Так молились Богу брошенные в пламеннейшую пещь три отрока: и вышли неповрежденны. Посмотрите вы мыслью, что Св. Димитрий всей душой к Богу вопиет от сердца своего: Стихословие третье, стих седьмой: «почто предпочитаю суету и сласть тленную!» Этот стих стоит глубокого внимания... Размышление о жизни вечной освобождает от привязанности ко временной; претерпение же трудов и горестей ради любви Христовой, и делание заповедей Божиих неизреченно вознаграждается и здесь. Но что будет по смерти! око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его... Мая 11-го, 1834 г. Это очень достоверно, что от сердца творимою милостынею каждой душе ходатайствуется свыше Божия милость!!! Порабощенные страхом и наказанием господам своим крестьяне-требуют их милости; а скудные и неимеющие сил – жаждут отрады – алчут хлеба! Смотрите, да не приимут камень. 256. Марии Петровне Колычевой Противься духу сего мира И да будет твое сердце-святая лира Не для мира, Но как псалтирь, воспевающая Бога. Не меняй небесная на земная: Поревнуй жене Иакова Персянина: Не смотри в путь умом блудящих, И книг тебе не надлежащих, Как христианка, не читай. Не любомудрствуй, не мечтай; Чему учит нас Учитель наш Христос, тому внимай. Не чрез игрища и смехи, Не чрез балы и утехи, Но чрез скорби Он нас вводит в рай. 258. Марии Петровне Колычевой Любовь, заповеданная Богом, жаждет сострадания или сорадования. В каком бы состоянии вы ни находились – в печальном или радостном, – желаю от вас слышать искреннее слово. Наше пребывание здесь, в мире, плотскими обстоятельствами так стеснено и сжато, как свечка дымом: того и смотришь, что погаснет! Мудрование плотское так помрачает свет души, как дым глаза. И плоть мудрствует! А о чем? единственно о наслаждении своем в изобретаемых ею удовольствиях противу правого духа жизни... И что же напоследок она пожинает? одно истление... Но дух, «идеже хощет, дышит», и нищий, содействуемый свыше, ублажается для Царствия Небесного... В сей жизни мы призываемся любовью творить те самые дела, которые преданы и заповеданы нам в слове Божием Самим Господом сил, руководствующим мимо временных к вечным наслаждениям...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

дóндеже поидоша волсви от перс... и тогда с теми поиде звезда. Вечер же позде зело явися единому. в тоиже кумирници. диону(с) с 203 схоруговию. глаголя кумиром и источнику. ни един от вас по сем. но над вами есть, иже поновляет человечу вещь: Божиа служениа 204 суща. жръче Прупе. что седиши сде. деяние писаниа доспело есть на вы. есть нам от сановита лица обличенным быти. еже лжущем (ме)чтахом. и еже въвладехом. к сему же не даем пророчества. отъята есть от нас честь. без славы и безо чести быхом. един точию есть. иже взя свою честь. рече же не плищуи к сему да не испросять пръси дано земныя ни въздушныя. уставити бо пришел есть дание. дани пустившу ему приносят 205 : пръвыи образ претворяя 206 приспел есть духом, небо с землею радуеться. земля же хвалится. небесную хвалу приемлюще. еже бе горе 207 бысть долу, его же невидесте умнии. телесни видита. онем бо пламень въспрещает 208 , а сим роса прииде карину 209 . благослучныи источник родися в Вифлеоме. жидовскаа земьля процвете. и странным (иноплеменником) Спас прииде. тружающимся покои изобилуеть. подобно жене ликоствують глаголюще. госпоже источниче пение 210 принося, бывшиа мати светильнику небеснаго. облак (от зноя) орошаа и весь мир. поминай своя рабы любимыя госпоже. Царь же ни мало премедли посла сущаа волъхвы под царством его с дары. звезда наставляющи. як възвратишася споведаша ему. въписавше на златую дьску сице. Пришедше убо в Иерусалим. подвизашася 211 вся пришествиа нашего знамениа. глаголющим иерусалимляном. что есть премудрым перьскым приити с явлением звездъным. въпрашаху старейшины жидовьскые о будущем. чего деля есте пришли. и отвещахом: се его же наречете Мессию родился. они же плищевааху и противитися не дръзняаху. ти же рекоша нам. тако вы небесного суда поведите нам. что есть разумели. мы же отвещахом им. вы неверованием болите. и не имете веры. ни с клятвою ни без клятвы. но последуете 212 безвестному разуму. Христос бо Сын вышняго родился есть. рассыпаа съборы ваши и закон. и того деля волъхвованием крепким стреляеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И ныне, глас тойже: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. На стиховне стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся: Радуйся, преподобне Макарие,/Церкве Российския преславное украшение,/обители твоея светлая похвало,/Православия столпе непоколебимый,/чудотворче преславный;/радуйся, теплый наш предстателю пред Богом./Емуже выну предстоя со всеми святыми,/молися о спасении душ наших. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Радуйся, священная главо,/иноков наставниче Богомудрый,/от юности Христа возлюбивый/и иго Его благое с радостию понесый;/радуйся, не словом токмо,/но паче делом и образом жития твоего всех к Богу приводяй./Емуже и ньше предстоя,/молися о чадех твоих,/верою и любовию чтущих святую память твою,/отче преподобне Макарие. Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Радуйся, Ангелом собеседниче,/преподобне Макарие,/благочестно бо на земли пожив,/многи, приходящия к тебе, страху Господню научил еси,/благодатию Пресвятаго Духа озаряемь,/зрел еси будущая, яко настоящая,/и умиления и радости многи, скорбящия душами, исполнял еси./Тем же молимся ти:/молися Господеви о чтущих тя. Слава, глас 8: Что тя наречем, преподобне Макарие?/пастыря добраго,/яко душу свою за паству свою положити готов был еси;/обители возградителя 79 ,/постников похвалу и монахов украшение,/яко труды, бдения и пощения иноческая подъял еси;/земнаго Ангела и Небеснаго человека,/присносущнаго Света ныне насыщающася./Тем же молися Христу Богу/умирити мир и спасти души наша. И ныне, Богородичен: Безневестная Дево: Тропарь , глас 4: От мирскаго жития изшед/в тихое пристанище жизни иноческия,/преподобне Макарие, вшел еси,/в нейже добре подвизався,/душу твою добродетельми превысокими обогатил еси/и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору,/емуже и обитель возградил еси,/таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився,/ко Господу преставился еси,/Иже даром чудес тя обогати./Егоже ныне моли,/да спасет верою и любовию/почитающих святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда затянется рана, не будет ни боли, ни стенания. Спрашиваю я вас: останется ли все-таки место поранения явственно означенным? И когда увидит знак раны, воспоминает ли он болезни свои или нет? Ей, воспоминает, но не страдает. Воспоминает, но не воздыхает. Воспоминает, но не уязвляется ими. Но какой труд должен воспринять садовник, когда захочет искоренить то колючее дерево, чтобы с корнем вырвать его? Говорим: человеку, который хочет отвратиться от греха, какой потребен ему труд, пока не исторгнет он грех? Какой предлежит ему подвиг, когда будет он отсекать ветви или побеги греховные, говорим: злые помыслы? Какой предлежит ему подвиг, когда будет осуществлять на деле удаление от празднословия? Какой подвиг будет иметь, когда станет исторгать грех, содеянный в жизни своей? Ах, и как представить мне пред вами, преподобнейшие отцы, таковой подвиг? Ей, представлю я вам, но каким образом представлю? Представлю вам в пример св. Иакова Персянина. Берите себе пример с его подвига, подвизаясь так и сами по силе вашей. Сей Иаков, яко человек, шествуя путем жизни своей, зацепился платьем за то колючее дерево зла, говорим: за грех отречения; потом взыскал, как бы отцепиться от того злого соизволения на грех, чтобы опять прийти в расположение благое и снова приять благодать Крещения. 85 Ей, воспринял он ее, но каким борением боролся, чтобы воспринять? Вы скажете, что сей отрекся и оттого так боролся, а нам какая необходимость борения., когда мы не отрекались подобным отречением? Ах, преподобнейшие отцы, кто согрешает волей или неволей, одинаково допускает отречение пред Богом, ибо содеяние греха есть жертва бесу, как и Иаков принес жертву чрез отречение свое — идолам. Обратите внимание, преподобнейшие, каким борением боролся в деле подвига Иаков. Обратите внимание и на собственную вашу погибель, что из-за сребра и злата погибелию погибели погибаете вы, поклоняясь сребру и злату, как идолопоклонники идолам. У идолопоклонников было чрезмерное соревнование, кто первый принесет жертву идолам и поклонится им; то же бывает и у людей, которые соперничают из-за земного суетного тления и этим губят себя, говорим: погибают они из-за вскружения многопопечительностию тления, губят спасение свое с кружением вещным, соперничают в том, кто первый осуществит себя лживою лихвою в лихоимстве, стяжет различные лакомства, будет помещать и превращать сребро и злато в росте, поклоняться сребру и злату вместо идолов.