Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 10 декабря 2024 года 27. Вторник. Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Вмч. Иакова Персянина. Прп. Палладия. Свт. Иакова, еп. Ростовского. Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского чудотворца. Прп. Феодосия Терновского. Собор новомучеников и исповедников Радонежских . Иконы Божией Матери, именуемой «Абалакская» . Прмч. Кронида, архимандрита Радонежского. Сщмч. Иоанна Смирнова пресвитера . Прмч. Никона Беляева . Полиелейная или бденная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», совершается вместе с шестеричной службой вмч. Иакова Персянина. Примечание. «Аще храм Пресвятыя Богородицы Знамения, и поется служба Знамения во всем подобне, якоже септемврия в 8-й день. Кроме же храма поется служба Знамения со Иаковом Персянином…» (Типикон, 27 ноября). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час перед вечерней не читается. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 8-й – 4, и великомученика, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Удивил еси, о Иакове…», «И ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Веселитеся, людие…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Се день избавления…». На стиховне стихиры Богородицы, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Верно сошедшеся…», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Мнящеся непокоривии…». По Трисвятом: при полиелее – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы («Знамения»), глас тот же; на всенощном бдении – тропарь Богородицы («Знамения»), глас 4-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы («Знамения»), глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы («Знамения»), глас тот же. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В этом же углублении за средним гробиком у стены стоит древняя чудотворная икона преподобномученика Анастасия Персянина, привезенная в Рим с Востока вместе с мощами сего угодника Божия. На этой иконе, поражающей выразительностью черт изображенного на ней лика, имеется следующая надпись: «Икона св. Анастасия, монаха и мученика, при виде которой демоны прогоняются и больные получают исцеление, как о том свидетельствуют деяния второго Никейского (седьмого Вселенского) Собора». Действительно, в Деяниях Седьмого Вселенского Собора, бывшего в 787 году, значится, что в четвертом заседании Собора в числе свидетельств, приводимых в основание к утверждению догмата иконопочитания, читаны были и извлечения из повествования о страданиях преподобномученика Анастасия Персянина и о чудесах, бывших от его иконы. Было приведено и следующее сказание. При перенесении мощей преподобномученика Анастасия из Персии в Палестину одна женщина, по имени Арета, впала в сомнение и сказала: «Я не поклоняюсь мощам, привезенным из Персии». Через несколько дней св. мученик явился Арете во сне и спросил: «Ты страдаешь болезнью в бедрах?» Не успела Арета ответить ему, что здорова, как вдруг почувствовала, что ее действительно постигла болезнь. Долго томилась она в своей болезни, но на рассвете пятого дня ей опять является мученик и говорит: «Помолись св. Анастасию, и будешь здорова». Принесенная к указанному месту, она, увидев икону святого, громко возгласила: «Это поистине тот, кого я видела во сне!». Повергшись на помост, она долго плакала слезами раскаяния и встала совершенно здоровой. По прочтении на Соборе повествования об этом чуде представители римского папы Адриана: Петр, старший пресвитер базилики св. Петра, и Петр, игумен обители преподобного Саввы Освященного в Риме, заявили, что сия икона св. Анастасия с честной главой его находится в одном из монастырей Рима и в настоящее время. Епископ же Тавроменийский Иоанн добавил к их заявлениям, что он знает одну женщину из Сицилии, которая, будучи одержима нечистым духом, ходила в Рим на поклонение иконе св. Анастасия и получила от нее исцеление.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

