В здании было три входных двери – боковые, из бронзы, и центральная, из серебра. Этот дворец соединялся с Сигмой – огромной галерей полукруглой формы и фонтаном-фиалом. Лавсиак являлся еще одним огромным залом-триклином поблизости от трона. Он отличался особым множеством дверей, ведущих в различные помещения дворца. Придворные собирались здесь либо для того, чтобы быть принятыми императором, либо в ожидании начала какой-либо церемонии с участием царя. На длинных скамьях были особо выделены места для каждой вилы чиновников, жен титулованных особ, среди которых главную роль играли так называемые зосты («опоясанные патрикии») и патрикиссы-оффикиалы. К западу от Лавсиака располагался один из самых больших дворцовых залов – Юстинианов триклин. Он назывался так потому, что был построен в конце VII в. императором Юстинианом II, тезкой великого Юстиниана . На его выложенном разноцветным мрамором и золоченой мозаикой полу стояли младшие служители Дворца, приветствуя проходивших через зал придворных чинов. Здесь же находилось несколько порфировых плит, с которых в особых случаях полагалось произносить аккламации. В Триклине Юстиниана по вокресеньям обязательно проходили царские трапезы, которые василевс иногда делил с архонтами. В центре дворцового комплекса, около Хрисотриклина и царских покоев, был расположен небольшой, но роскошный храм Пресвятой Богоматери Фара. Эта церковь была построена в конце VII в. или около середины VIII в. и безжалостно разрушена крестоносцами в печально памятном 1204 г., когда Константинополь пал в первый раз. Она принадлежала лично императору, была местом его богослужений и выделялась на фоне всех прочих храмов тем, что сосредотачивала самые прославленные реликвии Страстей Господних, включая большие части Истинного Святого Креста, на котором был распят Спаситель рода человеческого, Терновый венец, Копие, Трость, Гвозди, Багряницу – одежду Иисуса, Погребальные пелены, а которые Он был завернут, а также первые христианские иконы – нерукотворные изображения Христа – Мандилион, обретенный в Месопотамии, в Эдессе, чудотворный образ Спасителя на полотняном плате-полотенце, и Керамион, отпечаток лика Иисуса на керамиде-черепице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немощный Бог А. Ледяева нуждается в возврате «утраченной» политической власти, автор называет это «Божьим реваншем». Осуществить этот реванш призвана по-новому осознавшая свою роль церковь , церковь «Нового поколения». Вдохновляемая Святым Духом, она будет «диктовать политикам», «диктовать банкирам», по Ледяеву « церковь будет задавать моду». Церковь «Нового поколения» в ответе за немощного Бога: «Бог влияет на мир через церковь и через верующих людей. От того, насколько они зрелые, авторитетные и профессиональные, в зависимости от этого Богу удаётся реализовать на Земле свои планы» 731 . Передоверие Богом Своих властных полномочий церкви имеет неприметное, на первый взгляд, психологическое последствие. Это означало бы, что жизнь теперь всецело зависит от грешного и заблуждающегося человека: «если бы я действительно полагал, что Бог передал Своё владычество неправедной и склонной ошибаться церкви, то я провел бы бессонные ночи, волнуясь о будущем. Я задался бы вопросом, где я могу найти царствующего Бога», – замечает консервативный пятидесятник и критик Движения Веры Ч. Фара 732 . 6. Реабилитация «немощного» Бога Неопятидесятническое Движение Веры распространено преимущественно в протестантских странах, поэтому основная доля критики учения Веры приходится на протестантских исследователей. В своей полемике с учением Движения Веры эти критики выражают традиционный христианский взгляд на могущество Бога и Его промыслительное действие в мире. Действительно ли Бог ограничен собственным Телом – церковью и её творящей верой? Может ли Бог действовать вне Своего избранного народа? Взгляд христианских конфессий разительно отличается от учения Движения Веры, которое вменяет им непонимание своей роли. Ветхий Завет передает образ Бога-Вседержителя, активно действующего на всём «геополитическом» пространстве, как внутри, так и вне Израиля. Бог называет Навуходоносора «рабом Своим» ( Иер.27:6 ). Он передает «в руку» Навуходоносора «все земли» вовсе не по тому, что тот ярко создал это в своем воображении. Наоборот, Навуходоносор не умеет толковать пророческие сны, а за своё самодовольное «позитивное мышление» оказывается наказан противоположным результатом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

