прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 152 1999 г. 16 февраля. – Письмо архиепископа Таллиннского и всея Эстонии Корнилия главе миссии ОБСЕ в Таллинне Б. Брауну 189 Глубокоуважаемый господин Посол! Ваша Миссия в минувшие годы была хорошо информирована о чрезвычайно сложном положении в Эстонии православной Церкви Московского Патриархата. Это положение сложилось с августа 1993 г., когда под названием нашей Церкви чиновники министерства внутренних дел зарегистрировали в государственном регистре другое религиозное общество, вопреки закону Эстонской Республики не имевшее епископальной структуры (т. е. поставленного какой-либо из православных Церквей правящего епископа) и с правлением, находящимся (и по сей день) вне территории Эстонии. Прискорбно, что православная жизнь в Эстонии, таким образом, подверглась очевидной политизации. Наша Церковь могла бы смириться с тем, что не будет владеть землями, лесами или иным имуществом, которым владела до 1940 г., а также, несмотря на серьезные материальные трудности, испытываемые нами, когда некоторые священники, приезжающие для обслуживания своих приходов издалека, не имеют даже места для ночлега, когда при храме нет помещений для церковных школ, организации помощи бедным, престарелым и больным, мы могли бы смириться и с этим. Но ни при каких обстоятельствах наша Церковь не откажется от своего права владеть святынями и храмами, созданными веками молящимися в них прихожанами. Это относится и к Таллиннскому Александро-Невскому кафедральному собору, построенному на деньги православных всего Московского Патриархата. Этот храм всегда содержался и до сих пор содержится исключительно на средства своих прихожан, оставшихся верными Матери Церкви. Верующие нашей Церкви продолжают свое жертвенное служение Богу и людям. Их трудами воздвигнуты в Эстонии новые церкви в городах Вильянди, Маарду и Силламяэ, восстановлены разрушенные храмы в селах Ямы и Васк-Нарва, а в город Нарва-Йыэсуу перевезен деревянный храм из Мерикюла. Но из-за того, что наша Церковь не признана эстонским государством, все эти храмы сегодня не принадлежат ей, т. е. юридически, приходы не являются владельцами своих церквей. Мы с тревогой думаем об этом, т. к. и в годы советской власти наша Церковь находилась в бесправном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только молитвою и постом. Часть 2. Васк-Нарва Часть 1 Священник Василий Борин Об отце Василии из Васк-Нарвы я узнал от Саши Лиговского. Настоящей фамилии Саши я не знаю. Лиговский – кличка по месту его проживания на Лиговском проспекте. Саша был мужичком небольшого роста, лет сорока, с длинной нечесаной бородой. Ходил он, как ему казалось, в «православном прикиде»: зимой в дубленом зипуне, а летом в широких штанах и льняной рубахе навыпуск. Свой старенький зипун Саша очень любил и говорил о нем с великим почтением: «Этот наряд государя императора помнит». Это походило на правду. Уж больно был старый зипун. В его маленькой каморке в коммунальной квартире можно было встретить самых неожиданных гостей. С ним знались и священники, и господа ученые, и семинаристы, и соседняя гопота, которую он иногда угощал «белым винцом». Дело в том, что у Саши можно было приобрести все, что имело отношение к православной вере, вплоть до древних рукописей, старинных икон и нательных крестов домонгольского периода. Помимо древностей у него водились современные книги по богословию, издаваемые русскими эмигрантскими издательствами в Америке и Западной Европе. Можно было даже приобрести энтээсовскую периодику. У него оставляли товар скупщики, приезжавшие к нему с Севера, Новгородчины и Псковщины. Продавал он принесенное с небольшой наценкой: ценные вещи предлагались за гораздо более скромную сумму, нежели в антикварных магазинах. Пока он был жив, не было проблем с подарками для верующих людей. Когда его отпевали в Князь-Владимирском соборе, храм был полон. Люди, не знавшие покойного, говорили: «Священника отпевают. Не иначе!» Саша был ценен еще и тем, что знал всех священников Северо-Запада. Часто ездил на богомолье в монастыри. Хотя он и называл свой бизнес «нужным делом», но все же время от времени каялся в том, что торговал святынями. Больших денег у него никогда не было. Его можно даже назвать «минималистом». В комнате был лишь старый узенький диванчик, низкий стол для непременного чае- или винопития, два табурета да вешалка, прибитая к внутренней стороне двери. Иконы и книги он держал в угловом шкафу. Некоторые иконы для скорейшей реализации развешивал по стенам.

