XX в. называть икону Тихвинской. Как «Нарвская», с историей обретенных из пепла ругодивских образов, основанной на обобщенных летописных сведениях и сказании кн. Курбского, икона впервые появилась в публикации С. И. Снессоревой (Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1891, 18982. С. 269-270, без ил.). Это название и вариант сказания впосл. получили широкую известность (в т. ч. опубликованы в расширенном своде чудотворных икон, к-рый подготовил рус. духовный писатель Е. Н. Поселянин (Погожев) - см.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 625-626, без ил.). Считающийся той самой чудотворной иконой Божией Матери, Тихвинский образ пребывал в ц. Успения Пресв. Богородицы в Ивангородской крепости до 1940 г. После закрытия церкви икону перенесли в храм Иверской монашеской общины близ Ивангорода (до революции 1917 ц. Иверской иконы Божией Матери Ивангородского подворья Николаевского Илецкого мон-ря Оренбургской епархии). В 1944 г. она была отправлена в Пюхтицкий мон-рь, ныне ее местонахождение неизвестно. В Воскресенском соборе Нарвы почитается список Н. и. В наст. время празднование Н. и. совершается 11(24) мая - в память чудесного обретения и 14(27) авг.- в память принесения образа в первопрестольный град Москву (несмотря на сохранившуюся в летописи дату 9 авг. 1558). 17 мая 2003 г. в Нарве на ул. Раквере был освящен престол верхнего храма в честь Н. и. (заложен в 1999, нижний храм освящен в 2001 во имя прав. Иоанна Кронштадтского; проект архит. П. В. Григорьева, архит.-строитель А. П. Прокопович). 24 мая 2006 г. впервые в Нарве состоялся торжественный крестный ход из Воскресенского собора в храм в честь Н. и. с соборными иконами - списком Н. и. и чудотворной иконой свт. Николая Чудотворца. 17 мая 2008 г. в Нарве прошли юбилейные торжества, посвященные 450-летию обретения икон; приходу храма в честь Н. и. были подарены список Тихвинской (Нарвской) иконы Божией Матери и икона прмч. Корнилия Псково-Печерского, написанные в иконописной мастерской Псково-Печерского мон-ря. Ист.: Hansen H. J. Geschichte der Stadt Narva. Dorpat, 1858; Erganzende Nachrichten zur Geschichte der Stadt Narva vom Jahre 1558: Mitt. von Augenzeugen und Zeitgenossen. Narva, 1864 [Припл. к кн.: Hansen H. J. Geschichte der Stadt Narva. Dorpat, 1858]; Сказания кн. Курбского/Ред.: Н. Г. Устрялов. СПб., 18683. Лит.: Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Т. 10. С. 298-303; Петров А. В. Город Нарва: Его прошлое и достопримечательности: 1223-1900. СПб., 1901; Коченовский О. Нарва: Градостроительное развитие и архитектура. Таллин, 1991; Федорычева Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. М., 2003; Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI в. М., 2015. С. 72-75. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564680.html

Нарва. Кафедральный собор Воскресения Христова. Õigeusu Ülestõusmise katedraal Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Освящён в 1896. После Великой Отечественной войны единственный уцелевший православный храм города (из 11 существовавших). Отремонтирован, действует. В 1896 г. в Кренгольмской мануфактуре был освящен один из самых интересных заводских храмов. На этой фабрике работало 5 тыс. рабочих, а население города насчитывало более 8 тысяч человек, из которых более половины стали прихожанами нового православного храма. Автором проекта был заводской архитектор П.В. Алиш. Им была взята за основу конкурсная композиция А.О. Томишко. Согласно заданию, увеличились размеры, упростился купол, храм был поднят на высоком подклете. При значительном изменении деталей проект сохранял преемственность с решением Томишко. Круглый центральный купол покрывает сооружение, имеющее в плане греческий крест. Кладка двухцветная кирпичная, в византийском стиле. Внутреннее пространство церкви очень светло, чему способствуют множество окон, прорезанных в центральном куполе и большие окна в стенах. В церкви было устроено три придела – главный во имя Воскресения Христова, два боковых – бессребренников Косьмы и Домиана и Всех Святых. Для заводского городка храм стал настоящей доминантой среди невысокой застройки: его высота достигала 40 м. На освящении присутствовали император Aлekcahдp III и императрица Мария Федоровна. По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект 2003», «Лики России». 2005. Собор построен на средства Кренгольмской мануфактуры в 1890-1896 гг. для рабочих православного вероисповедания. Работа талантливого архитектора Павла Васильевича Алиша, по проекту которого с 1888 по 1897 год были построены все здания Кренгольма. Торжественная закладка храма была совершена 5 августа 1890 года в присутствии императора Александра III и членов царской семьи. Первый камень в фундамент положил сам Александр III. Автор проекта и руководитель работ - архитектор П. Алиш. Церковь, построенная в византийском стиле, имеет высоту 40 метров и вмещает до двух тысяч человек. Ее стены и купол, сложенные из местного кирпича, покоятся на гранитном цоколе, привезенном из Финляндии. Уникален резной золочёный трёхъярусный иконостас работы В. Астафьева. Иконы для него были написаны в московской мастерской М. Дикарева и представляют собой прекрасный образец поздней древнерусской иконописи. Среди икон собора - три чудотворных образа.

