«Война, беда, мечта и юность…» Надежда Попова и Семен Харламов: два Героя в одной семье Источник: Столетие.Ru Герои Советского Союза Надежда Попова и Семен Харламов Зачем мы вспоминаем такие истории? В нашем мире, стремительно теряющем духовность, память о том, какими были те, кто ковал Победу, как они бесстрашно воевали, как искренне любили, помогает сохранить уважение к своей истории, да просто – сохранить себя. Всего однажды мне довелось увидеть их вместе. С Героем Советского Союза Надеждой Васильевной Поповой мы возвращались из Пскова со слета юных историков. Кружила февральская метель. Когда наш поезд подошел к московскому вокзалу, из снежной круговерти показался генерал с букетом красных роз. Надежду Васильевну встречал ее муж Герой Советского Союза Семен Ильич Харламов. А историю их необычайной встречи на войне я узнала много позже. Тот день, 2 августа 1942 года, вместил столько событий, что Надежда Попова запомнила его до мельчайших подробностей. На рассвете на своем У-2 Надежда вылетела на воздушную разведку. Летчица уже повернула машину к аэродрому, когда пулеметные очереди достали их тихоходный У-2. Последними усилиями она смогла посадить самолет в степи. С штурманом они чуть успели отбежать в сторону, и самолет взорвался. Теперь они брели по степи, надеясь на попутную машину. Вдруг впереди различили дорогу, по которой ехали грузовики, шли пехотинцы. – Мы добрались до дороги и примостились в кузове грузовой машины. Бойцы тут же поделились с нами пайком, – вспоминала Надежда Васильевна Попова. В этих же местах несколько дней назад летчик-истребитель Семен Харламов, вылетев на боевое задание, в воздушном бою сбил немецкий самолет. Но и его сбили. Кровь заливала лицо. Раненый летчик смог посадить изрешеченный самолет. В медсанбате хирург осмотрел его: осколок пробил скулу, надорван нос, осколки осыпали тело. После операции Семена Харламова вместе с другими ранеными направили в госпиталь. Он ехал на санитарной машине по той же степной дороге, на которую случайно набрели Надя Попова со своим штурманом.

http://pravoslavie.ru/51906.html

А.А. Половцов Попов, Василий Михайлович Попов , Василий Михайлович, директор Департамента народного просвещения, известный мистик; родился в 1771 году и происходил из дворян. На службу поступил в 1779 г. (20-го апреля) в Комиссию о сочинении проекта Нового Уложения, 8-го мая 1794 г. переведен был в штат провиантский, 10-го октября 1795 г. произведен в поручики; 20-го июня 1796 г. переведен в лейб-гусарский эскадрон тем же чином, но в конце того же года (14-го ноября) уволен к статским делам и 11-го февраля 1797 г. определился в Герольдию переводчиком, а 23-го ноября 1799 г. определен там же асессором и 18-го декабря 1802 г. переведен в Департамент Министерства юстиции столоначальником. 26-го октября 1807 г. Попов был отправлен в Белостокскую область при сенаторе Тейльсе, имевшем Высочайшее повеление об образовании оной, и 24-го июля 1808 г. назначен вице-правителем Белостокской области с чином статского советника; 6-го сентября 1809 г. П. определен был советником Главного Почтового Правления при товарище Министра внутренних дел; 2-го июня 1811 г. назначен директором канцелярии Министра внутренних дел, 31-го августа того же 1811 г. пожалован в действительные статские советники с утверждением директором Канцелярии Министра. 17-го февраля 1817 года П. переведен был директором Департамента народного просвещения. В ноябре 1817 года, по Высочайшему повелению он был отправлен в Москву с особым поручением, получая, во все время своего отсутствия (до 28-го февраля 1818 г.), некоторую сумму денег «на известное Его Императорскому Величеству употребление» и 400 червонцев для сего единовременно. Назначение этих денег неизвестно, но, по-видимому, оно имело отношение в главной задаче поездки: П. вместе с М. С. Пилецким-Урбановичом, был отправлен к скопцу Селиванову, с целью разубедить его в его заблуждениях. Общественное движение эпохи императора Александра I, охватившее широкие слои общества, не могло не отразиться на Попове; дух времени и влияние окружающей среды создали из него убежденного до фанатизма мистика, а довольно видное общественное положение делало из него одну из центральных фигур кружка мистиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Попов, Василий Степанович Попов , Василий Степанович, действительный тайный советник, член Государственного Совета; родился в 1745 г. (по другим известиям в 1740 и 1743 г.) в семье священника; образование получил в Казанской гимназии, по окончании курса которой