http://pravoslavie.ru/52569.html

Церковь Троицы Живоначальной (Доможирка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкая церковь построена в XVI веке по указу Иван Грозного. Престольный праздник: Троица, переходящий праздник (50-й день после Пасхи). Содержание История [ править править код ] Храм заложен летом 1558 года по случаю успешного взятия городов Нарвы и Сыренска (Васк-Нарва) русскими войсками в начале Ливонской войны по указу царя Иван IV Грозного о чем сообщается в Никоновской, Лебедевской, 3-й Псковской летописях. Заказчиком его, как повествует Никоновская летопись, являлся сам Иван Грозный. Он дал средства на строительство и повелел: освятить храм во имя Живоначальной Троицы. Организацией же строительства занимался псковский воевода Ждан Андреевич Вешняков, участвовавший в штурме города Сыренска. Именно он выбрал село Доможирку, как место для возведения храма. Он же, надо полагать, указал храм-образец (возможно это церковь Благовещения с Запсковья), определив архитектурный облик Троицкой церкви. Судя по записям русских летописей царь оставил Ждана Вешнякова и его боевого товарища Павла Заболоцкого «устроять» в Ливонии церкви и крепости, что он в дальнейшем и делал. Указ о строительстве храма после победы вез с жалованьем к войскам родной дядя Митрополита Филиппа (Колычева), замученного впоследствии Малютой Скуратовым, стольник Григорий Семенович Колычев. Окончание строительства храма можно приурочить к 1567 году, так как в это время литейщиком Лонгином Семеновым сыном был отлит главный колокол звонницы, надпись на котором гласит: " Года 7-5 лит сей колокол Живоначальной Троице и вознесению Пречистой Девы и святой мученице Парасковьи по прозванию Пятница в Доможирке в правление царя и господина Великого князя Ивана Васильевича всея Руси повелением слуги Божия Ждана Андреевича Вешнякова. А делал мастер Логин Семенов сын " . Ныне колокол находится в Швеции и описан исследователем Турку Арне. В 1581 году, по сведениям К. Трофимова, храм был разорен ливонцами, при этом «от прежнего придела святителя Николая осталась только алтарная апсида, обращенная в более позднее время в ризницу». Другая дореволюционная публикация, автор которой, видимо, был знаком с еще не сгоревшим архивом церкви, также сообщает о разорении Никольского придела, но не ливонцами, а шведами. Сообщение одной из писцовых книг, опубликованное К. Трофимовым, говорит о том, что церковь в Доможирке «от войны немецких людей стоит без пения не освящена», что подтверждает информацию о разорении храма до 1627 года. Что касается времени этого разорения, то указанный 1581 год, вполне возможен, так как в этом году войска неприятеля (польского короля Стефана Батория) действительно были в этих краях и безуспешно пытались захватить Гдов.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

