— А есть у вас любимая икона? — Образ Иверской Божией Матери. Её память празднуют 25 февраля — в мои именины, поэтому считаю её родной. Когда приезжаю в Москву, хожу на Красную площадь к Иверской «Вратарнице». А ещё очень почитаю образ «Всех скорбящих радость». Заметил, что русская икона ценится не только православными людьми. Её молчаливое богословие затрагивает очень многих. Анна ПЕСТЕРЕВА Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/pisatel-evgenij-vodola...

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову. Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным). Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки. В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября/6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста. Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

http://sobory.ru/article/?object=02244

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. И Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября (6 ноября) 1790 г. самим митрополитом Платоном (Левшиным). Однако, к сожалению, нельзя сказать, что облик именно баженовской церкви дожил до наших дней. Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал, - так, что в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И.Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. И сам составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм. А изображения Архангелов и св. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л.Боровиковского - мало известно, что он и церковь расписывал. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена митрополитом Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона " Всех Скорбящих Радость " находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки. Даже с удивлением узнаешь, что в начале 30-х годов храм был закрыт - так хорошо сохранился его старинный интерьер. Действительно, красивому замосквореченскому храму с чудотворной иконой повезло. Обычно в закрытых большевиками церквях располагались склады, мастерские, научные учреждения или даже музеи, до неузнаваемости уродовавшие облик храма или просто его уничтожавшие. А в этом был запасник Третьяковской галереи, и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. И хотя его колокола были сорваны и уничтожены, он все же не так сильно пострадал в советское время, и, видимо, поэтому, из-за своего хорошего состояния, был одним из самых первых московских храмов, открытых в столице после восстановления патриаршества - в 1948 году. Тогда день прославления чтимой иконы 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

http://pravoslavie.ru/218.html

http://bryansk-eparhia.ru/news/ Церковь организована в 1824 году в приспособленной деревянной постройке бывшего подворья Петропавловского монастыря вместо прежней сгоревшей, стоявшей на ином месте. Вместе с ней сгорел весь церковный архив, и историю памятника покрыла тьма неизвестности. Известно только, что храм этот стоял на берегу Десны, на этом месте был устроен каменный столб. В 1896-1899 гг. церковь значительно перестроена с организацией Покровского (освящен в 1898 г.) и Никольского (освящен в 1899 г.) приделов и приобрела вид обложенного кирпичом сложного в плане одноэтажного здания, увенчанного невысоким шатром с луковичной главой на тонком барабане. Четырёхъярусная колокольня стояла отдельно. В течение четырех лет благодаря деятельности строительного комитета, особенно священника Василия Горохова и почетного гражданина Якова Ивановича Широкова, храм села Городища на средства прихожан не только был расширен, но и почти весь заново перестроен. Выразительная композиция безусловно производила яркое впечатление. Впечатление усиливалось постановкой церкви на высоком берегу реки, что позволяло занять храму господствующее положение над широким деснянским простором в преддверии Брянска. В главном алтаре сначала был поставлен иконостас из сгоревшего деревянного храма. В 1850 году этот иконостас заменили на новый. В 1900 году иконостас был вновь устроен и освящен. Прихожанами особенно чтилась икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . По преданию, эта икона явилась на берегу Десны на месте, которое называлось " Благовещенским рогом " . Благовещенская церковь разделила трагическую судьбу многих тысяч своих сестер в угоду бесновавшегося атеизма. Закрыта в начале 1930-х гг., использовалась под школу, парикмахерскую, склад, типографию, гараж. Основная часть разрушена в 1950-х гг., остатки здания разобраны в апреле 1971 году. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Исторических данных об образовании прихода села Городища нет никаких, известно только, что приход этот существовал в XVIII ст. Название свое село получило от находящегося близ него, на берегу Десны, кургана («городища»), известного теперь у местных жителей под именем «Чашки».

