Сокращенная редакция Жития И., выполненная Иоанном из Тайнмута (сер. XIV в.), была включена Дж. Капгрейвом († 1464) в сб. «Новая легенда Англии». На тексте редакции основаны краткие Жития И. в бревиариях еп-ств Доль и Леон (Бретань), а также сказание Г. А. Лобино в сб. «Жития святых Бретани» (1725). В 1-й пол. XVI в. Левис Морганнуг (Лливелин ап Рисиарт), уроженец сел. Ллантуит-Мейджор, составил основанное на латинской житийной традиции краткое стихотворное Житие И. на валлийском языке. Почитание И. было распространено в основном в Юж. Уэльсе и Бретани. Э. Боуэн отметил, что наибольшее число посвященных И. церквей находилось в Юго-Вост. Уэльсе и в бретонских еп-ствах Леон, Трегье и Ван. Имя И. значится в литании из Псалтыри бретонского происхождения X в. ( Warren F. E. Un monument inédit de la liturgie celtique//Revue celtique. P., 1888. T. 9. P. 88-96). Память святого содержится в нек-рых валлийских церковных календарях XIII-XVII вв. (наиболее ранний - в ркп. Lond. Brit. Lib. Cotton. Vespasian. A. XIV). На плато Минит-Иллтид близ г. Брекон (Уэльс) находилась церковь св. И. и легендарная могила святого (валл. Bedd Gwyl Illtud), в действительности - доисторическая гробница (карн). В XIX в. существовал обычай проводить там ночные моления в канун дня памяти И. ( Baring-Gould. 1911. P. 315-316). С именем святого в Уэльсе связывали также водные источники и др. природные объекты. В сел. Ллантуит-Мейджор празднества в честь И. 6 нояб. совершались еще в кон. XVII-XVIII в. Память святого значится в нек-рых бретонских церковных календарях (наиболее ранние - Бревиарий еп-ства Леон (1516) и рукописный миссал из Вана (1457)) под 6 или 7 нояб. ( Duine. 1906; Baring-Gould. 1911. P. 317). В Бретани имелись также посвященные И. церкви и капеллы. В церкви сел. Ландебаэрон (деп. Кот-д " Армор) хранится реликварий с главой И. Эта святыня упоминается в источниках с 1683 г. Сведения о мон-ре И., Лланильтуде, немногочисленны. В грамотах, приложенных к Житию св. Кадока (Vita S. Cadoci. 55, 64, 65), упоминаются монахи этого мон-ря (de famili Eltuti).

http://pravenc.ru/text/389467.html

Сыну Кэдваллона и Элкфриты Мерсийской Кадваладру Фендигайду в 634-м г., когда в злополучной для Гвинедда битве пал его отец, был всего один год. Устранив его от наследия отца, на престол Гвинедда взошел Кадавайл Кадомед ап Кинведу – «ап» в переводе с валлийского значит «сын», то есть сын Кинведа. Около 655 г. Кадваладр занял престол Гвинедда и на троне стяжал репутацию благочестивого и миролюбивого короля. Преставился он в 664-м г., когда в Британии свирепствовала чума. Перед кончиной Кадваладр принял монашеский постриг и впоследствии был причислен на Западе к лику святых. Архиепископ Меневийский Давид Эпоха от V до VIII столетия была названа в Уэльсе веком святых. Самым почитаемым в стране подвижником веры стал ее святой покровитель – архиепископ Меневийский Давид, день памяти которого 14 марта до наших дней является национальным праздником. Он был ревнителем православной веры, миссионером, основателем монастырей в разных странах Великобритании и в континентальной Бретани, помимо ставшей его резиденцией Меневийской обители. Устав монастыря, введенный Давидом, отличался сугубой строгостью. Монахи обязаны были много работать. Разговаривать между собой они могли лишь при крайней необходимости. Насельникам обители запрещалось употреблять в полевых работах лошадей или волов, так что при пахоте монахи сами тащили плуг, не прекращая при этом молитву. Их рацион составляли хлеб, овощи и вода. Запрещалось употреблять в пищу не только скоромные кушанья, но также рыбу, вино и масло. Сам святой Давид вкушал лишь хлеб и пил только воду, так что отсюда пошло его прозвище Aquaticus. Его кончина, по одним данным, приходится на 589, а по другим – на 601 г. В Уэльсе Беуно создал около 10 монастырей, ставших очагами аскетического подвижничества В VII веке по стопам святого Давида шел преподобный Беуно. Он родился в Повисе в королевской семье. Любовь ко Господу и стремление посвятить всего себя служению Ему побудила его уже в юные годы поступить в основанный преподобным Даниилом монастырь в Бангоре.

