Святитель Тейло, епископ Лландейлский Почитание святителя Тейло (также Элиуд; Teilo,Teilio, Theleau, Eliud), родившегося в конце V века, а преставившегося около 560 или 580 года, с древних времен распространено по всему Уэльсу и Бретани. Десятки храмов в Уэльсе и западной Англии были освящены в его честь. Духовное влияние подвижника на валлийский народ было огромным, а по популярности он уступал, пожалуй, лишь святителю Давиду, покровителю Уэльса. Дошедшее до нас житие свт. Тейло написано в начале XII в. клириком Джеффри (Гальфридом) Лландаффским. Ранние годы Вероятнее всего, святитель Тейло родился в местечке Пеналли (Penally) на месте нынешнего графства Пембрукшир на юго-западе Уэльса. Хотя подвижник состоял в близком родстве с королевской семьей, он с детства твердо решил посвятить жизнь служению Христу и Церкви. С малых лет он выказывал благочестие, усердие в молитве и любовь к нищим. Юный свт. Тейло, раздав все имение, учился азам монашеской жизни у великих отцов Валлийской Церкви: под началом св. Павлина Уитлендского (Paulinus of Whitland; память 23 ноября) , а затем – свт. Дифрига (Dyfrig; память 14 ноября) в Хентлэнде, на западе нынешней Англии, которая тогда принадлежала Уэльсу. В Уитленде святой подружился со святителем Давидом Меневийским (David of Mynyw; память 1 марта), величайшим святым Уэльса. Некоторое время угодник Божий подвизался в обители Меневия вместе со святыми Давидом и Айданом Фернским (Aidan of Ferns; память 31 января). Однажды в зимнюю пору два оленя помогли уставшим святым донести дрова из леса в монастырь Предание повествует, что однажды в зимнюю пору два оленя помогли уставшим святым Тейло и Айдану донести дрова из леса в монастырь. Свт. Давид приходился двоюродным братом святому Тейло и был в числе его наставников. Служение в Лландейло и Лландаффе Набравшись духовного опыта и научившись монашескому деланию, свт. Тейло решил пойти по стопам своих прославленных учителей. Главным достижением его жизни стало основание монастыря Лландейло-Ваур (Llandeilo Fawr), что значит «большая церковь Тейло», в маленьком королевстве Дивед на юго-западе Уэльса, ставшего одним из самых значимых центров монашества и учености на валлийской земле. Он находился на месте нынешнего городка Лландейло (Llandeilo) графства Кармартеншир. Свт. Тейло оставил после себя в обители множество учеников и духовных последователей, прославленных в лике святых.

http://pravoslavie.ru/137513.html

«Христос победил в этой битве, и мое сердце сделалось православным» Беседа со священником Джоном Мастером Дмитрий Лапа Иерей Джон Мастер      Иерей Джон (Иоанн) Мастер (John Musther) , православный англичанин, служит в миссионерском приходе во имя святых Беги, Мунго и Герберта в городе Кезик, что в графстве Камбрия на северо-западе Англии. Его приход (в юрисдикции Константинопольского Патриархата) продолжает древнюю традицию Православной Церкви. Эта община – живое свидетельство истины Святого Православия для местных жителей. В I тысячелетии, до Норманнского завоевания, Церковь Британии и Ирландии была в полном общении с Православной Церковью – единой как на Востоке, так и на Западе. В то время различия между восточным и западным Православием были незначительны и касались в основном лишь местных традиций. Однако стремление к святости было везде одинаковым. В ту эпоху народы, населявшие Британию и Ирландию, дали миру несколько тысяч святых: мужчин и женщин, королей и королев, мучеников, епископов и игуменов, пустынников и миссионеров. И по сей день вся Британская земля хранит память о древних святых этих островов. Множество ранних святынь и святых мест разбросаны по всей Британии и Ирландии. Камбрия, где живет и служит отец Джон, – одно из самых больших по территории графств страны и при этом одно из самых малонаселенных. Частью графства Камбрия является знаменитый Озерный край – живописнейший район Англии , с холмов которого открываются захватывающие виды. Изумительная по красоте природа здешних мест на протяжении многих столетий вдохновляла писателей и поэтов, музыкантов и живописцев. В I тысячелетии Камбрия развивалась весьма изолированно – она не входила в состав ни одного из семи исторических англо-саксонских королевств и даже имела больше связей с Шотландией и Уэльсом, чем с Англией. Христианская жизнь камбрийцев с самых первых веков находилась под влиянием разных традиций: римской (точнее – римо-британской), кельтской (валлийской, ирландской и шотландской), а позднее – саксонской и даже норвежской. Видимые следы и остатки всех этих традиций можно найти в Камбрии и в наши дни. По преданию, апостол ирландцев святитель Патрик родился на северо-западе Англии – скорее всего именно в Камбрии. Этот регион притягивает людей своей волшебной красотой и тишиной, а также своим богатым древним христианским наследием. Слава Богу, возрождение православной веры и открытие древних и почти забытых святых и святынь этого края сегодня становится реальностью благодаря таким людям, как отец Джон Мастер.

