3) названия католических и протестантских религиозных сооружений: русск .: костел (костёл), молитвенный дом; дома молитвы; укр .: костел (костьол); молитовний дiм; дома молитви; польск .: kosciol, dom modlitwy, dom modlitewny; 4) названия центральных христианских религиозных сооружений: русск .: католикон, кафедра, кафедральный собор, кафедрал, собор, укр .: собор, катедра (кафедра), кафедральний собор, католикон, кафедрал; польск .: ambona, katedra; 5) названия христианских религиозных сооружений без алтаря: русск .: колокольня, колоколенка, молельня, часовня; укр .: каплиця, капличка, капела, дзbihuця (дзвониця, звониця), дзbihuчka, молитовня, молитовниця, молельня, часовня, kaмnahiлa, мapmupiй; польск .: dzwonnica, kaplica; 6) названия христианских монастырей: русск .: монастырь (монастырь), обитель, обитальниця, скит, пустынь, лавра; укр .: монастир (монастир), мнишниця, мандра (мудра), обитель, обитальниця, кляштор, скит, пустинь, лавра; польск .: klasztor; 7) названия частей христианского храма; a. названия восточной части храма: русск .: алтарь (санктуарий), дияконион, Захристия (сакристия, закристия), хор; иконостас, протезис, пастофорий; пономарня, паламарка; укр .: bibmap (cahkmyapiй); олтар, олтар, bibmap, хор; ikohocmac, дuяkohioh, протезис, nacmoфopiй; зaxpucmiя (cakpucmiя, зakpucmiя), дияконник, паламарня, паламарка; польск .: oltarz (sanktuarium), ikonostas; b. названия центральной части храма: русск .: неф, оратория, ораторюм; укр .: корабель (нава, неф, opamopiя, ораторюм); польск .: nawa, oratorium; c. названия западной части христианского храма: русск .: атриум, притвор, нартекс, вестибюлум, пронаос, трапеза, паперть, портикус, передхрамье; укр .: вестибюлум, ampiyм, пронаос, трапеза, пруст, паперть, nopmikyc, nepeдcihok, передхрам’я, бабинець, бабник; польск .: atrium, weranda; 8) названия помещений – жилищ священников и монахов: русск .: келья, келиица, кельица (келеица), молчальница, поповщина, плебания, резиденция, пасторат; укр .: nлeбahiя фара, приходство, балган, peзuдehцiя, пробоство, пасторат, keлiя, келиица, кельица (келеица), keлiйka (келенька), громадська (парихарна, napoxiяльha) хата, батющиний дbip; польск .: prezbiterium, plebania, parafia.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1900 году была образована Гродненская епархия, и храм стал кафедральным. Здесь на богослужении молился с семьей будущий святой страстотерпец Николай II, ранее храм посещал император Александр I. Софийский собор имел большое значение для православного Гродно, и даже центральная улица города была названа Соборной, потому что вела к собору (ныне это Советская улица). Одним из самых известных настоятелей храма был отец Иоанн Корчинский. Он был историком и написал огромное количество брошюр, посвященных нашим гродненским храмам. Отец Иоанн руководил достаточно известным и активным Софийским братством при соборе. Он вместе с братчиками три раза ездил на прием к императору Николаю II, подарил императору значок братства, и Николай II, которого мы чтим теперь в лике святых, стал одним из его членов, – рассказывает Александр. – Отец Иоанн вместе с другими священниками вел летопись Софийского собора, в которой собрано множество интересных исторических сюжетов. Она сохранилась до наших дней. До 1918 года отец Иоанн был монархистом, а затем стал сторонником белорусского национально-освободительного движения и белорусизации Церкви. Благодаря ему в 1918 году в Софийском соборе стали проводиться чтения Евангелия на белорусском языке – это чуть ли не первый факт использования белорусского языка в богослужении на территории Гродненщины. Во время Первой мировой войны причт собора и всё имущество были эвакуированы в Москву, – продолжает Александр. – Там же оказался и архив собора. Его метрические книги до сих пор хранятся в Москве. Во время войны православные службы в соборе не совершались, и в одном из приделов начали служить солдаты-католики. После войны православное духовенство вернулось в город. Но в связи с приходом польских войск Софийский собор захотели занять католики. Священники во главе с отцом Иоанном Корчинским пытались отстоять храм, направляли в министерство белорусских дел Литвы огромное количество писем. Но всё равно в конце 1919 года Софийский собор перешел к католикам, а отец Иоанн вынужден был уехать. С 1920 года Софийский собор стал гарнизонным костелом, – констатировал Александр. – Его, в основном, использовали польские солдаты, которые служили в Гродно. Храм снова перестроили: он получил готический вид и таким остался до своего разрушения. После начала Второй мировой войны храм пришел в запустение. В Гродно к тому времени было несколько действующих костелов, и Фара Витовта стала никому не нужна. Советская власть рассматривала несколько вариантов: сделать в ней кинотеатр, склад, оборудовать парашютную вышку в башне… Но 8 марта 1961 года Гродненский городской совет депутатов принял решение о сносе Фары Витовта.

