3. Киновия Елпидия 496 . 4. Киновия Чужестранных 497 . 5. Лавра Копраты. В «Луге духовном» помещен рассказ о подвижнике, служившем прежде в войске драконарием (военный чиновник); во время войны с мавританами он спасся от неминуемой смерти призыванием имени Господа Иисуса Христа и св. Феклы 498 . Лавра эта находилась в долине Иорданской. 6. Лавра Фара лежала к югу от Палестины, в начинающейся тут Аравийской пустыне, близ местечка Фары 499 , южнее потока Тавафы, на котором находилась лавра Илариона Вели- кого. В VI веке в лавре Фара был великий подвижник Сила. Он удостоился видеть великую подражательницу преподобной Марии Египетской – дивную пустынницу, спасавшуюся в той же Аравийской пустыне. Дочь епарха цареградского, избегая замужества и решившись посвятить себя Богу, она скрылась в эту пустыню и 28 лет пробыла в ней, не видя ни одного человека, ведомая одному Господу. Преподобный Сила был первым человеком, которого она увидела и с которым беседовала по прошествии столь долгого времени 500 . 7. Лавра преподобного Иулиана. Она находилась на расстоянии 28 верст от лавры Каламонской. В ней славился в VI веке высотою духовной жизни и даром чудес ее игумен – Иулиан Столпник. Иулиан знал в лавре Каламонской подвижника Кириака, который был старцем, великим пред Богом, по сказанию «Духовного луга», и имел с этим старцем духовное общение. Однажды, посылая Кириаку приветствие, Иулиан послал ему при этом вретище с тремя горячими углями. Каламонский старец, приняв приветствие и угли, которые еще не потухли, отослал их обратно к Иулиану, налив еще во вретище воды и крепко завязав его 501 . 8. Монастырь Георгия близ Вифлеема 502 . 9. Монастырь апостола Матфея 503 . 10. Монастырь в Рамле 504 . 11. Монастырь в Иоппии 505 . 12. Монастырь Фасилидский. Находился в Фасилиде, к северу от горы Сорокадневной 506 . 13. Монастырь в окрестностях Хеврона 507 . 14. Монастырь на Фаворе. Он существовал еще в VIII веке. В последнее время открыты были основания двух древних храмов: одного IV или V века, другого времени крестоносцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гродно. Собор Софии, Премудрости Божией. Фара Витовта /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Фара Витовта - от немецкого слова pharre (приход) - небольшой деревянный костел, построенный в 1389 г. по личному распоряжению Витовта, великого князя Литовского. Храм освятили в честь Успения Матери Божьей. Почти век спустя великий князь Александр обновил костел, а в 1551 г. храм был капитально отремонтирован. Король Стефан Баторий называл храм «прекраснейшим костелом земель Великого княжества Литовского» и неоднократно сетовал на то, что костел деревянный. Вскоре по его распоряжению началось возведение каменного храма в стиле «ренессанс». В соответствии с проектом архитектора Санти Гуччи, фасад храма формировала четырехъярусная башня-колокольня, которая завершалась фигурным куполом. Возводился храм под началом мастера Антонио де Гротто. В 1586 г. строительство было успешно завершено. Однако дальнейшая судьба Фары Витовта складывалась не столь удачно. Многочисленные пожары неоднократно серьезно повреждали храм, а пожар 1793 г. практически стер костел с лица города. Долгое время полуразрушенное здание пустовало, и в 1804 г. было решено передать его православным верующим по причине полного отсутствия в Гродно православных храмов. Средства на восстановление храма были выделены государственным казначейством. Сумма по тем временам огромная — 18 341 рубль. Работы велись почти три года. С южной стороны церкви была сделана небольшая пристройка с престолом, освященным во имя Николая Чудотворца. Храм освятили 7 августа 1807 г. во имя Софии, Премудрости Божьей. По размерам он стал самым большим храмом на землях Беларуси. Незадолго до вступления в Гродно наполеоновских войск храм посетил российский император Александр I, прибывший в город с проверкой готовности армии. Но в мае 1892 г. по невыясненной причине собор снова едва не сгорел. Пожар начался предположительно на колокольне, затем перекинулся на крышу. Стропила упали, пробив в потолке огромную дыру, рухнули деревянные элементы колокольни, а следом — и четыре колокола. Два больших, как выяснилось позже, были повреждены, малые уцелели. Не пощадил огонь и иконостас. Пожар, начавшийся около часу ночи, потушили лишь к шести часам вечера. Кое-что из имущества спасти все же удалось. К тому же придельный храм св. Николая почти не пострадал. Вскоре после косметического ремонта он был вновь освящен. Здесь же долгие три года и проводились службы, пока решался вопрос о восстановлении основного храма.

