К 1901 году 74 % прихожан храма составляли крестьяне, работавшие на фабриках. Лета спокойствия и благополучия закончились для Воскресенской церкви с приходом в Эстонию и Нарву советской власти в 1940 г. и вскоре последовавшей за тем фашистской оккупации. Во время войны храм действовал, окормляя духовно страждущих нарвитян. Тогда служили преимущественно в нижнем храме. В Воскресенском храме, как в единственном уцелевшем здании в городе, некоторое время размещался госпиталь. Ударной волной была снесена крыша, выбиты окна и часть металлических рам, двери; в северной стене имелась сквозная пробоина от снаряда, который, попав в левый придел, тем не менее не разорвался; сильно пострадали юго-восточный и юго-западный порталы, осколками и пулями были испещрены стены. Разоренными оказались все алтари. Проект Воскресенского храма составил Павел Васильевич Алиш, архитектор Кренгольма. Воздвигаемая П. Алишем церковь разительно отличалась от всех храмов, существовавших доселе в Нарве. К сегодняшнему дню архитектурные особенности храма во многом перечеркнуты неудачной застройкой района в 50-60-е г.г XX в. Целью советских архитекторов, несомненно, было желание скрыть подальше от глаз храм Божий, отодвинуть его на задворки истории как реликт, не заслуживающий внимания. Совершенно обратный ход мысли, по-видимому, был у П. Алиша. Храм далеко не случайно был размещен у полотна железной дороги. Вид города из окна вагона в то время, с точки зрения эстетики, был не менее важен, чем вид с реки или обычной дороги. Во второй половине XIX в. при выборе места для храма акцент делался прежде всего на то, чтобы здание просматривалось как цельный комплекс - от фундамента до кончика креста, в противовес храмам средневековой Нарвы, способным выражать религиозную идею лишь верхней своей частью или только шпилем. Все основополагающие документы указывают, что храм строился в византийском или даже «строго византийском» стиле. Интересной особенностью Воскресенского собора являются четыре портала, обращенные на северо-восток, юго-запад и северо-запад.

http://sobory.ru/article/?object=01038

Сведения о церкви заимствованы с информационного сайта Ивангорода, где размещены дореволюционные фотографии храма: info.ivangorod.ru ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ИВАНГОРОДЕ Построена в 1873 – 1875 гг. архитектором А.И. Кракау. Русско-византийский стиль. 5-ти главое луковичное завершение, шатровая колокольня на подклете. Иконостас: из американского дуба и ореха. Надалтарное панно с монументальной росписью. Композиционная идея Ф.А. Бруни. Художник профессор П.Ф. Плешаков. «Господь Вседержитель и перед ним 24 старца» (Апокалипсис, гл.4) . Высота – около 15-ти метров. Подклет храма: семейная усыпальница барона А.Л.Штиглиц , его жены - Каролины Карловны, урожденной Миллер, приемной дочери – Надежды Михайловны Юдиной-Половцевой, мужа приемной дочери – А.А.Половцева. В конце XVIII века в районе Нарвских водопадов на правом берегу реки Наровы купцом Леммом была построена суконная фабрика. В 1845 году фабрику на торгах покупает барон Александр Людвигович (Любимович) Штиглиц - выдающийся российский государственный деятель, финансист, промышленник и крупнейший российский благотворитель XIX века. Здесь же, на землях фабрики, бароном строится дом-особняк и организуется парк, где впоследствии поставится церковь во имя Святой Троицы. Покупка фабрики бароном А.Л.Штиглицем благотворно сказалась не только на производстве, которое значительно расширилось, став рентабельным, но и на всем районе, прилегающем к городу Нарва. Строится рабочий поселок с больницей, училищем, библиотекой, сберкассой. Вблизи усадьбы и поселка разбивается парк, который предназначался для рабочих фабрики Штиглица. К концу 1860-х годов на фабрике Штиглица работает 1715 человек. На возведение православной церкви в Ивангороде Александра Людвиговича Штиглица подвигла тяжелая болезнь его жены Каролины. Получив благословение от митрополита Исидора, он начал строительство. В течение двух лет здесь работали итальянские и русские мастера. В 1875 году церковь Святой Троицы приняла первых прихожан. В храме окормлялись более тысячи прихожан. В основном это были рабочие льноджутовой и парусиновой фабрик, которые принадлежали Штиглицу. Парусину ткали для военного и торгового флотов. Кстати, отсюда и название района «Парусинка».

