статус в 1690 г. Ее высшим органом традиционно является Генеральная ассамблея, проводящая свои заседания в Эдинбурге. В 1843 г. стремление евангелического крыла Церкви Шотландии во главе с богословом Т. Чалмерсом ослабить контроль над ней со стороны англизированной элиты и гос-ва привело к расколу. Наряду с гос. Церковью появились 2 новых образования: Свободная Церковь и Объединенная пресвитерианская Церковь. К кон. XIX в. наметилась тенденция к объединению пресвитерианских церквей на основе признания Церкви Шотландии в качестве национальной Церкви, обладающей независимостью от гражданской власти в вопросах доктрины и управления. Процесс объединения окончательно завершился в 1929 г.; духовная независимость Церкви Шотландии была признана актами брит. парламента в 1921 и 1925 гг. Принцип «установленности», до наст. момента сохраняющий силу в отношении Церкви Англии, был заменен принципом «признания» Церкви Шотландии гос-вом, что позволяло ей быть более самостоятельной, чем Церковь Англии, в решении доктринальных и организационных вопросов. Со 2-й пол. XX в. брит. монарх по отношению к Церкви именуется уже только ее членом, а не Главой, как ранее. Церковь Шотландии рассматривается большинством шотландцев как важный национальный институт, особенно это подчеркивается сторонниками восстановления независимости Шотландии, позиции к-рых в последнее время укрепились. Помимо Церкви Шотландии на этой территории В. определенным влиянием пользуются Римско-католическая Церковь, Епископальная Церковь Шотландии, находящаяся в полном литургическом общении с Церковью Англии, небольшие пресвитерианские церкви. В Уэльсе в течение длительного времени преобладающие позиции занимала Церковь Англии, имевшая «установленный» статус и учредившая здесь в XIX в. 4 еп-ства. Богослужения в церквах совершались на англ. языке, при этом в ее составе не было ни одного епископа, говорившего по-валлийски; ее влияние и авторитет стали снижаться. В эпоху национального пробуждения Церковь Англии стала восприниматься в Уэльсе в качестве инструмента англ.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Главным центром почитания св. Тизилио до сих пор является Мейфод в Уэльсе. Сегодня это небольшая деревня близ города Уэлшпул в графстве Поуис. Она знаменита своей большой церковью свв. Марии и Тизилио и захоронениями королевской семьи Поуиса. На островке Черч-Айленд, который сегодня соединен с островом Англси мощеной дорогой, тоже существует большая церковь в честь этого угодника. Имя святого присутствует в самом длинном во всей Британии названии деревни (расположена на острове Англси): – переводится как «Церковь св. Марии в дупле белого орешника рядом со стремительным водоворотом и церковью святого Тисилио возле красной пещеры»! В деревне Лландисилио графства Поуис, где Тизилио основал церковь, сегодня действует приходской храм в его честь. Рядом с проливом Менай в честь св. Тизилио освящена красивая часовня, а храмы в его честь можно встретить во многих районах Уэльса.  – Здесь и далее примеч. перев.  Традиционно считается, что встреча св. Мелангеллы с Брихвелом состоялась в 604 году. Если это так, тогда получается, что святая прибыла в Уэльс около 589 года, а преставилась около 641 года или позднее. Преподобная подвизалась на валлийской земле более полувека! Считается величайшей и самой любимой святой Уэльса наравне с прмц. Винефридой.   Св. Хивин  († 516; память 6/19 января) был, вероятнее всего, спутником и учеником прп. Кадфана – бывшего воина из Бретани, переехавшего в Уэльс служить Богу и учредившего знаменитейший монастырь на острове Бардси. Св. Хивин известен тем, что основал церковь в местечке Абердарон недалеко от морского побережья Уэльса и острова Бардси, в районе (и нынешнем графстве) Гуинедд. Больше о его жизни ничего не известно. На месте деревянных кельи и церкви св. Хивина со временем вырос значимый монастырь, который имел также духовную школу. Каменная церковь в честь св. Хивина появилась здесь в 1137 году. Хотя монастырь был распущен во время Реформации, церковь сохранилась до наших дней и является местом паломничества. Эта большая церковь с двумя нефами известна как «собор полуострова Ллин». В древности любой преследуемый человек мог найти при этой церкви убежище и приют на 40 дней. При церкви разрешались многие споры. Община Абердарон сегодня включает в себя несколько мелких деревушек, расположившихся на западной оконечности полуострова Ллин. Абердарон также называют Валлийским краем света (в Корнуолле существует знаменитый мыс Лендс-Энд – «Край земли», – являющийся крайней юго-западной точкой Британии). Исторически Абердарон служил последней остановкой паломников на пути к острову Бардси. В XVIII–XIX веках эта деревня была знаменита как кораблестроительный центр и порт. Сейчас близлежащие пляжи привлекают отдыхающих, и местность является курортной зоной. На протяжении 11 лет в церкви Абердарона служил знаменитый валлийский поэт, священник и мыслитель Рональд Стюард Томас (1913–2000).

