Владимиру Васильевичу Стасову I глава Каликами или калеками в древности назывались у нас странники, ходившие на поклонение в Святую землю (паломники, пилигримы). Сведения о них есть в памятниках XII–XIV века и в былинах, до сих пор повторяемых в народе. Положение их в обществе, судя особенно по былинам, было довольно значительное: и богатыри Владимировы, Илья Муромец, Алеша Попович, Михаил Поток Иванович, не стыдились показываться каликами, даже как будто считали это почетным; с почетом и принимаемы были калики всюду, куда приходили. В сказаниях, прежде означенных, калики нисколько не напоминают калек в нынешнем смысле этого слова: это были все дородные добрые молодцы, силачи, иногда и красавцы, а если и старики, то уж никак не люди, возбуждавшие к себе сострадание каким-нибудь телесным недостатком. В письменных показаниях древности нет (по крайней мере, я не знаю) никаких сведений об их одежде, или, лучше сказать, о их «круте», понимая под этим словом не только одежду, но и все, что при одежде предполагается. Раз только упомянут пахирь калик, т. е. сосуд для питья; но пахирь, конечно, мог быть и не у калик. Бедность письменных сведений заменяется сказаниями былин, до того сходными, что ими может пользоваться, разумеется, с должною осторожностью, самый недоверчивый археолог. Вот главные из этих сказаний: Сорок калик с каликою, собираясь идти в Иерусалим, были так одеты: Лапотики на ножках у них были шелковые, подсумочки шиты черна бархата, в руках были клюки кости рыбьей, на головушках были шляпки земли Греческой. Илья Муромец, собираясь на идолища поганого, накрутился каликою, и именно вот как: Обул Илья лапотики шелковые, подсумок одел он черна бархата, на головушку надел шляпку земли Греческой. Не взял с собой палицы булатной, дорогой спохватился, и, встретясь с каличищем Иванищем, вытребовал у него клюку его. По одному из особенных пересказов былины о подвиге Ильи Муромца против того же идолища (одолища), оболокает Илейко платье каликино, обувает лапотки обтопочки, накладает шляпу

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Любите тех, кто послан Богом Новые стихи 13.11.2019 1978 Время на чтение 19 минут Телята Шукшина Памяти Василия Макаровича Певцы, обложенные карами Вошедших в силу октябрят, Невольно сделались Макарами, В рассказ загнавшими телят. Герои те нерасторопные, На взгляд деревни и жены, Всю жизнь крутились меж окопами Им не объявленной войны. Рассказы – норова зазубринка, Хоть смейся тут, хоть голоси. А для писателя изюминка Меж яблок кислых на Руси. Чем больше эдиков и рудиков По нашей бродит стороне, Тем озорней прослойка чудиков, Что у себя лишь на уме. Не соглашающихся с Ильфами, За стук Остаповых копыт. У наших, по сравненью с ихними, Хватает собственных защит. С двойными смыслами те шалости, Где всё простое кувырком. Порою не хватает малости, Чтоб стать Иваном Дураком. Всё начинается с чудачества, А там глядишь, случится Крым. Русь, переписанная начисто, Открылась перед Шукшиным. 14 октября 2019 Царские имена Александре Пахмутовой и Николаю Добронравову Не на тех мы ныне уповаем… Мне по-русски плачется с утра; Слышу Александру с Николаем В каждой щепке русского двора. Та в тайгу за славой отлетела, Просвистев разбойно по Руси. Что б инкогнито гудела терра Песней их от до-ре и до си. Музыкой, что холодом и зноем С каждой нас манила стороны. Под неё мечтал я стать героем Где-нибудь поближе от луны. Молодёжь советского помола, Пела так, что никли камыши. Были ноты не от комсомола, А скорей от собственной души. Сочеталось малое с великим, Песня оживала на лету. И несли советские калики Со щитом певучую чету. Мы с тобой, ровесник, распеваем Всё, что пела столько лет страна. Александра с мужем Николаем, Царские в России имена. 9 ноября 2019 Меленские лебеди Брянскому губернатору Александру Богомазу Сельскую Россию вижу наяву, И себя ругаю, что здесь не живу. Посреди блистают чудо-закрома; А вокруг их хаты, ну, и терема. Может быть, то Меленск, может быть, Меленск. Брянск отсюда рядом, чуть шагнёшь – Смоленск. Тут не ходят бабы в гости без шелков,