http://sobory.ru/article/?object=00520

В одной из своих проповедей о Льве Толстом приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский сказал так: «Недоучки и переучки не верят и в личного праведного Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира и всех существ, верят бредням еретика Толстого и подобных ему безверов, а не Богу истинному, и потому живут и действуют так, как будто бы не будут давать ответа в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти...» В особенности предостерегал отец Иоанн молодежь от опасности заражения лживыми толстовскими листками. Вы знаете, что такое Лев Толстой, – говорил он, – это лев рыкающий, ищущий кого поглотить. Отец Иоанн Кронштадтский предсказал Льву Толстому лютую кончину и это исполнилось. («Владимирский Вестник», Январь 1958 г.) М. и Ев. Таракуз. Выдержка из письма Фонду По благословению Батюшки о. Иоанна Кронштадтского был основан Пюхтицкий женский монастырь. Это было во второй половине 19-го века. Монастырь находился в Эстонии, в 20-ти верстах на юг от местечка Иевве, не очень далеко от города Нарвы. В молодые годы наша мама поступила послушницей в этот монастырь. Когда основали этот монастырь, там было семь послушниц и мама была одной из них. До поступления в монастырь, ее отец (наш дедушка), повез ее в Кронштадт к отцу Иоанну Кронштадтскому получить благословение на это. Мама нам рассказывала, что дедушка купил золотой крест для этого, а Батюшка отложил его в сторону и благословил ее своим большим кипарисовым крестом, сказав: «Крест большой, но не тяжелый, вынесешь и долго проживешь». Слова Батюшки сбылись. Наша мама прожила до глубокой старости, она скончалась здесь на 82-ом году жизни и похоронена в Св. Троицком монастыре в Джорданвилле. Отец Иоанн Кронштадтский часто навещал Пюхтицкий монастырь и для всех, как мама говорила, это было большой радостью. Он очень любил свой монастырь. Приезжал он из Кронштадта и надо было проезжать всегда гор. Нарву. И вот, по словам нашей мамы, однажды проезжая в гор. Нарве железнодорожный мост, о. Иоанн прослезился и в слезах сказал: «Нарвушка, бедная ты Нарва, а ведь будет время, когда камня на камне не останется от тебя», и тут же добавил: «а мой монастырь будет всегда стоять». Под словами «мой монастырь» он подразумевал Пюхтицкий...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря 19 декабря 2015 г. 16:20 19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь  в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения главного храма обители — возрожденного собора Вознесения Господня и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Центральный престол был освящен в честь Вознесения Господня, северный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный — в честь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. За Божественной литургией была совершена хиротония  архимандрита Сергия (Копылова)  во епископа Семилукского, викария  Воронежской епархии . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Троице-Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Россошанский и Острогожский Андрей ;  епископ Валуйский и Алексеевский Савва ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Петр Петров, настоятель Никольского храма г. Воронежа; клирики  Воронежской митрополии , Свято-Троицкой Сергиевой лавры и г. Москвы. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдел по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря  игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  игумения Викторина (Перминова), настоятельница  Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря  игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Князь-Владимирского архиерейского подворья в Нарва-Йыэсуу (Эстония) монахиня Флавиана (Пономарева), насельницы Крестовоздвиженской Иерусалимской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4301933.ht...

