И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость», а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю — следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби — не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления. Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина». В отличие от москвичей, православные города на Неве были уверены, что первоявленный образ чудотворной был в 1711 году перевезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице.

http://pravoslavie.ru/1948.html

Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы. Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон — на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге — являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской. Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе — так называемой «Богородицы с грошиками». В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе. 23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха». На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние — темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца.

http://pravoslavie.ru/1948.html

Икона «В. с. Р.», вывезенная в С.-Петербург, была помещена царевной Наталией Алексеевной в домовой ц. Воскресения Христова при ее дворце за Литейным двором на Шпалерной ул. При Наталии Алексеевне на иконе были закреплены частицы реликвий и мощей святых, выполнен серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен. В 1713 г. при дворце была устроена богадельня, к к-рой храм стал относиться после смерти царевны (1716). Во время эпидемии оспы в 1768 г. имп. Екатерина II ходила к иконе на богомолье, перед тем как сделать прививку от болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. В 1817-1818 гг. церковь была полностью перестроена (архит. Л. Руска), икона установлена в особой нише справа от иконостаса. Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в лит-ре упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру к-рой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50-х гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника. Образ был написан на кипарисной доске (69,0 ´ 51,2 см). При имп. Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 г.- 3-й, золотой, по рис. Ф. Г. Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев мон-рь и заменен копией работы П. М. Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4 ´ 226,7 см), написанный в 1858 г. худож. Ф. А. Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5 ´ 124,5 см), выполненный худож. Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г., был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился. В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор С.-Петербурга, неверна. Икона «В. с. Р.», в наст. время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.

http://pravenc.ru/text/155562.html

Кирсановскому купцу Ивану Николаевичу Крюченкову грозила смерть в результате гангрены правой руки. Доктора советовали отрезать. Крюченков не согласился и решил умереть без ампутации. Вел он нетрезвый образ жизни, но был религиозен, ни одной праздничной службы не пропускал. И вот, выйдя как-то в предсмертной тоске на крыльцо дома, увидел, как народ идет в Карандеевку. Иван решил пойти с ними. Отстоял литургию, молебен, участвовал в крестном ходе, купался в реке Вороне, а когда снял повязки, то рука оказалась совершенно здоровой. Произошло это в 1880 году». В 1932 году по распоряжению властей храм в селе Карандеевка закрыли, чудотворную икону Божией Матери разрубили на три части и раскидали вблизи реки Вороны. Благочестивая женщина Евдокия Толстых нашла в поле у реки две части иконы. (Евдокия рассказывала, что, проходя мимо, она услышала женский плач, приблизившись к тому месту, откуда доносился плач – обнаружила часть иконы, вскоре нашла и другую часть.) Третью часть иконы пришлось дописать. Весть о чудесном обретении иконы быстро разлетелась по всей округе, люди верили, что святыня оградит их от зла в годы безверия, когда церкви повсеместно закрывались. Так и случилось. Представители власти запретами, угрозами, арестами пытались вытравить веру из сердец людей, но по милости Божией, благодаря святыне вера не угасала. Чудотворная икона объединяла людей. Икона долгое время хранилась у Евдокии дома. Каждый год в первую пятницу по Троице жители села совершали крестный ход с иконой на реку. (Первое время торжественно окунали в воду части иконы (вероятно, в это время молили Богородицу об освящении воды), позже окунали в воду копию иконы.) Один благочестивый мирянин, бывший учитель, фронтовик – Димитрий Яковлевич – соорудил для чудотворной иконы молельное помещение, там и хранилась святыня долгое время, а на источник выносили копию этой иконы. Несколько раз хранителя иконы арестовывали, также как и других участников стихийно возникших крестных ходов, которые продолжались ежегодно.