http://sobory.ru/article/?object=01038

Дополнения Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева Литература. Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева.//Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. В.И. Будько Север Гдовщины. Псковское возрождение. 2005  Низовская церковь в Полях Сланцевская церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери находится в нескольких километрах к северу от деревни Большие Поля, по старому тракту Гдов-Нарва. Изначально она являлась приписной церковью-школой и располагалась в селе Низы. По планам строительства Прибалтийской ГЭС в г. Нарва село Низы и несколько деревень по Нарове и вверх от устья реки Плюссы должны были быть затоплены водами водохранилища. В этих условиях произвели выселение населения затопляемой зоны. Однако расчеты не во всем оказались верны. К примеру, - выселенная деревня Подкино не подверглась затоплению. Низы же, относившиеся к старинному погосту Черно (приходский храм во имя Святой Троицы), оказались под водой. В преддверии этого верующие и инициативные жители предприняли перенос дорогого им храма в безопасную местность близ Больших Полей. Это, впрочем, не избавило от посягательств в годы хрущевских гонений на церковь, когда храм едва удалось отстоять. Долгие-долгие годы атеисты из руководства города организовывали милицейско-общественные кордоны на дальних и ближних подступах к нему в дни проведения Крестных ходов, особенно на Пасху. Задача кордонов была отсечь притекавшую молодежь, которую усаживали в специальные машины и заворачивали в город. Само место поставления перенесенного храма находится в нескольких километрах от последней остановки пригородного автобуса. Не каждый верующий сумеет попасть на службу. Слишком далеко идти. Особенно тяжело больным и престарелым. По сведениям епархии, Низовская церковь во имя Казанской Божией Матери была построена в 1898 году. До нее в тогдашней деревне в 1866 году отмечены две деревянные часовни – одна во имя Святых мучеников Флора и Лавра, вторая во имя Святого Архистратига Михаила. В это время в деревне насчитывалось 24 двора и 135 жителей. Находилась она в пятнадцати верстах от прихода, что создавало большие сложности с посещением служб. После отмены крепостного права в 1861 году повсеместно инициативный люд начал зарабатывать немалые деньги. Это дало возможность на изломе веков выстроить в северной Гдовщине до десятка новых храмов, в т.ч. большие храмы Пенино, Козьей Горы, Старополья, Рудно, Ольгина Креста, Скамьи, Зажупанья. Меньшие храмы возвели в Новоселье, Иван Ручье, Шавково. В ряду последних и был храм-школа Низов. Аналогичная храм-школа во имя Покрова в это же время выстроилась в старинном торговом селе Ложголово. Освящение низовской церкви при церковно-приходской школе было произведено благочинным Ямбургского Екатерининского собора священником Алексеем Васильевичем Братолюбовым (8.07.1899).

