Повествование, содержащиеся в XIII и XIV главах книги пророка Даниила, не достоверны. Это явствует из того, что, первое, по XIII главе в самом начале пленения иудеям приписывается собственное судилище с правом жизни и смерти, а Иоакиму, супругу Сусанны, великолепный дом и сады; кроме того, история о Сусанне не подтверждается свидетельством самих иудеев; второе, повествование о Данииле, посрамившем жрецов Вила, сокрушившем сего идола, убившем змия, боготворимого вавилонянами, наконец, семь дней безвредно проведшем во рве львином и напитанном от пророка Аввакума, тем менее вероятны, что в них находятся следы подражания истинной истории Даниила 1 . XIV глава книги пророка Даниила о Виле и драконе (змии), точно так же, как и XIII глава о непорочной Сусанне, по свидетельству блаженного Иеронима , были распространены во всем мире 2 . Они в еврейско-масоретской Библии не находятся, и считаются позднейшим неканоническим прибавлением. Такое мнение можно принять в том именно смысле, что текст истинной истории Даниила (по содержанию VI главы) впоследствии был видоизменен. Хотя XIV глава по месту расположения следует за XIII главой, тем не менее, между этими главами, при первом взгляде, не видно никакой связи; и только лишь при тщательном анализе содержания той и другой главы окажется между ними связь хронологическая, – по возрастам жизни пророка: по содержанию XIII главы Даниил является еще юношей (ст. 45). Справедливый суд этого юноши по отношению к Сусанне (если только допустить таковой суд) следует считать самым ранним и потому первым делом Данииловой премудрости, – делом, которое настолько уже упрочило известность св. Даниила, что он твердою стопою мог предстать пред Навуходоносором для объяснения первого его сна, ибо после суда по делу Сусанны, Даниил «бысть велик пред людьми от дне того и потом» ( Дah. XIII, 64 ). Что же касается XIV главы, о которой мы и поведем речь в дальнейшем нашем рассуждении, то здесь Даниил является уже зрелым мужем. Первый стих XIV главы: «И царь Астиаг приложися ко отцем своим, и прия Кир Персянин царство его»,– из греческих переводов находится только у Феодотиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

не крепко послушаете имени сего. иже внезаапу прииде на вы. Они же сами в себе свещавшеся молиша ны. да возмем дары. и потаим таковое (чудо) тако страстныи быша да не будеть задора в них 213 , Противу же отвещаша. мы злато много на честь ему принесли есмьмы. яко проповедати. бывшее 214 чудо в нашей стране и величество. внегда раждаашеся. вы же глаголете: възмите дары. нам явленное небесным царем таити велите. и преступити своего царя заповеди. или ни есте почли 215 колико искушение приимше асурииско. они же нас убоявшися пустиша. Царю жидовьску нас приведшу к себе, и глаголавшу к нам. и въпрошавшу. отвещахом к нему. о немже возмутися отинуду. и отидохом от него, не послушавше его. яко рядника. И приидохом. аможе пущени. и видехом рожденнаго и роджьшую. Звезде указующи человеческы 216 младенець. рекохом к матери. како ся прозываеши. преславнаа мати. Она же рече. Мариа. Мы же рекохом. откуду чадо. она же рече. от вифлеомьскые веси. мы рекохом. име ли мужа. она же отвеща. тъчию обещана бех. прежде брачьным небывшим знамением. суботе осветши, солнцу въсиявшу. прииде ангел. благовестуя мне преславно рождение некое. восплищавши воспих 217 . и ни како же да не будеть ми Господи. мужа не знаю 218 и извеща ми. яко изволением Божиим. сего рождение имети. Мы же рекохом. Мати матерем вси бози прьстии ублажиша тя. хвала твоя велика, превознесеся паче всех человек. Отроча же седяше на земли. яко второе лето ему. яко же сам глаголаше. мал приклад имыи образ родившиа. сама же бяше высока телом. Смагл бльск имущи (кругловатым лицем и власы увясты имущи) 219 . Мы же обличие обою имущи. написано в страну свою занесохом. и бысть положено нашими руками. еже бе проречено. и написано