Я благодарен батюшке за многое. Я увидел настоящего бескорыстного и бесстрашного воина Христова. В свои семьдесят лет он без сна и отдыха занимался людьми, от которых отказались и родные, и общество. Он утешал и заботился о совершенно отверженных людях. Никому до них не было дела, кроме него. Это было особое проявление мужественной любви. Без внешней демонстрации. Без сюсюканья и желания понравиться, без старания получить что-нибудь для себя. Власти распускали о нем всякие слухи. Будто бы забота о бесноватых приносит ему приличный доход. Доход выражался в посылках с крупами, сухофруктами и сахаром. Их присылали для прокорма больных такие же больные. С продуктами тогда были проблемы, и уезжавшие от батюшки присылали, что могли. Когда я впервые попал в кладовку, где хранились припасы, меня поразила всеохватная география адресов. На посылках были адреса отправителей из Сибири, Владивостока, Камчатки, Кубани, городов Центральной России и северных областей. Почему-то особенно много было посылок с Украины, особенно из Донбасса. К батюшке приезжали с Кавказа. Он всем был рад, со всеми находил общий язык, со всеми вел себя ровно, никого не производя в любимчики. У него, конечно, были духовные чада. Им он уделял немало времени. Приезжавшим просто отдохнуть он, по апостольскому правилу, позволял три дня побездельничать и покупаться. Но потом посылал на послушания. Если кто-то неоднократно нарушал заведенный порядок, изгонял, несмотря ни на какие проклятия и угрозы. В Васк-Нарве я получил первый серьезный урок практического богословия. Убедился в том, что Бог есть, что Он рядом и всегда готов помочь. Стоит лишь сделать шаг навстречу Ему, как Он сделает десять шагов навстречу тебе и, как любящий Отец, все простит, утешит и исцелит. До Васк-Нарвы я получал другие уроки: ходил в семинарский храм и слушал по средам замечательные проповеди ректора епископа Кирилла (нынешнего патриарха). В Васк-Нарве я узнал, что есть и другая проповедь. Жизнь отца Василия сама действенная проповедь христианского служения.

http://pravoslavie.ru/52569.html

Батюшка рассердился и на весь храм грозно приказал: – Чтобы духу твоего здесь не было. Оказалось, что она пеняла батюшке за то, что во лжице для нее было мало причастия. А перед службой она прилюдно просила его причастить ее как-то особенно, потому что бесы на нее ополчились с невероятной силой. Причастившись, она громко объявила, что отец Василий не захотел ей помочь, потому что она великая молитвенница, и тот ей завидует. Уехала она со своей ученицей на попутной машине, на прощание выкрикивая в адрес отца Василия страшные угрозы. Эту Пелагею вместе с Натальей я встретил лет через пять возле Знаменской церкви в Москве. Они раздавали богомольцам какие-то брошюрки. Я поздоровался с ними. Они сделали вид, что меня не знают. А еще через несколько лет я попытался унять братьев из «Богородичного центра», проповедовавших в плацкартном вагоне поезда Петербург–Москва. Они дерзко говорили о безблагодатности Православной Церкви и о том, что в их среде живут настоящие святые и чудотворцы. Фотографию одной недавно скончавшейся «святой» они стали раздавать желающим. Я поглядел на художественное фото, сделанное под икону. На меня лукаво смотрела старая знакомица. На этой фотографии Пелагея была в схимническом одеянии. Взгляд ее говорил о великой победе: «При жизни вас дурачила и с того света буду баламутить». Самое тихое изгнание было в начале нашего васк-нарвского жития. Батюшка приказал своей самой страстной поклоннице ехать домой к детям. Звали ее Надеждой. Она уже в пятый раз обрушилась на батюшку. Не давала ему прохода. Пела ему здравицы, объяснялась в любви и с утра до вечера рассказывала каждому встречному о том, каким великим старцем является отец Василий. Надоела она ему чрезвычайно. Он собрал всех в церкви и сказал: – Вот мать двоих детей. Бросила своих чад и валяет дурака. Я, понятное дело, дурак. Но больше валяться не хочу. Нечего тебе тут делать. Тебя дети ждут. У тебя перед ними и перед Богом обязанности. Надежда разрыдалась: – Никуда я, батя, от тебя не поеду. Не нужны мне ни дети, ни муж окаянный.

