Собственно «исторического» в «Царе» нет НИЧЕГО. «Жигмонт», как для прикола, видимо, назван в ползучем предисловии к фильму польский король Сигизмунд II Август, в заявленном году (1565-ом) Русь не воевал, а стало быть, и не мог брать «одного за другим пограничных городов». Этого венценосца подданные вообще называли «король-завтра», ибо решение любых, самых незначительных дел он любил откладывать «на потом». Ливонская война, которая якобы «терзала» Русь, была на то время исключительно победоносна. Строились новые города и реконструировались старые крепости и гавани, в частности всем известные Нарва и Иван-город. Что, действительно, вызывало немалую обеспокоенность в «европах». Так, в этом же пресловутом 1565 году Август Саксонский писал: «Русские быстро заводят флот, набирают отовсюду шкиперов; когда московиты усовершенствуются в морском деле, с ними уже не будет возможности справиться...» (цитата по кн. Р.Ю. Виппера Иван Грозный. Часть I. Шестнадцатый век, стр. 53). Страх был, да не там, где указывает Лунгин! И десятилетие спустя мы громили своих врагов на этом «северо-западном фронте», где, кстати говоря, честной смертью солдата, а не палача (по Лунгину, и не только) пал 1 января 1573 года при взятии крепости Вейсенштейн доблестный воин и верный наперсник грозного Царя Г.Л. Бельский, некий прообраз неустрашимого первейшего из слуг другого Государя - Петра Первого, верного Александра Даниловича Меншикова. Это отнюдь не голословное утверждение: примеров службы не за страх, а за совесть Григорий Лукьянович явил немало, а прилично случаю упомянем лишь один. Когда, оклеветанный монахами Соловецкого монастыря, своими вчерашними братьями, и отстранённый от кафедры архиереями (не Царём, чтущим, выражаясь современным языком, верховенство закона), будущий святой митрополит Филипп был сослан в монастырь, Царь Иван Васильевич, спустя время, послал Малюту к нему за благословением. Засада перерезала путь малой дружине Скуратова. В бою Г.Л. Бельскому рассекли живот так, что кишки вывалились наружу. Однако же он вышел победителем в схватке и велел доставить себя в обитель Филиппа - иной вопрос, что святителя уж три дня, как не было в живых....

http://ruskline.ru/analitika/2010/01/201...

Соч.: Благодатный уголок обители «Нечаянная Радость». П., 1926 A.C. Пушкин как православный христианин. Нарва, 1936 Война по взгляду Библии . Н.-И., 1944. Архив: Послужный список о. И. Чернавина (1926). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Чернобыль Петр Михаилович см. Нектарий, архимандрит. Чернов Иван Иванович, священник см. Иероним, архиепископ. Черный Стефан (дата рождения не установлена – после 1923, Болгария), протоиерей ний о нем не имеется. Архив: АГЗ. Полковой священник, эмигрировал в Болгарию (1920), больше сведений о нем не имеется. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Черных Виктор (188616.9.1967, Ле-Перре, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства. После окончания духовной семинарии принял священнический сан в России до революции, эмигрировал в Китай (1921), состоял в юрисдикции РЗЦ, священствовал в Китае, настоятель церкви Казанской иконы Божией Матери на станции Эрдаохзцы (1937нач. 1940-х гг.), затем в Шанхае (1940-е гг.), протоиерей, эмигрировал из Китая на о. Тубабао (1949), а затем в Калифорнию, служил на приходах РЗЦ в г. Сан-Франциско, митрофорный протоиерей, вышел за штат по старости и поселился в русском старческом доме г. Ле-Перре под Парижем (1960-е гг.). Черняй Александр, протоиерей см. Алексий, архимандрит . Чертков Михаил Федорович (14.2.1878, Воронеж 24.10.1945, Сент-Женевьев-де-Буа, Франция), протоиерей. Из семьи дворянства. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета, поступил на гражданскую службу, занимал должности в одном из департаментов Сената, член правления Воронежского земства, эмигрировал в Сербию, а затем во Францию, участвовал в приходской жизни церкви Свв. Константина и Елены в им. Бутеневых-Трубецких в Кламаре, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (25.3.1934), священник (1.4.1934), рукоположение совершил митр. Евлогий в храме Сергиевского подворья в Париже, настоятель церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (2.4.193428.12.1942), больничный священник Парижского округа (19341944), тюремный священник (19391944), приписан к храму Сергиевского подворья в Париже (1.1.1943), протоиерей (7.1.1944), уволен за штат по болезни (1.10.1944).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нарова — немецкое название старинного русского города Ругодива. Рутодив известен в русских летописях с 1171 года. В настоящее время он также принадлежит Эстонии и носит название Нарва (странно, почему не Наарваа). Плоскау — Полоцк. Браслау — Браслав. Шмоленгс — Смоленск. Феллин — теперь городок Вильянди в Эстонии. Оденпе — ныне селение Отепя в Эстонии, а в древности — русская крепость Медвежья Голова. Дудешенланд — Германия. Общее название германских племен появилось в раннем Средневековье как «tutschen». В XII–XVI веках немцы уже называли себя «dudeschen», а Германию — «Dudeschenland». Постепенно это трансформировалось в уже известное нам «deutschen» и «Deutschland». Хронист зарифмовал название русского селения Мост с немецким словом «Most» — «молодое вино». Сарацинский дирхам — старинная арабская монета дирхем, весьма распространенная в те времена на Руси. Считается, что в XIII веке русских монет в хождении было гораздо меньше, чем римских, византийских и арабских. Зольтинг — по-немецки золотник — древнерусская монета, равная 1/46 части гривны. В те времена Вороний Камень находился на острове Городец, со временем остров опустился, и в итоге образовалось два острова — Городец и Вороний, второй представляет собой вершину Вороньего Камня, ушедшего на три четверти под воду. Так называемый Орден Меченосцев на самом деле официально назывался «Fratres Miliciae Christi» — «Братство воинства Христова». Меченосцами их называли условно в связи с изображенным на их плащах мечом, пересекающимся с крестом. Жмудь — литовское племя жямайтов, земгалы — латышское племя, Сауле (готск. Sauile — солнце)  — старинный город, ныне — Шяуляй в Литве. Нынешние острова Озолиц и Станок в то время составляли единый остров Озолицу, отделенный от острова Городец проливом Сиговица. Сарацинское пшено — рис, шептала — сушеные абрикосы, провесной виноград — изюм, ошастанное просо — пшено. Кнороз — вепрь, кабан (церковно-славянское). Домкирхе — немецкое название Домского собора в Риге, заложенного в 1211 году.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

