Сотрудники школы стали участвовать в раскопках, проводимых др. орг-циями: Венсан присоединился к экспедиции М. Паркера, исследовавшей город Давида и Силоамский туннель в Иерусалиме (1909-1911); Барруа работал на Арслан-Таше (Сирия), с 1928 г. возглавив раскопки и открыв наиболее важные из авориев (сейчас в Лувре); де Во участвовал в раскопках Овчей купели в Иерусалиме (с 1957). Особо следует выделить архитектурно-археологические исследования под рук. Венсана и др. в ц. Рождества в Вифлееме (1911), в Хевроне (Харам, 1920), в Иерусалиме (1912-1956) и в ц. Гроба Господня (1976). Важнейшие работы Б. и а. ш. провела в Айн-эд-Дуке (1919-1921), Бет-Гуврине (1921), Амуасе (1924-1925, 1935), Найрабе (Сирия) (1926-1927), Абу-Гоше (1944), Айн-эль-Мамудийе (1945-1946) и др. Большой вклад в развитие археологии Палестины внесли раскопки на Телль-эль-Фара (1946-1961, см. Фирца ), в Кумране и Вади-Мураббаате (1951, 1953-1956), на Телль-Кейсане (1971-1980), Хирбет-эс-Самре (1978-1989), Эль-Мафраке (1986) и в Аммане (с 1988, см. ст. Равва Аммонитская ). Первой крупной экспедицией Б. и а. ш. после второй мировой войны (1946-1961, под рук. де Во) на Телль-эль-Фара были открыты культурные слои от эпохи неолита до падения Израильского царства (VIII в. до Р. Х.). Работа была прервана из-за начала раскопок группы памятников в окрестностях Мёртвого м.: Хирбет-Кумрана (1951, 1953-1956), Айн-Фешхи (1958) и пещеры Вади-Мураббаат (1952), где были обнаружены новые документы, среди к-рых особый интерес представляют подлинные письма Бар Кохбы . В наст. время Б. и а. ш. вместе с ун-тами Лёвена и Фрайбурга работает над публикацией материалов об этих раскопках и принимает участие в проекте публикации рукописей Мёртвого м., где ее представляет эпиграфист Э. Пюш. Последним проектом де Во стало изучение взаимоотношений Леванта и Вост. Средиземноморья на примере материкового пригорода Акко Телль-Кейсана (1971-1980), находившегося под влиянием народов моря и жителей Кипра с эпохи поздней бронзы и остававшегося в культурном отношении финик. вплоть до рим. завоевания.

http://pravenc.ru/text/149127.html

Официально, подворье было передано Российской Федерации 28 декабря 2008 года. С февраля 2009 г. на Сергиевском подворье в Иерусалиме разместилось Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества — уполномоченный представитель в Израиле — П. В. Платонов, а также начались полномасштабные реставрационные работы. В Израиле действует Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (РДМ), начальником РДМ с 13 июля 2015 года назначен архимандрит Александр (Елисов). Святыни [ править править код ] БЕЙТ-ЛАХМ (ВИФЛЕЕМ) (Палестина) : Храм Рождества Христова (Вифлеем) : Церковь Николая Чудотворца (Бейт-Джала) : Лавра Саввы Освященного , закрыт для женщин. Мощи: Монастырь Феодосия Великого (Палестина) . Мощи: ЭЛЬ-ХАЛИЛЬ (ХЕВРОН) (Палестина) : гробница Махпела (принадлежит иудеям и мусульманам). Мощи и святыни: Монастырь Святой Троицы (Хеврон) (Русская Духовная Миссия): гробница прав. Руфи и Иессея (принадлежит иудеям). ХАЛЬХУЛЬ (ок. 7 км. к северу от Хеврона): БАНИ-НАИМ , близ Хеврона: Православная Фаранская Лавра ( Скит св. Харитона Исповедника (Вади Фара) ) (Палестина, к юго-западу от Иерихона). Мощи: Монастырь св. Георгия Хозевита (Вади Кельт) (Палестина, к юго-западу от Иерихона). Мощи: КИФЛ-ХАРЕС (Палестина, близ Сальфита): Мужской монастырь прп. Герасима Иорданского (православный мужской монастырь) (к северу от Иерихона). Мощи и иконы: Монастыри [ править править код ] Монастыри Палестины Лавра Саввы Освященного [ править править код ] Монастырь был основан преп. Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. Адрес: территория Западного берега реки Иордан, Иудейская пустыня, долина Кедрон Проезд: Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Пале...

