Только молитвою и постом. Часть 3. Постскриптум Части 1 , 2 Об отце Василии Борине и о том, как жилось в его неординарной обители, я хотел давно написать. Хотел, но побаивался. Духовник Пюхтицкого монастыря архимандрит Гермоген вообще не советовал без нужды появляться в Васк-Нарве. Для людей без серьезного духовного опыта общение с батюшкиными постояльцами чревато большими опасностями. Портрет священника всегда будет не полон, если не почувствуешь его сердца, не поживешь под его водительством. Я не уверен, что несколько теплых бесед с батюшкой и сравнительно долгое наблюдение за ним позволило мне описать его абсолютно точно. Да простит меня отец Василий (Царство ему Небесное!) и те, кто был ближе меня к нему, если я согрешил против истины. Мои реконструкции его речей, конечно, не расшифровка диктофонных записей. Воспроизвел, как запомнил. Я старался передать атмосферу и запомнившиеся факты. Многого не стал описывать. Да и нельзя это поверять ни бумаге, ни компьютеру. По неофитской прыти мне хотелось скорейшего выздоровления сына. Но этого не произошло. Батюшка с самого начала предупреждал меня, чтобы я умерил свои желания и не досаждал Господу преждевременными просьбами. С Петей все же произошло определенное чудо. Он был неконтактен. Весь в себе. Никто ему не был интересен. Теперь – наоборот. Он всех любит. С ним очень трудно гулять: со всеми встречными здоровается и подает руку. Некоторых норовит поцеловать. Был мрачен и угрюм. Теперь всегда улыбается. Его трудно было причащать. После Пюхтиц и Васк-Нарвы его трудно удержать: расталкивает народ, чтобы первым подойти к чаше. «Дух прав обновился в утробе его». Я благодарен Богу за это. У Пети своя миссия. Он показывает, как нужно радоваться при встрече с людьми тем, кто и с соседями не здоровается. Мне позвонили несколько человек, кто в разное время побывал в Пюхтицах и Васк-Нарве. Я просил их поделиться воспоминаниями об отце Василии. К моему удивлению, все опрошенные помнили лишь атмосферу и общую картину. Благодарили за то, что мне удалось их передать. Один архимандрит рассказал о беседе с отцом Василием. Тот приказал ему (тогда молодому иеромонаху) никогда не заниматься отчиткой. И еще он сказал, что не надеется по своей немощи изгнать из человека мучителей-бесов, а лишь просит Бога облегчить страдания бесноватым. Ну, а если удается помочь кому-нибудь полностью избавиться от «квартиранта», то никогда успех не приписывает себе. Никто, как Господь. Не дай Бог почувствовать себя великим праведником.

http://pravoslavie.ru/52877.html

Тщетно я пытался убедить его послушать отца Василия и не искать по миру старца, который исполнил бы не Божию, а его волю. Боюсь, что он все же нашел и уканючил какого-то батюшку… А маршрут он избрал прекрасный. Отец Василий рекомендовал своим «неодержимым» гостям после трехдневного пребывания в Васк-Нарве отправляться на богомолье в Печоры, по дороге заходя в то, что осталось от нескольких обителей. Прежде всего – в Спасо-Елеазаровский монастырь, где родилась столь любезная сердцам нашим формула «Москва – третий Рим». По пути можно посетить Кобылье Городище – древний погост неподалеку от места Ледового побоища. Потом храмы и монастыри Пскова, Изборска, дивную церковь в Малах. Такое паломничество для новоначальных было великим пособием для постижения тайны и сути Православия. Так что батюшка Василий был еще и просветителем, и благодатным «турагентом». Удивительно