http://pravoslavie.ru/71351.html

K. Chad­wick), утверждая, что в Житии святой Бригиды (Bridget) есть свидетельство того, что во времена ее юности друиды были все еще влиятельны в Ирландии (а это было в конце пятого столетия), то языческая кельтская религия не исчезла окончательно и во времена святого Давида. Каждый, кто желает дискутировать относительно исторического Давида, должен ссылаться на его Житие, написанное Ригифархом. Автор Жития ставил перед собой задачу показать древность и значимость епархии святителя Давида, то есть Меневии. Ко времени прихода норманнов территория и границы епископа были привязаны к королевствам и герцогствам. Это должно было подчеркнуть, что понимание природы Церкви и ее вероучения было общим для каждого, живущего в христианском мире, и составляло основу всей его структуры. Идея, что Церковь в Англии была установлена до прихода норманнов, по политическим соображениям развивалась в преамбуле Томаса Кром­веля 53 к революционным законам Генриха VIII. Результатом Реформации стали единообразие и общий строй во всей Церкви. В Уэльсе же со времен Империи сохранялся римский порядок, даже когда на континенте все уже изменилось. Церковь Британии была более консервативной и менее склонной к новшествам, чем Церковь Ирландии. Согласно преданию, предшествующему Житию, написанному Ригифархом, святитель Давид вместе со святыми Тейло и Падарном 54 были учениками преподобного Ильтуда, но странно, что ни сам Ригифарх, ни в монастыре Сент Дэвидз не знают об этом сказании. Без сомнения можно сказать только, что такое предание не помогло тому, кто желал поднять статус Меневийской епархии над любой другой епископией в Уэльсе и поставить ее в одном ряду с самим Кентербери. Мы понимаем, каким было влияние и популярность святителя Давида в Уэльсе, а также за его пределами после того как Вильгельм Завоеватель 55 поспешил с кратким визитом или паломничеством в Сент Дэвидз в 1081 г. В Житии короля Альфреда 56 король посещает город Ассер (Asser) “c самого крайнего запада Уэльса”, и в Англо-саксонской хронике упоминается монастырь и парухия 57 святого Давида. К тому времени известность Давида распространилась в Уэссексе 58 , и монастырь в Гластонбери 59 претендовал на то, чтобы забрать мощи святителя из Меневии. Древняя валлийская поэма Armes Prydein (букв. Предсказание об Англии) 60 , которая, по словам сэра Ифора Уильямса 61 , скорее всего датируется 937 годом, предсказывает, что союз Уэльса и людей Дублина выбьет англичан с острова, а шествовать на битву они будут под покровительством святого Давида: “благословенное знамя Давида будет поднято”.

http://pravmir.ru/svyatyie-drevnego-uels...

