Волнения в городах нашли отклик также и в крестьянской среде. В октябре 1525 г. магистр Ордена писал: «Мы озабочены тем, что в Ливонии из-за лютеранства и других обстоятельств может вспыхнуть восстание, так что мы все пребываем теперь в довольно большой опасности» . Дворянство опасалось и того, что антикатолические и антифеодальные волнения крестьян могут получить поддержку из России. В некоторых крупных городах, таких как Ревель, Дерпт и Нарва, среди эстонцев усилились прорусские настроения и образовались даже «русские партии», которые надеялись на помощь со стороны России. Насколько распространенными стали идеи сближения с Россией, можно судить по тому, что даже Рижский архиепископ И. Бланкенфельд писал русскому царю, чем навлек на себя гнев Ордена и вскоре вынужден был уехать из Ливонии. Напуганные волнениями дворяне-помещики, вначале симпатизировавшие лютеранству, видевшие в нем средство освобождения от Римской курии, теперь встали на защиту католической Церкви. Летом 1525 г. на ландтаге харьюские помещики стащили с церковной кафедры лютеранского проповедника С. Тегетмайера и, грозя ему расправой, кричали: «Ты предатель, ты обманщик, хочешь лишить нас земли и крестьян!» . Реформационное движение ремесленников и крестьян было разгромлено общими усилиями католической Церкви, прибалтийского дворянства и богатых немецких купцов. Ревель. Гравюра. XVII в. Однако уже в 30–50-х гг. дворяне-помещики стали постепенно переходить в лютеранство, так как видели в этом единственный путь к достижению большей самостоятельности, освобождению от опеки католической Церкви и Ордена, надеялись получить церковные и принадлежавшие Ордену земли. Сдерживать этот процесс правители Ливонии уже не могли, лютеранская церковная Реформация распространялась весьма быстро. Пасторы на местах выбирались помещиками из своей среды и полностью от них зависели, что давало возможность более эффективно использовать Церковь против местного населения. Многие городские и повсеместно, без исключения, сельские приходы стали лютеранскими, «хотя владетельные князья, орденмейстеры и епископы сами лично и духовенство их Ордена остались верны католической Церкви». Переход из католичества в лютеранство «не произошел насильственно, а наоборот, последовал путем договорного соглашения» . Начало этому было положено 1 апреля 1532 г. Согласно договору Рижского архиепископа Вильгельма с лифляндскими сословиями, они получили право призвать в свои церкви евангелических лютеранских проповедников. Принятие помещиком лютеранской веры распространялось и на крестьян, их согласия никто не спрашивал. С приходом лютеранского пастора на место католического священника эстонских крестьян записывали в лютеран. В связи с этим они ничего не выиграли и ничего не потеряли, а помещики-дворяне и богатые бюргеры приумножили свои состояния.

http://sedmitza.ru/lib/text/430133/

С. 81 и след., 125; Ист. — стат. Петербург. 5. С. 187; Розанов. 1. 1. С. 18–37; Попов. Арсений Мацеевич. С. 22, 25. При учреждении Московской епархии ей была отведена только часть бывшей Синодальной области. На оставшейся территории были образованы следующие епархии: Владимирская (1748), Костромская (1744), Переяславль–Залесская (1744), Тамбовская (1758) (Розанов. 1. 1. С. 33–37; Покровский. 