[греч. Εθμιος Μγας] (ок. 377-20.01.473), прп. (пам. 20 янв.), один из основателей палестинского монашества, оказавший значительное влияние на его последующее развитие. Главным источником, содержащим сведения о жизни Е. В., является его Житие, написанное Кириллом Скифопольским (ок. 525? - после 559?), к-рый, по мнению исследователей, не только является «одним из лучших агиографов по живости изложения», но и «обладает настоящими качествами историка» ( Festugi è re. P. 43). Е. В. род. в Мелитине, ставшей при имп. Феодосии I (379-395) главным городом пров. Армения Вторая. Его родители, Павел и Дионисия, происходившие из знатного рода, долгое время были бездетны и просили Бога даровать им ребенка. Однажды ночью они молились в храме мч. Полиевкта и услышали голос, возвестивший, что у них родится сын, с появлением на свет к-рого Церкви будет даровано Богом веселье (εθυμα). Действительно, вскоре после рождения Е. В. имп. Валент , покровительствовавший арианам, погиб в битве при Адрианополе. Отец Е. В. умер, когда тому еще не исполнилось 3 лет. Мелитинский еп. Отрий по просьбе матери Е. В. принял на себя заботы о нем: он крестил мальчика, затем назначил его церковным чтецом, а когда тот подрос, отдал для обучения Акакию и Синодию (оба впосл. занимали Мелитинскую кафедру). Очень рано Е. В. выказал горячую любовь к подвижничеству, молитве и чтению Свящ. Писания. Последовательно пройдя все ступени низших церковных должностей, он был рукоположен во иерея и назначен надзирать за окрестными мон-рями, поскольку, по выражению Кирилла Скифопольского, был с детства монахолюбив (φιλομναχος) и значительную часть времени проводил, посещая обители. На период с праздника Богоявления до Пасхи он имел обыкновение уходить в пустынные места, посвящая это время углубленной молитве и общению с Богом. Когда Е. В. исполнилось 28 лет, он отправился в Иерусалим, сочтя, что занимаемая им должность может послужить препятствием для духовного совершенствования. После того как Е. В., поклонившись св. местам, посетил известных отшельников и монахов и узнал добродетели и образ жизни каждого из них, он направился в Фаранскую лавру, основанную прп. Харитоном ок. 330 г. (ее руины расположены в Вади-Фара, близ источника Айн-Фара, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима). Здесь Е. В., стремясь к уединению, поселился в келлии за пределами лавры. По соседству располагалась келлия прп. Феоктиста (пам. 3 сент.). Духовный союз этих иноков продолжался на протяжении всей их жизни, так что они представляли собой «одну душу в двух телах» ( Kyrillos. S. 15). Ежегодно на 8-й день после Богоявления они вдвоем уходили в пустыню Кутила и пребывали там в строгом посте и молитве до Вербного воскресенья.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Шлегель Уильям Разделённая монархия I Разделение царства и кампания Сусакима 931–925 до Рождества Христова 1. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦАРСТВА, 3 Царств 12 Когда в 931 году до Р.Х. умер Соломон, объединённая монархия разделилась на царства Иуды (дом Давидов) на юге и Израиля (называемое Ефремом и позже Самарией) на севере. Создание нового государства на севере стало предпосылкой для будущих исторических и пророческих книг Библии. Подчас эти еврейские монархии воевали друг с другом; иногда создавали союзы. Временами одна из них вступала в союз с язычниками против другой. Книги Царств ясно показывают, что это разделение было Божьим судом за неверность Соломона принципам завета, который Бог заключил с Давидом. Северное царство просуществовало 210 лет, пока в 722 году не было уведено в плен Ассирией. Иуда продержался до 586 года, а затем был завоёван Вавилоном. Авторы Библии оценивали деятельность царей Израиля и Иуды согласно их верности завету с Яхве. Каждый царь получал соответствующую оценку. Из царей Израиля ни один не был оценён положительно. Некоторые, как первый царь Иеровоам, получили крайне негативную оценку. Сын Соломона Ровоам тоже был оценён отрицательно за поклонение идолам и культ мужской проституции ( 3Цар. 14:21–25 ). Ровоам отправился на воцарение в Сихем, что показывает явную необходимость подтверждения контроля над северными коленами. Сихем – естественная географическая столица региона горы Ефремовой, поскольку находится в центре долин, формирующих удобный маршрут с востока на запад через Самарию. Сихем также ассоциировался с заветом с Яхве ( Быт. 12:6–7 ; Нав.24:1 ). Воцарение Ровоама потерпело неудачу, когда северные колена попросили об облегчении налогового бремени, возложенного Соломоном. Руководимые Иеровоамом из Ефрема северные колена объявили о своей независимости: «Какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом. По шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» ( 3Цар. 12:16 ). Пенуэл, Вефиль, Дан Кроме Сихема Иеровоам построил в Галааде Пенуэл, ставший административным центром Заиорданья. Маршрут вади Фара соединяет Пенуэл с Сихемом. Заиорданье от реки Арнон и со всем Галаадом вошло под контроль Северного царства. Но священники и левиты в знак верности монархии Давида в Иудее ушли из Северного царства ( 2Пар. 11:13–14 ). Испугавшись массового исхода из своих земель, Иеровоам построил соперничавшие религиозные святыни с золотыми тельцами в Вефиле и Дане. Создание этого нового культа было строго осуждено ( 3Цар. 13:1–6 ). Это стало известно как «грех Иеровоама», за который был осуждён Израиль ( 3Цар. 13:34 ; 4Цар. 17:22–23 ), Высоты в Дане, поддерживаемые последующими царями Израиля, были найдены при археологических раскопках.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 13 1–14. Символическое изображение суда Божия над упорными в нечестии своем иудеями. 15–27. Последнее увещание. Иер.13:1–11 . Пророк получает от Бога повеление постоянно носить на теле своем льняной пояс. Это – символ Израиля и Иуды, которых Господь чрезвычайно приблизил к Себе. Пророк не клал в воду этот пояс, чтобы не испортить его – так и Иегова не допускал Своему народу погрузиться в стихию язычества. Но, наконец, пророк получает от Бога повеление снести пояс к реке, одноименной с великой месопотамской рекой Евфратом, и положить его там так, чтобы вода могла мочить его, но чтобы он не был унесен водами с своего места. От этого пояс испортился. Точно также и народ иудейский, отдаленный пленом от Бога, окончательно испортится (что однако не исключает спасения остатка). Иер.13:4 .  возьми по­яс, который ты купил, который на чреслах тво­их, и встань, пойди к Евфрату и спрячь его там в рас­селине скалы. «К Ефрату». Так как судьба пояса должна быть проверена желающими, то нельзя предположить, что здесь имеется в виду далекая река Месопотамии. Всего вероятнее здесь вдет речь о Вади Фара – речке, протекавшей невдали от Анафофа (ср. Нав 18.23 ). Но несомненно, что эта речка выбрана для символического действия по ее созвучию с наименованием той реки, около которой скоро должны будут жить уведенные в плен евреи. Иер.13:10 .  Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Мо­их, живет по упор­с­т­ву сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и по­кло­няться им, будет как этот по­яс, который ни к чему не годен. Большинство пленников иудейских не только не получит пользы от пребывания в плену, т. е. не раскается, но напротив окончательно погибнет там и забудет о своих великих целях, какие раньше думал осуществить иудейский народ. Иер.13:12–14 . К символическому действию присоединяется образно выраженная мысль. Каждый сосуд наполняется тем, для чего он назначен. Но жители Иерусалима по своему направлению не могут быть определены ни на что иное, как только на то, чтобы принять в себя гнев Божий; вследствие этого они лишатся рассудка и сами пойдут на встречу погибели, которая образно обозначается как разбитие сосудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мужской скит Харитона Исповедника (Вади Фара) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Скит Святого Харитона , находящийся в ведении Русской Духовной Миссии РПЦЗ, был основан в XX веке на месте утраченной Фаранской