http://pravoslavie.ru/77834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ [лат. Daniel Bancorensis; валл. Deiniol] († 581), св. (пам. зап. 11 сент.), еп. Бангорский, основатель мон-рей в Уэльсе. Св. Даниил, еп. Бангорский. Икона. Иконописец Э. Харт. Кон. XX - нач. XXI в. Св. Даниил, еп. Бангорский. Икона. Иконописец Э. Харт. Кон. XX - нач. XXI в. Д. упоминается в позднем (кон. XI в.) Житии св. Давида , покровителя Уэльса, составленном Ригивархом, как один из епископов, призывавших святого на церковный Собор ( Rhygyfarch. Vita Beati Dauid. 50). Житие Д. не сохранилось, оно легло в основу литургических чтений на день памяти святого (Legenda novem lectionum de S. Daniele episcopo Bangorensi; сохр. в 1 рукописи - Peniarth MS. 225 (1602). Р. 155. National Library of Wales, Cardiff). Житие, вероятно, было составлено в Юж. Уэльсе, в еп-стве Меневия (см. Сент-Дейвидс ). Там Д. подвизался как отшельник на горе, впосл. названной его именем, и совершил паломничество в Иерусалим. Согласно чтениям, святой был избран епископом Бангор-Ваура (ныне г. Бангор на берегу прол. Менай в Сев.-Зап. Уэльсе). О епископском служении Д. в чтениях нет сведений. Вероятно, Д. был 1-м епископом Бангор-Ваура, епископская кафедра учреждена им при содействии местного правителя Маэлгуна († 547). В X в. влияние кафедры значительно возросло. Бангорские епископы были духовниками и советниками валлийских правителей. По преданию, на к-рое опирались епископы Лландафа (Юж. Уэльс) в споре с епископами Бангор-Ваура, Д. был рукоположен св. Дувригом, 1-м еп. Лландафа. На этом основании Лландафская кафедра претендовала на юрисдикцию над Бангор-Вауром. До наст. времени в Бангоре сохранился собор в честь Д., воздвигнутый в XIII-XV вв. и перестроенный в 1870-1880 гг. по проекту викторианского архит. Дж. Скотта. По преданию, Д. также основал мон-рь Бангор (совр. сел. Бангор-ис-и-Койд, графство Рексем) на р. Ди в Сев.-Вост. Уэльсе. Беда Достопочтенный сообщает, что в нач. VII в. мон-рем управлял аббат Диноот; обитель славилась учеными мужами и большим числом насельников. Во время нападения нортумбрийского кор. Этельфрита на Честер (604) насельники мон-ря вышли, чтобы поддержать соплеменников постом и молитвой, но были перебиты англосаксами. Впосл. мон-рь пришел в упадок, на его месте была построена приходская церковь (1300). В 1699 г. храмовый праздник отмечался еще в день памяти Д., в наст. время церковь носит имя св. Диноота (валл. Динауд). В окрестностях сел. Бангор-ис-и-Койд сохранились св. места, связанные с именем Д. (напр., источник Д.- Ffynnon Daniel и др.).