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/13/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕРЕВЯНИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в 4 верстах от Вел. Новгорода (ныне в черте города), на правом берегу р. Волхов. Назван по речке Деревянице (Деревянке), к-рая впадала в Волхов. История Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь. Фотография. 2006 г. Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь. Фотография. 2006 г. Основан как мужской. Впервые упоминается под 1335 г. в связи со строительством по благословению архиеп. Новгородского свт. Моисея каменного храма в честь Воскресения Христова (НПЛ. С. 346), при к-ром он основал мон-рь «на Деревяницы». По инициативе свт. Моисея в Д. м. был построен и 2-й каменный храм - в честь Успения Пресв. Богородицы (Новг. летописи. 1879. С. 136). В 1348 г. по указу Новгородского архиеп. св. Василия Калики Воскресенский собор был расписан (НПЛ. С. 361; ПСРЛ. Т. 16. С. 79). В XIV - нач. XVI в. Д. м. был тесно связан с домом Св. Софии. В монастыре существовали «владычне хоромы» (НПЛ. С. 404) для ушедших на покой Новгородских архиереев. В каменной паперти Воскресенского собора были похоронены святители Новгородские Алексий († 1390) и Иоанн II († 1417), в 1421 г.- Симеон (ПСРЛ. Т. 30. С. 166). В 1424 г. из Д. м. был избран по жребию на Новгородскую кафедру «владычен духовник» мон. Омельян (впосл. епископ Евфимий I ). В 1454 г. еп. Евфимий вложил в монастырь служебную Минею ( Кадыкин. С. 7). Согласно записи на списке Устава Иерусалимского 1498 г., еп. Евфимий был погребен в Д. м. (ИРЛИ. Новгородско-Псковское собр. 89. Л. 296 об.). В 1553 г. в Д. м. принял постриг «владычен сын боярский Василий Борисович Осенин» (Новг. летописи. С. 86). «Владычен огород» близ мон-ря упоминается и в писцовой книге 1582 г. ( Неволин. С. 134). По реформе 1528 г. при архиеп. Новгородском св. Макарии в Д. м. был введен общежительный устав. В связи с Ливонской войной и захватом Швецией территории Карелии в 1581 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/171729.html

