственность светских аристократов. Для их проповедей характерны также хилиастические настроения. Люди, покинувшие привычную среду, выпавшие из системы социально-экономических связей, с легкостью могли поверить, что они живут во времена Второго пришествия и скоро все враги «таборитов» будут уничтожены. Из людей спасутся только те, кто укроется в пяти городах Богемии (естественно, тех, где радикалы до этого заняли главенствующие позиции).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остальные стали костяком Православия в нынешней Восточной Словакии. Приток верующих из Греко-католической церкви (а также возвращение волынских православных чехов после войны) внезапно вызвал стремительное развитие Православной Церкви. Следующим ключевым моментом стало предоставление автокефалии Русской Православной Церковью в 1951 году и приезд митрополита Елевферия (Воронцова). Однако эти события использовались критиками Православия, чтобы показать, что Русская Православная Церковь стала продолжением «руки» коммунистической власти. Но история не является черно-белой. Как мы знаем, верующие из России, Украины и Белоруссии явили яркие свидетельства искренней веры своим исповедничеством в советскую эпоху, а сам Елевферий был заключен коммунистами в тюрьму. Тем не менее Православная Церковь по-прежнему борется со стигматизацией, вызванной опытом коммунистического прошлого, и эти обвинения несправедливы. Коммунизм стал причиной остановки многообещающего развития Православия в наших землях. Коммунисты пытались убедить тогдашних православных церковных деятелей в их значимой роли для Чехии и пытались создать иллюзию реально действующей церковной администрации, которая, однако, была колоссом на глиняных ногах. В духовенство тогда пошли оппортунисты, авантюристы, просто сумасшедшие и люди, связанные с государственной властью. Впрочем, появились и хорошие, благочестивые священники. А что сегодня? О чешском атеизме и других проблемах После революции 1989 года внезапно открылось множество накопившихся за прошлые десятилетия проблем. Оказалось, что никого не интересовали национальная идея епископа Горазда и связь Православия с чешским, моравским или словацким народом. Кроме того, уход верующих обратно в униатскую церковь и другие вскрывшиеся проблемы показали, что Церковь должна найти совершенно новый ключ к развитию. Тогда Константинопольский Патриархат уже повторно предоставил нам автокефалию. Коммунисты разрушили церковную жизнь с точки зрения соборности, православного социума. Однако можно сказать, что по крайней мере православное образование процветало в коммунистическую эпоху и, возможно, парадоксальным образом гораздо больше, чем сейчас.

http://pravoslavie.ru/139440.html

Иван Бунин При этом подавляющее большинство русских изгнанников, оторванных от Родины, не имели средств к существованию, и им приходилось начинать жизнь с нуля. Представители самых разных слоев населения, включая дворянскую элиту, выживали, зарабатывая на хлеб у заводского станка, за рулем такси, грузчиками, посыльными, разнорабочими, дворниками, уборщиками. Кто-то из русских солдат и офицеров уходил служить во французский Иностранный легион, другие вербовались добытчиками на рудники в южноафриканской Родезии, третьи отправлялись на сельскохозяйственные работы в Южную Америку. Граф Алексей Орлов, офицер Добровольческой армии, оказался с семьей в Швейцарии. Чтобы самому не умереть с голоду и прокормить близких, он устроился санитаром в больницу для бедных, где в число прочих обязанностей входило мытье и чистка уборных. Граф это делал добросовестно, с честью и достоинством, присущими настоящему русскому дворянину. Он совсем не стеснялся такой работы, о чем не раз говорил своему сыну Петру: «Зато мои полы и туалеты были самыми чистыми». В изгнании оказалась значительная часть российской интеллектуальной элиты, цвет нашей интеллигенции: больше половины философов, литераторов, художников, композиторов и актеров, проживавших в те времена в России. В результате вместо «крестных отцов» мафии Русское Зарубежье подарило миру четырех Нобелевских лауреатов: Ивана Бунина – за достижения в области литературы, Илью Пригожина – в химии, Семена Кузнеца и Василия Леонтьева – в экономике. Игорь Сикорский В мировой науке прогремели и другие имена наших выдающихся ученых-новаторов. Среди них изобретатель вертолета Игорь Сикорский, создатель современного телевидения Владимир Зворыкин, экономисты Александр Билимович и Сергей Маслов, физик-механик Степан Тимошенко, судостроитель Владимир Юркевич, инженер-строитель Константин Белоусов и многие другие гении мысли. В изгнании оказались всемирно известные певец Федор Шаляпин, композиторы Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский, художники Илья Репин и упомянутый выше Константин Коровин, актеры Михаил Чехов и Иван Мозжухин, мастера балета Анна Павлова, Елизавета Суворова и Вацлав Нижинский, театральные деятели Сергей Дягилев, Василий Воскресенский и Сергей Волконский, философы Иван Ильин, Николай Бердяев, Сергий Булгаков, Николай Лосский, Лев Шестов, Лев Карсавин, Иван Солоневич.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/25/in...

