Он и раньше слышал об Остроге и его подвижниках, особенно о преподобном игумене Исаие, которого после его блаженной кончины Бог прославил нетлением мощей (турки, узнав о мощах, по своему обыкновению похитили их и сожгли). Придя в Острог, святой Василий сначала остановился у подножия Острожской горы, а затем поднялся в Верхний монастырь и поселился в пещере преподобного Исаии. Так в течение последующих пятнадцати лет он и осуществлял управление своей митрополией из Острога. Здесь святитель начал собирать вокруг себя других монахов и подвижников и с ними обновил монастырский Введенский храм. Чуть позже он построил небольшую церковь в честь Честного и Животворящего Креста в стене Острожской горы. Принимая участие в постройке церквей и келий, он собственными руками носил тяжелые камни. Впоследствии этот храм был расписан и сохранился до наших дней. Когда монастырская братия увеличилась, святой Василий назначил игуменом монастыря Исаию, внука и тезку преподобного Исаии, а сам предался еще более строгим подвигам непрестанного богомыслия, молитвенного бдения и поста. Питавшийся лишь фруктами и овощами, святитель был сух телом, а лицо его казалось восковым. Но, несмотря на столь строгую аскетическую жизнь, святой не забывал и возложенного на него архипастырского служения и усердно заботился о вверенной ему пастве Христовых овец. «Со своих острожских духовных высот, — пишет приснопамятный отец Иустин (Попович), — он спускался в народ и как истинный пастырь делил с ним различные страдания». Чувствуя силу его молитв, гонимая и страждущая герцеговинская райа стекалась к святителю в Острог. Старики, женщины и дети оставались подолгу у своего владыки, который как настоящий духовный отец и молитвенник пред Богом заботился о них и питал их и благодаря помощи окрестных селян. Святитель Василий поддерживал постоянную связь с сербскими патриархами, переписывался с ними и по возможности сам их посещал. Святой сетовал им на окружавшую его великую человеческую злобу. В одном из своих писем святитель писал: «Пишу ради подтверждения истины, дабы знали христиане, что я был некоторое время в Остроге в пустыни и приложил там весь труд свой и все свое имение и ничего не пощадил Бога ради и милости ради Святой Богородицы. И с некоторой братией с помощью Божией обновил там то, что видно и на самом деле. И многие мне пакости чинили, но Бог был мне помощником во всяком добром деле».