Городу и его окрестностям. «По выезде из Анаты (древнего Анафофа, родины пророка Иеремии), открылась пред нами возвышенная равнина, – так начинает он свой рассказ о поездке к Харитоновой Лавре в 1859 г. – Дорога, уклоняясь к востоку, шла среди прекрасно обработанных принадлежащих феллахам полей. Через час езды начался постепенный спуск по окраине небольшой лощины к потоку Фара. Через четверть часа надобно было сойти с лошаков, потому что тропа совершенно терялась между плитами дикого цвета, которыми как бы искусственно была устлана вся поверхность спуска. Спустившись пешком на дно ущелья, мы увидели поток Фаранский, тихо струившийся между огромными камнями в рамке зелени, травы, тростника и благоухающих кустарников дикой мяты. С южной стороны потока на полого спускавшейся к его берегу земляной осыпи высились отвесные скалы в нескольких десятков сажен вышины, и в них ясно обозначались семь правильно иссеченных (в один ряд) отверстий, очевидно, служивших окнами и дверью большой пещеры. Все вокруг ясно говорило не только сердцу, но и глазам, что мы находимся на самом месте знаменитой Лавры Фаранской». Архимандрит Леонид был первооткрывателем. Сменивший его другой начальник Русской Духовной Миссии, знаменитый архим. Антонин (Капустин) в 80-х годах XIX столетия пытался купить это место. В октябре 1871 г. он совершил литургию в древней пещере на переносном антиминсе, о чем долгое время сохранялась надпись на восточной стене пещеры. В 1903 г. остатки Фаранской Лавры, при активной помощи российского генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева, были приобретены в собственность иеросхимонахом Пантелеймоном, настоятелем русской Афонской обители Воздвижения Честного Креста. Русские иноки восстановили и отстроили монастырь. Пантелеймон мечтал основать здесь общежительную пустынь с афонским уставом под названием: «Фаранская пустынь преп. Харитона Исповедника и святителя Алексия, митрополита Московского, в молитвенное воспоминание «Надежды России» – наследника Всероссийского Престола государя цесаревича Алексея Николаевича».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Новый период в истории академии начался с введения академического устава 1869 г., когда существенно расширилось коллегиальное начало в управлении духовной школой и был введен конкурсный порядок замещения вакантных преподавательских мест. В 70-х гг. ректором академии состоял протоиерей И. Л. Янышев, позже протопресвитер, читавший весьма популярные в то время лекции по нравственному богословию. По уставу 1884 г. в академиях была усилена власть ректора. Во главе Петербургской академии с этих пор, как правило, ставили архиереев. В 80-х гг. академию возглавлял епископ Антоний (Вадковский) , впоследствии митрополит Петербургский. Он пользовался необычайной любовью у преподавателей и студентов. В начале 20 в. ректором академии был епископ Ямбургский Сергий (Страгородский) , будущий патриарх. Среди преподавателей академии много было незаурядных богословов, канонистов, историков: иеромонах Никанор (Бровкович) , позже архиепископ; профессора А. Л. Катанский , В. В. Болотов , Н. Н. Глубоковский , И. М. Певницкий, С. И. Красноцветов. Из стен академии вышли святитель Мелетий Харьковский и святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, святой праведный Иоанн Кронштадтский , преподобный Макарий (Глухарев). В Петербургской академии получили образование выдающиеся церковные деятели 20 в.: патриархи Тихон и Сергий, митрополиты Антоний (Храповицкий) , Николай (Ярушевич) , Григорий (Чуков). История Киевской академии восходит к 1615 г., когда в Киеве открылась братская школа, устроенная по образцу греческих училищ и ставшая одним из очагов православия в Речи Посполитой. В 1633 г., при святителе Петре (Могиле) , братская школа была преобразована в училище латинского типа и получила название коллегии. Это была скорее общеобразовательная, чем специально богословская школа, ибо в Польше в православных школах не дозволялось открывать высшие богословские классы. Языком обучения в Могилянской коллегии служила латынь. Распорядок школьной жизни, методы преподавания, учебники были такими же, как и в западных коллегиях и академиях. Как и в иезуитских коллегиях, классы именовались фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия. Богословский класс открылся уже во второй половине 17 в., после воссоединения Левобережной Украины с Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

