Не тем ли паче необходимо всей Церкви Божией тщательно блюсти единение духа в союзе мира ( Еф.4:3 ), исполнять сказанное (преп. Иустин перевел: «дабы исполнилось сказанное...». – Примеч. пер.) в Деяниях: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 ), то есть когда никто не следовал собственной воле, но все в едином Святом Духе сообща искали воли единого Господа Иисуса Христа, сказавшего: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца ( Ин.6:38 )... Из сих... мест ясно... что для всей совокупно Церкви Божией необходимо согласие по воле Христовой в Духе Святом... Когда такой порядок будет соблюдаться в обществе духовном, тогда окажется, что мы поистине тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор.12:27 ), всегда сохраняющие стройное согласие и безмятежное единение друг с другом». В Богочеловеческом Теле Церкви у всех нас вера одна, жизнь одна, сердце одно, душа одна, поэтому каждый живет во всех и всеми, но и все живут в каждом и каждым. Эту святую тайну соборности Богочеловеческой жизни в Церкви Христовой глубоко чувствует святой Василий, наставляя нас в ней с благоговейным страхом: «Господь наш Иисус Христос, благоизволив всю Церковь Божию наименовать Телом Своим и всех по единому соделать друг для друга членами, и нам всем даровал быть со всеми в союзе, подобно согласным между собою членам. Потому хотя весьма много отделены мы друг от друга местом жительства, но по силе сего союза близки друг к другу. Ибо как голова не может сказать ногам: вы мне не нужны ( 1Кор.12:21 – Примеч. ред.), так, конечно, и вы не согласитесь отринуть нас, но столько же окажете сострадания к нашим скорбям... Одна ныне вина, за которую жестоко наказывают, – точное соблюдение Отеческих преданий». В Церкви, лишь в Церкви человек воистину обладает Божественным величием. Ибо чего он сподобился? – Того, что досточудный, и всемогущий, и всемилостивый Бог и Господь Иисус Христос служит его вечной Главой и управляет им через всю жизнь на земле и через всю вечность на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Швец Василий, протоиерей Промысел Божий и Великая Отечественная война [статья] Церковь благословила Отечественную войну русского народа, и Благословение это было утверждено на Небе. От Престола Всевышнего и возгорелся дух России!.. Сколько старших офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем! Многие командиры, да и сам маршал Жуков говорили перед боем: " С Богом! " Один офицер, сидевший на связи с летчиками во время боевых вылетов, рассказывал, что часто слышал в наушниках, как пилоты горящих самолетов кричали: " Господи! Прими с миром дух мой!.. " Преподобный Иустин (Попович) Проповедь в день усекновения главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна проповедь Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего Праведника в этом мире. Кого вы хотите? Кого желаете? Кем вы Христа замените? Кем замените святого Иоанна Крестителя? Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен, тогда не нужна им правда Божия. Они себя провозглашают богами. Они свое мелкое, лживое подобие истины выставляют великой, спасительной истиной. Они свои мелкие, земные, тленные подобия правды провозглашают самыми великими правдами... Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Проповеди отца Иоанна (Крестьянкина). [сборник] Кирилл (Павлов), архимандрит Проповедь на Великий Вторник Страстной Седмицы. [проповедь] Иоанн (Максимович), святитель, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (РПЦЗ) Проповедь на Страстную Седмицу. [проповедь] Клайв Стейплз Льюис (C.S. Lewis) Просто христианство (Mere Christianity) . [книга] Хочу предупредить читателей, что я не предлагаю никакой помощи тем, кто колеблется между двумя христианскими " деноминациями " . Вы не получите от меня совета, кем вы должны стать: приверженцем ли англиканской церкви или методистской, членом пресвитерианской или римской католической церкви. Этот вопрос я опустил умышленно (даже приведенный выше список я дал просто в алфавитном порядке). Я не делаю тайны из моей собственной позиции. Я совершенно обычный рядовой член церкви Англии, не слишком " высокий " , не слишком " низкий " , и вообще не слишком что бы то ни было. Но в этой книге я не делаю попытки переманить кого-либо на мою позицию...

