По составленному проекту к тра­пезной части Покровского храма в 1834-1839 гг. была пристроена каменная трёхъярусная колокольня. Выполненная в строгом классическом стиле, она украсила храм, сделав его одной из архитектурных доминант «нижней» ча­сти Липецка. Прямоугольные в плане первый и второй ярусы колокольни были украшены полуколоннами, тре­тий ярус — пилястрами, обрамлявши­ми звоны. Низкий круглый в плане чет­вёртый ярус с небольшими круглыми окнами был перекрыт куполом и увен­чан высоким шпилем. Высота коло­кольни с крестом составляла 25,5 саже­ни. На колокольне располагалось семь колоколов, самый большой из которых весом 184 пуда 10 фунтов, отлитый в 1842 г., второй — 50 пудов 3 фунта, от­литый в 1882 г., третий — 25 пудов, от­литый в 1859 г., четвертый — 10 пудов, отлитый в 1774 г. Окончательный свой вид Покров­ская церковь приняла в 1900 г., когда к ней были пристроены два тамбура для боковых дверей. С историей Покровской церкви связан один из редких в дореволюци­онное время случаев святотатства по отношению к храму. В ночь на 11 августа 1908 г. некий житель Липецка за­брался в Покровскую церковь и пытался ограбить её ризницу. При попытке задержать преступника прибывшими полицейскими он был ранен и осквер­нил своей кровью святой престол лево­го придельного алтаря. Поэтому было принято решение о полном повторном освящении придела, которое и состоя­лось 28 октября того же года. Главной святыней Покровского храма считались местночтимая Владимирская икона Божией Матери в дорогой сребропозолоченной ризе, а также Евангелия, изданные в 1691, 1763 и 1796 гг. Евангелие 1796 г. было обложе­но позолоченным серебром и осыпано стразовыми камнями, Евангелие 1763 г. украшено серебряными накладками. В 1846 г. прихожанка Покровского храма Мария Петровна Неверова пожертвовала более 557 руб. для устройства серебряной ризы на почитаемую верующими икону Божией Матери «Всех скорбящих радость». В начале XX в. в ризнице храма бы­ло несколько ценных предметов церковной утвари — три серебряных напрестольных креста, три серебряных потира, 2 серебряных ковшика, сереб­ряные дарохранительницы — 1 большая и 2 малых, ковчег серебряный с эмалью, кадило серебряное.

http://sobory.ru/article/?object=36621

Приблизительно с 1932 г. его занятия светской живописью (пейзажи с видами парижских окраин, зарисовки старинных церквей, цикл акварельных иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Нос», декоративное панно, выполненное совместно с Гончаровой, и др.) стали перемежаться с обращением к церковному искусству: Круг брал уроки по технологии иконописи у П. А. Фёдорова, пользовался советами и указаниями инокини Иоанны (Ю. Н. Рейтлингер). С 1933 г. он - активный член правосл. братства свт. Фотия в Париже, возглавлявшегося В. Н. Лосским. Члены братства распространяли Православие на Западе, разрабатывали богословские проблемы, в т. ч. богословия правосл. образа. В 1934 г. Круг вступил в парижское об-во «Икона», объединившее художников-иконописцев рус. эмиграции и исследователей в этой области. В 1935 г. при участии Успенского осуществил основные художественные работы в церкви Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже. В 1937 (Le Pere Grégoire. Р. 38) или в 1938 г. (ГРМ. СР. Ф. 133. Д. 457) совместно с Успенским расписал Покровскую часовню на «русской ферме» в Грорувре (не сохр., иконостас и росписи известны по фотографиям: Арх. Л. А. Успенского. Оп. 5. Д. 1-28). В годы оккупации Парижа Круг пережил острый душевный и творческий кризис. По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при ц. Св. Троицы, нес послушание псаломщика и певца. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц, в 1945-1946 гг., приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 г. от настоятеля ванвской церкви и своего духовного о. Сергия (Шевича) принял монашеский постриг с именем Григорий (в честь прп. Григория Киево-Печерского иконописца) и вскоре перешел на жительство в Свято-Духовский скит в Ле-Мениль-Сен-Дени, в к-ром пребывал до кончины. Расцвет «исключительного иконописного таланта» Г. в этот период связан с «всецелым включением этого таланта в его монашеское призвание» (Le Реге Grégoire. Р. 39). Наряду с богослужением иконопись стала смыслом и содержанием его жизни и формой молитвы. Тогда Г. были созданы наиболее значительные работы: иконостасы ц. Св. Троицы в Ванве (нач. 50-х гг. XX в.; 1955-1956), ц. Св. Духа (в доме Н. А. Бердяева) в Кламаре (1-я пол. 50-х гг. XX в.); 2-й иконостас и настенные росписи перестроенной церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1959-1961; в соавторстве с Успенским); иконостасы ц. прп. Серафима Саровского в Монжероне (1960-1962) и ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Нуази-ле-Гран (нач. 60-х гг. XX в.; 1964-1965; в наст. время перенесена в собор Знаменского мон-ря, Марсена); иконостас и росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Муазне (1964-1966). К позднему периоду творчества Г. относятся недатированные иконостасы, предназначавшиеся для правосл. монашеской общины в Авероне (ныне в ц. св. Марии Магдалины в Гааге, Нидерланды, и в домовой церкви рус. детского лагеря в Отвиль-сюр-Мер).