Монастырь Ги был также усыпальницей королей Шотландии, Ирландии и Норвегии. Тут же погребались все знаменитые роды шотландские и ирландские. Почти равной славой с Гийским монастырем пользовался Сент-Андрюский или св. Андрея. Монахи этого монастыря по преимуществу усвоили себе название кульдеев и получили особенные права с перенесения сюда епископской кафедры из Абернета в 854 году. Они избирали епископов шотландских 117 . Мало известна нам история епископских кафедр Шотландии в это время. Говорят, что преемником Ниния в Candida casa был Петельм 118 , но потом кафедра эта была скоро уничтожена, а потому некоторые даже думают, что Ниний был единственным епископом Candida casa 119 . Вместо Candida casa избран был для епископской кафедры Абернет; где находилась и резиденция короля шотландского. Так как эта страна потом завоевана была королем нортумберландским и вошла в число его владений, то будто бы и кафедра епископская в Шотландии была уничтожена, а христиане этого места подчинены были епископу Йоркскому. В 854 году, однако же, мы видим епископскую кафедру в Сент-Андрюсе, и епископ ее называется шотландским. Впрочем, он не имел постоянного места пребывания и жил то в одном, то в другом месте 120 . Вследствие того назначают место шотландским епископам, кроме показанных городов, еще на острове Моне, в Гласгове, Линдисфорне. Первое столкновение римских миссионеров с представителями древнебританской церкви произошло в Валлисе. Церковь Валлийская по территориальным своим условиям находилась ближе других к англо-саксонской церкви; епископы ее пользовались особенным авторитетом, и почтением и имели поэтому, особенное влияние на церковь не только в Валлисе, но и в Ирландии и Шотландии; таковы были: Давид, епископ Меневийский, Даниил Банкорский, Дубрич Ляндевийский 121 . Августин в 603 году пригласил валлийских епископов на собор. Местом собора избрана была одна местность в Ворчестеморе, на границе владений камбрийских и англо-саксонских, под одним дубом, который после того назван был дубом Августина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В черте города Фишгард (Fishguard) графства Пембрукшир есть местечко, ранее называвшееся Пулл-Дифриг (Pwll Dyfrig), а ныне известное как Глин-и-Мел (Glyn-y-Mel). По преданию, здесь святитель Дифриг некоторое время подвизался в затворе в крошечной келье, которую выстроил в очень тихом месте и которая была всегда покрыта плющом. После смерти святого на месте кельи воздвигли часовню, которую почитали много веков. В день памяти святого в Фишгарде некогда проходила ежегодная ярмарка святого Дифрига. Недавно во время раскопок на месте кельи нашли древние христианские захоронения и остатки стен – предполагают, что здесь существовала община. Святой Дифриг, моли Бога о нас! Рейтинг: 10 Голосов: 117 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Хотя большинство ученых отождествляют «Хенллан» с английской деревней Хентленд, в валлийском графстве Денбишир также имеется деревня Хенллан, где св. Дифриг мог учредить обитель, но никаких исторических сведений о ней не сохранилось.  Нынешний район Арченфилд в составе графства Херефордшир значительно меньше, чем историческое бриттское королевство с тем же названием.  Название Леминстер, по одной версии, состоит из слов «лев» и «значимая церковь». По легенде, как-то к местному королю Меревальду пожаловал священник, которого правитель усадил за стол на вечернюю трапезу. Во время ужина откуда ни возьмись рядом появился лев. Священник спокойно взял хлеб и протянул хищнику, а тот нежно, как агнец, принял угощение. В Леминстере почитается второй по значимости святой Херефордшира – священник Эдфрит († 675; память 26 октября). По преданию, родом из Нортумбрии, он прошел 350 миль до Мерсии и основал ок. 660 г. женский монастырь в Леминстере, который всю свою историю был связан с королевской семьей. В XII в. на его месте появился мужской монастырь, просуществовавший до Реформации, – от него сохранилась большая бывшая монастырская церковь-приорат свв. Петра и Павла (Leominster Priory; используется англиканами), а от первоначальной саксонской обители – руины. Сегодня память св. Эдфрита чтят как в приорате (которому подарена его икона), так и в самом городе.