http://sobory.ru/article/?object=18078

Деревянная церковь в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе) впервые упоминается в архивных документах, по разным данным, в 1625 (1642) г. Первоначально храм с таким названием находился в районе Полянки, где тогда располагалась Ямская слобода. В 1593 г. слободу перенесли на Зацепу, и ямщики выстроили новую церковь с тем же названием, что и прежняя. Деревянный храм на нынешней Дубининской улице упоминается с 1642 г. - как «храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе». Однако в народе храм был более известен как «церковь Флора и Лавра на Зацепе». Выбор посвящения неслучаен. Мученики Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей. День памяти святых 18 (31) августа часто называли «лошадиным праздником». Одно из новгородских преданий гласит, что однажды по молитвам мучеников прекратился падеж скота, после чего их стали прославлять как покровителей животных. После пожара 4 ноября 1738 г., который полностью уничтожил здание, возвели временную церковь. Тогда же было решено просить разрешение на строительство каменной. Основная часть ныне существующего каменного храма была воздвигнута в 1778 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир выстроены в 1835-м. В окончательном виде церковь была освящена в 1862 г. Около 1909 г. для ризницы сделали западную пристройку. После революции в храм привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так в храм мучеников Флора и Лавра попала икона великомученицы Екатерины из Екатерининской церкви на Большой Ордынке и чудотворная икона Спасителя из Пантелеимоновской часовни. В 1922 г. приход был разорен в ходе акции по изъятию церковных ценностей: храм считался самым богатым в этой местности. Тогда же рядом на площади был открыт большой Зацепский рынок. Опасаясь антисоветских вспышек, власти решили не закрывать его на время изъятия ценностей из храма, но взяли с рыночного комитета подписку, что в случае нарушения порядка все товары будут конфискованы, а члены комитета арестованы. Угроза подействовала: торговки заботились только о том, чтобы схватить свои товары «в случае чего», и оттаскивали любопытных мальчишек от оцепления храма.

http://sobory.ru/article/?object=02241

Известны и представители исторической письменности. Первое место среди них по праву занимает Нестор, составитель жития Феодосия, жития Бориса и Глеба и известной летописи «Повесть временных лет», в которой повествует об истоках возникновения Руси, Киева, о том, как крестился святой Владимир с подданными и о других событиях до 1111 года, рассматривая все события с религиозной точки зрения. Другие памятники исторической литературы принадлежат Иакову Черноризцу, описавшему мученическую кончину Бориса и Глеба, и Поликарпу и Симону, епископу владимирскому, написавшим жития многих печерских угодников. В обитель ведут двое ворот: святые и экономические. Перед святыми воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI b. и возобновлена в XVIII b. У южной стены главного иконостаса покоились в кованой серебряной гробнице глава святого равноапостольного князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского , а у северной стены иконостаса мощи святого Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери – главная святыня лавры. В приделе во имя святого Иоанна Богослова у северной стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери. На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперсные кресты, митры, палицы и облачения. У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому. Над лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году. Киево-Печерская лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», свой свечной завод и трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1932 году церковь была закрыта, чудотворная икона перенесена в Спасо-Преображенский собор. Позже в здании разместилось городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1993 году в церкви начались богослужения, здание было передано Санкт-Петербургской епархии. Из книги: Крюковских А. П. Петербургские храмы. - Санкт-Петербург. Издательство: " Паритет " , 2008 Скорбященская церковь, что за Литейным двором, каменная, без особой колокольни. В 1711 г. на настоящем месте храма императором Петром I был выстроен дворец для сестры его царевны Наталии Алексеевны, в северо-восточной части которого была выстроена церковь во имя обновления храма Воскресения Христова, почему она и называлась Воскресенской. Настоящая же каменная церковь заложена в 1817 г. и освящена 24 октября 1818 г. с переименованием ее из Воскресенской во имя Божией Матери всех скорбящих Радости. Престол в ней один. Причт первоначально состоял из одного священника и двух причетников. В 1733 г. назначен еще один священник, в 1761 г. назначен диакон, в 1798 г. – пономарь, впоследствии уравненный с прочими причетниками, в 1848 г. назначены еще один священник и один причетник. К церкви принадлежат: каменный двухэтажный дом, два деревянных дома и один такой же флигель, в которых помещается церковный причт и отдаются помещения в наем частным лицам, доходы с таковых в количестве до 2 680 руб. обращаются в общую церковную сумму. Священно-церковно-служители жалования не получают, а довольствуются доходами, получаемыми от исправления церковных треб, и пользуются процентами с капитала в 5 102 руб., пожертвованного разными лицами в разное время. Настоятель, протоиерей Василий Михайлович Гиляровский… в 1845 г. рукоположен во священника к церкви призрения малолетних бедных в Спб., в 1872 г. возведен в сан протоиерея, в 1876 г. перемещен к сей церкви, в 1889 г. утвержден настоятелем сей церкви, в 1892 г. перемещен благочинным из 6-го столичного округа во 2-й округ… Протоиерей, магистр Николай Григорьевич Георгиевский… в 1857 г. возведен в степень магистра, в том же году перемещен в Спб. духовную семинарию профессором, в 1860 г. рукоположен во священника к сей церкви, в 1884 г. возведен в сан протоиерея… Протоиерей Лев Иоаннович Богдановский… в 1858 г. рукоположен во священника к Петропавловской церкви при Николаевском Инженерном училище, в 1871 г. возведен в сан протоиерея, в 1889 г. перемещен к сей церкви…