http://sobory.ru/article/?object=36988

Последним выражением называет он евхаристическую Вечерю, которая совершалась в память смерти Спасителя, и по данному Им установлению. 287 Переписи это не следует смешивать с первой, которая была во время Рождества Христова; эта же была после. Иосиф Флавий повествует, что Иуда Галилеянин стал тогда во главе возмущения народного. Он упоминает о многих из таких возмущений, а также повествует и про возмущение Феуды при правлении Куспия Фада. Но Феуду этого не должно смешивать с Февдой, возмущение которого, как говорил Гамалиил, было прежде возмущения Иуды Галилиянена. 291 Так называли Израильтян, которые пленены были Римлянами при Помпее и впоследствии освобождены. Они или потомки их возвратились в Иерусалим, где и составили синагогу так называемых либертинцев, или освобожденных. Елленисты из Киринеи, Александрии, Киликии и Асии имели свои собственные синагоги. По самому имени Стефана должно предполагать, что он был еврей елленист. 293 Напрасно некоторые из экзегетов видели здесь противоречие с книгой Бытия, где сказано, что Фара, отец Авраама, направил путь свой в страну Ханаанскую и остановился в Харране, где и умер; за тем Моисей повествует, что Бог сказал Аврааму: Выйди из земли твоей и проч., не говоря, однако, что повеление это дано было ему после пребывания в Харране. Оно дано было ему прежде, как сказано в книге Деяний и согласуется с книгой Бытия, где положительно сказано, что Фара направился из Халдеи в Харран по пути в землю Ханаанскую. Следовательно, Авраам, получив повеление Божие, отправился вместе с отцом своим, а по смерти его, только продолжал путь свой в Ханаан, взявши с собою и кости отца. 301 В православном учении о таинствах незаметно той теории, которую писатели оспаривали, и по которой, благодать сообщается неизбежно, как бы магически посредством внешнего священнодействия или чрез совершение оного служителем Церкви, и которое писатели эти сравнивали с влиянием магнетизма. Теория, о которой упоминают эти писатели, опирается только на некоторые выражения западных схоластиков, выражения, смысл которых они худо поняли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Чтобы иметь богов всегда на виду, чувственный человек начал делать кумиры, или изображения своих чтилищ из камня, дерева, металла. К этим изображениям присоединились домашние изваяния, которые представляли родных и милых сердцу людей, похищенных смертью , и статуи властителей, которые посылаемы были в отдаленнейшие пределы, где расточались пред ними божеские почести 10 . Мысль, что боги соединены со своими изображениями и живут в них, породила несметное количество идолов. Открылось обширное поле для Фантазии художников, которые своим искусством усилили суеверие 11 . Приближая к себе богов в их изображениях, идолослужители верили, что и боги стараются приблизиться к ним и сообщают свою волю людям посредством оракулов, которыми всегда бывали жрецы или жрицы, нередко подверженные эпилептическим припадкам, и даже припадкам беснования, или приходившие в исступленное состояние искусственным образом. Установлены были празднества, во время которых давали волю страстям; придуманы таинства, чтобы скрыть в них то, что было самого гнусного в пороке 12 . Завелись прорицатели, чревовещатели, волхвы, вызыватели мертвых. Тьма язычества густела над родом человеческим; суеверие идолопоклонства привилось и к благословенному племени Сима, так что сын Нахоров, Фара, уже служил идолам 13 . Нужно было обновить Церковь . III. Происхождение и образование избранного народа Божия, и его Патриархи 1. Авраам Для обновления Церкви и для сохранения в ней истинного Богопознания, Божиих обетований и заветов был избран Промыслом Божиим младший сын Фары, Аврам. Быт. 11:26–28 Фара со своим семейством жил в соседстве с Армениею, между Евфратом и верховьями Тигра, в Уре Халдейском. Он имел трех сыновей – Арана, Нахора и Аврама. Старший сын, Аран, умер в молодости, еще при жизни отца, оставивши после себя сына, Лота. Быт. 11:31–12:6 Авраму было 75 лет, когда Господь сказал ему: «поди из земли твоей, с родины твоей, из дому отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, облагодетельствую тебя, сделаю славным имя твое, и ты будешь виновником и образцом благословения для многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Император, кончив этот прием, дает распоряжение препозиту, а тот церемониймейстеру, готовить к приему придворных