http://sobory.ru/article/?object=36988

437 ...Авгарь, князь едесьскый... – Согласно сирийской версии легенды, главным действующим лицом является Авгар Уккама (Черный) – Авгар У бар Ману, один из 28 царей династии, правившей в Осроэне в период с 132 г. до н. э. по 242 г. н. э. Само имя значит «хромой» и встречается в арамейских надписях Пальмиры и Нераба. 438 ...от синяя проказы и раслабления неприязнина томимъ б. – Все поздние греческие версии легенды об Авгаре утверждают, что царь Эдессы безуспешно пытался вылечиться от проказы. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский сообщает, что Авгар страдал подагрой. 444 И приде Лука... – Основой внесения в славянские версии имени апостола Луки является предание о нем как о живописце. В раннехристианской литературе Лука известен как искусный врач ( Кол. 4:14 ), но уже начиная с VI в. засвидетельствована легенда о том, что он был и художником. Так, историк Феодор Анагност рассказывает о том, что императрица Евдокия прислала из Иерусалима образ Богоматери, выполненный евангелистом Лукой. Согласно сообщению Никифора Каллиста («Церковная история». VI, 16), Лука признается автором еще нескольких икон. 447 Литра – греч. λτρα. Мера веса, римский фунт, равный двенадцати унциям. Известно, что за икону греки дали мусульманам 200 пленных и 12 000 серебряных монет ( А. А. Васильев . Византия и арабы. СПб., 1902. С. 252). 448 И внидоша въ церковь Премудрости. Божия въ 16 день августа... – Образ прибыл в Константинополь 15 августа 944 г. и был внесен сперва во Влахернский храм. 16 августа он торжественной процессией во главе с сыновьями Романа Лакапина Стефаном и Константином, его зятем Константином Багрянородным и патриархом Феофилактом был перенесен в Софийский собор и оттуда во дворцовый храм Богородицы Фара ( А. А. Васильев . Византия и арабы. С. 255). Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 3: XI-XII века. - 1999. - 413 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сей Грамоте училище Киевобратское именовано только просто училищем или школами, а уже в Грамоте Царя Петра Алексеевича 1701 г. Сентября 26 названо Академиею и дано ей право самой и Киевскому Митрополиту судить студентов, а не Гражданскому Начальству 235 . С того времени Гетман Мазепа своим иждивением построил монастырскую каменную большую церковь и каменные школы, над коими в 1755 г. по плану Архитектора Шейдена Преосвященным Архиепископом Киевским Рафаилом Заборовским на сборные от вкладчиков деньги надстроен вторым этаж с колоннадою и к нему пристроена каменная Конгрегационная Благовещенская церковь . А в 1763 г. Преосвященный Митрополит Арсений Могилянский построил особую на берегу Днепра (где ныне Семинария) бурсу и помогал содержанию ее своим иждивением. В 1742 г. положено на сию Академию жалованье по 200 рублей из Малороссийского Войскового Казначейства, а в 1766 году по 500 рублей. Но поскольку всего сего было мало, то продолжались еще вышепомянутые способы содержания почти до 1786 г., в коем на Академию Высочайше повелено отпускать по 8400 рублей на год и с тех пор прекратились все испрашивания подаяний. Училищное в сей Академии Начальство от основания оной до 1700 г. состояло только из Ректора и учителей, а с 1700 г. установлены и училищные Префекты, коих должность сверх обучения Философии была и экономическая в содержании казенных учеников. Классов Академических ординарных было 6, Богословский, Философский, Реторический, Пиитический, высший, средний и низший Грамматические и аналогии, просто называвшаяся фара, упраздненная уже в 1771 г. Преосвященным Гавриилом Кременецким. Экстраодинарными при них считались классы языков, из коих Латинский был основным и общим во всех классах. Греческий заведен был с самого начала сего училища, как свидетельствует Сильвестр Коссов в Апологии оного. Но Иерусалимский Патриарх Паисий в Грамоте своей 1649 г. сему училищу данной, говорит, что здесь язык сей знали только отчасти. Польский язык был почти общенародным в Киеве: но при Митрополите Гаврииле Кременецком заведен и для оного класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Мандатор – 1) «вестник» или «посланник», один из низших византийских чиновных титулов и одновременно невысокая должность в военном или гражданском ведомстве; имел полицейские функции, служил в секретах логофетов, стратигов, доместиков; 2) адъютант, вестовой, тот, кто передавал приказы командующего соответствующими этническими языками. М. входил в каждое военное подразделение