сице. в диоптове кумирници. солнцу Богу великому. царю перьскыя дръжавы написа. И взяхом отроча кождо нас. и подръжавше е на руку и поклоншася ему. и целовавше. дахом ему злато и ливан. и измурну. рекуще ему. тебе творим любезней чтьм тя небесныи Иисусе. Инако бо не быша было устроено (неустроеная). аще бы ты не пришел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Слова, сказанные Господом к св. Апостолу Петру, могут относиться и к нам при посещении невольных скорбей, которые св. отцы почитают весьма нужными к нашему спасению. Старайтесь иметь во всем смирение и не зазирать других. 5-го июня 1842 года. Примечания 1. В каком смысле оправдались эти слова старца, см. примеч. к 4.  Письмо 21 Кто чего ищет, то и обретает. Мать З. ищет спасения, и мы благонадежны, что она, удостоившись ангельского образа, обрящет, милостью Божией, и спасение души своей. Ежели угодно будет Господу принять ее к Себе, пусть грядет во имя Господне; да не смущается сердце наше ниже устрашается; видно, она течение скончала, веру совершила, и надеяться надобно на милосердие Божие, что не лишит ее венца правды, уготованного любящим Его. Не надобно много сетовать и малодушествовать: Бог знает, какие бы встретили ее впоследствии искушения. Ожидаю скорого от вас уведомления: в каком положении находится ее здоровье. 19-го сентября 1842 года.  Письмо 22 Сердечно сожалею о страдалице, матери З.; но кто может испытать бездну судеб Божиих и отеческий Его промысл, пекущийся о нашем спасении? Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный; и мать З. стоит на оном, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божия близ ее есть; да не унывает и не малодушествует. Вера, надежда и любовь к Богу в сем испытании познавается и яко злато огнем искушается. Прочтите страдание Иакова Персянина, как он, при отъятии всякого его члена, имел разсуждение и благодарение; так и она по силе своей да подражает его примеру. О другом она пусть пребывает спокойна; я уверен, что вы с усердием и любовью имеете о ней прилежание; ибо " боляй и служай равную мзду от Бога получают " , через нее и служащие ей милости Божией сподобляются. Опять скажу, да не унывает она: мне случилось видать болезни многих предсмертные, и добре поживших, но, видно, нужно было еще и страдание к увенчанию их в будущей жизни; как читаем и о старце богоугодно пожившем, но съеденном зверем; по какой причине, довольно известно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А тропарь читать сице: Спаси, Господи, люди Своя, и благослови достояние Твое. Победы дая царю нашему на сопротивные. И своя сохраняя крестом си люди. И прочее, по обычаю християнскому... Второе: Всеобще соборне судиша и постановиша: глаголемии старообрядцы – федосеевцы, филипповцы, аристовщина, подпольники и самокресты бракоборы подлежат сицевым, еретикам: Еретик Сатурнин супружества и рождения, мняше быти от диавола, гнушашеся (Евсевий, книга 4, глава 22. Ириней, книга 1, глава 23. Барония 120 лето). Еретик Карпократ рождения гнушашеся ( Епифаний Кипрский , на ересь 26-ю. Барония в лето 120). Еретик Маркион (от Понта) брак хуляше и брачным не обещаша спасения (Епифаний, на ересь 42-ю. Барония в лето 146). Еретик Монтан с великими постами и чистым житием перед людьми являшеся, а тайно пространно живяху; хуляше брак, и разводов не возбраняше, новые посты налагаше (Евсевий, книга 4, глава 26. Барония в лето 173). Еретики Етрактиты, и воздержницы учили, яко брак зол есть, и от кровомешения, и нечистоты не разньствует; а сами тайно нечистое житие провождаше, от Маркиона прия заблуждения, возбраняя пити вина, и мясо ясти (Евсевий, книга 4, глава 27. Василия Велик. прав. 47. Барон, 174 лето). Еретик Маненс персянйн брак хуляше, а похоти плотьские вся исполняше (Епифаний, на ересь 66, ю. Барония в лето 277). Еретик Иеракс, хуляше брак, и брашна от Бога созданная. А брачным живота вечного не