– Смысл в том, чтобы в этом регионе более самостоятельно развивалась церковная жизнь. Но мы еще не имеем юридического статуса. В мае 2012 года в Таллине состоялся собор нашей Церкви, на котором были внесены поправки в Устав, разрешающие создание новых епархий. Проблема в том, что законы Эстонии не дают нам права образования новых епархий. Собор обратился к властям с ходатайством внести поправки в законодательные акты. – Значит, потребуется еще согласие Парламента Эстонии? – Да. Но фактически две епархии – Таллинская и Нарвская – уже давно отдельные. Мы активно развиваем в нашей Нарвской епархии церковную жизнь. Совершили несколько священнических хиротоний. Начали строительство третьего храма в Нарве – во имя святых Мефодия и Кирилла. Планируем восстановление храма в городе Нарва-Йыэсуу, взорванного в годы войны. Так что работа ведется. – Находите ли вы понимание со стороны светских властей? – Городские власти нас полностью поддерживают. Все-таки в Нарве большинство населения – православные христиане. Строительство нового храма вызывает только одобрение, ведь Церковь воспитывает в человеке добрые, благородные чувства: почтение к старшим, уважение к святыне, уважение к своей родине. Любой приход – это очаг культуры, как духовной, так и, пожалуй, светской. – Но, невзирая на доброе отношение местных властей, вам пока не удалось вернуть Воскресенский кафедральный собор в собственность епархии… – Этот вопрос надо решать не на местном, а на высшем, правительственном уровне. И с участием митрополита Корнилия. Мы были бы только рады, если бы вопрос действительно разрешился, – подчеркнул епископ Лазарь. – Владыка, а вы уже овладели эстонским языком? – Частично. Но во время богослужений мы используем эстонский язык, потому что живем в суверенной Эстонской Республике. Даже в Нарве, где практически нет прихожан-эстонцев, несколько прошений ектении произносим на эстонском, «Отче наш…» читаем по-эстонски… Всё-таки надо подчеркнуть, что у нас эстонское Православие. Вместе с тем владыка признает, что в его епархии православных эстонцев очень мало.

http://pravoslavie.ru/62206.html

Руси/Отв. ред.: Д. С. Лихачев. Л., 1991. С. 326-327; Маханько. 2015. С. 113). Единственное свидетельство того, что икона Пресв. Богородицы вернулась из Москвы в Нарву, но без самого упоминания ее ношения по городам, представлено у кн. Курбского. Он упоминает построенный в городе спустя какое-то время после его взятия («потом») храм («новосозданную великую церковь»), где образ Божией Матери был поставлен, и там «поднесь всеми зрим» (Сказания кн. Курбского. 1868. С. 51). Впервые сведения об освящении престолов 2 храмов, к-рые надлежало построить по велению государя в Нарве, фигурируют во 2-й редакции «Летописца начала царства»: «…в Вышегороде въздвигнути Въскресение Христа Бога нашего, а в Ругодиве храм Пречистые Одигитрие соборные» (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 2. С. 594; Там же. Т. 13. Ч. 1. С. 295). Судя по посвящению 2-го храма, в к-ром отражена иконография иконы Божией Матери, в свою очередь засвидетельствованной как «Одигитрия» в источниках XVI в., он был построен в память о чудесном обретении иконы Божией Матери и мог предназначаться для размещения там этого чудотворного образа (после возвращения из Москвы). В 1858 г. вышел в свет 1-й исторический труд о Нарве, составленный на основании документов из городского архива Г. И. Ганзеном ( Hansen. 1858; рус. перевод - История г. Нарвы (с прил.)/Сост.: Ю. И. Сидоров; пер.: Е. Орехова; вступ. ст.: И. Солодова. Нарва, 2016). Ссылаясь на магистратский протокол от 15 апр. 1615 г., Ганзен не только засвидетельствовал самое раннее сохранившееся упоминание о существовании Богородичной ц. ( Hansen. 1858. S. 37-38), построенной по воле Иоанна IV Грозного, но и указал ее местонахождение - на посаде, «около старой крепостной стены». Исследователи нач. XX в. не обнаружили этот протокол, но были солидарны с Ганзеном в определении места положения храма благодаря опубликованному им же плану Нарвы 1649 г. (см., напр.: Петров. 1901. С. 85). Ценные наблюдения были сделаны епархиальным архитектором С.-Петербургской духовной консистории А. П. Аплаксиным в представленном им в нач.