чинов всех классов и, выйдя в лавсикий, раздает им полученные кресты, соответственно их служебному положению, после чего все чиновники отправляются в хрисотриклин, размещаясь там на указанных им местах. Император, окончив раздачу крестов, шествует в хрисотриклин. Его встречает выходящая ему на встречу из храма богоматери Фара литания, совершаемая придворным духовенством этого храма, с пением тропаря «Общее воскресение». Царю подается литийная свеча, и зажигают свечи все присутствующие во дворце и, держа в руках кресты и ваия, устанавливаются в порядке для следования за духовенством и императором. Литания совершается внутри дворца по дворцовым храмам, по принятому чину, с заходом императора в храм богоматери в Дафне для возжжения свечи и каждения в алтаре, и в скевофилакии пред тремя крестами с древом господним, и в храм св. Стефана, и снова возвращается в тронный зал, где совершается праздничная литания с чтением евангелия и с произнесением литийной ектении. По окончании ее император распускает чиновников низших рангов и с высшими приближенными чинами идет на литургию в храм богоматери Фара. С этою интимною свитою император, по окончании литургии, и садился в этот день за свою «честную» трапезу. Таким образом византийский император, вознесенный судьбою на престол могущественного царства, упоенный своею властию, пред которой вся и все падали ниц, дорожа своим престижем, не хотел снизойти с той высоты, на которой он стоял, и занять второе место, хотя бы и на один день или несколько часов уступив главе православной церкви – патриарху первенство и внимание своих подданных, несомненно, с живым интересом относившихся к этому редкому величественному зрелищу. Император византийский в данном случае изобразил из себя узника во дворце и правителя равнодушного к тому, чем жила его столица, и как билось сердце его подданных. Но жизнь нередко, наперекор всем самым предусмотрительным расчетам, создает такие коллизии, избежать которых нет никакой возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В Кунсупе два села с двумя неукрашенными церквами, два священника, семейств 80. В других деревнях православные живут вместе с магометанами. Их считается 30 семейств. Итак, в Лаодикийской епархии церквей 17, семей 975, душ 4875. Преосвященный Артемий святительствует в Лаодикии с 1834 года. В этом году ансарии (сирийское племя), восставшие против египетского паши Ибрагима, и солдаты сего паши ограбили его дочиста и похитили у него 62 000 пиастров. Но паша этот возвратил ему только 1500 пиастров, тогда как некоему русскому иеромонаху Гавриилу, в то же время ограбленному, возвратил 72 000 пиастров, по настоянию нашего генерального консула в Египте. Близ Лаодикии англичане построили фабрику для выделки шелка и для этой работы нанимали православных женщин и девиц. Но Артемий отклонил этих тружениц и теперь на фабрике работают одни мужчины православные. Англичане по этому случаю затеяли тяжбу с ним; пока еще не кончена. Лаодикия зависит от паши бейрутского. Из морской пристани сего города вывозятся курительный табак, пшеница, ячмень и сусамово масло. Наш генеральный консул Сирии имеет там своего агента, некоего Илиаса, араба зажиточного. Архиепископ Артемий был так внимателен ко мне, что, благословив меня, тотчас потребовал из Георгиевской церкви словущее Евангелие Киновиарха. Когда принесли к нам эту рукопись, я не теряя ни минуты, занялся рассмотрением её. Она написана на пергамине in 4° majori [в четвертую долю], в два столбца, в каждом столбце 27 строк. К нему присоединен современный месяцеслов с евангельскими чтениями в большие праздники. А на этих чтениях, над строками, между ними и под ними, начертаны красные знаки для чтения евангелий нараспев. Вот эти знаки: и проч. А вот одна из заглавных букв и почерк рукописи. Рис. 33. Снимки с рукописи Евангелия. В начале её начертана монограмма, которая читается так: ΘΑΡΥ το κοινοβιρχου, т. е. Фара Киновиарха. Так как близ Лаодикии существовал Георгиевский монастырь, прозываемый Фара, от которого остались развалины, едва видные, то сдается, что рассматриваемое Евангелие принадлежало отцу Фаре Киновиарху, или основателю, или возобновителю сего общежительного монастыря [после погрома арабо-магометанского], и что именем его называлась эта обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