http://pravenc.ru/text/171212.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Баррук, отшельник Валлийский (VI век, память – 27 сентября) Святой Баррук (Barruc), либо Барук, либо в современном валлийском написании Барруг (Barrwg) был учеником великого валлийского святого Кадока. Он жил отшельником на острове у побережья Гламоргана, ныне – полуостров Барри-Айленд (Barry Island). Обстоятельства гибели святого Баррука изложены в житии святого Кадока, написанном Ливрисом из Лланкарвана в XI веке: святой Кадок имел обыкновение проводить некоторое время на островах Баррен (современный Барри-Айленд) и Эхни (сейчас – остров Флатхольм, Flat Holm), и вот однажды он с двумя своими учениками, Барруком и Гвалехесом, плыл с последнего на первый. По прибытию на Баррен было обнаружено, что ученики забыли его учебную книгу. Кадок в гневе отослал их обратно за чтением. Когда они возвращались обратно, лодка перевернулась, и они утонули. Тело Баррука, выброшенное Фетидою на барренский берег, было обнаружено и похоронено на этом же острове, который по его имени и до сего дня называется Баррен. Тело же другого, то есть Гвалееса, вынесенное морем на остров Эхни, было там же похоронено. Около же девятого часа раб Божий Кадок, желая подкрепить едой тело, истощенное постами, призвал своих слуг, чтобы они добыли ему на ужин рыбу. Когда они пошли к морю ради рыбной ловли, то увидели на песке лосося дивной величины, и радостно принесли его своему наставнику. Когда его выпотрошили, то во внутренностях его обнаружили вышеназванный том, чистый и невредимый от всякого повреждения водой. Человек Божий, быстро взяв его и возблагодарив Бога, явственно объявил всем, что для Бога нет ничего невозможного. Таким образом, святой Баррук погиб в плавании через Бристольский канал, он утонул и был похоронен на означенном острове. По сообщению Джона Лиланда в центре острова Барри располагалась посвящённая Барруку часовня, которая была известным местом паломничества: «there is in the midle of it a fair litle chapel of S. Barrok, where much pilgrimage was usid». В настоящее время на Барри-Айленде действует Церковь святого Барука, построенная в 1897 году и являющаяся единственной в мире, посвящённой этому святому. Существует и другая традиция, повествующая о том, что Баррук был похоронен в местечке Фовей (Fowey), что в Корнуолле, о чём сообщал Уильям Вустерский. Однако поскольку почитание корнуолльского святого приходится на тот же день, что и святого из Барри, исследователи считают, что речь идёт об одном и том же человеке. Тропарь святому Баррогу, глас 8 Light of the West, inspirer of monastics and boast of ascetics, thy radiant life was pleasing to God, O Father Barrog. Do not reject us in our pitiable state but pray, O Saint, that repenting and weeping we may be found worthy of a place in Christ’s holy Kingdom. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Нектан, мученик Хартлэндский († VI век, память 17 июня) Валлийского святого Нектана (Nectan), или Найтона (Nighton) из Хартлэнда (Hartland) всегда почитали как мученика, убитого грабителями, хотя не имеется никаких деталей о его жизни. Он является покровителем Хартлэнда, что в Девоншире, который находился неподалёку от его отшельнического убежища. Его самое полное житие относится только к XII столетию и изложено в рукописи Готы (Gotha). В этой работе Нектан описан как самый старший из 24 детей святого Бричана (Brychan) из Брекнока (Brecknock). Там же сообщается, что Нектан уже был монахом, когда он и многие его родственники приплыли из южного Уэльса в северный Девоншир. В поисках уединения он обосновался в непроходимых лесах. Его семейство посещало его в обители последний день каждого года. Через несколько лет он нашёл ещё более отдалённую долину с ручьём. Там