http://lib.cerkov.ru/authors/282

На богослужении вместе с многочисленными прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница Покровского монастыря (село Лукино Богородского района) игумения Гавриила (Суханова), настоятельница выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского монастыря (село Абабково Павловского района) игумения Никона (Желякова), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря (деревня Быдреевка Семеновского района) игумения Иулиания (Петрова), настоятельница архиерейского подворья арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), насельница Свято-Троицкого Островоезерского монастыря (город Ворсма Павловского района) монахиня Серафима (Беляева), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), педагоги и учащиеся Арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На богослужении пел сводный хор под руководством регента Киры Молевой. В его состав вошли хоры нижегородского Александро-Невского кафедрального собора и Воскресенского кафедрального собора Арзамаса. В храме находились волонтеры Нижегородской епархии, которые оказывали помощь в проведении торжеств. После Литургии икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» была перенесена крестным ходом к месту своего постоянного пребывания — в церковь в честь Святого Духа. Хоругви во время крестного хода несли участники арзамасского военно-патриотического клуба «Горлица», представители арзамасского казачества, спортивно-патриотического клуба «Союз», слушатели школы трезвости города Арзамаса. У церковной ограды к сонму архиереев обратилась монахиня Феогноста. Она поблагодарила главу Нижегородской митрополии за пастырское попечение об Алексеевской обители и преподнесла ему заздравную просфору, четки и икону святителя Спиридона Тримифунтского. Четки и просфоры получили и другие архипастыри.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5460175...