Христиане погребли тело святого мученика за городом, на месте, называемом по-гречески Лион. В IV веке честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция (337–361), были перенесены святым мучеником Артемием из Ефеса в Константинополь и положены в церкви во имя Святых Апостолов, рядом с мощами святых апостолов Луки и Андрея Первозванного. Святой преподобномученик Анастасий Персянин Первоначальное имя которого было Магундат, родился в Персии, в селении Раснуни. Отец его Вав был магом, знаменитым учителем чародейства, которому обучил и своего сына. Когда пришла пора, юноша поступил на военную службу. В то время по всей Персии распространилась молва о славе и могуществе Животворящего Креста Господня. Святыня Креста Господня была захвачена персидским шахом Хозроем в Иерусалиме и вывезена в Персию, где находилась с 614 до 628 г. Крестное древо изумляло необычайными чудесами, так что многие говорили: «Бог христианский пришел в Персию». Прослышав об этом, юноша Магундат стал расспрашивать о земной жизни Спасителя. Знакомство с Евангельским повествованием затеплило в его душе огонь веры. Когда полк, в котором служил Магундат, был послан на войну в Грецию и достиг христианского города Халкидона, юноша предпочел остаться жить с христианами в бедности и безвестности, нежели в богатстве и почете среди язычников Персии. Некоторое время Магундат жил в Иераполе (западная область Малой Азии), где был учеником у персахристианина, золотых дел мастера. Учитель рассказывал юноше о подвигах и жизни святых, изображенных на стенах церкви, куда они приходили молиться. Сердце Магундата воспламенилось любовью ко Христу, и он отправился в Иерусалим, чтобы принять там святое Крещение. В Иерусалиме пресвитер великой церкви Воскресения Христова святой Илия по благословению святого Патриарха Модеста (614–628, 633–634) крестил Магундата с именем Анастасий. Блаженный Анастасий не только словами утверждал, но и кротким нравом обнаруживал, что желает иноческого звания. Пресвитер Илия отправил святого Анастасия в 620 году в один из иерусалимских монастырей. Под руководством настоятеля, мудрого старца, святой Анастасий получил наставление в иноческой жизни, научился греческому языку и пониманию Священных Книг. Блаженный Анастасий был ревностным иноком и охотно исполнял всякую монастырскую работу. Особенно он любил читать о страданиях святых исповедников Христовых, усердно моля Господа о том, чтобы ему самому сподобиться мученического венца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Москве изготовлен серебряный с позолотой ковчег-мощевик (1718?) с пышным растительным орнаментом, содержащий мощи свт. Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона, первомч. Стефана, мч. Петра Лампсакского. Хранящийся в И. Б. м. энколпион с центральной поздневизантийской вставкой - овальным аметистом с резным образом стоящего благословляющего Христа - был обрамлен в Москве в нач. XVIII в. драгоценными камнями с лицевой стороны и расписной финифтью - с оборотной. Э. П. А. Святыни В И. Б. м. хранятся части честных глав ап. Фомы и ап. Филиппа из числа 7 диаконов, цепи ап. Иоанна Богослова, глава сщмч. Антипы, 3 креста с частицами Честного Древа, частицы мощей св. бессребреника Космы, великомучеников Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иакова Персянина, прмч. Стефана Нового, обувь прп. Христодула и др. реликвии. Глава ап. Фомы считается даром имп. Алексея I. Мощи ап. Филиппа, вмч. Иакова Персянина и прмч. Стефана Нового упоминаются в монастырской инвентарной описи 1201 г. В И. Б. м. были перенесены мощи прмч. Пахомия Русского (пам. греч. 21 мая), пострадавшего в Ушаке (совр. Турция) в 1730 г. (часть их была передана И. Б. м. в афонские мон-рь прп. Павла и скит Новая Фиваида). Собор Патмосских святых празднование которому было установлено в 2005 г., совершается с 2006 г. в следующее воскресенье после праздника Всех святых. В этот день празднуется память как общеправославных и чествуемых Греческими