Родилась эта идея давно. Марис Лиепа привозил из зарубежных гастролей роскошные альбомы о балетах Дягилева и Андрис с Илзе подолгу рассматривал великолепные эскизы Бенуа, Бакста… Дети были свидетелями того, как их отец долгих восемь лет работал над восстановлением первого балета Дягилева и Фокина «Видение розы». Представлять собой дух розы, который залетал в окно, мог только такой уникальный танцовщик, как Вацлав Нижинский. Насколько должен быть мощным талант, чтобы перевоплотиться в запах цветка. Так что, дело за которое взялся Марис, было многотрудным. В репертуаре Андриса восстановленные балеты «Петрушка» и «Весна священная» (восстановил «Джоффри-балет») ещё раз появились, когда он танцевал в Американском театре балета. Хореография та прекрасна, - вспоминает артист, - но не было в них русского духа, русского танца. Мне захотелось показать их в России с нашими артистами. И балетмейстер Андрис Лиепа с начала 9О-х годов восстанавливает балеты Фокина и Дягилевских сезонов. Михаил Фокин для каждого артиста делал свою версию. И заслуга Дягилева в том, что он сумел создать театр для артистов, не репертуарный, как сейчас у нас, а театр спектаклей на конкретных артистов. В России сегодня тоже не мало великолепных танцовщиков, а вот спектаклей, поставленных на них, почти нет. Сегодня великолепная тройка «Русских сезонов» - «Жар-птица», «Шехерезада» и «Петрушка» вернулись благодаря Андрису и внучке Михаила Фокина Изабель в Россию и с огромным успехом идут на сценах ведущих театров мира… Какая яркая жизнь у артиста и режиссёра Лиепы! А вот мне интересно знать, случались ли в его жизни события, выделяющиеся даже на фоне этого праздника жизни. - Конечно, - охотно подхватывает он тему, - помню свои детские путешествия между Москвой и Ригой. Самое любимое время года - зима. Праздники начинались в Риге, куда я приезжал в день св. апостола Андрея Первозванного, в честь которого назван. За именинами следовало лютеранское рождество. Потом Москва, новый год и шестое января – православное Рождество и день моего рождения.

http://radonezh.ru/analytics/solnechny-c...

Празднование дня памяти Людмилы Чешской с особой торжественностью проходит на подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, в московском храме Николая Чудотворца в Котельниках. Я живу неподалеку и часто там бываю. Так вот, 29 сентября туда приезжают до сотни Людмил со всего света. Помню, когда вышла моя книга о святой княгине, то мне в день ее памяти в течение почти двух часов после завершения литургии пришлось раздавать автографы – такой был поток именинниц. – Есть ли традиция почитания Людмилы Чешской и ее внука в других странах? – Людмилу Чешскую почитают в разных европейских государствах, в том числе католических. Ведь она жила и свершила свои подвиги еще до раскола церквей. И ее внука Вацлава тоже почитают – и как мученика, и как благочестивого христианского правителя. Существует знаменитое рождественское песнопение «Good King Wenceslas», появившееся в Англии, о том, как добрый король Вацлав сразу после празднования Рождества Христова отправляется в лес, во время метели, где встречает крестьянина, собирающего хворост. Милосердный король отправляется к нему со своим помощником через сугробы, невзирая на мороз, чтобы передать дрова, вино и еду. Это известное песнопение в Европе, с красивой мелодией. Кстати, группа «Битлз» в 1960-е годы его исполняла. Я сделал перевод этого произведения на русский язык – «Добрый князь Вячеслав», оно исполняется Синодальным хором. Дети в старой России его знали. А вот нынче – оно словно бы в диковинку… В общем, когда погружаешься в историю почитания Людмилы и Вячеслава Чешских, бабушки и внука, то они вдруг становятся очень близкими для души, почти родными. С Константином Ковалевым-Случевским беседовала Татьяна Медведева 29 сентября 2023 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть СМИ: В подмосковье сотрудники полиции жестоко избили парня В Рязани жители услышали громкий хлопок и напугались

http://ruskline.ru/opp/2023/09/29/lyudmi...

