И печенгская братия, и просто лопари-христиане внимали ему со сладостным замиранием сердца. В промежутках между церковными службами калИки и чернецы захожие садились вряд или вкруг и пели. Сердце радостно трепетало от такого пения. Ухо слушателя не хотело расставаться со словами, которые, однако, замирали, чтобы уступить место другим:Любимая моя мати,Прекрасная пустыня!Ты приими меня, пустыня,Яко мати свое чадо,Научи меня, пустыня,Волю Божию творити,Приведи меня, пустыня,В Небесное Царство!Разве пустыня лучше мирского жития? Разве " мир " не приведет в Небесное Царство? Или, кроме как в пустыне, нельзя уж и спастись? Трудно на земле спастись среди людей, которые уклонились от Истины. Кривда осталась на земле. И царит она, хоть и сказано:Кто будет кривдой жить,Тот отчаянный от Господа:Та душа не наследуетСебе Царства Небесного;А кто будет правдой жить,Тот причаянный ко Господу:Та душа и наследуетСебе Царство Небесное.Да, не живет человеческий род по заповедям Господним, а меж тем с каждым днем, с каждым часом все приближается и приближается Суд Божий. Гляди, уж и скоро, пели калИки, Архангел Михаил вострубит:Первый раз он вострубит —И души в телеса войдут;Второй раз он вострубит —От гробов мертвы встают;И третий раз вострубит —Все на Суд Божий пойдут.Все на Суд Божий пойдут и придут. И что должны будут приять те, кому скажет Праведный Судия:Вы воли Господней не творили,За крест, за молитву не стояли,Вы нищую братию обижали,Вы друг друга не любили,Заповеди Божии преступали:Меня, Христа, не посетили,Вы нагого не одели,Вы босого не обули,Вы голодного не накормили,Жаждущего не напоили.Что должны такие приять? Что приимут? Что? Зато легко будет нищей братии, потому что она в земной юдоли имя Христово носила. Лазарь спасется, ибо убог был и болезнями угнетаем. Алексей, человек Божий, будет возвеличен там — в надзвездной стороне, так как на земле был нищим. В худую ризу облачился, роздал все свое достояние неимущим, сам сделался нищим, дабы лучше, усерднее Богу потрудиться.КалИки приходили и уходили, но некоторые чернецы, добравшись до Печенги, просили Трифона благословить их на иночество в его монастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

Народные духовные стихи по словим одного ученого есть нечто в роде «народно-поэтического катехизиса», или простой «назидательно-повествовательной речи, бичующей зло и превозносящей добродетель, речи всеми внятно слышимой и вразумительной и потому всем когда-то известной и всеми в народе одинаково любимой». 58 Это именно по преимуществу нужно сказать о русских каличьих духовных стихах, излагающих и поучающих тому, чему научила церковь , что выносилось и усвоялось народом из церковных чтений и песнопений, а также из знакомства с церковно-учительной литературой, излагающих усвоенное и переработанное народной мыслью в форме настоящих народно-эпических произведений... Слагатели таких произведении, певцы калики-перехожие, вероятно, в прежнее, до-Петровское время ближайшим образом выходили из среды старых опытных народных певцов-рапсодов, хранивших и продолживших былевую и обще-эпическую народную песенную старину и в совершенстве знакомых с характером и приемами народного песенного творчества, почему и их духовные стихи (по крайней мере – лучшие) отличаются таким богатством чисто народных творческих элементов. Заняв особое положение в церкви, обласканные и принятые под её любвеобильный покров, – такие певцы, в большинстве случаев, люди бедные или убогие, сделались в христианское время носителями и выразителями в народе того возвышеннейшего учения о любви к ближнему, которому, как мы видели, ежедневно научала церковь и во имя которого она призывала к себе всех «страждущих и обремененных». Певцы-калики и калеки 59 это и есть та «меньшая братия», о которой заботилась церковь , проповедуя словом и делом учение о «нищелюбии». Совершенно естественно, поэтому, что именно учение о «нищелюбии» с особенной сердечностью