поступил 11-го августа 1767 г. в военную службу подпрапорщиком; не имея, однако, никакой наклонности к строю, П. посвятил себя канцелярской службе по военному ведомству, где быстро обнаружил свои недюжинные способности. Произведенный 7-го марта 1768 г. в сержанты, он принял в 1769 г. участие в походе в Польшу; 1-го января 1770 г. он был сделан аудитором и отправился в Турецкий поход, где участвовал при осаде и взятии Бендерской крепости. Замеченный вскоре после этого князем В. М. Долгоруковым-Крымским, которому он понравился искусным изложением канцелярских бумаг, П. был взят им (11-го марта 1771 г.) к себе в секретари и с этого времени не разлучался с князем до самой его смерти. В 1771 г. П. сопровождал князя в Крымский поход, причем 30-го декабря этого года был сделан генеральс-адъютантом. В Крыму П. оставался до окончательного покорения Крымского полуострова и заключения Кучук-Кайнарджийского мира, т. е. до 1774 г.; 14-го декабря 1775 г. он был произведен в секунд-майоры, занимая, вместе с тем, в штабе князя Долгорукого-Крымского должность правителя его походной канцелярии. 24-го января 1780 г. П. был переведен в Казанский пехотный полк и назначен в Москву правителем генерал-губернаторской Канцелярии при только что получившем генерал-губернаторство князе В. М. Долгорукове-Крымском. В этой должности он пробыл два года, причем 19-го августа 1781 г. был произведен в премьер-майоры с переводом в Пикинерный полк, где оставался, впрочем, недолго, так как уже 11-го ноября того же года был переведен, «для сближения с родственниками и для выгоднейшего содержания», в Пермский пехотный полк. 1-го мая 1782 г. П. был произведен в подполковники и 25-го числа того же месяца переведен в Томский пехотный полк.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Как специалист в науке теории и истории словесности, профессор Попов задался целью самостоятельно потрудиться для разработки истории и теории поэзии религиозной, поэзии христианского содержания и молитвенного характера. Нельзя не признать очень счастливой мысль автора остановиться на исследовании именно акафиста. Из всех форм церковного молитвенно-поэтического творчества наиболее живой и наиболее доступной для русских песнописцев, а в то же время и едва ли не самой популярной и любимой в среде православно-русского общества формой является именно акафист. Между тем как состав богослужебных песнопений и молитвословий нашей Православной Церкви давно уже определился и установился, допуская только по особым исключительным случаям и нуждам незначительные восполнения, литература акафистов и теперь продолжает расти и расширяться. Не проходит года, как мы убеждаемся из книги г. Попова, чтобы в духовно-цензурных комитетах и в Святейшем Синоде не возникало новых и новых дел о поступающих на рассмотрение новых акафистах. Весьма сложная и богатая литература акафистов, разрешенных и еще больше того – не разрешенных, до сих пор, однако, оставалась совершенно забытой в нашей богословской науке и не остановила на себе внимания ни словесников, ни литургистов. В книге г. Попова нет указаний – обычных во всяком исследовании – на какие-либо предшествующие работы, на литературу взятого вопроса, за полным отсутствием таких работ. Между тем изучение и научное обследование акафистов является положительно нужным и своевременным, хотя бы потому только, что, например, для массы людей, индифферентно относящихся к церковности, едва ли не больше всего соблазнительными, недоуменными и пререкаемыми кажутся именно акафисты. Если книга г. Попова, как первая с таким содержанием, и не исчерпывает вполне своего предмета, не отвечает идеальным требованиям, во всяком случае, с уважением и благодарностью должно отнестись уже к самой попытке автора осветить очень важную и совсем новую, непочатую отрасль нашей церковной словесности, разобраться в обширной литературе акафистов и даже извлечь из этой литературы и наметить некоторые теоретические, могущие, однако, иметь и практическое, руководственное значение, начала, правила относительно вообще акафиста как особой самостоятельной формы молитвенно-поэтического творчества. Несомненно, своим исследованием профессор Попов восполняет крупный и существенный пробел в нашей богословской науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