http://pravoslavie.ru/112122.html

Одна из фресок в реконструированной церкви Св. Тейло в музее Сент-Фаганс, Кардифф (источник - Museum.wales_stfagans) Церковь в деревне Лланделой (Llandeloy) графства Пембрукшир освящена в честь Св. Тейло, а рядом, в зарослях, святой источник. Церковь XIII века в деревушке Ллантилио-Пертоули (Llantilio-Pertholley) того же графства тоже посвящена Свт. Тейло, который изображен на витраже. Церковь Св. Тейло (XII век) в местечке Лландейло-Тал-и-Бонт (Llandeilo Tal-y-Bont) близ города Суонси, стоявшая на месте ранней кельтской церкви, была закрыта в 1970-х годах, разобрана и с любовью перестроена на территории Национального исторического музея под открытым небом Сент-Фаганс в Кардиффе (замок-поместье с садами: за последние полвека здесь реконструировано более 40 оригинальных исторических зданий со всего Уэльса). Ее открытие состоялось в 2007-м году, и теперь она выглядит как в XVI в. Примечательно, что во время демонтажа храма на стенах под слоем штукатурки были обнаружены хорошо сохранившиеся древние фрески (например, с изображением Пресвятой Троицы и вмц. Екатерины XV века)! Свт. Тейло посвящена церковь на красивом полуострове Гауэр (Gower) в Уэльсе – в деревне Бишопстон, чье валлийское название «Llandeilo Ferwallt». Святитель является покровителем церкви в деревне Мертир-Маур (Merthyr Mawr) недалеко от валлийского города-графства Бридженд, построенной в 1850-е годы на месте более раннего храма. В деревне Лландейло-Грабан (Llandeilo Graban) в графстве Поуис, откуда открываются превосходные виды на холмы Блэк-Маунтинс, стоит перестроенная в перпендикулярном готическом стиле церковь Св. Тейло на месте первоначальной, возведенной при жизни святого. Рядом находится названный в честь святителя пруд. Очень древняя церковь в деревне Мертир-Дайфан (Merthyr Dyfan) на окраине города Барри округа Вейл-оф-Гламорган, на берегу Бристольского залива на юге Уэльса, освящена в честь Святых Тейло и Дифана (Dyfan; память 26 мая). Считается, что св. Дифан, чья могила здесь находилась, был миссионером и мучеником, пострадавшим в римский период, во II или III веке, – это одно из самых ранних христианских мест Уэльса. Современный католический приход в городе Тенби графства Пембрукшир посвящен Святому Кресту и Св. Тейло.