http://pravicon.com/info-3819

До 2-й пол. XVII в. настоятелями Б. м. являлись игумены, затем до 1773 г.- архимандриты, с 1773 до 1798 г.- вновь игумены. До 1788 г. Б. м. входил в Крутицкую епархию, а после ее упразднения в 1788 г.- в Коломенскую. С образованием в 1799 г. самостоятельной Тульской епархии Б. м. находился в ведении Тульских и Белёвских архиереев. В 1764 г. Б. м. был причислен к 3-му классу, указом Святейшего Синода в авг. 1906 г. обращен из необщежительного в общежительный. В нач. XIX в. в Б. м. было устроено Белёвское ДУ, в 1914 г.- лазарет на 12 кроватей, из к-рых 5 были на полном содержании мон-ря. Во 2-й пол. XVII в. к Б. м. был приписан упраздненный Троицкий мон-рь Кромского у., в 1724 г. приписана Оптина пустынь , к-рая в том же году получила самостоятельность, до 1764 г. Макариев Жабынский мон-рь . Со 2-й пол. XVII в. до секуляризации 1764 г. Б. м. владел в Белёвском у. с. Манаенки, деревнями Кузьмёнки, Величной, Ламоновой, Кураковой, Сенюхиной, Подмонастырской и Игумновой слободами, пустошами Вороновская (прежде починок Анисимов), Толчева, Коровинская, Кренина, Крысина, Осанова, Добрятина, Котоланова; Корытной и Сластухиной Полянами, а также дер. Колычевой Кромского у. В оброчном владении Б. м. были 3 казенные мельницы в с. Манаенки, в дер. Кузьмёнки и Игумновой слободе. До 1764 г. к Б. м. было приписано 2329 чел., в 1797 г.- 2331 чел. После причисления к 3-му классу вотчины были отобраны в гос. собственность, назначено штатное жалованье - 956 р. 30 к. и угодья. К 1917 г. во владении Б. м. находилось 150 дес. земли. В Б. м. особо почиталась память блж. Никифора Алексеевича Трифонова († 1857). Накануне дня его кончины, 10 окт., совершалось соборное заупокойное всенощное бдение, 11 окт.- литургия с панихидой, в память подвижника организовывалась трапеза для нищих. В ризнице Б. м. хранились чтимые личные вещи блаженного, а также 2 прижизненных портрета. Ежегодно 22 апр. совершался крестный ход из Б. м. в белёвский собор св. Афанасия и Кирилла, 9 мая и 6 дек.- в Никольскую ц., что на Бересте, в к-рой находилась чудотворная икона свт. Николая. Др. чтимая святыня, Тихвинская икона Божией Матери, находилась в монастырской Тихвинской часовне на ул. Козельской. Во Введенском храме почиталась как чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://pravenc.ru/text/77896.html

Еще одна икона «Всех Скорбящих Радость» - без оклада, в каноническом изображении. О первоначальном её местонахождении нет сведений, но известно, что её, как весьма чтимую в округе, часто возили по деревням. Во время одной из таких поездок лошадь стала. Отпустили вожжи, и лошадь пришла к воротам храма с. Ненашевское. Когда этот храм закрыли, икону перенесли в Новое. В 1995 г. её с некоторыми другими драгоценностями храма похитили, но милостию Божией воры были задержаны, всё возвращено. Икона «Скоропослушница» - афонского письма (вероятно, из с. Волствиново, в 3-х километрах на северо-восток от с. Новое), икона «Боголюбская» из с. Симы – точная копия с чудотворного первообраза. Особо почитаются такие иконы «Троеручица» (из с. Семьинское) и местный образ Святителя Николая в иконостасе алтаря летнего храма. По преданию, многие благочестивые люди удостаивались видеть тени, отходящие от образа Святителя и от образа Матери Божией на Иверской иконе, как от стоящих живых людей. В начале XX в. в Новом селе насчитывалось около 80 дворов. Плодородные почвы Юрьевского ополья давали высокие урожаи. Река Селекша изобиловала рыбой, на ней стояли мельницы. Луга обеспечивали скот кормом. Жили в селе зажиточно и храм поддерживали в должном благолепии. Название Новое, по преданию, село получило после страшной эпидемии холеры, уничтожившей население почти полностью, и село обновилось – вновь застроилось и заселилось. В послереволюционные годы оно разделило участь сотен тысяч других сёл и деревень: был организован колхоз, затем преобразован в совхоз, люди разъезжались, дома продавались, огороды зарастали, и в 1980-х г.г. осталось с десяток домов и 1-2 постоянных жителя (не считая церковных). В начале 1990-х годов понаехали дачники, разобрали все участки, вновь стали обстраиваться и обрабатывать землю. В Юрьев-Польском районе не закрывали во времена гонений только два храма – в с. Новое и в с. Лыково. Отстоять храм удалось лишь чудом милости Божией и самоотверженным подвигом священника о. Сергия, церковных старост и прихожан. В конце 1920-х гг. старостой храма был Иван Тарасович Матвеев. Когда власти стали закрывать храмы, он, поняв, что ему не удастся отстоять храм, положил на сходе ключи. Взял их Григорий Ильич Семёнов (отец Антонины, которая впоследствии, при о. Гедеоне, стала старостой). Многое ему пришлось претерпеть: заставляли выплачивать огромные налоги, грозили высылкой в Сибирь, отняли зерно и корову, отняли всё (а у него было 9 детей). Но он мужественно всё терпел. На одном из вызовов сказал: «Хоть режьте, а ключи не отдам» Гонения усиливались. Тогда он на общем собрании прихода положил ключи на стол и сказал, что отстоять храм не сможет, и если ключи никто не возьмёт, то он бросит их в пруд и оставит храм на волю Божию. После ухода из старост Григорий Ильич стал пастухом, затем лесничим; скончался в 1949 г.