Между литургией и отчиткой был часовой перерыв. Батюшка отправился отдохнуть. Народ потянулся в трапезную. Но трапезничали не все. Многие в день отчитки не ели до самого вечера: постились, чтобы легче было «сокрушить врага». Трапезная – дощатый сарай с длинным столом. Приходилось кормить болящих в две, три, а то и четыре смены. Еда была самая простейшая: зеленые щи да каша пшенная или рисовая. Иногда варили суп из снитки. Некоторые женщины делали из сныти салат. Предлагали всем, приговаривая: «Сниткой батюшка Серафим Саровский питался. Сныть – самая ценная в мире трава. Голод начнется – со сниткой не пропадем». Но охотников питаться ценной травкой находилось немного. Несколько раз в течение месяца, который мы провели в Васк-Нарве, местные рыбаки приносили рыбу. Однажды принесли щуку длиной около двух метров. Мужики с трудом поднимали ее на палке, продетой между жабр. Хвост щуки лежал на земле, а голова – вровень с головами рыбаков. На первую отчитку мы пошли, позавтракав. Нам, любителям хорошего чая, было трудно избавиться от этой слабости. Если до полудня не выпьешь крепкого чая, то на весь день гарантирована головная боль. Здесь пили настой из трав. Мы кипятили воду походным кипятильником в стеклянной литровой банке и украдкой заваривали нормальный чай. Украдкой, потому что местный люд объявил нас «чифирщиками», и даже кто-то сообщил народу, что пристрастие к чаю я приобрел в зоне. И жену свою приучил. Марковне потребовалась целая неделя на то, чтобы развеять слухи о моем уголовном прошлом. А одной шибко активной «рабе» она даже дала пощечину за то, что та говорила, будто Петина болезнь – следствие моего разбойного жития. В тот день, выпив чаю с куском черного хлеба, мы отправились на отчитку. Белый хлеб здесь считался роскошеством и был объявлен «не постным». Народу на отчитке собралось много. Помимо «стационарных» – поселившихся надолго – на один воскресный день подъехал народ на своих машинах из Питера, Таллина, Нарвы и прочих городов и весей. Марковна пристроила Оленьку на табурете у левой стены и очертила вокруг себя «мертвую зону», ожидая нас. Для Пети она припасла еще один табурет. Оленька чувствовала себя скверно. В тот день она дважды падала в обморок.

http://pravoslavie.ru/52569.html

Итак, мы с Марковной и Галиной отправились искать себе пристанище. Марковна придержала два места для моей жены и сына в женском домике и одно для меня – в мужском. Но такой расклад был невозможен. Жена моя не могла справиться с Петей без моей помощи. Да и с таким количеством соседок он бы вовек не уснул. Нужно было найти место, где бы мы могли разместиться втроем. Единственным незанятым оказался закуток в кочегарке без окон и электричества. Но с несомненным достоинством – отсутствием соседей. Мы выгребли несколько ведер мусора и устроили рядом с котлом лежбище из трех матрацев. В нашем жилище было пыльно и душно, но это еще не самое большое испытание. На следующий день в воскресенье после литургии проводилась отчитка. Впервые в жизни я оказался в компании мнимых и настоящих бесноватых. Во время службы то в одном, то в другом углу храма раздавались лай, хрюканье, громкие вопли, рычание, целые тирады. Пожилой мужчина, не по сезону одетый в ватную фуфайку, через каждые четверть часа начинал мотать головой и выдавать громкие текстовки: «У Василища – Божия силища. И откуда ты взялся на нашу голову?!» Потом он долго кашлял, а перестав, снова выдавал какой-нибудь текст. Комплименты насчет великой духовной силы отца Василия сменялись угрозами: «Погоди, мы до тебя доберемся. Повесим тебя за бороду и язык вырвем, чтобы не произносил таких страшных слов. Совсем замучил своими молитвами». Человек этот явно блажил и переигрывал. Все произносимое им походило на декламацию. Он исподтишка поглядывал на меня, стараясь определить, какое впечатление произвел на новенького. А после службы подошел ко мне и громко сказал на ухо: «Во мне легион. А в этих… – он презрительно кивнул в сторону товарищей по несчастью. – Это так, вшивота. Шелупонь. Неча делать». Но делать было что. Настоящих бесноватых в храме собралось предостаточно. Одному молодому человеку, приехавшему на день раньше нас и еще не бывавшему на отчитках, мать дала святой воды – запить таблетку. Нужно было видеть, как его выворачивало и как он выл от боли. А когда после службы батюшка вынес крест, то у соседки Марковны неожиданно начала вращаться голова, будто сломанный пропеллер. Потребовалась помощь двух молодцов. Они с трудом удерживали ее голову, чтобы она смогла приложиться. Батюшка протянул ей крест, и как только ее губы его коснулись, она издала такой вопль, что все невольно заткнули уши.