http://pravoslavie.ru/52569.html

Angelina 7 апреля 2012, 05:05 Thank you! Where I can find more about Fr. Vasily? Владислав 4 апреля 2012, 11:41 Очень теплый рассказ спасибо... Дмитрий 1 апреля 2012, 18:01 Эти отчитки массовые появились под католичческим влиянием! Эти священники которые проводят отчитки ничем не отличаются от людей которые занимаются колдовством(экстрасенсы, гадалки и всякие прочие). Ну а православие к таким людям относится негативно. В некоторых монастырях даже на этих отчитках возможно делается доходный бизнес. Мария 1 апреля 2012, 15:58 Очень много хотелось бы сказать дорогому автору, но разве расскажешь всю свою жизнь в коротком " комментарии " , да еще так, чтобы были поняты мои слезы, которые, как роса в пустыне, вдруг возникли и исцелили - спасли. А в сознании: " величественная правда " - о каждом написанном в очерке слове.. Маргарита 31 марта 2012, 17:09 Спасибо за рассказ. Мы с сыном бывали а Васкнарве, когда приезжали в Пюхтицы, начиная с 1986 года. В храм Пророка Илии ехали после службы в монастыре. Ходил рейсовый автобус, довольно часто. Отца Василия видели, но издалека, он с амвона произносил проповедь. Запомнилось, как он говорил: лукавый забирает власть над душой постепенно и надо самому потрудиться, чтобы избавиться от беса. Матушки в монатыре бесноватых жалели, что было для нас непривычно. Чудское озеро рядом с храмом красоты неописуемой. Потом хотелось вернуться еще в Васкнарву, но когда в 2004 году с паломнической группой попала в Пюхтицы, выяснила, что автобус в Васкнарву давно не ходит и добраться туда (а главное, выбраться оттуда) проблема. Когда-то в конце 1980-х мы развлекались, переходя в небольшом селении Васкнарва с одного берега Нарвы на другой - из Эстонии в Россию. Тогда этот переход занимал 2-3 минуты. Слышала некоторое время назад, что отца Василия не стало. читатель 31 марта 2012, 17:07 о судьбе батюшки и Ильинского храма смотрите в конце статьи " Возрождение святыни земли Эстонской " http://www.pravoslavie.ru/put/1951.htm Активная ссылка стоит по окончании текста выше.

http://pravoslavie.ru/52569.html

И даже сейчас колокольный звон является большой редкостью. Но времена меняются. И вновь то здесь, то там льётся над землёй неповторимая мелодия меди колокольных перезвонов. 2 мая 2008 года обрела голос, заговорила колокольным звоном церковь Святой Троицы в Доможирке. Немногие гдовичи видели эту церковь, и немудрено – путь к ней не прост. Не на каждой машине подъедешь, да и пешком не всяк рискнет идти по бездорожью. Но если кто сможет дойти до цели – не пожалеет об этом ни на миг. Белоснежная, стоящая на самом берегу огромного, словно море, Чудского озера, эта церковь поражает своей гармонией и красотой. Многие спорят о точной дате ее постройки. Но судя по законченности и совершенству форм историки и искусствоведы сходятся во мнении, что построили её в 50-60-е годы 16 века, когда псковская архитектурная школа достигла своего наивысшего расцвета, апогея. Последние исследования дают основание предполагать, что 5 июня 2008 года церкви исполняется 450 лет! Раньше всегда утверждалось, что Троицкая церковь построена князьями Елецкими. Но в 1999 году в «Новгородском историческом сборнике» была опубликована статья шведского исследователя Турку Арне, который утверждал, что на Бреннской кирхе в предместье Стокгольма в Швеции несколько веков кряду звонил русский колокол, который имел надпись, что он отлит при царе Иоанне Грозном боярином Жданом Андреевичем Вешняковым, а лил этот колокол мастер Логгин Семенов сын. Долгое время отец Дмитрий Пономарев, окормляющий сегодня доможирскую Троицкую церковь, собирал информацию об этом колоколе и о боярине Вешнякове. Батюшка рассказал нам, что воевода Ждан Вешняков брал штурмом вместе со стрельцами и крещеными татарами в начале Ливонской войны крепость Сыренск (нынешняя Васк-Нарва), и по случаю взятия этой крепости, а также и по случаю взятия русскими войсками Нарвы в начале Ливонской войны, государь повелел построить Доможирскую Троицкую церковь. Судя по записям русских летописей царь оставил Ждана Вешнякова и его боевого товарища Павла Заболоцкого «устроять» в Ливонии церкви и крепости, что боярин в дальнейшем и делал, судя по надписи на колоколе, который сейчас находится в Швеции.