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Тебе кажется, что на тебя возложен непосильный труд, а я всегда носил на себе сумку с камнями. Тебе кажется, что ты голодаешь, а я гораздо строже постился. Кроме того, Господь помилует тебя, и скоро придет известие о твоих родных», что и случилось впоследствии. Итак, мы видим, что добровольные скорби, которые терпели преподобные отцы, намного превосходят наши невольные скорби. Отцы добровольно искали скорбей, древние мученики даже более того — искали не только скорбей, но и самой мучительной смерти ради Христа. Они желали того, чего мы больше всего боимся. Например, мы хотим, чтобы наши родные жили благополучно, чтобы у нас в семье всегда все было хорошо. А древние святые хотели, чтобы их родственники, если выражаться современным языком, испытывали тяжкие страдания. Вспомним, например, мученика Иакова Персянина, который, будучи христианином, служил при дворе персидского царя. Христианство в то время преследовалось, и поэтому когда случайно узнали о том, что он христианин, то из зависти донесли на него царю, который любил его. Иаков же или как-то несерьезно отнесся к сложившимся обстоятельствам, или испугался и отрекся от Христа. Когда его жена и мать узнали об этом, то написали ему: «Если ты не покаешься, то мы не хотим тебя знать, ты для нас никто. Мы от тебя отрекаемся, раз ты отрекся от Христа». Иаков, опомнившись, покаялся и стал вновь жить по-христиански, хотя открыто свою веру еще не исповедовал. Случилось, что он сопровождал царя во время охоты и несколько уединился в лесу, чтобы помолиться. Его увидели какие-то придворные, из зависти вновь донесли царю — и Иакова арестовали. Сначала его уговаривали отречься от Христа, потом стали пытать и наконец мучительно казнили, отсекая по одному все члены тела: пальцы рук, ног, сами руки и ноги по частям и под конец мечом отсекли голову. Когда он еще находился в темнице, то его мать и жена с другими христианами подбадривали его и молились за него. Казалось бы, абсурдная картина: мы желаем своим родственникам добра любой ценой, добра в обычном человеческом представлении, и совсем не заботимся об их спасении, а святые люди желали своим родным спасения любой ценой, совершенно не думая о том, что они будут страдать, но даже считая эти страдания благом и заслугой перед Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Тогда он подумал: «Это епископы». Затем, смотря на святого мученика, он увидел одного светлого юношу, стоявшего пред Анастасием с золотою кадильницей, наполненной горящими углями. Положив в кадильницу благовония, он кадил вокруг мученика. Наблюдая это, бодрствовавший узник разбудил рукою другого, близ него спавшего узника, христианина, бывшего некогда скифопольским судьею. Он хотел, чтобы и тот увидел столь дивное и очевидное чудо, но не мог разбудить его скоро, так как он уснул глубоким сном. Когда же тот, наконец, разбуженный, проснулся и спрашивал, в чем дело и зачем его разбудили, – еврей, указывая ему на происходившее, говорил: – Посмотри, посмотри! Но едва только он произнес это слово, как видение исчезло. Тогда еврей рассказал христианину с особенным восторгом и сердечным умилением обо всем, виденном им, и оба вместе прославили Христа Бога. Скоро после этого князь Марзаван, получив от своего царя Хозроя ответное письмо, послал к преподобному мученику Анастасию в темницу, говоря: – Тебе повелевает царь, чтобы ты одним словом сказал: я не христианин, – и тотчас ты будешь отпущен, после чего иди, куда хочешь: или к христианам и инокам, или на родину – снова в военную службу. Мученик Христов ответил: – Да не случится со мною того, чтобы я отрекся от Христа моего умом или словом! Тогда князь снова послал наместника своего ко святому, говоря: – Я знаю, что ты стыдишься многих, особенно знакомых своих, и потому не хочешь пред ними отречься от Христа твоего; но так как царское повеление необходимо исполнить, ибо никто не может ослушаться его, то, если хочешь, наедине, только предо мною и другими двумя советниками моими, скажи, что отрекаешься от Христа, и я тотчас отпущу тебя. В самом деле, какая тебе потеря будет от того, что ты только устами выскажешь отречение, а сердце твое, не согласуясь с устами, будет верить своему Богу? Мученик отвечал: – Да не будет этого со мною! Ни пред тобою, ни пред другими я не отрекусь от Господа моего – ни явно, ни тайно, ни даже во сне, и никто никогда не будет в силах меня чем-либо принудить к этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Благодарю Бога о даровании вам спокойствия келейном, не оставляйте пещись о внутреннем вашем душевном устроении; теперь имеете самое удобнейшее и благоприятное время запастись к будущим браням, не токмо одним чтением и письмом словес отеческих, но и понуждением на исполнение; ведь нуждницы восхищают царство небесное ( Мф.11:12 ): теперь для вас время свободы и успокоения; а придет и то, что не будешь времени иметь в оном и упражняться: егда еси юн, ходиши аможе хощеши; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши ( Ин.21:18 ). Слова, сказанные Господом к св. Апостолу Петру, могут относиться и к нам 3 , при посещении невольных скорбей, которые св. отцы почитают весьма нужными к нашему спасению. Старайтесь иметь во всем смирение и не зазирать других. 