(Русскому Вестнику, Московскому Обществу любителей духовного просвещения и Душеполезному Чтению). В одном из очередных публичных собраний Московского Общества любителей духовного просвещения, в апреле текущего года, некто г. Попов прочитал реферат о моей книге «Иерархия англиканской епископальной церкви». К сожалению, я не имел возможности присутствовать на этом чтении, но вскоре после него в Московских Церковных Ведомостях появилась краткая заметка, в которой сообщалось, что г. Попов, изложив содержание моей книги, сделал несколько критических замечаний и затем утверждал, что книга написана под сильным влиянием английских исследований по этому вопросу. Вслед за этой заметкой с разных сторон стали доходить до меня слухи, что будто бы г. Попов в своем реферате прямо обличал мою работу в несамостоятельности и представлял ее как простую переделку и пересказ одного англиканского исследования по этому вопросу. Не склонный вообще частным слухам придавать большое значение, я терпеливо ожидал, просматривая номера Московских Церковных Ведомостей в полной уверенности, что почтенное Общество, без сомнения понимающее характер и значение реферата г. Попова, конечно сочтет необходимым напечатать его в полном виде, чтобы не лишать меня возможности ответа. Однако, проходит месяц, другой; проходит все лето; пущенная против меня клевета продолжает распространяться из уст в уста, а послуживший для нее поводом реферат г. Попова остается по-прежнему не напечатанным. Образ действий Московского Общества любителей духовного просвещения в этом случае представляется мне в высшей степени странным, чтобы не сказать резче. С этим Обществом я находился доселе в самых лучших отношениях и на все, когда-либо обращавшиеся ко мне от него, призывы отвечал всегда полною готовностью содействовать по мере сил своих осуществления его высоких задач. Еще в 1885 г. Общество избрало меня в свои действительные члены; много лет я печатал в его ежемесячном журнале свои ученые труды; по приглашению его бывшего председателя, покойного о.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Василий Попов Возвращение иудеев из плена вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры и Неемии в Иерусалим Источник Содержание Введение Часть первая Глава I. Освобождение иудеев из вавилонского плена Глава II. Предводитель первого каравана освобожденных от плена иудеев и первый областеначальник персидской провинции Иудеи Глава III. Выступление иудеев из Вавилонии, их приход и поселение в Палестине Глава IV. Гипотеза Костерса о неисторичности факта возвращения из плена иудеев при Кире и разбор этой гипотезы Часть вторая Глава V. Отношение возвратившейся общины (haggola) к соседним народам. Устройство общины – политическое и религиозное Глава VI. Сооружение возвратившимися из плена иудеями жертвенника (537 г.) и основание ими храма в связи с историей его постройки до 2го года царствования Дария Гистаспа (520 г.) Глава VII. Возобновление работ по постройке храма во 2й год царствования Дария Гистаспа, история его постройки с этого момента времени до окончания включительно Глава VIII. Период иудейской истории от окончания постройки храма (516) до прихода Ездры в Иерусалим (458 г.)     Введение Время пробуждения интереса к изучению послепленного периода иудейской истории. Постепенное развитие отрицательного взгляда на 1-ю книгу Ездры, как главный источник для восстановления послепленной эпохи. Мнение отрицательной критики касательно 1-й книги Ездры, как составной части единого обширного сочинения Хроник и Неемии (Паралипоменон + кн. Ездры и Неемии), времени происхождения книги Ездры, ее композиции и характере композиции. Указание моментов, говорящих в пользу единства книги, ее неповрежденности и важного исторического значения. Отрывочность нашего источника и его неясность в хронологическом распорядке событий. Краткие замечания о других источниках для истории начального послепленного периода: кн. пророков Аггея и Захарии, 2 книга Ездры и XI kh. «Иудейских древностей» Флавия. Определение задачи, метода и плана нашей работы. Перечень главнейших произведений по истории о послепленном периоде, имевшихся у нас под руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патрологические труды профессора московской духовной академии Ивана Васильевича Попова (к трехсотлетию Московской Духовной Академии (1685–1985)) Введение В наше время, когда во всём христианском мире возрастает интерес к изучению святых отцов Церкви, важно взглянуть и на пройденный путь в области Патрологии, вспомнить то, что сделано нашими предшественниками – усердными тружениками науки и подвижниками благочестия. К этому понуждает и славный юбилей нашей духовной школы. Творческий метод обращения к историческому прошлому, несомненно, поможет правильнее понять учение и жизнь святых отцов, снова и