http://sobory.ru/article/?object=01546

В кои веки Валентина была не рада потенциальному покупателю и даже возликовала в душе, когда дама, рассчитавшись за крестик, начала укладывать его в сумку. – Я скоро выйду, – крикнула Валентина ребятишкам и тут же осеклась. Дамочка обратила свой взгляд на полки церковной лавки, где расположились многочисленные разноликие иконы. После неторопливого осмотра последовал вопрос: – Скажите, а у вас икона Девы Марии есть? – Есть… – обреченно ответила Валентина. – А можно посмотреть? – Так смотрите! – сдерживая раздражение, промолвила Валентина. – Вот «Казанская», вот «Донская», вот «Всех скорбящих Радость», вот «Смоленская»… – Это все Дева Мария? – скептически спросила привередливая покупательница. – Да, эти все и другие на этой полке стоящие – образы Божией Матери. – Милочка, я ведь у вас прошу икону Девы Марии, а вы мне Мать Бога предлагаете, – возмутилась дама. – Если нету, так и скажите, что нету. Здесь Валентина не выдержала и минут пять втолковывала пришедшей, что Дева Мария и Богородица есть одно и то же. Дама внимательно слушала и даже руками всплескивала, а по окончании катехизаторского спича Валентины выдала сакральный и удивленный возглас: – Да не может быть! А можно посмотреть? – и дама указала на весь Богородичный ряд. Валентина уже ничего не сказала, она с невесть откуда взявшимся тоскливым безразличием снимала с полки иконы Божией Матери. Выбор был длительный, с рассматриванием, расспросами, репликами и комментариями. Помощники Валентины куда-то убежали, часы церковные неумолимо доказывали, что времени на визит домой у работника церковной лавки уже не осталось, а храм терпеливо ожидал Троицких зеленых украшений. Покупательница, перебрав более дюжины икон, остановила свой выбор на образе «Умиление». – Вот. Эту возьму, – указала дама на икону «Умиление». – Эта больше всего на Деву похожа. Без Ребенка на руках, по крайней мере – Вот. Эту возьму, – протянула она икону Валентине и добавила: – Эта больше всего на Деву похожа. Без Ребенка на руках, по крайней мере. Валентина молча отсчитала сдачу, проводила дамочку горестным взглядом и, как и три часа назад, устало присела на старенькую приходскую скамеечку.