http://zavet.ru/bn-p.htm

Дядя Петя водил крестника в храм, каждое воскресенье Вася причащался. У него рождались собственные представления о том, что и как происходит в храме. С младенчества начинала сказываться его поэтическая натура, радостно летящая навстречу образности. Когда в конце службы гасили свечи, от которых ввысь устремлялись дымки, Васе казалось, это молитвы отправляются на небеса. Однажды, глядя, как гасят свечи большого паникадила, как бегут и бегут вверх дымные струйки, он сообщил стоящей рядом маме: – Мама, скоро кончится служба. Молитва к Богу пошла. Первое, что стал в своей жизни мастерить Вася, – деревянные крестики из лучинок. И первые детские игры его были конечно же в священника. Он набрасывал на плечи платок, что-то там-сям повязывал и начинал «служить». К веревочке прикреплял грузик и помахивал игрушечным кадилом собственного изготовления. Одно удивление было глядеть на эдакого малолетнего попика. – Во имя Отца и Сына и СвятагоДуха...Господу пом-м-мо-лимся!.. Слух у него изумительный. – Можно не сомневаться: хороший священник получится! А ну-ка, Васятка, пойдем теперь на гуслях играть! Что за волшебное слово «гусли»! И сами они у дедушки – как некая особая драгоценность. В ящике на ножках. Открывается крышка, под ней – ряды струн, из которых дедушка Никита извлекает разнообразные упоительные звуки. Он подсаживается к гуслям на кресле. Внук тоже придвигает поближе свой стульчик. – Самый церковный музыкальный инструмент, – говорит дедушка. – Царь Давид свои псалмы пел под псалтирю. А «псалтирь» по-гречески и есть гусли. Только наши гусли большие. Переноске не подлежат. Оттого именуются иной раз «лежачая арфа». Такие гусли появились в России при Елизавете Петровне, а при Екатерине Великой получили широкое распространение. Славился игрой на них композитор и певец Василий Федорович Трутовский, носивший титул камер-музыканта и придворного гуслиста. В такой «лежачей арфе» диапазон звучания увеличивался до пяти, а то и семи октав. Для них ввели хроматическую настройку. И больше всего их любили именно русские священники, отчего в народе их так и стали называть: «поповские гусли».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Драгица Попович с ранней юности и вплоть до бомбардировок НАТО 1999 года часто посещала могилу святого мученика Василия Печского и молилась ему во всякой житейской нужде. Помощь святого, как она говорит, не заставляла себя долго ждать, и, всякий раз возвращаясь на могилу, она чувствовала облегчение и покой. Ее подруга Милка Джукич, с которой она часто посещала могилу святого Василия в середине 1960-х годов, убедилась на своем личном опыте, насколько святой Василий был скорым помощником. После нескольких лет брака ее семейная жизни расстроилась так, что муж развелся с ней. После этого бывший супруг уехал на работу за границу. Милка попросила помощи у святого Василия: она молилась, чтобы муж вернулся и не оставил ее одну с двумя сыновьями. Спустя три месяца муж действительно вернулся, а их восстановленный брак увенчался рождением еще одного ребенка – помимо двух сыновей у них появилась дочь. И сегодня Милка благодарит скорого помощника святого Василия. Однажды Драгица Попович (в 1960–х гг.) застала у могилы святого Василия молодую супружескую пару из Боснии. Они приехали, чтобы пожертвовать небольшую золотую цепочку в знак благодарности. Они были в браке четыре года и, не имея детей, особо молились святому Василию и получили сына. По свидетельству монахини Евфимии (Маркович), родом из села Накла (около Печа), женщины из этого и соседних сел имели обычай посещать святыню в воскресенье и пятницу при молодом месяце, когда, по местной традиции, совершалось водосвятие. Некоторые брали на себя и более строгие правила за своих родственников, служивших в армии, чтобы все живыми и здоровыми вернулись домой. Часто вместе с сербами и албанцы из Накла шли утром на могилу святого. Мученик Василий и преподобномученик Григорий Печские      Добрила Попович из Накла в детстве страдала сильными головными болями. Мать отвела ее на могилу святого Василия и помазала маслом из лампады. Головная боль прошла и с тех пор никогда не повторялась. Сейчас Добрила живет в Крагуеваце, ей 60 лет. Жители Накла также знали, что если какой-нибудь малыш никак не начинал ходить, то его надо было отнести к святому Василию. Трижды с ним обходили могилу, и ребенок сразу делал первые шаги. Известно несколько таких случаев.