– И тем не менее здесь возникла целая Поместная Церковь… Исторически Чехословацкая Православная Церковь находилась и в юрисдикции СПЦ, и Московской Патриархии. Можно ли сказать, что сегодня связь с этими Поместными Церквями особенно сильна? На фоне политических событий последнего времени не возникает ли напряжения в отношениях с Русской Православной Церковью, не появляется ли негатива среди простых верующих? – После Первой мировой войны, как я уже говорил, в Чехии и Моравии, за некоторыми исключениями, практически не было Православия. В Словакии восточное христианство существовало в униатской церкви. Союз с Римом поддержали тогдашнее австрийское правительство и местная аристократия. На самом деле Православие не могло здесь развиваться, потому что это грозило экономической и культурной изоляцией потенциальным верующим. Однако после Первой мировой войны в атмосфере религиозной свободы некоторые приходы в Восточной Словакии отделились от униатской церкви и начали возрождение Православия, что также было поддержано эмигрантами, прибывшими с территории бывшей Российской империи. Проблема, однако, заключалась в том, что эти приходы и люди часто отделялись от униатов не из-за или ради принятия Православия, а по причинам экономическим, личным, национальным и другим далеким от веры. Увы, отделялись от униатов не ради Православия, а по причинам экономическим, личным, национальным В будущем это породило ряд проблем, потому что Православие здесь не сформировало достаточную интеллектуальную среду из верующих, чтобы дать альтернативу другим христианским конфессиям в регионе. В Чехии и Моравии Матей Павлик, бывший католический священник, сразу после Первой мировой войны встал у истоков новой Церкви, которая возникла из католических же общин. Общины эти разделились на православных и протестантов. Но проблема нового образования заключалась в том, что внутренние ссоры, постоянные дискуссии и ненависть между лидерами общин ослабили потенциал Православия, и эта слабость была преумножена тем фактом, что Матей Павлик, как и другие, на самом деле мало знали о православном богословии и скорее всего сделали ставку на национальную карту, полагая, будто Православие является «естественной» религией чехов и мораван. К тому же появились и другие миссионеры, которые, как Савватий (Антонин Врабец), начали открывать приходы одной православной юрисдикции в ущерб другой.

http://pravoslavie.ru/139440.html

В XII в. агиографические сюжеты проникают в лит-ру исторического характера. «Легенда Кристиана» послужила одним из источников для «Чешской хроники» (Chronica Boemorum, 1119-1125) Козьмы Пражского , декана собора св. Вита в Праге. В «Сазавской хронике» на основании малого Жития св. Прокопия рассказывается о жизни святого, об истории основанного им мон-ря, о борьбе монахов за богослужение на слав. языке, о канонизации Прокопия в 1204 г. В сер. XII в. в одном из бенедиктинских мон-рей был составлен т. н. Опатовицкий сборник, куда вошло 138 проповедей, в т. ч. о кн. Вячеславе и сщмч. Адальберте , еп. Пражском. В эту эпоху получили распространение религиозные песнопения на старочешском языке, среди которых - песнь «Святой Вацлав» (Svatý Václav), известная в записях со 2-й пол. XIV в. Позднее песнь оформилась в литанию Богородице, ангелам, святым Виту, Адальберту, Людмиле и Прокопию. В XIII в. в развитии чеш. Ж. л. наступил новый этап, связанный с проникновением в страну нем. «готической» культуры: светских лит. жанров, в т. ч. биографий и поэзии на нем. языке, а также духовной поэзии, близкой к апокрифической традиции, и мистической лит-ры. К кон. XIII в. в Чехии получила известность «Золотая легенда» Иакова из Варацце. В эту эпоху распространилось почитание пражских святых Вячеслава и Адальберта. Герм. имп. и кор. Чехии Карл IV (1346-1378), особо почитавший кн. Вячеслава, составил его Житие (до 1353), источниками к-рого послужили «Легенда Гумпольда» и Далимилова хроника (10-е гг. XIV в.). Житие Вячеслава вошло в ряд исторических произведений, в агиографический сб. «Acta Sanctorum» и «Пассионал» на чеш. языке, созданный по инициативе Пражского архиеп. Арнольда из Пардубице (1344-1364). В «Пассионал» были также включены переводы сказаний из «Золотой легенды», дополненные Житиями почитаемых в Чехии святых Кирилла и Мефодия, Вячеслава, Прокопия и др. Сборник стал широко известен и впосл. был дважды напечатан в Праге (1480, 1495). В это же время был выполнен чеш. перевод лат. сб. «Vitae patrum».