Месяцеслов Старый/Новый стиль Январь 9/22 Филиппа II Московского и всея Руси митрополита (в миру Колычева Феодора), чудотворца 11/24 Михаила Клопского, Новгородского, Христа ради юродивого 12/25 Галактиона Белозерского, Христа ради юродивого 12/25 Мартиниана Белозерского, игумена 13/26 Елеазара (Севрюкова) Анзерского, Соловецкого, прп. 17/30 Антония Дымского, прп. 17/30 Антония Краснохолмского, прп. 17/30 Антония Римлянина, прп., чудотворца 17/30 Антония Чернозерского, прп. 19/1 Макария Римлянина Новгородского, прп. 19/1 Феодора Новгородского, Христа ради юродивого 20/2 Евфимия Сянженского, прп. 23/5 Феоктиста Новгородского, архиепископа 25/7 Моисея Новгородского, архиепископа 26/8 Ксенофонта Робейского, игумена 28/10 Ефрема Новоторжского, архимандрита 31/13 Никиты Печерского, Новгородского епископа, Пахомия Кенского, прп., – суббота по Богоявлении Февраль 1/14 Трифона (Митрофана) Печенгского, Кольского, прп., просветителя лопарей 4/17 Кирилла Белого, Новоезерского, Новгородского, прп. 9/22 Геннадия Важеозерского, прп. 9/22 Никифора Важеозерского, прп. 10/23 Анны Новгородской, княгини, прп. 10/23 Антония (Добрыни Андрейковича, Ядрейковича), Новгородского, архиепископа 10/23 Аркадия Новгородского, епископа 10/23 Аффония (Афония) Новгородского, митрополита 10/23 Василия Калики, Новгородского, архиепископа 10/23 Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца 10/23 Германа Новгородского, епископа 10/23 Григория (Гавриила) Новгородского, архиепископа 10/23 Иоакима Корсунянина, Новгородского, епископа 10/23 Иоанна Новгородского, архиепископа 10/23 Иулиании Новгородской, матери блаженного Николая Кочанова 10/23 Луки Жидяты, Новгородского, епископа 10/23 Мартирия Новгородского, архиепископа 10/23 Мстислава Новгородского, князя 10/23 Никиты Печерского, Новгородского епископа, затворника 10/23 Пимена Новгородского, архиепископа 10/23 Симеона Новгор одского, архиепископа 10/23 Феодора Ярославича Новгородского, князя 11/24 Всеволода (в крещении Гавриила) Псковского, князя 22/7 Германа Столобенского, прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Т.Р. Руди Жития Новгородских святых в Прологе Папского Восточного института А.Г. Бобров Стишной Пролог за март-август, хранящийся в Папском Восточном институте в Риме под шифром Slavo 5, был лишь сравнительно недавно введён в научный оборот. Описание собрания рукописей Папского Восточного института было опубликовано А. Джуровой и К. Станчевым только в 1997 г. 1754 , хотя сама рукопись Slavo 5 начала XVI в 1755 . была куплена Папским Восточным институтом на аукционе «Международная книга» в Ленинграде ещё в 1934 г 1756 . В 2002 г. А.А. Турилов напечатал в журнале «Славяноведение» рецензию на это описание, причём он пришёл к принципиальным выводам, что все находящиеся в Прологе Slavo 5 краткие жития русских святых уникальны, неизвестны по другим спискам, и что сама рукопись имеет псковское происхождение 1757 . Об интересующем нас манускрипте речь идёт также в новейшей статье А.А. Турилова и М.А. Шибаева об архиепископе Евфимии, опубликованной в «Православной энциклопедии». Авторы осторожно датируют рукопись 1-й четвертью XVI в. и говорят о Житии Евфимия Новгородского, что «подобно большинству других русских житий в составе этой рукописи (свт. Василия Калики, прп. Евфимия Суздальского и др.) текст его уникален», а «факт его создания свидетельствует о распространении почитания Евфимия в ранний период (между 1479 и 10-ми гг. XVI в.) за пределами Новгородской земли». Поскольку Евфимий в заглавии назван «великим Новоградьским новым чюдотворьцем, архиепископом Пыжова Великаго», авторы подтверждают сделанный ранее А.А. Туриловым вывод о псковском происхождении рукописи, а также затрагивают вопрос об источниках текста Жития Евфимия (см. подробнее ниже) 1758 . Всего в Стишном Прологе находится 23 текста, посвящённых памяти русских святых или событий: Евфимия Новгородского (10 марта, л. 3 об.−4); Ионы митрополита (30 марта, л. 34 об.); Евфимия Суздальского (1 апреля, л. 36 об.−37); Перенесения мощей Бориса и Глеба (2 мая, л. 79−79 об.); Феодосия Печерского (3 мая, л. 80 об.−82); Освящения Десятинной церкви князем Владимиром (12 мая, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Петербургские студенты ведут раскопки уникального храма в Новгородском кремле 26 июля, 2012. Новостная служба Храм этот не был обозначен ни на одной карте. До археологических раскопок о существовании и облике средневекового храма можно было судить только по его изображению на Михайловской иконе начала XVIII века и упоминанию в летописи 26 июля. ПРАВМИР. Студенты Санкт-Петербургского государственного университета проводят раскопки средневекового храма, посвященного Входу в Иерусалим, в Новгородском кремле. Храм этот не был обозначен ни на одной карте. До археологических раскопок о существовании и облике средневекового храма можно было судить только по его изображению на Михайловской иконе начала XVIII века и упоминанию в летописи, сообщает Седмица.ru . Как рассказал один из руководителей экспедиции, доцент СПбГУ Илья Антипов, раскопки показали, насколько уникальной является данная находка: впервые в новгородской архитектуре появляются двухуступчатые лопатки, круглые восточные столбы. Сохранилась лестница на хоры, большой закладной крест, вложенный в стену к югу от западного входа в храм, пол XIV века, кирпичный пол XVII века и фрески. Строительство храма велось в 1336 году по заказу архиепископа Василия Калики, занимавшегося благоустройством Новгородского кремля. Прозвище Калика (паломник) архиепископу дали в связи с тем, что он посетил Святую землю. Обнаруженная церковь, видимо, и была посвящена этому паломничеству. Росписи в храме делала артель живописцев, которую возглавлял Исайя Гречин. Находка фундамента произошла в 2009 году случайно, при прокладке кабеля на территории Кремля. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 21 марта, 2024 21 марта, 2024 21 марта, 2024

http://pravmir.ru/peterburgskie-studenty...