он помог свинопасу найти свиней, за что их владелец наградил Нектана двумя коровами, которых позднее украли. Нектан нашел краденое и, укорив воров, пытался обратить их ко Господу. Они вознаградили его усилия тем, что отсекли ему голову. После своей кончины, по преданию, он нёс свою голову пол мили до ручья, где стояла его хижина. Велико было почитание Нектана на западе страны. Епископ Лайфинг (Lyfing) из Кредитона (Crediton) (1021­–1046) обеспечил церковь в Хартлэнде всем необходимым, включая колокола, свинец для крыши и резную гробницу. Посох Нектана украсили золотом, серебром и драгоценными камнями, а вокруг церкви построили поместья, чтобы обеспечить некоторую защиту от датских набегов. В Хартлэнде были и другие прославленные благотворители: король Хартакнут (Harthacnut), граф Годвин и его жена. Церковь была восстановлена и находилась на их попечении вплоть до Реформации. Пять церквей посвящены Нектану в Девоне и Корнуолле и возможно, что с ним связаны два топонима в Бретани. Его почитают в Лонсестоне, Эксетере, Уэллсе и в других местах. Дата его кончины, как полагают – 18 мая; а 4 декабря – дата переноса его мощей. Тропарь святому Нектану, глас 4 O, святой Отче Нектан, ты последовал зову Господню/ И оставил своих отца и мать Его ради, чтобы вести жизнь отшельника./ Преданный последователь Христа до твоей кончины/ Моли Христа Бога спастися душам нашим. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Согласно валлийской традиции, святитель преставился в середине VI века в Уэльсе Среди последователей свт. Патерна, прославленных в лике святых, упомянем святого Гредифаэля (Gredifael), чья память празднуется 13 ноября. Он служил игуменом знаменитого монастыря Уитленд в королевстве Дивед, а также основал церковь на острове Англси, где был захоронен. Церковь Св. Гредифаэля в деревне Пенмайнидд (Penmynydd) на острове Англси просуществовала более 1400 лет, но, к сожалению, была закрыта несколько лет назад. Деревня знаменита тем, что именно отсюда берет свое происхождение семья Тюдоров – основателей Тюдоровской династии в Британии. История монастыря Лланбадарн-Ваур «Псалтирь из Лланбадарна» (ок. 1080), начало пс. 1 «Блажен муж...» (Дублин). Источник - Википедия Свт. Патерна глубоко почитали и любили христиане, как при его жизни, так и после смерти. В VIII веке основанная его учениками епархия Лланбадарн-Ваур слилась с епархией Меневии, а его монастырь (clas) Лланбадарн-Ваур продолжал существовать как центр монашества, литературы, культуры и искусства, возможно до XII века. Долгое время Лланбадарн-Ваур был одним из самых больших приходов Уэльса (сегодня его церковь – крупнейшая в центральном западном Уэльсе). Обитель была средоточием учености, имела свой собственный скрипторий, а около 1080 года здесь была создана знаменитая иллюминированная «Лланбадарнская Псалтирь». Книга на 159 страниц выполнена в позднем ирландско-датском стиле (со скандинавским влиянием), на пергаменте. Кроме Псалтири, фолиант содержит письма блж. Иеронима Стридонского Хроматию и Гелиодору, Бревиарий (Часослов) апостолов, Мартиролог блж. Иеронима и др. Уникальная Псалтырь хранится в Тринити-Колледже в Дублине (Ирландия). Это один из двух сохранившихся рукописных шедевров, созданных в Лланбадарн-Вауре (второй – хранящийся в Кембридже переписанный в XI веке труд Блж. Августина «О Троице»). Миниатюры, инициалы и узоры выполнены в классической ирландской технике . Монастырь Лланбадарн-Ваур продолжал существовать как центр монашества, литературы, культуры и искусства, возможно до XII века Ассер (Asser) из Сент-Дейвидса – ученый советник, наставник и друг святого короля Уэссекса Альфреда Великого (IX век), автор «Жития Альфреда», а позднее – епископ Шерборнский, в молодости мог учиться в монастыре Лланбадарн-Ваур.