http://sobory.ru/article/?object=03911

Но поверить в то, что это та самая Любушка, с лицом топориком и глазами, сведенными к переносице, никак не мог. У этой девушки и лицо было как лицо: худенькое, но не остренькое. И глаза на месте. Даже довольно широко расставлены. – Вот, – сказал торжествующе отец Василий. – Пожила со мной годик, помолилась – и гляди: враг оставил. Причащается спокойно. Никаких приступов. Красавица! Я ей и женихов подыскал. Не хочет. Говорит: Христова невеста. Оленька тоже выздоровела. Подвизается в одном из монастырей. Марковна вскоре умерла. Перед смертью позвонила мне, сказала, что просит прощения и скоро «уйдет домой». Я жалею, что почти с ней не общался. Иногда встречал ее в питерских храмах на престольных праздниках. Время от времени вижу батюшкиных пасомых. Ведут они себя в храмах тихо. Когда Эстония отделилась от России, несколько раз собирался навестить батюшку. Да так и не собрался. Один раз с Гдовской стороны Чудского озера долго смотрел на крест восстановленного отцом Василием Ильинского храма. Хотел подъехать поближе к берегу, но не пустили пограничники: запретная зона. Граница. Грустно. Рейтинг: 9.8 Голосов: 269 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии ВЕРА ВОРОБЬЕВА 6 сентября 2016, 14:35 Отец Василий... Дядя моей мамы... Наталья Борина моя бабушка, которую я никогда не видела Людмила Гонина 11 января 2015, 11:16 Жизненный рассказ, про отчитки бесноватых. Светлана Бурукина 19 июня 2014, 19:03 Да, а как же Петя, вылечился? По всему видать, аутизм... ольга 27 августа 2013, 00:38 вы хорошо пишете.это как самому присутствовать.все через сердце прошло.такой заряд бодрости.СПАСИБО ВАМ.ЧЕРЕЗ ВАС ПОЗНАКОМИЛАСЬ ЕЩЕ С ОДНИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ БАТЮШКОЙ. елена 23 июня 2013, 20:17 Спасибо за добрый рассказ и замечательно чувство юмора .Будем у батюшки на могилке,поклонимся и от Вас. Елена lyudmila toll 15 июня 2013, 23:35 Отче святый Василие моли Бога о нас ник2548 2 октября 2012, 23:15 отчитки появились от католиков ВАЛЕНТИНА 12 апреля 2012, 15:52 СПАСИ НАС ВСЕХ, ГОСПОДИ!

http://pravoslavie.ru/52569.html

Раздел I. Наркомания: грех и болезнь. Наркомания – семейное заболевание. В связи с этим во втором абзаце данного раздела необходимо отразить участие семьи или ближайшего окружения в деле исцеления наркозависимого. Тогда последнее предложение абзаца будет в следующей редакции: «Для того что бы вывести наркозависимого в трезвость(устойчивую ремиссию) , требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, участие семьи или ближайшего окружения , а так же компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей». Раздел II. Отношение Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость. Во втором абзаце заменить в предложении: «…Господь силен излечить …» на «…Господь силен исцелить …» и далее по тексту. Кроме этого, в предпоследнем абзаце имеется историческая неточность. РПЦ в лице священнослужителей и мирян не с середины 90-х г., а с конца 80-х г. принимает участие в оказании помощи наркозависимым. Например, в это время в Эстонской Епархии (прот. Василий Борин) Храм пророка Илии, п. ВаскНарва, в Московской Епархии (прот. Алексей Бабурин), д. Ромашково, Санкт-Петербургская Епархия (архим. Назарий Лавриненко ныне еп. Выборгский), уже активно и результативно занимались помощью наркозависимым и их родственникам. Считаем необходимым в продолжение этого абзаца дополнить последнее предложение: «Помимо собственных оригинальных программ реабилитации наркозависимых РПЦ допускает использование методик, заимствованных из опыта государственной наркологии, форм и методов, разработанных в различных странах, если они не противоречат духовно-нравственному учению РПЦ и находятся в согласии с православной антропологией». Судя по смыслу, составитель предполагает использование методик заимствованных из опыта различных реабилитационных программ в РПЦ. Это значит, что и на данные программы должно распространяться требование последнего абзаца данного раздела, который обязывает: «Все вновь создаваемые методики церковной реабилитации должны находиться в согласии с православной антропологией, опираться на аскетическую традицию Православной Церкви». Следовательно, не только новые, но и ранее созданные программы необходимо привести в соответствие с вышеуказанными требованиями настоящего Документа, что совершенно логично.