http://sobory.ru/article/?object=03942

По мере завоевания прибалтийских городов шло их государственное устройство. В 1710 г. Ингерманландская губерния переименована в Петербургскую; в нее, по-прежнему, входили города: Нарва с Иван-Городом, Шлиссельбург, Ямбург, Копорье и Дерптский уезд, врезавшийся в 1708 г. в пределы Лифляндии. 122 Еще до заключения Ништадского мира (1721 г. 30 авг.) Корельские города – Выборг, Кексгольм и Нейшлот в 1719 г. составили отдельную провинцию С.-Петербургской губернии; города Ингрии – Нарва с Иван-Городом и Дерпт составили Нарвскую провинцию той же губернии, остальные новозавоеванные и новопостроенные города с островом Котлином составили Петербургскую провинцию. Эстляндия с городом Ревелем (старо-русская Колывань), островом Даго 123 и несколькими мелкими островами составили Ревельскую губернию; Лифляндия с городами Ригой, Перновым, Венденом 124 и островом Эзелем еще в 1713 г. образовали отдельную Рижскую провинцию Рижской губернии 125 в состав которой вошла часть Смоленской губернии, образованной еще в 1708 г. 126 Церковное устройство нового края, наполовину неправославного, определилось далеко не сразу и в отдельных частях носило своеобразный характер, приданный ему самим Петром, не справлявшимся с канонами при введении церковного управления в обширной области, хотя ему и указывалось на канонические порядки. Эти указания делал известный патриарх Досифей. Внимательно следя за успехами Петра в войне с Карлом XII, он давал советы царю не только в том, как вести войну со шведами, но и как устроить церковное управление в новозавоеванном крае. В этом отношении предложение, какое делал патриарх Досифей теперь, ничем не отличалось от азовского. В особой грамоте к царю Петру от 28 января 1705 года патриарх Досифей, между прочим, писал: «Колена преклоняя перед вашею божественностью и касающеся священных твоих колен и лобызая честнейшее и светлейшее лице твое, молим..., понеже великое и святое твое царствие взял много мест у шведов, да не поставит архиерея тамо, но да поставит архиерея в Петрополе, а другого в Нарве, чтобы было удобнейше церковное поучение. Наипаче сие полезнейшие есть, дабы был митрополит в больших городах, а в иных епископы, подлежащие митрополиту; и аще будет какое-нибудь препятие в тамошних странах архиереев украшения и расходы многи, то да сотворит власть вашего царского величества меньши, как имели то в Цареграде архиерее во время святых самодержцев, и якоже творим и мы, что расходы наши суть равны с единым игуменом наименьшего монастыря, и на одежды наши все не изойдет пятисот копеек».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Архиепископ Евсевий (в миру Евстафий Сергеевич Гроздов) родился 17 марта 1866 г. в с. Шарковицизна (Шарковицина) Дисненского у. Виленской губ., скончался 12 августа 1929 г. в г. Нарва-йыэсуу (Усть-Нарва), Эстония. Из семьи диакона. Окончил виленское духовное училище и Виленскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую Духовную Академию (1890). 6 августа 1890 г. рукоположен во иерея к Виленскому кафедральному собору. Одновременно назначен законоучителем образцовой школы при Виленской духовной семинарии, в 1895–1899 гг. также исполнял обязанности редактора «Виленских епархиальных ведомостей». Овдовел. 6 апреля 1899 г. принял монашеский постриг с именем Евсевий. 12 ноября 1899 г. назначен инспектором Виленской духовной семинарии, в 1903 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Ярославской духовной семинарии. 28 мая 1906 г. хиротонисан во епископа Угличского. Назначен викарием Ярославской епархии. 27 февраля 1909 г. переведен на Рыбинскую кафедру викарием той же епархии. 18 марта 1910 г. назначен епископом Тобольским и Сибирским, с 17 апреля 1912 г. епископ Псковский и Порховский. 25 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа, в августе 1919 г. при наступлении Красной Армии покинул Псков, прибыл в Эстонию. Исполнял обязанности епископа Северо-Западной Армии генерала Н.Н. Юденича, временно управлял епархией северо-западных областей России, занятых белыми войсками; рукополагал полковых священников Северо-Западной Армии в нарвской Знаменской церкви, служившей кафедральным армейским собором. После окончательного разгрома и интернирования армии Юденича в Эстонии в декабре 1919 г. ушел на покой, пребывал на Иверском подворье (с 1923 Нарвская Иверская Богородицкая женская трудовая община). 1 декабря 1925 г. Собор ЭАПЦ утвердил избрание владыки Евсевия архиепископом Нарвским и Изборским с условием принятия эстонского гражданства и согласия Московского Патриархата на его переход в Эстонскую православную митрополию. В состав возглавляемой им Нарвской (русской) епархии вошли русские приходы Нарвы, Таллина, Тарту, Пярну, а также отошедшего к Эстонии бывшего Печерского уезда. Состоял членом Синода ЭАПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В период, когда в России открывается много церквей, в которых служат молодые священники, им будет полезна эта книга. В ней отражен 40-летний практический опыт служения в сане священника о. Ростислава. Возможно, что за этот срок что-то и устарело, что-то покажется наивным, но суть вопроса считаю актуальной. «Кадровый вопрос» в нашей Русской Православной Церкви как никогда стоит остро. Нам нужны грамотные священники, способные вести за собой народ личным примером. Лозинский Ростислав Романович родился 29 января 1912 года в г. Пскове. Окончил богословский факультет Юрьевского (Тартуского) университета. Рукоположен в сан иерея в 1934 году и назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви г. Нарва (Ивангород). В годы Великой Отечественной войны служил в приходах г. Таллина и Тарту (13 лет). В 1957 году передал приход в Тарту о. Алексею Ридигеру (будущему Патриарху Алексию II). Далее он служил в храмах Ивановской (1957–1960) и Костромской (1960–1968) епархий. Последние 25 лет своей земной жизни он служил в Тульской епархии (настоятель храма Святых 12 Апостолов). Выйдя за штат, он продолжил вести большую общественную работу по сохранению культурного наследия Тульской области. Являлся инициатором и духовным руководителем общественного движения «Тульский некрополь». Научную работу совмещал с пастырскими заботами. В 1961 году закончил Московскую Духовную Академию, защитил магистерскую и докторскую диссертации. В 1989 году ему присвоена степень доктора богословия. Награжден тремя крестами с украшениями, митрой, орденами преподобного Сергия Радонежского 2 и 3 степени, святого преподобного князя Даниила Московского. Присвоено звание «Почетный гражданин города Тулы», лауреат премии «За большой вклад в возрождение культуры и нравственности». Умер в 1994 году. Похоронен в Туле у стен храма «Св. 12 Апостолов». Заслуженный врач РФ Б. Р. Лозинский Ярославль – Тула 2011 г. Протоиерей Ростислав Романович Лозинский Доктор Богословия Пастырь на приходе (вопросы пастырской практики) Читать далее Источник: Пастырь на приходе (вопросы пастырской практики). 1934-1974 Ивангород – Тула./Р.Р. Лозинский. – Ярославль : Тип. " Канцлер " , 2011. – 336 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