http://pravoslavie.ru/138951.html

Также Сулиен Мудрый (Sulien; ок. 1011–1091), известный ученый и церковный деятель Уэльса, долгое время был игуменом Лланбадарнским, а затем стал епископом Сент-Дейвидса. Учившийся 15 лет в монастырях Шотландии и Ирландии, Сулиен был одним из образованнейших мужей своего времени, при нем разрослась библиотека в Лланбадарн-Вауре (по некоторым данным, в ней хранилось больше книг, чем в соборах в Кентербери и Йорке!). Считается, что именно здесь около 1090 года Ригифарх (Rhygyfarch; ок. 1057–1099) – еще один ученый и поэт – написал дошедшее до нас житие покровителя Уэльса свт. Давида (средневековые поэты верили, что именно свт. Патерн крестил младенца свт. Давида). В то время обители Уэльса подвергались постоянным нападениям скандинавов, умертвивших многих епископов. В XI веке сильно пострадал монастырь Сент-Дейвидс, поэтому Ригифарх и решил написать житие свт. Давида, чтобы «северяне» не стерли память о нем. В то время как почти весь Уэльс подпал под влияние норманнов в конце XI века, обитель Лланбадарн-Ваур еще долгое время оставалась маяком валлийской культуры. В Лланбадарн-Вауре некоторое время хранилась созданная в соседнем аббатстве Страта-Флорида «Хроника принцев», валлийский перевод которой дошел до наших дней. Копия самой ранней Библии Уильяма Моргана на валлийском языке в церкви д. Лланбадарн-Фор, Уэльс (любезно предоставил - Canon Andrew Loat) Великий монастырь подвергся разорению со стороны англичан около 720 года и набегу викингов около 988 года, но был в короткое время восстановлен. В 1038-м году монастырская церковь была стерта с лица земли правителем Поуиса Грифидом ап Лливелином, подчинившим своей власти большую часть Уэльса. Но церковь снова быстро отстроили. Резное рельефное изображение св. Патерна (Падарна) в церкви д. Лланбадарн-Фор, Уэльс (любезно предоставил - Canon Andrew Loat) Сегодня в большой деревне Лланбадарн-Фор (в современной английской транскрипции) высится огромная англиканская приходская церковь, посвященная Св. Патерну (Падарну). Нынешнее здание датируется серединой XIII века и стоит на месте построенного свт.

http://pravoslavie.ru/138951.html

Более 60 существующих церквей, освященных во имя святого Мавеса, свидетельствуют о некогда имевшем место огромном влиянии острова Модез как духовного центра. Почитание этого святого было распространено по всей западной и северной Франции. Позднее житие святого Мавеса не очень достоверно; форма его имени «Маудез» является чисто валлийской и уж точно не ирландской. Существует освященная во имя святого Мавеса часовня на юго-западе Уэльсского района Дайфед, а освященная в его честь церковь в Корнуолле расположена рядом с церковью, освященной во имя святого Будока. На острове Модез тоже есть часовня во имя святого Будока, представляющая собой как бы точное зеркальное повторение церкви в Корнуолле. Интересно, что со святым Будоком связана римская вилла, восстановленная британскими поселенцами в V веке на острове Лавре, что в составе архипелага Бреа. На этом островке сохранились остатки ряда из восьми круглых келий, а также следы других келий. Немаловажно, что как план этого монастыря, относящегося к IV или V веку, так и название острова связаны с пришедшим из Сирии понятием «лавра», то есть «большой монастырь». Возможно, это был один из первых православных монастырей на Западе. Святой Винвало (Гвеноле) Святой Винвало (память 3/16 марта) жил в конце V – первой половине VI века. Он принадлежал ко второму поколению британских поселенцев в Бретани. Святой родился недалеко от залива Сен-Брие и впоследствии стал учеником святого Будока на острове Лавре. Житие святого Винвало, составленное в начале IX столетия, повествует о том, что позднее он вел отшельническую жизнь на одном из соседних островков под названием Тибиди. Преподобный Винвало жил жизнью аскета, ежедневно прочитывал всю Псалтирь, воздевая руки, носил одежду из грубой козьей шерсти. Со временем подвижник основал монастырь Ландевеннек («церковь Винвало») на западном побережье Финистера и стал его настоятелем. Этот монастырь приобрел огромную известность. Интересно, что почитание святого Винвало распространилось из Бретани в юго-западный Корнуолл и южный Уэльс, а затем в северную Францию и южную Англию.