Василий Перов. Странник Лет 100 назад по дорогам России ходили странники и странницы, калики перехожие, богомольцы — те, кто паломничал по святым местам и жил милостыней. Странноприимство — предоставление ночлега и пищи богомольцам — почиталось одной из христианских добродетелей. При каждом монастыре была «странноприимница» — гостиница, в которую принимали всех приходивших бесплатно, во славу Божию. Сейчас странников не осталось. Хотя тяга к странствиям живет в нашем сердце, зовет в путь, тревожимая протяжным гудком поезда дальнего следования или белоснежной дорогой, уходящей в неизвестные просторы. Тяга к странствиям рождает строки поэта милостью Божией: Благодати исполнены кущи, Пруд, заросший туманом, кадит. Мир тебе, одиноко идущий, И тому, кто тебя приютит . Помню, я слушала эту песню отца Романа, и она затрагивала в душе какие-то неведомые струны, звала за собой. И, крестами себя пообвесив, Побреду неизвестно куда, Заходя в близлежащие веси, Стороной обходя города . Правда, я твердо знала: сейчас странников нет, ну, или почти нет. И вот встретила одного из них в Дивеево. Но все по порядку. На святом источнике монастыря безлюдно. Конец ноября, тихо падает снег, деревья в инее. Часовенка стоит белоснежная. И от морозного воздуха вода купели кажется еще холоднее. Топчусь нерешительно у купальни и собираюсь с духом. — Смелее, сестричка! Это ж только на пользу — для здоровья… Оборачиваюсь и вижу: рядом с часовенкой сидит путник. Одежда простая, но теплая, для дороги — в самый раз, за плечами рюкзак, видно: паломник опытный. Очень добрые и умные глаза — они привлекли мое внимание. Завязалась беседа. Так я познакомилась с Володей. Он подарил мне свою историю, которую разрешил рассказать. Володе 50 лет, а выглядит он лет на десять моложе. Вообще, я заметила, что многие верующие люди, внимательные к своей духовной жизни, выглядят моложе своих лет. Может, из-за постов и благочестия? А может, потому что к старости все наши страсти на лице проступают: и гнев, и похоть, и гордыня? А они со страстями всю жизнь борются… И чистота души внешне проявляется, светится в добрых глазах, во всем облике…

