Аттестаты о моей службе и письменный вид, представлены Правлением дороги в Министерство Путей Сообщения, каковые по получении будут представлены Вам.“ Справка: По § 115 устава духовных академий: „Сверх студентов могут быть допускаемы к слушанию академических лекций и посторонние лица, по усмотрению Епархиального Преосвященного“. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении допустить Рязанского мещанина (домовладельца Сергиевского Посада) Михаила Павлова к слушанию академических лекций по указанным в его прошении предметам. XI. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что действительные студенты Академии – выпуска минувшего 1899 года: Богданов Николай, Богословский Георгий, Остроумов Николай , Шаповаленко Григорий и Якубовский —269— Полиевкт, и выпуска текущего 1900 года: Арбеков Николай, Беляев Владимир, Грацианский Дмитрий, Другов Александр и Зеленцов Василий – удовлетворительно выполнили поставленные им при окончании академического курса условия для получения степени кандидата богословия, именно: Богданов Николай представил кандидатское сочинение (отмеченное баллом 4−) и семестровое сочинение по истории и разбору западных исповеданий (балл 3½); Богословский Георгий – кандидатское сочинение (4−); Остроумов Николай – кандидатское сочинение (4½) и семестровое сочинение по педагогике (3½); Шаповаленко Григорий – кандидатское сочинение (4½); Якубовский Полиевкт – кандидатское сочинение (4½); Арбеков Николай – кандидатское сочинение (5−) и семестровые сочинения по патристике (5), библейской археологии (3½) и русскому языку (4); Беляев Владимир – кандидатское сочинение (4+) и семестровые сочинения по библейской археологии (4½) и священному Писанию Нового Завета (3); Грацианский Дмитрий – кандидатское сочинение (4½) и семестровые сочинения по патристике (4½) и библейской археологии (3½); Зеленцов Василий – проповедь (3½); Другов Александр – проповедь (3) и сдал устное испытание по русской гражданской истории (4). Не вполне удовлетворительно сдал дополнительные устные испытания по Священному Писанию Ветхого Завета и патристике действительный студент Академии выпуска текущего 1900 г., сербский уроженец, Савва Попович, получив по тому и другому предмету балл 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г) ЦЕРКОВЬ — СОБОРНАЯ Экуменисты неправильно толкуют и соборность (вселен-скость) Христовой Церкви. Как уже было сказано, они недооценивают истину, исповедуемую в абсолютно неискаженном виде только в Православии, пренебрегают Богооткровенными догматами Церкви как существенным признаком ее вселенности и соборности, т. е. подлинной экуменичности, и выдвигают на первый план численность, дабы Церковь могла быть «влиятельной международной силой» 73 . С этой целью экуменисты предлагают объединиться всем «церквам», включая в их число и еретические общности, давно отсеченные от Христа (ср. Ин.15:6 ), но это внешнее безблагодатное объединение не может создать истинную вселенскую соборную Церковь Христову! Еще в IV веке св. Кирилл Иерусалимский прекрасно и полно объяснил то свойство Церкви, которое в Символе веры обозначено по-гречески словом καδολικ (кафолическая, а по-славянски — «соборная»). Он пишет в 18м огласительном слове, § 23: «Церковь называется соборною, потому что она в целой вселенной, от пределов земли до пределов ее, и потому что во всеобщности (καδολικς) и без всякого опущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения, догматы о видимом и невидимом, о небесном и земном; еще потому, что подчиняет благочестию весь человеческий род..; и, наконец, потому, что повсеместно (καδολικς) врачует и исцеляет она всякого рода грехи, совершаемые душою и телом; и в ней же приобретается все именуемое добродетелью…— и в делах, и в словах, и во всяком духовном даровании» 74 . Анализируя это определение, архиепископ Брюссельский Василий подчеркивает, что Христова Церковь у св. Кирилла словом «кафолическая» 75 изображается: Подытоживая, архиепископ Василий заключает: «Мы видим, что… внешние признаки кафоличности здесь не отрицаются; но ударение ставится на качественных понятиях — всецелости в истине и благодати» 76 . Подобные мысли высказывает и архимандрит Иустин (Попович) . Он пишет: «Самое Богочеловеческое бытие Церкви всеохватное, вселенское, кафолическое, целостное, соборное.