http://pravoslavie.ru/137513.html

В глубокой старости преподобный Конгар вместе со своим родственником святым Киби посетил святые места в Ирландии и Уэльсе. Совершая паломничество на Святую Землю преподобный Конгар преставился ко Господу. В Бретани считают, что произошло это на обратном пути из Иерусалима в Англию в местности, относящейся к нынешнему департаменту Морбиан (Франция). Похоронили святого в монастырской церкви Конгрсбери, куда к его мощам на протяжении всего средневековья приезжали многочисленные паломники. Святого Конгара широко почитают в Сомерсете и Уэльсе. Его имя сохранилось во всех древних календарях. Посвященные ему церкви есть в Бретани и Корнуолле. В корнуоллской деревне Сент-Инганджер святой подвижник некогда вел отшельническую жизнь. В музее графства Сомерсет в Тонтоне хранится статуя святого Конгара. 16 мая чтится память преподобного Карантока – кельтского миссионера, подвижника и игумена, жившего в VI или VII веке. Он родился в Уэльсе, в той его части, что относится к нынешнему графству Кередигион, и приходился внуком местному королю. В Уэльсе он основал и возглавил монастырь Ллангранног; позднее уехал в Англию, проповедовал на ее западе, особенно в тех местах, что входят теперь в графство Сомерсет. Здесь он известен как основатель монастыря Кархэмптон. Через некоторое время вместе с другими подвижниками преподобный перебрался в Корнуолл; он просветил большую часть центральных районов этой области. В местечке Кранток в Корнуолле подвижник построил церковь, позднее освященную в его честь. Эта церковь стала центром паломничества. Недалеко от Пэдстоу в Корнуолле существовал и целебный источник этого святого. Св. Дифриг Валлийский Как и многие другие кельтские подвижники, святой Каранток некоторое время подвизался и проповедовал в Ирландии и Бретани. По преданию, святого повсюду сопровождал ручной голубь. Этот голубь указал подвижнику место, где он должен основать монастырь в Корнуолле. Предание гласит: прибыв в Корнуолл, святой решил разжечь костер. В это время его голубь взял в клюв хворостинку и, отлетев на некоторое расстояние, бросил ее на землю. Так святому Карантоку открылась Божия воля, что на этом месте нужно построить обитель. Другое предание рассказывает о том, как преподобный Каранток, всегда носивший с собой маленький переносной престол, однажды лишился его из-за ссоры с правителями Сомерсета. Чтобы вернуть святыню, святому пришлось сразиться с бесом, принявшим образ ужасного змия, который мучил и держал в страхе жителей этих мест. Подвижник победил чудовище силой молитвы и получил обратно свой престол. В благодарность за подвиг святому выделили земли для постройки монастыря.

http://pravoslavie.ru/63445.html

– Датирование радиоактивным углеродом показало, что эти мощи восходят ко времени ранее IX века. А во время поздних восстановительных работ в 1990 году проведенные раскопки с внешней стороны северной церковной стены помогли обнаружить еще шесть человеческих скелетов прямо возле стены. Это оказались останки женщин, живших тоже ранее IX века. Сохранились даже остатки льняных саванов, в которые были укутаны их тела до погребения, а поверх каждого савана клались маленькие белые камни, и на них отмечали год принятия той или иной монахиней обетов. На некоторых было шесть, три еще на одной и девять на другой. Слышала, что в других странах есть такая традиция, как минимум в Европе и здесь в Уэльсе тоже. Так делалось только с монахами и монахинями, поэтому мы уверены, что эти женщины были точно монахинями. Церковь св. Мелангеллы в Пеннант-Мелангелл, Поуис      Через два года после восстановления храма, просматривая историю графа Поуиса, я прочла, что во время Реформации семья Поуис, владевшая тогда Пеннант-Мелангеллом, осталась католической и отправила своих детей учиться в английский иезуитский колледж в городе Сент-Омер в северной Франции, чтобы они воспитывались в католической вере. Колледж тогда собирал мощи святых со всей северной Европы, включая и Британию , чтобы спасти их от осквернения и уничтожения. Полагаю, что недостающие у нас части мощей преподобной Мелангеллы как раз и были отправлены в Сент-Омер на сохранение и еще для того, чтобы дети семьи графов Поуис были приняты в школу. А в наши дни один хороший историк из северного Уэльса, изучавший материал о святой Винефриде из Холивелла в Ватиканской библиотеке, обнаружил свидетельства о том, что часть святых мощей преподобной Мелангеллы пребывала в Сент-Омере и что в 1830 году, когда семинария закрылась, мощи перенесли в местную католическую приходскую церковь. Я уже писала священнику из Сент-Омера и спрашивала, там ли еще находятся мощи святой, но так и не получила ответа. Все равно следующей весной собираюсь в Бретань и тогда сама посещу Сент-Омер.