Лавры. Фаранская лавра (араб. Дир Фаран) — утраченный мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, самый древний из сохранившихся в Палестине, основан преподобным Харитоном Исповедником в 330-х годах в пещере, в которую он был приведён разбойниками. Расположен в нескольких километрах к востоку от Иерусалима в Иудейской пустыне в долине Нахаль Прат (англ. En Prat (En Fara)), по-арабски Вади Кельт (англ. Wadi Qelt). Содержание История [ править править код ] Лавра была основана вблизи от того места, где древняя Иерихонская дорога переходила Кутилийский поток и где лежала деревня Фаран. Лавра была расположена в ущелье, по обоим берегам Кутилийского потока, в береговых пещерах и гротах. Спустя несколько лет после основания монастыря святой Харитон покинул Фаранскую лавру и удалился в Фекойские ущелья и на склоне высокой горы положил основание новой Суккийской лавры. Однако перед кончиной преподобный вернулся в Фаранскую лавру и здесь же был похоронен. Период расцвета лавры пришелся на VI век. В VIII веке она еще существовала: имя её встречается то в летописях церковных, то в послании того или другого епископа или аввы. В начале IX века, по причине междоусобий между детьми Харуна аль-Рашида, лавра была оставлена монахами. В XIX веке монастырь был заброшен, пришёл в полное разрушение. Во второй половине XIX века начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) предпринял несколько безрезультатных попыток получить лавру в собственность Российской империи. Это удалось осуществить только в 1890-е годы. В 1903 году здесь поселился бывший настоятель Русской Афонской Крестовоздвиженской Обители иеросхимонах Пантелеимон с монахами и послушниками. Несколько лет спустя пожар поглотил практически все строения, так что восстановить скитские здания оказалось возможным только частично. Восстановленный скит представлял собой двухэтажное здание со множеством келий у подножия скалы. В самой скале высоте около 20 м находится пещерная церковь во имя преподобного Харитона.

http://azbyka.ru/palomnik/Скит_св._Харит...

Нав.18:23 .  Аввим, Фара и Офра, Аввим неизвестен по своему положению. Фара указывается на месте развалин, носящем то же название, в вади Фара, к юго-западу от Иерихона, в 3-х часах пути от него и стольких же от Иерусалима. Офра у Евсевия и Иеронима указана в 5-ти рим. милях на восток от Вефиля; местом этой Офры, отличной от Офры Гедеона в Манассиином колене ( Суд.6:11 ), признается деревня Ет-Таийгебэ с развалинами древней крепости на вершине холма, к северо-востоку от Вефиля. Нав.18:24 .  Кефар-Аммонай, Афни и Гева: двенадцать городов с их селами. Из названных здесь трех городов известно положение последнего – Гева (в греко-славянском переводе Гаваа), который находился на месте нынешней деревни Джебы, расположенной на высоком холме, покрытом развалинами, в 2 1/2 часах пути к северо-востоку от Иерусалима. Нав.18:25 .  Гаваон, Рама и Бероф, Вторую группу городов Вениаминова колена составляли 14, находившихся вообще в западной половине удела. Из них о Гаваоне см. Нав.9:3 . Рама находилась, по Суд.19:11–14 , на север от Иерусалима, по Евсевию, в 6-ти рим. милях от него; согласно с этим, местом его признается селение Ер-Рам, на высоком холме, с развалинами храма и башни, в 2-х часах пути на север от Иерусалима. Эта Рама была тождественна, по всей вероятности, с Рамафаим-Цофим или Рамой, местом рождения и жительства пророка Самуила ( 1Цар.1:1,19,7:17 и д.). Относительно Бероф см. Нав.9:17 . Нав.18:26 .  Мицфе, Кефира и Моца, Нав.18:27 .  Рекем, Ирфеил и Фарала, Из названных здесь 6-и городов известны по своему географическому положению только первые два. Мицфе (в славянской Библии Масфа) находился на высокой горе, носящей название Неби Самвиль («пророк Самуил»), в 2-х часах пути к северо-западу от Иерусалима, в получасе на юг от Гаваона 170 . О Кефире см. Нав.9:17 . Нав.18:28 .  