после полудня. Прием начинался с молитвы императора перед образом Христа. После того как все чины, одетые в соответствии с рангом и днем, когда проводился прием, входили в зал, занимали отведенные им места, прослушивали доклад логофета дрома (влиятельнейший правительственный чин в X в.), происходило назначение новых чиновников на вакантные должности; император утверждал их, произнося фразу: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа назначает тебя мое от Бога царство». Затем слушали доклад препозита (высший сановник двора) и др. чинов, если в этом была необходимость. Во время приема император был отделен от остальных присутствующих завесой и обычно разговаривал с ними через логофета; по будням он сидел на золоченом троне под мозаичным образом Спасителя, по воскресным дням - в золотом обитом красным бархатом кресле (σλλιον) слева от трона (т. е. по правую руку от Христа). После утреннего приема император и его приближенные присутствовали на литургии в храме Богородицы Фара, а затем для особо приглашенных лиц в Хрисотриклине устраивался имп. обед. Для дворцовых чинов литургия проводилась в ц. свт. Василия Великого в Лавсиаке, а проч. присутствовавшие на приеме слушали литургию в храме св. Стефана на ипподроме. Наиболее торжественными событиями дворцовой жизни были имп. выходы в собор Св. Софии и в др. храмы К-поля по церковным праздникам (De cer. I 1-18). Рус. исследователь Д. Ф. Беляев выделил 3 типа торжественных выходов: «большие» - в дни праздников во имя Христа (Пасха, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Сошествие Св. Духа); «средние» - в светлый понедельник и в богородичные праздники (Благовещение, Рождество Богородицы), когда император участвовал в крестном ходе от собора Св. Софии в к.-л. др. храм К-поля; «малые» выходы в собор Св. Софии устраивались в 1-й день Великого поста, на Крестовоздвижение и в день Торжества Православия. Ритуал начинался после 7 ч. утра в Хрисотриклине, куда император входил, молился перед образом Спасителя и облачался в скарамангий (аналог совр.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Скончался 9 сентября 1675 года. Погребен в Новоспасском монастыре. Митрополит Павел был высокообразованным человеком, имел значительную для своего времени библиотеку (149 печатных и рукописных книг), в которой были книги на латинском, польском и греческом языках. С 26 июня 1667 года по 17 марта 1675 года возглавлял Печатный двор. В числе близких друзей митрополита Павла был знаменитый церковный деятель и писатель Симеон Полоцкий († 1680), который писал для него речи и поучения (владыка Павел был известен как хороший декламатор), переводил для Павла речи восточных церковных иерархов, приезжавших в Москву, посвятил Павлу несколько стихотворений и эпитафий, помещенных в «Вертограде многоцветном» и «Рифмологионе». На похоронах митрополита Павла Симеон произнес обширную речь. В этой траурной речи, сообщив краткие биографические сведения об умершем, Симеон Полоцкий дал ему такую характеристику: «Книжным сущым он бе отец, дом его пристанище... Ту бо не ины беседы бываху, точию рассуждения богословская о различных трудностях Священного Писания, ту состязания философская совершахуся, ту недоведомых разрешения содевахуся, даже во правду леть бяше дом его училище мудрости именовати, трапезу его – трапезу богословофилософскую нарицати». В 1668 году митрополит Павел купил себе дом в Крутицах, который вскоре становится своеобразным культурным центром. Рядом с домом он разбил сад в голландском стиле, с фонтанами, устроил для ведения ученых споров специальные беседки, украшенные надписями (например, «Труд с покоем»). Когда в 1674 году ему было поручено осуществлять надзор за переводом Библии с греческого языка, он поселил в этом доме переводчиков во главе с Епифанием Славинецким. Современники писали о владыке Павле, что он, «яко Филадельф оный, семдесятным переводником устрой домы вне града Египта, в месте, глаголемом Фара, тако и сей устрой», имея в виду историю создания Септуагинты. Однако идея перевода Библии далеко не продвинулась (переведен был только Новый Завет ), так как в 1675 году почти одновременно скончались Епифаний Славинецкий и сам митрополит Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