2. С. 368). Петербург и некоторые соседние города (Выборг, Нарва, Ямбург, Шлиссельбург, Копорье) представляли собой в 1708–1711 гг. особую церковно–административную область, которая формально была подчинена Новгородскому архиепископу. В 1712 г. Петр I назначил ее «администратором» Феодосия Яновского, недавно получившего место архимандрита Александро–Невского монастыря. Учрежденная в 1742 г. Петербургская епархия охватывала сравнительно небольшую территорию, состоявшую из упомянутой области, прежде управлявшейся администратором, и части Новгородской епархии. В 1775 г. архиепископу Петербургскому (в то время Гавриилу Петрову) была подчинена и Новгородская епархия. Гавриил носил с 1783 г. титул митрополита Новгородского и Петербургского. Прежняя Новгородская епархия была восстановлена лишь в 1892 г. (Покровский, в: Прав. соб. 1913. 7/8. С. 96 и след.). 851 Еще в 1744 г. Святейший Синод пытался добиться аналогичного указа от императрицы Елизаветы, но благочестивая императрица почему–то не вняла его просьбам (ПСПиР. Е. П. 2. 699, 747, 899). Екатерина II знала, что епископы, занятые «сословной идеей», добивались разделения епархий по степеням, и, пойдя в этом им навстречу, желала, очевидно, «подсластить» секуляризацию. 852 ПСЗ. 16. 12060; 44. Ч. 2. Отд. 3. С. 24–31 (Книга штатов); ПСПиР. Е. II. 1. 167; Завьялов. С. 218. Штаты малороссийских епархий см. в: ПСЗ. 22. 16375. 853 ПСЗ. 15. 12183; 20. 14366; 22. 15910; Покровский, в: Прав. соб. 1913. 7/8. С. 159–163; Титов. Русская Православная Церковь в Польско–Литовском государстве. К., 1905. 2. С. 61–64. О новых епархиях в прежних польских областях см.: ПСЗ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

20 сент. 1944 г. нем. оккупационными властями А. был насильственно эвакуирован в Сев. Германию в лагерь Омштеде под г. Ольденбургом. Там во временной лагерной церкви-бараке А. открыл первый зарубежный эст. приход. С волной беженцев Эстонию покинули 22 клирика и часть мирян ЭАПЦ. В др. лагерях Германии также появились временные храмы, в к-рых богослужение совершалось на родном для эстонцев языке. В марте 1947 г. А. получил разрешение поселиться в Швеции и до своей смерти проживал в Стокгольме. 15 янв. 1948 г. им был учрежден Синод для управления 17 эст. приходами в разных странах: Швеции (7), США (4), Канаде (3), Англии (1), Германии (1) и Австралии (1). В эмиграции А. по-прежнему считал себя главой автономной Церкви, продолжая до самой смерти именоваться митрополитом Таллинским и всей Эстонии, несмотря на то что Таллинскую кафедру в это время уже занимали канонические архипастыри, находившиеся в юрисдикции РПЦ. 25 окт. 1953 г. А. был похоронен на правосл. Лесном кладбище в Стокгольме. В его отпевании не принял участия никто из офиц. представителей К-польского Патриархата. После кончины А. приходы эст. диаспоры по их просьбе были включены в местные епархиальные структуры К-польского Патриархата. Лит.: Isa Aleksandri Paulus pühitsemine esimeseks Eesti iseseiswa kiriku peapiiskopiks//Uus Elu. Tallinn, 1920. N 4. Lk. 7-10; Laar A. Ülevaade Eesti Ap.-Õigeusu Kiriku elukäigust - Eesti abipiiskopist kuni iseseisvuseni//Ibid. Tallinn, 1923. N 7-8; Samon S. ü lempr., Salasoo S. M. Kiriku ajalugu. Tallinn, 1990 (ümbertrükk); Kaljukosk A. ü pr. Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik. 1995 Pãevastik. Tallinn, 1994. Lk. 29-37; Цыпин В., прот. История Русской Церкви. М., 1997. С. 218-219, 290-292; Нарвский архиерей: Мат-лы к биографии епископа Нарвского и Изборского Павла (Дмитровского), впосл. архиепископа Таллинского и Эстонского. Нарва, 1997. С. 41-49; Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 377, 378, 385-390, 393, 401-405. Свящ. Александр Вершинин

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДР ...

