Старый дом священника в Морвенстоу, Корнуолл.      Когда святой Августин, первый архиепископ Кентерберийский и апостол англов, в конце VI века принес Евангелие в юго-восточную Англию, его римским ученикам и их английским помощникам-неофитам пришлось при обращении Англии ко Христу во многом полагаться на помощь кельтских миссионеров-монахов с севера и запада. Все возникшие было недоразумения в конце концов были преодолены великим святителем Англии – святым Феодором из Тарса, греком, другом преподобного Максима Исповедника и архиепископом Кентерберийским (602–690; память 19 сентября). Административные и организаторские способности римлян соединились со строгой монашеской духовностью кельтов – из этого и произросла Английская Церковь. Одним из ее отпрысков, явившим ярчайший пример того, сколь плодотворно такое соединение, стал священномученик Бонифаций Кредитонский († 754; память 5 июня) – святой из Девона, сакс по отцовской и кельт по материнской линии, отправившийся, по благословению Римских пап, одним из которых был грек Захарий, обращать ко Христу языческую Европу в первой половине VIII века . Святой Бонифаций был родом из южного Девона – особенно «английского» района Британии. А северный Девон, как и Сомерсет, и Корнуолл, или, как его тогда называли, Западный Уэльс, были преимущественно «кельтскими» районами. В V–VII веках на этих исконно кельтских землях Англии, территориально совпадающих с нынешними графствами Сомерсет, Девон и Корнуолл, просияло великое множество святых. Некоторых из них мы сейчас и вспомним. Церковь всех святых в Ки, Корнуолл.      На побережье Сомерсета издавна чтится память святого Декумана († 706; память 27 августа). Святой Декуман родился в VII веке в благородной семье в Уэльсе. На его родине – в деревне Роскраутер в Пемброкшире – в честь угодника освящена церковь. Валлийское название этого места – Лландегиман, что значит «Церковь Декумана» . С юга Уэльса святой, с ранних лет тяготившийся светской жизнью, перебрался на север Сомерсета. По преданию, он прибыл в Сомерсет, переплыв Бристольский залив на плоту вместе с коровой – она была его верным спутником, а не только снабжала молоком.

http://pravoslavie.ru/63445.html

Из сообщения Гильды прямо не следует, что мученики пострадали в «Городе легионов», однако в средневек. традиции засвидетельствовано почитание И. и А. в Карлионе. В т. н. Книге из Лландафа, составленной по указанию еп. Урбана (1107-1134), сохранился текст грамоты 2-й пол. IX в. о дарении Лландафской кафедре местности, названной в честь И. и А. (territorium sanctorum martyrum Iulii et Aaroi). На существование там церкви или капеллы в честь И. и А. указывает название «Merthir Iún et Aaron» (валлийское merthyr (мученик) происходит от лат. martyrium). По мнению исследователей, эта местность находилась в окрестностях Карлиона, возможно, на месте Сент-Джулианс (р-н г. Ньюпорт) (The Text of the Book of Llan Dâv/Ed. J. G. Evans, J. Rhys. Oxf., 1893. P. 225-226, 377). В 1113 г. в Карлионе существовала ц. святых И. и А., к-рую виконт Роберт де Шандос подарил основанному им приорату Голдклифф. Гальфрид Монмутский († ок. 1155) в соч. «История бриттов» отождествил «Город легионов» с Карлионом и привел вымышленные сведения о том, что в древности там находилась кафедра архиепископа Британии. Вслед за Гальфридом Гиральд Камбрийский в соч. «Путешествие по Уэльсу» (Itinerarium Cambriae) (1191) утверждал, что в древности в Карлионе были 3 церкви - св. Иулия в составе жен. мон-ря, св. Аарона с капитулом каноников и 3-я, якобы служившая кафедральным собором ( Giraldi Cambrensis Opera/Ed. J. F. Dimock. L., 1868. Vol. 6. P. 55-56). Вероятно, в XII в. в церкви, посвященной И. и А. в Карлионе была помещена реликвия св. Альбана, после чего храм стал именоваться в честь этого святого. Под влиянием сведений, вымышленных Гальфридом, местами почитания И. и А. стали 2 находившиеся поблизости капеллы ( Knight. 2003. P. 120). Авторы кон. XVI в. сообщали, что на окраине сел. Карлион ранее были 2 капеллы, посвященные И. и А. и расположенные другот друга на расстоянии 2 миль (см.: Baring-Gould, Fisher. 1907. P. 102). В наст. время память святых Альбана, И. и А., согласно литургическому календарю католич. Церкви в Уэльсе, совершается 20 июня. В г. Ньюпорт действуют католич. церковь св. Иулия и англикан. церковь святых Иулия и Аарона (в р-не Сент-Джулианс), в сел. Карлион - католич. церковь святых Иулия и Аарона.