обещаша, токмо самым воздержником (Епифаний, на ересь 67. Иларий, кн. 6 О Троице. Баронія 288). Еретикъ Евстафий. Проклят на Гангрьском соборе (Кормч. глава 8, лист 6). Научаше, яко брак зол есть, и гнушашеся в браце жительствующих, мяса ясти возбраняше, женам мужей оставляти учаху (Сократ историк (сущий новат), книга 2, глава 32. Созомент, книга 3, глава 13. Варония 361 лето. Кормчая 7 лист). Месалияны, или Евхаиты; разводы в браце по воли всякого творяху; брака гнушахуся, и от брак отступающих, яко постники приимают я (Августин, на ересь 57-ю. Никон Черн. слов. 4, лист 37. Барония 361 лето).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Егда к последним летом живота твоего, блаженне,/приблизился еси,/вся попечения земная отверг/и в пучину безмолвия вшед,/наедине единому Богови работал еси,/душевному твоему спасению токмо внимая/и о мире всего мира моляйся,/наипаче же о благе возгражденныя тобою обители,/немолчно Христу вопия:/слава, Человеколюбче, Твоему смотрению. Егда преставления твоего к Богу время приспе,/тогда непорочная твоя душа/непреткновенно от воздушных мытарств,/яко небопарный орел,/крилома добродетелей на Небеса востече/и радости избранных сподобися,/и тамо с Серафимы Господеви поеши:/слава, Человеколюбче, Твоему смотрению. Слава, глас 8: Приидите, постников сословия/и верных множества,/светлую и священнейшую память отца нашего Макария восхвалим,/зовуще ему сице:/радуйся, светильниче благодати пресветлый;/радуйся, звездо миру светлосиянная./Радуйся, пустыни благоукрасителю и обители возградителю;/радуйся, источниче чудес преизобильнейший/и неусыпающий молитвенниче/о чтущих память твою, преблаженне. И ныне, Богородичен: Царь Небесный: Вход. Прокимен дне, и чтения три преподобническая (зри страницы 40–42). На литии стихиры самогласны, глас 2: Киими похвальными венцы/увязем Макария преподобнаго,/всея страны Российския украшение?/Той бо молитвами своими обитель Богородичну возгради 78 ,/той и по преставлении своем верным является/и молитвы возносит о прибегающих под кров его ко Христу,/имущему велию и богатую милость. Всем предстательствуеши, преподобне,/притекающим с верою под кров твой,/являеши бо ся в скорбех утешитель,/в болезнех благосердый врач,/на пути спасения наставник премудрый,/о всех пред Богом молитвенник теплейший./Сего ради, чтуще святую память твою,/к тебе, яко отцу милосердому, взываем:/моли Бога о нас, святе Макарие. Слава, глас 8: Пастырю добрый,/Пастыреначальника Сына Божия усердный подражателю,/услыши нас, грешных,/призывающих в помощь твое немолчное ходатайство,/и моли о нас Всемилостиваго Бога,/да избегнем всяких зол и напастей/и улучим вечное блаженство,/во еже купно с тобою, преподобне Макарие,/славити и воспевати Святую Троицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Мая 11-го, 1834 г.    Это очень достоверно, что от сердца творимою милостынею каждой душе ходатайствуется свыше Божия милость!!!    Порабощенные страхом и наказанием господам своим крестьяне-требуют их милости; а скудные и неимеющие сил — жаждут отрады — алчут хлеба! Смотрите, да не приимут камень. 256. Марии Петровне Колычевой    Противься духу сего мира    И да будет твое сердце-святая лира    Не для мира,    Но как псалтирь, воспевающая Бога.    Не меняй небесная на земная:    Поревнуй жене Иакова Персянина:    Не смотри в путь умом блудящих,    И книг тебе не надлежащих,    Как христианка, не читай.    Не любомудрствуй, не мечтай;    Чему учит нас Учитель наш Христос, тому внимай.    Не чрез игрища и смехи,    Не чрез балы и утехи,    Но чрез скорби Он нас вводит в рай. 258. Марии Петровне Колычевой    Любовь, заповеданная Богом, жаждет сострадания или сорадования. В каком бы состоянии вы ни находились — в печальном или радостном, — желаю от вас слышать искреннее слово.    