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Дух, хотя всегда пребывает в достойных, однако же в случае только, нужды действует, или в пророчествах, или в исцелениях, или в других действиях сил... Дух – воистину место святых. И святой есть собственное место Духа, представляет себя в жилище Духа с Богом и именуется храмом Его». Мы получаем помощь от Духа Святого «по мере нашей чистоты от греха». «И жизнь подается нам от Бога чрез Христа во Святом Духе... Бог живет в нас чрез Духа... Усовершившихся в добродетели называем богами, и усовершение достигается чрез Духа... Обитание Духа Святого есть обитание Христа ( Рим.8:9, 10 )». Верховное начало святой церковной соборности на всю вечность дано через Богочеловечность, начиная от Первого Святого Апостольского Собора. Равный Апостолам святой Василий Великий благовествует: «Апостолы говорят: Изволися же Святому Духу и нам ( Деян.15:28 ), говорят, не наряду себя ставя со властию Духа, но подчиняя себя Духу как Им тогда наставленные... они выражают сим, что как бы одно ведение, одна мысль и одна власть у них с Духом... Так и Духу изволися владычественно данное Церкви узаконение, Апостолам же изволися служебное провозглашенное ими постановление». Об очевидном и чудотворном вездесущии и вседейственности Святого Духа святой Василий богодухновенно свидетельствует: «Дух Святой наполняет Ангелов, наполняет Архангелов, освящает Силы, оживляет всё и вся. Он, разделяемый каждой твари, приемлется каждой тварью по ее мере, не умаляясь от множества причастников. Дух Святой всем подает Свою благодать, но Сам остается неистощаемым и неделимым. Всех просвещает Он к познанию Бога, вдохновляет пророков, умудряет законодателей, посвящает священников, укрепляет царей, усовершает праведников, украшает целомудренных, сообщает дар исцелений, оживотворяет мертвых, освобождает узников, усыновляет чужих. Совершает же сие чрез рождение свыше. Если возьмет верующего мытаря, делает его Евангелистом ( Мф.9:9 ). Если будет в рыбаре – делает его Богословом. Если найдет кающегося гонителя, соделывает его Апостолом языков, проповедником веры, сосудом избранным ( Деян.9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Ибо, потеряв Бога, он потерял и тело, и душу, и небо, и землю, и временное, и вечное — все!..» [ ] Святитель Василий Великий уверяет, что лишение общения с Троичным Богом — это самое невыносимое из всех зол. Ибо для испытавшего эту катастрофу отчуждение и отдаление от Бога более тяжко и невыносимо, чем ожидаемые наказания геенны, как лишение света для глаза, пусть даже пока это лишение не сопровождается болью [ 1134 ]. Так что не существует большего зла, «большего ужаса, чем вечность без Христа». «Я предпочел бы, — пишет Иустин Попович, — быть в аду со Христом (простите мне этот парадокс), чем в раю без Христа. Потому что там, где нет Христа, все превращается в проклятие, горечь, ужас» [ 1135 ]. И значит, мы должны бояться даже не вечного ада, но лишения любви и общения с Триипостасным Богом, источником всякой жизни, сияния и красоты. Ад, отпадение от всеблагого Бога — это вершина зла, торжество греха, победа богоненавистника и человеконенавистника диавола над человеком! 2. Страшная кара — и тот неописуемый стыд, который тогда испытают грешники. Ибо, как отмечает святитель Василий Великий, они увидят свой позор и печати, свидетельства грешных дел, так что стыд, который они испытают, будет ужаснее тьмы и вечного огня. С этим стыдом грешники будут жить вечно, чтобы всегда иметь перед глазами знаки греха, совершенного телом; эти знаки, как некая несмываемая краска, будут вечным укором их душам. И весь этот «стыд и вечное поругание», которое они испытают, когда Судия сядет на престоле и перед Ним задрожит все творение, представляют собой «наказание, горшее всех» [ 1136 ], самое жестокое и невыносимое наказание из всех наказаний. Позор этот будет невыносим, ибо на этот ярком и открытом для всех зрелище будет явлено все, и наши знакомые и незнакомые увидят все наши грехи! Зрителями всего этого будут святые, которые светлее «и злата, и камней драгоценных, и лучей солнечных». За всем этим будут наблюдать и «еще более прославленные — Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Силы, Власти» [ 1137 