Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634, мест. Ст. Четвертня на Волыни - 6.04.1690, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Из древнего княжеского рода, отдаленный потомок кн. Святополка (Михаила) Изяславича . Семья Г. была известна покровительством укр. правосл. мон-рям и храмам. Между 1658 и 1663 гг., вероятнее всего в 1661 г., кн. Святополк-Четвертинский был избран епископом Луцким и Острожским, хиротонию возглавил Киевский митр. Дионисий (Балабан) . В 1662-1663 гг. Г. занимался восстановлением Подгорецкого (Плесницкого) в честь Преображения Господня мон-ря. Плодотворным было сотрудничество архиерея с Луцким братством , в 1667 г. Г. поставил новым игуменом братства Якубовича, поддержал братство в конфликте с брестским каштеляном К. Пясочинским (1677). Членом братства состоял двоюродный брат Г. Вацлав. Луцкому епископу приходилось бороться против притязаний униатов (см. ст. Брестская уния 1596 г. ) на правосл. храмы и мон-ри. Г. вел длительную тяжбу с униатским Владимиро-Волынским еп. Львом Заленским, захватившим Загоровский мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы близ Владимира-Волынского. В 1679 г. Г. принял участие в Гродненском съезде православных и униатов, к-рый рассматривал возможности новой церковной унии. Вместе с депутатами Луцкого братства архиерей заявил, что приложит все усилия для сохранения правосл. Церкви, к-рая пребывает «в милости четырех восточных Патриархов». В янв. следующего года Г. участвовал в съезде правосл. и униат. духовенства по тому же вопросу, состоявшемся в Люблине. Ранее, в 1678 г., объединение униатов с православными предлагал Г. униат. митр. Киприан Жоховский. В ответ на все эти действия в авг. 1681 г. нареченный Мстиславский еп. архим. виленского Св.-Духова мон-ря Климент (Тризна) в Нов. Дворе созвал съезд правосл. духовенства (на к-ром присутствовали в т. ч. делегаты от Луцкого Крестовоздвиженского братства). На съезде было принято решение о постоянных контактах между Климентом (Тризной) и Г.

http://pravenc.ru/text/161879.html

Благоверный князь Вячеслав 12 окт. (28 сент. по церк.кал.) Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав, или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы (смотри выше), которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав), погиб в 920-ом год в бою с уграми, и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, и построил для них великолепный храм во имя святого Вита. Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи устроили заговор против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935-ом году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургий только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронив их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

К сожалению, православная миссия несла и до сих пор несет в себе на земли Центральной Европы элементы индивидуалистического подхода и непонимания важности общины в жизни Церкви. Исторически это также прослеживалось в отношении к России, Украине. Здесь действительно есть множество мнений и крайностей. Одни воспринимают Россию, Украину, Беларусь как славян, которые являются нашими братьями, другие воспринимают эти регионы как политическую угрозу, третьи – как территории, к которым Чехия больше не относится. Это также связано с традиционным расщеплением сознания местных «возрожденцев» и панславистов, которые, с одной стороны, декларируют славянское единство, но в итоге приходят к выводу, что чешское славянство по некоторым причинам находится на более высоком культурном уровне, чем другие. Критика Православия иногда примитивно ассоциируется с политической критикой. Есть и искусственное разделение на Запад и Восток Это тоже сказывается на православной миссии. Критика Православия иногда примитивно ассоциируется с политической критикой. Кроме того, существует искусственное разделение на Запад и Восток. Однако современная историография все чаще показывает, что разделение на западную и восточную культуры на самом деле является черно-белым пониманием жизни и исторических процессов. По сути нельзя говорить о существовании восточной или западной христианской культуры, а скорее о формах регионального влияния христианства на местную культуру. Например, португальская церковная традиция имеет много общего с церковной культурой Греции и других стран. Мы не можем и не должны говорить о противостоянии Востока и Запада. Такая фрагментация взглядов и «война мышей с лягушками», типичная для чешской среды, оказывается абсолютно разрушительной для православной миссии, особенно сейчас, когда довольно активна эмиграция к нам из Украины, России и Закарпатья. Православная Церковь в Чехии не извлекла уроки из проблем Первой республики, и насаждение собственных взглядов любой ценой ни к чему не приводит. Тем более у нас следует продвигать базовые христианские ценности, основанные на терпимости, взаимном уважении и диалоге, попытке понять своих собеседников. Если православные хотят выжить в атеистической среде, они должны перестать ссориться между собой и начать хотя бы просто слушать оппонентов. Таким образом, проблема в чешских землях не в том, в какой юрисдикции лучше или хуже, и не в том, следует ли сосредоточить внимание на Западе, Юге или Востоке, а скорее в том, что основы Евангелия как соборности здесь не привились. Без соборности нет Церкви. Относительное спокойствие, обеспечиваемое государственными реституциями, предоставленными после 1989 года, также не помогло Церкви реально изучить современные формы поиска финансовых средств.