Церквами святых, так и местных подвижников, связанных с Патмосом. Есть и такие святые, к-рые помимо памяти в Соборе Патмосских святых чествуются и в др. дни: ап. Иоанн Богослов (пам. 26 сент. и 8 мая) и его ученик ап. от 70 Прохор (пам. 28 июля), прп. Христодул (пам. греч. 16 марта и 21 окт.), свт. Леонтий II, патриарх Иерусалимский (пам. греч. 14 мая совершается в Иерусалиме и на Патмосе), 5 Липсийских преподобномучеников (1-е воскресенье после 10 июля), прп. Макарий Патмосский (пам. греч. 19 янв., мощи хранятся в пещере Апокалипсиса), прп. Герасим Византийский (пам. греч. 7 апр. совершается на Крите и на Патмосе), свт. Макарий Нотара, митр. Коринфский (пам. греч. 17 апр.), сщмч. Григорий V, патриарх К-польский (пам. греч. 10 апр.), сщмч. Платон Новый (Айвазидис) (пам. греч. 21 сент.), прп. Савва Калимносский (пам. греч. 5 дек. и 7 апр.). Памяти прп. Григория Нисиросского (Граваноса), сщмч. Парфения (Парфениадиса), сщмч. Иеремии и этномартира Дорофея (Проиоса), митр. Адрианопольского, отмечаются только в Соборе Патмосских святых. Зависимые монашеские учреждения

http://pravenc.ru/text/471591.html

Икона Божией Матери «Млекопитательница». Сер. XIX в. (?) (кириакон Ильинского скита на Афоне) Икона Божией Матери «Млекопитательница». Сер. XIX в. (?) (кириакон Ильинского скита на Афоне) - части Древа Креста Господня, пелены Иисуса Христа, ризы Господней и ризы Богородицы, частицы мощей прор. Иеремии, св. Иоанна Предтечи, апостолов Андрея Первозванного (часть левой стопы), Матфея, Луки, Иакова Алфеева, Варфоломея, Фомы, Тимофея, Иасона, архидиак. Первомученика Стефана, прав. Анны (матери Пресв. Богородицы), равноап. Марии Магдалины, священномучеников Игнатия Богоносца, Дионисия Ареопагита, Антипы, Григория Просветителя, Елевферия, Харалампия, Фоки, Анфима, Панкратия, Ермолая, архидиак. Лаврентия; святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Афанасия Великого, Иоанна Милостивого Александрийского, Софрония Иерусалимского, Тарасия К-польского, Модеста Иерусалимского, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Пантелеимона, Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Артемия, мучеников Иакова Персянина, 40 Севастийских мучеников, Мины, Хрисанфа, Каллиопия, Лонгина, Евлампия, Агафангела, Андроника, Кирика, преподобномучеников Анастасия Персянина, Акакия и Игнатия Афонских, вмц. Варвары, мучениц Параскевы, Фотины и Иулитты и др. Всего ок. 80 частиц мощей. С 1848 г. в И. п. с. хранился чтимый образ Божией Матери «Млекопитательница». На средства Лепёшкина икона была украшена позолоченной серебряной ризой с драгоценными камнями. По молитвам к Божией Матери перед иконой совершалось множество исцелений и чудотворений, о к-рых рассказывали надписи на серебряной доске, прикрепленной к тыльной стороне иконы. Исцеления как от афонской иконы, так и от ее списков зафиксированы и в России (в Москве, Туле, Ельце, Задонске, Белгороде и др.). Др. чтимая святыня - Тихвинская икона Божией Матери, подаренная скиту купцом Вьюшиным, находилась в алтаре собора на горнем месте. 17 февр. 1877 г. в скиту совершилось чудесное знамение от Тихвинской иконы, зафиксированное в акте 21 февр. и подписанное настоятелем иеросхим. Андреем с 6 иноками: «После часов в соборной церкви увидели мы, нижеподписавшиеся, на иконе Божией Матери Тихвинской ясный мокрый след слез, пролитых из правого глаза Божией Матери… а в левом глазе стояла большая капля слезы… Мы сии слезы вытерли ватою начисто… Через 3 часа мы вошли в церковь и вновь увидели на сей иконе засохшие следы слез… вся ручка Спасителя была замочена слезами… увидели на левом глазе большую каплю. Мы опять все эти слезы вытерли и после того уже слез от иконы не видели» ( Дмитриевский. 1895. С. 252-253). Братия установила особый день празднования в честь этого события - 17 февр., когда во время всенощного бдения икона выносилась из алтаря, поставлялась в соборе и совершалось торжественное богослужение. Неск. раз икону привозили в Москву.