http://pravenc.ru/text/1237869.html

Римская церковь поддерживала эту точку зрения, но исчисляла день Пасхи по своему 84-летнему циклу, который не совпадал с 19-летним александрийским. Никейский собор 325 г. в своем седьмом правиле определил, чтобы Пасха праздновалась отдельно от иудеев, в воскресенье после весеннего полнолуния. В 525 г. римский монах Дионисий Малый предложил новое летосчисление от Рождества Христова и одновременно-новую систему исчисления Пасхи на основе 19-летнего (т.н. Метонова) цикла. Часть церквей в результате ошибочных расчетов праздновала Пасху с 14 по 20 дни лунного месяца, но большинство вместе с Римом приняло за начало праздника 15 день луны. Постепенно главным защитником «неправильной» Пасхи стала кельтская церковь, по иронии судьбы воспринявшая ее именно из Рима в V в. В вопросах Пасхи и тонзуры кельты отстаивали свою самостоятельность от Рима и главное-от английской церкви. Хотя еще в 664 г. собор в Витби (Стренескальке) признал неправоту кельтов, основная часть ирландских христиан приняла католическую Пасху только в 716 г., а валлийская церковь-в 768 г. 287 Пс. 67:7. 288 Еф. 3:14-»преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа». 289 Неизвестно, имели ли эти епископы собственные епархии. По всей видимости, епископы в тогдашней бриттской (и ирландской) церкви выполняли «представительские» функции-освящали церкви, крестили, осуществляли посвящение в сан. Реальная власть в церкви принадлежала аббатам, которые управляли иногда целыми сообществами монастырей наподобие «семьи» острова Ии (Иона). 290 Имеется в виду монастырь в Бангоре (Северо-Восточный Уэльс)-самый большой в землях бриттов. Аббат Динот или Дионот управлял им в конце VI в.; в 601 г. он участвовал в церковном соборе в Галлии. Сохранилась краткая версия его ответов Августину (см. Patrologia Latina, LXXX, р. 22). Его монастырь (Бангор Искоэд) еще в V в. отказался подчиниться власти Рима. После описанной битвы известий о нем не имеется; видимо, он был разрушен или заброшен. Еще раньше на западном побережье Уэльса был основан монастырь Бангор Ваур (Великий), существовавший до XVI в.