С осени пал снег на талую землю, а зима была снежная и от того подопрел весь хлеб под снегом. После Пасхи сделался мороз, потом оттепель, от чего рожь вся почернела; после не было дождя до Петрова поста: но потом молитвами Псковичей пошли дожди и было обилие ярового хлеба, а рож большею частию превратилась в мятлу и в костер; продавалась рожь четвертка по 8 денег, жита по 5, а овса по 10 и 12 денег зобница. Осенью на счет мясников поставлен новый мост через реку Пскову за 60 рублей серебром. Архиепископ Геннадий прислал Псковичам благословение а Турий рог, окован золотом, и сверх того Икону локотницу (величиною в локоть) на злате; а потом прислал Боярина своего Безсона и Игумена Евфимия описывать Церкви, Монастыри и Попов: но Псковичи не допустили до сего; а в следующем январе сам он приезжал во Псков со многими Боярами и дал Псковскому Духовенству свою Уставную Грамоту. Был во Пскове великий мор, в коем осенью скончался и Князь Ярослав Васильевич с Княгинею и одним сыном, а другой сын его Константин выехал в Москву. Во время сего мора поставлены в один день Церковь Нерукотворенного Образа у Жабей Лавицы на Запсковье и освящена 16-го августа, а другая Св. Мученицы Анастасии на Полонище. Того же лета шел великий град, величиною в яблоко. Князь Семен Романович прислан от Великого Князя Наместником во Псков. Было знамение от Иконы Святого Николая Чудотворца в Прудском Погосте. По другой Летописи было сие в 1488 году. Построен Ивангород на устье реки Норовы. Был гром в январе месяце. Князь Семен Романович отозван в Москву, а на место его прислан Василий Федорович. Перенесен Ивангород против Нарвы города и построен каменный; взята Россиянами самая Нарва, но не удержана; а в 1496 г. Шведы взяли и Ивангород, разорили, часть оного и вывели З00 пленных. Июня 7 Снетогорский весь Монастырь с Церковию Пресвятой Богородицы сгорел. Заключено продолжение мира с Лифляндцами, еще на 10 лет. В Великих Луках по старой основе срублена новая около города стена. Около сего времени Прусский и Лифляндский Ордены вели переговоры с Великим Князем Иваном Васильевичем о принятии их под покровительство от Литовского Великаго Князя: но договор не состоялся за несогласием о некоторых формах в отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В начале XV столетия особое развитие торговля получила в Нарве в результате блокады, объявленной Ганзейским союзом Руси и запрете торговать через Ревель. Нарва и Выборг не входили в Ганзейский союз, и все торговые пути стали проходить через эти города. Тогда в Нарве и были возведены православные храмы, а русская община была особенно многочисленной. После сооружения в 1492 г. Ивангородской крепости возник большой торговый поселок и на восточном берегу Нарвы. Уже в 1496 г. его называли городом с оживленной торговлей. Рост русского населения в городах Эстонии, как указывают историки, был связан с развитием товарного производства и торговли на Руси. Русские ремесленники, рыбаки, торговцы добирались до небольших городов и поселков эстов, задерживаясь в некоторых местах на продолжительное время ,— так возникали русские деревни на западном и северном берегах Чудского озера. Однако, нарушая мирные договоры, католики продолжали преследовать православных. В конце 50-х гг. XV столетия на острове Пиирисаар на Чудском озере была сожжена православная церковь. В марте 1463 г. католики напали на крепости Кобылы и Колпино, но вынуждены были срочно отступить, так как некий «доброхот из зарубежья чудинь» своевременно сообщил об этом псковичам. Псковский князь выступил против рыцарей, и они, запросив мира, в 1463 г. обязались князю соблюдать заключенный на реке Нарве договор в оставшиеся до его истечения 9 лет, а русский конец в Дерпте, где торговали русские купцы и возвышались православные церкви, «держать по старине и по старым грамотам» .   Turgenev Д I Historica Russiae monumenta, exantiquisexterarumgentium archivis et bibliothecis deprompta. Petropoli, 1841-1842. T. 1. 12, 34.   Православие в Латвии. С. 11.   Православный храм св. Николая в Ревеле. М., 1914. С. 2.   Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1908. Книга дополнительная. С. 38—39 [репринт: М.,1993].   История Эстонской ССР. Т. 1. С. 302.   Псковская первая летопись//Полное собрание русских летописей. СПб., 1848. Т. 4. С. 225.