Цела, Елеф и Иевус, иначе Иерусалим, Гивеаф и Кириаф: четырнадцать городов с их селами. Вот удел сынов Вениаминовых, по племенам их. Местоположение Целы, служившей местом погребения рода царя Саула ( 2Цар.21:14 ) и Елефа, неизвестно. Цела и Елеф в Алекс. и некоторых других греческих списках образуют одно название Σηλαλεφ или Σελαελαφ, как и в славянской Библии. Гивеаф, называемый в др. местах Гивой ( Суд.19:12 ), Гивой Вениаминовой ( 1Цар.13:2 ) или Гивой Сауловой ( 1Цар.11:4 ), указывается обыкновенно на час пути к северу от Иерусалима, на высоком холме Тельель-Фуль, на вершине которого находятся развалины башни из древнего материала 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Патриархи Авраам и Исаак 2100–1950 до Рождества Христова «Посмотрите на Авраама, отца вашего, ... ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его» ( Ис. 51:2 ). 1. АВРАМ ВХОДИТ В ХАНААН, Бытие 12:6–7 Мы не знаем точно, в каком месте Аврам вошёл в землю Ханаанскую, выйдя из Харрана, но, вполне возможно, он шёл через Галаад и вади Фара (синяя стрелка). Путь через вади Фара в нагорную страну Ханаанскую ведёт прямо в Сихем. Впервые Бог пообещал эту землю потомству Аврама в Сихеме. И прошёл Аврам по земле этой до места Сихем, до дубравы Море. В этой земле тогда жили хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: «Потомству твоему отдам Я землю эту». И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему ( Быт. 12:6–7 ). 2. ПУТЬ АВРАМА В ЕГИПЕТ И ОБРАТНО, Бытие 12:1–20 Путь Аврама из Сихема на юг пролегал по водораздельному маршруту Нагорной местности, известному ещё как Дорога Патриархов. Аврам разбил свой шатёр на холме между Вефилем и Гаем, построил там жертвенник и призвал имя Господа. Затем он пошёл дальше на юг мимо Хеврона в область Негев, что означает «южная» и «сухая». Потом по причине голода Авраам пошёл в Египет и, там живя, разбогател. 3. ЛОТ Бытие 13:1–18 Аврам вышел из Египта в Негев, а затем вернулся в Нагорную страну близ Вефиля и Гая, где он и его племянник Лот разошлись. Лот направился в Иорданскую долину близ Содома (оранжевая стрелка), вероятно, находившуюся на южной оконечности Мёртвого моря. После его ухода Бог повторил и более подробно изложил Авраму Своё обещание ( Быт. 13:14–18 ). 4. МЕСОПОТАМСКИЕ ЦАРИ, Бытие 14 ; Второзаконие 2:9–12 Могущественная коалиция месопотамских царей поработила заиорданские племена рефаимов, зумимов, эмимов и хорреев, а также юго-восток Ханаана (чёрные стрелки и красные знаки мест боевых действий). Это завоевание привело к восстанию и повторному покорению местных царей на южной оконечности Мёртвого моря (долина Сиддим), включая Содом и Гоморру. Аврам был в шатре в Хевроне, когда узнал, что его племянника Лота вместе с трофеями Содома взяли в плен. Всего лишь с 318 рабами Аврам преследовал месопотамские армии и поразил их севернее Дамаска. Патриарх, как и его потомки Гедеон ( Суд. 7:7 ) и Ионафан, знал, что «для Господа нетрудно спасти через многих или немногих» ( 1Цар. 14:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Битва за контроль над землями Вениамина стала скорее примером политической интриги, чем реальной войной между Израилем и Иудой. По-человечески политические манёвры Асы сработали. Вааса ушёл из Рамы на защиту своих северных границ. Затем Аса, используя вади Сувенит как естественную границу, построил Геву и Мицпу. Археологические раскопки обнаружили в Мицпе (телль Насбе) большой участок защитной стены, приписываемый Асе. Аса считал контроль над землями Вениамина крайне важным: он «созвал всех иудеев, никого не исключая», на строительство этих двух крепостей. Так Аса на несколько десятилетий укрепил израильско-иудейскую границу (синевишнёвые пунктирные линии), в то же время создав барьер для любых попыток воссоединения. Хотя царь Аса начинал хорошо, закончил он плохо. После неправильной реакции на дилемму в земле сынов Вениамина, «сделался Аса болен ногами» и «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» ( 2Пар. 16:7–14 ). Вааса, царь Израиля; получил крайне негативную оценку. Хотя он и стал орудием Божьего гнева против дома Иеровоама, сам Вааса «пошёл путём Иеровоама и ввёл в