святыня была перенесена в ц. Богородицы Фара). В дальнейшем святыни из В. приобретали для К-поля особое значение всякий раз, когда столице угрожала опасность. В 717 г., во время осады К-поля арабами, совершались молебны Богородице Влахернской о защите города. В 821 (или в 822) г., когда войско Фомы Славянина - предводителя антиправительственного восстания в Анатолии - подходило к К-полю, имп. Михаил II и его сын Феофил взяли ризу Богородицы и частицу Животворящего Древа Креста Господня и торжественно обнесли их вокруг стен столицы. В 860 г., во время нападения на К-поль флота русов, свт. Фотий погружал мафорий Пресв. Богородицы в море, чтобы избавить город от опасности. 9 сент. 923 г., во время стояния под К-полем войска царя Симеона Болгарского, во Влахернском храме состоялась встреча Симеона и имп. Романа I Лакапина, на к-рой было заключено перемирие между Болгарией и Византией. Парадные шествия и военные торжества - триумфы, как правило, проходили рядом с храмом, возле него останавливались процессии, в храме устраивались благодарственные молебны. 16 авг. 944 г. из Эдессы в К-поль были привезены и выставлены в храме Нерукотворный образ Спасителя (Мандилион) и письмо Христа к царю Эдессы Авгарю (позднее перенесены в собор Св. Софии и затем в ц. Богородицы Фара) ( Theoph. Contin. P. 160; Const. Porphyr. Narratio de imagine edessena//PG. 113. Col. 449; Cedrenus G. Ibid. T. 2. P. 314). В 1030/31 г. при ремонте церкви в ее стене была обнаружена икона с изображением Богородицы и Младенца Христа, т. н. Влахернская икона Божией Матери (см. разд. наст. ст. «Иконы Божией Матери церкви Богородицы во Влахернах»). Храм известен как место убежища от репрессий властей при различных беспорядках и в периоды острой политической борьбы. В 711 г. в нем пытался укрыться сын имп. Юстиниана II Тиверий со своей бабкой, но по приказу имп. Филиппика был силой выведен из храма и казнен. Имп. Феофано, низложенная Львом VI, пребывала здесь с 892 г. до своей смерти в нояб. 893 г. В 1040 г. в храме состоялась церемония усыновления имп.

http://pravenc.ru/text/ВЛАХЕРНЫ.html

12. Был один медник по имени Андрей, который держал при себе рыжего слепого пса, творившего чудеса: ибо когда при скоплении народа он тайком от пса собирал перстни стоявших: золотые, серебряные и железные, и клал их на землю, присыпав пылью, а потом приказывал псу, тот брал и отдавал каждому его собственный. Подобным же образом и монеты разных императоров, перемешанные, тот раздавал по именам. Также среди стоявших рядом мужчин и женщин он указывал на беременных, блудников, прелюбодеев, милостивых и скупых: всё это он показывал верно, отчего и говорили, что у него Пифонов дух 643 . 13. Этот император (основывает и храм Пресвятой Богородицы в Пиги) 644 ; построил он великое множество чудесных церквей и городов и пятипролетный мост через Сангарий: это описал историк Прокопий в восьми книгах. 14. В конце своего [правления] он ввел учение о тленном и нетленном, чуждое Божию благочестию, и скончался, поставив императором Юстина, своего племянника, который тогда был куропалатом. (Тело его было положено в храме святых Апостолов с севера, в вифинском саркофаге. А его жена Феодора скончалась раньше. Архиерейскую честь при нем получил первым Иоанн, вторым – Епифаний, третьим – Мина, четвертым – Евтихий, а после него – снова Иоанн.) 645 15. Гелимер, убегая от Велисария, бежал на неприступную гору в стране маврусиев. Они не выращивают ни хлеб, ни вино, ни оливковое масло но, как неразумные животные, питаются сырым ячменем и полбой. И вот пишет Гелимер Фаре, которого Велисарий оставил сторожить его, чтобы тот прислал ему хлеба, губку и кифару. А Фара недоумевал об этом, пока принесший письмо не сказал, что «хлеба он просит, потому что хочет поесть его и увидеть, губку – из-за слез и неумытости, чтобы привести в порядок свои глаза, а кифару – чтобы воспеть свои несчастья». Услышав это, Фара расстроился и, посмеявшись над человеческой судьбой, послал всё, в чем тот нуждался 646 . 16. Когда Хосрой Персидский 647 разорял весь Восток, Юстиниан, забрав Велисария с Запада, сделал его стратигом Востока и послал против персов. А тот, вооружившись и отправившись с войском на персов, настолько поразил послов Дария 648 своим вооружением и войском, явившись им якобы выехавшим на охоту, что, придя к Хосрою, они убедили его заключить договор с ромеями. Настолько Велисарий удивил тогда персов и ромеев, что прославился даже больше, чем когда 649 привел в Византий пленными двух царей, Гелимера и Виттигиса 650 . И вот, обвиненный после этого в том, что злоумышляет на императора Юстиниана, он умирает в скорби, лишенный всего своего состояния. 