Монастырь основан в 15 веке княгиней Марией Заозерской после гибели её мужа князя Димитрия Заозерского в битве с татарами в 1429 году. У Заозерских были сыновья Федор, Семен, Андрей и дочь Софья. В 1436 году княгиня Мария выдала дочь свою за Дмитрия Шемяку, надеясь, что этот брак защитит её сыновей. А вышло наоборот. Великий князь Василий Васильевич Темный отомстил родственникам Шемяки, в 1447 году он отобрал у Федора и Семена Заозерских все земли. Княгиня Мария заболела и умерла. Осиротевший Андрей решил уйти в Спасо-Каменный монастырь, в 1448 году в 19-летнем возрасте он пострижен в монашество с именем Иасаф, скончался в 1453 году. Димитрий и Мария аозерские канонизированы к местному почитанию, память благоверных празднуется в день Вологодских святых. Преподобный Иоасаф Каменский или Спасокубенский канонизирован к всецерковному почитанию, память празднуется 23 сентября (по старому стилю 10 сентября). На Лысой горе стояли монастырские деревянные церкви: холодная церковь Рождества Богородицы и теплая с трапезой Кирилло-Афанасиевская.Вотчину составляли пустоши Богородское и Братское в Березницкой волости, Верзино в Закушской волости, Игумново Большое в Пустораменской волости, Игумново Меньшое и Чернышево в Грибцовской волости.Ничего не известно о насельницах Лысогорской обители, также не известно, постриглась в своем монастыре перед кончиной сама княгиня Мария или нет. На Руси был такой обычай: провести остаток жизни в монастыре. Погребена она в Ярославле в родовой усыпальнице, как и князь Димитрий Заозерский. В 17 веке Пречистенский монастырь прекратил свое существование. Он был разграблен во время польско-литовского нашествия. Последнее упоминание о нем - в писцовых книгах 1613 года. Был спор о землях бывшего Лысогорского монастыря между Успенской Александрово-Куштской пустыней и приходской Лысогорской церковью. В итоге по государеву указу 1631 года монастырские земли перешли приходской Лысогорской церкви. По переписи 1628-1630 годов указаны на Рождественском Погосте на Лысой Горе две приходские церкви, 3 двора и 2 кельи церковного причта и 5 келий, в которых жили нищие.Каменная Богородицкая Лысогорская церковь построена в 1791 году на средства прихожан. Церковь одноэтажная холодная с одним престолом Рождества Пресвятой Богородицы. В 1863 году была освящена вторая церковь – Афанасиевская Лысогорская. Церковь теплая, в одной связи с колокольней, престол один – святителя Афанасия патриарха Александрийского.

http://sobory.ru/article/?object=45753

Во времена Дмитрия Донского игуменом монастыря был Дионисий (позднее — епископ Ростовский), который пришел из Царьграда (то есть Константинополя), а пострижен был на Афоне. Дионисий ввел строгий устав афонских обителей, заложил традиции, которые прославили монастырь и обеспечили ему авторитет на несколько веков. Именно во время игуменства Дионисия в обители приняли пострижение и подвизались будущие основатели северных монастырей — Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Святолуцкий и Евфимий Сянжемский. Евфимий Сянжемский В 1447 году обитель посетили великий князь Василий Темный с супругой и детьми. Князь богато пожертвовал монастырю земли, а великая княгиня Мария приписала к Спасо-Каменному монастырь святого Николая Чудотворца на Святой Луке. Этими земельными пожалованиями было положено начало благосостоянию монастыря. 3 Рукописи горят Немало прославленных монахов было в монастыре, но самый известный своими подвигами — преподобный Иоасаф Каменский. Ему на Каменном острове являлся Сам Спаситель и предрек вечную славу подвигам местных подвижников. В древнерусской житийной литературе описание такого видения встречается редко. После кончины святого в сентябре 1457 года мощи его прославились нетлением и чудесами и стали святыней монастыря. В сентябре 1476 года во время страшнейшего шторма на острове начался необыкновенной силы пожар. Спасаясь в ладьях от огня, монахи во множестве гибли в водах озера. Пожар уничтожил деревянный Спасо-Преображенский собор и все деревянные строения. Уцелевшая братия и настоятель собрали остатки мощей преподобного Иоасафа в ковчежец. На пепелище сын Василия Темного, князь Андрей Меньшой выстроил новый двухэтажный каменный собор — первое каменное сооружение всего Северного края. Кирпич для собора везли из Твери и Старицы. Четыреста пятьдесят лет простоял собор. Много раз переделывался, перестраивался, горел и отстраивался заново. Даже после того опустошительного пожара в монастырской «книгохранительной палате» по переписи 1670 года хранилось 364 книги. Из них только 66 были печатными, остальные — рукописными. Среди древних письменных памятников 6 книг были на пергаменте. Увы, практически все эти сокровища сгорели и пропали в последующих пожарах и разорениях.

http://sever.foma.ru/monastyr-na-kamenno...