то, что в коммунистическую эпоху именно на Чудском озере были явлены три старца: отец Василий Борин – на северном его берегу, отец Иоанн Крестьянкин – на южном, а отец Николай Гурьянов – прямо посередине. Для любителей чудес подарочек: чудо Чудского озера! Правда, южная часть называется Псковским озером, но водоем один. Похоронен отец Василий у алтаря восстановленного им храма Илии Пророка. Я узнал о его кончине только через месяц после его похорон. А храм вместе с постройками превращен стараниями матушки Варвары и пюхтицких сестер в скит Пюхтицкого монастыря. Батюшка говорил матушке Варваре: «Для тебя скит выстроил». Мало кто из сестер верил в это. От России их отрезали. Кому еще скит понадобится?! Но понадобился. Стоит. Говорят, очень красивый. И это батюшкино пророчество исполнилось. скрыть способы оплаты Комментарии Вера 6 сентября 2016, 15:20 Спасибо огромное за память, за добрые слова и воспоминания моего детства. Это мой двоюродный дедушка или родной брат моей бабушки Натальи. Царствие небесное...всем им... Игорь К. 25 июня 2013, 11:09 Был такой случай с отцом Василием.Очень его любил и почитал патриарх Алексий II и решил наградить.Но зная,смирение батюшки,велел пригласить его в Москву, а повода не указывать,де патриарх по важному делу вызывает.Приехал он и пока сидел в приёмной,увидел -разные батюшки собираются при параде все.Спрашивает, что это отцы в таком виде.А те отвечают,что торжественное награждение намечается и что вас,батюшка тоже по этому поводу вызвали. " Нет " -говорит- " это какая-то ошибка.Это,наверное,другого отца Василия должны наградить " -,сказал и засобирался поскорей...Выходит патриарх и первым делом спрашивает: " Где отец Василий из Васк-Нарвы? " А его уже и нет нигде.

http://pravoslavie.ru/52877.html

И по дн архимандритъ и протопопъ во стыхъ црквахъ порознь от Бжетвенныхъ увщевателна къ блгочестивымъ и о расколниковъ ко стой цркви читали и поучали и дабы престали расколники отъ пагубнаго своего и прелщеннаго неистовства и сами себ не сожигали и напрасно себе не погублли. И въ к. днь. передъ архимандрита и протопопа столникъ и полковникъ Дмитрей Романовъ снъ Жковъ присылалъ расколниковъ Андрюшк зъ дтм съ едкою и да и Васк Максимовыхъ и товарищевъ ихъ кшк и Аонк дл и бесды къ нимъ отъ Бжественнаго И какъ ихъ пред архимандрита и пред протопопа поставили, и архимандритъ и протопопъ востали на млтв, гл: Слава ц и Сн и Стом Дх и нн и прн и во вки вковъ. Аминь. Гди помилй, И млтв: Влко многомилостиве, Гди Хрте, Бже нашъ, всю до конца, же чтетс въ И по млтв сдоста архимандритъ и протопопъ, въ то же врем былъ т и столникъ и полковникъ Дмитрей Жковъ. И начатъ архимандритъ вопрошати раскольниковъ: Кто вы ест и которы вры. Расколники говорили: Мы де и времъ въ Гда Хрта сна сотворившаго небо и землю. И архимандритъ говорилъ: Вы ли съ товарищи своими присылали къ Великимъ Гдремъ и къ Стйшем къ Москв съ писмами товарища своего и приказали бить челомъ, чтобы къ вамъ прислать на Кинешм ученыхъ людей говорить вр. И расколники сказали: Мы де товарища своего съ челобитною и съ писмами посылали къ Москв и Великимъ Гдремъ томъ бить челомъ велли и говорить хотимъ о вр. И архимандритъ говорилъ: Вра бо православна есть, еже вровати во им Оца и Сна и Стаго Дха и исповдати смволъ православны вры и глати: Врю во единаго Бга Оца, вседержител, творца нб и земл, видимы же всмъ и невидимымъ. И во единаго Гда Хрта сна динороднаго, иже