291 Святые отшельники играли исключительную роль в кельтском христианстве; как следует из приведенной истории, их слушались даже аббаты. Отметим, что в ранней английской церкви отшельничество также имело большее значение, чем в других странах Европы, в чем отразилось влияние кельтской традиции. 292 Мф. 11:29. 293 Неизвестно, в чем кельтский ритуал крещения противоречил общепринятому. В кельтской церкви сохранилось немало пережитков язычества, что сказалось и в принятой ирландскими монахами форме тонзуры (см. ниже). 294 Современный Честер; имя Каэрлегион принадлежало также нынешнему Карлиону. В этом городе, в римское время называемом Дева, находился лагерь (castrum) 20-го легиона. По данным «Англосаксонской хроники» битва у Честера произошла в 604 г.; после нее город оставался заброшенным до IX в. 295 В кельтских монастырских «семьях» могло насчитываться весьма большое число монахов. В Ирландии св. Комгалл Бангорский, св. Брендан Клонфертский и св. Финиан Клонардский имели каждый по три тысячи учеников, живших вместе с ними. Однако в менее населенном Уэльсе монастырь в Бангоре был самым крупным; он находился в Гвинедде (Северном Уэльсе) сравнительно недалеко от Честера. 296 Возможно, имеется в виду Брокмайл или Брохфаэл Исгитрог (Клыкастый), правитель валлийского королевства Поуис, однако, по данным источников, он не дожил до битвы при Честере. В «Англосаксонской хронике» этот персонаж ошибочно назван Скрокмайлом. 297 Хотя Беда дружелюбно относится к ирландцам и пиктам, он везде резко осуждает бриттов и их церковь-прежде всего за отказ крестить англосаксов. Возможно, в его отношении отразилась и давняя враждебность отношений между бриттами и завоевателями-англами. Отсюда и странное для святого злорадство по поводу убийства безоружных монахов королем-язычником. 298 Буквально emporium-kpynhый порт, обычно в устье реки. Лондон был таковым еще в римское время, хотя в V-VI вв. его роль уменьшилась из-за общего упадка торговли. С конца VI в. в Лондоне находилась столица королевства Эссекс, основанного Эсвином около 527 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/440649/

Линдоколин (ныне Линкольн), где он построил каменную церковь, и на р. Трент, близ г. Тиовулфингакастир (вероятно, ныне Литлборо, графство Ноттингемшир). Все перечисленные Бедой Достопочтенным места проповеди П. находились в бывш. поселениях рим. времени (Ibid. P. 69). Автор Жития свт. Григория Великого приводит рассказ о том, как по приказу П. его слуга подстрелил из лука ворона, чтобы продемонстрировать суеверным нортумбрийцам, что это обычная птица, не имеющая сакральной силы (The Earliest Life of Gregory. 1968. P. 96-98). В соответствии со сформулированным свт. Григорием Великим планом церковного устройства Британии Эборак должен был стать центром сев. митрополии, к-рой будут подчинены 12 суффраганных диоцезов. Согласно Беде Достопочтенному, П. получил от папы Римского Гонория I паллий, еще находясь в Нортумбрии (по др. версии, паллий прибыл в Британию лишь в 634, когда П. уже вернулся в Кент - Shaw. 2018. P. 145-148). После этого в церкви г. Линдоколин П. рукоположил во епископа свт. Гонория († 653), преемника св. Иуста на архиепископской кафедре Дуроверна. Деятельность П. в Нортумбрии была прервана после гибели кор. Эдвина 12 окт. 633 г. в битве на равнине Хэтфельт (вероятно, совр. Хатфилд-Чейз близ Донкастера, графство Саут-Йоркшир) против валлийского правителя Кадваллона (Кедваллы или Катваллайна; † 634) и Пенды, короля Мерсии (ум. в 655). П. отплыл в Кент вместе с кор. Этельбургой, ее детьми - дочерью Эанфледой и сыном Ускфреа, а также с Иффи, племянником кор. Эдвина. П. забрал и часть сокровищ Эдвина, в т. ч. золотые крест и потир, к-рые во времена Беды Достопочтенного хранились в Дуроверне. В Эбораке П. оставил своим заместителем диак. св. Иакова. Архиеп. Гонорий передал П. вакантную епископскую кафедру Дуробрив (древнеангл. Хрофес-Кестер), к-рую тот занимал до своей кончины. Беда Достопочтенный ничего не сообщает о деятельности П. на этой кафедре. Умирая, П. оставил свой паллий в ц. ап. Андрея в Дуробривах. Беда Достопочтенный приводит описание внешности П., ссылаясь на Деду, аббата мон-ря Партеней (ныне Партни, графство Линкольншир), к-рый получил это описание от человека, крещенного П.