105. Юстин [II]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Легенда о связи Л. с раскольниками, а также об учебе в Выголексинском общежительстве восходит к фразе в т. н. академической биографии (1784), написанной М. И. Верёвкиным («На тринадцатом году младый его разум уловлен был раскольниками, так называемого толка беспоповщины; держался оного два года, но скоро познал, что заблуждает»), но больше ничем не подтверждается. Все известные высказывания Л. о старообрядчестве резко отрицательны; среди его планов 1761 г. значилась тема для ст. «Истребление раскола». Сведения об учебе Л. в «словесном училище» при Холмогорском архиерейском доме, сообщенные М. Н. Муравьёвым в 1770-1771 гг. со слов куростровцев, также не подтверждаются. Осенью 1730 г. отец Л. решил женить его на дочери «неподлого человека», но тот «жениться не похотел, притворил себе болезнь», вероятно тогда же решив уйти из дома. 9 дек. 1730 г., выправив паспорт в Холмогорской канцелярии, без ведома отца Л. отправился в Антониев Сийский во имя Св. Троицы монастырь , где в качестве трудника проживал его дядя Иван Дорофеевич. В обители Л. исполнял обязанности псаломщика. В нач. янв. 1731 г. с рыбным обозом пришел в Москву и подал прошение о принятии в Славяно-латинскую академию, назвавшись дворянским сыном (по указу Синода от 7 июня 1728 принимать в академию крестьянских детей запрещалось). 15 янв. 1731 г., после экзамена у ректора игум. Германа (Концевича; впосл. архиепископ Архангелогородский; † 1735), Л. как не знающий латыни был зачислен в 1-й нижний класс («фара»). К июлю 1732 г. успешно окончил все 4 нижних класса, научившись латыни, и перешел в 1-й средний класс («пиитика»), где учителем был иером. Феофилакт (Кветницкий), автор учебного пособия (1732). Под его руководством Л. изучал лат. и «славенороссийскую» поэзию. В июле 1733 г. перешел в средний класс («риторика»), где занимался под рук. иером. Порфирия (Крайского ; впосл. епископ Белгородский). Самостоятельно изучил греч. язык. 30 авг. 1734 г. по указу канцелярии Московского синодального правления ректор академии архим.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

Особенно углубленно занимался историей Боспора, принимал участие в раскопках античного города Китей в восточном Крыму. Болландисты – см.: агиография, Acta Sanctorum. Большой императорский дворец – другое название Священный дворец. Огромный ассиметричный комплекс зданий (около 100 000 кв. м или больше) в юго-восточной части Константинополя, на берегу Босфора и Пропонтиды, между храмом Св. Софии, Ипподромом, Вуколеоном и морскими стенами. Начал создаваться с IV в. Константином Великим , особенно активно достраивался при Юстиниане I, Феофиле, Василии I. Им пользовались до 1204 г. и в течение короткого периода после 1261 г. Но уже с конца XI в. роль главной царской резиденции перешла к императорскому дворцу в северо-западной части столицы – во Влахернах. Б. и. д. включал парадные вестибюли (Халки, Скила), массу зданий с нескончаемой анфиладой залов, палат, покоев – триклиниев, кувикл, столовых, а также храмы, часовни, сады – кипии, оранжерею (Анадендрадий), скрытые и открытые цистерны для воды, дорожки, галереи, веранды, караульные помещения, даже три тюрьмы (Халки, Нумера, Фиала) и Циканистирий – просторный ипподром для верховой игры в циканион (поло). Комнины еще временами перебирались жить из Влахерн в Б. и. д., но в XIV в. он окончательно обветшал и лишь изредка по традиции использовался для коротких остановок в ходе церемониальных действий. Ныне фасад дворца, выходящий с сторону моря, часть дворца Вуколеон все еще стоят, так же как и стена, идущая на север от приморской стены со стороны башни маяка. См.: Месокипий, Новая Церковь , Орологий (2), Онопод, Панфей, Портик августея, Сигма, Триклин Магнавры, Соломонов трон, Хрисотриклин, Триклин Августея, Триклин 19 Акувитов, Триклин Кандидатов, Триклин Схол, Триклин Экскувитов, Триклин Юстинина, Триконх, Типетон, Гормизда, Храм Пресвятой Богоматери Фара, Церковь Господа. Боспор – название фракийского происхождения, которое дословно с греч. означает «коровий брод». Существовали: 1) Фракийский Б. – пролив между Европой и Азией (современный Босфор); византийцы называли его просто Стенон, то есть «Узкий [пролив]»; 2) Киммерийский Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010