http://pravenc.ru/text/182317.html

Притом из тех коронных Воевод, которые заседают в Трибунале Петровковском: Их Вельможности: Паны Георгий Ляталский, Вацлав Лещинский, Петр и Иаков Остророги, Андрей Томицкий, Андрей Заремба из Калиновой, Андрей Грудзицкий, Войцех Витославский, Станислав Погорельский, Подсудок Земский Калишский; Сигисмунд Грудзинский, Хризостом Маршевский, Михаил Белославский, Иоанн и Мартин Броневские, Петр Зихлинский-Палецкий; Иоанн Христофорский, Стольник Серадский; Лаврентий Видовский, Лаврентий Немовский, Андрей Кротовский, Воеводич Иновроцлавский; Мартин Нищицкий, Староста Цехановский; Сигисмуд Нищинский, Староста Прасницкий; Жалинский, Подкоморий Равский; Станислав Северский, Староста Острешовский, Симеон Островецкий, Адриан Хельмицкий, Войцех Дерповский. Кроме сих из Великого Княжества Литовского Вельможные Паны: Князь Георгий Радзивил Воевода Новогродский; Иоанн Глебович, Стольник Великого Княжества Литовского; Адам Тальвош, Староста Дунебургский; Николай 3енович, Подкоморий Ошмянский; Мельхер Пенькевич, Виленский Писарь; Князь Ярослав Головчинский; Петр Стабровский, Староста Фейданский; Князь Феодор Друцкий-Горский; Иоанн Феодорович Поцей, Судия Земский; Иоанн Москевич; Андрей Юндзел, Земский Маршал Волкомирский; Севастиан Пакеш; Павел Верещак Подстолий Бжреский; Яков Семашек; Роман Равль; Роман Василевич Корсак; Князь Георгий Соколинский, Подкоморий Вишепский; Григорий Сяпега, Подкомарий Оршанский; Князь Иоанн Друцкий-Горский; Мелхер Шемел; Войцек Радзиминский, Подкоморий Жмудский; Севастиан Керштер, Жмудский Земский Судия; Иоанн Головня, Земский Писарь Волкомирский; Андрей Станькевич, Староста Минский; Ярош Волчек Князь Жижемский, Староста Ржечицкий; Иоанн Юндзел. К сим-то помянутым Попечителям, ко всем вообще, или к которому-нибудь из них, смотря по близости жительства, всяк обиженный в свободе Вероисповедания, или в самом исповедании, и требующий совета и помощи относиться должен. А они все равно, как и каждый из них, в случае какой-нибудь надобности должны других извещать и наипаче стараться о полезном и удовлетворительном успехе заведенного делопроизводства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

