В различении творческой деятельности Отца, Сына и Святого Духа нельзя идти до конца логическим путем, потому что вся эта деятельность пронизана непроницаемой тайной Троичного Божества, всегда действующего нераздельно и триипостасно. Священное Писание и святые отцы, указывая на известное различие в творческой деятельности трех Божественных Лиц, не допускают мысли о том, что одно Лицо Пресвятой Троицы служит другим Лицам в качестве орудия или подчиненного сотрудника. Напротив, и в этом различии ипостасных действий они видят одно существо, одну волю, одну силу, одну деятельность. Рассуждая об этом различии в творческой деятельности Божественных Лиц, святой Василий Великий определяет его следующим образом: «Отец – первоначальная причина (προαταρτι ατα) сотворенного, Сын – причина зиждительная (δημιουργι), Дух – причина совершительная (τελειωτι); так что по воле Отца всё имеет бытие, действом же Сына всё приводится в бытие, совершается же всё в бытии присутствием Духа... Ибо одно Начало существ, созидающее чрез Сына и совершающее в Духе. И у Отца, действующего вся во всех, не несовершенно действо, и у Сына не недостаточно созидание, если не совершено Духом. Ибо так ни Отец, созидающий единым хотением, не имел бы нужды в Сыне, однако же хочет чрез Сына; ни Сын, действующий подобно Отцу, не имел бы нужды в содействии, однако же и Он хочет совершать чрез Духа». Святой Григорий Нисский говорит об этом так: «Поскольку Бог, сущий над всем, сотворил все чрез Сына (не потому, что Он не может этого без какого-либо содействия, и Единородный Сын совершает все Святым Духом, не потому, что имеет меньше силы для самостоятельного совершения, но Источник силы – Отец, а сила Отчая – Сын, а дух силы – Святой Дух), то и все творение, видимое и невидимое, – дело Божественной силы. И поскольку нет места усилию в том, что составляет Божественное естество, – ибо с хотением следует совершение, намерение в тот же момент становится осуществлением, – то обо всем естестве, происшедшем чрез сотворение, взирая на движение воли, стремление намерения и преподание силы, оправданно можно сказать, что оно начинается от Отца, продолжается через Сына и совершается в Духе Святом». Эта мысль громогласно отзывается в православном богослужении: «Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Мир эпоса, если использовать понятия сферы ощущений, абсолютно не «комфортный» и не «мягкий», это суровый и жёсткий мир Традиции, беспощадный к недостаточно подготовленным и самонадеянным. Герою в таком мире нельзя занять «почетное призовое место», он может быть или на самом верху или не быть вообще. Там всё на максимуме, на пределе, точнее за пределом. И этот мир сугубо мужской. Женщина занимает в нём своё высокое и почётное место. Она: Мать, сестра, дочь, спутница жизни и даже, порой, противник богатыря-мужчины, чьё призвание быть Воином и Защитником. Не случайно, например, у абхазов, оружие именуется как " " (Абджар) – «Крест мужчины». Как точно сказал о. Андрей Ткачёв: «Вся тяжесть за бытие, за мир, лежит на плечах мужчин. И если они самоустраняются от ответственности за мир, тогда всё идет прахом». Но «просто» быть мужчиной недостаточно. Необходимо передать своё видение таких важнейших ценностей как «ответственность», «сила», «отвага», «преданность», «уважение» следующему поколению. Поэтому «Отец и сын» – одна из самых значимых категорий в жизни человека . В то же время такие отношения важны не только между людьми. В Божественной истории воплощается именно единородный Сын Божий, с помощью Которого Отец усыновляет человечество, давая ему шанс на гражданство Небесного Царства: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Теперь посмотрим на происхождение отцов ряда выдающихся Русских богатырей. У Ильи Муромца это крестьянин, у Василия Буслаева боярин, купец у Добрыни Никитича, у Алеши Поповича священник, а у Михайла Даниловича воин из княжеской дружины. И дети из таких, казалось бы, разных частей общества вместе делают одно большое дело – защищают народ и прославляют Русскую землю и своих родителей. Как относятся перечисленные Русские богатыри к своим отцам? Первый свой подвиг, сразу же после чудесного исцеления, Илья Муромец совершает не на ратном поприще, а на трудовой ниве, очищая пахотное поле своего труженика отца. Василий Буслаев в Иерусалиме молится в церкви об упокоении души своего родителя. Алеша Попович, перед тем как вызвать на бой Тугарина, сравнивает врага с дворовыми животными своего папы.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/31/ot...