от Оца рожденнаго прежде всхъ вкъ. Свта отъ Свта, Бга истинна от Бга истинна, рожденна, не сотворенна, единосщна Оц, им же вс быша. Насъ ради члкъ и нашего ради сшедшаго съ небесъ, и воплотившагос отъ Дха ста и двы, и вочлчшас. Расптаго же за ны, при Пилат и страдавша, и погребенна, и воскресшаго въ день по И возшедшаго на нбса и сдща одесню Оца. И паки грдщаго со славою сдити живымъ и мертвымъ. же н бдетъ конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Фенки Нефедова, брата Еремки, братанича Власка 3. Олешка Фомина иконьника и Тимохи Матюкова 4. Ивашка, Троф., Максимка Фроловых (с Ил. ул.) и Селив. Микитина (с С. ул.) 5. Ивашка Алексеева 6. Федка и Митроф. Вас. Ивашковых 4. Покровский Дятелинский погост 1. Федка Фалелеева, да Дмитрока Якушова Омосова 2. Власка Омосова 5. Кипенский погост 1. Федка, Васка и Ивашка, да Кирилка да Сенки Фалелеевых 2. Захара Оверкеева 3. Ивашка Вешнякова и бр. Михаля 4. Олешка Андреева Деревяшкина 6. Суйдовский погост 1. Гридки Матф. Клыжина 2. Игнатка Сенк. и Федк. Андреева 3. Прок. и Кипр. Парфеевых 4. Офремка Ильин. и Ив. Ильина 7. Покровский Озеретцкий погост 1. Омоса Иван. Заволочанинова 2. Микулки Пантелеева 8. Богородск.-Врудский погост 1. Офонаска и Фомк. Мф. Воронкиных 2. Палк. Онцифорова 3. Васк. Палк. Воронкина 4. Максим. и Фом. Микитиных 5. Мих. и Алекс. Семеновых 9. Вздылицкий Егорьевский погост 1. Миколки Пантелеева 2. Овдотьи черницы с Ямы городка III. Ямской уезд 1. В Окологородье Городских людей и ямлян 1. Зах. и Дем. Яковл., Ив. Кузм., Анны Грид. 2. Ул. Гриш., Ниф. Симон., Петр. Вас., Олф. Неф. и Вас. Дрозд. 3. Фил. и Митроф. и Савки Грихнова 4. Огаф. Фомк. и др. (всего 17 человек) 5. Митроф. Федот. и др. (5 чел.) 6. Ивашка Самойлова и др. 7. Фили Матюшкова и др. 8. Васюка Палки и др. 9. Захар., Демида и др. 10. Илейки Андреева и др. 11. Ивашка Савелова и др. 12. Грихны и Илейки Кириловых и др. 13. Игната Васильева и др. 14. Саввы Колоколкова и др. 15. Васюка и Фил. Давыдовых и др. 16. Васки Енина и др. 17. Мишки Грихнова и др. 18.Михаля Рохнова 2. Опольский погост 1. Городских людей ямлян IV. Ладожский уезд 1. Городенский погост 1. Ондреяна Семенова 2. Юшка и Исая Давыдовых, Осташ. и Макс., Иван. Давыд. 3. Никифора Данилова 4. Бориса Захарова 5. Никиты и Ивана Захар. P. S. В Лопце 1. Васюка Богдашева Гучева 2. Михайловский погост 1. Кондрата Захарова с братаничами 2. Якима и Гриди Сенк. и Фомки Микит. 3. Левки и Офонаса Игнатовых 4. Насти, Анюшки и Улитки Моис. Захаровых 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Приморский и торговый город Нарва основан в 1223 г., когда Эстляндия была под владением Датчан, на левом берегу реки Наровы, в 12-ти верстах от Фин. залива. Русские называли его Ругодив. В 1347 году, в день Всех Святых, город, посредством продажи, перешел во владение Ливонского ордена. В 1492 г., во время перемирия с Россиею и Ливониею, царь Иоанн III построил, подле Нарвы, крепость Ивангород. В 1558 г., мая 12, Нарва пострадала от сильного пожара и, подошедшими из Ивангорода Рус. войсками, была взята приступом. В 1581 году, сент. 6, Нарва, после страшного бомбардирования, была взята швед. полководцем Понтусом-де-ла-Гарди. Сентября 17-го сдался шведам и Ивангород. 