http://pravenc.ru/text/389269.html

Литургическое наследие Митрополита Иосифа Твердая воля и благодать небесная! Пропоем в радости и чистой совести! Митрополит Иосиф известен как гимнограф. Он составлял молитвы, которые читал по окончании молебнов: в день 25-летия Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I в 1970 году, Всем русским святым в 1971 году. Владыка составил также Акафист преподобной Пелагии, святителю Павлу и мученику Иакову Персянину. Они были составлены в Азове в 1942 году. Иконы с частицами мощей этих святых находились в домовом храме Митрополита Иосифа в Алма-Ате. Икону мученика Иакова Персянина написала монахиня Агния, художница-иконописица из Караганды, с которой Владыка переписывался, а бывая в Караганде, старался ее навестить. Не сохранился Акафист святителю Филиппу, который Владыка составил, когда был еще послушником в Тверском Отроче монастыре. Он имел припев: «Радуйся, священномучениче Филиппе, Московский и всея России чудотворче». О составлении Акафиста преподобной Пелагии Владыка рассказывает в одном из своих писем, ведя речь от третьего лица. Он говорит, как автор волновался, составив хвалу в честь Преподобной, будет ли принят его труд. В эту ночь он видит себя во сне «в очень большом красивом саду, красивее красивой и волшебной «Софиевки». Белая голубка бросила автору красивое яблоко. Акафисты были переписаны в ученической тетрадке, к которой были приделаны корки, обтянутые потертым темно-вишневым бархатом. Этот бархат был взят со скрижалей архимандричьей мантии Владыки Арсения. Две записи в тетради дают новые сведения о жизни Владыки Иосифа того времени. В конце Акафиста преподобной Пелагии записано: «Икона освящ. для арх. ц. 29/XI-42 со влож. частицы св. мощей преп. Пелагеи». К 10 кондаку Акафиста святителю Павлу почерком переписчика написано такое примечание: «Отселе началась бомбежка, все засыпало стеклом и глиной. 23 июля с. г.». Слева же рукой владыки – «1942». На праздник Богоматери Знамения и память мученика Иакова Персянина была архиерейская хиротония Владыки Иосифа. Десятилетие архиерейства, можно сказать, Владыка почтил гимнографическим творчеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

22/4 Апостола Тимофея (ок. 96). Преподобномученика Анастасия Персянина (628). Преподобномученика Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах почивающего (XII). Преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623). Тропарь апостолу Тимофею, глас 4 Благости научився и трезвяся во всех,/благою совестию священнолепно еси от сосуда избраннаго неизреченная,/и веру соблюл, равное течение совершил еси,/апостоле Тимофее./Моли Христа Бога/спастися душам нашим. Тропарь преподобномученику Анастасию Персянину, глас 8 Мученик Твой, Господи, Анастасий... (общий мученику). Кондак, общий апостолу Тимофею и преподобномученику Анастасию Персянину, глас 1 Божественнаго ученика и спутешественника Павлова Тимофея,/вернии, воспоим вси,/с сим почитающе мудраго Анастасия,/возсиявшаго от Персиды, яко звезду,/и отгоняющаго душевныя наша страсти/и недуги телесныя. Величание апостолу Величаем тя,/апостоле Христов Тимофее,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Величание преподобномученику Величаем тя,/страстотерпче святый Анастасие,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь преподобномученику Анастасию, диакону Печерскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 4 Плотское, яко безплотный ангел, возненавидевши во иноческом чину возлюбил еси пищу,/и в нем Боговидцу на Синаи Моисею/добрым жития твоего подвигом уподобляяйся,/многими на горе Божией Печерской возвысился еси добродетельми,/идеже в молении к Вышнему непрестанно пребывал еси,/ныне же со отцы преподобными Печерскими,/аки бисер пресветло сияеши,/а душею со ангелы пред престолом Божиим,/святый