http://pravoslavie.ru/114084.html

Известный американский кардиохирург Майкл Дебейки (1908–2008), именем которого назван Кардиологический центр в Хьюстоне и Международное хирургическое общество, был первым, кто начал оперировать на открытом сердце. Он создал уникальный метод аортокоронарного шунтирования, широко применяемого сегодня. Причину своей трудоспособности до 99 лет и огромного успеха в своей области Дебейки объяснял умеренным образом жизни и молитвой к Богу. Он был православным христианином, любившим посещать храмы. Николай Пирогов (1810–1881), знаменитый хирург-практик, впервые применивший в России анестезию при операциях писал: «…никому из смертных невозможно было додуматься и еще менее дойти до той высоты и чистоты нравственного чувства и жизни, которые содержатся в учении Христа». Настоящий прогресс человечества Пирогов видел в том, чтобы люди по духу своему приблизились к Евангелию, стали добрыми, правдивыми, чистыми сердцем, бескорыстными и милосердными. И в атеистические, советские времена люди в нашей стране верили в Бога и молились. Читатели узнают о том, что маршалы Георгий Жуков, Александр Василевский и Василий Чуйков были верующими людьми. Народные артисты СССР, певцы Иван Козловский и Дмитрий Гнатюк пели в церкви. Однажды на концерте в Большом зале Московской консерватории Козловский спел романс Рахманинова «Христос воскрес». Публика устроила овацию, а директор зала получил выговор по партийной линии. Веруют в Бога космонавты Алексей Леонов, Павел Попович, Виктор Савиных. Верующими были писатели Евгений Шварц и Александр Грин. От своих верующих матерей усвоили веру в Бога Владислав Третьяк, Василий Шукшин, Никита Михалков. Василий Шукшин, по свидетельству его жены, Лидии Федосеевой-Шукшиной, хотя и был коммунистом, атеистом не был. Супруги тайно крестили двух своих дочерей. Большая заслуга в том, что Шукшин был верующим, принадлежит его маме — Марии Сергеевне, которая всю жизнь молилась о своем сыне. Знаменитый конструктор ракетно-космической техники Сергей Королев, по свидетельству летчика-космонавта Владимира Аксенова, однажды негромко спросил нового сотрудника, верит ли тот в Бога. Сотрудник ответил, что верит. Королев сказал: “Ну и правильно”».

http://pravoslavie.ru/38498.html

И отец Виталий, и его сын, отец Василий, который родился уже в Сербии, говорили языком «белых» русских. Такого русского больше нет. – Как ваш духовник отец Виталий Тарасьев учил относиться к Церкви? – Своим примером. Отца Виталия я никогда не видел без рясы; его сына, отца Василия, тоже. В рясе и с крестом везде, куда бы ни шли, даже на базар. Ты христианин и остаешься им в любом месте. Пусть весь мир вращается вокруг тебя, но он не должен касаться близко твоего сердца. Не случайно самые образованные и высокодуховные сербы, в том числе и богослов преподобный Иустин (Попович), исповедовались у отца Виталия. Отца Иустина спрашивали: «Как вы, ученый человек, исповедуетесь у простого батюшки?». И отец Иустин отвечал: «Да, он простой, но молитвенник». После причастия отец Виталий для каждого находил ласковое словечко, и ты чувствовал, что приходил к Господу, Отцу своему, попадал в Его объятия. А потом шел по делам до следующей встречи. Вот так батюшка общался с нами, молодыми семинаристами. – А какие службы вам запомнились в русской церкви особенно? – Отец Виталий очень любил служить литургию и служил ежедневно, но мне лично запомнились долгие всенощные. Их все выстаивали, и никто не жаловался, все дышали одним духом. А у отца Василия, его сына, запомнилась больше литургия и его возгласы. У него был прекрасный тенор, изящный голос очень широкого диапазона. Помню его высокое «фа», которым он настраивал хор на «Милость мира» Архангельского. И делал это так, что поднимал весь храм. Весь храм становился небом на земле. – Какой жизненный урок, Предраг, вы получили в русской церкви Святой Троицы? – Отец Виталий ничему не учил. Он просто проповедовал собой, своей улыбкой нес мир и спокойствие. Также и отец Василий. Одним словом, в 1960–1970-е годы русская жизнь в Белграде была очень активной, и я с Русью познакомился именно там, а в баритональном теноре отца Виталия Тарасьева, как мне казалось, слышалась русская степь, и когда я приехал сюда, то убедился, что это именно так. Потом хором управлял и Андрей Витальевич Тарасьев, который, по-моему, лучший знаток русского наследия в Белграде.