http://pravenc.ru/text/2564680.html

Denissoff Е. Maxime le Grec et l " Occident. P. 99—100; Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 83. 143 Там же. С. 102–103. 144 Там же. С. 110–111. 145 Там же. С. 112–113. 146 Там же. С. 104–105. 147 ПСРЛ. Т. 13. С. 118. 148 О предшествующих связях в начале XVI века см.: Россия и греческий мир. С. 131–136, 142–149, 153 4–6, 15, 17, 18, 23–29, 35). 149 Там же. С. 153–158 36–40). 150 Там же. С. 336–338. 151 ПСРЛ. М„ 2000. Т. XIII. С. 28; М., 2001. Т. VIII. С. 263 (с лаконичным названием «О митрополите»); М., 2001. Т. 6. Вып. 2. С. 413 (здесь механический случайный пропуск одной строки с именем Максима). 152 Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подг. Н. Н. Покровский; под ред. С. О. Шмидта. С. 118—119. Здесь записаны показания «свидетелей» на одном из допросов, Максимова келейника Афанасия, Сербян Федора и Арсения, они передавали слова обвиняемого по поводу практики поставления русских митрополитов; среди прочего он якобы рассказывал, что, принимая митрополита Григория, великий князь не принял патриаршеского благословения «и чести ему никоторые не учинил. И митрополит его с иконами не встретил, разве как пришел к нему, и митрополит его через порог благословил». Далее в ходе очной ставки к этому эпизоду не возвращались, во всяком случае, какие?либо записи по этому поводу отсутствуют. Вероятно, это была слишком деликатная тема, касавшаяся особ великого князя и митрополита. 153 Россия и греческий мир в XVI веке. Т. 1. М., 2004. С. 124—131, 334–340. 154 Георгиевский Г. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1995. С. 409. 155 ПСРЛ. Т. XIII. С. 29. 156 Там же. 157 Там же. С. 30—31. 158 Там же. С. 29–33. 159 Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т. 1. Памятники дипломатических сношений с импе- риею Римскою. СПб., 1851. Т. I. С. 366–388 (далее — ПДС); Шмурло Е. Ф. Рим и Москва. Начало сношений Московского государства с папским престолом (1462—1528)//Записки Русского исторического общества в Праге. Кн. 3. Прага Чешская; Нарва, 1937 (С. 91–136). С. 106–107. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Здесь не торговля, а воспитание души. Осознай тот малый жест, что совершаешь у церковного ящика, не как обычную торговую операцию, но как начальную жертву – и многое начнет меняться в душе. Не купленную свечу с сознанием выполненного покупательского долга надо возжигать на подсвечнике, но огоньком жертвенности освещать свой жизненный путь. Это, конечно, малость. Но и она может помочь человеку осознать, что, кроме работы, в мире есть еще и служение. Кроме того, что продается и покупается, есть еще и то, что жертвуется. Свечи, некогда необходимые для освещения храма, сегодня утратили это свое назначение. Храм освещается электричеством (Нарва), а за электричество надо платить деньгами. Храмы в России надо отапливать (чего, кстати, нет в Греции и что было редкостью в средневековой Руси). Где храму взять деньги для расчета с городскими службами, если люди даже свечи будут покупать у уличных торговок? То, что Церкви есть, на что тратить деньги – понятно. Строительство и реставрация храмов, зарплата священникам и певцам, сторожам и уборщицам. Затраты на содержание семинарий, воскресных школ, церковных гимназий и больниц. Аренда помещений для внехрамовых бесед и лекций и покупка эфирного времени для радио- и телепроповеди. Содержание центрального аппарата и зарубежных миссий и представительств… Откуда же Церковь может брать эти немалые деньги? В прошлые века большая часть этих средств шла прямо из государственного бюджета. При отделении Церкви от государства на этот источник более полагаться нельзя 49 . В некоторых странах в распоряжении Церкви (почти исключительно – католической Церкви) остались земельные угодья, пожертвованные ей в течение многих предыдущих столетий, и  Церковь может жить за счет сдачи этих земель в аренду. Но и такой вариант в современной России нереален. В ряде стран (прежде всего – Германия и государства Скандинавии) собирается специальный церковный налог. Каждый гражданин страны обязан определенный процент от общей суммы своих налогов перечислить на церковные нужды (свобода же совести состоит здесь в том, что человек может сам решить – какой именно из конфессий он доверяет свои деньги). Подобный вариант в современной России – явно из области фантазий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4 окт. 2002 г. власти Эстонии, взяв на себя посредничество в межцерковном имущественном споре, заключили протоколы о намерениях с ЭАПЦ и ЭПЦ. Согласно этим документам, имущество ЭПЦ было закреплено за ее приходами с правом пользования (за символическую сумму), но не собственности. Эстонское правительство выделило ЭАПЦ КП компенсацию в размере 35,5 млн эст. крон в качестве «пособия для финансирования реставрации церквей и иных сакральных зданий и приходов». Т. о., православные ЭПЦ МП становились лишь арендаторами собственных храмов. Это противоречило цюрихскому (1996) и берлинскому (2001) соглашениям между К-польским и Московским Патриархатами, в соответствии с которыми все православные Эстонии должны были получить равные права, включая право на имущество. Дальнейшие встречи и переговоры К. с митр. Стефаном не привели к сближению позиций, поскольку представители ЭАПЦ КП заявили, что вопрос о передаче в собственность ЭПЦ МП используемых ею храмов они готовы рассматривать только в обмен на признание ЭАПЦ КП автономной поместной Церковью. Выступая 4 окт. 2004 г. на Архиерейском Соборе РПЦ, К. рассказал о нерешенных проблемах Православия в Эстонии, ставших следствием незаинтересованности эст. структуры К-польского Патриархата в реализации цюрихских и берлинских соглашений. Архиерей отметил, что до полного исполнения этих соглашений «невозможно восстановление канонического общения с отколовшейся от ЭПЦ МП структурой, действующей как ЭАПЦ КП». Согласно статистике МВД Эстонии, 7/8 правосл. населения страны относило себя к ЭПЦ МП, однако ЭАПЦ КП удалось присвоить себе 2/3 из числа действовавших приходов. Занятые ЭАПЦ церкви часто стояли полупустыми, тогда как общины МП не имели пристанища. Это обстоятельство побудило ЭПЦ с кон. 90-х гг. ХХ в., несмотря на тяжелое экономическое положение, приступить к активному храмостроительству. Прихожане Исидоровского храма в г. Валга, настоятель к-рого перешел в К-польскую юрисдикцию, приобрели на собранные деньги здание бывш. клуба железнодорожников и перестроили его в храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В г. Палдиски при схожей ситуации община ЭПЦ МП обустроила в бывш. здании городского музея храм во имя св. вмч. Пантелеимона. В г. Локса под храм во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского был приспособлен бывш. детский сад, при нем организован реабилитационный центр для помощи наркозависимым. Построены новые храмы: св. арх. Михаила в г. Маарду, в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Силламяэ, в честь Нарвской иконы Божией Матери в г. Нарва, в честь св. блж. Ксении Петербургской в пос. Азери Ида-Вируского у. Строится ц. во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в Нарве. В нояб. 2012 г. К. и мэром Таллина Э. Сависааром были подписаны документы о передаче в собственность прихода ЭПЦ МП ранее находившихся в его пользовании ц. в честь свт. Николая в микрорайоне Копли, часовни на ул. Херне и прихрамовых помещений на ул. Каэвури.