http://pravoslavie.ru/112833.html

Ибо, потеряв Бога, он – все!...» 1133 Святитель Василий Великий уверяет, что лишение общения с Троичным Богом – это самое невыносимое из всех зол. Ибо для испытавшего эту катастрофу отчуждение и отдаление от Бога более тяжко и невыносимо, чем ожидаемые наказания геенны, как лишение света для глаза, пусть даже пока это лишение не сопровождается болью. 1134 Так что не существует большего зла, «большего ужаса, чем вечность без Христа». «Я предпочел бы, – пишет Иустин Попович , – быть в аду со Христом (простите мне этот парадокс), чем в раю без Христа. Потому что там, где нет Христа, все превращается в проклятие, горечь, ужас». 1135 И значит, мы должны бояться даже не вечного ада, но лишения любви и общения с Триипостасным Богом, источником всякой жизни, сияния и красоты. Ад , отпадение от всеблагого Бога – это вершина зла, торжество греха, победа богоненавистника и человеконенавистника диавола над человеком! 2 . Страшная кара – и тот неописуемый стыд, который тогда испытают грешники. Ибо, как отмечает святитель Василий Великий , они увидят свой позор и печати, свидетельства грешных дел, так что стыд, который они испытают, будет ужаснее тьмы и вечного огня. С этим стыдом грешники будут жить вечно, чтобы всегда иметь перед глазами знаки греха, совершенного телом; эти знаки, как некая несмываемая краска, будут вечным укором их душам. И весь этот «стыд и вечное поругание», которое они испытают, когда Судия сядет на престоле и перед Ним задрожит все творение, представляют собой «наказание, горшее всех» 1136 , самое жестокое и невыносимое наказание из всех наказаний. Позор этот будет невыносим, ибо на этот ярком и открытом для всех зрелище будет явлено все, и наши знакомые и незнакомые увидят все наши грехи! Зрителями всего этого будут святые, которые светлее «и злата, и камней драгоценных, и лучей солнечных». За всем этим будут наблюдать и «еще более прославленные – Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Силы, Власти». 1137 Святитель Симеон Новый Богослов , размышляя о страхе, трепете и стыде, который испытает он сам и другие монахи, если не достигнут цели своей жизни, пишет: «О горе, какой страх, трепет и стыд тогда нас постигнет? Поверьте мне, братия, что этот стыд будет более ужасным адом, чем вечный ад для грешников, живших в миру (а не монахами в монастыре).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Эфиопы, видя это, скрежетали зубами, потому что хотели похитить меня у Ангелов и отвести на дно ада. В это время неожиданно явился там же преподобный отец наш Василий и сказал святым Ангелам: “Господие мои, эта душа много служила мне, успокаивая мою старость, и я молился Богу, и Он отдал ее мне”. Сказав это, он вынул из-за пазухи золотой мешочек, весь полный, как я думала, чистым золотом, и отдал его святым Ангелам, сказав: “Когда будете проходить воздушными мытарствами и лукавые духи начнут истязывать эту душу, выкупайте ее этим из ее долгов; я по благодати Божией богат, потому что много сокровищ собрал себе своими трудами, и дарю этот мешочек душе, служившей мне”. Сказавши это, он скрылся. Лукавые бесы, видя это, находились в недоумении и, поднявши плачевные вопли, также скрылись. Тогда угодник Божий Василий пришел снова и принес много сосудов с чистым маслом, дорогим миром и, открывая один за другим каждый сосуд, вылил все на меня, и от меня разлилось благоухание. Тогда я поняла, что изменилась и стала особенно светла. Святой же опять обратился к Ангелам со следующими словами: “Господие мои, когда вы совершите все, что нужно для этой души, отведите ее в уготованный мне Господом Богом дом и поселите ее там”. Сказавши это, он сделался невидим, а святые Ангелы взяли меня, и мы по воздуху пошли на восток, подымаясь к небу. Мытарство первое. Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие только я говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и, тем более, срамного. Тут же были записаны все кощунственные дела моей молодости, а также случаи праздного смеха, к которому так склонна юность. Я видела тут же скверные слова, которые я когда-либо говорила, бесстыдные мирские песни, и обличали меня духи, указывая время и место и лиц, с кем занималась я праздными беседами и, своими словами прогневляя Бога, нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в том пред духовным отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Его останки в 1956 году с сельского кладбища, вместе с другими воинами, перенесены в братскую могилу в деревне Васильевское Темкинского района. В то же время там был установлен памятник воину. В память о казаках Кубани, погибших за Отечество на Смоленской земле, мы в 2002 году вместе с нашими помощниками с прихода установили у могилы металлический крест. Имя воина Димитрия внесли на гранитную стену, устроенную за памятником. Затем в 2008 году с поисковиками из Великого Новгорода установили два больших деревянных поклонных креста на кладбище в Уполозах и в Васильевском. Мой отец приезжал со своей сестрой с Кубани на место гибели и захоронения их отца. Вместе помолились о его упокоении… Второй мой дед, Василий Митрофанович Попович, пропал без вести не на Смоленщине, как предполагалось ранее, а в горах Кавказа во время Краснодарской наступательной операции, сражаясь в рядах 217 горно-стрелкового полка.      Их останки стали мощами в незримом антиминсе… Отче, теперь обратимся к истории – точнее к предыстории Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря. Вы помните свое знакомство с матушкой Ангелиной, ставшей настоятельницей обители? И сразу ли поверили в то, что здесь, в этом уголке земли, появится столь уникальный монастырь? Наше знакомство с матушкой Ангелиной произошло в Вязьме осенью 1993 года в Иоанно-Предтечевом мужском монастыре, где я по благословению митрополита Кирилла подвизался после Болдино. При монастыре – по благословению священноначалия, по инициативе настоятеля, игумена Аркадия (Недосекова) – был создан Центр духовного просвещения, которым будущая наша игумения руководила. Проводилась систематическая работа со школьниками и их родителями. Для этих занятий снимались видеофильмы, готовились информационные листки по церковным праздникам и житиям Смоленских святых. Совершались экскурсии в Смоленск и в соседние епархии по возрождаемым монастырям и храмам. В это же время она, тогда еще просто Валентина Федоровна, привезла в обитель первый компьютер системы IBM, монитор, принтер, на которых набирались и печатались материалы для занятий и статьи о жизни и истории обители.

