Затем выступил спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский приветствовал присутствующих от имени губернатора Александра Беглова. Епархиальными знаком преподобного Серафима Вырицкого I степени были награждены председатель совета директоров БГД Надежда Тушакова и первый заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Александр Леонтьев. Грамота митрополита и знак преподобного Серафима Вырицкого III степени были вручены генеральному директору компании «Полярная звезда» Павлу Ковальчуку и руководителю Центра поддержки искусств Санкт-Петербурга Алексею Сергиенко. Руководитель Центра культурных проектов «Кифа» Татьяна Кузьмина награждена знаком преподобного Серафима Вырицкого III степени. Митрополичьих грамот удостоены финансовый директор компании «Полярная звезда» Андрей Попович, акционер компании Андрей Пестряков, архитектор Юлия Резниченко, скульпторы Николай Иванов и Вадим Сазонов.  Надежда Тушакова напомнила, что Гостиный Двор был создан по указу императрицы Елизаветы Петровны на средства купцов. Будущий преподобный в десять лет после смерти отца приехал сюда, и теперь здесь открыт храм его имени: надо помнить об этом и чаще посещать его.  Певица Варвара Комиссарова исполнила песню о преподобном Серафиме. Выступили солисты Академии музыки Елены Образцовой. Камерный хор «Кифа» под управлением Владимира Полякова исполнил духовный гимн на слова преподобного Серафима Вырицкого и песню «Неповторимый Петербург». Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Муравьев; 1866-1949) до 1917 года был известным петербургским купцом-мехоторговцем. В Гостином Дворе будущий святой десятилетним мальчиком начинал купеческую карьеру, работая рассыльным в одной из лавок. В дальнейшем, достигнув небывалого успеха, он раздал свое огромное имущество бедным и посвятил жизнь Богу. Храм преподобного Серафима Вырицкого в Большом Гостином Дворе устроен в отдельно стоящем старинном помещении в 2014 году и освящен малым чином 9 июня. Тогда же в нем была совершена первая Божественная литургия. На первом этаже здания открыт музей истории купечества.

http://patriarchia.ru/db/text/5941942.ht...