Наше пребывание здесь, в мире, плотскими обстоятельствами так стеснено и сжато, как свечка дымом: того и смотришь, что погаснет! Мудрование плотское так помрачает свет души, как дым глаза. И плоть мудрствует! А о чем? единственно о наслаждении своем в изобретаемых ею удовольствиях противу правого духа жизни... И что же напоследок она пожинает? одно истление... Но дух, «идеже хощет, дышит», и нищий, содействуемый свыше, ублажается для Царствия Небесного... В сей жизни мы призываемся любовью творить те самые дела, которые преданы и заповеданы нам в слове Божием Самим Господом сил, руководствующим мимо временных к вечным наслаждениям...    Как ни продолжительно было прошедшее время, но оно так кратко, что не стоит и одной минуты. Скажу вам поистине: ведь ничего нет нашего на земле.    Что ни возьми, что ни присвой, — не успокоишь разум твой. Вот сегодня мы здесь, а завтра Бог весть! «Один поемлется, а другой оставляется» (Мф 24:40). Мне очень приятно повторять вам то, что сами знаете; давно вы знаете, что ищущим прежде всего Царствия Божия прочее, по воле Господней, прилагается само. Ясное и известное слово толковать — значит помрачать оное и наводить ложную мнительность с бесчисленными предрассудками. Но кто не верит слову Божию, тот не только лишается покоя, но и осуждается с неверными в непроницаемую тьму мучений вечных! Увы! увы! и горе тамо — без конца! Теперь наша воля размышлять, предпринимать, желать и делать; но когда кончится жизнь временная, тогда суд и воздаяние каждому по его поступкам, по его делам... Пусть делают, что кому угодно: только нужно удостовериться, что никак нельзя купно и Богу угождать, и миру подражать, лежащему во зле. Зачем терять время на подражание превратностям мира? О время, время! потеряв тебя, уже ничем искупить не можно! ты невидимо погружаешься в бездну неисповедимых судеб и не возвращаешься...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И я говорю, что упоенный человек не может быть объят страхом и убояться. Такого упоенного всуе будет пытаться мир привлечь к себе, противники всуе будут стараться пробудить его от упоения, множества тысяч и мириады веельзевулов всуе будут стараться устрашить его страхом своего множества, ибо он ни во что вменяет их тысячи и не будет устрашен тьмами тем язык, согласно сказанному: «Не убоюся от тем людей окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующие ми всуе, зубы грешников сокрушил еси; Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое» ( Пс.3:7-9 ). Упоенный человек подобен преподобной Марии (Египетской), стяжавшей высшую меру совершенства монашеской жизни. Она сильно была борима тысячами и тьмами веельзевулов, которые старались привлечь ее ко греховному миру, чтобы заставить творить первые (греховные) ее дела, — но всуе потрудились над ней… Упоенный человек подобен еще тому учителю, ревностно охранявшему апостольское учение (и проповедовавшему поклонение иконам), который не убоялся прещения царя Конона быть сожженным со своею школою (т. е. с великою библиотекою), ни во что вменил его сожжение, и сгорел. Упоенный человек подобен и св. Иакову Персянину, который сперва было погрузился в корчемницу, испил все растворение лозы нечестивых, лишился соединения с нетленной лозой — Церковию, но хмельность не до конца удержала его в сем погружении, он весьма быстро отрезвел, отверг от себя упоение хмельное, отверзлись очи его, уразумел он свое нечувствие (т. е. неблагодарность Богу), узрел свою неверность (Богу), восплакал горько, как Петр, и чрез многое пролитие слез погрузился в погружение Всесвятаго Духа. Ибо слезы, изливаемые в праведность (т. е. скорбь о грехах) — погружают мысль человека в погружение Всесвятаго Духа. 26 Даже плачущих перед заптиями (магометанскими местными судьями) судьи прощают, видя слезы подсудимых. Если заптия, тленный человек, отпускает вину ради слез, то не наипаче ли Нетленный Бог призирает на таковые слезы (изливаемые) пред Ним ради оправдания и спасения души? Господь помогает таковому, посылая ему помощь свыше, и кающийся погружается в погружение слез покаяния.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