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Иеромонах Алексий (Кабалюк) был осужден на четыре года и шесть месяцев тюрьмы и 100 крон штрафа; Николай Сабов – на три года и 400 крон штрафа; Дмитрий Петровций – на два года и шесть месяцев и 200 крон штрафа; Илья Пирчак – на два года и шесть месяцев и 300 крон штрафа; Михаил Палканинец – на два года и три месяца и 100 крон штрафа; Степан Кеминь – на два года и 200 крон штрафа; Степан Вакаров, Дмитрий Попович – на два года и 300 крон штрафа; Кирилл Прокоп – на год и восемь месяцев и 300 крон штрафа; Юрий Воробчук – на год и шесть месяцев и 100 крон штрафа; Юрий Чопик – на год и четыре месяца и 100 крон штрафа; Федор Мускур, Михаил Росоха, Василий Куцина, Георгий Варга – на год и 100 крон штрафа каждый; Юрий Угаль, Иван Газий – на десять месяцев и 100 крон штрафа; Дмитрий Рапинец, Юрий Тришинец, Василий Рубиш – на девять месяцев и 100 крон штрафа; Андрей Кеминь, Юрий Симулик, Илья Фейсак – на восемь месяцев и 100 крон штрафа; Юрий Незбайло – на восемь месяцев и 800 крон штрафа; супруга Федора Фицая, Михаил Думницкий, Иван Думницкий, Михаил Данко, Андрей Брод, Иван Ретий, Мария Сочка – на шесть месяцев тюрьмы и 50 крон штрафа каждый; Иван Балог – на пять месяцев и 50 крон штрафа . Периодические издания о судебном процессе в Мараморош-Сиготе В оценке Мараморош-Сиготского процесса венгерская общественность разделилась на два лагеря: либерально-протестанское направление осуждало процесс, католическо-консервативное его поддерживало. Венгерская оппозиционная газета «Будапешт» по поводу Мараморош-Сиготского процесса писала: «Этот процесс бессмысленный и несправедливый, это кровавая клевета» . Русская газета «Голос Москвы» 21 января 1914 года опубликовала интервью прежнего венгерского министра юстиции Г. Полони, который негативно оценивал судебный процесс: «Доказательства обвинения в основном отсутствуют, подсудимые – бесправные и несчастные люди, доведенные до нищенства. Дело идет не о политической агитации, а о религиозной пропаганде» . По поводу процесса чешский депутат Клофач подал 9 января 1914 года в австрийском парламенте протестующую интерпелляцию.

http://pravoslavie.ru/30790.html

Книги современных авторов (в алфавитном порядке): Антоний (Блум), митрополит. Богослов. 2, 3. Арсеньев Владимир. Богослов. 2, 3, 4. Афанасьев Николай, протопресвитер. Литургист, богослов, историк. 3–4. Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу «Православие». В других его работах есть неправославные мысли. Василий (Кривошеин), архиепископ. Богослов. 3–4. Вениамин (Федченков), митрополит. Автор книг о православной жизни, благочестии. 2, 3. Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. 2, 3. Глубоковский Николай. Библеист. 4, 5. Дворкин А. Специалист по сектам. 2, 3, 4. Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу «Записи». 3. Зеньковский Василий. Богослов, философ, педагог. 3–4. Иларион (Алфеев), митрополит. Богослов, патролог. Для новоначальных христиан особенно рекомендую его книгу «Таинство веры». 2, 3, 4. Иоанн (Шаховской), архиепископ. Богослов. 3. Иустин Попович, архимандрит. Прекрасный сербский богослов и писатель. 3, 4. Каллист (Уэр), епископ. Богослов. 3–4. Карташев Антон. Церковный историк. 3–4. Кассиан (Безобразов), епископ. Библеист. 4, 5. Киприан (Керн), архимандрит. Богослов, патролог. 3–4. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Богослов, проповедник, церковный деятель. Все его работы очень полезны для знакомства с верой и задачами Православной Церкви. 2–4. Клеман Оливье. Богослов. 3, 4. Концевич И.М. Исследователь русского старчества и святости. 2. Кураев Андрей, протодиакон. Церковный публицист, богослов. 2, 3. Лосский Владимир. Богослов очень высокого уровня. 5. Льюис Клайв. Английский мыслитель. Очень яркие и полезные произведения. 2, 3, 4. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Богослов, историк, патролог, 3–4. Мень Александр, протоиерей. Богослов, историк, библеист. 2, 3, 4. Николай Велимирович (Сербский). Богослов. 3, 4. Паисий Афонский, схимонах. Это современный подвижник (умер в 1994 г.). Все его книги, а также книги о нем рекомендую. 3 Софроний (Сахаров), архимандрит. Богослов. Очень ценна его книга «Старец Силуан». 3, 4.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vospitanie-...