5-го июля 1842 года. 21 Кто чего ищет, то и обретает. Мать 3. ищет спасения, и мы благонадежны, что она, удостоившись ангельского образа, обрящет, милостью Божьею, и спасение души своей. Ежели угодно будет Господу принять ее к Себе, пусть грядет во имя Господне; да не смущается сердце наше, ниже устрашается; видно, она течение скончала, веру совершила, и надеяться надобно на милосердие Божие, что не лишит ее венца правды, уготованного любящим Его. Не надобно много сетовать и малодушествовать: Бог знает, какие бы встретили ее впоследствии искушения. Ожидаю скорого от вас уведомления: в каком положении находится её здоровье. 19-го сентября 1842 года. 22 Сердечно сожалею о страдалице, матери 3.; но кто может испытать бездну судеб Божиих, и отеческий Его промысел, пекущийся о нашем спасении? Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный; и мать 3. стоит на оном, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божия близ её есть; да не унывает и не малодушествует. Вера, надежда и любовь к Богу в сем испытании познается, и яко злато огнем искушается. Прочтите страдание Иакова персянина, как он, при отъятии всякого его члена, имел рассуждение и благодарение; так и она по силе своей да подражает его примеру. О другом она пусть пребывает спокойна; я уверен, что вы с усердием и любовию имеете о ней прилежание; ибо «боляй и служай равную мзду от Бога получают», чрез нее и служащие ей милости Божией сподобляются. Опять скажу, да не унывает она: мне случилось видать болезни многих предсмертные, и добре поживших, но, видно, нужно было еще и страдание к увенчанию их в будущей жизни; как читаем и о старце богоугодно пожившем, но съеденном зверем; по какой причине, довольно известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

–Хорошо, хорошо! Сказал он, увидя их с водкой: – спасибо. А мы, как были на море, так водки и в глаза не видали, не то, чтоб отведать. Что вы за люди? Те отвечали: – Мы немцы, находимся в службе его царского величества на корабле, который пущен в Каспийское море. Мы пришли отдать поклон атаману и всему благородному казачеству, и принесли на гостинец две стеляницы водки. Стенька дал знак, чтоб они сели, и при них же налил водки и выпил, сказав: – Пью за здоровье его царского величества, великого государя! «О, какими лживыми устами, о, с каким коварным сердцем произнес он эти слова!» говорит свидетель. На другой день, тем же немцам случилось быть свидетелями, как Стенька с товарищами кутил на струге и катался по Волге. Казаки пили, ели, прохлаждались. Возле Стеньки сидела его любовница, пленная персидская княжна. Она была одета великолепно, в вышитое золотом и серебром платье; жемчуги, бриллианты и разные драгоценные камни придавали блеск ее природной ослепительной красоте. Уже замечали, что она начала приобретать силу над необузданным сердцем атамана. Вдруг, упившись до ярости, Стенька вскакивает со своего места, неистово подходит к окраине струга и, обращаясь к Волге, говорит: – Ах ты, Волга-матушка, река великая! Много ты дала мне и злата, и серебра, и всего доброго; как отец и мать, славою и честью меня наделила, а я тебя еще ничем не поблагодарил; на-ж тебе, возьми! Он схватил княжну одной рукою за горло, другою за ноги и бросил в волны. А между тем, тот же Стенька наказывал строго других за то, что себе позволял. Случилось говорить тот же очевидец, что какой-то казак вступил в связь с чужою женою. Стенька приказал бросить его в воду, а женщину повесить за ноги к столбу, воткнутому в воде 252 . Этот случай заставляет подозревать, что злодейский поступок с княжною не был только бесполезным порывом пьяной головы. Стенька, как видно, завел у себя запорожский обычай: считать непозволительное обращение казака с женщиною поступком, достойным смерти. Увлекшись сам на время красотою пленницы, атаман, разумеется, должен был возбудить укоры и негодование себе и, быть может, чтоб показать другим, как мало он может привязаться к женщине, пожертвовал бедною персянкой своему влиянию на казацкую братию. Стенька был женат и имел детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Сочинения