В ходе раскопок были обнаружены останки, которые сочли мощами И. (генетическая экспертиза не проводилась) и поместили в алтарь Софийского собора г. Пушкина. После завершения строительства Екатерининского храма предполагается устройство в его нижнем помещении музея и усыпальницы И. Арх.: Архив СПб епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16; Эстонский ист. архив (Тарту, Эстония). EAA. 635. 1. 1322. Соч.: Чикаго-Стриторский приход: (Ист. описание)//Амер. Правосл. Вестн. Н.-Й., 1898. 24. С. 681-682; Приветственная речь, сказанная при встрече Преосв. Тихона в Чикаго 8 дек. 1898 г.//Там же. 1899. 5. С. 149; К пребыванию Его Преосвященства Тихона в Чикаго 25-30-го окт. 1900 г.//Там же. 1901. 1. С. 4-8, 2. С. 30-32; «Братие! Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог»: [Воззвание]. [М.,] 1901; Торжество закладки первого рус. храма в Чикаго//Амер. Правосл. Вестн. 1902. 8. С. 170-173; Путешествие Его Высокопреосвященства Тихона, архиеп. Алеутского и Северо-Американского, по епархии: Прибытие в Чикаго//Там же. 1905. 19. С. 374-376; Письмо в редакцию//Нарвский листок. 1910. 141. С. 3; Как отразилась отечественная война на жизни Нарвской муж. гимназии в 1914/15 уч. г. Нарва, 1915; Письмо матери: Отрывок, нач. 1901 г.//Американский период жизни и деятельности св. Тихона/Сост.: А. В. Попов. СПб., 2008. С. 56-57. Лит.: На постройку храма в Чикаго//Петербургский листок. СПб., 1901. 73. С. 3; Десятилетие служения на миссионерском поприще в священном сане о. Иоанна А. Кочурова, настоятеля рус. церкви в Чикаго//Амер. Правосл. Вестн. 1905. 17. С. 340-346; Отъезд о. прот. Иоанна Кочурова//Там же. 1907. 14. С. 219-227; Список лиц, состоящих на службе в Петрогр. учеб. округе на 1915 год. Пг., 1915. С. 109, 253; Чествование прот. И. А. Кочурова//Нарвский листок. 1916. 167. С. 2; Расстрел священника//Петроградская газета. 1917. 252. С. 4; Смирнов Н., прот. Всегда Господни!//Всерос. церк.-обществ. вестник. Пг., 1917. 139. С. 3; Любомудров Н., свящ. Венок на могилу друга//Голос свободной церкви.