 По кончине преподобного Арсения, обитель его существовала в продолжение почти 126 лет непрерывно. Но затем обрушились на нее тяжкие бедствия. В царствование царя Иоанна Васильевича Грозного, шведы арестовали в Стокгольме русских посланников. Вследствие этого возгорелась война и города  – Нарва, Копорье и Корела (нынешний г. Кексгольм с уездом, в котором находился Коневский остров с монастырем на нем) отняты были шведами от России. Коневский монастырь подвергся разорению и даже совершенному опустению. Бывший в то время игумен монастыря, Леонтий с братией принужден был искать убежища в новгородском Деревяницком монастыре, куда действительно и удалился со всем монастырским имуществом и церковной утварью, взяв с собой и чудотворную икону Божьей Матери, принесенную преподобным Арсением со Святой горы Афонской. Нетленные же мощи св. Арсения, бывшие до того на вскрытии, во время нападения шведов на корельскую землю, братством положены были в землю под спуд в основании Церкви, близ западной стены ее, по левую сторону церковных входных дверей, как бы в залог обратного возвращения братии в монастырь и нового воссоздания обители. Само же нападение шведов на Коневскую обитель в 1573 году было отражено чудодейственной помощью Пресвятой Богородицы, как это видно из следующей повести 86 . «Лета 1573 раззоряху Свеяне Российскую землю и тщахуся на Коневсвом острове разорити монастырь; но молитвами Пресвятыя Богородицы, возвеявше ветри поломаша лед на озере окрест монастыря. И тако врази бездельни бывше обратишася на Корельскую землю, идеже пленяша некоего Афанасия, по реклом Беляя, и заведоша его во страну свою за 70 верст от Стекольма, идее же он, работая у некоего немчина, помыщляше в свою землю. Видев же в палате господина своего образ Спасов, моляшеся о избавлении и явися ему Спас во сне глаголя: «Аще хощеши изыти, возми сей образ и донеси на Коневец.» Он же, воспрянув, прослави Господа, и сказа о сем другу своему, с ним же вземше образ Спасов, бежаша в лес, и ту обретоша судно, и пустишася в море, и правяху кормило по пременам. Утруждшеся же уснуша оба, и явися Афанасию стар муж, (мнится преподобный Арсений) глаголя: востани и смотри на море. И паки обама рече: востаните, и зрите на море: се бо змий сипит. Они же возбнувше узреша бусу немецкую (объездное судно): прямо им пловущую. Тогда начаша огребатися от того змия, и избави я Бог». Запись эта находится на той самой иконе Христа Спасителя, которая вышеупомянутыми русскими пленниками принесена была из Швеции в Коневскую обитель; в настоящее время она находится местной иконой в надвратной церкви Знаменского девичьего монастыря, что в городе Осташкове, Тверской губернии, но, по какому случаю она досталась этому монастырю, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ [Церковь Ингрии], одна из действующих на территории России лютеран. церквей. История Е.-л. ц. И. связана прежде всего с ингерманландскими финнами. Ингрия, или Ингерманландия,- историческая область на месте существовавшей в 1618-1703 гг. провинции Шведского королевства с тем же названием. Евангелическо-лютеранская церковь в Молосковицах. 1632 г. Евангелическо-лютеранская церковь в Молосковицах. 1632 г. В наст. время на этой территории находятся: С.-Петербург с пригородными районами (но без Зеленогорска и поселков Ушково, Комарово, Репино и Солнечное), полностью Всеволожский, Ломоносовский и Волосовский р-ны Ленинградской обл., частично Гатчинский, Тосненский, Кировский, Кингисеппский и Лужский р-ны, а также г. Нарва (Эстония). Эта территория приблизительно совпадает с древней Ижорской землей, входившей в состав Киевской Руси, Вел. Новгорода, а с 1478 г.- Великого княжества Московского. Фин. народ ижора (ижорцы), с к-рым связано название этой территории, придерживался Православия и в наст. время почти полностью ассимилировался с русскими, а не с финнами. В ходе Ливонской войны (1558-1583) и после нее (1589-1595) швед. войска неоднократно вторгались в пределы Ижорской земли. Завоевав Копорье, шведы создали там 1-й лютеран. приход (1585), к-рый прекратил существование после изгнания шведов (1590). В 1609 г. Василий Шуйский заключил союз со Швецией, к-рый предусматривал предоставление Швецией России войска наемников в обмен на крепость Корелу с уездом и отказ России от Ливонии. Весной 1610 г. рус. и швед. войска потерпели поражение от польск. кор. Сигизмунда при с. Клушине. В 1611 г. шведы заняли Новгород, а затем новгородские земли и Карельский перешеек. После Смуты 1604-1613 гг., серьезно ослабившей Россию, правительство царя Михаила Романова вынуждено было заключить 27 февр. 1617 г. Столбовский мирный договор со швед. кор. Густавом II Адольфом.