http://pravoslavie.ru/71351.html

«Ложка любви» Искусные умельцы до сих пор стараются поддерживать старинную традицию вырезать к 25 января для своих возлюбленных в качестве подарка специальные «ложки любви» из цельного куска дерева. Этот обычай зародился еще в XVII веке, первоначально ложки богато и красиво украшались узорами, символизировавшими любовь, верность, заботу, нежность и вечность. Некоторые валлийцы стараются делать предложение своим любимым именно 25 января – в праздник святой Двинвены. Также в последнее время наблюдается возрождение почитания святой как покровительницы сельскохозяйственных животных. Церковь св. Адвенны в Адвенте, Корнуолл Кроме Лланддвина ряд других мест и топонимов Уэльса носят имя преподобной Двинвены, например Портддвин. Помимо этого, на севере английского графства Корнуолл близ берега реки Кеймел стоит маленькая деревня Адвент, чье корнское название звучит как Sen Adhwynn, а валлийское – как Santes Dwynwen»: его можно перевести как «святая Двинвена». Надо сказать, что регионы Корнуолл и Уэльс издавна находятся в тесном духовном родстве. Местная приходская церковь XV века освящена в честь «святой Адвены» (другой вариант: «Адвенны»): она известна как одна из дочерей святого короля Брихана из Брекнока и покровительница влюбленных в Корнуолле. Многие исследователи отождествляют эту святую со святой Двинвеной Лланддвинской. Мы надеемся и молимся, чтобы почитание этой древней православной святой – покровительницы любви и брака, слава о которой распространилась далеко за пределы Уэльса в наше время, – усилилось и среди православных христиан. Святая Двинвена Лланддвинская, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.8 Голосов: 540 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Со времени публикации нами в 2009 году статьи о святителе Давиде – покровителе Уэльса – произошло связанное с ним духовно значимое событие. Древняя рака святого Давида была восстановлена благодаря усилиям настоятеля собора в Сент-Дейвидсе и в 2012 году торжественно установлена в соборном приделе Пресвятой Троицы для поклонения. Ниши в нижней части раки содержат ковчеги с мощами святого Давида и святого Иустиниана с острова Рамси (по-валлийски – «остров Давида») – его духовного преемника. Помещенные с передней стороны раки три иконы изображают святых Патрика Ирландского, Давида и апостола Андрея; с задней стороны раки – иконы святых Нонны (матери св. Давида) и Иустиниана. Автор икон – местная художница Сара Крисп. Над ракой помещен красиво украшенный балдахин; деревянная резьба на балдахине посвящена житиям святых, изображенных на иконе.

http://pravoslavie.ru/110163.html

На острове сохранилась 1000-летняя яблоня, чудом дожившая до наших дней Возможно, величайшей святыней Бардси является обнаруженная в конце XX века 1000-летняя яблоня, чудом дожившая до наших дней. Искривленная от времени, она до сих пор плодоносит! Ботаники назвали ее «уникальной». Эксперты из Национальной фруктовой коллекции на ферме Брогдейл графства Кент (Англия) установили, что это давно забытый вид «Бардсийская яблоня», считавшийся исчезнувшим. Она дает сладкие на вкус, сочные, хрустящие, среднего размера плоды кремового цвета с розовыми полосками. За этой яблоней ухаживали православные иноки Бардси в монастырском саду 1000 лет назад! Сегодня яблоню размножают путем прививки. 1000-летняя яблоня с о. Бардси (источник – Commons.wikimedia.org) Поездка на остров Бардси является подвигом и в наши дни: «коварное» море рядом с ним известно своими сильными течениями и ветрами. Паромные переправы на Бардси доступны с апреля по октябрь, однако из-за частой плохой погоды возможны значительные задержки. В 2000 году 17 человек (среди которых – семьи, любители птиц и католические монахини) застряли на острове на две недели из-за непрекращавшихся штормов. С Бардси связано немало легенд. По одной из них, на острове захоронены король Артур и волшебник Мерлин. По другой, вождь викингов Барда в X веке основал здесь поселение, а англичане позднее назвали остров в честь него. Тивин и Ллангадфан Источник св. Кадфана в Ллангадфане, Уэльс (взято с Megalithic.co.uk) Население городка Тивин (в переводе с валлийского – «пляж», «песчаная дюна») на берегу Кардиганского залива чуть превышает 3000 человек. Старинная просторная городская церковь освящена в честь святого Кадфана. В средние века верующие стекались к ней, а также к часовне (снесена в 1620 году) и источнику преподобного в юго-восточном конце церковного кладбища. Вода источника исцеляла от кожных заболеваний, ревматизма и золотухи. Паломничества к этим святыням продолжались долгое время и после Реформации, когда почитание святых и связанных с ними реликвий было запрещено и сурово каралось. Рядом с источником стояли купальни и домики для переодевания. В 1894 году вплотную к источнику построили каретный сарай с конюшнями, купальни были снесены, паломничества прекратились, но источник дожил до наших дней.