http://pravoslavie.ru/136130.html

Наталья 26 декабря 2013, 16:45 Согласна с Еленой - очень тревожно! Роман 14 декабря 2013, 18:21 «О единой и неделимой Церкви Христовой, - подчеркивает преподобный Иустин (Попович), - в разное время отделялись и отпадали еретики и раскольники и тем самым переставали быть членами Церкви и сотелесниками ее Богочеловеческого тела. Так, сначала отпали гностики, потом, ариане, потом духоборцы ... потом римо-католики, потом протестанты, потому униаты, потом ... друг за другом все остальные приверженцы еретическо-раскольнического легиона». (Догматика Православной Церкви. Экклесиология. М. 2005. С. 215). святитель Василий Великий: «Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа . Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство . Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали…» РОман 14 декабря 2013, 18:18 Многие сторонники " восстановления единства " с католиками говорят, что судить целую поместную церковь на предмет ереси может только Собор. Это в корне противоречит постановлениям Седьмого Вселенского Собора, это юридический, светский подход. ? Вселенский Собор уже осудил на будущее все ереси, поскольку окончательно сформировал и утвердил догматы Православия. А все, кто прибавит или убавит - уже еретики без всяких дополнительных Соборов. И называть сборище еретиков церковью может только оно само в самообольщении. Нина 2 декабря 2013, 04:17 Преподобный Паисий (Величковский)о латинстве пишет, что оно откололось от Церкви и «пало...в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без вся­кой надежды восстания». и ниже: латиняне - «не суть христиане». Не христиане. Об этом же свидетельствуют и множество других святых православной Церкви. Мы лжецы, а не христиане, если говорим, что католики нам - " союзники " , у нас - общая вера во Христа, общее миссионерское поле. Как сохранять христианские ценности с " христианами " лишь по названию? Модернизируя себя и ценности? Нет большей ценности чем истина. Зачем вводить в заблуждение людей?