преподобномучениче Анастасие, предстоиши,/о нас всегда моляся ко Господу/спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Постническим плоти твоея умерщвлением/душу оживил еси,/убо твоего ради воздержания/и превременнаго терпения/жизнь непреемная и неувядаемая/от пострадавшаго за ны плотию/и из мертвых воскресшаго Христа Бога нашего,/тебе, святе, преподобномучениче Анастасие,/яко злочестивых воистину уготовася,/занеже Божие тридневное Воскресение/всем, живущим на земли,/тобою, якоже иногда от отроков Ефесских православно воспроповедася,/и сего ради, отче, днесь к тебе вси вопием немолчно:/святый преподобномучениче Анастасие Печерский,/моли прилежно воставшаго Христа тридневно из мертвых,/да избавит от смерти вечныя души наша. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3) Крест серебреный небольшой чеканный, весь вызолощен; весу в нем 56 ½ золотников. 4) Крест серебреный чеканный вызолощенный; старинной работы большой; весу в нем 88 ½ золотников. 5) Крест серебреный чеканный, вызолощенный же весь, старинной работы, большой; весу в нем 83 ¾ золотника. 6) Крест наперсный серебреный чеканный с одной точию стороны вызлощенный; внутрь онаго в воскомастике положены частицы мощей разных Святых, о которых изображено на том же кресте, а именно: Пророка Даниила; Апостола Андрея Первозванного; Евангелиста Марка; Апостола Варнавы ; Архидиакона Стефана: Игнатия Богоносца ; Царя Константина; Феодора Стратилата; Пантелеймона Целителя; Евстафия Плакиды; Иакова Персянина; Анастасия Персянина; Мученика Меркурия: Мученика Прокопия, Мученицы Анастасии, Мученицы Марины; Феодосии девицы. 10-ть Анафорных тарелочек серебреных разной величины и веса. В) Кадильницы 1) Кадильница серебреная чеканная Московской работы с цепками отливными, верх ея крест маленький; под ея седесом три серебренные звонцы. Весу 1 фунт 51 1/8 золотника. 2) Кадильница серебренная самой простой старинной работы, весом 66 ½ золотников. 3) Кадильница медная чеканная старая Московской работы с цепками. Г) Церковные Священные книги разные 1) Евангелие новое на Александрийской веленевой бумаге Московския с киноварью печати, печатано в лето от Рождества Христова 1759, индикта 7 месяца февраля, на нем дска передняя вся серебреная на древе накладная с высокою искусною чеканкою совершенно вызлощена; на оной дске дней вверху на облацех имеющих шестерых Ангелов на наложенном треугольнике с дробною просечью вызлащенною вчерни, начертано литерами Бог; под тем облаком вычеканена статуя с Овчатем Пастыря доброго. На средине дски оныя, между золоченною дробною просечью под чернью образ Воскресения Господня; под тем подобнагож искусства чеканного, страстные орудия, а в средине тех, гридорованное с чеканьюж на гладком особо сделанном и приложенном к дске кресте Распятого Спасителя. По углам того Евангелия на просечной же позлащенной земли вчерниж изображено четыре Евангелиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

4) и Сборник XIII в. 7), включающий Лавсаик, отрывки др. Патериков и «Диоптры» мон. Филиппа, послание Николая III Грамматика, патриарха К-польского, к проту Горы Афон. К XIV в. относятся Толкования Никиты, митр. Серрского, на Слова и гомилии свт. Григория Богослова 1), Слова постнические Исаака Сирина 8), службы разным святым 23) и Триодь 40). Кроме того, сохранились 4 листа из Евангелия-тетр XIV в., украшенные фронтисписами. Большинство манускриптов относится к XVI-XIX вв. Значительную часть собрания составляют певч. рукописи (более 60 ед. хр.). Неизвестна судьба рукописного каталога греч. рукописей собрания, к-рый был составлен мон. Каллистом в продолжение каталога Ламброса и содержал указания на кодексы со службами святых и Житиями слав. святых (напр., Климента и Наума Охридских, кн. Владимира, прп. Параскевы Тырновской, мч. Георгия