Примечание. Перед отъездом из Вены я слышал от сербского писателя Вука Караджича, что на место покойного митрополита избран преосвященный Иосиф Раячич, епископ вершацкий. Избрание его происходило в Карловцах в августе 1842 года; пятьдесят голосов произнесли его имя, а 25 требовали Пантелеймона Живковича. 2 . Преосвященный Евгений Гакман, епископ буковинский в Черновцах. 3 . Преосвященный Платон Афанацкович, епископ будимский в Буде. 4 . Преосвященный Стефан Попович, епископ пакрацкий в Пакраце. 5 . Преосвященный Герасим Рац, епископ магноварадийский в Араде. 6 . Преосвященный Иосиф Раячич, епископ вершацкий в Вершаце. 7 . Преосвященный Пантелеймон Живкович, епископ темешварский в Темешваре. 8 . Преосвященный Евгений Иоаннович, епископ карлштадский. 9 . Преосвященный Георгий Хранислав, епископ бачкий в Новом Саде. 10 . Преосвященный Василий Мога, епископ германштадский в Трансильвании. 11 . Генерал-викарий далматинской епархии архимандрит Стефан Крагуевич в Заре. А. Бронзовые медали доставлены следующим лицам: Экзем-пляры Преосвященному Евгению Гакману………….. Его епархии иеромонаху Сергию Томовичу…. Обе медали посланы с черновецким православным священником Георгием. Преосвященному Платону Афанацковичу…… Преосвященному Стефану Поповичу………… Медаль доставлена ему священником его епархии Симеоном Стояновичем из села Гачиште. Преосвященному Герасиму Рацу……………... Медаль доставлена священником его епархии Константином Балашом из села Диосег. Преосвященному Иосифу Раячичу…………… Преосвященному Пантелеймону Живковичу... Обоим преосвященным доставлены медали камеральным почетным чиновником из Темешвара, православным христианином Михаилом Чокерляном. Его светлости князю Михаилу Обреновичу для передачи сербскому митрополиту в Белграде…………………………………………. Г. Вуку Степановичу Караджичу……………... Мне, архимандриту Порфирию……………….. Итого … 10 Остается выслать из С.-Петербурга бронзовые медали преосвященным: митрополиту карловицкому, карлштадскому, бачкому, германштадскому и викарию далматинскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Монастырь Тврдош      «Из своей молитвенной кельи в монастыре, — пишет архимандрит Иустин (Попович), — он видел все несчастья и беды, которые переносил его народ, томясь в тяжелейшем агарянском рабстве, в нужде и нищете, в страхе от турецких насилий и беззаконий, в опасности от униатской пропаганды. И поэтому он непрестанно возносил к Богу теплые молитвы о спасении своего народа. Будучи уже в сане архимандрита, святой часто покидал стены обители и как духовник и пастырь с проповедью Христова Евангелия обходил села и дома родной Герцеговины. Посещая народ, подобно своему великому предшественнику святителю Савве, он совершал повсюду богослужения и Таинства, укреплял свою паству в вере и терпении, помогал несчастным и обездоленным». За такую любовь к своим единоверцам и соплеменникам даже турки называли святителя Василия «богомольцем райи». Апостольские труды святого Василия вызывали недовольство и озлобление местных потурченцев, они даже замышляли убить его Апостольские труды святого Василия вызывали недовольство и озлобление местных потурченцев, они даже замышляли убить его. Во избежание опасности и одновременно побуждаемый желанием еще больше помочь своему народу, святитель отправился в единоверную Россию, как это не раз делали духовные вожди сербского народа. Вернувшись на родину, он привез с собой богатые дары: церковную утварь, священнические облачения и богослужебные книги, а также деньги. Он снабжал всем этим бедные храмы Герцеговины, а также помогал узникам темниц и другим нуждающимся. Многие запустевшие и заброшенные храмы были восстановлены и обновлены, в самом Тврдоше и при других приходских храмах открывались народные школы. В просветительской и ктиторской деятельности святой Василий призывал на помощь братию Тврдоша и приходское духовенство. «Но лукавый враг рода человеческого, — пишет в житии святого архимандрит Иустин (Попович), — и на этот раз не оставил его в покое. Прежняя ненависть его врагов разгорелась с новой силой. С одной стороны, это были потурченцы, а с другой — агенты латинской унии. Его неустрашимая ревность и неутомимое апостольское пастырство только увеличивали ненависть и насилия богопротивников, так что святитель был вынужден снова покинуть этот край».

http://pravoslavie.ru/112833.html

Mon, 11 May 2009, 09:24 Протодиакон Андрей Кураев Общество > > Аналитические обозрения Апология встряски: pro et contra Наша нынешняя беседа посвящена духовности современного военного человека. Эту актуальную тему обсуждают с разных ракурсов диакон московского храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни, ветеран Великой Отечественной войны отец Николай Петрович Попович, а также молодой офицер, окончивший высшее военное училище, и литератор. Оба собеседника о. Николая пожелали остаться неназванными. Fri, 8 May 2009, 09:56 Протоиерей Михаил Ходанов Общество > > Аналитические обозрения Патриарх Кирилл: Чем больше писать о баснях, тем больше на такие книги будет спрос. О проблемах и перспективах православного книгоиздания Чем больше писать о суевериях, о всяких баснях, об апокалиптике болезненной, тем больше будет спрос. И если посмотреть, какой процент этой весьма сомнительной литературы сегодня присутствует в ассортименте наших книжных лавок, можно сделать вывод о полном неблагополучии издательского дела в России. Thu, 7 May 2009, 15:48 Общество > > Аналитические обозрения Как рассказать о Христе, чтобы быть услышанным? Православие исповедует большое число коренных жителей Аляски - аляскинских индейцев, или эскимосов. Обращается в сторону православия племя ацтеков. В Никарагуа, Сальвадоре есть группы индейцев майя, которые тоже хотят присоединиться к нашей Церкви. Tue, 5 May 2009, 20:56 Общество > > Аналитические обозрения Псевдолитургийность гипермаркетов. Святое без Бога Вас не удивляет то, что расцвет рекламы, пиара и брендинга наблюдается в основном в тех ареалах, которые когда-то принадлежали христианской культуре? Дело в том, что современные масс-медиа выстраивают виртуальную реальность на тех же законах, на которых основывается семантическое пространство Церкви, по одной простой причине — других законов просто нет. Mon, 4 May 2009, 01:40 Василий Писаревский Общество > > Аналитические обозрения На грани демографической катастрофы В демографии есть такое понятие – «точка невозврата», когда сокращение численности населения становится необратимым. Мы вплотную приблизились к этой точке. Но от наплыва людей, принадлежащих другим народам, другим культурам, которые являются носителями другого духа, говорящих на другом языке, ситуация не изменится.