было усвоено ими и отлилось в их народном творчестве с поразительной рельефностью и полнотой. И вот, это учение не только проповедуется ими, но и положительно возводится в блестящий поэтический апофеоз и решительно проходит по всем их духовным стихам. Послушайте, напр., что они поют – рассказывают о себе в своих каличьих стихах... Христос, по Евангелию, – так передают они учение церкви о нищелюбии, – и приходил на землю для «меньшой братии», жил с нею, и для неё, проповедовал и научал любви к ней. Но Он возносится на небо, покидает землю, оставляет тех, среди которых Он жил и учил, которые всех ближе были к Нему, – на кого же Он оставляет – покидает их, кому поручает заботу об них – оставляет миру?.. Но «мир и Его не признал», «к своим Он приходил – свои Его не приняли», – примет ли их то мир? О, «мир во зле» – «жесток и беспощаден к тем, которые слабы и немощны»... Калики поют...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Людмила ис 14 апреля 2018, 23:03 Как же хорошо... Спасибо за дивную статью, за внутренние слёзы, ею вызванные, за искренность, за рассуждения и мысли, которыми автор делится с нами. В замечательное время мы живем. Мир рушится, но свет Христов наполняет сердца верой, надеждой и любовью. Христос Воскресе! Валентина 14 апреля 2018, 14:47 Как органично вписалась в паломнические записки давно полюбившаяся мне песенка калики " Камушек " ! В поэзии Станислава Минакова я как фольклорист-профессионал много раз замечала претворение типов народного стиха. Иногда в его стихах фольклорный стих выступает в чистом виде, а в этой песенке калики он проявляется лишь в процессе анализа стиховой структуры. Глубинной структурой стиха здесь является фольклорный тонический стих: Из-за лесу, лесу тёмного, из-за садику зелёного... В песенке калики структура этого " чистого " тонического стиха немного расширена посредством увеличения анакрузы до трёх слогов: Стоит наш батюшка на камушке, под кровом бора – как во храмушке... Игнат 14 апреля 2018, 14:11 Стихи придали очерку неожиданную, необычную ноту. " Камушек " Серафима я читал в большой антологии " Молитвы русских поэтов " . Лариса 13 апреля 2018, 23:29 Напиталась!!!Прочувствовала слово- " МОЛЧАЛИ " ....Так и я сейчас....СПАСИБО-не может вместить всё,что ощущаю... Сильно!Благодарю! Елена 12 апреля 2018, 15:00 Лучше об этом не напишешь... Каждое слово на месте. Спасибо за диво дивное Дивеево!!!! Спаси Господь!!! Ольга 12 апреля 2018, 13:45 Изумительная статья... Светлая, грустная, радостная,трепетная, благодатная... Низкий поклон автору, храни его Господь. Фотография храма не позволила пройти мимо, защемило в душе. Нашла. Это восстанавливаемый ныне храм Богоявления (построен в 1910-1911гг., колокольня не сохранилась). Относится к Милостиво-Богородицкому женскому монастырю поселка Кадом Касимовской Епархии РПЦ. Монастырь принимает пожертвования на восстановление храма (у монастыря есть сайт и страничка в ВК)... Игорь Одинцов 12 апреля 2018, 13:22

http://pravoslavie.ru/112124.html

Народные духовные стихи, по словам одного ученого, есть нечто вроде «народнопоэтического катихизиса», или простой «назидательно-повествовательной речи, бичующей зло и превозносящей добродетель, речи всеми внятно слышимой и вразумительной и потому всем когда-то известной и всеми в народе одинаково любимой» 68 . Это именно по преимуществу нужно сказать о русских каличьих духовных стихах, излагающих и поучающих тому, чему научала церковь , что выносилось и усвоялось народом из церковных чтений и песнопений, а также из знакомства с церковно-учительной литературой, излагающих усвоенное и переработанное народной мыслью в форме настоящих народно-эпических произведений... Слагатели таких произведений, певцы калики-перехожие, вероятно, в прежнее, до-Петровское время ближайшим образом выходили из среды старых опытных народных певцов-рапсодов, хранивших и продолжавших былевую и обще-эпическую народную песенную старину и