http://pravenc.ru/text/469121.html

16 июня 2018, 02:13 ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННО! Светлана Ф. 15 июня 2018, 22:41 Наверное, это самое ответственное послушание в храме. Но важнее всего - чувствовать любовь! Это самое главное. А какие бывают встречи! Г.Нарва, храм Александра Невского. Проездом, до поезда час, боюсь опоздать. На мой неуклюже заданный вопрос о чудотворных иконах храма, получила ответ от женщины за свечным ящиком: " Если молиться по-настоящему, то любая икона может стать чудотворной " . Вот это богословие! Несколько лет прошло, помню до сих пор. Анна 15 июня 2018, 21:58 Спасибо большое за статью! Очень важную проблему описали, вот бы побольше таких служителей церкви, как вы! Спасибо за вашу работу! Согласна, что и пишите вы чудесно, красивый слог, понятные пояснения! Жду ваших новых статей! Андрей 15 июня 2018, 20:37 Если меня в какой церковной лавке обругают, замечание сделают, отнесутся плохо, так только в эту лавочку и буду ходить. Как Прасковья Дивеевская делала - просила хлеб у тех сестер, которые ее невзлюбили Прихожанка 15 июня 2018, 13:24 Это проблема и она есть. Не надо говорить, что это все из за прихожан.И еще проблема, некоторые бабушки полагают, что православие только в России, а у других его быть не может)))Поэтому имена в записках вычеркивают, потому что не православные, по их мнению. Кстати,некоторым священникам тоже стоит поучиться, почитайте митрополита Илариона (Алфеева) он рассказывает, как ему догматику священники сдавали, что уж говорить о бабулях в лавочках. Была в одном " знаменитом " монастыре, так монахиня нам сказала , чтобы записки с грехам ( которые на исповеди писали) надо сжигать, обратите внимание как люди заставляют рвать эти бумажки священника, для чего?и так во всем и не только в лавке, суеверие Наталия Ростова 15 июня 2018, 10:01 У меня был небольшой опыт работы в свечной лавке. 15 дней я замещала заболевшую свечницу, чередуя со своей основной работой. Друзья мои, это бесценный опыт! Я согласна со всем, что написано в статье. И знания должны быть, и доброжелательность и внимание. Но хотелось бы и о прихожанах сказать, точнее о " захожанах " . У меня характер тот ещё, остра на язык и могу хама культурно поставить на место. Но тут дом Божий, ответить не могу. Аж распирало от негодования и невысказанности. Некоторые невоспитанные люди хотят, чтобы им красную ковровую дорожку расстелили и кланялись в пол, опустив глаза. И ведут себя как на " Привозе " . Нельзя так. Но и мне на пользу пошло. Хорошая школа смирения...