из нескольких сотен воинов. См.: фирор, диатрехонт. Мандий – просторная накидка из дорогих тканей, которую носили византийские императоры. Иногда украшалась разноцветными полосами под названием потамы (с греч. «потоки, реки»). Мандра – дословно с греч. «загон для скота, овец», в переносном значении – место подвижничества или монастырь. Мандилион (мандилий) – он же Спас Нерукотворный, важнейшая христианская святыня, льняной плат с отпечатком лица Спасителя – Иисуса Христа, или Нерукотворная икона. Согласно легендам, эта своеобразная икона-реликвия была исполнена на квадратной доске живописцем Хананом из Эдессы для правителя Эдессы, Авгара, по его заказу; согласно другой версии – сам Христос сделал отпечаток своего лица, утершись платом и отправив его Авгару. М. был найден в 544 г. в одной из крепостных башен во время безуспешной осады Эдессы персами. Именно ему приписывают чудесное спасение города. В 944 г. по приказу василевса Романа Лакапина М. был перенесен в новую константинопольскую церковь Спасителя (Христа Халкита) вблизи Халки, у ворот Большого императорского дворца на площади Августион, а затем перемещен в дворцовый храм Пресвятой Богоматери Фара. В 1247 г. вывезен во Францию, где находился в Париже в королевской капелле Сент-Шапель. Исчез в 1792 г. во время событий французской буржуазной революции. Маниак – царская диадема в виде золотого обруча или златотканой ленты, украшенной рядами жемчуга. Одевалась наклонно с темени на затылок, а не как венец – горизонтально. Маниакий – нашивное или металлическое оплечье, украшение придворной и царской одежды. См.: лор. Маникелы – наручи. Манихеи – последователи религиозного учения, синтезировавшего в себе многие элементы иудаизма, христианства, зороастризма и буддизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава передал мне трубку и шепнул: «Он Митрополит. Зовут его теперь Иоанн». Я поздоровался по-грузински и произнес заветное слово «макуртхе!», что значит «благословите».    Владыка благословил меня по русски. Голос его был спокойный и мягкий. Он спросил меня о цели моего приезда, почему я хочу встретиться с Предстоятелем Грузинской Церкви. Я объяснил ему. На всякий случай сказал, что получил благословение на написание книги о старце Симеоне у митрополита Кубанского Исидора. -        А вы уверены, что Святейший знал этого старца? -        Уверен. Он неоднократно посещал его, когда тот жил в Гудаутах. -        Хорошо. Я помогу вам. Только беда в том, что Святейший будет в Патриархии только в субботу. Его нет в городе. Он неважно себя чувствует, и нет гарантии, что он сможет вас принять. Давайте созвонимся в пятницу. Я поблагодарил владыку и передал трубку Славе. Они несколько минут поговорили по-грузински. Закончив разговор, Слава покачал головой: «Большим человеком стал. Но, судя по разговору остался таким же чутким добрым парнем». «Созвонимся в пятницу». Хорошенькое дело. А ведь еще только вторник. Да и в пятницу гарантии нет... В церковь Александра Невского Слава повез меня на своем видавшем виде автомобиле. Когда мы тронулись, бедно одетый старик перегородил нам путь. Слава вышел из машины. Оказалось, что правая фара выпала из своего гнезда и висела на проводах. Слава   втолкнул ее обратно и стукнул по ней кулаком. -        Надо чинить, - объявил он и мы тронулись. Чинить нужно было не только фару. Мотор подозрительно похрюкивал, а руль не только проворачивался, но и норовил остаться в крепких руках Святослава. Редкие прохожие, завидев за рулем Славу, кланялись и всячески выражали радость и почтение. Дело в том, что сотни тбилисцев обязаны Славе жизнью. Это не преувеличение, не метафора. Это, как говорится, медицинский факт. Слава — практикующий гомеопат. И когда в Тбилиси исчезло все, включая еду и медикаменты, он бесплатно лечил и кормил друзей и соседей. Но прежде всего он был талантливым химиком. И когда во в сей Грузии не оказалось бензина, он изготовил агрегат в котором стал из парафина делать бензол. Парафина были целые горы. Это был отход металлургического производства. Никто не знал, что с ним делать и как освободить от его завалов землю. На славином бензоле около двух лет двигалось все, что должно было поддерживать жизнеобеспечение столицы. К Славе приходили водители грузовиков, хлебовозок, молоковозок, авариек. Даже милиционеры просили у него чудо-горючку. Иной бы стал миллионером. Но он отдавал свой продукт бесплатно, а его помощники иногда выменивали на бензол еду. Слава эту еду раздавал нуждавшимся.