http://pravoslavie.ru/52569.html

Он с легкостью судил о «благодатности» и особых дарах знакомых ему батюшек и настоятельно рекомендовал к ним съездить, объясняя, как к ним добраться. Некоторые служили на глухих приходах, и попасть к ним без подсказки было непросто. Он настоял на том, чтобы я с сыном непременно съездил в Васк-Нарву к отцу Василию. – Можешь и в Печоры к отцу Адриану съездить. Но там стремно. И стукачей навалом, и наместник свирепый. А в Васк-Нарве потише. Все же Эстония. И живут там приезжие скопом. Всех не шуганешь. Сам увидишь. А увидели мы развалины церкви да толпу странных людей. Крошечная главка с крестом на месте отсутствовавшего купола должна была свидетельствовать о том, что четыре стены с зияющими дырами не просто полуразрушенный дом, а храм Божий. Он был построен в начале XIX века в честь пророка Илии. Я приобрел у Саши для отца Василия высокий фарфоровый стакан для напольного подсвечника с изображением вознесения пророка Илии на небо на огненной колеснице. Отец Василий подарку обрадовался. Пригласил в свой домик и стал потчевать чаем с сушками. В комнату, где мы чаевничали, постоянно заглядывала помощница батюшки Галина, девица лет 25, и сообщала какие-то новости и чьи-то просьбы. Батюшка на каждую реагировал буйно. Он как-то вскидывался и быстро-быстро что-то проговаривал. Я не мог ничего разобрать, но помощница кивала головой в знак согласия, время от времени отпуская короткие комментарии. Я с любопытством разглядывал батюшку. Был он лыс, с абсолютно белой бородой и редкими тонкими седыми прядями, спускавшимися от лысины до плеч. Голубые глаза лучились и казались смеющимися даже тогда, когда он начинал кипятиться и выражать неудовольствие. Его моложавое лицо постоянно меняло выражение: то он чему-то радостно улыбался, обнажая беззубые десны, то сердился и хмурился, тряся бородой и призывая меня в свидетели. – А ты вот что, молись постоянно и не надейся на чудо. Тебе чудо повредит. Терпи, а надо будет – Господь и чудо сотворит, и даст все, что потребно. Этим напутствием завершилась наша беседа. На сей раз он говорил не так быстро, и я все понял. К его скороговорению было несложно привыкнуть.

http://pravoslavie.ru/52569.html

Васкнарва. Храм св. Илии Пророка Это оказалось делом непростым. Батюшкино хозяйство представляло собой нечто вроде монастырька, окруженного стенами из крупных камней. Стены эти были наполовину разрушены, и часть народа была занята на их восстановлении. Помимо храма в ограде разместились четыре небольших домика из силикатного кирпича и маленькая часовня. Но это была не часовня, а старая церковь – крошечная комнатка в одно оконце, но с настоящим престолом. В ней несколько раз в году служили литургию. Дома стояли вплотную. В них было по две жилых комнаты, а на просторных чердаках настилались в два ряда матрацы. Здесь спали батюшкины пасомые. Утром матрацы убирались на случай проверок. Народ расходился на послушания. Дел было много: строительные работы в храме, восстановление стен, несколько женщин работали на кухне, девицы «ходили по ягоды»: собирали чернику. Мужчины с ведрами и тачками ходили вдоль реки и озера в поисках камней для стройки. Кто-то постоянно дежурил у ворот. В случае тревоги народ врассыпную устремлялся в лес или к озеру изображать дачников-купальщиков. Местные власти нередко устраивали рейды и схваченных нарушителей паспортного режима отвозили в районный отдел милиции, а оттуда «депортировали»: отправляли на все четыре стороны. Но для страдальцев, приехавших к отцу Василию, этих четырех сторон не было. Была лишь одна сторона. Все захваченные нарушители снова оказывались в Васк-Нарве. По закону каждый гражданин Советского Союза был обязан встать на учет по прибытию в любое место, где он не был прописан. Если его гостевание превышало трое суток, нужно было оформлять временную прописку. Дело это муторное и долгое. Но главное – такой прописки власти попросту не давали. Во всяком случае, для паломников и людей, трудившихся для Церкви. Церковь была для коммунистов объектом приложения слабеющих сил. С классовыми врагами покончили, но бороться с Богом не переставали вплоть до крушения системы. Позволить священнику разместить при храме несколько десятков человек было просто немыслимо. Даже рабочие, трудившиеся на восстановлении храма, считались нелегалами. Сейчас даже трудно представить, какой подвиг взял на себя отец Василий. Его постоянно штрафовали, отвозили в милицию для составления протоколов, грозились изгнать из Васк-Нарвы. Но Господь берег его. Батюшка бесстрашно заявлял властям: «Изгоняйте. А бесноватых лечите сами. Размещайте в своих квартирах, кормите, ухаживайте за ними, слушайте их вопли. А если они вас растерзают, то никто не будет виноват. Чего с них взять, с бесноватых». От таких речей красные товарищи сами начинали бесноваться, но, пообещав разобраться с отцом Василием по всем строгостям советского закона, на какое-то время оставляли его в покое. Но потом снова устраивали облаву: нужно ведь отчитываться перед вышестоящими начальниками. Батюшка искренне жалел своих гонителей. Улов их был всегда невелик, а сил и бензина они тратили много. Об одной такой облаве я расскажу позже.