http://pravoslavie.ru/113616.html

До настоящего времени дошли лишь три витража в окнах второго яруса в алтаре; в других окнах сохранились лишь отдельные цветные фрагменты. Под всем храмом согласно проекту был устроен подвал с двумя помещениями для хранения огарков, масла, фонарей и прочего. Своды подвала низкие, что говорит о том, что он никогда не предназначался для размещения здесь нижнего храма. Однако вследствие того, что верхний храм оказался очень холодным, подвал решено было переоборудовать под зимнюю церковь. Нижний храм освящён во имя святого преподобного Серафима Саровского 16 ноября 1996 г. архиепископом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием. Сейчас в нижней части храма, кроме храма во имя св. Серафима Саровского, располагаются канцелярия, трапезная, столярная мастерская, просфорная, иконописная мастерская. Наконец, надо заметить, что, видимо, в конце 70-х г.г. нижний и верхний этажи были соединены между собой посредством винтообразной лестницы, устроенной в алтарной части. Высота храма от панели до кончика креста главного купола - 40,5 м, внутри купол поднимается от пола на 30 м, диаметр купола - 13,9 м, высота звонницы - 28,8 м, длина храма - 34,8 м, ширина - 28,4 м. Основу убранства храма и сегодня составляет трехъярусный иконостас. Основным формообразующим элементом в иконостасе является арка, обрамляющая иконы. Чтобы подчеркнуть, с одной стороны, монолитность иконостас, а с другой - его объемную пластику, мастера использовали т.н. жесткую резьбу с ясными и ровными гранями. В качестве материала для основы использовали дуб, накладная резьба выполнялась из липы. Другая особенность заключалась в том, что в иконостасе использована разная позолота - матовая и блестящая. Огромная ценность иконостаса заключается и в том, что он за сто лет практически не поновлялся, поэтому сегодня он является художественным образцом принципов золочения и резьбы конца XIX в. Иконы Воскресенского собора написаны т.н. «старым пошибом», в противовес модному в XIX-XX в.в. живописному направлению. Следует обратить внимание на то, что подавляющее большинство фигур дано на нарвских иконах в полный рост, поэтому начальное духовное содержание передается не столько через лик и его выражение, сколько через форму и движение фигур.

http://sobory.ru/article/?object=01038

А потом они выпросили себе на полгода перемирия, чтобы иметь время поразмыслить об упомянутой дани, но, выпросивши, сами не сохранили его и двух месяцев. И вот как нарушили они это перемирие: всем известно, что немецкий город по названию Нарва и русский Ивангород стоят на одной реке, и обе крепости, и оба города довольно большие, особенно же многочисленно население русского города. Так вот, в тот самый день, когда Господь наш Иисус Христос пострадал плотию за род человеческий, в тот день, когда, уподобляясь ему, по мере сил каждый христианин терпит подобные ему страсти, пребывая в посте и воздержании, – в тот день их милость немцы, могущественные и гордые, придумавшие сами себе новое имя, назвавшись евангелистами, – еще с утра напившись и нажравшись, начали против всякого чаяния стрелять из больших пушек по русскому городу. Много побили они христиан с женами и детьми и пролили крови христианской в эти великие и святые дни: они, находясь в перемирии, подтвержденном клятвами, стреляли без перерыва три дня, не унялись даже в день Воскресения Христова. Но ивангородский воевода не решался нарушить перемирия без ведома царя и немедля послал в Москву сообщение. Вошел царь в совет с этим и после совета остановился на том, что приказал защищаться и стрелять из пушек по немецкому городу, раз уж сами они начали и принудили к тому. А было уже немало отправлено туда из Москвы больших пушек, вдобавок послал царь полководцев и приказал собраться к ним ратникам двух новгородских пятин. И когда установили наши большие пушки по местам и начали бить по крепости и по зданиям, а также обстреливать большими каменными ядрами из пушек верхнего боя, то непривычные к этому и много лет жившие в мире немцы тотчас отбросили гордость и стали просить перемирия, желая взять себе на размышление о сдаче города и крепости недели четыре. Отправили они к нашему царю в Москву двух своих бурмистров и с ними трех состоятельных лиц, обещая через четыре недели сдать город и крепость, а к лифляндскому магистру и к другим немецким властителям послали с просьбой о помощи: «Если не дадите, мол, помощи, мы не сможем устоять перед таким сильным обстрелом и сдадим крепость и город». И магистр тотчас послал им на помощь экзарха из Феллина, а другого из Ревеля и с ними четыре тысячи конных и пеших немцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010