в совершенстве знакомых с характером и приемами народного песенного творчества, почему и их духовные стихи (по крайней мере – лучшие) отличаются таким богатством чисто народных творческих элементов. Заняв особое положение в церкви, обласканные и принятые под ее любвеобильный покров, – такие певцы, в большинстве случаев, люди бедные или убогие, сделались в христианское время носителями и выразителями в народе того возвышеннейшего учения о любви к ближнему, которому, как мы видели, ежедневно научала церковь и во имя которого она призывала к себе всех «страждущих и обремененных». Певцы-калики или калеки 69 это и есть та «меньшая братия», о которой заботилась церковь , проповедуя словом и делом учения о «нищелюбии». Совершенно естественно, поэтому, что именно учение о «нищелюбии» с особенной сердечностью было усвоено ими и отлилось в их народном творчестве с поразительной рельефностью и полнотой. И вот, это учение не только проповедуется ими, но и положительно возводится в блестящий поэтический апофеоз и решительно проходит по всем их духовным стихам. Послушайте, напр., что они поют – рассказывают о себе в своих каличьих стихах... Христос, по Евангелию, – так передают они учения церкви о нищелюбии, – и приходил на землю для «меньшой братии», жил с ней, и для нее, проповедывал и научал любви к ней. Но Он возносится на небо, покидает землю, оставляет тех, среди которых Он жил и учил, которые всех ближе были к Нему, – на кого же Он оставляет – покидает их, кому поручает заботу об них – оставляет миру?.. Но «мир и Его не признал», «к своим Он приходил – свои Его не приняли», – примет ли их-то мир? О «мир во зле» – «жесток и беспощаден к тем, которые слабы и немощны»... Калики поют...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Все они, как правило, описывают традиционный путь русских паломников. Своеобразную «подорожную» составил в XV в. Епифаний Премудрый «От великого Новгорода до Великих Лук 300 верст, от Лук до Полоцка 180, от Полоцка до Меньска (Минска) 200, от Меньска до Случьска до Белгорода 500, от Белгорода до Царя-града 500». Ну, а дальше, до Святой земли, как говорится, рукой подать – пройти еще всего-то три моря. Тот же игум. Даниил из Царьграда идет пешком лукоморьем, описывая близлежащие острова – Крит, Самос, Родос и др.: «Вси ти острови полны людьми и скотом, стоят в ряд друг другу». Достигнув Яффы (от Кипра Даниил идет морским путем), русский паломник считает необходимым сообщить общее расстояние пройденного пути: «От Царя- града до Родоса 8 сот верст; а от Родоса до Афа 8 сот верст; то ти все пути по морю до Афа есть 1000 и 600». Игум. Даниил, как и мн. др., описывал прямой путь. Но был и др. – окольный. Об этом свидетельствует былина «Василий Буслаев молиться ездил». Гости-корабельщики, которых встречает новгородский богатырь, говорят ему: «А и гой еси, Василий Буслаевич!//Прямым путем в Ерусалим-град//Бежать семь недель,//А окольной дорогой – полтора года». В течение нескольких столетий прямой путь оказывался наиболее опасным, в нем царил «разбой велик». Но цель паломничества во всех случаях была одна. В былине «Сорок калик со каликою» она описывается следующим образом: «А и будут в граде Ерусалиме,//Святой святыни помолилися,//Господню гробу приложилися//А всю-та молодцы отправили». Помимо былины «Сорок калик со каликою» основу каличьей поэзии составляли и т. н. духовные стихи – о Егории Храбром, об Алексее человеке Божьем, об Анике-воине, о Дмитрии Солунском, являвшиеся своеобразными распетыми народными вариантами христианских апокрифов и легенд. Соч.: Бессонов П. А. Калики перехожие. Вып. 1–2. М., 1861–64; Русские народные стихи, собранные П. В. Киреевским//Чтения в Об-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. Кн. 9. М., 1849; Русские эпические песни Карелии. Петрозаводск, 1981; Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записки Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях/Подг. текстов к печати, ст. и ком- мент. А. Д. Соймонова. Т. 1. Л., 1977; Собрание народных песен П. В. Киреевского/Сост., предисл., посл. и коммент. В. И. Калугина. Тула, 1986. Лит.: Адрианова (Перетц) В. П. Житие Алексея человека Божия в древнерусской литературе и народной словесности. Пг., 1917; Калугин В. И. Калики перехожие//Струны рокотаху.. Очерки о русском фольклоре. М., 1989; Максимов С. В. Русь бродячая Христа ради. СПб., 1877; Соколов Б. М. История старин о сорока каликах со каликою//Русский филологический вестник. 