http://pravenc.ru/text/2756776.html

Мощи святого Давида почивают в раке в кафедральном соборе Сент-Дейвидса. В конце XX века святому была составлена православная служба на английском языке. Во второй половине XX века не менее 50 храмов были освящены в честь святого Давида. День памяти святого – 1/14 марта – является национальным праздником Уэльса. К сожалению, в наше время духовная составляющая праздника забыта, осталась лишь внешняя его атрибутика: так как эмблемой святого Давида издавна считается нарцисс (возможно, из-за сходства названия цветка с именем святого, которое по-валлийски звучит как «Дафид»), в этот день валлийцы носят в петлице желтый нарцисс (daffodil). В 1920 году Уэльс вышел из-под юрисдикции Кентерберийского архиепископства. По этому случаю в Сент-Дейвидс прошла встреча христианских лидеров, на которую приехали и многие представители православного духовенства: патриарх Иерусалимский Дамиан, патриарх Александрийский Фотий, митрополит Антоний (Храповицкий) – первый первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, другие православные архиереи. Встреча прошла в том месте, где когда-то жили аскет и подвижник святой Давид, старавшийся очистить свое сердце, и те, кто искал с ним спасения. Рейтинг: 8 Голосов: 34 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тейло (Тейлио) Уэльский , преподобный (ок. 500 – ок. 580; память 9 февраля). Почитание этого святого на севере Уэльса и в Бретани было широко распространено; во имя его было освящено множество церквей в Уэльсе и на западе Англии. Предполагают, что святой Тейло родился в местечке Пеналли в Уэльсе, Пемброкшир. Преподобный Тейло был знаком со святым Павлом Аврелием, у которого обучался в молодые годы. Некоторое время святой Тейло жил в монастыре Меневия со святыми Давидом и Айданом Фернским. Рассказывают, как однажды два оленя помогли праведникам донести из леса дрова в монастырь. Святой Тейло является основателем монастыря Лландафф (Ландейо Фор – «Большая церковь Тейло») в Дайведе, ставшего одним из главных центров монашеской жизни и учености в Уэльсе на долгие столетия. Святой Тейло оставил после себя много учеников в этом монастыре и духовных преемников, прославленных во святых. После эпидемии желтой чумы в 549 году преподобный Тейло со святым Самсоном и другими монахами отправился в Бретань, где они в Долле насадили много фруктовых деревьев. Через семь лет преподобный Тейло вернулся в Уэльс, где преставился около Лландаффа. Погребен в монастыре. По преданию, святой Тейло сражался с драконом, наводившим страх на жителей одного маленького государства в Бретани, которого и победил (скорее всего, это был демон). Гробница святого Тейло, а также его честная глава сохранились. Кафедральный собор Лландаффа, хранящий часть его мощей, является излюбленным местом паломничества православных христиан.