http://pravoslavie.ru/52569.html

Марковна этому обстоятельству только радовалась: «Бес батюшку почуял. После отчитки станет получше». И действительно. Вечером Оля читала в храме вечернее правило. Все молитвы она знала наизусть и читала по памяти. Читала замечательно. Ее тихий голосок был отчетливо слышен во всем храме. А в казавшемся монотонным чтении на одной ноте чувствовалась большая духовная сила и молитвенная энергия. Отчитку батюшка начал с небольшой проповеди. Он встал на амвон, держа обеими руками крест, оглядел народ, несколько раз подмигнул старым знакомым. Все притихли. Общее напряжение, казалось, уплотнило воздух. Кто-то всхлипывал. Батюшка задорно вскинул голову: – Кто там нюни распустил? А ну прекрати. Ничего не бойтесь. Пусть бес боится. Стойте, молитесь. Он ведь хулиган. А с хулиганами как надо? По ушам – и в кутузку. Вот мы его сейчас и отхлестаем. И не думайте, что он сразу выйдет. Вы даже не просите Бога об этом. Если из вас бес выйдет без всякого вашего старания, то вы погибли. Сразу на танцы побежите да на блуд. Бес же – это ваш помощник. Вроде советского милиционера. Он вас от зла удерживает. Вот это премудрость Божия. Господь попустил бесу войти, чтобы этот злодей удерживал вас от большего зла. Так что не бойтесь. Пусть он трепещет. К сожалению, я не помню многих деталей чина отчитки. Помню лишь, как батюшка читал отрывки из Евангелия и обильно кропил святой водой болящих. Вой стоял ужасный. В разных углах бесноватые кричали на все лады. Поначалу я подозревал многих в симулянтстве, но вскоре мне стало жутковато. Оленька время от времени хватала меня за руку и шептала, что ей страшно. Я поглаживал ее руку и старался, как мог, успокоить. К великому удивлению, Петя вел себя довольно спокойно. Когда раздавался особенно громкий вопль, он усмехался и одобрительно кивал головой. Похоже, происходившее ему нравилось. Наблюдая за публикой, я старался отличить настоящих бесноватых от тех, кто в бесноватого играл. Мнимые фальшивили и переигрывали. Было видно, что настоящие действительно испытывали сильные страдания от прикосновения к святыне.