Колокольня при церкви каменная, построена в 1809 году, одновременно с холодной церковию. Из священных предметов в церкви заслуживают особенное внимание следующие: серебряный крест с частицами св. мощей угодников Божиих: прор. Даниила, безсребр. Козьмы и Дамиана, великомуч. Параскевы, муч. Иульянеи и Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; Евангелие печати 1717 года и икона Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость», почитаемая народом за чудотворную. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1890 г. и хранится в церкви. При церкви земли: усадебной одна десятина 1,987 кв. саж., пахотной 64 десятины 122 квадр. саж., сенокосной 4 десятины 190 кв. саж., под рекой Вязьмой 1,820 кв. саж. и дровяного леса 11 десятин 1,710 квадр. саж. План и межевая книга имеются и хранятся в церкви. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает ежегодного дохода: 99 руб. процентов с церковного капитала, от земли 130 р., от сбора хлебом 25 руб. и за требоисправления 700 руб., а всего 954 руб. – Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход составляют: село и деревни: Бураково, Таковец, Сосновеж, Ивково, Пшенисково, Репцово, Губачево, Июткино, Собольцево, Желтиково, Гришкино, Воронково, Подвязново и Крапивник. Расстоянием от церкви деревни не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 248, душ мужеского пола 763 и женского пола 885 душ. С 1862 г. в селе существует земская народная школа и помещается в доме, построенном Степаном Васильевичем Каретниковым. Биликино Село Биликино расположено на реке Уводи и находится от уездного города в 50 верст., а от Владимира во 100 верстах. Исторических известий о сем селе не имеется. Существующая в селе каменная церковь построена средствами прихожан в 1845 году, вместо бывшей деревянной церкви. Колокольня и ограда при церкви каменные же. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплом приделе – в честь Всех Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1724-1727 гг. к М. м. были приписаны мон-ри соседних уездов: Драгошанский Свято-Троицкий, юхновский Казанский и Благовещенская Городеченская пуст. В 1702 г. в М. м. проживали 26 монахов, в 1760 г.- 23 монаха и 12 светских поселян. Разбогатевшая обитель привлекала внимание «лихих людей». Посадские люди из соседнего г. Серпейска неск. раз нападали на монастырские земли, грабили, избивали крестьян. В 1719 г. шайка во главе с атаманом Василием Куркой сожгла 2 монастырские деревни, а через неск. дней напала на обитель. Прорубив ворота и разбив замки у церкви и ризницы, они похитили все деньги и ценные вещи из поставленных местными жителями на хранение сундуков. После того как прозвучал набат и в М. м. прибыли жители Мещовска, грабители удалились. В 1764 г. мон-рь получил статус заштатного, был лишен всех угодий, в т. ч. огородной земли, а позже - лавок на Петровской ярмарке. М. м. стал приходить в упадок, в 1768 г. бурей разбило колокольню и повредило нек-рые кельи. В 1774-1775 гг. при Крутицком еп. Самуиле (Миславском) поднимался вопрос об упразднении М. м., но оно не состоялось, т. к. было признано, что мон-рь «находится в благосостоянии и как ризницею и прочею… утварью, так и строением каменным достаточен» (ПСПиР. Царствование государя Павла I. 1915. С. 653-654). В 1779 г. братия мон-ря состояла из 5 чел. По преданию, они жили настолько бедно, что во время богослужений вместо свечей пользовались лучинами. В 1776 г., чтобы материально поддержать насельников, часовня в с. Сухиничи (ныне город) была передана мон-рю. Положение М. м. стало поправляться с нач. XIX в. В 1800 г. другая принадлежавшая ему часовня - Благовещенская в Мещовске - была упразднена, из нее в монастырскую церковь перенесли образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», почитаемый местным населением. Позже икона, для к-рой устроили киот с резным балдахином, была украшена кованой сребропозлащенной ризой и сребропозлащенным венцом с короной, изумрудами и бриллиантами. Икону передавали в дома к жителям Мещовска для совершения молебствий.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

В Голосеевской пуст., где находилась летняя дача митр. Филарета, к 1846 г. было завершено строительство ц. Покрова Пресв. Богородицы. Иконописные работы в храме были распределены между И. и Солнцевым. И. совместно с учениками написал иконы для иконостасов 3 приделов храма (Покрова Пресв. Богородицы, Трех святителей и вмч. Иоанна Сочавского); Солнцев - алтарные иконы и живописные полотна на религ. сюжеты. Иконостас, выполненный в классическом стиле, был 2-ярусный, боковые приделы с центральной частью соединялись открытыми аркадами. Во всех 3 иконостасах над царскими вратами располагался Нерукотворный образ Спасителя. В центральном иконостасе справа от царских врат (за иконой Покрова Пресв. Богородицы) размещался образ св. Филарета Милостивого в рост (покровителя митр. Филарета), слева (за местной иконой Богоматери) - образ прп. Феодора Сикеота (покровителя митр. Филарета в миру). Изображения на диаконских дверях отличались от традиционных: на них были представлены праведные Иоаким (покровитель И. в миру) и Анна (тезоименитая святая благодетельницы пустыни кнг. А. А. Орловой-Чесменской), свт. Парфений Лампсакийский (покровитель прп. Парфения Киевского). Иконы двунадесятых праздников в 3 иконостасах имели овальную форму; в центральном приделе располагались по обе стороны иконы Господа Вседержителя. И. и художники его мастерской выполнили живописные композиции на евангельские сюжеты на стенах Покровского храма. Некоторые из полотен были перенесены в новую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1864-1866) на гостином дворе лавры, а затем переданы в фонды НКПИКЗ. Работой И. является, вероятно, икона-картина «Уверение Фомы» из Голосеевской пуст. (НКПИКЗ). Художественная манера автора вполне соответствует словесному отзыву комиссии о поновленной живописи И. в Успенском соборе лавры. В НКПИКЗ имеется ряд подобных картин в академическом стиле, писанных маслом на холсте, авторство которых можно предположительно отнести к И. и живописцам его мастерской («Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Исцеление расслабленного», «Благословение детей»; см.: Лonyxiha. 1999).