http://pravoslavie.ru/29647.html

По другой версии, она собрала общину сестер в ином месте Уэльса – в Гуитерин нынешнего графства Конви. Мощи святой чудотворицы сначала пребывали в Гуитерине, а в начале XII века их перенесли в монастырь города Шрусбери граничащего с Уэльсом английского графства Шропшир, что на самом западе страны. В этом монастыре от них происходили многочисленные чудеса исцеления. Для мощей святой была специально изготовлена красивая и богато украшенная рака. Благодаря мощам святой Винефриды Шрусбери в средние века стал одним из главных центров паломничества во всей Англии, уступая лишь, пожалуй, Дарему, Кентербери и Уолсинхэму. На протяжении многих веков как источник святой Винефриды в Уэльсе, так и мощи святой в Шрусбери привлекали ежегодно тысячи паломников. Благодаря совершенным этой угодницей многочисленным чудесам ее почитание распространилось по всему Уэльсу и многим районам Англии, достигнув даже Кентербери. Удивителен тот факт, что хотя мы очень мало знаем о земной жизни этой великой святой, Господь открыл ее святость сразу после ее смерти, и она продолжает оставаться верной заступницей многих верующих, приезжающих к ее святым местам или просто призывающих ее в молитвах! Шрусбери, бывшая кафедра аббатства (фото И. Лапа)      К мощам Винефриды в позднем средневековье стекалось столько паломников, что в городке Ладлоу недалеко от Шрусбери специально для них была построена большая гостиница. Сохранились свидетельства о том, что король Генрих V в 1416 году прошел босиком 50 миль к святыне Винефриды простым паломником, и то же паломничество немного позднее повторил Эдуард IV. Король Генрих VIII во время реформации распустил монастырь Шрусбери, монастырская церковь стала приходской. Но паломничества к источнику в Холивелле не прекратились. Так, в 1629 году, спустя почти 100 лет после официального прекращения почитания святых в Британии, в день памяти святой Винефриды к ее источнику пришло 14 000 паломников, не считая священников и их семей! Спустя полвека король Яков II приезжал вместе с супругой Марией молиться в Шрусбери о даровании им наследника, и уже в следующем году Мария родила ребенка.

http://pravoslavie.ru/65745.html

Разные источники сообщают, что Бригита дружила со свт. Патриком. Святая была в некоторых местах, тесно связанных с апостолом Ирландии. Известно о посещении ею провинции Коннахт, где она построила много церквей (свт. Патрик молился в этой области на горе в графстве Мэйо 40 дней и ночей). Поистине Бригита была для своих сестер образцом воздержания, чистоты и деятельной любви к ближним. Писали, что, будучи игуменьей, Бригита сама пасла стада монастырских овец, доила коров, собирала урожаи, делала масло и варила пиво в обители. Тем не менее преподобная мать часто удалялась на продолжительную уединенную молитву в тишине. Среди духовных друзей Бригиты тоже было немало угодников. Один из них – валлийский историк и миссионер преподобный Гильда Мудрый. По преданию, когда Гильда приехал в Ирландию, Бригита послала к нему гонца, и святой передал ей сделанный его руками маленький ручной колокол. Игуменья хранила его как великую святыню. У Бригиты было несколько своих ручных колоколов (типичная кельтская традиция), один из которых, по преданию, святая пожертвовала английскому монастырю Гластонбери, где он хранился много веков. Среди связанных со св. Бригитой чудес немало очень трогательных. Однажды игуменья трудилась весь день под проливным дождем и промокла до нитки. Придя домой, она «повесила» свой плащ сушиться на солнечный луч, от усталости приняв его за ветку дерева! И солнечный луч благополучно «выдержал» и высушил плащ преподобной, вопреки законам природы! Жизнь монастыря после Бригиты и ее посмертное почитание Перед смертью, которую она предсказала заранее, Бригиту причастил св. Ниннид, один из «двенадцати апостолов Ирландии». После преставления прп. Бригиты Кильдарский монастырь развился в важнейший центр монашеской жизни и учености в Ирландии, его прозвали «монастырским городом». Монастырскую церковь в Кильдаре путешественник и историк начала XIII века Гиральд Камбрийский назвал «главнейшей церковью Ирландии», многие благотворители и состоятельные паломники щедро жертвовали монастырю, а в Кильдаре одно время находилась королевская казна. Бригита покровительствовала многим искусствам и ремеслам. Она открыла в Кильдаре школу искусств, где ученики обучались работе по металлу, украшению рукописей и т.д. Из скрипториев Кильдара вышли многие истинные шедевры, самым известным из которых была «Книга из Кильдара» (включала в себя украшенное переписанное Четвероевангелие, переведенное на латынь блж. Иеронимом Стридонским). По свидетельству Гиральда Камбрийского, эта книга была «скорее творением ангелов, а не людей».