http://pravmir.ru/public.html

Патриарх Алексий напомнил, что Русская Православная Церковь " всегда рассматривала долг защиты Отечества как обязательный для христианина " . По его словам, " события военных лет ярко продемонстрировали тот факт, что значительная часть населения нашей страны, несмотря на годы репрессий и попытки тотального господства принудительного атеизма, осталась православной, верной заветам и традициям предков " . Годы войны, по мнению Патриарха Алексия, – это " годы духовного возрождения нашего народа после долгих лет господства безбожного режима " , " В час испытания значительная часть нашего народа обрела духовно-нравственную опору в ограде Православной Церкви " , – подчеркнул он. Патриарх Алексий рассказал, что в детские годы помогал соотечественникам, находящимся в Эстонии в лагерях для перемещенных лиц. " Когда в годы войны наши соотечественники были вывезены фашистами в Эстонию и помещены в лагеря, духовенству города Таллина было разрешено окормлять их " , – рассказал Патриарх Алексий. Он поделился своими воспоминаниями, как его отец священник Михаил Ридигер брал его в детские годы на богослужения, которые совершались в лагерях. " Я помню тот духовный подъем людей, массовое желание принести покаяние и причаститься " , – отметил Патриарх. По его мнению, " это свидетельствовало о том, что вера жива, и люди возвращались к своим истокам " . Это, по его словам, наблюдалось не только в эстонских лагерях, но повсеместно. Патриарх считает, что " этот феномен военных лет – возвращение к вере в годы войны – еще надо осмыслить " . 30-ти священникам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны, Патриарх Московский и всея Руси Алексий вручил юбилейные патриаршие грамоты и икону Георгия Победоносца. Протопресвитер Матфей Стаднюк Так как среди награжденных было много людей преклонного возраста, Патриарх Алексий сам спустился в зал, где сидели ветераны. Среди них – почетный настоятель Богоявленского кафедрального собора протопресвитер Матфей Стаднюк, протоиерей Рафаил Маркелов, монахиня Адриана Малышева, дьякон Николай Попович, протоиерей Василий Ермаков. У многих из них на груди были боевые награды.

