Глава десятая. О воскресении мёртвых 1.  О воскресении мёртвых по верованию св. угодников Божиих Веру в воскресение мёртвых св. угодники свидетельствовали ясно и несомненно. Св. Антоний исповедовал: верую в Господа, что в воскресение мёртвых воскреснет это тело нетленным 925 . «Не боюся я смерти, – говорил св. Иаков Персянин царю, угрожавшему муками. – Временная смерть не есть смерть, но сон; как от сна, восстанут из гробов все люди в страшное пришествие Христа моего». Когда сему св. мученику отрезали большой перст, и приставник царский стал увещевать его, говоря: пощади себя, Иакове, послушайся повеления царёва, поклонись богам, и жив будешь, тогда он сказал: «когда отрезают от виноградной лозы ветви её, то в каждом отрезанном месте она вновь прозябает и приносит плод, так и человек, насаждённый в винограднике Бога Вышнего и присоединённый к истинной Лозе – Сыну Божию, отрезываемый ныне временной смертью, в будущем веке воскреснет цел, зелёным прозябанием нетленной славы и принося плод вечного воздаяния 926 . В Вифаидской стране в одном монастыре некто, именем Иеракс, учил, что воскресения теперешних тел не будет, и что Господь даст каждому другое, новое тело. Случилось там быть св. Епифанию Кипрскому . Сей святитель пришёл в монастырь в то самое время, когда Иеракс проповедовал своё лжеучение. Услышав его, святитель, обратившись к нему, сказал; да заградятся уста твои... Тотчас Иеракс сделался нем и не мог сдвинуться с места. Тогда св. Епифаний сам стал учить народ и, на основании слова Божия, утверждал, что каждый восстанет в том теле, в котором живёт в мире сем и умрёт. А Ираксу сказал: «слышишь правую веру и теперь сам скажи слово истины». Отверзлись у Иеракса уста, он покаялся в своём заблуждении и исповедал слово истины 927 . Утверждая и возвещая истину воскресения мёртвых, св. угодники приводили и основания для сего воскресения, указывая на воплощение и искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, и тридневное воскресение Его из мёртвых. Господь же в вящее утверждение сей истины и в обличение сомневающихся в ней, по молитвам св. угодников, воскрешал мертвецов ещё в сей жизни. «Христос, – исповедовал св. мученик Дула, – из любви к роду человеческому соделался человеком для того, чтобы как одним первосозданным человеком смерть вошла в мир, так одним же человеком, Господом нашим Иисусом Христом, вошло воскресение людей». – «Что ты говоришь, – возражал ему на это игемон, – ужели мёртвые воскреснут?». – Ей, воскреснут, – отвечал мученик, – если мёртвые не воскреснут, то как же Бог будет судить мир? 928 Спаситель наш, наставляла св. Акилина своих сверстниц, воскрес в третий день, утвердив сим ту истину, что во второе Его пришествие будет общее воскресение мёртвых 929 . 2. Мысли о воскресении мёртвых

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в феврале с. г., было принято решение благословить общецерковное почитание тридцати трех местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов РПЦ. В этом духоносном ряду стоит и имя «угодника Божия последних времен» почаевского старца схиигумена Амфилохия (Головатюка), прожившего 96 лет и почившего 45 лет назад, то есть фактически нашего современника. Как ни удивительно нам осознавать, что великие духовные подвижники жили и живут среди нас, грешных и суетных, милость Божия такова, что в среде нашего народа и в новые времена рождаются и подвизаются прозорливцы и целители, чьими молитвами и деяниями спасется, быть может, и весь народ. Сам батюшка Амфилохий говорил: «В городе истинно верующих десять, а на селе два-три». Эти слова в полной мере можно отнести и к самому подвижнику, ко всей его праведной жизни, представшей перед жителями города Почаева и окрестных селений, в которых на севере Тернопольщины живут малороссы, то есть русские люди, прихожане Украинской православной церкви Московского Патриархата, встречавшие несколько лет назад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Почаевской лавре пятидесятитысячным сонмом. При жизни старец бы л известен тем, что изгонял бесов, и многие ехали к нему за помощью. Его все помнят как батюшку Иосифа — за свою жизнь он трижды менял имя: при святом крещении его назвали Яковом в честь мученика Иакова Персянина, в монахи постригся с именем Иосиф, а в конце своей жизни принял схиму и стал для всего мира схимонахом Амфилохием. Решение о причислении к лику святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия (Головатюка) было принято Священным Синодом УПЦ 23 апреля 2002 г. Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершен в престольном Успенском храме Почаевской лавры 12 мая 2002 г. при огромном стечении народа. Есть фото, запечатлевшее момент, когда во время прославления святого в небе над лаврой появились два креста — в виде облаков. В течение часа верующие наблюдали знамение из белой облачной дымки, не колеблемое ветром. Паломники говорили: «Ну вот, теперь их будет двое — батюшка Иов и батюшка Амфилохий».