Однако исследованиями Й. Хиршфельда 1981 г. было убедительно показано, что данная пещера никогда не использовалась людьми для жилья, а «Висячая пещера Харитона» помещается в нескольких десятках метров дальше к югу от Маджарат Харитун и именуется по-арабски Маджарат Мишмаш.     Все три лавры Харитона характеризуются общими чертами: во-первых, они располагались в крутых скальных отрогах, во-вторых, вблизи непересыхающих источников воды (Фаран – источник Эйн-Прат, Дука – источники Иерихона, Сукка – внушительная водяная цистерна римских времен и чудесным образом явленный по знаку Харитона источник в его «висячей пещере) и, в-третьих, в небольшой удаленности от населенных пунктов (Фаран – в 1 км на север от урочища Телль эль-Кабус, в двух километрах к западу от селения Фаран – Телль эл-Фара (или к востоку от того же селения по другой его идентификации – Хирбет Абу Мушшарах) и в 4 км на восток от деревни Аната; во всех урочищах, кроме Телль эль-Фара, археологически доказано существование сельских поселений в византийский период, Аната же еще и стоит на месте библейского Анатота (в синодальном переводе Анафофа) – родного города пророка Иеремии; Дука – в 2,5 км к западу от Иерихона, Сукка – в 4 км к востоку от Текоа (синод. – Фекуя)). Первая общая черта всех трех лавр, а именно расположение их в скалистых утесах, видимо, явилась следствием личных предпочтений Харитона. (Долгое время считалось, что такое топографическое расположение характерно для всех лавр Иудейской пустыни византийского периода, однако осуществленными на сегодня исследованиями показано, что из 18-ти обнаруженных лавр лишь десять располагаются в скалистых отрогах гор или скальных береговых утесах ущелий (три упомянутые лавры Харитона, четыре из пяти лавр, основание которых связано с именем Саввы Освященного – Великая лавра (Саввы Освященного) , Новая лавра, лавры аввы Фирмина и аввы Иеремии, а также Кельи Хозевита (Дир эль-Банат) к востоку от монастыря Георгия Хозевита , лавра Пиги (Источника) в урочище Эйн-Мабуа (Эйн эль-Фур, Эйн эль-Фавар) в потоке Прат (примерно посредине между Фаранской лаврой и монастырем Георгия Хозевита) и лавра, остатки которой обнаруживаются в урочище Халет эд-Данабийе в потоке Вади эль-Макух в северной части Иудейской пустыни), а остальные восемь – на относительно равнинной местности (лавра прп.