http://pravenc.ru/text/186847.html

Зинаида 31 октября 2013, 18:20 Отец Андрей ! Поздравляем от всей души !!! Такая приятная новость для нас , читающих и любящих Вас. Всегда рады слушать Вас, смотреть Ваши передачи( но их почему- то меньше стало?) . Пишите, говорите, встречайтесь с нами. Здоровья и благополучия Вам и Вашим близким, всем, кто помог в издании книги ! Ozon " у отдельное большое спасибо и наилучшие пожелания! От имени прихожан храма иконы Богородицы " Целительница " г. Запорожья - Зинаида . Ольга 31 октября 2013, 18:14 УРА!!!Наш дорогой, родной, любимый автор и проповедник, наставник и мудрец, наш батюшка!!! ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!СпасиБО вам!Храни Вас БОГ и все Силы Небесные! Маша 31 октября 2013, 18:14 Очень рада за отца Андрея! Мне его книги очень нравятся! Приятный слог,начитанность,рассудительность автора делают его книги интересными. Мне очень понравились книги " Мы вечны,даже если мы этого не хотим " , ну и, конечно, же " Страна чудес " . Всех Вам благ! Юлия 31 октября 2013, 16:18 Очень рада за Отца Андрея и за всех православных. Книгу читала раньше, очень понравилась. Спасибо отцу Андрею за Слово, Господу за его дар отцу Андрею. Очень хочется попасть на службу отца Андрея. мишка-я 31 октября 2013, 16:11 Вот, вот просто от души поздравляю!!! )) Многая лета о. Андрей!!!))) Галина, г. Нарва 31 октября 2013, 15:43 Сердечно Вас поздравляю, отец Андрей!Книгу сначала не просто прочитала, а проглатила. А потом перечитывала и перечитывала. Если скажу , что понравилась, то это не отразит тех чувств , что испытала. Благодарю Вас , что свой талант яркого, меткого и глубоко слова о самом главном в жизни человека дарите людям. Да благословит Вас Господь за Ваше служение. Игорь 31 октября 2013, 14:25 Удивительно, что эта книга как камертон настраивает не только мое сердце, но и сердца других людей на одну ноту. Становится радостно. Хочется крикнуть: - Да! Мы идем вместе! Хоть и разными путями, но в одном направлении. Спасибо о.Андрею за это! Татьяна 31 октября 2013, 14:13 Примите искренние поздравления, отец Андрей! Ваша книга, несомненно, должна была получить награду! Поздравляю Вас с заслуженной премией и ждем от Вас, батюшка, новых работ и удивительных по своему стилю статей! Помоги Вам Господи в Ваших славных трудах!