http://sedmitza.ru/lib/text/440649/

Особенно молодые юноши и девушки из Уэльса и других районов Британии приходили к преподобной Двинвене на остров Инис-Лланддвин, горячо молились, прося о ее заступничестве и даровании счастливого и благословенного брака по ее ходатайству – и многие получали просимое. В средние века часовня (а позднее – церковь) на острове Инис-Лланддвин неоднократно достраивалась и расширялась, много раз получала щедрые пожертвования от верующих в знак их благодарности святой покровительнице за ее молитвы. Средневековая церковь, по всей видимости, была великолепной и, помимо прочих святынь, хранила золотую статую святой Двинвены. Восковые свечи постоянно горели вокруг раки с мощами небесной покровительницы острова, а местный церковный приход постепенно стал одним из богатейших в северном Уэльсе. Такие прославленные валлийские поэты, как Давид ап Гвилим (середина XIV в.) и Давид Тревор (ок. 1500) посещали Инис-Лланддвин, восхваляли его красоту и духовную атмосферу и прославляли добродетели святой Двинвены в своих стихах. На протяжении веков святой деве был посвящен ряд трогательных валлийских песен, а валлийский композитор Джозеф Пэрри (1841–1903) написал в честь святой Двинвены произведение для хора. Молитвенные прошения многочисленных паломников, которые были либо влюблены, либо просили о даровании благочестивых супругов на всю жизнь, исполнялись как у раки с мощами святой Двинвены, так и рядом с ее святым источником. В средние века появилось много народных поверий, связанных особенно с источником святой. Так, многие верили, что преподобная открывает людям волю Божию прямо рядом с источником, причем понять ее можно было по движению рыб (особенно «священных угрей Лланддвина»), живших в источнике. Также в народе считалось, что если девица бросит на поверхность источника носовой платок и он тотчас возмутит обитавшего в воде угря, то верность ее жениха (то есть будущего мужа) гарантирована. Если вода находившегося по соседству «родника желаний» начинала бурлить при приближении к нему паломника, это якобы означало успешный брак в самом ближайшем будущем. Интересно, что подобные поверья (но с разными вариациями), являющиеся выражением местного фольклора, встречаются при описании и прочих древних источников Уэльса и других частей Британии, например в истории источника святого Киби.

http://pravoslavie.ru/110163.html

Последние археологические находки на территории крепости, которые относятся ко времени правления римлян, датируются ок. 400 г. Сведения по истории Эборака в V-VI вв. весьма скудны. Имеющиеся археологические данные не позволяют судить о том, насколько населен был город в этот период, однако, по всей видимости, крепость сохраняла свое значение как средоточие военно-политической власти - рим. казармы частично использовались и ремонтировались. Неизвестно, когда Эборак перешел под контроль герм. (англосакс.) вождей. Согласно «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного , к нач. VII в. Эборак являлся политическим центром англосакс. территорий к северу от Хамбера и резиденцией правителей Нортумбрии. Археологические находки на территории города, относящиеся к VII-IX вв., немногочисленны. Наибольший интерес представляют найденные в р-не Фишергейт остатки зданий, где была обнаружена керамика континентального производства. История Эборака как церковного центра начинается в VII в. В 601 г. папа Римский свт. Григорий I Великий , вероятно на основании данных о церковной организации в римской Британии, определил Эборак и Лондиний (ныне Лондон) центрами буд. митрополий (послание папы к св. Августину Кентерберийскому сохр. в составе «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного - Beda. Hist. eccl. I 29). Архиепископу Эборака должны были подчиняться 12 епископов-суффраганов. Однако в силу военно-политических и религ. особенностей становления сев. региона планы создания Эборакского архиеп-ства не были реализованы до 735 г. Согласно Беде Достопочтенному, в 627 г. в Эбораке появилась 1-я деревянная церковь, освященная во имя ап. Петра. Храм построил по обету Эдвин , кор. Нортумбрии (ок. 616-633), в период подготовки к принятию крещения. Тогда же была возведена резиденция для св. Павлина , члена рим. миссии, прибывшего из Кента вместе с невестой кор. Эдвина. Предварительно св. Павлин был рукоположен во епископа и назначен на Эборакскую кафедру. Беда Достопочтенный сообщает, что вскоре король начал строительство каменного храма, однако работа была закончена уже после его гибели в окт. 633 г. После вторжения валлийского правителя Кедваллы (ум. в 634) еп. Павлин бежал в Юж. Британию, деятельность христ. миссии прекратилась. Однако, как утверждает Беда Достопочтенный, церковь в Эбораке не закрылась; из миссионеров в Нортумбрии оставался диак. Иаков .