http://pravoslavie.ru/66203.html

Под словами Священное Предание мы подразумеваем собрание всех истин веры, вначале от Господа и апостолов переданных устно в Церкви верным, затем неповрежденно передаваемых Церковью в течение столетий и частью сформулированных и подтвержденных авторитетом Вселенских или Поместных Соборов, а частью бытовавших в коллективной вере и совести Церкви и охваченных позднейшими догматически-символическими текстами, творениями отцов и богослужебными церковными книгами. В более широком смысле Священное Предание включает и все остальные церковные преданья, те, что сохранились в культе, жизни, обычаях, и вообще все то, что относится к жизни Церкви и что должно так же почитать со стороны церковной полноты, но при этом и отличать от догматических преданий, относящихся к истинам веры 13 . Не все, таким образом, одинаково ценно в том, что воспринято из прошлого, и не все, что подхватывается у прошлого, непременно правильно. Как уже давно заметил один православный епископ на Карфагенском Соборе 257 года, «Господь изрек: «Аз есмь Истина» ( Ин. 14: 6 ), а не: «Я есмь преданье или обычай " ». Существует различие между Священным Преданием и разными преданьями 14 . Понятие Священного Предания неразрывно связано с понятием Священного Писания , ибо они составляют одну нераздельную двуединую целостность в рассуждении как происхождения и содержания, так и значения обоих. Еще апостол Павел наделял одинаковой ценностью свое и устное, и записанное учение, наставляя: «Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2: 15 ). Так понимают взаимоотношения Священного Писания и Священного Предания и все отцы Церкви, поскольку, говоря о предметах веры, всегда одновременно упоминают и Священное Писание, и Священное Предание. Так, святитель Василий отмечает: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, прияли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия» 15 . Важность Священного Предания как равносильного Священному Писанию источника христианской веры очевидна, если принять во внимание, что Священное Писание предварялось преданием в виде живой проповеди Спасителя и апостолов. Таким образом, Писание и является частью предания, записанного по вдохновению Духа Святого апостолами и переданного от них в Церкви верным.   Священное Предание по отношению к Священному Писанию носит известный дополняющий характер, пополняя его в особенности разъяснением того, что в Писании представлено несколько туманно и загадочно. Так, по преимуществу через Священное Предание переданы догмы, определяющие канон Священного Писания, число церковных таинств, приснодевство Пресвятой Богородицы, призывание святых в молитве, почитание их икон, мощей и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Раскол — всегда рана для Церкви, но более всего это рана для самих раскольников, которых Церковь, заботясь о спасении их душ, зовет покаяться и примириться. — Ваше Святейшество, монашество в Сербии переживает сегодня не лучшие времена, многие монастыри пустеют, мало насельников. Возможна ли какая-либо помощь со стороны русского монашества? — На монашестве во все времена лежала огромная ответственность. С одной стороны, монахи — это передовой отряд церковной «армии». А с другой, это те, кто ни за что не готов отступить в борьбе со злом. И поэтому сохранение монашества, сохранение и передача молодому поколению древних традиций монашеского делания имеет исключительное значение для жизни всей Церкви. И здесь, конечно же, взаимодействие Поместных Церквей просто необходимо. Мы ежегодно проводим монашеские конференции, на которые обязательно приглашаем представителей братских православных Церквей. Результат таких встреч очень воодушевляет. В каждой Церкви есть свой неповторимый опыт, своя традиция монашеской жизни. И на мой взгляд, нам очень важно изучать опыт друг друга. Тогда на многие вопросы появляется новый, свежий взгляд. Речь не идет о механическом копировании, подражании — скорее, о взаимопроникновении традиций. Для русского монашества такие столпы Сербской Церкви, как святой Савва, преподобный Иустин (Попович), святитель Василий Острожский — близки по своему монашескому духу. Но я уверен, что нам есть куда развиваться в плане взаимодействия русского и сербского монашества. Сегодня мы практикуем направление монашествующих в длительные командировки в древние обители иных Церквей, чтобы приобщиться глубинам традиции. Нам ничего не мешает наладить такой же обмен и между русскими и сербскими монастырями. Мы к этому открыты и будем рады и своим опытом поделиться, и лучше узнать сербскую монашескую традицию. — Братство во Христе подразумевает и понимание тех, кто нас не любит. До каких пор у нас хватит сил для прощения, Ваше Святейшество? — У христиан здесь нет вариантов. Как сказал наш Господь и Спаситель, надо прощать до «седмижды семидесяти» раз (Мф. 18:22), то есть без счета. Прощение — это необходимое условие любви.

http://pravoslavie.ru/106656.html

Этот запрет, однако, продлился только некоторое время. Многие жители Печа приходили на могилу вплоть до 1999 года, когда, по воспоминанию Бранки Мренович, албанцы ее снова оградили. Работавшая неподалеку Мирьяна Тодорович ежедневно проходила мимо этого места и вспоминает, что в 1999 году видела, как над обеими могилами началось строительство. Тогда она решила, что речь идет о церкви. Сегодня на этом месте можно видеть новую мечеть. В то же время невозможно точно сказать, закрывает ли она могилы или просто расположена в непосредственной близи от них, а обследование места затруднено. Что на самом деле происходило с могилой святого Василия в последние годы перед началом войны, возможно, лучше всего свидетельствует история двух подруг из Печа – сербки Драгицы Попович и албанки Шарибаны Плунци, которые часто приходили на могилу святого, чтобы помолиться каждая на свой лад. Шарибана даже часто ходила молиться в Печский монастырь. Как-то раз в 1998 году они пришли к могиле святого и застали ее переделанной на албанский манер. На могилу был положен длинный камень, какой обычно стоит на албанских могилах, а сбоку было набросано много земли, чтобы она была похожа на холм – как будто здесь кто-то недавно похоронен. Была установлена обычная для балканских мусульман гробница-мавзолей – тюрбе. Шарибана спросила сторожа албанца, зачем он это сделал. На что тот ответил: «Наши приказали», – имея в виду членов боевой организации UÇK, так называемой «Армии освобождения Косово». По его словам, приходил какой-то человек и передал приказ так все устроить. Женщины помолились и ушли, а спустя несколько дней опять вместе пришли к могиле Василия и обнаружили, что все возвращено в первоначальное состояние. На вопрос Шарибаны, что произошло, сторож ответил: «Невозможно приказывать Богу. Снова приходил тот человек и приказал вернуть все как было, потому что он промучился ночью и не мог заснуть». Молитвами святого мученика Василия Печского Чудотворца, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь

http://pravoslavie.ru/114084.html

Обращаясь к современности,  нужно сказать о таких представителях направления витязей-поэтов, как Игорь Тальков, комбриг Алексей Мозговой, и кобзарь Триединой Руси Василий Жданкин. Да, их совсем немного, потому что культурологических водителей народа не может быть много. Возможно, также и по этому поводу сказано Апостолом: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). Но, они – Игорь Тальков, витязь-поэт Мозговой, и кобзарь Василий Жданкин, заслужили это звание – культурологические водители народа. А потому, как древние три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич, и Алеша Попович, они, находясь ныне на небесном дежурстве, непоколебимо стоят на страже таких важных основ в искусстве, как проповедь доблести, чести, отваги и верности. Непоколебимо стоят на страже таких основ благородного искусства, как подвиг и поэзия соединенные воедино. А, это есть главные основы любого искусства, потому что вспомним, Бог-Творец переводится на греческий как – Поэт, а один из титулов Христа звучит как – Подвигоположник. Именно потому, жанр рыцарского искусства, где поэзия и подвиг соединены воедино, должен получить положенное место в современной литературе. Ибо, еще с древних времен, проповедуя благородные принципы, бояны, барды и скальды готовили в сердцах народов почву для принятия христианства. Доклад, прочитанный на «Богатырском конгрессе» во Владимире, 18 июня 2022 г. Александр Степанович Сороковиков , писатель, общественный деятель, Владимирская область, г. Покров   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/20/vi...

554 В заседании великого духовного суда в Сараеве в октябре 1907 г. предложены следующие кандидаты на баньялуцко-бихачскую митрополию: Василий Попович, архимандрит, член епархиального духовного суда в Сараеве, Феодор Говедарица, архимандрит, член епархиального духовного суда в Мостаре, Симеон Попович, иеромонах, законоучитель сараевской гимназии. Назывались еще кандидаты: Иларион Радонич, протосинкел, ректор рельевской семинарии и Владимир Баберич, синкел, профессор. 555 Это – кандидаты правительственные. Православной же церковной общине баньялуцкой хотелось видеть в числе кандидатов природных своих сынов, заслуженных и популярных местных уроженцев, действовавших за одно с народом, борцов за народные права: архи- —653— мандритов Евстафия Гатчиновича, Христофора Михайловича и Михаила Иовичича. Эти лица – говорили члены общины – поняли бы народные потребности и сумели бы их удовлетворить, к ним народ имел бы полное доверие. 556 Однако желаниям народа не суждено было исполниться. Высочайшим указом от 29 августа 1908 г. на кафедру баньялуцко-бихачской епархии назначен первый из правительственных кандидатов архимандрит Василий Попович. Новоназначенный митрополит Василий родился в 1860 году в Majebuцe в Боснии. Основную школу прошел на родине, а семинарию окончил в Белграде в 1883 году. Рукоположен в диакона и пресвитера 24 и 26 августа 1884 года. Произведен в протопресвитера в 1888 г. и назначен членом сараевской консистории в 1893 году. Был некоторое время редактором «Дабро-босанского Источника» и ректором рельевского богословского училища. После смерти жены в 1907 г. принял монашество в монастыре Житомысличе и вскоре возведен в сан архимандрита. Отличен кавалерским крестом ордена Франца Иосифа. 557 28-го сентября 1908 года в Баньялуке совершена была его хиротония тремя босно-герцеговинскими митрополитами – дабро-боснийским Евгением, герцеговинско-захолмским Петром и зворнико-тузланским Григорием. за границы» под общим заглавием «Церковная жизнь у славян» помещена следующая заметка: «Православную церковь в католической Австрии ждет новое испытание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010