Максима Грека, не только те, которые предназначались не известным ни ему, ни нам тем более читателям, но и сочинения, имевшие конкретных адресатов, содержат указание на широкий интерес и внимание к астрономии и, конечно, «практическому применению» ее к действительным судьбам людей разного положения, особенно к властвующим, на что претендовала астрология. Это примечательная черта истории духовной жизни общества времен Максима Грека, — тем примечательная, что столь же волнующими были те же самые проблемы у идеологов западноевропейского, особенно итальянского Возрождения, будь то известный Максиму Греку Леон Баттиста Альберти с еп> сочинением «Рок и Фортуна» или Марсилио Фичино, личность, несомненно, Максиму Греку известная, которому принадлежит сочинение «Что такое фортуна и может ли человек противостоять ей». Увлечение астрологией в бытность Максима Грека в Италии было сильным и распространенным, хотя и не все итальянские деятели Возрождения второй половины XV в. его разделяли, иногда по мотивам, напоминающим суждения Максима Грека. Фактом истории русской общественной мысли, ее достижением является самый уровень полемики между Максимом Греком и его противниками. Ей свойственен общий язык высокой эрудиции, разнонаправленный, но общий в том смысле, что ни одной, ни другой стороне не приходилось разбираться, кто есть кто, когда они ссылались на имена, учения, действия великих государственных и военных деятелей древности, на имена древних философов и историков. Полемизируя с Федором Карповым, Максим Грек ссылается и на Платона, и на Аристотеля, и на Фукидида, и на Ганнибала, и на Фемистокла, и на Юлия Цезаря, и на Александра Македонского, и на Константина Великого. Ему, Максиму Греку, известно, что не всуе задает он вопрос: «Где же писано есть во Александровых деяниях, яже списаша мудрии Александрову смельству и разуму достойнии мужи, яко аристотелевыми астрологии светлая она дела, в тринадесяти летех храбръствовати? Или ще отнюдь является Аристотель, астрологию действовав? Что с ице явственне лжете (писано Карпову, но во множественном числе. — А К.) на доблественных онех и дивных мужей? Фемистоклий же он изрядный в воеводстве, иже безчисленное ксерксово воинство погуби воеводскими искуствы и скоростью разума, ще у Фукидида писася, яко звездозрительными гаданми действова на персян?« Таков был уровень эрудиции полемистов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

да не вред иже от времени приимет. Протече убо время посреде много. и от человеческиа памяти отиде и воздвижение священнаго оного образа и сокрытие. Якоже убо в своя времена, Хозрои Перскии царь, асийския грады пленяя, и к Едесу достиже. И окрест его острог водрузив, всякое ухищрение подвизаше. и всяческим к пленению градскому приклад носих арган и сосуд уготовляшеся и ухищряхуся. вся яже ко испущением стрел, и разорением стен, и ломлением врат. О толице убо беде едесстии бывше жители. умышляаху убо и тии возможная к противоополчению. и моление послаша о пособии, к царем греческим. И убо он иже тогда предстояи в греческиих воинствех, и сам от ратных стесняем. сущим во Едесе пособие послати немощен бе. посланми же утвержааше. воспоминая им Господьскаго послания и неложнаго в нем обещания. его же ради непленену соблюдатися граду. и глаголется и веруется. Персяне же с явственым падением наветующе, не явствене умышляаху. Егда же беша аки подводнии нырцы под землею, внутрь града от таковыа вины явлен бысть гражаном навет. Случися в той стране внутрь града кузнецу обитати. егоже висящая в дому сосуди медные шум испущаху. персяном под землею стучащим, и землю износящим. В недоумении убо и последнем отчаянии гражане бывше, к Богу прибегают. в с болезнию сердечною и со слезами того помощь призывают. Является убо в нощи епископу, Евлалии же сей бе. жена некаа добре украшена и честна. выше, неже по человеку. советующе ему. нерукотворенныи образ Христов прияти и молебное обхожение с ним творити. и всяко покажет Господь чудеса своя. Епископ же отнюд неведети глаголаше. аще есть всяко или у них, или у иных неких, сицевыи образ. Тогда глаголет к нему явльшаяся в женском образе. яко верху врат градских, во оном месте, сицевым чином таковыи образ крыется. Во утрии убо епископ, на истинное видение уповая, с молением на место пришед. и взыскав обрете божественыи сеи образ невредим. и кандило в толицех летех не угасше. и в черепице приложенои на соблюдение кандила, въображено другое подобие образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010