http://sobory.ru/article/?object=00204

Во втором десятилетии XIX века число послушниц и монахинь продолжало увеличиваться. В начале XX века население монастыря составляло маленький городок: игуменья, 86 монахинь, 151 послушница, 648 живущих на испытании и 132 обучающихся рукоделиям и грамоте; всего 1017 человек. В середине минувшего века Покровский монастырь из-за многолюдия расширил свои пределы и занял всю ту местность, которая была ему отведена в 1702 году. Здесь постоянно росли новые постройки. В 1788 году в монастыре началось строительство новой каменной церкви, завершенное вчерне в 1792 году. Она была освящена в 1799 году (по другим данным — в 1803 г.). Главный храм стал теперь именоваться Преображенским с приделами во имя Покрова и Смоленской иконы Божией Матери. В 1814-1828 гг. в монастыре были сооружены каменные колокольня и ограда. В 1832-1835 гг. шло строительство зимней церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских по проекту архит. А.И. Мельникова, в 1838 и 1842 гг. свт. Антоний (Смирницкий) освятил приделы храма во имя свт. Митрофана Воронежского и вмц. Варвары. Впоследствии храм стал трапезным. В 1854 г. на 2-м этаже каменного больничного корпуса была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», служба в ней совершалась на престольный праздник. В сер. XIX в. монастырь посещали дружившие с игуменьей Смарагдой В.А. Жуковский, И.С. Никитин и др. поэты. В 1872 году Преображенская церковь была капитально отремонтирована и вторично освящена архиепископом Серафимом. В одном из приделов этой церкви хранилась особо чтимая верующими Смоленская икона Божией Матери, или Одигитрия. Икона имела весьма почтенный возраст: по преданию, именно ею в 1623 году митрополит Филарет благословил вновь созданную в Воронеже обитель. К 1917 г. помимо храмов находились каменный флигель, 2 ряда келий, служебные постройки. Монастырю принадлежал странноприимный дом (1868 г.) в Воронеже на Б. Алексеевской ул. (ныне Пролетарская). Монастырь до революции не бедствовал, средства добывались белошвейной работой, вышиванием, доброхотными подаяниями.

http://sobory.ru/article/?object=20605

Прежде чем мы пойдем к «нашей Ксеньюшке» — народной печальнице, почтим памятник ее трудов — с тайным ее участием воздвигнутую в 1786—1790 годах церковь Смоленской иконы Божией Матери. Этот храм особенный — по внутреннему убранству он очень отличается от многих питерских храмов и скорее напоминает среднерусские и московские церкви — также он покрыт ярким узорочьем, орнаментом, не пугает грандиозностью размеров — уютен, семей-ственен. В этом храме после революционного разорения были собраны иконы из закрытых храмов города, многие там и остались, потому особенно благодатный, намоленный дух чувствуется под покровом Одигитрии. Здесь много старинных икон Божией Матери: Казанская, «Всех скорбящих Радость», Милующая, Толгская, «Достойно есть». А чудотворная икона Божией Матери Смоленская стоит на своем месте уже два столетия — копия той, перед которой молились первые строители города на болоте, те, что были родом из Смоленска — они привезли икону с собой на «стройку века». Многие были похоронены на получившем название от имени их родины кладбище. Позднее вблизи ограды кладбища был построен еще один храм — недавно восстановленная и восхищающая своей красотой церковь Воскресения Христова. Не забудем в Смоленском храме почтить и ту, в честь кого была крещена наша Ксеньюшка. В левом приделе храма, освященном в честь св. ап. и еванг. Иоанна Богослова, посредине его на аналое находится икона прп. Ксении Римляныни. И мы, также как и несколько столетий назад наша блаженная мать, преклоним колени перед той, к кому она обращалась с пламенной молитвой, вступив на подвиг юродства. «Ксения» — значит чужестранка. Так прозвали юную римскую аристократку Евсевию, сбежавшую из отчего дома в греческий монастырь. Прозвище стало иноческим именем, а после канонизации прп. Ксении Римляныни вошло в святцы. В самом наименовании древней подвижницы «чужестранкой» слышится неприязнь, которую она выносила от тех, кто придумал прозвище. Но каждый настоящий подвижник — житель небесной Отчизны, а для этого мира он «чужестранец».

http://azbyka.ru/fiction/blazhennaya-kse...