http://pravenc.ru/text/673969.html

Бесстолпный однокупольный храм значительных размеров выполнен в стиле ампир с подчёркнутой упрощённостью архитектурных форм. Пространственная композиция здания характеризуется особой массивностью и утяжелённостью объёмов. Мощный основной куб с пониженным прямоугольным алтарём несёт крупный приземистый цилиндр барабана, увенчанный пологим куполом с маленькой главкой. Низкие четырёхколонные, далеко вынесенные портики украшают боковые стороны куба. Из прямоугольного массива трапезной выступает большая, поперечно ориентированная паперть с расположенной над входом колокольней, которая была восстановлена в 1990 году брянским архитектором В. Н. Городковым. Фасады декорированы немногочисленными архитектурными деталями и членением в виде горизонтальной рустовки части стен, простых поясков и карнизов с редкими сухариками (куб и паперть) и прямоугольных проёмов, завершённых крупными архивольтами или полочками. Необычны укороченные колонны портиков на постаментах, поддерживающие деревянные фронтоны. Им соответствуют массивные портики из четырёх полуколонн на торцах алтаря и паперти, дополненные по сторонам входа полукруглыми нишами. В интерьере выделяется светлое и просторное основное помещение со срезанными углами и барабаном на парусах, завершённым большим куполом. Три арочных проёма соединяют его с алтарём, перекрытым коробовым сводом по оси север-юг: у паперти и трапезной плоские деревянные перекрытия. Стены и потолки гладко оштукатурены и побелены; росписи маслом выполнены в 1970-х годах. Остальное убранство храма и утварь принадлежит XIX - началу ХХ века. Суровый архитектурный образ церкви, возведённой артелью местных строителей, вполне соответствует первоначальному посвящению храма Воину-Победоносцу. Самой почитаемой иконой храма была икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . С ней совершались крестные ходы, чтобы предотвратить село от пожаров. Из книг: " Православные святыни Брянщины " . - Брянск, 2014 и " Свод памятников архитектуры и искусства России: Брянская область " .

http://sobory.ru/article/?object=05016

Богослужебные песнопения исполнил православный хор Инженерных войск Вооруженных сил РФ «За веру и Отечество» (художественный руководитель — игумен Варнава (Столбиков), хормейстер — М.С. Мологин).  За богослужением молились военнослужащие Министерства обороны Российской Федерации, прихожане храма.  У святынь храма, среди которых главная икона Вооруженных сил РФ — образ Спаса Нерукотворного и иконы видов и родов войск, выстроились парадные расчеты роты почетного караула 154 отдельного комендантского Преображенского полка.  При технической поддержке телеканала «Звезда» богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Спас» и «Союз» , а также на сайте телеканала «Звезда» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении возносились прошения:  «О богохранимей стране нашей Российстей, Президенте ея, Верховнем Главнокомандующем Владимире Владимировиче, властех, воинстве и народе ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.  Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии и спасении доблестных вождей и воинов Отечества нашего, охраняющих и защищающих его».   На заупокойной ектении были вознесены прошения:  «О упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество наше жизнь свою во многих войнах  положивших, и особенно же безвременно в годы Великой Отечественной войны от голода, холода, ран и болезней скончавшихся, во вражеском пленении страшныя страдания, истязания и мученическую кончину претерпевших».  За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил в сан пресвитера диакона Максима Кузнецова, клирика храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес иерей Димитрий Селивановский, клирик храма свв. страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы.  По окончании Божественной литургии с солеи собора Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом .   В дар храму Святейший Владыка передал декоративное пасхальное яйцо, искусно оформленное художниками-иконописцами. 

http://patriarchia.ru/db/text/5924152.ht...