http://pravoslavie.ru/128036.html

Фольклорная традиция, подхваченная писателями и поэтами, связала святителя Дифрига с королем Артуром Святитель Дифриг является действующим лицом и в рыцарском «Романе о Бруте» (ок. 1155; Roman de Brut) нормандского поэта Васа, основанном на «Истории бриттов». В XIX веке в цикле поэм «Королевские идиллии» замечательного поэта Альфреда Теннисона (1809–1892) святитель (в русских переводах: «Дубрик», «Дабрик») обвенчал короля Артура и королеву Гвиневеру! Несмотря на губительные последствия Реформации и пуританства, за последние 100 лет в Уэльсе значительно пробудилось национальное самосознание, в том числе возврат к своей исконной культуре и память о духовных корнях. Это касается и древних святых, в том числе святых Дифрига, Давида, Кадока и Вулоса – в их честь снова крестят валлийских детей, их именами называют улицы и другие объекты, их иконы, витражи и статуи стали появляться в церквях, кое-где отмечаются дни их памяти. Лландаффский кафедральный собор, Уэльс (взято с Commons.wikimedia.org) Перенесение мощей святителя сопровождалось знамением: после семинедельной засухи полил долгожданный дождь! После смерти святителя Дифрига его честные мощи много лет почитали на острове Бардси, а 23 мая 1120 года епископ Урбан Лландаффский торжественно перенес их в Лландаффский кафедральный собор (Llandaff Cathedral). Сегодня Лландафф территориально относится к столице Уэльса – городу Кардифф. Святитель, возможно, служил некоторое время на месте нынешнего Лландаффа. Перенесение его мощей сопровождалось великим знамением: после семинедельной засухи полил долгожданный дождь! Свт. Дифриг (Дубрикий) с ежом Нынешний англиканский кафедральный собор в Лландаффе освящен в честь пяти святых: апостолов Петра и Павла, а также трех валлийских святых: Дубрикия (т.е. Дифрига), Тейло и Оудакея (Oudaceous). Согласно позднему преданию, первую церковь на этом месте заложил Дифриг, а святые Тейло и Оудакей были его преемниками на кафедре Лландаффа. Название «Лландафф» означает «церковь на реке Таф» (одна из трех рек, протекающих через столицу Уэльса). Одна из маленьких часовен этого древнего кафедрального собора освящена в честь святителя Дифрига и используется для частной молитвы. В ней можно увидеть новую скульптуру святителя Дифрига работы Джона Экселла, а также панели с изображением Шестоднева над престолом. В одной из ниш собора находится потускневшая от времени очень древняя скульптура святителя Дифрига. В северном боковом приделе, где часовня святого Дифрига, можно найти два похожих друг на друга гроба, в одном из которых могут находиться мощи святителя Дифрига. Хотя его рака была осквернена во время Реформации, мощи могли уцелеть и оказаться в одной из многочисленных гробниц собора. Однако, начиная с XVII века, в соборе трижды проводился капитальный ремонт, во время которого многие гробницы были потревожены и перемещены со своих изначальных мест, так что местонахождение мощей святителя установить вряд ли возможно.