http://pravoslavie.ru/91763.html

Возникновение храмов во имя святого великомученика Георгия Победоносца и благоверных князей Бориса и Глеба относится к 1471 году. На месте погребения Прокопия Устюжского на берегу реки Сухоны был построен храм в честь успешного похода устюжан против казанских татар и освящен во имя покровителей русского воинства Бориса и Глеба. В 1490 году храм сгорел. В 1495 году был восстановлен и освящен во имя Праведного Прокопия Устюжского с приделом в честь Бориса и Глеба. Позднее добавился придел во имя Георгия Победоносца. В 1649 году, после очередного пожара, Борисоглебский и Георгиевские приделы Прокопьевского собора были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангельской дороге были построены две деревянные церкви в честь Бориса и Глеба и в честь Георгия Победоносца. Подтверждением этому может служить следующая запись в осьмогласнике: «лета 7167 (1649) июня 3 дня, обложили церковь во имя Страстотерпцев Христовыхъ Бориса и Глеба, нареченныхъ во св. крещении Романа и Давида, да Страстотерпца Христова Георгия, на новых местахъ, поконецъ Песьей Слободы. А крестъ поставленъ 1660 года Ноября 23 дня и освящена тогожъ года Ноября 27-го дня на память Св. Великомученика Иакова Персянина. А другой престолъ Великомученика Георгия освятили 1661 года въ 3 день Декабря на память св. Пророка Сафониа. Сию запись писалъ дьячекъ Ивашко Кстати, в «Летописи Великоустюжской» А.А. и в «Летописи семисотлетнего существования города Устюга Великого» В. Ардашева это событие записано под 1659 годом: «Июня 3. Заложена первая Георгиевская деревянная церковь съ храмами: Св. Благоверныхъ Князей Бориса и Глеба и Великомуч. «Писцовой книге» 1683 года записано: «За острогомъ же на новыхъ местехъ церковь св. страстотерпцовъ Христовыхъ Бориса и Глеба, нареченныхъ в св. крещении Романа и Давида, и св. вел.-муч. Георгия Победоносца, построена после прежнихъ писцов... Колокольня рубленая съ шатромъ, глава и крестъ обиты железомъ, а колоколовъ на ней большихъ и малыхъ 8, весом 37 пудъ 25 Далее дается подробное описание внутреннего убранства храма.