http://pravoslavie.ru/142844.html

После смерти Бригиты ее почитание было сравнимо с почитанием свт. Патрика, особенно до VIII века, когда кафедра Армы (согласно поздней традиции, основанная самим свт. Патриком) стала главенствующей в Ирландской Церкви. В честь Бригиты возводились многочисленные церкви, складывались многие песни, гимны и молитвы. Постепенно ее почитание из Ирландии перешло на большую часть Западной, Центральной и даже частично Восточной Европы, где в «эпоху святых» (многие из которых были ирландцы) не менее 70 ранних монастырей носили ее имя! В память о Бригите в Кильдаре (на месте основанной ею первоначальной келлии) горел постоянный огонь, как символ Святого Духа, на протяжении 1000 лет (еще одна кельтская традиция) – многие почитали этот огонь как великую святыню, потому что от него происходили обильные чудеса. Посещавший обитель Кильдар Гиральд Камбрийский писал, что видел огонь, который заботливо поддерживался монахинями: «Пламя окружено живой ивовой изгородью круглой формы, за которую мужчинам запрещено ступать». Еще с дохристианских времен в Ирландии центральный очаг был средоточием жизни деревенских общин, и его огонь считался священным. Кстати, во многих ирландских монастырях православного периода (до англо-норманнского завоевания страны в XII веке и насильственного введения католицизма) Пасхальный огонь продолжал гореть на протяжении целого года. Епархия Кильдар еще при жизни угодницы неофициально именовалась «кафедрой одновременно епископа и девы». Круглая башня в Абернети, Перт-энд-Кинросс Рассказы о жизни Бригиты перепечатывались и распространялись по разным странам Европы; их переводили на староанглийский, старофранцузский, старонемецкий и другие языки. Помимо несчетного числа церквей, освященных в честь Бригиты в Ирландии, в древности в Англии ей было посвящено 19 храмов, и почти столько же в Уэльсе. Залив в графстве Пембрукшир в Уэльсе называется Сент-Брайдс в честь угодницы, такое же название носит и одна из близлежащих деревень. Это свидетельствует о тесной связи между валлийским и ирландским монашеством. Несколько населенных пунктов Уэльса называются «Ллансантффрейд», что значит «церковь святой Бригиты». За пределами Ирландии и Британии эту святую до сих пор почитают в Португалии, Эльзасе, Фландрии и прочих регионах Европы, а также в США и других странах со значительными ирландскими общинами.