Лит.: Попов И. В. [Рец.] Еп. Антоний. Полное собр. соч. Т. 1-3. Каз., 1900//БВ. 1901. 1. С. 171-187; Никольский В. О богословских трудах высокопреосв. Антония, еп. Волынского//Казанские ЕВ. 1911. 44. С. 49-85; Ромашков Д. , свящ. Ученик об учителе. Х., 1914; Елевферий (Богоявленский), митр. Об искуплении: Письма к митр. Антонию в связи с его сочинениями. П., 1937; Флоровский. Пути русского богословия. С. 426-438, 564-566; Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943; Зеньковский В. В. История русской философии. П., 1950. Т. 2; Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митр. Киевского и Галицкого. Н.-Й., 1956-1963. Т. 1-10; Троицкий С. В. , проф. О неправде карловацкого раскола. П., 1960; Мануил. Ч. 1. С. 313 - 330; РПЦЗ. 2 т.; Иустин (Попович), архим. Тайна личности митр. Антония и его значение для православного славянства//Правосл. жизнь. Джорд., 1976. 8. C. 1-13; Шоломова С. Б. «Остаюсь Ваш доброжелатель и богомолец...»: К истории взаимоотношений священника Павла Флоренского и митрополита Антония (Храповицкого) [публ. переписки]//ЖМП. 1998. 6. С. 67-80; Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX в.). М., 2000; Кравецкий А. Г. , Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России, кон. XIX - нач. XX в. М., 2001. С. 125-128, 264-266. Э . П . Р . Рубрики: Ключевые слова: ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)

http://pravenc.ru/text/116026.html

На достоверности воплощения Спасителя зиждется всё домостроительство спасения. «Если бы не было Господня пришествия во плоти, – говорит святой Василий Великий , – то Искупитель не дал бы смерти возмещение за нас и не упразднил бы Собою царство смерти. Ведь если бы смерть обладала чем-то одним, а Господь воспринял на Себя другое, то смерть не прервала бы своего действования, страдания богоносной плоти не принесли бы нам пользы, Господь не умертвил бы грех во плоти, мы, умершие в Адаме, не были бы оживлены Христом; не было бы ни восстановлено падшее, ни воздвигнуто сверженное и не стало бы близким к Богу отчужденное от Него обманом змия. Ибо всё это упраздняют те, кто говорит, что Господь пришел, имея плоть небесную». «Господь принял на Себя естественные страдания, дабы подтвердить истинность, а не призрачность вочеловечения; все же страсти, проистекающие от зла и оскверняющие чистоту нашей жизни, Он отверг как недостойные Пречистого Божества. Поэтому сказано, что Он родился «в подобии плоти греховной» ( Рим.8:3 ); не в подобии плоти, а «в подобии плоти греховной». Посему хотя и воспринял Он на Себя нашу плоть с ее естественными страданиями, однако же «не сделал греха» ( 1Пет.2:22 ). Но как смерть, переданная нам Адамом во плоти, потреблена была Божеством, так и грех уничтожен праведностью, которая во Христе Иисусе, поэтому при воскресении мы примем плоть, которая не будет подлежать ни смерти, ни греху». Господь воплотился, чтобы люди, совоплощаясь Ему, спасались от греха и смерти. «Промышление Бога и Спасителя нашего о спасении человека, – благовествует святой подвижник Василий Великий , – это воззвание человека из падшего состояния и возвращение его в общение с Богом из состояния отчуждения, произведенного преслушанием Божией заповеди. Для этого – пришествие Христово во плоти, для этого – правила евангельской жизни; для этого – страдания, крест, погребение, Воскресение, чтобы человек, спасаемый через подражание Христу, восприял то прежнее усыновление. Поэтому для совершенства жизни необходимо подражание Христу, то есть не только подражание показанным в жизни Христовой примерам негневливости, смиренномудрия и долготерпения, но и смерти Христовой, как говорит об этом подражатель Христов Павел: «сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» ( Флп.3:10–11 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