грех... израильтян». За это Ваасу постигла та же участь, что и Иеровоама. Его сын Ила царствовал всего два года и был убит вместе со всем остальным домом Ваасы в столице Фирце ( 3Цар. 16:1–14 ). Илия, Амврий, Ахав: отношение с Сирией и Финикией 900–850 до Рождества Христова 1. Венадад, царь Сирии, завоёвывает северные окраины Израиля, 3 Царств 15:16–22 Испугавшись присутствия Израиля в центре земель Вениамина в Раме, Аса, царь Иудеи, послал золото и серебро из храма сирийскому царю Венададу как взятку за нападение на Израиль с севера ( 3Цар. 15:19 , карта 6–2). Венадад принял предложение и захватил ряд городов на севере Израиля (чёрно-жёлтые стрелки от Сирии- Дамаска к Дану, Иону, Авел-Беф-Маахе, Асору, Кинне- рефу и ЗЕМЛЕ НЕФФАЛИМА). Есть археологические доказательства разрушения Асора в это время. 2. Самария – столица Израиля, 3 Царств 16:1–28 16-я глава – рассказ о дворцовых интригах. Один заговор следует за другим. В итоге, на престол взошёл Амврий, отец Ахава. Он перенёс столицу из Фирцы в Самарию. Все три столицы Израиля – Сихем, Фирца и Самария – располагались вдоль Транссамарийского пути. Этот маршрут пролегал с запада на восток через несколько долин Самарии (нагал Сихем, вади Бейдан и вади Фара, ср. карту 1–7). Из соображений безопасности город Самария был выстроен на отдельно стоящем холме, но с хорошим доступом к Транссамарийскому пути. Имя города стало синонимом Северного царства, он оставался столицей до ассирийского завоевания в 722 году до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иларионом Великим (288/291-371/372, память 21 октября/3 ноября), который в 308 г. удалился в пустынную келью к востоку от Газы, где около 330 года образовалася первый монастырь на юге Палестины, – то есть, в том же году, к которому относят и основание Фаранской лавры. Согласно блаженному Иерониму (342-419/420, память 15/28 июня), именно Иларион Великий был первым основателем монастырей в Палестине, и анонимный автор Жития Харитона очевидным образом вступает в спор с Иеронимом.) В Иконии исповедник был подвергнут мучениям, согласно Житию, «святого же так били по всему телу, что видны были и внутренности его; ибо мясо отпадало от костей, кровь лилась рекою, и всё тело стало сплошною язвою». Не добившись отречения Харитона от исповедания Христа, мучители бросили его в темницу, где тот и провел несколько лет. Когда гонения на христиан прекратились, Харитон был выпущен из темницы и вскоре отправился на поклонение Святым местам: «пошел дорогой, ведущей к Святому Граду, по свободному выбору возжелав уподобиться Илии Пророку и Иоанну Предтече, уединявшимся в пустыне». Путь его лежал или через Иорданскую долину и Иерихон, или через Сихем (Неаполь). Древние дороги из Иерихона и Сихема в Иерусалим примерно в шести миллиариях к северо-востоку от последнего проходят невдалеке от начала потока Прат (араб. Вади Кельт, в верховьях, собственно, Вади-Фара, древние византийские источники именовали его Кутилийским потоком). В самом начале ущелья, к северу от Иерихонской дороги и к востоку от Сихемской, в русле потока Прат выбивается на поверхность земли мощный источник, известный под названием Эйн-Прат – на иврите, и Эйн-Фара – на арабском. Еврейская и христианская традиции отождествляют этот источник с тем «Евфратом», рядом с которым пророк Иеремия спрятал свой льняной пояс: «Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс и положи его на чресла твои, но в воду не клади его. И я купил пояс, по слову Господню, и положил его на чресла мои. И было ко мне слово Господне в другой раз, и сказано: возьми пояс, который ты купил, который на чреслах твоих, и встань, пойди к Евфрату и спрячь его там в расселине скалы.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Mosch. Prat. spirit. 113). Из свидетельств др. источников можно заключить, что речь идет о монастырях преподобных Макария Великого , Иоанна Малого, Псоя и о «Монастыре римлян» (араб. Дейр-эль-Барамус), нек-рые из них именовались Л. В Житии прп. Аполлинарии († ок. 470) говорится о том, что она подвизалась в «лавре аввы Макария» (Vita Apollinariae// Drescher. 