снова увидеть в них верное мерило к богословствованию, к восстановлению и утверждению себя самого в полноте православной церковности, а это поставит на путь молитвы, духовной жизни, приведёт к возвращению потерянного рая. В нашем отечественном богословии принципы изучения творений святых отцов даны были вскоре после выделения Патрологии, или как её поначалу называли «Патристика», в отдельную самостоятельную науку – дисциплину (в систему предметов Духовной Семинарии она введена в 1839 г. под названием «Историко-богословское учение об отцах Церкви» 154 , в Духовной Академии – в 1841 г.) 155 . Вопреки появив шейся сразу же тенденции уделять в учении святых отцов основное внимание догме и этим самым ограничивать широту их богословия, архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) , в прошлом инспектор (1833–1835) и ректор (1835–1841) Московской Духовной Академии, во введении к своему трёхтомному труду «Историческое учение об отцах Церкви» (впервые опубликован в 1859 г.) со всей решительностью и определённостью заявил: «Поставлять догматическое учение отцов такой же особой частью Патристики, каково исследование сочинений или жизни – значит не понимать своего предмета. Отцы Церкви столько же заботились для Церкви о чистоте веры, сколько и о благочестии, предлагая последнее иногда в наставлениях истории, – а для веры благочестия ревностно занимались объяснением Священного Писания. Потому та Патристика, которая обращает исключительное внимание на догматическое учение отцов, теряя из вида и толкования Писания, и наставления в благочестии, извращает собой понятие об отцах Церкви, выставляет их не в их точном виде. С другой стороны, после обзора содержания догматических сочинений предлагать отдельно догматическое учение Отца – значит или то, что уличают сами себя в неверном показании содержания сочинений, или повторяют одно и то же наперекор правильному рассуждению о деле... Пусть по важности предмета догматическое учение займёт собой внимание более, чем какой-нибудь предмет исторический; но оно не должно исключать собой другие предметы отеческих сочинений или занимать столько же места, сколько жизнь отца Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В предлагаемой вниманию читателя статье авторы постарались обрисовать современное состояние акафистного жанра. Между тем сразу же встает вопрос: а что следует считать акафистом? Что должно стать предметом нашего рассмотрения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сперва к переиздаваемой монографии профессора А. В. Попова , в которой фигурируют около 160 акафистов. Разумеется, это далеко не все акафисты, написанные к 1901 г. Однако критерии отбора анализируемых текстов ясны из заглавия работы: «Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода...». Таких – одобренных Святейшим Синодом – акафистов у Попова описано 136. (Акафисты, не утвержденные Синодом, Попов приводит отдельным списком – см. с. 537–547 наст, изд.) Если следовать подобным критериям, то необходимо будет признать, что к имеющимся у А. В. Попова акафистам за минувшее столетие прибавилось едва ли шесть-семь десятков новых произведений. Это, во-первых, акафисты, утвержденные обычным порядком уже после выхода книги А. В. Попова – до революции и в первые послереволюционные годы. Таких акафистов около 35. Кроме того, около полутора десятков акафистов получили одобрение на заседаниях Священного Синода в 1950–1980-е гг. Наконец, еще полтора десятка акафистов было рассмотрено созданной в 1989 г. Синодальной Богослужебной комиссией с последующим их утверждением Священным Синодом. (Список акафистов, утвержденных Русской Православной Церковью после 1901 г., см. на с. 554–559 наст, изд.) Однако при таком подходе вне поля зрения исследователей окажутся многие сотни текстов, которые были написаны в XX–XXI вв. и которые регулярно читаются в храмах и келейно (общее число акафистов на разных языках сегодня превышает 1500). Среди этих текстов (необходимо это признать) есть и совершенно одиозные – будь то в догматическом, экклезиологическом, агиологическом или языковом плане. Следовательно, необходимо сформулировать принципы оценки качества того или иного текста. Вряд ли имеет смысл делить акафисты лишь на «правильные» (одобренные Синодом) и «неправильные» тексты (ибо, повторимся, в таком случае «неправильными» окажутся сотни и сотни текстов); очевидно, здесь нужен более дифференцированный подход.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