http://sobory.ru/article/?object=18570

2. ИАКОВ ВОЗВРАЩАЕТСЯ, Бытие 31:17–33:19 Иаков убежал от Лавана через Галаад (пунктирная и непрерывная синяя стрелка). Когда Лаван догнал его, они заключили союз, отразив его в названии региона – Галаад (Гал-эд, «груда свидетелей») и этого места – Мицпа («сторожевой столб», Быт. 31:46–50 ). Иаков, по-видимому, повернул на юг от каньона реки Иавок и перешёл реку вброд у холмов-близнецов, руин Тулул Дахаба («золотые холмы»). Между руинами этих холмов течёт река Иавок. В Маха- наиме («станы»), на южной стороне Иавока, Иаков видел Божьих ангелов. Там он узнал, что его брат Исав идёт навстречу ему, и с ним четыреста человек (красная стрелка). Иаков думал, что Исав вышёл, дабы воспрепятствовать его возвращению в Обетованную Землю, поэтому, чтобы задобрить брата, в качестве подарков послал ему стада. В ту ночь Иаков перешёл вброд реку Иавок, отправив семью вперёд ( Быт. 32:22–23 ). Оставшись один, он встретил «человека», который боролся с ним до рассвета. Иаков понимал, насколько отчаянным было его положение, и не отпускал «человека» (т.е. Бога), пока Тот не благословил его. Как итог этого поединка, Иаков получил новое имя – Израиль. Это событие, похоже, было для него наподобие обращения, поскольку теперь Иаков («хитрец») стал называться Израилем («правящий с Богом» или «Бог правит»). Он назвал это место Пенуэл («лицо Бога», Быт. 32:31 ). За время разлуки Иакова с Исавом в сердцах братьев произошли перемены. Раньше братья были в ссоре, но теперь между ними был мир. Божье благословение Иакова принесло пользу и его брату ( Быт. 33:11 ). Затем Исав вер нулся на гору Сеир, где его потомки впоследствии создали Едомское царство. Иаков остался у Сокхофа («шалаши»), где построил себе дом и шалаши для стад ( Быт. 33:17 ). Позже Иаков переселился в Сихем, в нагорной части Обетованной Земли. Самый удобный путь туда – через долину вади Фара, простирающуюся от Рифтовой долины до холмов близ Фирцы и Сихема. Большая часть вади Фары – широкая, плодородная долина, через которую открывается удобный путь в нагорную местность (впоследствии ставшую известной как Самария). В одном месте долина сужается не более чем на 50 метров в ширину. Именно этим маршрутом шёл Иаков. Этот важный маршрут, соединяющий Галаад с Самарией, использовался в более поздние периоды библейской истории (напр., 3Цар. 12:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

(27-13 гг.). Крах мечты И. В. о том, чтобы стать равным Хасмонеям через родство с ними, заставил его искать иные пути укрепления своего авторитета как среди евреев, так и у римлян. Он пытался добиться создания крепкой гос. системы, активно занимался строительством. «Строительная эйфория» продолжалась с 27 по 17 г. во всех частях его гос-ва и др. странах Средиземноморья. И. В. построил новые города (напр., Фазаилида севернее Иерихона), перестроил старые (Кесария Приморская, Антипатрида, Самария (Севастия)), повсюду возводил крепости, дворцы, храмы для имп. культа, которые отличались роскошью, но одновременно свидетельствовали о страхе И. В. за власть: цитадель Иерусалима с 3 мощными башнями - Фазаил, Гиппик и Мариамна; Гирканию, Иродион; Масаду (на зап. берегу Мёртвого м.); Кипрос над иродианским зимним дворцом около Иерихона; Александрион (Вади-Фара); Махерон (Михвар) на вост. берегу Мёртвого м. Нек-рые из них были построены еще при Хасмонеях, но при И. В. получили законченную форму. С 20/19 г. И. В. занимался реконструкцией Иерусалимского храма. Величие и красота этого комплекса подробно описаны Иосифом Флавием (Ibid. 11; Idem. De bell. V 5). Активное строительство способствовало тому, что изменилась репутация И. В., его перестали воспринимать как безумца, истребившего царский род, он превратился в мудрого властелина, ведущего страну к процветанию ( Idem. Antiq. XV 10. 5; 11. 1 и др.). И. В. пытался также наладить взаимоотношения с Римом. Принеся в 30 г. присягу Октавиану Августу, он оставался верен ей до конца жизни. Но именно в 27-13 гг. их общение носило наиболее активный характер. Иосиф Флавий утверждает, что И. В. был 2-м после Марка Агриппы наиболее близким человеком Октавиану. В политической системе Римской империи он имел статус «союзного царя» (rex socius), т. е. подчинялся непосредственно принцепсу и сенату, а не наместнику Сирии. В его обязанности входило предоставлять вспомогательные войска и охранять вост. и юж. границы от набатеев. Император значительно расширил территории царства И. В. (Ibid. 10. 3), с 22 по 18 г. в Риме учились Александр и Аристовул, сыновья И. В. от Мариамны (Ibid. 10. 1), в 15 г. в Иудею приезжал Марк Агриппа, к-рого Август назначил проконсулом в вост. провинциях ( Philo. Leg. Gai. 37; Ios. Flav. Antiq. XVI 2. 1), а в 14 г. И. В. ездил к нему в М. Азию (Ibid. 2. 2). Благодаря хорошим отношениям с Марком Агриппой И. В. удалось добиться значительного расширения прав евреев греческой диаспоры (подробно об этом см.: Kasher. 1985).