http://pravoslavie.ru/135649.html

Другое чудо, свидетелями которого стали работники храма в Пеннант-Мелангелл, заключалось вот в чем. В храм однажды пришла женщина в стрессовом состоянии: врачи ей сказали, что у нее развивается рак груди и ей нужно срочно делать операцию. Мы молились вместе с нею в храме долгое время, и еще на какое-то время она потом осталась возле раки святой. Когда больная вернулась к своему доктору спустя две недели, то оказалось, что раковая опухоль бесследно исчезла! И вот чудо: тот парень, который долгие годы молчал, стал вдруг изумительно и увлеченно петь! Третий чудесный случай тоже достоин восхищения! К нам в храм иногда приходили (и до сих пор приходят) психически больные люди из центров дневного ухода за больными с психическими отклонениями. Однажды к нам привели двух молодых мужчин, оба шизофреники. Один из них был очень шумным, и нас даже предупредили при входе в церковь: «Этот всегда кричит, он не сможет замолчать». Я ответила: «Это не имеет значения. Все равно ведите его в храм». Второй больной, наоборот, на протяжении многих лет не мог сказать ни слова. Когда больных шизофренией мужчин ввели в храм, одни сотрудники центра по уходу за больными, сопровождавшие их, стали осматривать церковь, а другие – сели на скамьи. В отличие от них, больные сразу пошли прямо к раке святой Мелангеллы. И вот чудо: тот парень, который до этого все время молчал, стал вдруг изумительно и увлеченно петь! Это было так красиво. Второй молодой человек, до этого все время шумевший, вдруг замолчал и не издал ни звука. Эти двое мужчин хотя так и не получили полного исцеления, но мне рассказывали, что с тех пор им стало значительно лучше, и они все время просят отвезти их снова к раке Мелангеллы. Были и другие истории – удивительные духовные чудеса, когда люди, до этого совершенно неверующие, вдруг приобретали веру в Бога, а другие совершенно исцелялись от сильного гнева и ненависти. Очень скучаю по этой святыне, но Господь теперь позвал меня сюда, чтобы я служила и жила вдали от нее. Но мне всё еще не хватает Пеннант-Мелангелла.

http://pravoslavie.ru/71351.html

161 Галла Плацидия-мать Валентиниана III, фактически правившая Римом до своей смерти в 450 г. 162 На самом деле Римом правили еще десять императоров, пока последний из них, Ромул Августул, не был свергнут в 476 г. вождем ругиев и скиров Одоакром. 163 Здесь Беда единственный раз ссылается на Гильдаса, у которого он почти полностью переписал эту главу, как и несколько предыдущих. 164 Далее автор много раз повторяет то же обвинение, к которому добавляются упреки о «еретических» взглядах бриттов в отношении празднования Пасхи и формы тонзуры. 165 Эта краткая глава-все, что Беда сообщает о «темном» периоде 493-596 гг. О положении Британии в это время можно узнать только из сочинения Гильдаса и отрывочных свидетельств англосаксонских, валлийских и ирландских хроник. По ним можно судить, что англосаксы продолжали медленно продвигаться в глубь страны, изгоняя или ассимилируя местное население. В это время бритты так и не смогли преодолеть свою раздробленность и в конце концов оказались оттесненными на запад-в Уэльс, Корнуолл и Камбрию. 166 Византийский император Маврикий правил в 582-602 гг. 167 Григорий I Великий- римский папа в 590-604 гг., последний из четырех западных отцов церкви (после Амвросия, Иеронима и Августина), канонизированный и в православии. Родился в семье сенатора, занимал важные административные посты в Риме, потом был папским нунцием в Константинополе. Григорий сумел значительно увеличить власть и авторитет папской власти, упорядочил организацию церкви, решительно боролся с ересями. Он создал большое количество сочинений, которые до конца Средневековья оказывали большое влияние на церковь и общество Запада (изданы в PL, vol. LXXV- LXXIX). 168 Это произошло в 596 г. В рассказе о принятии англами христианства Беда пользовался данными «Liber Pontificalis», а также копиями писем пап и других лиц, предоставленными ему Нотельмом. Августин был приором монастыря святого Андрея на Целианском холме в Риме, где жил св. Григорий до того, как сделаться папой. Близость его к Григорию доказывает то, что папа вопреки этикету во всех письмах обращается к нему на «ты».