«До меня дошел слух о назначении диакона к церкви нашей миссии. Приношу Его Сву, графу Николаю Александровичу и Вашему Пву искреннейшую благодарность за восполнение причта нашей церкви. Присутствие диакона весьма много будет содействовать благолепию богослужения; с другой стороны, помощник в богослужении будет в некотором отношении моим помощником и в попечении о православной пастве парижской. Милостивое участие Вашего Пва в сем деле есть ручательство за то и другое. Необширность нашего храма Божия имеет нужду в голос не столько громком и сильном, сколько в чистом и образованном; последнего особенно требует развитый и взыскательный вкус путешествующих соотечественников. К сожалению, здешние певчие не вполне могут удовлетворять сим условиям: два тенора сносны, а недавно прибывший бас Михаил Мансветов и по голосу слаб и необразован, и недовольно привержен к своему делу. Употребляю мои последние усилия к образованию стройного пения; а в случае неуспеха, приму смелость беспокоить Ваше Пво покорнейшей просьбою о перемене певчего Мансветова. От его пребывания в Париже трудно ожидать и других усовершенствований, т. е. по языку, наукам и т. п.; его нездоровье служит тому препятствием. Для составления отечественной библиотеки при нашей церкви я собрал пожертвований 400 фр., и обращаюсь теперь к живущему временно в С.-Петербурге учителю детей кн. Куракина Александру Ивановичу Поповицкому за покупкой и высылкой книг через книготорговца Исакова. Ободренный прежним вниманием Вашего Пва ко мне я осмелился поручить Г. Поповицкому представить мой каталог книг на просвещенное благоусмотрение Ваше. Откровенно признаюсь, — здесь вдали весьма трудно было сделать выбор книг; многие произведения мне известны только по объявлениям и отзывам журналов, — ненадежное ручательство!; появление других, может быть, мне еще неизвестно. Даже относительно тех книг, с которыми я был прежде знакомь, не доверяю одной моей памяти и суждению; можно думать, что они уже заменены лучшими произведениями в том же роде. Между тем цель и средство библиотеки возлагают на меня обязанность величайшей осмотрительности. Усерднейше прошу в сем деле мудрого руководства Вашего Пва. Приготовляю к сведению Вашему, если не к напечатанию в журнале Министерства народного просвещения, изложение с пояснениями нового закона народного просвещения во Франции, а теперь честь имею при сем представить Вашему Пву некоторые сведения и замечания, имеющие отношение к нашей Церкви и нашему отечеству.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Заключение специалистов (разъяснение специалистами вопросов, входящих в их профессиональную компетенцию) 30.11.2017 2174 Время на чтение 93 минут Мы, Агаджанян Эмиль Гургенович (врач-стоматолог высшей категории, стаж по специальности 29 лет, вице-президент Стоматологической ассоциации Санкт-Петербурга, член Европейской Ассоциации Эстетической Стоматологии (EAED), член Американской Ассоциации Косметической Стоматологии (AACD), Болотин Леонид Евгеньевич (историк) и Оболенский Алексей Анатольевич (историк) на основании обращения Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого провели исследование зубо-челюстной системы (стоматологического статуса) и историко-источниковедческое исследование по так называемым «екатеринбургским останкам» по представленным вопросам и документам. На исследование представлены: Серия интервью, взятых главным редактором портала «Русская народная линия» Анатолием Дмитриевич Степановым у членов экспертных комиссий (В.Л. Попов, В.Н. Трезубов, Д.В.Пежемский, П.П. Грицаенко), работавших с так называемыми «Екатеринбургскими останками» и опубликованных на сайте: «Православие.ру»: 1. От 03 июля 2017 г. Интервьюируемый: Вячеслав Леонидович Попов, российский криминалист и судебный медик, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права юридического факультета Санкт-Петербургского университета морского и речного флота: http://www.pravoslavie.ru/104826.html «- Насколько я знаю, очень важный источник информации в таких случаях - стоматология. Проводилась ли стоматологическая экспертиза? В каком состоянии находятся зубы? - Сейчас они находятся в более худшем состоянии, чем в 1991 году. В новом следствии к экспертизе мы привлекли того же самого стоматолога. Мы снова с ним исследовали и описывали все зубы. Поэтому у нас есть возможность сопоставить, что было и что есть. Мы будем опираться на результаты первичной стоматологической экспертизы. Слава Богу, в 1991 году сфотографировали зубы со всех сторон.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/30/za...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010