http://pravoslavie.ru/64039.html

Фрагменты фресок XIV века нашли в Новгородском кремле. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Фрагменты фресок XIV века нашли в Новгородском кремле 13.09.2018 10:50 Версия для печати Великий Новгород, 13 сентября. Археологи нашли в Новгородском кремле фрагменты фресок XIV века, сообщили «Интерфаксу» в среду в пресс-службе Новгородского государственного музея-заповедника. «Находки сделаны во время разведочных раскопок между Софийским кафедральным собором и Грановитой палатой», - сказал собеседник агентства. Раскопки проводились архитектурно-археологической экспедицией Санкт-Петербургского госуниверситета под руководством кандидата исторических наук Ильи Антипова. «На найденных фрагментах фресок главным образом нанесены орнаменты. Ученые предполагают, что это - роспись палаты новгородского архиепископа Василия Калики, которая, согласно летописным источникам, была построена между Софийским собором и Грановитой палатой в 1350 году», - добавили в пресс-служб музея.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ КАЛИКА († 3.07.1352, Михайловский мон-рь на устье Узы), свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Вел. Новгорода и Пскова. До пострижения в монашество носил имя Григорий, служил священником в новгородской ц. святых Космы и Дамиана «на Холопьи улици» в Неревском конце. Совершил паломничество в Св. землю, о чем впосл. упоминал в послании к Тверскому еп. св. Феодору II (Доброму) , об этом же свидетельствует и прозвище Калика, т. е. паломник. Григория, «мужа добра и смерена», новгородцы избрали по жребию архиепископом после 8-месячного вдовства кафедры, вызванного уходом на покой прежнего архиепископа свт. Моисея , принявшего схиму (др. кандидатами на архиепископский престол были иером. Арсений и архим. (очевидно, юрьевский) Лаврентий). Лист с предпологаемым изображением свт. Василия Калики (справа внизу?). Новгородская служебная минея. XII в. Январь (ГИМ. Син. 163. Л. 255 об) Лист с предпологаемым изображением свт. Василия Калики (справа внизу?). Новгородская служебная минея. XII в. Январь (ГИМ. Син. 163. Л. 255 об) 1 янв. 1331 г. свящ. Григорий принял постриг с именем в честь поминаемого в этот день свт. Василия Великого. 24 июня того же года отправился на поставление во Владимир-Волынский, где в то время находился Киевский митр. Феогност . В пути В. К. был задержан литов. вел. кн. Гедимином и вынужден был обещать передачу Новгородом сыну Гедимина Нариманту (Глебу) ряда новгородских пригородов и земель (Ладогу, Орехов, Корелу и половину Копорья). 25 авг. В. К. был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского. Во время пребывания во Владимире-Волынском В. К. не допустил образования Псковской епархии во главе с неким Арсением (неизвестно, тем ли самым, к-рый был кандидатом в Новгородские архиепископы, или нет), чего совместно добивались союзные в то время Псков и Великое княжество Литовское . На обратном пути В. К. и его свита «уходом бежали» от посланной Гедимином погони. Под Черниговом они подверглись нападению киевского кн. Федора, взявшего с новгородцев откуп. В. К. вернулся в Новгород 8 дек. 1331 г.

http://pravenc.ru/text/150805.html

В Новгородском кремле ведутся раскопки средневековой церкви Великий Новгород, 26 июля 2012 г. Студенты СПбГУ на летней практике проводят раскопки церкви Входа в Иерусалим в Новгородском кремле, сообщается на сайте СПбГУ . Храм не был обозначен ни на одной карте, его фундамент нашли в 2009 году случайно, при прокладке кабеля. Чтобы узнать, что скрывается под газонами и дорожками современного Кремля Великого Новгорода, надо хорошо изучить историю Новгородской земли. Несколько столетий назад на этой территории теснилось много небольших церквей, возводимых новгородцами по разным событиям и поводам. Один из таких храмов был неожиданно обнаружен, и сегодня изучается сотрудниками и студентами СПбГУ. Как рассказал один из руководителей экспедиции, доцент СПбГУ, к.и.н. Илья Владимирович Антипов, раскопки показали, насколько уникальной является данная находка – впервые в новгородской архитектуре появляются двухуступчатые лопатки, круглые восточные столбы. Сохранилась лестница на хоры, большой закладной крест, вложенный в стену к югу от западного входа в храм, пол XIV века, кирпичный пол XVII века и фрески. До археологических раскопок о существовании и облике средневекового храма можно было судить только по его изображению на Михайловской иконе начала XVIII века и упоминанию в летописи. Строительство храма велось в 1336 году по заказу архиепископа Василия Калики. Прозвище Калика (паломник) архиепископу дали в связи с тем, что он посетил Святую землю. Архиепископ занимался обустройством новгородского кремля, и данная церковь, видимо, была посвящена этому паломничеству. Росписи в храме делала артель живописцев, которую возглавлял Исайя Гречин. Находка фундамента произошла в 2009 году случайно, при прокладке кабеля на территории Кремля. Начальник управления государственной охраны культурного наследия комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области Денис Безруков пояснил, что этот фундамент «…нигде не обозначен. В этом месте на всех картах - чистый лист, просто культурный слой и всё. Теперь, естественно, для нас это - вновь выявленный объект культурного наследия». С 2010 года археологическая экспедиция СПбГУ начала проводить работы по раскрытию нового памятника. В этом году участники экспедиции открывают и фиксируют слой XIV века. 26 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55086.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010