1–2. 1913. В. Калугин Калиник (Калина) Народное название дня сщмч. Каллиника, 29 июля/11 авг. Именем Калиника назывались утренние морозы, приносящие посевам большой вред. Название морозов-калиников происходит от слов «калить, раскалять», т. к. в народе зимние морозы отождествляли с ковкой железа: ибо зима морозы кует. Летние утренники,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серафим Саровский известен всем. Всем православным и множеству христиан иных исповеданий. А еще всем тем, кто занимается историей России. А еще – продавцам икон и церковных книг, даже если они некрещеные. И еще многим, многим известен старец, всю жизнь бежавший от славы и известности. Гораздо менее известна Досифея Киевская, хотя именно эта святая благословила 22-летнего Прохора Мошнина (будущего старца Серафима) на уход в Саров. Девица-гусар Надежда Дурова известна многим хотя бы по «Гусарской балладе». А вот девушки, скрывавшиеся под мужским именем не в гусарах, но в монашестве, известны разве что по древним житиям. Чем ближе к временам нашим, тем меньше этой экстравагантности. И вот – нате. Родом из рязанских дворян, Досифея (в миру – Дария) получила детское воспитание в монастыре. Вернувшись в семью, не смогла пристроиться к порядкам светской жизни и юной сбежала из дома. Монашество в те времена, как бы ни было это странно некоторым слышать, не жаловали. Постричься молодому человеку было сложно. Дарья под мужским именем стала вести жизнь затворника-юноши вблизи Киева – в Китаевой пустыни. Постриг с мужским именем и в мужском образе был произведен по Высочайшему повелению императрицы Елизаветы. Много спустя после смерти стало известно, что Досифей-затворник – это девица Досифея. Умерла она в 55 лет от роду. Знают о ней не все. Но именно она благословила Серафима идти в Саров и там нести крест монашества. Мы приближаемся к некоему закону, который предстоит сформулировать и подтвердить. Закон таков: великие люди, известные всем, были подвигнуты на труд, благословлены и поддержаны некими менее известными или совсем неизвестными святыми. Илья Муромец, иными словами, лежит на печи до тех пор, пока некие безымянные «калики перехожие» не поднимают его чудесно и не исцеляют на благо всей страдающей земли. Пойдем теперь далее за примерами. Силуана Афонского знают меньше, чем Серафима Саровского. Но его знают. Это через него Дух Святой сказал краткие слова, обращенные ко всем верующим до конца времен: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

http://pravoslavie.ru/102603.html

Утишился Илья, молчит. . – Не унывай много, улыбнулся Глеб, – и наказания Господня не отвер­гай и не тяготись обличением Его. Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Поднял Илья мокрое от слез лицо, шепчет горестно: – Нет мне теперь пощады от Него... Ведь увидел Он сверху, сквозь крышу, как я крест с груди сорвал... – Милость Бога бесконечна. Апостол Петр трижды от Него отрекался, но плакал горько, раскаялся и прощен был. И сейчас Христос невидимо сто­ит пред тобой и видит слезы твои. Знай, прощен ты, и вот знак тому. Раскрыл ладонь, и к Илье тихо, словно перо по воде, поплыл медный крес­тик, бесшумно скользнул за ворот холщовой рубахи... Торопливо, будто щитом, накрыл Илья широкой ладонью маленький, теплый крестик, а князь ласково сказал: – Помни Илья, что ты – Крепость Божья, а посему верь и молись, и обяза­тельно услышит тебя Господь, и исцелен будешь. – А