http://pravenc.ru/text/1238027.html

он перевел в этот мон-рь монахов из Уэстбери. О. стал аббатом Рамси, ежегодно посещал обитель, повседневное управление общиной осуществлял декан. Являвшийся одним из главных приближенных кор. Эдгара (957/9-975) О. в 971 г. был назначен на почетную, хотя и обедневшую архиепископскую кафедру Йорка. В следующем году он вошел в состав посольства Эдгара ко двору императора Свящ. Римской империи Оттона I вероятно, тогда же посетил Рим, где получил от папы Иоанна XIII (по др. версии - от Бенедикта VI ) паллий и разрешение вопреки каноническим нормам сохранить за собой Вустерскую кафедру. Ок. 973 или 975 г. О. и Дунстан совершили коронацию Эдгара в Бате, на к-рой присутствовал ряд шотландских и валлийских правителей, признавших его сюзеренитет. В Сев. Англии О. попытался восстановить монашескую жизнь в мон-ре Рипон. При нем были обретены мощи св. Вильфрида (согласно Житию О. авторства Эадмера, Йоркского архиеп. Вильфрида II - Eadmer of Canterbury. 2006. P. 270-272) и 5 рипонских аббатов VII-VIII вв., но, по-видимому, он продолжал уделять больше внимания Вустерскому диоцезу и мон-рю Рамси. О. покровительствовал созданию книг и образованию в основанных им мон-рях, по его приглашению в мон-ре Рамси нек-рое время жил знаменитый ученый Аббон из Флёри , написавший Мученичество св. Эдмунда, короля Вост. Англии, и подготовивший нескольких учеников (в т. ч. и Бюрхтферта, автора Жития О.). После смерти Эдгара О. и др. лидеры «монашеской» партии выдвинули претендентом на престол старшего сына короля, Эдуарда, их противники во главе с элдорменом Мерсии Элфхере - сына от 2-й жены, Этельреда. Убийство Эдуарда в марте 978 г. (впосл. был канонизирован и почитался как мученик) и коронование Этельреда привели к опале О. и изгнанию монахов из ряда монастырей в Вустерском диоцезе (Уинчкомб, Першор, Ившем), но Рамси под покровительством Этельвине сохранил свое привилегированное положение. В нояб. 991 г. О. в последний раз посетил Рамси, освятив там новую церковь, вскоре его здоровье резко ухудшилось, и он скончался в следующем году, после церемонии омовения ног 12 беднякам, которую ежедневно совершал каждый Великий пост.

http://pravenc.ru/text/2581597.html

Святитель имел дар благодатного слова, любви, сострадания, милосердия, отличался нищелюбием и смирением Святитель имел дар благодатного слова, любви, сострадания, милосердия, отличался нищелюбием и смирением. У него был жезл, который приводил к согласию враждующие стороны, когда они приносили на нем клятву. Сделав Лланбадарн-Ваур центром своей миссии, Патерн успешно просвещал соседние районы Уэльса. Преподобный отец был игуменом Лланбадарнским более 20 лет, его община стала прославленным бастионом монашеской жизни, наравне с Меневией (Сент-Дейвидс) и Лландаффом, а сам Патерн стяжал славу одного из главных отцов-основателей валлийского монашества и величайших подвижников этой земли. Он стойко противостоял язычеству, которое все еще исповедовали правители соседних мелких валлийских государств. Усердно проповедовал заблудшим Евангелие, не теряя надежды на просвещение язычников и их вечное спасение. За свои неустанные труды по искоренению идолопоклонства святой много страдал от клеветы, поскольку вожди пытались мстить невинному мужу за его проповедь. По преданию, нечестивый король Майлгун ап Кадваллон, правивший Гвинетом в 520–547 годы и совершивший поход на южные земли Уэльса (его упоминает прп. Гильда Премудрый в «Истории разорении Британии»), однажды обвинил свт. Патерна в краже королевских сокровищ, которые ему поручили охранять во время кампании. Невиновность святого была доказана, когда он опустил руку в котел с кипящей водой и вынул ее целой и невредимой. Майлгун, оклеветавший его, ослеп, но получил исцеление после глубокого покаяния и даровал святому землю для монастыря. Церковь С в. Патерна в д. Лланберис, Гвинет Неутомимый и самоотверженный муж построил множество церквей в Уэльсе, как на западе, так и на востоке. Он учредил несколько монашеских общин и за пределами Лланбадарн-Ваура, в которые перевел некоторых самых опытных учеников из центра. Среди значимых событий из жизни Патерна упомянем посещение Ирландии, где ему удалось разыскать своего отца-аскета, побеседовать с ним и даже примирить две враждующие провинции; а также – после Божественного откровения – посещение Святой Земли вместе со святителями Давидом Меневийским (David of Mynyw) и Тейло Лландаффским (Teilo of Llandaff).