А смиренные речения, выражающие человеческий страх и состояние (страха), Господь усвояет Себе, дабы показать, что Он имел истинно нашу природу, чрез приобщение (нашим) немощам, заверяя действительность своего человеческого естества» 104 Это свидетельство было также сличено с харатейною книгою, находящеюся в библиотеке здешней досточтимой патриархии, и оказалось согласным. Еще было прочитано из того же кодекса свидетельство святого Иоанна, архиепископа константинопольского, из беседы его на слова: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия ( Матф. 26, 39 ), начинающейся словами: «Глубокую рану».... Оно читается так: «впрочем этого еще не довольно, но и по пришествии, чтобы не считали события призраком, Он удостоверяет в этом деле не одним только появлением, но в течении продолжительного времени, и прошедши все человеческое. Ибо не прямо входит Он в человека совершенного (и полного), но во чрево Девы, так что потерпел и ношение во чреве, и рождение, и питание молоком, и возрастание, и продолжительностью времени и различием всех возрастов удостоверил в истине события. И этим не ограничивается удостоверение, но, облекшись плотью, Он попускает ей и терпеть недостатки природы, и алкать и жаждать, и спать и утомляться; наконец, и шествуя на крест, Он попускает ей испытать свойственное плоти. Потому и капли пота истекали из нее, и ангел явился укреплять ее, и печалится и скорбит; ибо прежде, нежели Он сказал те слова, Он говорил: „душа моя смутилась» и: „прискорбна есть душа моя до смерти« ( Матф. 26, 38 ). Если при всех этих действительных событиях злые уста диавола чрез Маркиона понтийского и Валентина и Манихея персянина и многих других еретиков решились низвратить учение о домостроительстве, и распространить некоторую сатанинскую молву, будто Христос и не воплощался, не облекался плотию, но это было только видением, призраком, представлением и обольщением, несмотря на то, что об этом свидетельствуют Его страдания, смерть, погребение, алчба; то если бы ничего такого не было, не гораздо ли более диавол посеял бы этих преступных мыслей нечестия? Посему Он, как алкал, как спал, как утомлялся, как ел, как пил, так просит избавить Его и от смерти, показывая свое человечество и немощь природы, которая не может без страдания лишиться настоящей жизни. Подлинно, если бы Он не говорил ничего такого, то еретик мог бы сказать: если Он был человеком, то Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что же именно? То, чтобы, приближаясь к распятию на кресте, страшиться и скорбеть и не без скорби лишаться настоящей жизни; ибо в природу вложена любовь к жизни настоящей. Посему Он, желая показать свое истинное облечение плотию и удостоверить в истине этого домостроительства, с великою ясностью обнаруживает свои страдания» 106 . Это свидетельство также было сличено с пергаментною книгою, находящеюся в библиотеке здешней досточтимой патриархии, и оказалось согласным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Если же при всех этих действительных событиях злые уста диавола чрез Маркиона понтийского, Валентина, Манихея персянина и многих других еретиков решились извратить учение о домостроительстве и распространить сатанинскую молву, будто Христос ни воплощался, ни облекался плотью, а было это только видением, призраком, представлением и обольщением, несмотря на то, что об этом свидетельствуют Его страдания, смерть, погребение, алчба, то, если бы ничего такого не было, не гораздо ли более диавол посеял бы этих преступных мыслей нечестия? Поэтому-то Он, как алкал, как спал, как утомлялся, как ел, как пил, так просит избавить Его и от смерти, показывая свое человечество и немощь природы, которая не может без страдания лишиться настоящей жизни. Подлинно, если