Одним словом, вся жизнь Церкви, во всех своих бесчисленных Богочеловеческих формах и проявлениях, наставляется и руководствуется Духом Святым, Который присно есть Дух Богочеловека Иисуса Христа ( Гал.4:6 ). Посему святой Апостол и говорит: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). По-херувимски погруженный в Богочеловеческую тайну Церкви как в самую умилительную Божию все-тайну святой Василий Великий изрекает всеистинное благовестие: «Дух Святой созидает Церковь Божию». Святой Пятидесятницей Боговоплощение доведено до полноты: при первом сошествии Дух Святой совершает в Святой Деве воплощение Бога Слова, и Бог Слово делается Богочеловеком и навсегда Им остается в Своем Теле; при втором Своем сошествии, в день Пятидесятницы, Дух Святой сходит на Богочеловеческое Тело и навсегда остается в этом Теле, которое есть Церковь . Налицо единое и неделимое домостроительство спасения. Дух Святой сходит на всецелое Тело Церкви и весь присутствует во всем Богочеловеческом существе и жизни Церкви. Как в человеческом теле ничего не бывает без пребывающей в нем души, так и в теле Церкви ничего не бывает без Духа Святого, ибо Он – душа Церкви. Это так через все века и через всю вечность. Церковь есть, собственно, непрестанная Пятидесятница. Дух Святой постоянно пребывает в ней как бессмертная животворящая сила. И непрестанно сходит на христиан: сходит через каждое святое таинство и через каждую святую добродетель; сходит через каждое богослужение, через каждое «Господи, помилуй!», через каждое обращенное ко Христу воздыхание. Святая Пятидесятница – это день рождения Церкви, а тем самым и день рождения каждого христианина. Кто такой христианин? – Тот, кто имеет Духа Христова. Кто Духа Христова не имеет – тот и не Его ( Рим.8:9 ). Христос подается и познаётся Духом Святым. А так как Богочеловек Христос – это Церковь , то христианства и нет вне Церкви и без Церкви; следовательно, нет его и вне Духа Святого, и без Духа Святого. Тайна всех тайн, тайна Пресвятой Троицы – вся в Церкви. В ней всё от Отца через Сына в Духе Святом; Царство Отца и Сына и Святого Духа; царствование Отца Сыном в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Он любил человека и при его грехах; он никогда не отождествлял греха с грешником; он осуждал грех , но миловал грешника. В своей любви к человеку он никогда не терял сил, никогда не ослабевал, потому что он любил человека Христом и во Христе. Невозможно по евангельски истинно и постоянно любить людей, если Бог не даст нам благодатной силы и благодатной любви. Человеческая любовь к людям быстро увядает, если она не питается Богом. Истинное человеколюбие возможно только через истинное боголюбие. Этому нас учит Сам Божественный Спаситель, делая второе зависимым от первого. Более того, Господь все Свои божественные заповеди свёл к двум: к заповеди о любви к Богу и к заповеди о любви к человеку. Поэтому Он и возгласил: на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:40 ). То, что относится к Пророкам, Апостолам и Мученикам, то относится и к нашему великому христолюбцу и человеколюбцу – блаженному митрополиту Антонию, так как он весь, всей своей личностью, утверждается на этих двух заповедях. Не должно заблуждаться, блаженно почивший Митрополит – исключительное святоотеческое явление в наше время. Через наш бурный век он прошёл евангельски кротко и апостольски бесстрашно, как через четвёртый век прошли великие Отцы Церкви: Афанасий, Василий, Григорий. Смотря на него, я говорил сам себе: да, действительно и теперь можно жить святоотечески смиренным и бесстрашным, действительно и теперь можно епископствовать святоотечески. Откуда же это? Оттуда, что Господь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же; также и человеческая природа остаётся той же самой от Адама и до сегодняшнего дня. Отцы Церкви отличаются от нас не природой, но волей. Чтобы уподобиться им, нам необходимо, по словам св. Серафима Саровского , два качества: решимость и усилие воли. Всё та же тайна проходит через евангельских героев: тайна Иисусова. Она безостановочно протекает через апостольство Апостолов, через мученичество Мучеников, через подвижничество Подвижников. Должно сказать больше: она непрерывно протекает через Православную Церковь , через её святость, вселенскость, апостольство и единственность.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