http://sedmitza.ru/lib/text/430124/

Каждый из трех братьев царицы Марфы отметился в петровские годы собственной белокаменной церковью в Подмосковье. Самый известный из братьев генерал-адмирал Федор Матвеевич Апраксин, флотоводец и герой Северной войны, возвел в своем имении Полтево белокаменную церковь Николая Чудотворца. Андрей Матвеевич Апраксин – участник «Великого посольства», получивший от Петра I прозвище «Бесящийся», построил свой белокаменный Никольский храм в Стрелково под Подольском на реке Пахре. Третий белокаменный храм воздвиг Петр Матвеевич Апраксин в честь Успения Божией Матери в своем имении Таболово. Хотя Петр Матвеевич не был столь знаменит как его брат адмирал Федор Апраксин, он тоже внес вклад в победы над шведами в годы петровского противостояния с этой державой за выход к Балтийскому морю. Успенский храм графа Апраксина можно назвать церковным памятником Северной войны. Время строительства церкви в Таболово (возводилась с 1705 по 1721 годы) почти совпадают с датами начала и окончания Северной войны (1700-1721). По-видимому, столь долгое строительство осложнялось финансовыми трудностями, которые испытывала страна во время изнурительной многолетней войны. Сам владелец Таболово граф Апраксин участвовал в нескольких ключевых сражениях. Северная война началась между Швецией, с одной стороны, и союзом России, Польши, Саксонии и Дании, с другой. Петр I рассчитывал при успешном завершении войны перенести внешнюю торговлю из Белого в Балтийское море: «в Европу прорубить окно». Успенский храм в Таболово – это обетный храм, построенный Апраксиным в благодарность Богу за успех при осаде крепостей Нарва и Ивангород. В самом начале войны со Швецией Россия потерпела поражение под Нарвой, однако царь Петр сумел быстро исправить ошибки и реорганизовать армию. Уже в 1701 году русские войска взяли Ям и Копорье, в 1702 – шведскую крепость Нотебург – будущий Шлиссельбург, в 1703 году Петр I заложил Петропавловскую крепость и Кронштадт, а в 1704 году русские войска взяли крепости Дерпт и Нарву. При взятии Нарвы важную роль сыграл корпус, которым командовал владелец Таболово граф Петр Матвеевич Апраксин. Его солдаты заблокировали устье реки Нарвы, что вынудило шведский гарнизон осажденной крепости сдаться. Взятие Нарвы произошло 9 августа 1704 года по старому стилю, а соседний Ивангород был взят спустя неделю 16 августа в дни Успенского поста и самого праздника Успения Пресвятой Богородицы, который по старому календарю отмечался 15 августа.