Числа: Декабрь (Церковные даты декабря)/Подготовила Екатерина Прогнимак ; Фото Михаила Шумилова//Фома. - – декабрь 2007. – С.44-45. – (рубрика « Числа »). Весь декабрь Церкви предстоит провести в покое, соблюдая Филиппов пост, украшенный праздниками в честь великих святых: Названы и кратко прокомментированы (С.44) следующие даты: 2 декабря – день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (XIX век); 8 декабря – память священномученика Климента , папы Римского, жившего на рубеже I и II веков от Р. Х.; 10 декабря – праздник в честь иконы Божией Матери « Знамение » (XII век от Р.Х.); 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного (I век от Р. Х.); 18 декабря – день памяти преподобного Саввы Освященного (VI век от Р. Х.); 19 декабря – празднование в честь святителя Николая Чудотворца , архиепископа Мир Ликийских (IV век от Р. Х.); 25 декабря – память святителя Спиридона , епископа Тримифунтского (IV век от Р. Х.). Более подробно рассказано о трех церковных торжествах: 7 декабря – день памяти святой великомученицы Екатерины (начало IV века от Р. Х.). – С.44; 17 декабря – память святой великомученицы Варвары (IV век от Р. Х.). – С.44; 20 декабря – день памяти святителя Амвросия Медиоланского (конец IV века от Р. Х.). – С.45. Протоиерей Петр Перекрестов , ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь заграницей, США). Так заживает рана. Фото из архива автора//Фома. - – декабрь 2007. – С.45. – (рубрика « Числа »). Рассказ о найденной в конце XIII века в курских лесах Курской-Коренной иконе Божией Матери, в честь которой 10 декабря Православной Церковью установлен праздник. Эта икона, вывезенная из России в 1919 году, стала самой великой святыней Русской Православной Церкви заграницей. Разрубленная когда-то на две части Курская-Коренная икона однажды чудесным образом срослась (остался лишь след на тыльной стороне образа). В этом автор видит прообраз воссоединения Русской Церкви (акт о каноническом общении подписан 17 мая 2007 года), возрождения ее во всей своей полноте: «Божия Матерь вымолила перед Своим Сыном наше духовное единство».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-56-...

По книге B.C. Блок, К.А. Катренко " Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.) " , Самара, 2002, стр. 65-78 В 1850 году в Большой Раковке была создана женская община, ставшая центром " беседничества " . Беседничество — направление в православии, мирское старческое учение. Название движение получило потому, что его последователи, помимо обязательного посещения церкви, собирались на внебогослужебные собрания, именовавшиеся «беседками». Одной из важнейших добродетелей для беседников является неуклонное и беспрекословное послушание старцу, устанавливавшему весь уклад жизни для последователей Обитель общины построена недалеко от Большой Раковки в пос. Красный Городок. Священный Синод указом от 7 августа 1886 г. преобразовал общину в общежительный Раковский Свято-Троицкий женский монастырь. За время существования монастыря в нем было построено пять храмов. Первая деревянная, теплая домовая Троицкая церковь построена в 1863 году. В этом храме находилась главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших». К 1900 году Свято-Троицкая церковь обветшала, и в 1902 году заложили новую каменную тёплую домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь строилась на втором этаже настоятельского корпуса, была освящена 13 октября 1905 года. Перед церковью на столбах находилась звонница. 25 мая 1876 года была освящена каменная холодная церковь во имя Успения Божией Матери. При церкви находилась каменная колокольня. Трехпрестольная каменная, теплая, с колокольней и трапезной Троицкая церковь построена на средства купца Н.П. Масленникова в середине 1890-х гг. Главный престол освящен 20 мая 1895 года. Правый придел освящен 22 мая 1895 года в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Левый придел освящен 23 мая 1895 года в честь Николая Чудотворца. Также при обители имелась кладбищенская деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Всех Святых. Она была построена в 1866 году, а в 1882 году из-за ветхости её разобрали, построив на этом же месте новый храм, освящённый 8 сентября 1884 года. А в 1901 году храм перенесли в село, на его прежнем месте поставив часовню.

http://sobory.ru/article/?object=43465

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010