В письме председателю протекторатного правительства Э. Моравцу святитель взял на себя ответственность за всё, что произошло в связи с укрытием десантников. Э. Моравец письмо отослал в гестапо. В четверг 25 июня 1942 года, в 5 часов утра, гестапо арестовало владыку Горазда. В тюремном заключении он находился с 25 июня по 4 сентября 1942 года. В течение этого времени он был подвергнут тяжелым мучительным допросам, немцы рвали у владыки густую бороду, били его и подвергали разным другим мучениям. Его увозили в 22 часа, а возвращался он в пять часов утра. Днем владыке не давали отдыха. Когда заключенные получали пищу, тюремщик часто отталкивал епископа ногой и оставлял без еды. Жизнь святителя Горазда была полна страданий и завершилась мученичеством за Христа. Свидетели заключения владыки, а часто и его мучений, приводили свидетельства, что владыка Горазд, отец Вацлав и отец Владимир были и посреди всех мучений очень спокойны. Глубокий покой был на их лицах и на суде, и при вынесении приговора, и на месте казни. Военный трибунал приговорил епископа Горазда, а с ним протоиерея Вячеслава Чикла, иерея, доктора богословия Владимира Петржка и мирянина Яна Соневенда к смертной казни. 4 сентября 1942 года они были расстреляны в Праге. Тела святого владыки Горазда, отца Владимира Петржека и Яна Зонневенда были сожжены, тело отца Вацлава Чикла отдано для вскрытия и научного изучения. Вскоре после этого деятельность Чешской Православной Церкви была полностью запрещена властями Третьего рейха. Почитание Почитание святого Горазда началось сразу же после его мученической кончины. Ярким свидетельством этого стала первая икона священномученика, написанная в 1944 году протоиереем Всеволодом Коломацким. В воскресенье 5 сентября 1987 года в кафедральном храме святого Горазда в городе Оломоуце при большом стечении народа, в присутствии всех членов Священного Синода Православной Церкви Чехословакии во главе с митрополитом Дорофеем и архиереев Константинопольской, Русской и Сербской Православных Церквей, состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/

Митрополит Дорофей известен своей экуменической и миротворческой деятельностью. В январе 1973 г. он был единогласно избран на двухлетний срок председателем Экуменического Совета Церквей Чехословацкой Республики. 10. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского (+883), святой княгини Людмилы (920), мученика князя Вацлава (Вячеслава) (+929) и святого Прокопия Сазавского (1053). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Боривоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе Святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Тайн под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался. Святая Людмила была женой князя Боривоя и вместе с ним приняла около 874 г. крещение от святого Мефодия. Боривой недолго жил после крещения, и великий труд по утверждению православного учения в Чехии пал на княгиню Людмилу. Вместе со своим мужем и после его кончины она строила храмы, заботилась о священниках, поддерживала всех труждающихся и обремененных. Когда умер ее сын, законным наследником престола стал ее внук Вацлав, за воспитанием которого Людмила усердно следила. Но мать Вацлава Драгомира, предполагая, что Людмила оказывает влияние на Вацлава и на правительство страны не в ее пользу, с помощью двух бояр задушила ее в замке Тетине. Святую Людмилу как первую славянскую мученицу почитают все православные славяне (16 сентября ст. ст.). В Римско-Католической Церкви ее память чтят только чехи.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010