По окончании заседания состоялась презентация 22-го алфавитного тома «Православной энциклопедии». Предстоятель Русской Церкви вручил Патриаршие благословенные грамоты наиболее отличившимся сотрудникам и авторам. 3 мая, в день 20-летия со дня кончины приснопамятного Патриарха Пимена, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. У гробницы Патриарха Пимена в крипте Успенского собора Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по почившему первосвятителю. На богослужении также возносились заупокойные молитвы о Патриархе Алексии I. Сорокалетие со дня его кончины отмечалось 17 апреля. Гробница Патриарха Алексия I также находится в крипте Успенского собора. После завершения богослужения Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии переименования улицы Железнодорожная в поселке Софрино в улицу Патриарха Пимена. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино». Во дворе предприятия, созданного по благословению Патриарха Пимена, состоялось торжественное открытие памятника приснопамятному первосвятителю. 4 мая, в преддверии 65-летия Великой Победы, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошла встреча Святейшего Патриарха Кирилла с ветеранами Великой Отечественной войны, труда и Вооруженных сил. В торжественной обстановке Святейшему Патриарху Кириллу была вручена общественная награда — орден «Гордость России». В заключение в Храме Христа Спасителя состоялся концерт. 6 мая, в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь победы в Великой Отечественной войне, который расположен на Поклонной горе. В богослужении участвовали священнослужители — ветераны Великой Отечественной войны: протоиерей Николай Колосов, протоиерей Василий Брилев, диакон Николай Попович. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход по стилобату храма и совершил молитву у раки с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Проживая в Беодре, Белграде, Нови-Бечее, В. Родзянко встречался с такими церковными деятелями и подвижниками, как архим. Иустин (Попович) , проф. Белградского ун-та (в 1993 прославлен Сербской Православной Церковью (СПЦ) как преподобный), еп. Камчатский Нестор (Анисимов) . В авг. 1937 г., по завершении образования на богословском фак-те, В. Родзянко вступил в брак с М. В. Колюбаевой, дочерью священника, сумевшего с семьей нелегально покинуть СССР. В 1937-1939 гг. по благословению священноначалия СПЦ, получив стипендию от англикан. Церкви, Родзянко продолжил образование в аспирантуре при Лондонском ун-те, где изучал зап. вероисповедания и теологию, писал дис. на тему «Пресвятая Троица и Ее образ - человечество». Во время обучения в аспирантуре он познакомился с англичанином архим. Николаем (Гиббсом), бывш. учителем царских детей, принял участие в деятельности Албания мученика и преподобного Сергия содружества . По получении диплома в 1939 г. был приглашен в Оксфорд для чтения курса лекций по рус. богословию. Однако этому помешала начавшаяся вторая мировая война. Интернированный на протяжении нек-рого времени в Великобритании, В. Родзянко в нач. 1940 г. возвратился в Югославию. Здесь он преподавал Закон Божий в сербско-венг. школе в Нови-Саде. 30 марта 1941 г. в рус. Свято-Троицкой ц. в Белграде Патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем) Родзянко был рукоположен во иерея и назначен на серб. приход при средней школе в Нови-Саде; служил он также и на др. серб. и рус. сельских приходах Бачской епархии. Добрые отношения у него сложились с еп. Бачским Иринеем (Чиричем). После оккупации Воеводины венг. и нем. войсками правосл. жители края, сербы и русские, подверглись жестоким репрессиям. Свящ. Владимир принимал участие в серб. сопротивлении и вызволял сербов из концентрационных лагерей, удочерил оставшуюся сиротой укр. девочку. Предложение об окормлении одной из частей Русского охранного корпуса в Югославии, созданного по благословению митр. Анастасия (Грибановского), было им отклонено, он старался не принимать участие в политике.