http://pravoslavie.ru/13054.html

– Чем на поле крест помогал? – Я еще жив (смеется). Кстати, перед игрой мы все становились на колено, и нас объединяла одна молитва. Вне зависимости от вероисповедания, мы читали «Отче наш» на английском языке. После этого я крестился и говорил: «Ну хорошо, теперь я готов состязаться». Наверное, это как-то связано и с тем, что в детстве у нас с братьями всегда было уважение ко всему богатырскому. Если вы посмотрите на картину трех богатырей Васнецова, у них шлем на голове, щит в руке, кольчуга. Мы хотели быть похожими на них. – Кто из трех братьев кем из богатырей тогда был? – Раз уж я Илья, да еще и старший, то просто по имени и возрасту, наверное, должен быть Муромцем. Младший, Алеша Попович – наверное, отец Александр, а Василию остается Добрыня Никитич. – К тому моменту, когда вы трое решили заниматься футболом, ваш папа уже был протодиаконом. Мама вряд ли была привычна к таким мальчишеским играм. Как родители отнеслись к желанию трех сорванцов? – Мама вообще не думала отпускать нас в американский футбол. Отец к этому относился более спокойно. В свое время он играл в волейбол и тренировал детскую команду по европейскому футболу. Мы там тоже играли, причем с более старшими детьми. Но однажды самый младший из нас – отец Александр – сказал папе, что хочет играть в американский футбол. Василий добавил, что ему тоже интересно попробовать. Я присоединился к ним и сказал: «Папа, это мой последний год в школе, и другой возможности попробовать у меня не будет». Мы начали втроем уговаривать папу. Он согласился, но сказал, чтобы мы не волновали маму и играли аккуратно. У меня был довольно успешный дебют, я заработал почти все очки своей команды. В местной газете об этом написали статью. Когда мама пришла на работу, сотрудники стали ее поздравлять, а она не понимала, в чем дело. Дома они чуть-чуть поговорили с отцом «за закрытыми дверями», она выразила ему свое беспокойство, но в итоге сказала: «Хорошо, продолжайте, но если с вами что-то случится – это не из-за того, что я согласилась».

http://pravmir.ru/v-amerike-u-menya-bylo...