http://pravoslavie.ru/30945.html

Скажем, свт. Василий объяснял возможность первоначального появления из земли животных тем, что и сейчас сами собой появляются кузнечики, мыши, жабы и угри 6 . Вместе с тем, если убрать из текста беседы это ложное доказательство, то само догматическое утверждение о том, что земля по слову Божию извела из себя животных, останется неизменным. Решающим его основанием являются Писание и вера Церкви, которую свт. Василий видел в буквальном понимании Шестоднева. Поэтому естественнонаучные исследования для него представляются предметами пустыми и бесполезными, делом «объюродевшей мудрости». После перечисления разных гипотез он советует, «оставив все это, не доискиваться и того, на чем земля основана», и «положить пределы своей мысли» 7 . Отсюда повествование Моисея является для великого святителя непосредственным и совершенным откровением Божием, которое тот «слышал от Бога» и изложил в целях спасения поучаемых 8 . Возможность эволюционного прочтения святоотеческого Предания Церковь с самого начала считала сотворенный мир результатом действия всемогущего и премудрого Творца. Поэтому множество святых отцов, буквально толкуя Шестоднев, тем самым просто исключают эволюционное его понимание. Однако они редко прямо критикуют идею эволюционного развития мира, поскольку в древности эта идея почти не звучала и тем самым не представляла серьезного вызова церковной вере. Ситуация радикально изменилась после Дарвина, который дал решающий толчок для идеи биологической эволюции 9 , подтверждением которой он считал палеонтологическую летопись. Тем самым теория эволюции претендовала на новое описание событий, уже изображенных в Библии как акт сотворения мира всемогущим Творцом, и помимо узко научного, она приобрела и богословское звучание. Это вызвало активную реакцию в православной среде. О ней высказались, причем единогласно отрицательно, множество святых отцов, начиная со второй половины XIX в.: свв. Феофан Затворник , Иоанн Кронштадтский , Амвросий Оптинский , Паисий Святогорец , Иустин (Попович) , Макарий (Невский) , Нектарий Пентапольский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

3 сентября в 13.05, когда семь лет назад раздался первый взрыв в школе, школьники Беслана выпустят в небо 334 белых шара по количеству погибших заложников, и под стук метронома будут прочитаны их имена. Заканчиваются мероприятия на Мемориальном кладбище «Город Ангелов» — единственном в мире некрополе, где почти двести детей, родившихся в разные годы, имеют одну дату смерти. В августе 2011 года началось строительство храма во имя новомучеников и исповедников Российских во дворе средней школы 1 г. Беслана. Инициатором возведения православной церкви выступила Ассоциация жертв террористических актов «Матери Беслана», ее поддержал архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима. Архипастырь высказался за освящение Храма-на-Крови в честь бесланских страстотерпцев, отметив, что поддерживает идею прославления невинно убиенных детей в лике местночтимых святых, «ибо в этой страшной трагедии все они были крещены своей кровью». 1 сентября, в седьмую годовщину трагедии в бесланской школе 1, архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима совершил заупокойную литию по невинно убиенным в теракте 2004 года — школьникам, учителям, родителям и бойцам спецназа Корреспондент «Российской газеты» Владимир Иванов побывал 1 сентября в Беслане. Почтить память погибших и принять участие в траурных мероприятиях пришли более трех тысяч человек. Возложение цветов в спортзале бесланской школы, где в течение трех дней террористы удерживали в заложниках более тысячи детей и взрослых, по традиции началось со школьного звонка и последующего удара колокола. В скорбной процессии к месту теракта прошли архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима, глава Республики Северная Осетия-Алания Таймураз Мамсуров, члены правительства, главы и представители администраций Владикавказа и Беслана. За литией архипастырю сослужили секретарь епархии протоиерей Василий Шауэрман, благочинный Ардонского округа иеромонах Гаий (Битиев), настоятель храма святого Георгия Победоносца города Беслана иерей Сергий Мальцев, клирики храмов Владикавказа иерей Евгений Попович, иерей Иосиф Джиоев, протодиакон Димитрий Кондратьев и диакон Иоанн Сухов.

http://pravmir.ru/v-beslane-pominali-pog...