http://pravoslavie.ru/135649.html

Не менее 15 храмов посвящено святому Кадоку в Уэльсе, особенно в южной части страны, а также в Бретани. Духовные чада и ученики Кадока продолжили его труды в южном Уэльсе и построили в память о нем немало храмов и часовен, особенно в регионах (бывших княжествах) Гвент и Гламорган. Древнее изображение св. Георгия Победоносца на стене в церкви св. Кадока в Лланкарване Основанный Кадоком величайший монастырь в Лланкарване действовал до 987 года, когда его разорили викинги. Обитель вскоре перестроили, но в 1086-м году, после Норманнского завоевания, ее распустили. В нынешней деревне Лланкарван, расположенной в 25 км от столицы Уэльса Кардиффа и близ городка Коубридж, по сей день существует большая старинная красивая церковь, освященная в честь святого Кадока. Ее посещают паломники. Точное местоположение древнего монастыря – к югу от церкви, примерно в 200 метрах от деревенских домов. Несколько лет назад, во время ремонтных работ, на одной из стен внутри храма, под плотным слоем известковой побелки, обнаружили хорошо сохранившиеся прекрасные, яркие фрески XV века, изображающие сцены из жития и чудеса великомученика Георгия Победоносца (главного покровителя Англии), членов королевской семьи, семь смертных грехов и др. Эта находка уже признана одним из редчайших и лучших по качеству изображений великомученика Георгия в Британии! Сама церковь датируется 1200-м годом. Лланкарван находится в красивой долине в 4 км от моря. Флатхольм и Каерлеон Большая нормандская церковь освящена в честь святого Кадока в городке Каерлеон, северном пригороде города Ньюпорт в Уэльсе. Некогда Каерлеон размещал римский легион и был важной крепостью, здесь же отдали свою жизнь за Христа первомученики валлийские – святые Юлий и Аарон (начало IV в.). Вероятно, святой Кадок посещал это место или недолго вел здесь жизнь аскета. В церкви выделяются великолепные витражи, изображающие Христа и святых этого края. Храм построен в перпендикулярном готическом стиле. Местная больница также носит его имя. О святом Кадоке хранит память и низменный островок Флатхольм, упомянутый выше. Он имеет округлую форму и не более 600 метров в длину. Не так давно здесь были найдены фрагменты двух христианских кельтских надмогильных крестов, один из которых хранится в Национальном музее Уэльса в Кардиффе. На острове в древности стояла часовня, остатки которой скрыты под одиноким фермерским домиком. На Флатхольме, так же как и на других «монашеских островах» Уэльса, царит атмосфера умиротворенности и особой намоленности – явное свидетельство о подвигах живших здесь пустынников!

http://pravoslavie.ru/119149.html

Строитель храмов Брекнокский кафедральный собор Св. Иоанна Богослова в Уэльсе Среди других монастырей, предположительно основанных святым Кадоком, упомянем обитель в местечке Брекнок нынешнего графства (в то время – княжества) Поуис в центральном Уэльсе, близ английской границы. На месте кельтской церкви или обители святого Кадока здесь после Норманнского завоевания действовал католический монастырь-приорат, хранивший чудотворный золотой крест, исчезнувший после Реформации. После Акта об отделении Церкви в Уэльсе от Церкви Англии и отделения Церкви от государства в этой стране, вступившего в силу в 1920-м году (в результате чего образовалась Англиканская церковь Уэльса), и учреждения новых епархий, монастырская церковь в Брекноке (другое название города – Брекон) стала кафедральным собором в честь Апостола Иоанна Богослова. Угодник также построил бесчисленное число часовен, храмов и монашеских общин в Диведе (в то время – княжестве, ныне это графства Пембрукшир, Кармартеншир и Кередигион) в Уэльсе, Корнуолле, Бретани и Шотландии. Кадок – один из целого сонма святых Уэльса, много путешествовавших и по другим землям, доходивших даже до Шотландии. В Шотландии Кадок, по преданию, построил каменный монастырь в округе Стерлингшир – в местечке Килмадок . Угодник прожил там 7 лет, и 7 окрестных церквей были освящены в его честь. Преподобного Кадока изображают иногда с оленем, мышью или свиньей Помимо упомянутого выше преподобного Гильды, среди друзей Кадока был и святитель Давид, покровитель валлийской земли. А среди учеников Кадока упомянем святого Барруга ; преподобного Финиана Клонардского, одного из величайших святых Ирландии (благодаря ему святой Кадок стал широко известен на ирландской земле), и преподобного Кеннета Ахабоского, великого миссионера в Ирландии и Шотландии. По свидетельствам того времени, святой Кадок обладал выдающимся интеллектом, так что современники прозвали его «Кадок Мудрый». Позднее появились сборники изречений этого святого. Преподобного Кадока обычно изображают с копьем и короной у ног, иногда – с оленем, мышью или свиньей. Все эти животные помогали ему в течение жизни. Мышь во время сильного голода привела его в подвал, где был большой заброшенный склад зерна; а старый дикий кабан указал святому место, где нужно было построить монастырь.