http://pravoslavie.ru/138951.html

Церковь св. Мелангеллы в Пеннант-Мелангелл, Поуис, Уэльс      В начале восстановительных работ англиканский священник отец Пол и его жена Эвелин Дэвис переехали в крошечный домик рядом с церковью, чтобы надзирать за работой, а Эвелин организовала кампанию по сбору средств на восстановление храма, и в итоге удалось собрать 300 000 фунтов стерлингов. Церковь переосвящена 28 июля 1992 года англиканским архиепископом Уэльса и с тех пор снова стала значимым центром паломничества – примерно 10 000 верующих приезжают на молитву каждый год. В 1994 году Эвелин построила в саду при храме центр помощи раковым больным, и множество чудес исцеления стало происходить от раки с мощами преподобной Мелангеллы. Православные, католические и англиканские паломники стекаются сюда, чтобы приложиться к мощам и помолиться; служение продолжается сегодня на этом месте для всех христиан. Доктор Уильям Морган (1545–1610; епископ Лландаффа и Сент-Асафа), первым переведший Библию на валлийский язык, был настоятелем приходской церкви Пеннант-Мелангелл с 1588 по 1595 годы. Соседняя деревня Ллангиног позднее стала известным центром по изготовлению арф. В Пеннант-Мелангелл захоронены Томас Ллойд – живший в начале XX века рабочий карьера в Ллангиноге и победитель конкурсов по изготовлению арф и игре на них, а также Нэнси Ричардс Джонс (1888–1979; прозванная «королевой арфы», была назначена официальной арфисткой принца Уэльского) – всемирно известная валлийская арфистка. Широко известная история «о Мелангелле и зайце» дошла до нас через валлийскую фольклорную традицию, запечатленная в резных изображениях, песнях и стихах, некоторые из которых были лишь недавно обнаружены и переведены. Святая Мелангелла и заяц В начале VII столетия в валлийском королевстве Поуис, в городе Пенгверн-Поуис (ныне город Шрусбери английского графства Шропшир) жил принц по имени Брихвел Исгитрог, бывший также графом Честера, чья резиденция находилась в том месте, где позднее появился колледж святого Чеда – в девяти милях от границы с Уэльсом. Принц был известен тем, что раздавал щедрую милостыню ради служения Богу и помощи бедным.