когда? – простодушно хотел было спросить Илья, но вместо князя опять белоснежное облачко заклубилось и медленно растаяло... Долго неподвижно глядел перед собой Илья, и глаза его были уже не тос­кливые, как болотные топи, а как родники чистые, а мысли высоко в зимнем небе белыми-белыми голубями летали» 1176 . И еще десять лет прошло и три года, а всего уже было Илье из Мурома тридцать и три года. Пришли к нему в село Карачарово однажды «две калики перехожи», и был Илья исцелен. Тогда «он услышал во себе си­лушку великую». Калики предрекли ему богатырские подвиги и то, что смерть ему «на бою не писана». Свершил Илья многие подвиги великие, а когда уже «не стало мочи бить неиссякаемые рати супостатов», то при­шел он в обитель Киево-Печерскую, где в монашеском чине неустанно отражал врагов бесплотных. Когда же день, Богом определенный, при­шел, то переселилась душа его в небесные обители, а нам осталось тело его нетленное. И не было бы ратных подвигов, былинами воспетых, если близ Мурома в селе Карачарово прежде тридцать лет и три года не просидел бы он сиднем на лавке. На лавке той величайшая брань была. Там бранился он с Богом и там пред Богом смирился. ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Основные события жизни Младшие из двенадцати братьев киевского князя Владимира, святого, равноапостольного, родились в конце X века в Киеве. В малолетстве поставлены на княжение: Борис — в Ростов, Глеб — в Муром. 1015 год — кончина князя Владимира. В том же году братья убиты братом Святополком Окаянным. Дни их памяти — 2 мая и 6 августа. Илья Муромец Мы произносим: «Илья Муромец» — и сразу память добавляет: Илья Муромец и Святогор, Илья Муромец и Соловей-разбойник, Илья Муромец и Калин-царь, Илья Муромец и Сокольник и другие, а также вспоминаются сюжеты былин о взаимоотношениях Ильи Муромца с князем Владимиром. Открываем православные святцы на день 1 января, читаем о преподобном Илие Муромце, мощи которого почивают в Киево-Печерской Лавре, и невольно думаем: это один человек или это разные люди — богатырь, воин, стоящий на страже Русской земли, и монах — молитвенник за Русскую землю? В народном сознании богатырь Илья и монах Илия слиты воедино. В традициях Руси было посвящать остаток жизни Богу, когда физические силы оставляли тело и чувствовалась близость кончины. Многие богатыри принимали монашество. Вспомним, что и богатырь Александр Пересвет, начавший Куликовскую битву, был монахом. Илья Муромец в народных сказаниях — деревенский уроженец, «сиднем сидящий на печи» тридцать лет и три года. И вот в избу к Илье в селе Карачарове около Мурома (а есть еще московское Карачарово) приходят калики перехожие, то есть Божии люди, паломники, ходящие по святым местам. Просят воды. Илья отвечал, что и рад бы услужить, но нет сил. Калики дают Илье испить из ковша святой водицы. Он чувствует такую силу, что может и землю поворотить. Слезает с печи, садится на своего Бурушку-косматушку и идет защищать Святую Русь, служить великому князю Киевскому Владимиру. Мощь пространств Руси, ее раздолье, богатырская поступь ее сыновей слышатся в каждой былине об Илье Муромце. Важно заметить, что почти все действия былин происходят в Южной Руси, в стольном граде Киеве и окрестностях. А сохранились и записаны были былины в XIX — первой половине XX века, на Русском Севере: там русичи не знали нашествия Орды, не было крепостного права, здесь было хранилище исконной Руси, ее языка, ее отношения к прошлому.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