– Едва ли так... Здесь много учеников... не один твой попович. Здесь есть человек 500... да и разгуляться-то нам есть где... Не мудрено, что ты своего тут и не увидишь, и не узнаешь сам... – Нет, я уж очинно твердо его знаю... беспременно сыщу... – Как хочешь... а то скажи, и я сейчас же его найду... – Ой-ли? Найдешь? Где тебе его найти! – Непременно найду... – Ну, так разыщи же мне тут Василия попова...Попова? У нас, друг, нет такого ученика во всей семинарии... – Как нет? Есть... Он нашего попа сын... Али я эвтого-то не знаю? – Есть да не с такою фамилией... Фамилия «Попов» у нас нет... – Хамилия? Какая там тебе хамилия? Василий нашего попа сын, – вот тебе и все! А то какая-то хамилия. Больно ты чуден... – Ну, друг мой, здесь таких Василиев твоих т. е. поповых детей у нас много, едва ли не пол семинарии... Нельзя же мне к тебе всех их вызывать сюда... Ты скажи мне его фамилию; вот я тебе сейчас же и отыщу его... Без фамилии нет учеников... Ведь и у вас в селе каждый мужик имеет свое прозвище... – Знамо имеет... Ну, стало, и у него есть хамилия. Да как же эвто его хамилия? Я не знаю... Вот притча-то какая! – Ведь у тебя небось письмо к нему есть? – Есть... как же без письма? Письмо есть за печатью... как быть должно... самое, значить, настоящее... заправское... – Отлично... Покажи же мне это письмо... Я по адресу узнаю, кто твой Василий, и пришлю его к тебе... – Ну, уж письма-то я, значить, и не дам... потому, окромя его, никому не приказано его давать... А то ваш брат часто нас дураков обманывает... Затем и не приказано никому более давать... Тут значит, есть деньги... Как же я тебе дам с ним письмо? – Не бойся... мне твоих денег не нужно... Мне нужно только взглянуть на адрес, узнать, кому оно прислано... – Нет, уж лучше я сам его тут поищу... – Ну, как знаешь, сказал дежурный и отошел в сторону. – Вишь ты какой ловкий! Дай ему письмо! Обманет, а там и заплатишь свои денежки, – проговорил тихонько мужик и уселся на корточках у колоны, близ самой двери в коридор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Для сей цели грамоты вручены были, пребывавшему тогда в Москве, российскому раскольничьему первоепископу Софронию Жирову, который должен был отправиться в куреневский монастырь и там вручить их протопопу Филиппу для дальнейшего препровождения по назначению. Филипп самолично поехал в Белую – Криницу и вручил грамоты, кому следовало. Надобно заметить, что «раздорники» в этом случае, как и во всех подобных, обратились главным образом не к самому Кириллу, которого презирают не меньше как и «окружники». Итак судьи Кирилла прибыли в Белую – Криницу не в очень добрую для них пору. Кирилл уже знал о цели их прибытия и, по смыслу недавно изданных им грамот, мог даже отказаться от всякого сообщения с ними как отлученными за ересь. Этого однако же не случилось. Кирилл по обычаю принял их так, как будто ничего особенного между ними не случилось, и вообще вел себя в отношении к ним довольно лукаво, чего даже нельзя было и ожидать от Бело – Криницкого владыки 7 . Заботу выпроводить непрошенных гостей принял на себя, вместо Кирилла, господствующий ныне в митрополии Акипф Васильев. Когда все прибывшее общество собралось в келлии митрополита Кирилла и рассевшись чинно по местам вело беседу о разных предметах, в намерении перейти к главному: в келлию вошли под предводительством Акипфа трое представителей бело-криницкого липованского общества: Иван Попович, состоящий в должности дворника (старосты), Дей Парамонов и Василий Перепелка. Все они были пьяны, ибо Акипф позаботился заблаговременно угостить их надлежащим образом. Попович, как почетная особа, пожелал иметь место среди заседающих, и так как места были все заняты, то без церемонии подвинул Кирилла и сел на одном с ним стуле. Затем эти пьяные мужики в самых дерзких и не приличных выражениях потребовали от бело-криницких гостей, чтоб они немедленно убирались вон, если не хотят быть представленными по начальству; при чем Акинф прибавил, что Форштеру уже дано знать об них. В монастырь набралось также не мало любопытных посмотреть что будет. Дело принимало дурной оборот, и не будь воинственного Осипа Семенова, епископам и прочим духовным особам не избежать бы неприятностей. Гончаров заставил молчать горланов, торжественно провозгласив, что если они позволят себе обидеть прибывших в митрополию епископов, то об этом узнает вся Европа и Белой – Кринице придется жестоко поплатиться за их вину. Однако же, не смотря на всю отвагу знаменитого некрасовца, бело – криницкие гости почли за лучшее поскорее выехать из австрийских владений. Пред отъездом они объявили Кириллу, что так как делом, ради которого приезжали в митрополию, им здесь не позволили заняться, то приглашают его самого приехать в ближайший к молдавской границе город Баташаны, что дело касается лично его митрополита и что если он не явится, то они будут вынуждены постановить решение в его отсутствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Разумеется, в XX столетии догматические учебники создавались и в других Поместных Православных Церквях. В Сербии интересный труд по догматическому богословию написал архимандрит Иустин (Попович) – «Догматика Православной Церкви». В плане аргументации он во многом основывался на работе митрополита Макария (Булгакова), но по характеру изложения он более свободен и в последних разделах переходит к стилю богословских эссе. В Греции за прошлый век сумели создать целый ряд крупных догматических систем, которые, к сожалению, пока мало знакомы русским читателям. Упомяну следующих авторов: Зикос Росис, Христос Андруцос, Иоанн Кармирис, Панайотис Трембелас, Никос Мацукас. Двухтомная «Догматика» Никоса Мацукаса, изданная в 1985 году, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы быть переведенной на русский язык. – Каких догматистов разных эпох вы можете выделить особо? – Это сложный вопрос. Все святые отцы свидетельствовали об истинах веры и словом, и делом, поэтому мы их воспринимаем как величайших учителей веры, а значит, и догматистов в высшем смысле слова. Однако среди них есть те, кто особо потрудился в изъяснении таинственных глубин учения Христова. Если брать IV век, это святитель Афанасий Александрийский и отцы-каппадокийцы (Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский), в V веке – святые Кирилл Александрийский и Лев Великий. В последующие века отмечу преподобного Максима Исповедника, святителя Софрония Иерусалимского, преподобного Иоанна Дамаскина, святителя Григория Паламу. А далее уже нужно говорить о русских отцах – прежде всего, о святителе Филарете (Дроздове), митрополите Макарии (Булгакове) и епископе Сильвестре (Малеванском). XX век отмечен именами выдающихся богословов Владимира Лосского и протоиерея Георгия Флоровского. Надеюсь, российская догматика будет развиваться и в дальнейшем. Следует указать, что в XX столетии появились фундаментальные работы и в других Поместных Церквях. Назову здесь только некоторые имена: святитель Николай (Велимирович), митрополит Амфилохий (Радович), епископ Афанасий (Евтич), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Каллист (Уэр), митрополит Иоанн (Зизиулас), митрополит Иерофей (Влахос), протоиерей Иоанн Романидис, отец Димитру Станилое, Панайотис Неллас и многие другие.