http://pravoslavie.ru/94925.html

В кои веки Валентина была не рада потенциальному покупателю и даже облегченно вздохнула, когда дама, рассчитавшись за крестик, начала укладывать его в сумку. — Я скоро выйду, — крикнула Валентина ребятишкам и тут же осеклась. Дамочка обратила свой взгляд на полки церковной лавки, где расположились многочисленные разноликие иконы. После неторопливого осмотра последовал вопрос: — Скажите, а у вас икона Девы Марии есть? — Есть… — обреченно ответила Валентина. — А можно посмотреть? — Так смотрите! — сдерживая раздражение, промолвила обреченно Валентина. — Вот Казанская, вот Донская, вот «Всех скорбящих Радость», вот Смоленская. — Это всё Дева Мария? — недоверчиво спросила привередливая покупательница. — Да, все эти и другие, на этой полке стоящие иконы, — образы Божией Матери. — Милочка, я ведь у вас прошу икону Девы Марии, а вы мне Мать Бога предлагаете! — возмутилась дама. — Если нет, так и скажите! Здесь Валентина не выдержала и минут пять втолковывала пришедшей, что Дева Мария и Богородица есть одно и то же. Дама внимательно слушала и даже руками всплескивала, а по окончании катехизаторского спича Валентины выдала удивленный возглас: — Да не может быть! — И, указав на весь Богородичный ряд, в очередной раз задала сакраментальный вопрос: — А можно посмотреть? Валентина уже ничего не ответила; она с невесть откуда взявшимся тоскливым безразличием снимала с полки иконы Божией Матери. Выбор был длительный, с рассматриванием, расспросами, репликами и комментариями. Помощники Валентины куда-то убежали, часы неумолимо доказывали, что времени на визит домой у работника церковной лавки уже не осталось, а храм терпеливо ожидал троицких зеленых украшений. Покупательница, перебрав более дюжины образов, остановила свой выбор на Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление». — Вот эту возьму, — протянула она икону Валентине и добавила: — Эта больше всего на Деву похожа. Без ребенка на руках, по крайней мере. Валентина молча отсчитала сдачу, проводила дамочку горестным взглядом и как три часа назад устало присела на старенькую приходскую скамеечку.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Главная цель моего посещения Саратовской земли это вместе с вами помолиться, молитвенно воздохнуть ко Господу и испросить у Него благословения на землю Саратовскую, на Церковь, зде пребывающую, и на каждого, кто с верой и любовью обращает к Нему свой взор; а также увидеть то, что произошло здесь за минувшие годы, и принять участие, может быть, в обсуждении тех вопросов, которые еще предстоит решить». В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Завтра, 26 октября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит чин великого освящения храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Саратовской духовной семинарии и Божественную литургию в новоосвященном храме. Покровский храм, один из самых больших в Саратовской митрополии, был построен в 1876-1884 годах. В начале ХХ века была возведена отдельно стоящая колокольня. После революции все храмовое имущество было изъято, в 1929 году церковь была закрыта, колокольня снесена, здание подверглось значительной перестройке. В течение многих лет велась борьба за его возвращение Церкви. Об этом рассказывал на Юбилейном Поместном соборе 1988 года приснопоминаемый архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской). По его словам, саратовский уполномоченный по делам религий клялся, что не допустит его передачи верующим: «Лучше разрушить его до основания, чем отдать вам». Покровский храм был возвращен Церкви в 1992 году. Его реконструкция потребовала значительных усилий. В настоящее время храм полностью восстановлен, завершено строительство колокольни, ее общая высота со шпилем составляет 66 метров. Центральный престол Покровского храма освящен в честь Покрова Божией Матери, левый придел — во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святыни Покровского храма: икона с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и праведной Матроны Московской, ковчеги с мощами святителя Николая Чудотворца, святителя Луки Крымского.

http://patriarchia.ru/db/text/3809408.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010