В 60-х годах XIX века честная глава святой Анастасии прибыла в Житомир: как дар от Антиохийского Патриарха Иерофея ее привез Архиепископ Волынский и Житомирский Модест (Стрельницкий). До революции святыня находилась в нижнем храме Свято-Преображенского собора. По молитвенным обращениям к святой Анастасии Римляныне происходило множество чудес и исцелений. К чудотворным мощам приезжали паломники не только с Волыни, но и из Казани, Санкт-Петербурга, Варшавы… Здесь благословляли депутатов от Волынского края в Государственную Думу, встречали новый год ученики церковно-приходских школ, молились новобранцы перед отправкой на фронты Первой мировой. В годы большевистских гонений Свято-Анастасиевскую церковь осквернили и закрыли. Честная глава таинственно исчезла и появилась только в 1941 году, когда Богослужения в обители возобновились. Вторично она скрылась в то время, когда вновь стали закрывать храмы. Верующие житомиряне надеются, что со временем мощи святой Анастасии снова будут обретены. Возможно, искренняя молитва насельниц недавно открывшегося Свято-Анастасиевского женского монастыря поможет осуществиться этой надежде и Господь снова явит честную главу преподобномученицы Анастасии. Описание [ править править код ] Монастырская территория составляет примерно два гектара. Монастырский храм оборудован по типу домовой церкви: несколько палат объединили в одно пространство, арками выделили солею (внешняя сторона алтаря), под золото покрыли иконостас – и получилась дивная, великолепно расписанная церковь. Своей красотой также поражает икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Есть в храме и небольшой деревянный ковчежец с мощами святых. Сейчас в монастыре идет строительство собора. Сестры этой обители иногда приезжают в Киево-Печерскую Лавру и смиренно просят подаяние на строительство храма. Многие опускают в деревянный ящичек свою скромную лепту. Из таких вот пятачков да гривенников и растут величественные стены собора. О том, как строился собор, рассказывать надо отдельно.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Анастаси...

Во 2-й пол. XVIII века по инициативе священника Ф. Шупинского и при участии другого городского мецената-подвижника — коллежского асессора С. Корсакова  возведена новая (на месте прежней, более скромной деревянной) церковь. Исследователи относят её стиль к позднему барокко. В двухэтажном храме располагалось три престола: во имя Преображения Господня (верхний этаж), св. Антипы и св. Параскевы (нижний этаж). В 1812 году при захвате французами города в церкви содержались под арестом русские партизаны и организаторы партизанского движения С.И. Шубин и П.И. Энгельгардт. Их расстреляли в октябре того же года. Во время войн (Отечественной 1812 г. и ВОВ) внешне постройка почти не пострадала. После революции объект был превращён в жилую постройку (общежитие), при этом здание надстроили еще на один этаж. В советское время также было снято навершие стоящей рядом колокольни. Строение относится к памятникам архитектуры и охраняется государством. Больше не общежитие. Для храма на улице Реввоенсовета в Смоленске началось время возрождения. На протяжении более тридцати лет в нем жили люди. Церковь XVIII века была перестроена под общежитие одной из смоленских организаций. Много лет смоляне, поселенные в стенах храма, добивались нормального жилья. Наконец, они получили квартиры, а в старинной церкви начались работы по восстановлению здания. Уборку в храме начали прихожане Воскресенской церкви. В одной из комнат на самом верхнем этаже уже оборудована временная церковь. Здесь прошел первый молебен, а скоро будет совершена и первая за последние 90 лет божественная литургия. Ведь храм был закрыт в 1929 году. До 1766 года на этом месте находился деревянный храм, но к тому времени он сильно обветшал и был разобран. Каменная церковь в честь Спаса Преображения была возведена в 1766-1768 гг. на средства священника ф. Шупинского и коллежского асессора С. Корсакова. Церковь выстроена в стиле позднего барокко в типично смоленском варианте. Храм двухэтажный: в верхнем храме находился Преображенский (летний) престол, в нижнем (зимнем) - мученицы Параскевы и священномученика Антипы. В приходе почиталась икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость " .

http://sobory.ru/article/?object=01014

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010