http://pravenc.ru/text/150739.html

Согласно Метрическим книгам церкви, в 1884-1885 гг. правил службы отец Стефан Дьяковский, сменил его у Престола Господня 29-летний сын Новощербиновского казака Иоанн Чёрный, являвшийся благочинным Ейского округа церквей с 1896 по 1906 годы. В августе 1885 г. вторым штатным священником заступил отец Иосиф Троицкий – отец кубанского новомученика священника Григория Троицкого, с 1899 г. – диакон Алексей Попович. С 1885 г. наблюдается подъём приходских школ в Кубанской области. В 1887 г. в станице открылась одноклассная школа, заведующей которой была учительница Д. Сагайдачная, стремившаяся дать детям основательные знания. На богоугодные дела казаки всегда делали взносы. В конце XIX столетия вдова Войскового старшины Екатерина Ильяшенко сделала ряд пожертвований в храм: на вечный помин души, на постройку здания церковно-приходской школы, на медный (200 пудов – 3,2 т.) колокол. Урядник Максим Гриппа преподнёс Евангелие и серебряный потир. В начале следующего века вдова ейского купца Матвея Грибанова Мария Григорьевна завещала церкви мельницу. К началу ХХ в. в станице насчитывалось 565 частных домов, более 10 общественных дворов, сеть школ. Гремела и её рыбацкая слава. В 1900-1904 годах Слово Божие несли пастве отец Иоанн Чёрный, отец Иосиф Троицкий, диакон Василий Никифоров, псаломщики Феодосий Тимошенко, Михаил Семёнов. В 1904 г. место отца занял отец Григорий Троицкий. Менялись диаконы: в 1906 г. пришёл диакон Григорий Бешекуров, в 1907 – его сменил А. Терновский, в 1908 г. – Лев Черников, в 1909 г. пришёл священник Константин Ковалёв, затем Николай Николайченко. На очередном сходе казаки приняли решение о строительстве нового храма, в честь Николая Угодника, покровителя моряков. «Ставропольские епархиальные ведомости» нам донесли, что закладка церкви состоялась 19 июля 1909 г. С 1913 г. белокаменный храм стал гордостью станицы. В 1900 г. на средства жертвователей Ильяшенко, Муравицких, Дженджеря, Курысь, Гречиных, Быцай и других в ограде С-Троицкого храма возведён молитвенный дом с престолом во имя великомученицы Екатерины. В начале ХХ в. крупные монастыри Кубани имели в станице Должанской свои подворья: Марие-Магдалинская женская пустынь 340 десятин земли, Екатерино-Лебяжий Черноморский мужской монастырь держал на косе рыбзавод. Материальное обеспечение духовенства складывалось из сдаваемого в аренду причтового надела земли, исполнения треб, приношений, оплаты уроков.

http://sobory.ru/article/?object=52375

Экуменизм - это ересь, ересь безразличия, которая гласит: «Вы можете верить во все, что хотите, это не имеет значения» Экуменисты обычно говорили: «есть только один Бог». На самом деле, такое утверждение правильно, но не в том смысле, который в него вкладывают экуменисты. Существует только один Бог, православный Бог, Святая Троица. Католико-протестантский «филиоквистский» Бог совершенно другой. Мусульманский Аллах это искаженное представление о Боге, как и еврейский Бог, не говоря уже о индуистских богах и буддийской нирване. Они не могут спасти нас, только Христос может спасти нас. Духовное заблуждение (прелесть) думать иначе, и заблуждение всегда исходит из духовной нечистоты, из грязной души. Точно так же экуменисты говорили о «неделимой Церкви». Но Церковь всегда была неделимой! Она существует и по сей день. Эта фраза просто означает Православную Церковь. Другой нет. Вы не можете разделить Церковь, вы можете только отпасть от нее. Это был наш долг, живя в условиях свободы, противостоять экуменизму, потому что Церковь внутри России не была свободна. Людям там не позволялось возвышать голос. Когда Русская Зарубежная Церковь канонизировала новомучеников и исповедников в 1981 году, то это произошло потому, что народ в России хотел этого. Также Зарубежная Церковь выступала против экуменизма из-за молчания Москвы. Но не только мы выступали. Монахи Святой горы делали так же. Преподобный Иустин (Попович) делал то же самое в Сербии. Так поступил Архиепископ Василий (Кривошеин) Московского Патриархата (почти одинокий голос в несвободном Патриаршем епископате в то время: там были обновленческие предатели и тогда мы страдали от них...). Экуменисты обычно говорили: «есть только один Бог». На самом деле, такое утверждение правильно, но не в том смысле, который в него вкладывают экуменисты. Существует только один Бог, православный Бог, Святая Троица. Другие «боги» не могут спасти нас, только Христос может спасти нас Но сегодня (на Западе, по крайней мере) экуменизм мертв. Экуменизм существует только для стариков или отсталых.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/07/svya...