http://pravoslavie.ru/65296.html

Она квадратная, с деревянным крестом. Кроме ее есть часовни в деревнях Венкуль и Саркуль – во имя св. Николая Чудотворца; в деревне Поповке – во имя св. великомуч. Георгия. В крепостной церкви замечательны: 1) икона Успения Бож. Матери, храмовая в летней церкви, в серебряной вызолоченной ризе, с вызолоченными венцами. На ризе следующая надпись: «Сия риза вновь сооружена и вызолочена усердием Петербургского купца Петра Захарова Крупенкина, при Ивангородском священнике Алексее Орлове, 1837 года, марта 24, в память Захарии Крупенкину». Весу 13 фунт. 43 зол.; 2) икона св. Николая Чудотворца, в серебряной вызолоченой ризе, пожертвована в 1862 году упраздненной Нарвской военно-рабочей ротой; 3) икона «Похвалы» Богородицы, в серебряной ризе; 4) икона св. Иоанна Предтечи, в серебряной ризе, с вызолоченным круглым венцом, пожертвована в 1861 году Нарвским купцом Алексеем Маленьковым; 5) икона св. Троицы в киоте из двух створов, со следующею надписью: «Лета 7137 (1629) сентября в 30 день написан бысть сей кивот при державе Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя России Самодержца. Возобновлен 1801 г.». Длина и ширина иконы 1½ аршина. Длина створов 14½ вершков; 6) Икона Тихвинской Божией Матери, слывущая чудотворною, ради спасения ее от огня. Псковская летопись говорит что, при завоевании Нарвы, «в городе нашли Пречистой Богородицы образ Одигитрия пятницу в пепле цел». В летописях Курбского и Никона говорится, что пьяные нарвские немцы, увидев икону Богоматери в доме купцов псковских, бросили ее в огонь, и от этого вдруг сделался пожар, с ужасною бурею, и весь город выгорел, а образ соблюдися цел; и в это время, наши воеводы, пользуясь общим смятением в городе, дружно приступили к Нарве и взяли город. Там же говорится, что из Новгорода отправлены были в Нарву архимандрит Юрьевский и Софийский протоиерей, для освящения места во имя Спасителя, крестным ходом и молебнами, очистить от веры латинской и лютеровой, соорудить церковь в замке и поставить в ней ту икону Богоматери, от коей загорелась Нарва и которую нашли в пепле.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Начат вывод управления 59-й армии и в дальнейшем предполагается вывести управление 8-й армии. б) На псковском направлении. Закончена перегруппировка по созданию требуемого состава армий: 42-я армия – 4 ск, 67-я армия – 3 ск, 54-я армия – 3 ск. Дополнительно предполагается на нарвское направление, действующую в настоящее время в первой линии 8-ю армию в составе 6 и 7 ск, усилить 14 ск из состава 54-й армии. Резерв фронта: 117, 112 стр. корпуса, располагаются в районах Ляды, Луга. ГОВОРОВ ЖДАНОВ ГУСЕВ ЦАМО РФ. Ф. 217. Оп. 1227. Д. 93. Л. 30–36. Подлинник. «Операцию на Нарвском направлении временно приостановить...» ДОКЛАД командующего войсками Ленинградского фронта 126 Верховному Главнокомандующему плана наступательной операции на Нарвском направлении 19 февраля 1944 г. 20 ч 10 мин Докладываю обстановку по нарвскому направлению и решение по дальнейшему ведению операции. Обстановка на Нарвском направлении С выходом главных сил фронта на р. Нарва войска без длительной подготовки 11.02 приступили к форсированию реки с ближайшей целью захвата нарвского узла дорог и к 15.02. овладели плацдармом на западном берегу юго-западнее г. Нарва по фронту до 20 км и в глубину до 12 км. В ходе дальнейших действий по развитию плацдарма наступила задержка, обусловленная следующими обстоятельствами. Условия целиком бездорожной, с незамершими болотами местности на восточном и западном берегу, р. Нарва не позволили развить нужных темпов наступления после форсирования реки. Противник, обороняя р. Нарва, к моменту форсирования реки силами четырех дивизий (тгд СС, «Нидерланды», «Нордланд», «Фельдхернхалле» и 207-я охр. дивизия) в ходе действий по развитию плацдарма последовательно ввел еще три пд (227, 170 и 61) и имеет на подходе еще две пд (225 пд и тгд СС «Великая Германия»), сосредоточив на 50-км фронте перешейка севернее Чудского озера всего восемь дивизий и до ста танков. Войска фронта, действующие на нарвском направлении, с боями пройдя от Ленинграда за месяц свыше 150 км, хотя и восстанавливались на ходу, в дальнейших ожесточенных боях за плацдарм значительно ослабили свою ударную силу и нуждаются в укомплектовании и приведении в порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имели место значительные промахи в руководстве операцией со стороны командующего 2 уд. А генерал-лейтенанта Федюнинского. Решение по дальнейшему ведению операции на Нарвском направлении Дальнейшее развитие плацдарма в прежнем направлении прямо на север с целью выхода на берег Нарвского залива малоперспективно, так как противник создал здесь на узком участке в 12 км сплошную оборону из двух дивизий (тгд СС «Фельдхернхалле», 170 пд) и 50–60 танков. Чтобы разбить сильную группировку войск, которую противник создал под Нарвой, необходимо ведение действий с захваченного плацдарма на широком фронте, что требует ввода дополнительных сил и времени на укомплектование войск и перегруппировку. Поэтому решил: 1 . Операцию на нарвском направлении временно приостановить и приступить к подготовке дальнейших действий. 