19-го февраля, 1590 г., царь Федор Ив. сделал к городу приступ. Шведы вступили в переговоры и 25-го февраля отдали царю Ивангород, Ямы и Копорье, чем прекращена была осада Нарвы. В 1611 г. Ивангород, Ямы и Копорье опять завоевали Шведы и владели ими до 1704 г. В 1704 г., авг. 9, в 3 часу пополудни, Петр В. взял приступом Нарву, а потом и Ивангород. Тогда же две городские кирки – немецкая и шведская, отданы православным, новым гражданам города Нарвы. Историк Нарвы Гансен, в рукописных известиях о Грекоросс. церквах в Нарве, указывая на древнейшее существование в Нарве Прав. церквей, ссылается на историю Карамзина, где подробно описано взятие Нарвы в 1558 году и сказано, что, по повелению ц. Ивана Васильевича 4-го, сооружены две церкви: одна в самом городе, другая – в Нарвском замке, (что ныне Вышгород). О церкви в Нарв. замке нет подробных известий и потому сомнительно, была ли она сооружена. О положении же церкви в городе Нарве известно в точности. О ней неоднократно говорится в протоколах Нарвского магистрата. Она была подле старых городских ворот, в северо-восточном конце большой улицы. Ныне это – дом наследников купца Алексея Семенова, что против дома, принадлежащего Нарвскому собору. На доме Семенова и теперь есть признаки бывшей когда-то церкви. Когда Нарва переходила к шведам, тогда построенная при Иоанне церковь , переходя в частные руки, была обращаема в обыкновенный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А что делать?! Не выпуская штурвала, я левой рукой нашарил планшет с картой района полетов, примостил на колено и начал сличать-рассматривать, читать-разгадывать предположительно находящуюся внизу территорию... Никакого моря на карте там не значилось. Была лесисто-болотистая местность с извивами местных рек и речушек, трясиной топких болот, рассеянных всхолмленных лужаек, полевых угодий, россыпью мелким шрифтом обозначенных деревень и деревушек. В глаза как-то сразу бросились наименования деревень — Низы, Мокреди, Большие Поля и множество других. Были еще какие-то хутора и погосты, но все это мне ничего не говорило. Я даже не без иронии хмыкнул: — Х-хех! Низы… Мокреди… Что-то вроде какого-то низа и мокрого места. Фигня какая-то… Как полагалось опять же по правилам небесного самолетовождения, пришлось пристальнее вглядываться вниз. А тут еще начал моросить мелкий осенний дождь. По остеклению кабины поползли мутные полосы воды. Я не просто вглядывался — впивался взглядом в туманную подоблачную мглу и вдруг, как когда-то Колумб с его возгласом «Земля!», по-мальчишески возопил: — Нарва! Нарва-а-а! Борька, да это же Нарва! Ха-ха, Нарва… Эт ты, растак твою так! А мы тут блудим, долболобы… В Нарве мне приходилось бывать! Там в фабрично-заводском училище училась, а потом на Кренгольмской мануфактуре работала ткачихой моя младшая сестренка Вера. Отлично работала — одновременно на 14 станках! Была ударницей коммунистического труда. Я от распиравшей меня гордости за нее гоголем там вышагивал. Вот какие мы — русские! Любое дело у нас в руках спорится! А мимоходом любовался тогда и архитектурой, и в памяти сохранилось на просторной площади города красивое здание православного храма — Нарвский Воскресенский кафедральный собор. Как мне объяснили — Собор Воскресения Христова. Тогда-то я, советский безбожник, не придал тому никакого значения. А тут вот эта крестом увенчанная церковь послужила мне Божественным ориентиром для определения местонахождения. И никакого тебе компаса, никаких ветрочетов и прочих штурманских прибамбасов не надо, все с полувзгляда ясно.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/20/...