На надпорожнике двери из галереи в часовню сохранилась резная надпись: «Изволением Отца и поспешением с(ы)на и содействием Стого Духа создася храм сей стого Иоанна Рождество Хва Пртчи мца юня дня из года Божия АХЗА». Некоторые изменения внесены при ремонте 1715 г. Ремонтировалась в 1823 г. Стенопись церкви происходит из разных времен: в алтаре сохранилась роспись начала XVII в. кисти мастера Григория (?), часовня на эмпоре разрисована в 1672 г. на средства Ивана Кобриновича (надпись на западной стене церкви: «Рок Бож 1672 изображался храм сей святой старателем и тиражом славного господина Иоанна Кобрынового»), восточная стена нефа – в 1736 г. Несуществующий уже иконостас часовни рисовал в 1669 г. маляр - попович Стефан Медицкий. Отдельные иконы «Христа с апостолами» и «Богородицу» в 1694 г. нарисовал его сын – маляр Иван Медицкий. Алтарную икону «Св. Николая» в 1746 г. нарисовал А. Василий, а запрестольную «Христа-виноградаря» – Василий Глебкевич в 1753 г. Иконостас церкви двух периодов: наместные иконы первой половины XVII в., верхний с апостолами в 1780 г. нарисовал священник церкви св. Параскевы в Дрогобыче о. Петр Метельский. В 1961 г. церковь закрыта. Реставрирована в 1970-1971 г.г. (архитектор И. Могитич, художники А. Эрко, Н. Слипченко, П. Ленивский) и превращена в музейный объект. К северо-западу от неё расположена трёхъярусная Столбовая колокольня оборонительного типа, покрытая высокой палаткой. Литература: Драган М. «Украинские деревляные церкви». - Львов, 1937; Логвин Г.Н. «По Украине». Древние художественные памятники. - Киев, 1968; «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР». - Киев, 1985; Пастух Р., Савьяк П. «История города Дрогобыча». - Дрогобыч, 1991; «Копье Галицких парохий XII-XVI в.в.» Студии семинара для истории Востока в философическом выделении гр. кат. богословской академии во Львове. Под редакцией И. Крипякевича. - Львов, 1939. - Т. 1; Сулик Р. «Жемчужины деревянной архитектуры Бойковщины» (из альбомов М. Драгана) - Львов, 1995; Юрченко П. «Деревянная архитектура Украины». - Киев, 1970; Msciwujewski M. «Królewskie wolne miasto Drohobycz». – Drohobycz, 1929. Слободян В. «Церкви Украины: Перемышльская епархия». - Львов.: 1998 г., перевод с украинского.

http://sobory.ru/article/?object=30102

На ней глубочайшую мудрость Спасителя грешного мира По силам своим восхвалю я, И скоро оттуда сойду, Потом я достигну покрова, Где Слову Христову внимали, Где неба Он тайны поведал Своим собеседникам верным. Затем чрез большие ворота Я вверх по ступеням взойду, Чтоб город святой созерцать При радужном свете заката. Как сладко, приятно о город святой, С Масличных высот любоваться тобой! Потом я направлюсь к гробнице, Где Лазарь чудесно ожил, И славить я буду Того, Кто жизнь возвратил ему словом. Любовью к святыням влекомый, Я далее путь свой продолжу, И скоро прийду в Вфелеем, Где в яслях Царь мира родился. А там я с благоговеньем Пройду в удивительный портик, В триконху – святые места, – И буду я в них ликовать. О, если б Христос, в Вифлееме рожденный, Дал зреть мне дела Вифлеема! Там дивное дело искусства!.. При виде блестящих колонн, Украшенных златом, камнями, Рассеется туча скорбей. Увижу там своды прекрасные, Увижу там и потолки, По блеску подобные небу, – Все верх совершенства, все дивно! Осмелюсь пройти и туда, Где Дева, Царица небесная, Спасителя нам родила – Христа – человека и Бога. К святому я камню тому, Что Богомладенца принял, Уста, глаза и главу приложу, Дабы осветились от места святаго. Подобно волхвам поклониться Я к яслям священным приду, Где свет воссиял давно жданный Откуда и я просвещенье принял. Затем я войду и в пещеру, Где трупы младенцев почили, Убитых неистовым Иродом, Встревоженным слухом о царском рождении. О, отче Василий, благоразумнейший, Как облобызал бы теперь я тебя! Увижу а там своего патриарха С народом и клиром священным, Увижу его окруженного Сонмом из лучших монахов. Тебе, дружелюбный Василий, Я предан всем сердцем своим, Как близкому родственнику, – Тебя, как святаго, я чту. Ты знаешь, блаженный, причину Моих обращений к тебе... Где там и тебя я найду, О, мудрый Софроний, – Души моей радость, Утеха родных моих? Увижу л твой образ, почтенный Софроний? По нем я тоскую и ночью и днем! Из глаз моих слезы горючие Ручьами обильными льются, И плачу я, громко рыдая, Когда о тебе вспоминаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010