http://pravoslavie.ru/71351.html

В житии святого Давида рассказано о том, как он вместе со святыми Тейло и Патерном посетил патриарха Иерусалимского и как патриарх посвятил святого Давида в архиепископа. Достоверность этого рассказа ставится под сомнение многими историками, которые считают его прямым проявлением политической борьбы конца XI века: в нем видят стремление убедить в некогда существовавшей независимости Уэльса от Кентербери. Возможно, это и так. Но данная версия предполагает, что патриархат Иерусалима был согласен рукоположить епископа из области, как минимум «на бумаге» принадлежавшей другому патриархату – Римскому. Это кажется неправдоподобным, но, тем не менее, в этой истории рукоположения архиепископа Уэльского в Иерусалиме можно увидеть глубокий смысл. Святой Давид родился в начале VI века в Уэльсе. Точный год его рождения неизвестен. Некоторые ученые утверждают, что он родился около 500, либо около 510, либо около 520 года, другие считают, что святой родился в 487 году. Матерью святого Давида была святая Нонна, происходившая из королевской семьи области Дайфед (память 3 марта). Она впоследствии приняла монашество и подвизалась в монастыре Ти Гвин; преставилась в Бретани. Часовня и святой источник святой Нонны находятся до сих пор рядом с кафедральным собором во имя святого Давида, ее сына, в городе Сент-Дейвидс. Такие же часовня и источник есть и в местечке Алтарнум в Корнуолле, где хранятся святые мощи Нонны. Святая Нонна Столь великими дарами был наделен святой, что еще во чреве матери творил чудеса. Однажды беременная Нонна вошла в церковь послушать проповедь, и тут же священник на некоторое время онемел. Это был знак свыше, что ребенку, которого носит Нонна, надлежит превзойти всех валлийских учителей веры и стать духовным отцом своего народа. Святой Давид с детства отличался благочестием и любовью к валлийской Церкви. Он в весьма молодом возрасте стал священником, принял монашество. Он проходил школу монашеского жития в разных монастырях. Ведь и до святого Давида в Уэльсе существовала довольно развитая церковная и монашеская жизнь, но Давиду было Господом определено стать величайшим уэльским святым, основать более десяти монастырей, создать в стране единый духовный центр – архиепископию и, самое главное, наполнить всю уэльскую землю духом святости и аскетизма, обеспечив на многие столетия эту страну высоким духовным потенциалом. Кто же были наставниками святого Давида?

http://pravoslavie.ru/29647.html

В юности будущий святой получил прекрасное образование. Родители хотели, чтобы их сын посвятил себя литературе — у Ильтуда была феноменальная память, и он говорил на редкость красноречиво еще с раннего возраста. Юный Ильтуд сначала выбрал военную карьеру и стал солдатом (об этом говорят средневековые источники). Известно также, что до принятия им монашеских обетов Ильтуд был женат на благочестивой женщине по имени Тринихид. После нескольких лет счастливого брака Ильтуд и Тринихид решили расстаться и посвятить оставшуюся часть жизни служению Богу. Жена Ильтуда впоследствии стала пустынницей и подвизалась в святости среди гор Уэльса, где основала обитель и приют для женщин, а ее святой муж стал одним из отцов-основателей валлийского монашества. Многие источники называют преподобного Ильтуда учеником святителя Германа Осерского (возможно, его дальнего родственника), который обучил и наставил его либо во время одной из своих поездок в Британию, либо (что менее вероятно) в Галлии, куда Ильтуд приезжал набраться опыта в монашеской жизни. Позднее угодник принял монашество и был рукоположен во пресвитера святителем Германом вместе с несколькими другими подвижниками. В последующие годы Ильтуд основал великое множество школ, церквей и монастырей в Уэльсе, самым известным из которых был монастырь Ллантуит, чье название по-валлийски звучит как «Лланиллтуд Ваур», а по-английски — «Ллантуит-Мейджор», что означает «большая церковь Ильтуда». Бывшая монастырская голубятня в Ллантуит-Мейджоре (XIV в.)      В житии говорится, что ангел неоднократно направлял святого Ильтуда к месту, где позднее был основан этот монастырь — в красивой лесистой долине. Монастырь располагался в районе Гламорган на юго-востоке Уэльса — сегодня это округ Вейл-оф-Гламорган («Долина Гламоргана»). Ильтуд стал первым игуменом монастыря, которым руководил много лет. Из этой обители вышло большинство святых того периода. В Ллантуит-Мейджоре одновременно подвизались сотни монахов, а согласно ряду источников, при святом игумене Ильтуде эта обитель была домом сразу для 3000 насельников. Монашеская жизнь в этом прославленном центре процветала до Норманнского завоевания, и он стал знаменит тем, что здесь преподавали греческий язык, латынь, богословие, философию, грамматику, поэзию, риторику и математику. Поистине, Ллантуит слыл одним из крупнейших центров образования в западной Европе и, возможно, был первым центром такого масштаба на Британских островах. При святом Ильтуде в монастырской церкви Ллантуита молитва никогда не останавливалась — сто монахов непрестанно молились и совершали в ней бдения день и ночь.

http://pravoslavie.ru/98796.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010