http://pravoslavie.ru/33936.html

Тайна предания столь же объемна, сколь и тайна богочеловеческого организма Церкви, объемлет собою все, что есть в Церкви, и остается неисследима, подобно самой Церкви. Сие предание есть апостольское наследие Церкви, воспринятое ею от преемников святых апостолов, и тождественно вере, догматам, жизни Церкви и всем тайнам ее. Так, например, святой Ипполит нас учит, что предание тождественно вере, говоря: «Итак, веруем, блаженные братия, по преданию апостолов, что Бог Слово сошел с небес в Пресвятую Деву Марию, дабы, воплотившись от Нея, спасти падшего человека» 16 . Следовательно, и сама вера в воплощение Бога Слова является верой по преданию, есть сие самое предание. Святитель Василий Великий в своем знаменитом сочинении о Святом Духе приводит многочисленные примеры неписаного предания, составляющие, по его толкованию, неотделимую часть самой записанной полноты апостольского предания, как-то: знаменование Честнаго Креста, обращение на восток во время молитвы, слова эпиклезы, благословение воды крещения и елея для помазывания, троекратное погружение и отречение от сатаны во время крещения и проч. 17 Также и по священномученику Иринею (как и вообще по всем святым отцам Церкви), «апостольское предание объемлет целокупную Церковь и все, что в Церкви: пресвитеров и епископов, истинную веру (Православие), дары Святаго Духа, церковный порядок и устройство, истинные церковные собрания, евхаристию, крещение, правую церковную жизнь и все другие составляющие, имеющиеся повсюду в Поместных Церквях и представляющие ипостась Церкви Божией в мире» 18 . Подобным же образом богословствует о Священном Предании и отец Иустин (Попович) , толкуя известное место из апостола Павла: «Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2: 15 ). На вопрос: «Что представляют собой предания наши?» он отвечает: «Все, чего Богочеловек Христос Сам и чрез Святаго Духа заповедал нам держаться и в согласии с чем жить; все, что передал Церкви святой, в коей пребывает присно Сам со Святым Духом Своим... Все, что передано апостолами от Христа Спасителя и Святаго Духа, составляет воистину предание, Священное Предание... Одним словом, Божественное и богочеловеческое предание есть преподание сквозь века и поколения Самого Господа Иисуса Христа вкупе со всеми божественными истинами и заповедями, всеми добродетелями и благодатью Его как живого Бога и Спасителя – в Церкви и как Церковь . Поистине и есть Церковь Христова как Богочеловеческое тело Его не что иное, как живое и длящееся во веки веков Священное Предание, вечно живой Богочеловек Христос и все, что Он имеет в Себе и несет с Собой» 19 . Или в другом месте, более сжато: «Личность Богочеловека Господа Иисуса Христа, преображенная в Церковь и в молитвенное, богослужебное безбрежное море благодати, вся присутствует в евхаристии и вся в Церкви – вот предание» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010