http://sobory.ru/article/?object=06418

Мая 9-го, 1849 года, день был жаркий и прекрасный, и перед обедней приехала к нам Марья Григорьевна Александрова, жена мануфактур-советника, Павла Матвеевича. Она приехала со своей родственницей, старушкой Елисаветой Ивановной, в дормезе в шесть лошадей, и так как гостинницы тогда не было, то она остановилась у меня в кельях. Марье Григорьевне тогда могло быть лет с лишком 50; роста она была среднего, довольно тучная, черты лица имела некрасивые. Отец ее, Григорий, был персянин, мать София, русская; они имели сына Андрея и трех дочерей. Жена Григория, София, вскоре умерла. Старшую дочь свою, Татьяну, он выдал за штатного служителя Богоявленского монастыря, а вторую, Марью, 13 лет от роду, за сельского причетника Звенигородского уезда; он был лет 40, высокого роста, рыжий, второй раз вдовый и имел человек 5 детей. Он был весьма добрый человек. Пожив с ним не более года, Марья овдовела и возвратилась жить в Москву. Здесь она познакомилась с Александровым, московским купцом, весьма достаточным и прекрасным, который вознамерился было жениться на ней, но его мать препятствовала этому браку, и он осуществил свое желание уже гораздо позднее, после ее смерти, и Марья Григорьевна стала, наконец, его женой. При всей благодарности моей за ее благодеяния обители, не могу скрыть истины и не сказать, что она имела характер весьма крутой и недоверчивый. Помню, что в день приезда Александровой после обедни, едва крестный ход вышел из церкви, как в трапезе из поваренной трубы выкинуло и повалил густой и черный дым, но это не имело последствий. Марья Григорьевна обедала в своей келье, а после того просила меня, чтобы я ее всюду выводил. Я повел ее в теплую церковь , так как еще некуда было и вести. «А где же у вас бывают ранние обедни?» – спросила она меня. Я на это ей ответил, что еще теплого у нас придела нет. «Ну, а это-то что же такое?» – спросила она, указывая на дверь с левой руки. Я отговорил – это был дровяной чулан. «Нельзя ли вот здесь сделать престола?» – спросила она меня снова. – «Да отчего нельзя», – отвечал я, нимало не сообразив, что в чулане было едва ли более четырех аршин ширины. Александрова пригласила меня к себе в Москву, и у нас пошли переговоры об устроении нового придела. Бывая у нее, мужа ее я ни разу не встречал и к нему приглашаем не был. Они более 20 лет нанимали дом Касаткина в приходе Косьмы и Дамиана в Певческой, что между Ильинкой и Никольской. Главную половину, то есть парадные комнаты, занимала Марья Григорьевна, а муж ее занимал 2 комнаты: одна была спальная, другая контора, и прислуга также была у каждого своя. Это продолжалось до осени. Между тем решено было, что Александрова устроит у нас на свой счет придел во имя преподобной Марии Египетской, и определила на это до пяти тысяч рублей серебром. Составлен был план и представлен владыке на рассмотрение, и он его утвердил. После того стали заготовлять материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В центре купола нефа изображен Вседержитель, окруженный ангельскими силами и Богоматерью, а ниже - пятнадцать пророков. В основе купола, между двумя восточными треугольниками, представлено Благовещение. В центре сцены Богородица и архангелы. Восточную стену занимают фигуры святых Анании, Азарии и Мисаила, а также праотцов. На западной стороне северной колонны - Мольба Богоматери и Предтеча. На северной стороне колонны изображены Христос, святой Зосима, а на южной - святой Ефрем Сирин, Гостеприимство Авраама. На внутренней стороне арки, которую поддерживают две колонны, изображены фигуры святых, среди которых Матфей, Варнава, Тимофей, Агафий, Кириак, Варвара, Ирина, Адриан, Наталья, Елизавета и пророк Захария. На южной стене - Моление о чаше, Предательство Иуды, ниже Тайная вечеря, Омовение ног ученикам, Суд синедриона и Отречение Петра. Ниже пояс с фигурами мучеников: Святые Косма и Дамиан, Пантелеимон, Нестор, а также архангел Михаил. В центральной части западной стены изображена одна из самых монументальных сцен Собора - Успение Богородицы. Поясом ниже - Суд Пилата, Раскаяние и повешение Иуды. Еще ниже поясом - Святые Константин и Елена, Феодосий Великий, Савва Освященный, Евфимий, Антоний, а также архангел Гавриил. На северной стене изображены сцены Стража у Гроба, Воскресение и Камень. Ниже - Собрание архиереев и фарисеев, Умывание Пилата, Бичевание и Высмеивание, фигуры Георгия Каппадока, Тропеуха, Димитрия Великого Дукса и Мировлита, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Евстафия, Иакова Персянин и Мины. Живопись нефа Собора Святой Троицы отличается яркостью красок, чрезвычайным разнообразием тем и их композицией на относительно небольших поверхностях. Живописцы Иоанн Ризос и Афанасий, представители «Критской школы», создали легкие, гармоничные и хорошо спланированные образы, при этом очень подробно переданы выражения лиц, прорисованы детали наряда и т. д. Основной храм Иконопись основного храма, согласно надписи на западной стене, над южной аркой, была осуществлена при митрополите Стагоне Феофане, при содействии игумена обители Парфения, иеромонаха Яника, иерея Стефана, иеромонаха Даниила, на средства братьев Яна и Анастасия Макри в 1741 году. Иконопись была выполнена двумя братьями священниками Антонием и Николаем.