http://pravoslavie.ru/139440.html

7 декабря 1938 года в Гродно под председательством епископа Саввы, при участие епископов Тимофея и Матвея был открыт Православный научный институт для «организации жизни православных поляков в церковных рамках». Директором оказался священник Я.Касперский. Институт связан с Обществом православных поляков. Такие же общества священник Я.Касперский организовал в Вильно и Новогородке. Таким образом, Православная Церковь давала возможность православным людям вернуться к польской культуре. Юрисконсультом Синода был назначен поляк и католик Вацлав Сухенек-Сухецкий, брат члена Смешанной комиссии, чиновника Министерства внутренних дел. Юрисконсульт довольно быстро попался в желании подкупить какого-то чиновника и оказался в тюрьме. На этом окончилась карьера и его брата 378 . С 23 февраля 1936 года газета «Слово» завела польскую страницу. На этом дело не окончилось. Митрополит Дионисий продолжал благословлять решительно все действия правительства. Новая конституция встретила полное его одобрение. В восторженной статье, написанной по-польски, «Воскресное чтение» сравнивало ее с конституцией 3 мая 1791 года. «Сейчас еще не все дают себе отчет в благодетельности результатов, которые повлечет за собою в жизни новое устройство» 379 . Иерархия не знала, как выразить свою печаль по поводу смерти И.Пилсудского. Выходило так, что он был опорой Православия. 15 января 1936 года митрополит Дионисий посетил президента и министров и вручил им копии постановления Синода о включении имени Иосифа Пилсудского в диптихи церквей и монастырей и о заупокойных службах ежегодно 19 марта и 12 мая 380 . Католическая иерархия только руками разводила. Казалось, все идет как нельзя лучше, но в это время раздается протестующий голос из Америки. 8 марта 1936 г. в Нью-Йорке на большом собрании русских церковных и общественных организаций, при участии епископов Виталия, Макария и Адама, была вынесена резолюция, протестующая против полонизации и украинизации и насилий над Православием в Польше. Архиепископ Виталий хорошо знал поляков и понимал, что это только начало. Протест 8 марта был оправдан всей последующей трагедией Православия 381 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

27 мая 1942 г. группа чешских парашютистов, заброшенных из Великобритании, расстреляла генерала полиции обергруппенфюрера СС Рейнгарда Гейдриха. Священник пражского кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия предоставил им убежище в крипте храма. Парашютисты пробыли здесь 22 дня, после чего место их нахождения было обнаружено гестапо. Епископ Горазд, священники кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик, а также староста храма Ян Сонневенд были взяты под стражу и 4 сентября 1942 г. расстреляны на военном стрельбище в Праге. 27 сентября того же года было запрещено существование Чешской Православной Церкви. Ее имущество конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии было провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде). В мае 1945 г. Православная Церковь была восстановлена, а 28 сентября того же года казненные клирики Чешской Церкви были посмертно награждены крестом " In memoriam " . Именем святителя Горазда названы площади и улицы в Праге, Оломоуце, Брно и других городах. В 1987 г. Чехословацкая Православная Церковь причислила епископа-мученика к лику святых. В 1945 г. остро встал вопрос о будущей юрисдикции православных приходов Чехословакии. Сербская Церковь, пережившая погром усташей, только начинала восстанавливать свою каноническую жизнь. Московская же Патриархия все больше привлекала к себе внимание со стороны местных православных общин. Этому способствовало то, что в октябре 1945 г. с ней воссоединился епископ Сергий (Королев) и подчинявшиеся ему эмигрантские приходы. Подкарпатская Русь вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