Приказывает своему генералу подойти поближе и спросить поучтивее: кто он таков? Генерал подходит и спрашивает Василья-царевича: «Царь приказал узнать: царь ли вы царевич, король ли вы королевич или сильный, могучий богатырь?» Он ему отвечает: «Я здешний». На отходе заутрени Василий-царевич стал наперед христосоваться с протопопом; похристосовавшись, отдает ему яичко; идет потом к брату Ивану-царю и говорит: «Христос воскресе, братец!» Тот отвечает: «Воистину воскресе!» И отдает ему Василий-царевич другое яичко; оставалось у него еще одно. Выходит он из церкви, попадается ему Алеша Попович: «Христос воскресе, Василий-царевич!» – «Воистину воскресе!» Пристает Алеша Попович: «Давай яичко!» – «Нет у меня», – отвечает Василий-царевич, пришел домой, похристосовался с Еленой Прекрасной и отдал ей третье яичко. Она говорит: «Ну, Василий-царевич, а я не думала, чтоб ты мне оставил яичко; теперь я согласна выйти за тебя замуж; поезжай просить своего братца на свадьбу к нам». Василий-царевич поехал к брату; тот ему шибко обрадовался. Стал Василий-царевич просить его на свадьбу к себе; а брат спрашивает: «Где ж ты берешь невесту?» – «Я беру невесту Елену Прекрасную». Вот сыграли они свадьбу, после той свадьбы сделал Иван-царь пир на весь мир и позвал брата Василья-царевича с женой Еленой Прекрасною. Время приходит на пир идти, зовет Василий-царевич жену свою; она говорит: «Василий-царевич! Я так хороша, что боюсь, как бы меня не изурочили; поезжай лучше один». Приезжает к брату Василий-царевич, а тот спрашивает: «Что же ты один приехал, а не с женою?» – «Она нездорова, братец!» Вот они много ли, мало ли попировали, и, подгулявши, каждый из гостей начал хвалиться; у этого то хорошо, у другого другое; а Василий-царевич молчит, ничем не хвалится. Подходит к нему брат и спрашивает: «Ты, братец, что сидишь, ничем не похвалишься?» – «Да чем похвалюсь я?» – говорит Василий-царевич. «Ну, хоть тем похвались, что жена у тебя хороша». – «Да, правда твоя, братец, жена у меня хорошая». Вдруг подбегает к Василью-царевичу Алеша Попович и говорит: «Ну, уж хороша! Я с нею без тебя ночь спал». Тут все гости сказали: «Коли ты спал с нею, так поди же с нею выпарься в бане и принеси именное ее кольцо; тогда мы поверим. А не принесешь кольца – поведем тебя на виселицу». Нечего делать, пошел Алеша Попович, сам запечалился.

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

И цель, командир и его бойцы, выбирают по себе – освободить осажденный иноземцами Киев, чтобы, после победы, когда узнает о том «старый казак Илья Муромец», «не дошедши старик нам поклонится». То есть они рассчитывают, что великий воин окажет им за подвиг высокую честь – не доходя до победителей нескольких шагов совершит поясной поклон. Освободив Киев Алёша с дружиной встречаются с князем Владимиром, который почему-то не оказал достойный прием героям, и не задерживаясь в столице, направляются домой. Слава о подвиге Алёши доходит до Ильи Муромца, и старый воин, недоумевая, почему таким неподобающим образом обошлись с Поповичем, самолично отправляется в Киев. Илья говорит Владимиру, что о «славушке немалой» Алёши известно не только на Руси, но знают о ней и в «поганой Литве» и в «великой орде», а значит надо срочно разрешить неловкое положение и устроить в Киеве триумфальный приём «сыну Ростовского попа». За Алёшей, очевидно понимая, что исправить промах будет непросто, отправляют мастера такта Добрыню Никитича. Признанный переговорщик, «не дойдя», низко поклонился и передал приглашение правителя Руси. Но Алёша знал себе цену и красиво, в двух фразах ответил по адресу князя: «На приезде гостя не употчевал, на отъезде гостя не употчевать». И только после вторичного обращения, в котором Добрыня присовокупил, что в числе приглашающих также Илья Муромец и такие прославленные Русские богатыри как Дунай, Василий Казимирович, Потанюшка Хроменький, Михайлушко Игнатьевич, Алёша Попович, вместе со своей дружиной, все-таки отправился в Киев. Никому из Русских богатырей прежде не оказывался такой почет и уважение, сама княгиня Апраксия, в богатейшем наряде, низко поклонившись Алёше, провозгласила ему здравицу и, пожаловав богатыря городами, сёлами и великой казной, за руку провела его к пиршественному столу, ломившемуся от разнообразных яств. Князь Владимир самолично преподнес герою чары с хмельными напитками, которые тот, поклонившись по Русскому обычаю на все четыре стороны, «а особенно поклонился старику Илье Муромцу», выпил.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/28/al...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010