http://pravoslavie.ru/50484.html

Еще примерно полтора столетия спустя источник посещала девятилетняя принцесса Виктория, будущая королева Англии (1819–1901). Церковь св. Винефриды в Бранскомбе, Девон.      Часовня и источник в Холивелле в настоящее время постоянно посещаются православными и инославными паломниками. Есть многочисленные свидетельства о современных чудесах, происходящих на этом святом месте. Регулярные паломничества на источник совершает, например, приход во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в городе Уолласи английского графства Мерсисайд (РПЦЗ) – второй покровительницей прихода является святая Винефрида. Многие верующие издавна называют Холивелл «уэльским Лурдом» благодаря его популярности. Интересно, что глубокий и удобный для купания источник Холивелл – не единственный источник, связанный с Винефридой. Посвященные ей источники существуют также в следующих местах: в деревне Вулстон графства Шропшир (по преданию, когда мощи угодницы перевозили в Шрусбери, процессия заночевала на этом месте, а на следующее утро здесь появился святой родник), после омовения в котором у болящих заживают не только раны и ушибы, но даже переломы суставов; а также источник в ныне недействующей ферме Холивелл-Фарм между деревнями Тэттинхолл и Клаттон графства Чешир. Икона св. Винефриды (иконописец Айдан Харт, Шрусбери)      Большая монастырская церковь в честь Животворящего Креста в городе Шрусбери, которой уже более 900 лет, тоже постоянно посещается паломниками разных деноминаций. В этой очень милой и интересной церкви хранится часть великолепной раки святой Винефриды, уцелевшая после реформации. От монастыря Шрусбери сохранились также некоторые постройки, например кафедра бывшей трапезной и часть стены. Пальчик святой Винефриды хранится в римско-католическом соборе Шрусбери. Этот город связан также с двумя другими древними православными святыми, в честь которых здесь освящены храмы: это святитель Чед и страстотерпец Алкмунд. В городе действует греческий православный приход во имя святых отцов Первого Вселенского Собора.

http://pravoslavie.ru/65745.html

Медленно развилось христианство между Англо-Саксами. Они пришли в Британию ревностными идолопоклонцами, они вступили в борьбу с туземцами христианами и долго питали вражду против народа и веры его. Но высокий разум племени германского не мог противиться высокому учению, проповедуемому во всей его простоте. Учителя из Ирландии 50 , и даже земель валлийских обратили значительную часть победителей и приготовили братское сближение между ими и побеждёнными. К этой проповеди , медленной, но плодотворной, присоединилась скоро другая, прославившаяся своим быстрым успехом и памятная, по своим вредным последствиям. Рим, ещё не отделившийся от Востока и не сомкнувший церковь западную в форму единодержавия, но уже быстро стремящийся к цели, не вполне сознанной, послал учителей на дальний и почти забытый остров. Блеск и пышность сопровождали новых учителей. Гордое сознание сил и гордое стремление к власти обозначили их первые шаги. Слова мира и любви, принесённые издалека, были приняты радостно Англо-Саксами; но проповедники римские видели врагов в прежних христианах, не признающих власти римского епископа, и стремились также ревностно к искоренению прежней церкви (по их мнению, еретической), как и к обращению идолопоклонников. Земля британская была залита кровью христиан 51 и духовных лиц, зарезанных по приказанию властолюбивых посланников Рима. Мало-помалу все Англо-Саксы приняли новое учение. Они приняли его не как внешнее учреждение, но как внутреннее сокровище мысли. Цари, смиряя гордость свою, вступали в звание иноков, шли на поклонение к далёким святыням и чистотой жизни стяжали сами славу добродетели и святости. С другой стороны вражда между Саксом и Кельтом, которая исчезла бы вероятно под влиянием одного общего духа религиозного, усиливалась враждой духовенства римского и кельтского, и церковь саксонская, образуясь под правлением проповедников, принёсших из Италии и Галлии характер правительственной внешности, приняла мало-помалу тот же внешний характер, который был общим на всём Западе; но она приняла его не вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010