http://sobory.ru/article/?object=28092

Чукагнак вновь отказался. Испанцы стали мучить его, отрезая фаланги пальцев, «наконец вскрыли внутренность, и был уже мертв». По рассказу Кыглаи, в этот момент католич. священнику подали некую бумагу, прочитав которую он велел закопать останки кадьякца, а Кыглаю перевезти в Санта-Барбару. Позже Кыглае удалось бежать и добраться до Новоархангельска, где он рассказал о случившемся Яновскому и затем дал офиц. показания (Показания кадьякского партовщика. 2005. С. 318-319). 15 февр. 1820 г. Яновский составил об этих событиях докладную записку ( Pierce. 1978. Р. 177); до 20 дек. того же года он направил доклад на имя имп. Александра I Павловича в С.-Петербург ( Dmytryshyn. 1989. P. 332-334). Позже Яновский рассказывал эту историю прп. Герману Аляскинскому, когда посещал его на о-ве Еловом (сохранилось письмо Яновского настоятелю Валаамского мон-ря игум. Дамаскину (Кононову), где он писал об этом). Сведения этого источника несколько отличаются от показаний Кыглаи: Яновский сообщает дополнительные подробности и дает несколько иную хронологию событий (алеутов было 14 чел., их мучили иезуиты, алеуты показывали кресты на шеях, когда их спрашивали о вероисповедании, замученного алеута в крещении звали Петр, письмо пришло через день, пленных отправили в Монтерей и др.). Выслушав Яновского, прп. Герман перекрестился на образ и сказал: «Святый новомученик Петр, моли Бога о нас!» (Письмо С. И. Яновского. 1900. С. 143-144). П. А. был канонизирован Православной Церковью в Америке 24 сент. 1980 г. В составленном к канонизации Житии П. А. указано, что иезуитов в Калифорнии в то время не было и, очевидно, алеутов мучили францисканцы; в качестве возможного места действия и соответственно места упокоения мощей П. А. называют францисканскую миссию Долорес в Сан-Франциско; обстоятельства гибели П. А. сравниваются с мученичеством вмч. Иакова Персянина († 20-е гг. V в.). Во имя П. А. воздвигнуто неск. правосл. храмов ПЦА: в Майноте (шт. Сев. Дакота, США), в Лейк-Хавасу-Сити (шт. Аризона, США), в Калгари (Канада) и др.

http://pravenc.ru/text/2580362.html

И посему-то святые мученики, в своих страданиях, торжественнее и постояннее самого Иова славили Бога, как например, Иаков Персянин, когда у него все персты рук и ног, а потом самыя руки и ноги отсекаемы были мучителями по одному члену, чтоб увеличить мучение, ни которым ударом меча или секиры не был доведен до вопля нетерпеливости, но при каждом отсечении произносил молитву или славословие Христу Богу, и большею частию с такою радостию, как-бы не страждущий. Но я уже сказал, что не препятствую вам быть немощнее Иова, если вы то себе позволяете, и если то не стыдно вам, как Христианам. Ты не имеешь довольно присутствия духа, чтобы славить Господа среди самаго бедствия: жаль; однако пусть так. По крайней мере, удержись от безсмысленных воплей нетерпеливости, от безполезных жалоб, от дерзновенных слов ропота; обрати твои скорбныя чувствования в смиренную молитву: таким образом Бог не будет прогневан, а ты будешь менее безпокоен. Ты не позаботился благовременно так расположить дух твой, чтобы облако временнаго бедствия не могло закрыть от очей его вечной славы Божией, в минуты силы бедствия; ты пропустил прекрасный случай испытать непобедимую силу Христианской добродетели: жаль; много пропущено; только еще не все. По крайней мере, по уменьшении силы бедствия, утиши твои скорбныя чувствования; собери силы твоего ума; помысли, что Бог твое бедствие предусмотрел, – мог отвратить, – не благоизволил отвратить; – что Он, всеблагий, не желал тебе, так как и не может желать зла; – что следственно попустил бедствие для какого нибудь твоего блага, или для отвращения от тебя какого нибудь большаго зла; – помысли, что и после бедствия у тебя что нибудь еще осталось, если не жилище, то какая нибудь собственность, или хотя одежда, и, что всего важнее, жизнь и душа: что Бог, Который попекся сохранить твою жизнь, сим самым изъявляет другое благотворнейшее попечение о спасении твоей души, для чего и сберегает тебе время жизни; – если даже ты недовольно обезпечен и жилищем и пропитанием, помысли, что птица и тогда поет славу Сотворившаго ее, когда у нея нет ни гнезда, ни приготовленной пищи, и, промыслом того же Творца, находит, чем питаться и где провести ночь; – таковыми и подобными размышлениями ободри дух твой; вознеси сердце твое к Богу; скажи хотя после бедствия, что не умел сказать во время бедствия: «буди имя Господне благословенно! Буди слава Господня во веки!» Ты принесешь чрез сие Богу приятную жертву; и в собственном сердце посеешь доброе семя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мощи и почитание В том же году Иерусалим был освобождён от персов. Вскоре после этого епископ Илия, послан персидским католикосом к патриарху Модесту , пришёл в монастырь мученика Анастасия, и там игумен Иустин сообщил ему о своём желании получить мощи этого святого. Епископ вновь отправился в Персию вместе с монахом, который похоронил мученика в монастыре святого Сергия. Вначале братия не хотела уступать эту святыню, но после явления самого мученика Анастасия епископ всё же получил её. Отдав частицу мощей католикосу, он под охраной арабского отряда отправился в через Пальмиру и Тир в Кесарию Палестинскую . Жители города также пожелали иметь у себя частицу мощей, говоря, что мученичество святого Анастасия началось в Кесарии. Епископ Илия отдал и им часть святыни. После этого к нему присоединился игумен Иустин, и они привезли честные мощи в Иерусалим. Жители святого града устроили им торжественную встречу, поклонение мощам продолжалось до конца дня и всю ночь. На следующий день (согласно древнему сказанию о перенесении мощей, 2 ноября 631 года ( " Православная энциклопедия " относит это событие ко времени через 10 лет после кончины мученика, т. е. к 638 году) с зажжёнными свечами и песнопениями они проводили мощи в монастырь Аввы Анастасия. Впоследствии мощи святого Анастасия были перенесены в Константинополь , где в конце VIII века императрица Ирина построила храм в его честь. Честная глава мученика в 638 году, после взятия Иерусалима арабами была перенесена в Рим . Житие святого Анастасия было написано сразу после его смерти и основано на рассказе монаха, свидетеля его подвигов и мученической кончины. В середине VII века Георгием Писидой (или патриархом Софронием Иерусалимским ) было составлено похвальное слово Анастасию Прсиянину. В X веке житие святого было переработано Симеоном Метафрастом . Сохранились также отдельные свидетельства чудес, явленных от мощей святого Анастасия. Кондак, глас 1 (из службы ап. Тимофея и прмч. Анастасия 22 января) Божественнаго ученика и спутешественника Павлова Тимофея,/вернии, воспоим вси,/с сим почитающе мудраго Анастасия,/возсиявшаго от Персиды, яко звезду,/и отгонящаго душевныя наша страсти//и недуги телесныя.