http://pravoslavie.ru/119149.html

Два ранних креста в церкви Пеналли, Уэльс (источник - www.ancientmonuments.info) На протяжении Средневековья валлийцы любили и почитали свт. Тейло, как одного из величайших подвижников и церковных деятелей за всю историю страны. Из Уэльса почитание распространилось в Корнуолл и Девон (юго-запад Англии), Бретань и другие регионы Франции. Святые места, связанные со свт. Тейло в Уэльсе Дверь западного фасада Лландаффского собора, видна статуя свт. Тейло Древняя рака свт. Тейло, а также его честная глава по милости Божией сохранились и пребывают в англиканском кафедральном соборе Лландаффа по сей день и привлекают паломников, в первую очередь – живущих на Британских островах православных. Предполагаемая гробница с его мощами находится справа от главного престола, а глава помещена в специальном реликварии в носящей его имя маленькой часовне в восточном конце собора, рядом с приделом Богоматери . Витражи в часовне изображают Христа, святых Захарию и Елисавету и отрока св. Иоанна Крестителя. В древние времена было обычаем приносить клятву на раке свт. Тейло; от его мощей было зафиксировано множество случаев чудесной помощи. Гробница святителя в Лландаффском соборе открывалась в 1850-м году, а до этого – в 1736-м году одним архитектором: оказалось, что завернутое в кожаную материю тело святого, вместе с его епископским жезлом, крестом, потиром и другими предметами сохранились практически целыми и невредимыми за более чем 1000 лет! Статуя святого расположена на западном фасаде собора. Некоторые части собора относятся к XII веку; хотя церковь сильно пострадала во время бомбежек Второй мировой войны, она с тех пор восстановлена в своей прежней славе. Свт. Тейло является покровителем Лландаффского собора, наряду с апостолами Петром, Павлом, а также святыми Дифригом и Оудакеем. В 100 метрах от собора сохранился источник Св. Тейло, встроенный в основание каменной стены, но недоступный за металлической решеткой. Святитель – небесный покровитель самой валлийской столицы Кардиффа, где один католический приход посвящен ему и Богородице Лурдской.

http://pravoslavie.ru/137513.html

Есть, и он был открыт еще Петру. В 1698 г. он побывал на заседании английского парламента, ему понравилось: «весело слушать, когда подданные открыто говорят своему государю правду» , – сказал он. С тех пор у нас так и повелось: как ни введут парламентское учреждение, так обязательно там будут резать всю правду-матку властителям, да весело, с задором! Так вела себя дореволюционная дума, для того же собирались народные депутаты при Горбачеве, а уж при Ельцине веселье переросло в настоящие боевые действия. После чего парламент и оказался «не местом для дискуссий», очень скучным и без намека на правду. Но это нам теперь тоже почему-то не нравится. Петр не понял, что роль парламента совсем другая: он не просто выкладывает всё как есть пред очи царя-батюшки и ждет от него действий или рубит царю голову (да, бывало и такое), но работает с монархом, возражает, доказывает, принимает законы и утверждает налоги. И монарх должен всё это терпеть… да просто потому, что только так, только в диалоге и взаимодействии можно добиться долгосрочного результата. В конце XVII в. валлийский крестьянин или шеффилдский мастеровой жили не сытнее и не веселее русского крепостного, но они были лично свободны. Лондонский купец был не милосерднее и не бескорыстнее московского, но он мог влиять на свое правительство известным им обоим образом, он действовал в своих интересах по общим правилам – и в борьбе таких вот частных интересов рождалась промышленность, возникала современная экономика. Не по указу сверху, а «силою вещей». В 1721 году в «Духовном Регламенте» тот же епископ Феофан по прямому поручению Петра написал: «Правление соборное совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в государстве монаршеском». Он, правда, отнес это только к Церкви и с одним примечанием: Церковь должна полностью подчиняться императору, его слово – закон. Сегодня, пожалуй, все согласны, что для Церкви это решение было неверным… а как для государства? Чтобы дом вышел прочным и удобным, нужно обязательно учесть мнение тех, кто собирается жить в этом доме. Да, неизбежны споры и конфликты интересов, и необходимо общее руководство, и нужны импортные материалы и приглашенные специалисты. Но решающее слово пусть останется не за ними, а за хозяевами.

http://pravmir.ru/uroki-nashego-evroremo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010