http://pravenc.ru/text/674087.html

Не беру на себя утверждать подлинности показанного места, но подробно опишу этот путь. В 9 часов утра мы выехали из Гефсимании, переехав поток Кедрский позади гробницы Пресвятой Богородицы. Через четверть часа, обогнув гору Мужей Галилейских и гору Елеонскую, открывается с высоты обширный вид на Мертвое море, от его начала почти до Енгеди и всю долину Иорданскую, замкнутую стеною гор Моавских. Этот вид обширнее того, который представляется с горы Елеонской. За сим начинается спуск по вади ес-Сулейм, а вправо тянется вади ел-Ход. В 9 ½ часов встречается колодезь, которого вода идет с горы Елеонской. Дорога идет вдоль каменистого вади ес-Сулейм. В 10 час. и 5 мин. это вади становится дичее и с хребтов его видна частица Иорданской долины. Этот путь по ребрам гор чрезвычайно труден для лошадей, так что мы часто принуждены были спешиваться. В 10 ч. и 20 м. опять открывается вид несколько больший на Иорданскую долину. Вправо открывается долина, на которой стоят развалины монастыря Мартирия. Высота, на которой мы находились, называется Аркуб ес-Сафа или ес-Цапфа. Тут видны следы древних построены из довольно больших камней, среди которых разбросаны частицы мозаических камешков. Посреди этих остатков построения находится глубокий колодезь древнего сооружения одетый внутри камнем. Не это ли место Ефрема 166 ? Впереди виден отсюда на горе хан Хадрур. Поэтому доселе наш путь представляется почти параллельным к пути из Иерусалима на Иордан. Без 5 минут 11 часов мы быстро повернули в вади Фара. Тут начинается труднейший и даже опасный подъем на высоты Джебель ел-Фара по обрывистым ее ребрам. И мы, и лошади были крайне утомлены: солнце хотя и декабрьское нас палило как летом. Без четверти в 1 2 часов опять открылся вид на часть Иорданской долины и мы начали спускаться. Крутизна этого спуска ужасная: мы не раз обрывались. Наконец в 12 часов и 40 минут мы достигли русла вади Фара и очутились внезапно в ущелье, среди нескольких смоковичных дерев у светлого источника, составляющего несколько бассейнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

84 Робинзон, на основании свидетельства Иосифа Флавия, что некто Симон, сын Гиора, герассеянин, расширил найденные им в долине Фаран пещеры для того, чтобы скрыть в них свои сокровища и добычу, и что этот Симон, как упоминается у Флавия в другом месте, жил вблизи Масады (нынешней ес-Себбе), у Мертвого моря, – заключает, что и долину Фаран (от φραγξ=ущелье) должно искать вблизи Масады. 85 Шик, в противоположность Тоблеру и Робинзону, помещает лавру Фаран в вади Фара, в северной части пустыни Иудейской. 86 Но этому последнему взгляду как бы противоречит свидетельство Кирилла Скифопольского , что лавра Фаран находилась на Иерихонской дороге, которая в настоящее время идет через вади ел-Хот, мимо умм-Расрас, хан ел-Хасрра, вади ер-Руман, ел-Гор и, оставляя в стороне хрибет Какн, пересекает поток ел-Кальт. 87 Шик, однако, устраняет это затруднение, ссылаясь на неоспоримое существование в древности другого пути, шедшего гораздо севернее через вади Фара; по этому пути проходил царь Давид, когда бежал от Авессалома к Иордану. 88 Архимандрит Леонид, описывая свою поездку к развалинам фаранской лавры, высказывает уверенность, что она была расположена в вади-Фара, горной и скалистой местности с немалым числом пещер. 