http://radonezh.ru/analytics/vesnoy-k-pa...

При обозрении обителей, основанных самим преподобным Евфимием и многочисленными учениками и подражателями его святой жизни, мы будем иметь повод обратиться к сказанию лично о каждом из них, а теперь сделаем исчисление обителей, бывших в пустыне Святого Града в эпоху ее духовного процветания, и определить местонахождение каждой из них, руководствуясь теми указаниями, которые встречаются у писателей того времени: блаженного Иоанна Мосха и Кирилла Скифопольского . Все обители, которые составляли так называемую пустыню Святого Града, лавры и киновии, по их местонахождению можно разделить на две группы: к первой относятся обители, расположенные в горной части пустыни, ко второй принадлежат обители в Иерихонской и Иорданской долине. В числе первых известны: 1) Лавра Фаранская, получившая свое название от близлежащего селения Фаран. Место этой обители указано в житии преподобного Евфимия следующими словами: «прииде (Евфимий) в лавру, нарицаемую Фара, отстоящую в расстоянии шести миль от Святого Града. 2) Лавра Сукка (по-сирски) или Ветхая лавра (по-гречески), развалины которой видны доселе близ Фекуи в Уади-Харитун. 3) Монастырь Феоктистов, названный так по имени друга и спостника Евфимиева, преподобного Феоктиста, бывшего первым начальником этого монастыря. Основан им же по выходе из лавры Фаранской, в той же пустыне Святого Града. Место монастыря Феоктистова доселе в точности не определено. Для отыскания его служит путеводною нитью следующее указание из жития преподобного Евфимия: явившись во сне сыну старшины сарацинского Аспевета Теребону, старец сказал: «я Евфимий и живу в восточной (стране) пустыне, при потоке, протекающем на южной стороне дороги, ведущей в Иерихон, в десяти милях от Иерусалима». Живших при этом потоке отшельников первые открыли лазарийские (вифанские) пастухи. Они и теперь служат лучшими проводниками для разыскания места древней обители, потому что развалины ее находятся доселе вблизи их пастбищ. В том же житии (преподобного Евфимия) расстояние Феоктистова монастыря от лавры Пр. Евфимия определяется пространством трех миль; он называется нижним по отношению к лавре Пр. Евфимия, конечно потому, что был построен на дне потока, а лавра среди возвышенной долины, на холме.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

737 П. Йонгги Чо следующим образом комментирует Мк.11:23 : «Рассказ о горе, перемещенной физически, лишь дополнительно подчеркивает возможности произнесенных слов. Если бы христиане узнали, какую силу могут высвобождать, когда говорят в вере, то использовали бы свои слова более эффективно» (Йонгги Чо Д. Четвертое измерение II. Томск, 2000. С. 162). Из сказанного недвусмысленно следует, что перемещение гор относится к действию произносимых слов, и способностью высвобождения чудотворной силы обладают сами верующие, то есть фактически управляют ей. 740 Консервативный пятидесятник Ч. Фара применительно к «позитивному исповеданию» пишет: «Просто не верно, что я всегда получаю то, что исповедую. Если бы это было правда, я был теперь самым выдающимся библейским учителем страны, миллионером, духовным правителем города ... чудотворцем. Неверно и обратное, что я никогда ничего не получаю от Бога по моей негативной исповеди. Часто я действительно ловлю себя на «отрицательной исповеди», но Бог по своему милосердию всё же дарит мне благо. При этом не всегда верно, что, если я сомневаюсь в своём исцелении, я всегда теряю его ... Бог ... не связан человеческими формулами» (Farah Ch. From the Pinnacle of the Temple. Plainfield, New Jersey, 1979. P. 119). 744 «Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину» (Новосёлов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. М., 2003. С. 308). 756 Новосёлов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. М., 2003. С. 301. 764 В большом объеме критический анализ «теологии процветания» представлен у Бюне , Макконнелла , Ханеграафа и Макартура . 766 Например, дух «вознесённого мастера Сен-Жермена» в декабре 2007 г. сообщил через контактёра: «Бедность – это ненависть к Матери», «Бедность НЕ является волей Бога и не предписана законами природы». Мать – женская ипостась Бога в учении «Фиолетового пламени» (Другие названия: «Вершинный Маяк», « Церковь Вселенская и Торжествующая», «Братство Хранителей пламени», «Шанграла»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