http://drevo-info.ru/articles/4958.html

Однажды зимой некий бедуин, которого святой Дометий принимал у себя, предложил ему построить убежище для защиты от непогоды. Святой отказался, но на следующий день снежная буря замела его по шею в расщелине, где он спал, так что бедуин лишь после долгих поисков сумел найти его, откопать и перенести в свою палатку, чтобы оказать помощь. Святой провел на горе три года, терпя ветер, солнечную жару и непогоду. Жившие в окрестностях христиане, видя, что силы Дометия тают, убедили его укрыться в пещере, выдолбленной им самим в скале. Долгие годы провел он там в молитве, принимал всех приходящих к нему, исцеляя именем Христа телесные и духовные болезни. Он также обратил в истинную веру многих язычников. Около 363 года император Юлиан Отступник проходил через эту местность во время войны с персами 1 . Некие нечестивые люди, завидуя славе Дометия, оклеветали его перед тираном, выставив самозванцем, говорящим от имени Бога. Император приказал привести святого отшельника. Дометия обнаружили в его уединении вместе с двумя отроками, рожденными по его молитвам, которых родители посвятили Богу. Им приказали выйти на римскую дорогу, чтобы воздать почести императору, когда он будет проходить мимо, но святой, погруженный в молитву, не обратил на них никакого внимания. Тогда нечестивцы, подобно диким зверям, бросились на преподобного и его учеников и побили их камнями. При этом камни завалили вход в пещеру. Вскоре это место было забыто даже теми, кто почитал святого, и пещера заросла ежевикой. Через два года верблюд, которого купец отпустил пастись в стороне от дороги, упал на этом месте и сломал лапу. Когда он пытался выползти, лапа попала в отверстие пещеры и тотчас срослась. Привлеченные чудом, люди начали раскапывать вход и обнаружили мощи преподобного Дометия и его учеников. Святые останки с почестями были перенесены в ближайшую церковь 2 . Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,

http://pravoslavie.ru/55535.html

Иаков Персянин, вмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Иаков Персянин, вмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Иаков Персянин, вмч. Святые мученики Иаков пресвитер и диаконы Азадан и Авдикий скончались в Персии при царе Сапоре около 380 года. Они были взяты вместе с епископом Акепсимом (память 3 ноября). После долгого томления голодом в темнице страдальцам вложили в ноздри горчицу с уксусом, обнажили и повесили на всю ночь на морозе. Утром, после новых истязаний, их снова заключили в темницу и там обезглавили. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иаков Персянин, вмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2388

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010