89 Представление о внутреннем устройстве обители Св. Харитона дает нам усвоенное ей автором жития название лавры. Биограф Св. Харитона, очевидно, предполагал, что, употребляя такое название, он тем самым уясняет и образ жизни обитателей монастыря Св. Харитона. Действительно, со словом лавра, в IV-VI веках соединялось вполне определенное представление относительно жизни населяющих её подвижников. Лавра – слово древнегреческое и обозначает собственно улицу, проход, деревню, что указывает на внешнее расположение входящих в состав лавры, жилищ монахов; они, подобно домам в селениях, устраивались по обе стороны оставляемого посредине прохода. 90 По определению Свиды, лавра στεν κατοικα τν μοναχν; 91 теснота о которой говорит Свида, может быть понимаема и в буквальном и в переносном смысле: как жилища лавриотов, так и образ их жизни были слишком неприглядны и суровы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот город упоминается, вместе с другими местами, в Священном Писании только один раз, и находится в северной или восточной части удела Вениаминова, чему вполне удовлетворяет местоположение Хирбет Телль-эль-Фара» (Описание..., т. III, стр. 71-73). Говоря о Священном Писании, Герен имеет в виду следующие стихи из книги Иисуса Навина: «Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц, Беф-Арава, Цемараим и Вефиль, Аввим, Фара и Офра» (Иис. Нав. 18:21-23). Современные комментаторы еврейской Библии принимают эту идентификацию, хотя и без особого энтузиазма. Соответствует она и указанию Кирилла Скифопольского: «В 10-ти стадиях от Фаранской лавры, к востоку, есть селение, называемое Фаран, от которого, как я думаю, получила название и лавра» (Житие Евфимия, 79). Примерно такое расстояние и отделяет лавру от упомянутого Гереном урочища Телль эль-Фара. Проблема в том, что археологическими исследованиями существование в данном урочище поселения во времена Иисуса Навина подтверждается, что говорит в пользу догадки Герена, однако керамика византийского периода здесь не обнаруживается, что вступает в противоречие с известием Кирилла. По предположению Хиршфельда, Кирилл (или позднейший его переписчик) мог ошибиться в определении того, что от чего располагалось к востоку: селение от лавры или лавра от селения. Если верно второе, то следует полагать, что во времена Кирилла название Фаран носило селение, находившееся к западу от лавры, и здесь, примерно в двух километрах от монастыря (10 стадиев соответствуют 1840 м) действительно имеется урочище Хирбет Абу-Мушшарах, где византийская керамика в изобилии выявляется археологически. Однако в этом случае византийское селение Фаран и современное урочище Телль Эль-Фара оказываются разнесенными почти на 4 км, с самой лаврой на полпути между ними, что оставляет вопрос открытым.    Хотя Герен посетил развалины лавры ещё в 1863 г. и даже заметил, что пещеры когда-то могли служить убежищем отшельникам, он не отождествил урочище с Фаранской лаврой.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Вот пророк одевает себе на шею ярмо, какое носят непокорные рабы, и в таком виде разгуливает по городу. Так он показывает жителям Иерусалима, что всех их уведут в плен. Вот Господь отправляет его зарыть набедренную повязку в некое место – текст оригинала можно понять как указание на реку Евфрат, в тысяче километров от Иерусалима, а можно – как указание на небольшой поток Фара рядом с родным городом пророка, Антатотом. Через некоторое время он должен вернуться к набедренной повязке и убедиться, что она сгнила в сырой земле подле реки, пришла в полную негодность, как и развращенный народ. Этот народ и отправится в скором времени в изгнание на реку Евфрат, в чуждую землю Вавилонии. О чем идет речь, Евфрат или Фара названы в тексте? Странно было бы думать, что пророк дважды предпринял многодневное путешествие, чтобы закопать на речном берегу свое нижнее белье, а потом проверить его сохранность – тем более, что никто из израильтян там бы его не увидел. По всей видимости, речь всё-таки