http://sobory.ru/article/?object=03962

Достаточно познакомиться с одними заглавиями их, чтобы судить о внутреннем и внешнем достоинстве их. Вот некоторые из них. 1) Слово приветствующе около Пскова и в Ливонии, по поражении под Нарвою полученных, и похвальное знамения царского гербового 1702 г. 2) Колесница торжественная от Иезекииля пророка, виденная на новый 1703 г. художеством проповедническим уготованная. 3) Колесница четыре-колесная многоочитая, Иезеркиилем пророком виденная, на новый 1704 г. проповеданная. 4) Жатва торжественная, мечными серпами российских победоносцев, на марсовых ливонских полях, в самое жатвенное время, т. е., в месяце иулии и августе, в году, 1704, егда преславные города Нарва и Дерпт крепкого российского воинства рукою пленены быша, собрана и на триумфальную колесницу от Езекиилева пророчества составленную, возложена в Москве в начале лета 1705 г. 5) Торжественной колесницы путь сугубый — наследие и взыскание, пред всем сенатом российским, словом проповедническим показанный, лета Господня 1706 генваря 1 дня. 6) Три сени от Петра святого созданные, проповедническим художеством в похвалу всепресветлейшего монарха Петра первого, показанные всенародне в Петербурге 1708 г. месяца мая. 7) Рука Христова, Петру российскому простираемая, похвальным словом всенародне явленная 1709 г. иулиа 24. В заключение обозрения проповедей Яворского заметим, что он произносил их мастерски, сопровождая мысли и чувства свои различными телесными движениями на церковной кафедре. Даже враги его говорят, что он имел удивительный дар проповедничества, так что мог заставить слушателей проливать слезы. Эта аффектация при произнесении проповедей естественно имела свою долю влияния на слушателей и давала им понятие о Яворском, как замечательнейшем церковном ораторе; но доведенная до крайности, она вызвала у составителя духовного Регламента резкое порицание себе и мало-помалу была изгнана с церковной кафедры. Соч. Ю. Самарина т. 5й. 1. Слово в неделю вторую по Святом Дусе Ходя Иисус при море Галилейстем, виде два брата, Симона глаголемаго Петра и Андреа брата его, вметающа мрежа в море, беста бо рыбаря. И глагола има: грядите по мне, и сотворю вы ловца человеком. Она же абие оставльша мрежа по нем идоста ( Мф.4:18, 19, 20 )