http://bogoslov.ru/article/2603325

Только ты. – Ах, так, – рассердился батюшка. – Дети тебе не нужны? Так и мне такая дурная мать не нужна. Детей бросить – нет страшней преступления. – Это бес меня к тебе, батя, гонит. – Нет в тебе никакого беса. И совести в тебе нет. И любви нет. Одна дурь. Глаза бы мои такую противную бабу не видели. Тут Надежда взвыла и бросилась из храма. Где-то пробродила всю ночь, а утром, притихшая и зареванная, пришла просить у батюшки прощения. Батюшка ее простил, но выпроводил. Были и другие изгнания. Особенно лютовали при депортации мнимые бесноватые. Некоторые повторяли коммунистические наговоры на батюшку и злобно угрожали ему. Говорить дурно о батюшке могли лишь очень больные люди либо большие негодяи. Ильинский – это уже третий храм, который отец Василий восстанавливал из руин. При большевиках такое было немыслимым. Как ему это удавалось – одному Господу Богу известно. Да, пожалуй, ближайшим друзьям. Как он получал разрешения на строительство в то время, когда по всей стране храмы закрывали, рушили или превращали в склады и клубы? Богатых спонсоров тогда не было. В церковь ходили в основном люди простые и далеко не богатые. Питерские батюшкины друзья жертвовали из своих скромных окладов да привозили то, что удавалось собрать у таких же небогатых знакомых. Дело потихоньку продвигалось еще и благодаря тому, что находились трудники, готовые работать во славу Божию. Несколько каменщиков и плотников приезжали на весь отпуск. Один из них, питерский Ваня, с радостью говорил, что такой отпуск лучше всякого черноморского санатория: – Я утром искупаюсь, и в обед, и вечером. Загорать не люблю. Без дела не могу валяться на солнце. Проплыл – и за работу. Кормежка на столе. Воздух свежий. Красота! Стол у них был получше, чем у болящих. Они не постились. Работа была тяжелая. Один раз в неделю выходили в ночное – на рыбалку. По желанию могли и чаще, но совесть не позволяла. Работали не менее десяти часов. Но, как правило, больше. Смеркалось поздно. Иногда стук молотка был слышен и в темноте.

http://pravoslavie.ru/52569.html

Была в нашем монастырьке настоящая монахиня. Очень мрачная. Она пыталась удерживать язык: болтливость была главной страстью, с которой она боролась. Но почему-то все знали ее тайну. Ее по ночам посещал вражина. Когда она рассказывала об этом, создавалось впечатление, что она этим хвастает. Обо всех вспоминать нет нужды. Многие серенькими мышками пробежали через батюшкино владенье. Даже без особого писка. Другие сотрясали округу и оставляли после себя надолго недобрую память. Однажды появились два друга: один – однорукий, на деревянной ноге; другой – при всех членах, но с большими потерями по психической части. Они проявляли такую свирепость, что даже мордвин Серега терялся и норовил куда-нибудь спрятаться. Как-то после трапезы безногий так отходил своего товарища деревянной ногой, что пришлось вызывать «скорую помощь». Заодно вызвали и милицию. Событий за месяц нашего пребывания в Васк-Нарве произошло немало. На их фоне даже празднование престольного праздника Илии Пророка с приездом владыки Алексия прошло скромно. Безо всякой помпы. Владыка вел себя совсем не владычно. Со всеми поговорил, обошел батюшкины владения (даже на крышу хотел по шатким мосткам подняться, но его отговорили). Отслужил литургию, благословил всех. Детишек, да и кое-кого из взрослых, склонившихся под благословение, погладил по голове. Всячески старался обласкать болящих. После службы в краткой проповеди просил народ поберечь батюшку: – Он ведь не только пастырь добрый и молитвенник о вашем здравии, но еще и храмостроитель. Он у нас один такой на всю епархию. Точно не помню, но, кажется, отец Василий учился в Питерской семинарии год или два одновременно со своим будущим архиереем и патриархом. Об отце Василии говорили, что за ним постоянно приглядывали стукачи. Он пытался молиться по ночам, но ему запретили под страхом изгнания из семинарии. Часто он пропускал трапезы, чтобы остаться наедине и помолиться Богу. Так он начинал свое служение. Подвиг, который он взял на себя в зрелые годы, был под силу большим подвижникам. Ему пришлось воевать не только с духами злобы поднебесной, но и с бесами во плоти. И от начальства доставалось отцу Василию, и от бесноватых. Кое-кто даже бивал батюшку. Но он не отчаивался. Все терпел. Часто юродствовал, понимая, что только так можно отбить атаки коммунистов. И сам говорил об этом: «Пусть лучше они думают, что дурачок с дурачками тешится. А если всерьез, то не жди пощады. Разгромят всерьез».