— Ах, ты, — говорю, — крапивное семя! Зачем ты русское печатное слово опозорил! Честный газетный работник с голоду помрет, а честность свою на сороковку не променяет. Вон с глаз моих! Ты мне больше не друг и не приятель! Аристарх Зыбин выпил еще стакан, облокотился на стол и задумался. — Всю жизнь меня судьба гнала. В рваных сапогах ходил, в брюках с бахромой, холодный и голодный был, но честность свою писательскую сохранил. Через огонь, воды и медные трубы пронес ее, как святую четверговую свечу… Предлагали мне в советских газетах писать: пиши, Аристарх, озолотим тебя за твои фельетоны, — Нет, — говорю, — я старый журналист, и мне с вами не по пути. На пристань уголь пойду грузить, а к вам не пойду! До конца останусь верным рыцарем русскому слову. Хоть и беден, и сапоги у меня рваные, и квартира у меня холодная, но все-таки — рыцарь! Аристарх Зыбин опустил на стол кудлатую поседевшую голову и замолк. Собеседники глядели на его спину, а она была унылая, в старом потертом френче. Глухое затишье (Нарва) Тихий город, древняя Нарва заблудилась в снежных сугробах и замерла. Замерли седые стены Ивангорода, ливонский замок, белые старинные церкви, грязные средневековые улички. По-дедовски Нарва укладывается спать очень рано. После десяти часов во многих окнах гасится свет. Ярко до полночи горят огни в ресторанах. Последних, так же как парикмахерских и гробовых мастерских, очень много. Кажется, что нарвитяне живут только для того, чтобы выпить, побриться и заказать гробик. Когда вы приезжаете в Нарву, то вам кажется, что вся она окутана серой паутиной и древней провинциальной тишиной. Тишина такая, что слышишь, как падает снег и осыпаются седые крепостные стены. Особенно чувствуется дыхание русской провинции на форштадтах. У края дорог часовни. В них неугасимый лампадный свет. Кривобокие, приземистые домики. Шаткие, гнилые заборы. Шуршащий шаг обывателя. Великопостный «черноризный» звон. Рядом с церковью трактир. Во время длинных служб некоторые из богомольцев сходят через дорогу в трактир. «Хлопнут стопку» и опять в церковь. Делается это без кощунства, а по ребячливой простоте. Кстати, еще о простоте нарвских обывателей. Во время поминовения усопших на кладбище был такой случай. Священники служат панихиды. Около могилы сидят пьяные. На могиле бутылка и кутья.

http://azbyka.ru/fiction/kljuchi-zavetny...

При помощи монахов уложила мать сына своего на телегу и теми же печальными осенними полями, под те же ветровые песни, низко опустив голову, повезла его в Коростелово. Так же в пути их застигла ночь, и много звезд смотрело на них. Холодно было. Пусто было. Кружился увядающий лист. Так же поправляла мать изголовье сына, укутывала ему ноги и согревала его дыханием, словно холодно было ему в этой осенней мгле, и, как молитву, как причит, тихо пропела ему про прекрасную мати-пустыню и про дубравы Господни, цветами райскими украшенные. Глухое затишье (Нарва) Тихий город, древняя Нарва заблудилась в снежных сугробах и замерла. Замерли седые стены Иван-города, ливонский замок, белые старинные церкви, грязные средневековые улички. По-дедовски Нарва укладывается спать очень рано. После десяти часов во многих окнах гасится свет. Ярко до полночи горят огни в ресторанах. Последних, также как парикмахерских и гробовых мастерских, очень много. Кажется, что нарвитяне живут только для того, чтобы выпить, побриться и заказать гробик. Когда вы приезжаете в Нарву, то вам кажется, что вся она окутана серой паутиной и древней провинциальной тишиной. Тишина такая, что слышишь, как падает снег и осыпаются седые крепостные стены. Особенно чувствуется дыхание русской провинции на форштадтах. У края дорог часовни. В них неугасимый лампадный свет. Кривобокие, приземистые домики. Шаткие, гнилые заборы. Шуршащий шаг обывателя. Великопостный «черноризный» звон. Рядом с церковью трактир. Во время длинных служб некоторые из богомольцев сходят через дорогу в трактир. «Хлопнут стопку» и опять в церковь. Делается это без кощунства, а по ребячливой простоте. Кстати, еще о простоте нарвских обывателей. Во время поминовения усопших на кладбище был такой случай. Священники служат панихиды. Около могилы сидят пьяные. На могиле бутылка и кутья. – Батюшка! – обращаются пьяные к священнику, – нельзя ли панифидку? – Можно, но только уберите водку с могилы! Что вы покойника-то обижаете. Пьяные добродушно ухмыляются:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Лишь только собор был обращен в православный храм, начались его органические изменения: прежде всего, пристроили