И как же разительно не похоже оно на печально знакомую многим из нас расхристанную общагу. Та же досадная метаморфоза произошла со словами вертеп (а оно-то, вспомним, из Евангелия!) и сожитель (сожительница), которое и ныне отдаёт не вполне чистым духом — вкралось в него что-то тёмное, нечистоплотное. А вот у Пушкина в «Капитанской дочке» встречаем это слово в его исконном смысле: «Гости требовали вина, хозяин кликал сожительницу». Причём хозяин — это священник Герасим, а сожительница-попадья Акулина Памфиловна. А ещё оно встретилось мне на страницах жития святителя Иоанна Златоуста , патриарха Константинопольского, в изложении святителя Димитрия, митрополита Ростовского: «Господь попустил Иоанну впасть в недуг, выводя его таким путём от пребывания со зверями к сожительству с людьми, дабы он был полезен не только для себя, но и для других». Понятно, что язык живёт, что множество слов приобретают со временем новые значения, но почему неизменно — с понижением смысла? Господь же, как мне кажется порой, всё чает, всё ожидает от нас с многотерпеливой любовью, что жизнь наша в конечном её итоге преобразится — невзирая ни на что — в житие. Так, слово брат, перейдя из церковной лексики в нашу речь, а следом и в жаргон, выродилось в пошлейшие братва и брателло. И не только форма древнего слова изменилась — уродливой стала сама интонация. Правило, гласящее о том, что важно не столько что, а как — незыблемо во все времена. А ведь именно словом братия чаще всего взывает к нам Господь и святые Апостолы со страниц Священного Писания в православном храме. Не случайно поэтому даже И.В. Сталин (некогда учащийся духовной семинарии) в один из самых трагических моментов отечественной истории, выступая в связи с общенациональным бедствием, — началом Великой Отечественной войны, — обратился к своему народу с традиционным церковным: братья и сестры. Так же далёко ушло от своего «прародителя» слово калека, давным-давно ставшее обозначением какого-либо физического увечья. А ведь изначально калики, калики перехожие, калеки перехожие — это старинное название для странников-слепцов, поющих духовные стихи.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Н.С.Серегина находит явные параллели в изображении двоицы богатырей (Святогора и Ильи Муромца) и двух святых киевской Руси (преподобных Антония и Феодосия Печерских). При сравнении былин и богослужебных текстов (стихир), посвященных святым, выявлется несомненное сходства в образах Святогора и Антония, Ильи и Феодосия, а также в характере отношений между Святогором и Ильей, между Антонием и Феодосием (см. Серегина 1994:119-121). Подтверждением такого толкования служит былина " Сорок калик со каликою " , которая является типичной богатырской былиной, но передвижение богатырей вызвано паломничеством из Боголюбова через Киев в Иерусалим (Кирша 1977:121-129). Одна из былин повествует о паломничестве Ильи Муромца в Иерусалим под видом калики перехожего; в виде калики Илья является в былине об Идолище поганом (История 1908:249). А пропавший Добрыня Никитич, пока Алеша Попович сватал его жену, находился в Царьграде. Как писал Г.Федотов, имея в виду житие свв. Бориса и Глеба, " подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещенного русского народа " (Федотов 1985:29). В византийских службах мучеников иногда называют страстотерпцами, но там страстотерпцы не отдельный чин, а еще одно именование мучеников. Причисление же к лику святых в 2000 году царя Николая II и его семьи как страстотерпцев еще раз показало, что страстотерпцы в Русской Православной Церкви – особый чин. В молитве к Борису и Глебу в конце Сказания автор пишет: " Да не придеть на ны нога гордыни и рука грешница не погубить насъ... И всего меча браньна избавита насъ и усобьныя брани чюжа ны створита " (Сказание 1985:62). Как видим, уже в этой молитве свв. Борис и Глеб призываются на борьбу против внешних врагов и против междуусобиц. Конечно, эта черта летописи и эта " логика " характерна не только для летописи и не только для той эпохи. Серапион Владимирский в своих проповедях точно такими же словами воспитывает свою пасту через сорок лет после начала монголо-татарского ига (Памятники 1981:440-441,444-448). И гораздо позже в самых разных произведениях встречаются эта идея – идея христианская.

http://pravoslavie.ru/296.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010