http://sedmitza.ru/lib/text/440583/

(PL. 202. Col. 1321; Chronique de Robert de Torigni, abbé du Mont-Saint-Michel/Éd. L. Delisle. Rouen, 1873. T. 2. P. 215, 230; ср.: ActaSS. Sept. T. 8. P. 74); в Хронике Сигиберта из Жамблу это событие указано под 709 г. (MGH. SS. T. 6. P. 329). С основанием общины клириков в Мон-Сен-Мишеле может быть связано «освящение [церкви] архангела Михаила», о к-ром говорится в валлийских анналах под 718 г. (см.: Chadwick O. The Evidence of Dedications in the Early History of the Welsh Church//Studies in Early British History/Ed. N. K. Chadwick. Camb., 1954. P. 182-184). Также высказывалось мнение, что святилище М. было основано ирл. монахами, а рассказ о видениях еп. Аутберта полностью вымышлен ( Добиаш-Рождественская. 1917. С. 180-190; Rouche. 1989. P. 544-546). Арх. Михаил. Мозаика ц. Панагии Ангелоктисты в Кити, Кипр. 1-я пол. VII в. Арх. Михаил. Мозаика ц. Панагии Ангелоктисты в Кити, Кипр. 1-я пол. VII в. Самые ранние упоминания о Мон-Сен-Мишеле относятся ко 2-й пол. IX в. Во время путешествия в 60-х гг. IX в. Одон, аббат мон-ря Гланфёй, встретил клирика Петра, покинувшего Мон-Сен-Мишель (de loco sancti angeli Michaelis qui ad duas vocatur Tumbas - ActaSS. Bened. T. 1. P. 276). К этому же времени восходят сведения о паломничестве, согласно Житию св. Фродоберта, написанному Адсоном, аббатом монастыря Монтье-ан-Дер († 992). В 872 г. некий Ратберт совершил паломничество в Рим; он отправился в путь из Мон-Сен-Мишеля и туда же вернулся (ActaSS. Bened. T. 2. P. 610). Примерно тогда же мон. Бернард перед отплытием в Палестину посетил святилище на горе Гаргано, а по возвращении из паломничества - Мон-Сен-Мишель (Itinera Hierosolymitana et descriptiones Terrae Sanctae bellis sacris anteriora et latina lingua exarata/Ed. T. Tobler, A. Molinier. Gen., 1880. Vol. 1. Pt. 2. P. 310, 319). Церковь не пострадала от нападений викингов и во 2-й пол. X в. получала пожертвования от герцогов Нормандии и графов Бретани и Мена ( Potts C. Monastic Revival and Regional Identity in Early Normandy.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Да и Грейвз – это по сути такое же фентези, только облеченное в форму «исследования». Стиль «Золотой ветви» Фрейзера, но далеко не Фрейзер. Чудак, фантазер, сказочник, предтеча викканства и пророк феминизма, Грейвз избирательно пересказывал и реконструировал на свой страх и риск мифы древности и средневековья, при этом старался перетянуть одеяло на англосаксов и кельтов, в первую очередь валлийско-ирландскую традицию бардов. Отсюда претензия Гребенщикова на «средневековый» флер, на своеобразный «традиционализм», но изначально не христианский, а ведьмовской, уходящий корнями в культы Гекаты и Кибелы. В уже цитированном интервью Матвееву Гребенщиков полон желания представить себя как наследника глубинного традиционализма. Но закваской его поэтики стала гремучая смесь Толкиена, Кастанеды и Грейвза. А поскольку в 80-е годы в СССР они были мало кому известны, то получалось очень эффектно и эзотерично. Добавлю, что изложенная Грейвзом гипотеза о тайнописи раннесредневековых бардов, вынужденных шифроваться, чтобы церковь не обвинила их в ереси (католики называли их «певцами неправды») – стала еще одним источником шарадного стиля «Аквариума». Фэнтези привлекали своей безответственностью и вымышленным, виртуальным идеализмом, за который не надо ничем платить. «Толстого мне читать ну ни с какой стороны неинтересно, - «рубит» свою правду рок-светило в еще одном интервью (2012 г.). - А когда я читаю «Властелин колец», я учусь. Практически у всех героев есть достоинство. (…) Я люблю Тургенева, но я никак не могу найти там кого-нибудь, кем я мог бы восхититься. И когда я читаю Толстого. И даже Достоевского. Когда я читаю фэнтези – я нахожу, кем я могу восхититься!» При таких мыслях ускользает одна деталь: в том же «Властелине колец» Толкиена едва ли не высшей ценностью его героев является способность жертвовать собой ради своего народа, преданность своей расе. Получается, что Гребенщикову очень импонирует вымышленный, виртуальный героизм таких фэнтези-рас как хоббиты, эльфы, народы Средиземья – однако подвиги и жертвы реального народа, в котором он родился, подобных чувств не вызывает – и на преданность себе реальный русский народ рассчитывать не в праве.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/07/...