бы Он не говорил ничего такого, то еретик мог бы сказать: если Он был человеком, то Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что же именно? То, чтобы, приближаясь к распятию на кресте, страшиться и скорбеть и не без скорби лишаться настоящей жизни, потому что в природу вложена любовь к настоящей жизни. Поэтому Он, желая показать истинное облечение плотью и удостоверить в истине этого домостроительства, с великою ясностью обнаруживает свои страдания. Это одна причина. Но есть и другая, не меньше этой. Какая же именно? Христос, пришедши, хотел научить людей всякой добродетели; а научающий учит не только словом, но и делом; это самое лучшее учение учителя. Так кормчий, посадив ученика, показывает ему, как держать руль, присоединяя и слово к делу; он и не говорит только и не делает только; подобным образом и домостроитель, поставив желающего научиться от него, как строится стена, показывает ему это делом, показывает и словом; точно так же (поступает) и ткач, и вышиватель украшений, и золотых дел мастер, и медник, и всякое искусство имеет учителем слово и дело. Поэтому, и Христос, пришедши научить нас всякой добродетели, и словами внушает, что должно делать, и Сам делает. «Кто сотворит и научит, – говорит Он, – тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ). Посмотри, Он заповедал быть кроткими и смиренными и учил этими словами. Смотри же, как он научает тому же самому и делами. Сказав: «Блаженны нищие духом, ...Блаженны кроткие» ( Мф.5:3–5 ), Он показывает, как должно исполнять это. Как же научил Он? «Взяв полотенце, препоясался:... начал умывать ноги ученикам» ( Ин.13:4,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И вот святые князья – Шалва, Бидзин и Элизбар – решили пожертвовать своею жизнью, чтобы освободить Родину. Собрав небольшой отряд воинов, они неожиданно напали на туркмен и уничтожили их, только один спасся бегством и рассказал персидскому шаху о случившемся. Шах послал грузинскому царю требование, чтобы мятежные князья были доставлены к нему, угрожая Грузии за неповиновение новыми бедствиями. Узнав об этом, святые князья добровольно явились к царю и были переданы им персам. Они могли скрыться, могли оказать сопротивление, но зная, что это грозит войной и новыми несчастьями и страданиями для народа, решили своей кровью угасить гнев шаха. Он отдал их туркменам – родственникам погибших. Те предали их самой изощренной пытке: раздели, связали и, обмазав медом их тела, положили на солнце – осы и пчелы тучами облепили и жалили их. Затем Шалве и Элизбару отрубили саблями руки и ноги и стали стрелять в мучеников из ружей как в мишени. А Бидзину уготовили еще более тяжелую казнь – как великомученику Иакову Персянину [ 3 ]: ему стали отрубать тело по частям, начиная от суставов ног и рук. А он в это время читал Символ веры и Отче наш. Тела святых мучеников были затем тайно взяты у мучителей и перенесены в Грузию. Перед пытками святым князьям предложили принять мусульманство, обещая за это помилование. У мусульман существует закон шариата: что бы ни сделал человек, все прощается ему, если он принимает ислам. Потому мусульмане предлагали князьям принять их веру, обещая им не только прощение, но и самые высокие почести. Однако святые избрали мученическую смерть. Братия и сестры! Жития святых – это Евангелие, исполненное самой жизнью. Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что высочайшая из заповедей, цель всей жизни человека – это стремление возлюбить Господа, то есть посвятить Ему свое сердце; это стремление любить каждого человека как самого близкого себе. Эти заповеди требуют огромного труда и самоотверженности, но великую награду обещает за них Господь. Тот, кто носит в сердце своем любовь, отличается от других людей так, как если бы сердце его было драгоценным камнем, излучающим невидимый свет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010