http://pravoslavie.ru/128036.html

Церковь св. Хивина в Абердароне, графство Гуинедд      – Уважаемая Эвелин, как известно, сохранившиеся до наших дней поздние жития многих кельтских святых, включая и житие святой Мелангеллы, содержат мало достоверной информации. Однако в начале 1990-х годов, когда вы и ваш муж, бывший тогда настоятелем в Пеннант-Мелангелл, инициировали работу по восстановлению святыни и заведовали ею, некоторые интересные археологические находки пролили свет на историю этого места. Расскажите, пожалуйста, об этом. Подняв камень, рабочие обнаружили свинцовый ящик с мощами. – Да, мощи святой Мелангеллы в новейшее время были впервые обнаружены в 1958 году, когда проводились частичные восстановительные работы в церкви Пеннант-Мелангелл. Тогда переложили новыми досками потолок и сделали небольшой ремонт в бывшей классной комнате старой школы, ставшей таковой после Реформации, – это квадратное помещение в конце храма, где сейчас располагается малая апсида. Пол стали покрывать бетоном, но под бетоном как раз и была найдена могила святой Мелангеллы. Подняв камень, рабочие обнаружили свинцовый ящик от гроба в могиле, то есть не сам гроб, а меньший по размеру ящик, в котором были мощи. В ящике помимо мощей также было найдено немного мусора – в основном остатки растений, которые, очевидно, поместили сюда после Реформации вместе с мощами. – Значит, можно предположить, что кости святой были выкопаны, возможно, по уничтожении ее раки после Реформации, и затем положены в меньший по размеру ящик? – Да, думаю, что так. Мы с мужем хранили этот ящик у себя дома в период поздних восстановительных работ в 1990 году. У мужа тогда был близкий друг хирург-ортопед – он пришел к нам и выложил кости из ящика на стол. Мощи сохранились почти полностью – недоставало лишь нескольких дисков позвоночника и некоторых косточек от одной руки и ноги. Итак, кости были снова положены в ящик, а ящик – в раку, которая полностью была восстановлена в 1992 году. Мощи остаются в ней до настоящего времени. – Было ли подтверждено, что это именно мощи святой Мелангеллы?

http://pravoslavie.ru/71351.html

Во 2-й пол. XIX в. движение, близкое к пьюзизму (см. разд. «Англия»), привнесло элемент красочности и церемониальности в богослужение Церкви Шотландии и вместе с ними - орган и более разнообразные муз. средства (включая хоры). Превосходные органы и хоры появились в соборах больших городов (Абердин, Эдинбург, Глазго), в соборе г. Данблейн и в аббатстве Пейсли, несмотря на то что там долгое время отсутствовали епископы и аббаты. Хотя муз. исполнение могло достигать высокого уровня, в Церкви Шотландии так и не появилось собственных выдающихся композиторов. При ц. св. Марии в Эдинбурге, «флагмане» Шотландской Епископальной Церкви, на протяжении более чем столетия существовала хоровая школа, из к-рой выросло специализированное учебное заведение - Музыкальная школа св. Марии. Здесь, как и в соборах Англии, совершается полный круг богослужения. Шотл. пресвитериане обогатили церковную музыку англоязычного мира неск. прекрасными мелодиями, первоначально использовавшимися для псалмов (в наст. время употребляются и для гимнов). В остальном репертуар церковной музыки в Шотландии отражает общие для В. (гл. обр. для Англии) черты развития этой сферы муз. творчества. Самый известный шотл. композитор, автор разнообразных муз. сочинений для концертного исполнения Джеймс Мак-Миллан (род. 1959), римо-католик, написал неск. хоровых произведений для церкви. Изд.: Musica Scotica/Ed. K. Elliott. Glasgow, 1996. Vol. 1: The Complete Works of Robert Carver and Two Anonymous Masses; The Music of Scotland, 1500-1700/Ed. K. Elliott. L., 1957, 19692, 19753. (Musica britannica; 15); Early Scottish Psalm-setting/Ed. K. Elliott and G. Munro. Glasgow, 2003. Лит.: Farmer H. G. A History of Music in Scotland. L., 1947. N. Y., 1970r; Patrick M. Four Centuries of Scottish Psalmody. L., 1949; Elliott K., Rimmer F. A History of Scottish Music. L., 1973. Уэльс К XI в. католич. Церковь окончательно вытеснила в Уэльсе древнюю кельт. христ. традицию. В 1284 г. Уэльс был присоединен к англ. короне, после чего началась многовековая тенденция ассимиляции Уэльса согласно англ. образцам, а одаренные валлийцы стали уезжать в Англию. Эта тенденция часто встречала противодействие, выражавшееся в придании особого значения валлийскому языку и в культивировании валлийской самобытности. В Пенпонтском Антифонале (Cardiff. National Library of Wales. 20541 E) проявляются черты сарумского обряда, приспособленного в XIV в. для валлийской немонастырской богослужебной практики. Акты 1536 и 1543 гг. способствовали росту единообразия в законах и гражданском строе между Англией и Уэльсом.

http://pravenc.ru/text/150119.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010