13 Это частное замечание описателя жития преподобного Евфимия о местонахождении сих пещер. Он относит их к Енгадди, а не к окрестностям Вифлеема, где указывают их новейшие писатели. 14 Кроме упомянутых монастырей в пустыне Святого Града преподобный Савва основал еще две обители в Палестине: одну близ Никополя (Еммауса), развалины которой видны поныне; а другую близ Скифопилиса (Васана); а ученик его блаженный Фирмин, основал лавру Фирминскую, в странах Махмаса, Ель-Биру (см. житие преподобного Саввы), развалины которой с любопытством осматривают проезжающие чрез Ель-Биру в Назарет. 16 Ныне же только коптские и абиссинские иноки сохраняют древний обычай проводить в опустелых пещерах этой горы и на берегах Иордана святую Четыредесятницу, для чего они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода, напоминая того евангельского юношу, который был закутан в плащаницу понагу. 19 Поток Куттиллийский, называемый в своих верховьях Фара, проходит мимо развалин лавры Хозевитской, а при выходе на Иерихонскую равнину подходит к самой дороге, ведущей из Иерусалима на Иордан. 20 Полагают, что основания больших зданий, недавно открытые у южной оградной стены русских странноприимных заведений на земле г. Бергейма, принадлежат упомянутой церкви св. Стефана. О них упоминает и наш паломник Даниил в своем Хождении. 21 Феодор, кажется, тот самый, который был патриархом после двадцатидевятилетнего вдовства иерусалимской кафедры (в 668 г.). 24 Она построена в потоке Кутлуменском, при пещере, в которой праведный Иоаким оплакивал свое неплодство, где сохранились лучше, чем в других опустевших монастырях пустыни Святого Града фрески с ликами отцов пустыни, произведение XIV столетия, когда лавра эта была обновлена какими-то двумя иноками из иерихонских монастырей, о чем свидетельствует уцелевшая над входом надпись.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Во втором из указанных посланий Патриарха Дамиана содержится не только ходатайство о прекращении восстановительных работ на приобретённом участке и удалении русских монахов, но и «об уничтожении неправильно совершенной покупки развалин священной обители, по праву и привилегиям принадлежащих Патриархии». В ответном отношении генконсула на имя Патриарха было не без сарказма замечено, что «о столь широких и важных привилегиях ничего не было известно не только мне, но даже, как Вы мне сказали, и Вашему Блаженству, и некоторым членам Синода» (АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 418, л. 161). В послании от 15 марта Дамиан пытался разъяснить Консулу, что будто бы первоначально в Патриархии просто не знали, «что дело идёт не о приобретённом у Али-Сиха (прежнего владельца. – Н. Л.) владении, но о древнем монастыре, из числа тех священных мест, которые мы считаем непременным нашим долгом оспаривать в пользу Патриархии». Продажу участка местными жителями Патриарх объяснял «их корыстными целями» и добавлял при этом, что будто бы «ещё десять лет назад этот священный монастырь считался принадлежащим Патриархии». «Мы будем непреклонно осуждать незаконный поступок афонских монахов, – резюмировал Патриарх, – и отстаивать развалины в пользу Патриархии, которой они по праву принадлежат, подобно развалинам, что на Фаворе, Хозева, Сорокадневной горе, Иордане и в других местах» (там же, л. 163 об.). В ответ на предъявленный Яковлевым запрос относительно каких-либо документов, которые подтверждали бы априорное право Патриархии на развалины древних обителей, Патриарх Дамиан отвечал подробным посланием от 24 мая 1904 г. «Разве нужно всегда представлять документы для убеждения Российского Генконсульства в праве собственности Православной Патриархии на те или другие святые места в Палестине. Наше правительство (Патриарх имеет в виду турецкое правительство. – Н. Л.) в таких обстоятельствах всегда довольствовалось историческими преданиями и устными свидетельствами живущих в соседстве для признания наших привилегий, зная хорошо, что письменные документы необходимы для пришельцев и иностранцев, а не для тех, кто искони находится в своём доме. Благодаря этой справедливости нашего правительства мы владеем во славу Православия Фаворской горою, Сорокадневною горою, обителями преподобного Герасима, Феодосия, Георгия Хозевита, святого Онуфрия (Село Крови), святого Иоанна Предтечи и местом Крещения Господня на Иордане. Эти и многие другие святые места лет 25–30 тому назад находились в таком же положении и относились к той же категории, что и Айн-Фара. Разве эти обстоятельства не имеют большей силы, чем всякие другие документы? Если Попов уйдёт, то Вы увидите, что нам не нужно будет никакого документа для того, чтобы окончательно завладеть этими развалинами» (там же, л. 168).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1.  …в пещерах Фарана – Фаран – одна из древнейших палестинских лавр, основана прп. Харитоном, расположена в 6 поприщах (7 милях) на северо-восток от Иерусалима и приблизительно в десяти стадиях от селения Аин-Фара, от которого и получила свое название; прекратила свое существование в VII в. Данную палестинскую лавру следует отличать от лавры Фаран на Синае. Cм.: Vailhe 1899–1900. Р. 42. 1 . …под Иерамой – Флюзен считает этот топоним, хотя и не идентифицированный, более аутентичным, чем банальное «под Иерусалимом» версии Ь. 1 . …в кельях Каламона… – См. комм, к «Житию прп. Георгия Кипрского иже в Хозиве» на слова: «…так называемую лавру Каламона»(1). 1 . …хлебов малого благословения ( μικρο ευλογας) – Слово  ευλογα, благословение, первоначально употреблялось в отношении к Евхаристии и Святым Дарам вообще, в частности, к Святым Дарам, которые посылались к отсутствовавшему по болезни на литургии; затем 1) к хлебу, принесенному, но не предложенному на Евхаристии и раздававшемуся клиру, 2) к хлебу, который благословлялся отдельно и раздавался в церкви (ср.  ντδορον); и 3) к благословленному хлебу, который посылался как подарок или раздавался бедным. 2 . …множество собранного хвороста – В рукописи В: μα λω τοι  λμυρδων. Μαλω – растение или группа растений, употреблявшихся монахами в nuщy (Lampe). Cм., например, «Житие прп. Евфимия» (11): «…питался от обретавшихся там трав и малой  ( μαλω)» (Kyrillos 1929. P. 22.6; 77.14); см. также: Ibid., Р. 22.6; 77.14; рус. пер.: ПП. Вып. 2. С. 22 – это второе упоминание в рус. пер. опущено, а оно дает понять, что данное растение монахи чистили: καδεζομνων ημν κα μαλω καδαριζντων. В этой же рукописи В содержится такая деталь: ветвями того же  μαλω святая стирала за собой следы, чтобы скрыть свое местопребывание. 3. ...  кири авва ( κυρι  ββ) – Букв.: господин авва, – уважительное обращение к монаху. 5 .. .. была я дочерью некоего эпарха ( παρχου) – Эпарх ( παρχος), или префект (prefectus), Константинополя был одним из первых лиц в империи после императора, сосредоточивая в своих руках судебную, политическую и административную власть, а первоначально также и военную, будучи военачальником царских телохранителей. Эту деталь, отсутствующую в версии Ь, Флюзен приводит как пример большей аутентичности в некоторых местах версии а.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слава затворника скоро возросла и все с большою верою приходили к нему за советами. Но вот что обличило Пророка. Никита знал на память все книги Ветхого Завета, но не хотел и слышать о Новом. Опытные старцы поняли состояние затворника и, явившись в келлию его, своими молитвами отогнали от него беса. И замечательно, когда вывели его из затвора и стали спрашивать о ветхом Завете, прельщенный не умел отвечать им ни слова и уверял с клятвою, что никогда не читал книг. После этого он предал себя строгому воздержанию, послушному житию и за добродетели в 1096 г. был поставлен Епископом Новугороду. Одиннадцать лет правил паствою и еще при жизни прославился даром чудотворения. Однажды продолжительная засуха готова была истребить полевую жатву, Святитель помолился и Господь послал обильный дождь на пажити; в другой раз сделался страшный пожар в Новгороде, Святитель опять помолился и огненная буря рассеялась. Лишь только исполнилось ему 16 лет, В. К. Ярослав Владимирович в 1035 г. отправил его на княжение в Новгород, и Новгородцы, преданные от души отцу, скоро также полюбили и сына. В 1042 г. Владимир ходил с Новгородскими удальцами на Ямь (Финляндию) и одержал там несколько побед. Это была первая воинская попытка юного витязя, в котором пылали отвага и молодечество потомка Скандинавского. В следующем году более важные обстоятельства увлекли Владимира в Киев. По поводу убиения в Константинополе одного знатного Россиянина возгорелась война у Русских с Греками. Ярослав, призвав из Новгорода сына, поручил ему начальство над войском и отправил к Константинополю на судах под руководством опытного вождя Вышаты. Греческий Император, не желая войны, прислал к Владимиру послов с дружеским письмом, в котором обещал разобрать дело и наказать виновных. Говорят, Владимир не уважил этого письма. Тогда Константин сам двинулся против Русских с сильным морским и сухопутным войском. Оба Флота сошлись близь Фара и, как говорят, Император снова предложил мир. «Согласен, отвечал Владимир, ежели вы – богатые Греки дадите на каждого моего воина по три фунта золота 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010