3. Св. мученик Марк пастырь . В правление Диоклетиана некий Магн, игемон Антиохийский, отправился вместе с воинами на охоту. Преследуя какого-то зверя, воины увидели, как подбежал он к Марку пастырю, охранявшему там свое стадо. И стал зверь играть и ласкаться вокруг Божия человека Марка. При виде этого 30 воинов [запросили] у Марка [духовных наставлений], уверовали во Христа и за это немедленно были усечены мечом. Игемон же связал Марка, привел его в город, призвал трех братьев-кузнецов: Александра, Алфея и Зосиму – и приказал им выковать орудия мучений для истязания святого Марка. Однако все эти три кузнеца, разговорившись со святым Марком, приняли Христову веру и отказались выполнять заказ игемона. Градоначальник приговорил их к смерти, повелев влить им в уста расплавленный свинец. А святому Марку после этого отрубили голову и положили ее в храме Артемиды, отчего – Божией силой – тот храм обрушился. 4. Св. мученик Вячеслав (Вацлав), король Чешский . Внук святой Людмилы. Занимая королевский престол, подвизался в вере, подобно великим отцам-пустынникам, утверждая Православие в своем народе. Строго следил за тем, чтобы в судах не пострадал кто-либо невиновный. По ревности к вере и по любви к ближним святой Вячеслав выкупал языческих детей, продававшихся на невольничьих рынках, и тотчас крестил их и воспитывал в христианстве. Перевел Евангелие от Иоанна на чешский язык. Перенес в Прагу мощи св[ятого мученика] Вита и святой мученицы Людмилы, своей бабушки. Его брат Болеслав пригласил его в гости и убил на своем дворе. Сразу после этого Болеслав начал привозить священников-немцев и вводить богослужение на латинском языке. Святой Вячеслав пострадал в 935 году. Его [святые] мощи почивают в Праге. От матери недоброй уродился добрый плод: Князь Вячеслав, что Богу угождал из года в год. Взращен он в вере был святой Людмилой И в благочестье восходил от силы в силу. Как райский крин, облекся в святую чистоту И с юных лет познал небесну красоту. Когда по воле Божьей в Чехии он воцарился,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Alex 5 июля 2012, 11:23 Людмила, в сети давно лежит брошюра митр. Мелетия " Печать антихриста в Православном Предании " , я погуглил - http://www.wco.ru/biblio/books/meletn2/Main.htm Андрей 5 июля 2012, 10:53 Андрею Шабельникову, Алексею: речь идёт не о " трепетно-безумном " отношении к числу 666, штрих кодам и пр. проявлениям времени. Хотя, видя и не видеть происходящее сегодня - тоже нужно уметь, но св. отцы и этот случай описывали, когда и каким людям закрываются глаза на события. Так что вы хотите видеть и слышать то и видите и слышите. Книгу Рэлфа я не читал, да и не вызывает она у меня интереса. Зато читаю св. отцов: на них почивала благодать божья, а это уже многое значит. Значит, прежде всего то, что говорили они не от себя и не свои МНЕНИЯ, а то что было открыто Духом Святым. А вы говорите: " На Афоне многие читали его книгу. " Уж не хотите ли вы сказать, что Паисий Святогорец свои пророчества взял у Рэлфа? Так далеко можно зайти... И что бы понять антихристову денежную систему не нужно читать Рэлфа и пр., а достаточно получить ВО в ВУЗе и узнать об отмене золотого стандарта в 1971г. Эта отмена и дала старт всем рукотоворным " кризисам " и манипуляциям с финансами во всём мире и пр. и пр. Александр 5 июля 2012, 10:52 Уважаемые критики о.Павла, приводя высказывания о.Паисия, вы забываете мнение о.Иоанна (Крестьянкина) по поводу электронных документов. Если не читали - прочитайте,пожалуйста, внимательно. Очень здравые рассуждения высказал Вацлав. Спаси, Господи. По поводу излучения, подавляющего волю человека (2 Андрей Шабельников) - возможно ли это в принципе? Ведь свобода воли дарована человеку Богом. Кто может отнять то, что дал Бог? Если,конечно, сам человек не отдаст, воспользовавшись дарованной ему свободой. Все эти технические новшества придумываются, конечно, для того, чтобы поработить человека, устроить этакий электронный концлагерь в планетарном масштабе. Но все равно выбор, как и во все времена, останется за человеком. И никто не сможет отнять у христианина право умереть за Христа. Главное, чтобы христианин был к этому готов. Вот об этом и надо всем нам заботиться и над этим трудиться во все дни жизни нашей. И не забывать слова апостола, " .. что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. " (Рим.8)