алтари. Эта пристройка не особенно значительно изменила архитектурные его достоинства, тем более что благодаря устройству православных алтарей в соборе появились иконостасы, чудные по своей красоте, оригинальные по замыслу и великолепные по исполнению. Особенно прекрасен иконостас главного придела, здесь мы видим прототип иконостаса еще больших достоинств, а именно иконостаса Санкт-Петербургского Петропавловского собора. Идея построения одна и та же: колоссальные царские врата являются главным элементом этого сооружения, поглощая собой все внимание зрителя. Во второй половине XVIII века к северной стороне собора пристроен каменный теплый придел во имя святителя Николая Чудотворца, сооруженный на средства нарвского купца Демида Демидова. Здание Спасо-Преображенского собора в Нарве разрушено в 1944 году в ходе военных действий. В 1950-х годах снесены его развалины. В соборе хранилось резное Распятие середины XVII века работы скульптора Э. Тилле, чудом уцелевшее в 1944 году. Его перенесли в Кренгольмскую Воскресенскую церковь. http://www.gpedia.com/ru/ …В 1558 г. 12 мая Нарва пострадала от сильного пожара и подошедшими из Ивангорода русскими войсками была взята приступом… В 1581 г. 6 сентября Нарва… была взята шведским полководцем Понтусом-де-ла-Гарди… 19 февраля 1590 г. царь Федор Иванович сделал к городу приступ; шведы вступили в переговоры и 25 февраля отдали царю Ивангород, Ямы и Копорье, чем прекращена была осада Нарвы. В 1611 г. Ивангород, Ямы и Копорье опять завоевали шведы и владели ими до 1704 г. В 1704 г. 9 августа Петр I взял приступом Нарву, а потом и Ивангород. Тогда же две городские кирки – немецкая и шведская отданы православным, новым гражданам Нарвы. Относительно двух кирок, взятых у лютеран, свидетельствует опись их имущества, написанная в 1704 г.: «Кирка немецкая, а вновь строение в олтаре, месная икона з затвором. Иконостас в два поеса золоченый. Распятие рам золоченое-же. По большой улице, около той кирки ограда каменная, лавки каменныя, приделаны к церковной ограде». Кирка эта, называемая киркою Иоанна Иерусалимского, и есть нынешний Спасо-Преображенский собор. Он находится почти в середине города, на возвышении, и фасадом и колокольнею обращен на главную Вышгородскую улицу…

http://sobory.ru/article/?object=36709

Приходам Константинопольского Патриархата усвоено наименование «Эстонская Апостольская Православная Церковь». ЭАПЦ разделена на три епархии, в которых служат 30 священников и 9 диаконов. Автономный статус Церкви, возглавляемой митрополитом Стефаном (Хараламбидисом) признается эстонскими властями, но отвергается Московским Патриархатом. В то же время Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (предстоятель – митрополит Корнилий (Якобс)) признается и властями, и главой ЭАПЦ как обычная структура Русской Церкви и в этом качестве отчасти воспринимается как иностранная (что, конечно, принижает статус ЭПЦ МП в Эстонии). В Эстонской Православной Церкви две епархии: Таллинская и Нарвская; в них несут служение 45 священников и 13 диаконов. Около 85% православных верующих Эстонии принадлежат юрисдикции Московского Патриархата. К сожалению, ЭПЦ МП до сих пор не может добиться реализации своих прав на конфискованное при советской власти имущество. Православным Эстонии приходится жить в этих непростых условиях, когда еще памятны самые болезненные моменты церковного раскола и ощутимы его последствия. Но даже при таких обстоятельствах они исполняют свою миссию, не забывая о том, что главное для христиан – это проповедь Евангелия и покаяния, обращенная ко всем, кто желает ее слышать. Об этих людях и об их служении мне и хотелось рассказать в серии статей о Православии в Эстонии, первая из которых посвящена приходам на востоке страны. Нарва: центр новой епархии Нарва – самый крупный город востока Эстонии и третий по величине в стране (после Таллина и Тарту), с населением более 60 тысяч человек. Это приграничный город. К востоку от него, за рекой Нарова, находится Россия и небольшой город Ленинградской области Ивангород. Границу можно пересечь как на транспорте, так и пешком. Именно здесь, в пограничье, особенно бросается в глаза разница в организации жизни двух государств. Возможно, это только внешнее впечатление, но факт остается фактом: если в Нарве хорошие дороги, чистые улицы и аккуратные дома, то в Ивангороде – разбитый асфальт, ветхие, порой вызывающие ужас своим видом постройки и поросли дикой растительности.

http://pravoslavie.ru/62206.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010