Янинского, Мученичество 26 Зографских мучеников - см.: Кръстанов Т. Ръкописи на гръцки език в Зографския ман-р//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 215-218). Реликвии и святыни По свидетельству архим. Порфирия (Успенского), во 2-й пол. XIX в. в кафоликоне З. хранились: крестообразный ковчег с частицей Животворящего Креста Господня, частица мощей и кровь вмч. Георгия Победоносца, челюсть прмч. Стефана Нового, честная глава и 2 части ног прп. Матроны Хиосской, частицы мощей ап. Андрея Первозванного, ап. Матфея, архидиак. Стефана Первомученика, сщмч. Игнатия Богоносца, священномучеников Антипы и Харалампия, великомучеников Никиты, Феодора Стратилата, Прокопия, Иакова Персянина , Иакова Персянина , мучеников Нестора, Кирика, Меркурия, Трифона, бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, св. Варлаама, святителей Александрийского патриарха Петра, патриарха К-польского Евтихия, сщмч. Климента, св. Ферапонта, св. Авксентия, свт. Феодосия ( Порфирий (Успенский). 1880. С. 135-136). В наст. время в мон-ре хранятся честная глава прп. Матроны Хиосской и частицы мощей вмц. Анастасии Узорешительницы, прмч. Стефана Нового, вмч. Георгия Победоносца, сщмч.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Изображение Знамения, или проявления Господа в лоне Пречистой Девы, есть одно из самых древних в христианстве, и много тысяч икон встречается в катакомбах Римских первых веков; но праздник собственно Знамения, бывшего от чудотворной иконы Новгородской, распространился по всей России из сего города. Достойно внимания, что празднуется не самый день совершения чуда, ибо оно случилось 22 февраля и часто совпадает с первою неделею Великого поста, а память Святого мученика Иакова Персянина, 27 ноября, потому что это был Ангел знаменитого посадника Якова, или Якуба, при коем Новгород спасся от осады Суздальской: оттого и помещены на богатой ризе иконы Знаменской, которою обложил ее митрополит Макарий, лики великих пустынножителей Макария и Онуфрия и мучеников Иакова Персянина и Георгия, тезоименитых посаднику и Владыке, или празднуемых в день их рождения. Трудно объяснить, по какой причине изображены на другой стороне иконы также в позлащенном окладе Св. Апостол Петр и Мученица Наталия, простирающие молитвенно руки к парящему над ними Господу Вседержителю, а по сторонам, в меньшем виде, Святители Климент и Николай и Великомученицы Екатерина и Евфимия. Прямых сведений о том не имеется, но так как Знаменский собор был обновлен и освящен митрополитом Корнилием в первые годы царствования Петра Великого, то не он ли поусердствовал изобразить лик Апостола и Мученицы, тезоименитых юному Царю и его благочестивой матери Царице Наталии? Но почему изображены тут же на полях прочие угодники, совершенно неизвестно; должно полагать, что они соответствовали также именам частных почетных лиц, украшавших постепенно икону Знамения драгоценным жемчугом и каменьями, рассыпанными по золотой ее ризе и даже на ее богатом кивоте. Под нею, с лицевой ее стороны, находится и то древнее изображение Великого Новгорода, обуреваемого Суздальскою осадою, которое писано на дереве неизвестно когда и привлекает внимание археологов, по своей древности и самому очерку славянской столицы XIII столетия. Это тоже один из драгоценных остатков минувшего, который пощадило время под сению священной иконы. Нельзя, однако, предполагать, чтобы здесь был первый список Новгорода тех времен, хотя можно перечесть башни Кремля и внешней его ограды со всеми многочисленными церквами внутри них; а кругом кипит суздальская осада, пешие и конница стремятся ко граду и падают пораженные собственными стрелами, ибо от чудотворной иконы исходит невидимое поражение, на дерзающих против осененного ею Великого Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010