http://pravoslavie.ru/54606.html

Вацлава у дверей храма, византийского стиля. Миниатюры писаны на золотом поле. Особенно любопытны по костюмам. III Так называемый Вышеградский кодекс, в лист, содержит Евангелие; уже в 1129 г., вместе с другими драгоценностями дан был вкладом в коллегиальный храм Вышеградский, а писан по крайней мере в X веке. Миниатюры все на золоте, в раннем стиле романском, варварски исказившем изящные формы древнехристианского искусства. Лица обрисованы чернилами. Неестественные складки наложены симметрически и условно, будто завитки букв или заставок. По сюжету любопытны миниатюры: 1 . Иисус Христос и Иоанн Предтеча без бород; тоже без бороды и Бог Отец, или, лучше сказать только одна голова, с шеей по плечи, помещенная в облаках. Очевидно подражание скульптурному бюсту. Наверху, рядом с облаками, помещен мальчик, льющий из урны воду. Это Иордан. Над Спасителем Святой Дух в виде голубя. 2 . Благовещение: символический голубь своим клювом почти касается кос Девы Марии, сидящей на престоле. 3 . Тайная Вечеря: и Христос, и все Апостолы без бород, по стилю античных идеальных типов, за исключением Петра и Павла, которым даны бороды такие же, какие изображаются у них и в наших иконописных подлинниках. Очевидно, что иконописные подобия этих двух Апостолов установились раньше всех прочих. Иоанн Богослов – фигура мальчика – возлежит на коленях самого Иисуса Христа. Против Христа сидит Иуда, и в одно время с ним, правой рукой обмакивает кусок хлеба в солонку, а левой рукой кусок кладет в рот; но в это само время подлетает ко рту красная птица, чтобы вырвать у него этот кусок. 4 . Распятый Христос без бороды и соткрытыми глазами. 5 . Вместо Воскресения Иисуса Христа, на целом листе изображено восстание мертвых из гробов, в несколько рядов. Таким образом, таинство Воскресения Христова сокрыто от глаз смертных, и событие это является только преобразующим всеобщее воскресение на Страшном суде. 6 . На листе 68, в букве D (в слове Dixit), в завитках раннего романского стиля, изображен сидящий на престоле Св. Вацлав, в тунике с фибрием, без бороды, с копьем; на голове красная шапка, спускающаяся на плечи львиными лапами. Над ним благословляющая рука. Возле надпись: Venzezlavus dux. Этаминиатюра, последняя в рукописи, не оставляет сомнения о туземном, чешском происхождении этого великолепного кодекса. Находится в университетской библиотеке, в Праге.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Среди мучеников Германской епархии была и группа чешских православных священников и мирян. В склепе под собором свв. Кирилла и Мефодия в Праге с 30 мая по 17 июня 1942 г. скрывались заброшенные из Англии чехословацкие парашютисты, которые 27 мая смертельно ранили одного из высших чиновников Третьего рейха Гейдриха. 18 июня к православному собору прибыли гестаповцы, около двух часов продолжался неравный бой, в котором все парашютисты погибли. Об этих событиях еп. Горазд узнал во время богослужения в берлинском русском соборе. Доктор И. Никиташин в своих воспоминаниях о владыке Сергии Пражском писал: «Во время малого входа к епископу Горазду на кафедру подходит кто-то в штатском и передает записку. Епископ Горазд зашатался, страшно побледнел, спустился с кафедры и ушел в алтарь. Владыка стоял рядом. „Пойди, мальчик, может быть, надо помочь“, – говорит наклоняясь ко мне Владыка. (Тогда я был уже хирургом.) Прошел в алтарь. Епископ Горазд лежит на чем-то, как бы на кушетке… Разоблачился, но не ушел из алтаря. Как мы потом узнали, в записке епископу Горазду сообщали, что в его храме на Рессловой улице нашли скрывавшихся в нем чехов-парашютистов, убивших рейхспротектора Гейдриха» 539 . Вскоре гестаповцы обрушили террор на Православную Церковь . Священников, укрывавших парашютистов, и самого владыку арестовали. 