1947. P. 162). Иоанн Мосх упоминает «лавру аввы Сисоя» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 169), к-рую трудно идентифицировать. Прп. Сисой Великий никогда не жил в Ските, поэтому либо речь идет о др. подвижнике VI в. с тем же именем, либо имеет место смешение имен Сисой и Псой, и в таком случае Иоанн Мосх, возможно, имел в виду мон-рь прп. Псоя, расположенный в Ските. Согласно копт. Житию прп. Макария Великого, мон-рь Дейр-эль-Барамус именовался Кельей римлян или Лаврой римлян (Vita Macarii// Amélineau E. Histoire des monastères de la Basse-Egypte. P., 1894. P. 87). Копт. слово , переводимое и как «келья», и как «лавра», означает место, где собиралась на молитву монашеская община. В копт. легенде о св. Архелиде , жившем в кон. IV в. в егип. мон-ре св. Мины, упоминается, что центральный монастырь св. Мины являлся общежитием (киновией, ), а рядом с ним располагалась Л. ( ), в к-рой подвизались только опытные монахи ( Drescher. 1947. P. 29, 97). Л. Палестины Первой Л., упоминаемой в источниках, является Фаранская Л. (Θαρν; в «Луге духовном» - λαρα Θαρν), древнейшая из сохранившихся обителей Палестины, основанная между 323 и 330 гг. прп. Харитоном Исповедником. Она находилась в Иудейской пустыне, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима, в долине Нахаль-Прат (араб. Вади-Кельт), близ источника Фара. Кельи монахов располагались возле пещеры, в которой прп. Харитон долгое время вел отшельническую жизнь. В 330 г. свт. Макарий , еп. Иерусалимский, освятил церковь Л. В этой Л. провел первые 5 лет монашеской жизни в Палестине (406-411) прп. Евфимий Великий ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 12). В VII в. обитель была разрушена персами. В XX в.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Сотрудники школы стали участвовать в раскопках, проводимых др. орг-циями: Венсан присоединился к экспедиции М. Паркера, исследовавшей город Давида и Силоамский туннель в Иерусалиме (1909-1911); Барруа работал на Арслан-Таше (Сирия), с 1928 г. возглавив раскопки и открыв наиболее важные из авориев (сейчас в Лувре); де Во участвовал в раскопках Овчей купели в Иерусалиме (с 1957). Особо следует выделить архитектурно-археологические исследования под рук. Венсана и др. в ц. Рождества в Вифлееме (1911), в Хевроне (Харам, 1920), в Иерусалиме (1912-1956) и в ц. Гроба Господня (1976). Важнейшие работы Б. и а. ш. провела в Айн-эд-Дуке (1919-1921), Бет-Гуврине (1921), Амуасе (1924-1925, 1935), Найрабе (Сирия) (1926-1927), Абу-Гоше (1944), Айн-эль-Мамудийе (1945-1946) и др. Большой вклад в развитие археологии Палестины внесли раскопки на Телль-эль-Фара (1946-1961, см. Фирца ), в Кумране и Вади-Мураббаате (1951, 1953-1956), на Телль-Кейсане (1971-1980), Хирбет-эс-Самре (1978-1989), Эль-Мафраке (1986) и в Аммане (с 1988, см. ст. Равва Аммонитская ). Первой крупной экспедицией Б. и а. ш. после второй мировой войны (1946-1961, под рук. де Во) на Телль-эль-Фара были открыты культурные слои от эпохи неолита до падения Израильского царства (VIII в. до Р. Х.). Работа была прервана из-за начала раскопок группы памятников в окрестностях Мёртвого м.: Хирбет-Кумрана (1951, 1953-1956), Айн-Фешхи (1958) и пещеры Вади-Мураббаат (1952), где были обнаружены новые документы, среди к-рых особый интерес представляют подлинные письма Бар Кохбы . В наст. время Б. и а. ш. вместе с ун-тами Лёвена и Фрайбурга работает над публикацией материалов об этих раскопках и принимает участие в проекте публикации рукописей Мёртвого м., где ее представляет эпиграфист Э. Пюш. Последним проектом де Во стало изучение взаимоотношений Леванта и Вост. Средиземноморья на примере материкового пригорода Акко Телль-Кейсана (1971-1980), находившегося под влиянием народов моря и жителей Кипра с эпохи поздней бронзы и остававшегося в культурном отношении финик. вплоть до рим. завоевания.

http://pravenc.ru/text/149127.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010