2 . Используя захваченный плацдарм, дальнейшие действия развивать: а) с восточного фаса плацдарма от г. Аувере в направлении на г. Нарва с задачей расширить плацдарм на северо-восток с выходом на дорогу Нарва–Водава; б) с западного фаса плацдарма с рубежа Сиргала, Кривасо с задачей выхода на рокаду Иыхви – Куремяэ-Кюла и очищения от противника р. Нарва от Кривасо до верховья; в) на северном фасе плацдарма на участке ж.д. от ст. Аувере до Кирику-Кюлы временно закрепиться, обеспечивая расширение плацдарма на восток и запад, и с развитием действий в этих направлениях выйти на берег Нарвского залива. 3 . Удар с западного фаса осуществить 59-й армией двумя ск с вводом третьего ск с развитием прорыва. Удар с восточного фаса осуществить 2 уд. А двумя ск. С развитием удара 59-й армией на запад 2 уд. А из-за правого фланга 59-й армии развивает удар на Иыхви, разворачивая в этом направлении и остальные силы по мере ликвидации нарвского выступа. С 24–25.02. 8-я армия в составе двух ск с армейским управлением перегруппировывается с псковского на нарвское направление в готовности к вводу для развития удара после преодоления перешейка севернее оз. Чудское из-за левого фланга 59-й армии в юго-западном направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Императрица оценила поступок Миниха по его достоинству, хотя бы имела более права поступить с ним, как с врагом, чем Елисавета: Миних поднимал против Екатерины оружие, чего не делал против Елисаветы, будучи пред ней виновен только в том, что оставался покорен существовавшей предержащей власти и не предпринимал против последней замыслов в пользу Елисаветы. Екатерина не только оценила в Минихе его верность государю Петру Теодоровичу, но дозволила ему в продолжение трех месяцев являться к ней в трауре по скончавшемся вскоре императоре. Екатерина, вообще обладавшая редким даром узнавать людей и поручать им соответствующие их способностям должности, нашла, что Миних в своей старости способнее всего обратиться к такой области деятельности, в какой начал свою службу в России. Сам Миних, как нам кажется, направил государыню к этому. По крайней мере, он еще Петру Третьему делал предложение назначить его либо сибирским губернатором, либо начальником над каналами и портами. Екатерина назначила его главноначальствующим над портами: Рогервикским, Ревельским, Нарвским, Кронштадтским и над Ладожским каналом. Он с энтузиазмом принялся за приведение к окончанию постройки Рогервикской гавани. Он видел в ней важное значение для безопасности Русского государства. " Рогервик, - писал он императрице из Ревеля, - оплот против шведов и всех завистников России. Непременно следует достроить там гавань, а если ваше величество не окажете внимания к этому славному и полезному предприятию, то мне останется удалиться в бедную хижину и там кончать свои дни! " Он требовал пособия, денег и людей на работы, требовал также надлежащего числа инженеров и секретарей. Работы производились осужденными преступниками, их было недостаточно; Миних домогался, чтобы ему отрядили для работ несколько полков солдат. Екатерина хоть и была постоянно внимательна к почтенному неутомимому старику, но, занятая разнообразными делами по управлению, не могла отдаваться этим вопросам в такой степени, как Миних, и старик был этим, очевидно, недоволен. Между тем он сообщал ей в то же время о разных подмеченных злоупотреблениях. Так, например, он докладывал, что в Нарве собирают пошлину с проходящих английских и голландских торговых судов, назначаемую на содержание в порядке нарвской гавани, но собранные деньги истрачиваются совсем не на то, к чему предназначены. " Нарва, - писал он, - первый город, отнятый Петром Великим у шведов на балтийском побережье, Нарва - это ворота России к Европе. Нарва была цветущим городом, а теперь упала " .

http://sedmitza.ru/lib/text/435702/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010