Если современному христианскому миссионеру при диалоге с обществом приходится разрушать мифы о христианстве , то добросовестный исследователь в области кельтологии просто обязан развалить саму кельтологию, неизлечимо больную «интеллектуальным циррозом». Как известно, цирроз часто возникает при алкоголизме, который приводит к неспособности печени очищать кровь. Современная литература о кельтах настолько опьянена псевдонаучностью, что почти не способна фильтровать саму себя. Этот недуг разваливает кельтологию, как цирроз больную печень, издавая «мутную» кельтскую литературу. Кроме того, мифологизация и оязычивание кельтского наследия является не только признаком мутации самой науки, но и грабежом христианской сокровищницы кельтов. Ведь все то, что мы ценим, что любим в кельтском наследии - затейливость сюжета, живость красок, утонченность рисунка, красоту звуков, магизм характера - все это было выпестовано именно кельтами-христианами. Именно в христианской Англии были созданы и сохранены все фольклорные предания, а также легенды Артуровского цикла. Именно в христианской Ирландии на полях евангелий и псалтирей были написаны самые известные миниатюры и причудливые вязи. Именно в лесах христианского Уэльса создавались и записывались песни бардов и божественные гимны . И именно в стенах шотландских монастырей крепло самосознание кельтов и укрывались от преследований языческих королей странствующие поэты.  От святого Патрика, а не от племен богини Дану вели свое духовное рождение ирландцы. Преподобную Бригитту, а не рогатую богиню плодородия чтили они как свою духовную мать. Преподобный Коламба, основатель монастыря на острове Айона, а не мифический король Луг был и остается духовным наставником и патроном шотландцев. К преподобной Меланжелле, а не к парнокопытным фавнам и минотаврам обращались валлийцы в молитве. И преподобный Колумбан Младший с его учениками, а не кровавые боги Камулос и  Морриган прославили ирландцев на континенте. Весь современный кельтско-языческий «диспансер» с его «рогами и копытами» не просто является ложью о красоте кельтского духовного наследия, но еще и подпитывает мощный антихристианский фронт, чем соблазняет многие умы. Литература нью-эйджа даже кельтских святых умудряется " перерабатывать " на свой языческий лад. Часто поэтому термин Кельтская церковь вызывает смущение, а к публикациям на эту тему стоит подходить с большой аккуратностью. Как писал в своей замечательной, уже ставшей хрестоматийной книге «Кельтское богословие» валлийский исследователь Томас О " Луглин: «Кельтский штамп " Мудрость друидов " , кажется, уже присутствует на всем, связанном с ирландским интеллектуальным прошлым. В религиозном измерении это создало языческое возрождение и религию " New Age " . Это размывание границ между фантазиями New Age и Кельтской церковью беспокоит многих христиан» .

http://bogoslov.ru/article/303403

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010