3 сентября 1942 г. еп. Горазд, настоятель собора протоиерей Вацлав Чикл и председатель церковного совета Ян Зоппевенд были приговорены к смертной казни и 4 сентября расстреляны, на следующий день расстреляли священника Владимира Петржека. Декретом от 26 сентября 1942 г. та часть церкви в протекторате, которую ранее возглавлял епископ Горазд, была запрещена, ее имущество конфисковано, а священники и многие миряне отправлены на принудительные работы. В 1962 г. состоялась канонизация еп. Горазда в Сербской Церкви, а в 1987 г. – в Чехословацкой Православной Церкви 540 . Из записи застольных бесед Гитлера в ставке верховного главнокомандования видно, что события в Праге глубоко поразили его, и, вероятно, фюрер был лично причастен к проведению репрессий против православных священнослужителей. 4 июля 1942 г., говоря об антигосударственных поступках Церкви, Гитлер с возмущением заявил: «Достаточно вспомнить о тесном сотрудничестве церкви с убийцами Гейдриха. Они не только предоставили убежище в одном из храмов в предместье Праги, но и дали им, а также пробравшемуся к ним священнику возможность хорошенько подготовиться в этом храме за алтарем к защите» 541 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1999 году папа Иоанн-Павел Второй призвал Епископальный синод прислушаться к биению пульса веры в Европе. Услышанное не слишком обнадеживало. Секуляризм, сообщали епископы, “отравляет значительную часть европейского населения. Налицо серьезная угроза дехристианизации и паганизации Европы” .Менее 10 процентов молодых людей в Бельгии, Германии и Франции регулярно ходят в церковь. Нет ни одного крупного города в северо-западной Европе, где крестили хотя бы половину новорожденных. В исследовании журнала “Ньюсуик” (1999) говорится, что 39 процентов французов не придерживаются никакой религии и что только 56 процентов англичан верят в Бога .В Италии лишь 15 процентов посещают воскресную мессу, а в Чехии воскресные проповеди собирают от силы 3 процента населения страны .Чешский президент Вацлав Гавел заявил: “Мы создаем первую атеистическую цивилизацию в истории человечества . Не может ли природа нынешней цивилизации – с ее близорукостью, с ее выпячиванием индивидуализма… с ее бесконечной верой в человеческую способность познать универсальное разумом, – не может ли сама нынешняя цивилизация быть естественными результатом того, что, выражаясь простыми и понятными словами, есть утрата Божества?” . И чем надежнее эта “атеистическая цивилизация” укрепляется в Европе, тем быстрее вымирают народы, на плечах которых она и создавалась. Похоже, это непреложная закономерность: лишите народ веры – и он перестанет воспроизводить себя, а на освободившиеся территории придут иностранные солдаты или иммигранты. Дехристианизируя Америку, культурная революция нашла контрацептив, такой же эффективный, как пилюли доктора Рока. Однако почему нация, столь “воцерковленная”, как американцы, и столь приверженная христианству, как Америка 1950х годов, безропотно позволила лишить себя веры? “Америка – христианская страна”,- заявил в 1992 году губернатор Миссисипи Кирк Фордайс .Прежде чем он сел, его тут же заклеймили как шовиниста, поскольку ему следовало сказать “иудео-христианская”. Однако, как пишет Гэри Демар в своей книге “Христианская история Америки: новое об известном”, слова губернатора были истиной применительно к первым 250 годам американского государства.

http://azbyka.ru/fiction/smert-zapada/9

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010