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Дерзкое предложение было принято, икону сняли со стены и бросили в огонь под котлы, в которых варилось пиво. Но пламень устыдился беззаконного дела и в одно мгновение из-под котла отпрянул прямо кверху. Под котлом огня не осталось – огонь показался на кровле дома и зажёг её. Это было в день недельный; воздух был чист и тих; но в эту минуту внезапно сделалась буря, и пожар охватил почти весь город. Пользуясь смятением, русские сделали приступ к городу; находившееся близ города немецкое войско по какому-то странному ослеплению не хотело дать помощи своим осаждённым, и Нарва скоро была взята русскими. Иконы Божией Матери и Николая Чудотворца найдены в пепле нимало не повредившимися от огня. По взятии Нарвы царь Иоанн Васильевич повелел немедленно отправить туда архимандрита Юрьевского и протоиерея Софийского, чтобы соорудить церковь в замке, а другую в городе в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. В том же 1558 году архиепископ Новгородский прислал в Москву чудотворные иконы Богоматери и Николая Чудотворца. Царь и митрополит встретили иконы у Пятницы Ржевской и отнесли в Успенский собор, где пели пред ними молебен. 15.08. София – Премудрость Божия – Новгородская София-Премудрость Божия-Новгородская Новгородская икона Софии – Премудрости Божией – храмовая в соборе. Посредине этой иконы изображён Вседержитель в виде крылатого ангела огненного вида, в царском венце, на верху которого крест, в царском далматике с орарём, сидящий на золотом престоле, поддерживаемом семью столпами. В правой руке у него скипетр с крестом наверху, в левой – свиток. По сторонам стоят. Божия Матерь в червлёной одежде, держащая при персях круглую икону благословляющего Богомладенца, и Иоанн Предтеча, покрытый власяницею и держащий в левой руке свиток, на котором написано: «Се агнец Божий» и проч. Над главою крылатого ангела представлен Спаситель в червлёном хитоне, с голубою хламидою, благословляющий обеими руками; от главы Спасителя, по обе стороны, простирается зелёная полоса наподобие радуги, а над нею звёздное небо, на котором, над самою главою Спасителя, стоит четвероножный золотой престол, с раскрытою на нем книгою; с обеих сторон припадают к нему по три ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Устроенный вместо лютеранской церкви собор освящен 29 июня 1708 г. в присутствии Петра Великого и посвящен Преображению Господню. Собор построен из плиты, в древнем Романовском стиле. Это продолговатое здание с карнизами и черепичною крышею; с севера его поддерживают три, а с юга – пять плитных контрфорсов. Стены гладко оштукатурены. Внутри собора, на каждой стороне, находится по пяти плитных шестигранных колонн. На колоннах капители и база, обитые листами из желтой меди и расположенные по длине собора, параллельно между собой и в равном расстоянии друг от друга и от стен собора. Вверху от колонн к стенам устроены невысокие арки, а между ними, от 4-х точек упора, сведены некрутые спиральные, 4-х реберные своды, во всю длину храма, в три ряда, по 6-ти сводов в нижнем ряду. В сводах – множество круглых, в 2 вершка в диаметре, отверстий для резонанса или для вентиляции. Стены собора толщиною в 1 саж., к верху утончаются и своды имеют уже ¾ арш. толщины. Стены в 1863 г. внутри оштукатурены под ватерпас, а колонны обделаны цементом и окрашены белою масляною краской; своды не оштукатурены и остаются в первобытной кладке. Алтарь, вероятно, пристроен позднее. Здесь северная и южная стены сведены между собой аркою, сжатыми к верху полуциркулем. Алтарь отделяется от храма стеною в сажень толщины. Арка царских врат сделана не до верха; боковые двери проходят через саженную толщину. В описи 1704 г. показано в соборе 13 окон, а если бы тогда был существующий ныне алтарь, то окон было 15. Длина собора 26 саж., ширина 7 саж., высота до центра свода – 5 саж. Солея возвышена на 2 ступени… В 1802 г. черепичная кровля заменена железною, а ныне окрашена медянкою. Пол в соборе лежит ниже уровня земли… в 1873 г. поверх плитного пола сделан деревянный, во избежание холода и сырости. У двойных створчатых западных дверей устроены по сторонам колонн деревянные, на круглых деревянных столбах хоры, с перилами столярной работы, а выше них находились испорченные пожаром 1785 г. часы, ныне поступившие в продажу с разрешения епархиального начальства. Другой вход в собор – с севера.

http://sobory.ru/article/?object=36709

В описании облика святого имеются немудреные подробности: «Наг весь, в руке посошок». Почитание его было столь сильным, что Покровский собор и пристроенный к нему придел и доныне именуются храмом Василия Блаженного. Вериги святого Василия Блаженного хранятся в Московской Духовной Академии. (Чтоб ревновали будущие пастыри духовные о главном!). ПОД ПОКРОВОМ БОГОРОДИЦЫ Покровский собор – памятник победы в казанском походе царя Иоанна Грозного. Завоевание Казани, положившее начало процессу образования православной Российской империи, имело огромное значение. Казанское ханство, выделившееся в 1438 г. из состава Орды, стало до поры до времени непреодолимым препятствием для поступательного движения Руси на Восток. Процессы разрушения государственности в Орде сопровождались опустошительными набегами на восточные и северо-восточные окраины Российского государства, это приводило к разорению обширных районов, пленению множества русских людей, которые потом продавались и в Османский султанат. На время взятия Казани (штурм начался на Покров 1/14 октября 1552 года) там находились в плену тысячи русских людей. Одоление Казани способствовало стремительному расширению России на восток и присоединению сибирских земель, а в дальнейшем – освоению Дальнего Востока. К ликованию по поводу побед на востоке, в Казани и Астрахани, в пору возведения собора, присоединился и народный энтузиазм, вызванный стратегическими победами русского оружия и на западе – в 1558-60 г.г. пали Дерпт (древнерусский Юрьев), Нарва, Мариенбург и Феллин. Развалился давнишний враг России – Ливонский орден… Внутри страны активно проводились реформы, призванные вывести её на качественно новый этап развития. Архитектурный замысел Покровского собора и выражал пафос идеи соборности, единения всех слоев русского общества в преддверии еще больших свершений. Покровский собор поднялся, возник как бы неожиданно, но с неодолимой неизбежностью – как символ Третьего Рима, хранителя, Промыслом Божиим, неискаженной - православной веры христианской, как символ крепнущей в единении духа и пространства русской государственности.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/14/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010