http://pravoslavie.ru/52569.html

– Господи, уйми Ты этих врагов Твоих. Не дай им порушить дело рук рабов Твоих. Нашли на них неразумие, чтоб они сами не поняли, чего ради сюда приехали. Галина стояла рядом с батюшкой и рассказывала, как проверяющие взошли на крыльцо. Открылась дверь, и вышел староста. Он о чем-то с ними говорил. А те минут через десять развернулись и побрели по песку в сторону леса. Из машины, на которой они приехали, выскочил шофер и побежал в их сторону, что-то крича и размахивая руками. Проверяющие остановились, развернулись и пошли в его сторону. Так и уехали. Вечером отец Василий рассказал после молитвы об этом происшествии. Он стоял на амвоне с крестом и смешно показывал, как крестил начальство и молился об умягчении их сердец и затуманивании их мозгов. Народ покатывался со смеху. После отца Василия слово держал староста. Он рассказал о том, что произошло на крыльце его дома. – Слышу стук в дверь. Громко стучат. Требовательно. Открываю. Вижу знакомые физиономии. Я поздоровался, спрашиваю, чем могу помочь. А они стоят и молчат как пришибленные. Я спрашиваю: может, что случилось? Главный лоб наморщил – пытается что-то вспомнить. А второй стоит, молчит и на босса со страхом поглядывает. А тот вдруг как матюгнется. Развернулся да и пошел в лес. Я кричу: «Храм в другой стороне!» А они бредут как во сне. Может, выпили лишнего. – Это сила батюшкиной молитвы, – заговорили со всех сторон. Батюшка махнул рукой: – Подхалимов не люблю. Не кто, как Господь, на сей раз отвел. Публика в Васк-Нарве была настолько разная, что даже представить трудно. В основном это были люди простого, неумственного труда. Интеллигенты не задерживались. На кухне с неделю подвизалась одна дама из южного города. Она была в своем городе большой начальницей. Но старалась это скрыть. Скрыть не удалось – уж больно характерные у нее были повадки. Готовить она то ли не умела, то ли злоба ее постоянно душила. Есть ее стряпню никто не мог. Это было удивительно. Из тех же круп и картошки ее сменщица готовила очень вкусные каши и супы.

http://pravoslavie.ru/52569.html

Ваня знал отца Василия много лет. Приезжал к нему и на бывшие приходы. От него я узнал некоторые сведения об отце Василии. У него была жена и двое детей. Но они давно «махнули на него рукой». Кому нужен неугомонный старик, предпочитавший бесноватых родной семье! Семья жила в Эстонии. Название городка я забыл. Батюшка навещал их редко. Такое беспокойное хозяйство не оставишь. Отчитывать он начал давно. Из-за этого с властями всегда проблем хватало. Составляли целые комиссии с начальниками и психиатрами. Какие бесы, когда их нет?! Что это за чудачество и шарлатанство? В стране борьба с религиозными предрассудками, а тут деревенский батёк дурачит строителей коммунизма. Когда начались хрущевские гонения, отца Василия арестовали. «Должно быть, хотите меня как последнего попа показать по телевизору», – шутил батька. Даже в больницу клали на принудительное лечение. Однажды зимой повезли его арестованного в рейсовом автобусе. Он попросил шофера остановиться на минуту. Тот остановился. Батюшка выпрыгнул и побежал по полю. А снега было по пояс. Милиционеры поглядели на глубокий снег, да и полезли обратно в теплый автобус. На Чудском озере. В центре – владыка Алексий (Ридигер), будущий Патриарх, слева – священник Василий Борин А вообще-то отца Василия защищал владыка Алексий. Тот был большим дипломатом и знал, как вести себя с властями. Он батюшку любил и ценил. За отцом Василием числилось еще два прихода. Священников не найти, а этот и по-русски, и по-эстонски служил. Русских священников, знающих местный язык, – по пальцам перечесть. Эстонские начальники уважали русских, говоривших на их языке. В конце концов они решили, что отца Василия нужно считать большим чудаком и местной достопримечательностью. Во всех смыслах ценный кадр. Но проверять его и отчитываться о проделанной работе все равно надо. А вдруг к нему забредут опасные элементы – враги советской власти?.. В одно, как говорят, прекрасное утро монастырек наш загудел-зашумел. К нам в котельную забежала Марковна: – Быстро собирайтесь.

http://pravoslavie.ru/52569.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010