http://pravoslavie.ru/52569.html

Рядом с батюшкой стояла худенькая, как тростинка, барышня ростом не более полутора метров, с тонкими ручками и острым личиком, заточенным, как топорик, с глазками, сведенными к переносице. Ее ласково называли по имени: Любушкой. Когда батюшка стал читать первое Евангелие, глаза ее побелели, и казалось, вот-вот выпрыгнут из орбит. Во время второго Евангелия она закашлялась. Кашель ее был хриплым и грубым, как у пропойного мужика. После третьего Евангелия она начала биться и завалила четырех здоровенных парней, державших ее за руки и под руки. Батюшка поднес к ее губам крест, и лицо ее в одно мгновение покрылось крупными каплями пота. Любушка завизжала, заплакала, стала умолять отпустить ее и не жечь раскаленным крестом. А когда с батюшкиного кропила на лицо ее упали капли святой воды, из недр ее хрупкого тельца вырвался такой громкий хриплый рык, что стоявшие рядом с ней невольно отшатнулись, заваливая стоявших за ними. Непонятно, как и чем это маленькое существо издавало такой нечеловеческий звук. Вот тебе, мил друг, и психосоматика… Отец Василий Борин. Фото: Марина Юрченко/Православие.Ru Поразительно то, что практически все к концу отчитки чувствовали невероятный упадок сил. А отец Василий наоборот. С каждой минутой силы в нем прибавлялись. Лицо его становилось вдохновенным и восторженным. Он был подобен отважному воину, увлеченному битвой с падшими духами. Он буквально летал между рядами болящих, обильно кропя их святой водой. Некоторых даже хлестал кропилом по лицу. Толпа то подавалась вперед к амвону, то отступала назад. Потом начиналось кружение и движение во все стороны по маршруту передвижений батюшки. В этом кажущемся хаосе, оказывается, был свой порядок. У отца Василия помимо помощников, готовых в любой момент подхватить падавших без сознания страдальцев, присутствовали на каждой отчитке врачи. Они никогда не надевали белых халатов, чтобы не выделяться и не смущать остальных, и делали свое дело проворно и молча. Приводили в чувство, успокаивали, в случае нужды делали уколы.

http://pravoslavie.ru/52569.html

Прот. А. Степанов: Да, какие-то мысли об этом были. И я помню такую мысль, что, поскольку с отцом мы были очень тесно связаны, у меня было ощущение, что ему будет очень хорошо, когда я пойду в храм. Вот это я очень ясно чувствовал. Вот, наверное, это был самый сильный мотив… Даже не о жизни и смерти мысли, а именно оттого, что мне хотелось что-то для него сделать. Даже не то, что там поставить свечку или заказать панихиду, я еще, может быть, в тот момент даже не очень точно знал, что делать в какой момент, но просто сам факт того, что я вот прихожу в храм и я там буду, вот это мне как-то очень грело душу именно в смысле того, что это чем-то хорошо для отца. А одновременно с этим Господь устраивает действительно как-то такую сложную сеть событий, обстоятельств жизненных, которые складываются в одно время и все вместе куда-то нас ведут. Вот в этот же момент были какие-то еще у меня другого рода переживания; мне надо было как раз что-то такое объяснять, и я не мог никак объяснить, почему я живу так, скажем, а не иначе, почему я поступаю так, а не иначе. И вот меня в какой-то момент пронзила мысль: так надо жить, потому что есть Бог. А другого нет объяснения, основания нет тому, почему надо как-то нравственно жить. А. Крупинин: Известная тема Карамазова: если Бога нет, то все позволено. Прот. А. Степанов: Да, совершенно верно. Но даже она совершенно не из Достоевского была, не из литературы. Она как бы пронзила своей очевидностью и тем, что другого никакого объяснения быть не может. Одновременно же с этим круг моих друзей того времени тоже, видимо, проходил какой-то подобный путь. А. Крупинин: Это начало 1970х годов? Прот. А. Степанов: Нет, это уже начало 1980х годов. Мои друзья тогда ездили почему-то в Эстонию, в Пюхтицкий монастырь. И недалеко там было место Васк-Нарва. Это такое селение, деревня при впадении Нарвы в Чудское озеро. И там был храм, восстанавливавшийся, что было очень редко в то время, т.е. передали Церкви руинированный храм и назначили батюшку, отца Василия Горина, который его восстанавливал.

http://azbyka.ru/o-vere-i-neverii-stepan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010