7 янв. 1708 г. епископом Будимским был избран Викентий (Попович-Хацилавич , с 1713 г. митр. Карловацкий). При нем соборной церкви в Буде Патриарх Арсений III даровал стравропигию, что ограничило права Будимской общины и позже привело к столкновению между верующими и архиереем. В 1716-1728 гг. Б. е. управлял еп. Михаил (Милошевич), сохранилось неск. его посланий. При еп. Василии (Димитриевиче , 1728-1748) произошло объединение (1732) Б. е. с Мохачской епархией, и архиерей стал носить титул «епископ Будимский, Пештанский, Сентендрейский, Стонобеоградский, Сечуйский, Сигетский и Мохачопольский». Особое попечение еп. Василий имел о развитии церковного искусства, он построил и освятил 3 храма и кафедральный Преображенский собор со звонницей (1741-1746) в Сентендре, церковь в Грабоваце и мн. др. церковные здания, успешно боролся с насаждением унии и католицизма. 24 июля 1749 г. во епископа Будимского был посвящен Дионисий (Новакович) из Книнской Краины, но вскоре австро-венг. власти без уведомления митрополита и синода назначили его на новоучрежденную для правосл. румын Эрдельскую кафедру, оставив за ним пост администратора Б. е. Несмотря на территориальную удаленность кафедр друг от друга, еп. Дионисий ревностно управлял паствой в обеих епархиях до своей кончины в 1767 г. О положении Б. е. при его правлении свидетельствует «Екстракт описания Богоспасаемой епархии Будимской» 1751 г. (Екстракт Onucahuja Бorocnacajeмuja Enapxuju Бyдuмckuja; хранится в МСПЦ), в к-ром представлен список из 94 сел с правосл. населением с указанием количества домов (3087), храмов (46, в т. ч. 3 неосвященных), правосл. священников (47), мон-рей с числом насельников ( в Грабоваце - 13, в Ковине с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы - 4); кроме того, перечислены костелы и католич., лютеран. и кальвинист. молельные дома. В центре епархии, в Сентендре, находилось 716 домов с правосл. населением, 6 церквей и 17 священников. В этот период границы Б. е. на севере и востоке доходили до Дуная, на юге до Дравы, самым зап. был г. Сигетвар. Сев. приходы были объединены в церковно-адм. единицу «протопопия Будимская», юж. приходы обозначены как «страна Сечуйская». В акте 1765 г. Б. е. делится на Верхнюю и Нижнюю. Наиболее часто престолы церквей посвящались свт. Николаю, архистратигам, вмч. Георгию, освящались в честь Пресв. Богородицы. Еп. Дионисию в управлении Б. е. помогал игум. Грабоваца Софроний (Кирилович), к-рый в 1769 г. был избран епископом Эрдельским, с 1774 г. управлял Б. е., а в 1781 г. перешел на Темишварскую кафедру, скончался в 1786 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

В IV веке наименование «отец» также по праву давалось руководителям монашества, поскольку монашеская жизнь тогда была устроена на основе отношений отца, или аввы, и послушника как его духовного сына. Со временем они стали и на протяжении веков остались до сегодняшнего дня руководителями не только лишь для своих учеников в узком смысле слова, но и для многочисленных мирян, ищущих у них духовной пользы, совета, исповеди грехов и т.д. Отцы-пустынники суть отцы всей Церкви, а их поучения «Изречения отцов» весьма широко распространены и укоренены во всей полноте Церкви. Лишь позднее, вследствие непрерывной борьбы Церкви Божией с ересями, особенно с антитринитарной, сложилось и выделилось именование «отец Церкви». С того времени оно служит для обозначения тех, кто письменными трудами или деятельным участием в Великих и Вселенских Соборах формулировали веру и православно учили в Церкви. Их имеет в виду святитель Василий Великий , когда подчеркивает, что нужно держаться того, «чему научены от святых отцов» 3 . По словам же современного греческого богослова, «отцы Церкви суть великие столпы благодати, продолжившие дело святых апостолов. Преданные Христу душою и телом, испытанные многообразно на путях добродетели, они удостоились великого просвещения и право следовали слову истины своим житием, своими проповедями и исполненными Божественной премудрости своими писаниями» 4 . Житие и труды каждого из них являются драгоценнейшей частью духовного наследия Церкви, важнейшей после Священного Писания . Все, что написали отцы, «являет собой величественный путь их углубления в слово Божие, того углубления, что совершалось не умом лишь, но одновременно и всею жизнью. Они исполнили заповеди Божии, от величайших до наименьших, и именно потому имели столь просветленную мысль, столь проникновенное умное восхождение в тайны Божественного откровения. Высота их богословских воспарений, правильность и точность их догматических определений объяснимы единственно тем, что они не только лишь поучались денно и нощно в Священном Писании, но, главным образом, тем, что жили и дышали им» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010