И так долгое время провинция западных саксов оставалась без епископа. Наконец Кенвалк, королевство которого жестоко страдало от нападений врагов, понял, что это неверие в свое время отняло у него власть, а вера в Христа ее вернула; он понял также, что провинция, лишенная епископа, тем самым лишается небесного покровительства. Поэтому он отправил послов в Галлию к Агильберту, прося у него прощения и умоляя вернуться в свое епископство. Но Агильберт отказался, заявив, что не может бросить свой собственный город и епископство. Однако он не отказал в помощи, о которой король просил так горячо, и послал туда епископом своего племянника, священника Леутера, объявив, что считает его достойным епископства. Леутер был с почетом принят королем и народом, которые просили Теодора, бывшего тогда архиепископом Дорувернской церкви , посвятить его в епископы. Так он был посвящен и много лет правил епископством гевиссеев с тщанием и умеренностью, всегда советуясь с синодом . VIII. Как Эрконберт, король Кента, велел уничтожить идолов; также о его дочери Эрконготе и родственнице Эдильберге, ставших невестами Христовыми. В год от воплощения Господа нашего 640–й король Кента Эдбальд покинул этот мир и передал кормило правления сыну Эрконберту, который со славой правил 24 года и несколько месяцев . Он был первым королем англов, приказавшим отказаться от идолов и уничтожить их во всем королевстве; он также своей властью велел соблюдать сорокадневный пост . Чтобы его приказы не нарушались, он ввел для ослушников суровые наказания. Его дочь Эрконгота, достойная отца, была девой великой добродетели и служила Господу в обители, основанной славной аббатиссой по имени Фара в стране франков, в месте, именуемом Бриге . В то время монастырей в землях англов было еще мало, и многие отправлялись в обители франков или галлов, чтобы стяжать благодать монашеской жизни, или же посылали своих дочерей обучаться там и готовиться к небесному браку. Больше всего их было в монастырях Бриге, Кале и Андилегум ; среди них были Сефрита, падчерица вышеупомянутого короля восточных англов Анны, и Эдильберга, собственная его дочь. Они обе, хоть и были чужестранками, сделались аббатиссами монастыря Бриге благодаря своим добродетелям. Старшей дочерью короля была Сексбурга, жена кентского короля Эрконберта, чья дочь Эрконгота заслуживает отдельного рассказа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Но по крайней мере опять же тот же исследователь синдолог Джованни Новелли говорит, что знаменитое перенесение в 944 году то, что мы почитаем, как перенесение нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь – это все-таки речь идет о погребальных пеленах, то есть непосредственно о Туринской плащанице. Но уже в 1201 году мы имеем совершенно четкое описание этой святыни, причем этой святыни, как давно находящейся в Константинополе. Это связано с личностью замечательного интеллигента, богослова, епископа – Николая Месарита, который некоторое время в том числе окормлял храм Фара у маяка – эта церковь с особым статусом, в ней часто служил император и в этом храме находилось очень много святынь, в том числе и святой терновый венец, копие и среди прочих погребальные пелены Господа. То есть у нас имеется уже к 1201 году достаточно четкое описание этой святыни. Более того, очень многие латинские путешественники в Константинополе до четвертого крестового похода, то есть до 1204 года бывали в Константинополе и часто видели, особенно в Страстную пятницу, как для поклонения вывешивался лик Господа, очень явно проявленный на ткани. Это в принципе, впоследствии, когда Туринскую плащаницу исследовали, на ней как раз обнаружили совершенно четкий след от перекладины, то есть она долгое время находилась в таком состоянии, как описывали паломники, которые видели образ Христа еще до четвертого крестового похода. Ну и разумеется во время четвертого крестового похода, когда варварски Константинополь был захвачен крестоносцами, разорен, эта святыня настолько была важна, что вообще ее стремились получить очень многие люди и в принципе в императорском дворце, там кругом Константинополь был отдан на разграбление, творились огромные безобразия, которые были описаны не только восточными, но и латинскими авторами в городе, но сам дворец и непосредственно те храмы, которые сохраняли большие святыни, они были взяты под охрану, непосредственно от тех людей, которые участвовали в крестовом походе.

http://academy.foma.ru/tag/pochitanie-sv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010