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

входом в храм (работа А. Н. Фролова). В 1898 г. для братства во имя И. была создана хоругвь с его образом. Мон. Иулиания (Соколова) - автор неск. изображений И. В альбоме игум. Марка (Лозинского) сохранилась фотография единоличной поясной иконы святого, написанной ею в 1962-1973 гг. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейном образе свт. Афанасия (Сахарова) , ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ) И. показан оглавно в группе Псковских святых. Лицевые святцы рус. святых того же автора содержат изображение И. и Юрьевских мучеников под 8 янв. (после 1959, частное собрание; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskylä], 2000. С. 46). Существуют совр. изображения И., единоличные (поясные и ростовые) и в числе Юрьевских мучеников. На иконе «Сщмч. Исидор и 72 мученика, с ним пострадавшие» (1999; иконописец Н. Меркурьев) И. изображен стоящим на берегу реки, позади него - мученики на фоне г. Дерпта. На И. красная фелонь, синий подризник, желтая епитрахиль. Др. иконография Юрьевских мучеников представлена на иконе 2009 г. иконописца Г. Г. Яковлева, подаренной им старообрядческой церкви в эст. дер. Казепя (Казапель). Центральная группа мучеников во главе с И. помещена на горке над протекающей на переднем плане рекой, остальные располагаются 2 группами по бокам на фоне городских стен; в облаках - благословляющий обеими руками Спаситель. На 2 иконах «Собор Псковских святых» из Троицкого собора Псковского кремля (1982 и кон. XX в.) И. находится в центре композиции, остальные Юрьевские мученики изображены отдельной большой группой справа вверху. Образ И. включен в состав изображенных на иконе «Собор святых земли Эстонской» из кафедрального собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Таллине (2002), на иконе из ц. Нарвской иконы Божией Матери в эст. г. Нарва (2005; иконописец Н. В. Масюкова) и на др. иконах «Собор Эстонских святых». Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463; Т. 2. С. 138-139, 390-391; Алдошина Н.

http://pravenc.ru/text/674906.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010