При этом важно отметить, что если у русских приходов сложились вполне нормальные дружественные отношения с чехословацкими приходами, то между епископом Гораздом и архиепископом Савватием еще в середине 1920-х годов сложилась конфликтная ситуация, которая так и не была преодолена. Вторая мировая война внесла свои суровые коррективы в жизнь Церкви. Епископ Горазд, а также священники Пражского кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик и староста храма Ян Сонневенд приняли мученический венец. 4 сентября 1942 года они были расстреляны на военном стрельбище в Праге. 27 сентября того же года было запрещено существование Чешской Православной Церкви. Ее имущество было конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. Этот погром во многом перечеркнул те результаты, которых достигла Православная Церковь в Чехословакии в межвоенный период. 30 мая 1942 года был арестован и архиепископ Савватий. После месячного тюремного заключения его отправили в концентрационный лагерь Дахау. Ему вменялось в вину крещение пражских евреев. Поэтому вышеупомянутый запрет существования Чешской Православной Церкви распространялся на общины как сербской, так и константинопольской юрисдикций. Ликвидации избежали только русские приходы, управлявшиеся епископом Сергием. Послевоенный период (1945-1951) После освобождения Чехословакии от немецкой оккупации в мае 1945 года у Чешской Православной Церкви появилась долгожданная возможность возрождения. В течение почти трех лет ее храмы были закрыты, совершение богослужений было практически невозможным. Епархиальное собрание Чешской епархии 2 июня 1945 года направило письмо в адрес Священного Синода СПЦ, в котором было описано тяжелое положение Чешской Церкви. Здесь также содержалась просьба прислать епископа, который бы смог возглавить епархию или стать делегатом СПЦ в Чехословакии. Ответ на это письмо был прислан лишь в августе (датирован 4 августа 1945 года). В нем выражена благодарность за братское обращение от 2 июня и соболезнования по поводу мученической кончины епископа Горазда и его сподвижников. Священный Синод СПЦ высказал надежду на то, что «из мученической чешской крови вырастет еще более крепкое древо Чешской Православной Церкви». Далее Синод заверял, что сделает все возможное для выполнения нужд Чешской епархии. Однако в письме также отмечалось, что СПЦ и сама стоит перед серьезной задачей возрождения после военного погрома и потому может оказать только моральную поддержку, не будучи пока в состоянии помочь как-то иначе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В эту решительную минуту церковные братства еще раз оказали православию великую услугу. Во главе движения, направленного против католическо-униатской затеи, стало теперь Луцкое братство. Православные не явились на съезд и только одни униаты собрались в громадном числе и торжественно открыли совещание; но этот съезд был внезапно распущен королем, под влиянием энергических действий Луцкого братства. 1725 Получив королевское предписание о высылке депутации на Люблинский съезд, Луцкое братство выбрало из своей среды особых послов, из числа знатного Волынского —288— дворянства. В состав депутации вошли: князь Вацлав Святополк-Четвертинский, – хорунжий житомирский, двоюродный брат православного Луцкого епископа, а впоследствии Киевского митрополита Гедеона Четвертинского, – Брацлавский подстолий Даниил Братковский и Киевский чашник Андрей Гулевич. Данная им инструкция была подписана 35 православными Волынскими дворянами. Пред выездом депутаты поклялись в том, что они, отвергая всякий подкуп милостями или подарками и не страшась даже смертной казни, будут отстаивать все догматы и обряды православия, от великого до малого, в том виде, как верит и исповедует святая Церковь . Вместо того, чтобы отправиться в Люблин, послы отправились прямо к королю в Варшаву, и король не мог отказать в приеме такой знатной депутации. Послы представили королю данную им братством инструкцию и доложили от имени братства, и вообще православных, что без сношения с восточными патриархами и без их участия немыслимы для православных такие сделки в делах веры, которые затевались на съезде в Люблине. Король уступил такому энергическому протесту и Люблинский съезд распался. 1726 Вскоре после того, именно 19 августа 1680 года, по инициативе Виленского св. Духовского братства, в Новом Дворе съехались депутаты ставропигиальных православных братств и православного духовенства и торжественно обязались радеть о сохранении веры и не отступать от православия. На этом съезде было, между прочим, постановлено, чтобы Виленское братство, как глава всех братств («caput wszystkich bractw») по-прежнему сохраняло за собой первенствующее значение среди братств, которые должны с ним сноситься в целях объединения обще-братского дела; кроме того, на Виленское, Могилевское и Слуцкое братства, равно как и на все ставропигиальные братства, возложена была обязанность в случае устройства съезда, подобного Люблинскому, высылать на него особенно ученых и достойных представителей для отстаивания православия. Далее, всем братствам вменя-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

373-377 377-378 ГАЛУППИ Бальдассаре, по прозвищу Буранелло (1706 - 1785), итальянский оперный композитор венецианской школы 378-379 379-380 380-381 381-382 382-385 385-389 389-393 ГАМИЛЬТОН Джон (ок. 1511 - 1571), последний католич. архиеп. Сент-Андруса (Шотландия) перед Реформацией 393-394 394-401 ГАНГА крупная река Северной Индии; священная река в индуизме; богиня ведийской и индуистской мифологии 401-402 ГАНГРСКИЙ СОБОР Поместный Собор древней Церкви, созванный в Ганграх (пров. Пафлагония, диоцез Понт) в IV в. 402-405 405-406 406-407 ГАНДЗАСАР мон-рь Армянской Апостольской Церкви, центр Арцахской епархии, расположен в Нагорном Карабахе (ист. обл. Арцах); основан до X в. 407-408 ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869 - 1948), религ. идеолог, один из лидеров национально-освободительного движения в Индии ГАНЕША один из важнейших и наиболее популярных богов индуизма, почитаемый также в джайнизме и нек-рых направлениях буддизма 409-410 ГАНКА Вацлав (1791 - 1861), чеш. поэт, филолог-славист, общественный деятель; принадлежит к плеяде деятелей чеш. национального возрождения 410-411 ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. 411-412 412-414 ГАРБЕТТ Сирил Форстер (1875 - 1955), архиеп. Йоркский, англ. церковный и общественный деятель, член палаты лордов Великобритании 414-415 ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей 415-416 416-418 ГАРЕГИН I (в миру Ншан Саркисян; 1932 - 1999), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4.04.1995) ГАРЕГИН II (в миру Ктрич Нерсесян; род. 1951), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4 нояб. 1999) 418-419 419-423 ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей 423-425 ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство

http://pravenc.ru/vol/x.html

141-142 142-143 ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (пам. 3-я Неделя по Пасхе) последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа 143-148 148-150 ЖЕРТВА религ. действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни), ч.-л. иного Богу 150-155 ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии 155-157 ЖЕСТЫ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ в христ. традиции - определенные знаки и движения, совершаемые священнослужителями и общиной верных во время богослужения 157-158 164-166 166-168 168-172 172-173 173-174 174-175 175-177 «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, особножительный, принадлежит Патмосскому Экзархату К-польского Патриархата «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Самосской и Икарийской митрополии Элладской Православной Церкви 178-179 «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Хиосской, Псарской и Инусской митрополии Элладской Православной Церкви 179-181 181-182 182-184 ЖИДОВСТВУЮЩИЕ еретическое движение, существовавшее в послед. трети XV - нач. XVI в. в Новгороде и в Москве 185-194 194-195 ЖИЗНЬ особое проявление самобытности как природного свойства Божия, общего для всех Лиц Св. Троицы 195-246 246-247 ЖИЛИНЬСКИЙ Вацлав (1803-1863), архиеп. Могилёвский, митр. всех римско-католич. церквей Российской империи 247-248 ЖИЛЬСОН Этьен Анри (1884 - 1978), католич. философ, историк средневек. философии, ведущий представитель неотомизма 248-255 255-258 258-263 ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Белоруссия) 263-273 ЖИТИЕ БОГОРОДИЦЫ условное название различных христианских апокрифических и агиографических произведений, посвященных земной жизни и чудесам Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/vol/xix.html

в длину и 20 саж. в ширину); огородные, пахотные и сенокосные земли её бывшим помещиком Павлом Борейком насильственно отняты, а самая церковь эта обращена в латинскую каплицу; документы на землю при этой последней церкви уничтожены. Об этом дело заведено ещё в 1833 г., но… доселе не кончено. Церк.-приход. школа сущ. с 1863 г.; другая школа сущ. в деревне Туровцах. Причт: 1 свящ., 1 псаломщ. и просф. Жалованье всего причта – 404 p. Кроме того в пользу священника идут проценты с капитала 1,000 польских злотых (или 150 p.), завещанных бывшей Левковской помещицею Стрибулевой в 1781 г. 12 мая причту этой церкви на вечное поминовение её рода. Причт. помещения с хозпостройками есть. В селе крупный землевладелец – Вацлав Обуховский р.-кат. исповедания (имение до 5,000 душ). Деревни прихода: Туровцы (помещ. Мержиевский р.-кат. исп.) в 5 вер., Смоловка (помещик Добровольский р.-кат. испов.) 15 вер. Дворов – 216¾, прихожан – 1,732 д. об. п. Свящ. – Захария Яков. Дейниковский (с 1852 г.), псаломщ. – Иларион Спир. Корницкий (с 1884 г.). 71. м. Ивница 106 (при рч. Ивянке) волости Котелянской, от Житомира 30 вер., от ближ. почт. и ж.-дор. ст. Бровки 30 вер., от ближ. приход. м. Котельни 8 вер. и с. Волосова – 10 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Святителя Николая (празд. 6 дек.). Построена 1773 г. на средства бывшего местного землевладельца Ивана Чарнецкого. Деревянная, с такою же колокольнею, на кам. фунд. Копии метрич. книг хранятся с 1741 года, а испов. ведом. с 1801 г. Земли: усад. 3 дес., пахот 30 дес. (в 3 вёрстах местечка), сенок. с лесом 10 дес. 741 саж. (в 2 вер. от м.). Причт: 1 свящ. с жалов. 300 p., псаломщ. – 50 р. и просф. – 16. р. Причт. дома и хозпостройки весьма ветхи. На приход. кладбище есть часовня, дерев., построенная в 1879 г. Копии метр. книг с 1741 г. хранятся в целости. Крупный землевладелец – барон Иван Максимил. Де-Шодуар лютер. испов.; владеет около 2 тыс. дес. пахот. и около 3 тыс. дес. земли лесу и ещё двумя заводами – кирпичным и смоляным. Церк.-приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010