идет о вади (пересыхающем потоке) Фара. Но сходство двух географических названий не случайно: отправляясь к Фаре, Иеремия пророчествует о грядущем выселении народа на Евфрат. В языке оригинала от обоих этих названий образуется одна и та же наречная форма «к Евфрату/Фаре». Однако не все подобные поступки Иеремии предвещали беду. Когда войско вавилонян уже осаждало Иерусалим, Господь велел Иеремии купить поле, расположенное рядом с городом. Насколько безумным казался этот поступок, можно понять, если представить себе, как москвич покупает в ноябре 1941-го года дачный участок где-нибудь под Можайском. Какая дача, какой участок, когда враг захватил эту землю и вот-вот ворвется в город? Всё рушится! Но этот поступок ясно показывал жителям города: жизнь не кончается, всё вернется. Люди снова будут вспахивать поля и насаждать сады, они соберут следующий урожай сами, потому что эта земля останется за ними. Надежда пророка – Новый Завет Иеремии довелось увидеть самое страшное – свершение своих пророчеств. В начале шестого века до н.э. после изнурительной осады Иерусалим и Храм были разрушены, многие люди были убиты, а другие – уведены в плен в Вавилонию. Это означало не просто военное поражение, но крах всей истории Израиля. Ветхий Завет, то есть договор, заключенный между Богом и избранным Им народом, не состоялся, народ пришел к катастрофе. Бог наказал Свой народ за непокорство. Точка?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Утомленная трудным паломничеством, святая умерла в Иерусалиме 23 мая того же, 1167 г. Она просила, чтобы ее похоронили в Лавре Саввы Освященного. Но туда запрещен по Уставу доступ даже мертвым женщинам. «И отвечали тамошние иноки: есть рядом общежительный Феодосиев монастырь во имя Святой Богородицы, где лежат святые жены. Там и тебе надлежит быть погребенной». Двадцать лет спустя, когда Саладин изгнал крестоносцев из Иерусалима, русские иноки тоже ушли, унеся с собою на Русь мощи святой Евфросинии. Они были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 г. возвращены в Полоцк. Но место захоронения преподобной сохранялось и почиталось в Феодосиевой обители. Теперь оно находится под полом соборного храма, у одной из колонн. Айн-Фара В 10 км к северо-востоку от Иерусалима начинается Фаранское ущелье, впадающее затем в известное уже нам ущелье Вади Кельт. Айн-Фара означает в переводе «Мышиный источник». Трудно представить, как может соотноситься подобное название с мощным когда- то потоком Фара, проломившим себе путь в глубоком ущелье среди гигантских обломков скал. Теперь ложе потока совершенно высохло, так как вся вода отводится по трубам в Иерусалим. Здесь, в пустынном уединении, преподобный Харитон Исповедник в начале IV в. основал первую в Святой Земле Лавру. История ее возникновения связана с чудом Божиим. Преподобный Харитон, родом из города Иконии (нынешняя Турция), претерпел мученичество при императоре Аврелиане (274 г.), но остался жив и был отпущен из тюрьмы на свободу. Отсюда и его церковное именование Исповедник (т.е. исповедавший, засвидетельствовавший свою верность Христу и Церкви мученичеством, но оставшийся в живых). Он отправился на поклонение в Иерусалим, но был схвачен на пути разбойниками, которые отвели пленника в свою пещеру в Фаранском ущелье. Здесь и случилось чудо. Выползшая из-за камней змея отравила своим ядом вино в кувшине, и разбойники умерли в мучениях. Вторично избежавший смерти, Харитон решил остаться в этой пещере, посвятив свою жизнь иноческому безмолвию и молитве. Но уже вскоре молва о святом отшельнике собрала к нему учеников. Так возникла знаменитая впоследствии Лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010