Первое документальное упоминание о Евгении–Екзакустодиане мы находим в исповедной ведомости Крестовоздвиженской церкви за 1841 г., в которой отмечены его отец пономарь Федор Васильев и мать Мирония Григорьева, оба 25 лет, а также 3 сестры 2–5 Возраст Евгения показан 7 месяцев, следовательно рождение его можно отнести к августу–сентябрю 1840 После Евгения в семье родились еще 4 сына – Николай, Христофор (вскоре умерший), Василий и В том же приходе в качестве заштатного исповедные ведомости 1837–1844 гг. отметили и деда, вдового пономаря Василия Андреева Каменского 47–55 значит Федор Каменский унаследовал свою должность от отца. Таким образом, происхождение Евгения–Екзакустодина с полной уверенностью можно вести из бедной многодетной семьи потомственных сельских церковнослужителей. В публикуемых письмах он с теплотой отзывается о своей многочисленной родне, включая и мать, по которой скучал, живя в Казани. О бедности же свидетельствует факт получения им казенного пособия при обучении в Вологодском духовном училище – 6 рублей за Об окончании Евгением Каменским в 1858 г. училища можно судить по опубликованному списку выпускников, переведенных в Однако в ее низшем (младшем) отделении он проучился недолго, поскольку уже в 1859 г. поступил в послушники Успенской Семигородней пустыни. 1 августа 1867 г. он принял постриг с именем в честь одного из 7 Эфесских отроков-мучеников III в. н. э. (память 4 августа ст. ст.). В системе русской православной номинации это имя можно считать В архивных документах встречается разное его написание: Екзакустодиан и Ексакустодиан, а также Эксакустодиан. В Семигородней пустыни он последовательно исполнял должности ризничего, затем казначея, причем в ведомостях отмечалось, что он «в послушаниях поведения ревностнайшаго, полезнейшаго и а в июне 1871 г. был определен епархиальным начальством строителем Спасо-Преображенской Белавинской пустыни на Кубенском К ней тогда были приписаны Богоявленская пустынь в Заднесельской волости на Белавинском озере и Александро-Куштская в Лысогорской волости, на восточном побережье Кубенского озера, в 8 верстах от острова Заняв должность строителя, Екзакустодиан перевел в послушники управляемого им монастыря своего младшего брата Михаила, который до того являлся послушником Владимирской Заоникеевой пустыни под За благоустройство Белавинской пустыни Екзакустодиан в августе 1874 г. был возведен в сан игумена, а в мае 1876 г. в том же сане возглавил Григориев Пельшемский Лопотов

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Образ этот, по мнению прихожан, существует здесь с основания церкви. Каменная церковь во имя Казанской Божией Матери обновлена в 1861 г. В ней поставлен новый иконостас, белый, с золотыми украшениями. Иконы писал художник Александр Николаев Богданов. Антиминс освящен митр. Михаилом 1818 г. октября 24 дня. В храме достопримечательны два Евангелия изд. в Москве в 1655 и 1701 годах. Причт сперва состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1843 г. диаконская вакансия закрыта. Из прежних священников известны; 1) Поп Семен Моисеев, упоминаемый в храмозданной грамоте; 2) Иоаков Игнатьев, современный митрополит Иову, был поповским старостою в 1722 г., как видно из указа архиепископа Феодосия от 12-го января 1722 года; 3) Савва Яковлев, сын отца Иакова, рукоположенный из диаконов и умерший в 1764 г.; 4) Сергий Саввин, сын предшественника; 5) Георгий Аверкиев († 1796); 6) Дорофей Георгиев, сын его; 7) Дмитрий Матвеев, упомянутый выше (1801–1831); 8) Петр Колоколов, служивший с 1832 по 1844 год; по смерти его, до совершеннолетия его дочери, служили «входящие»; 9) Василий Соболев, зять Колоколова, поступивший в 1849 г.; с 1877 года служит Иоанн Каменский. До штатов причт содержался доходами от земли, в количестве 31 десятины, доходами за требы, ругою, сбором Петровщины и Осеньчины. Руги собиралось по четвертке ржи и овса с души муж. пола. С 1843 г. священник получает 240 руб., псаломщики старший 80 руб., младший 70 р. Петровщина и Осеньчина собираются в малом количестве. Помощь от прихожан в сельских работах неудобна потому, что требует больших расходов на угощение. За праздничные молебны собирается по печеному хлебу с дома. Земля, по большей части, неудобная; но вместо нее, причт пользуется небольшими участками для покоса, которые, уже давно состоя во владении причта, расчищены его собственными трудами. Содержание причта особенно оскудело с 1862 г., когда 300 душ муж. пола было отчислено к Заречскому приходу. Церкви принадлежат: дом священника, сторожка и лавка, с которой получается, в пользу церкви, около 20 руб.

http://sobory.ru/article/?object=55859

Здание высотой около 23 метров имеет тип традиционного и самого распространенного на севере древнего храма, называемого в старину «восьмерик на четверике». Остов сруба кверху слегка сужается, создавая устойчивую конструкцию и облегчая ее облик. Даже на фоне девятиэтажек церковь не кажется маленькой, придавленной окружающими зданиями. Венчает сруб шатер с двумя маковками и крестами. Маковки имеют «чешуйчатое» покрытие - это так называемый лемех. Лемеховое покрытие храмовой главы придает деревянному творению неповторимый облик. На деревянной колокольне установлено 7 новых колоколов весом от 6 до 90 кг, отлитых в Каменск-Уральске, где находится одно из самых известных в России литейных производств. 120 тысяч рублей, необходимых на приобретение колоколов, помогли собрать сургутские предприятия. Главной достопримечательностью Храма Во имя всех Святых на земле Сибирской стала выставочная экспозиция, которую можно с полным правом назвать народной. Первый дар в экспозицию церковных реквизитов преподнес атаман казачьей общины Борис Аванесов – старинную Библию. В экспозиции, расположенной в притворе храма, представлены также карта «Места почивания нетленных мощей сибирских святых», информация о строительстве храмов в Сибири и Сургуте, редкие фотографии, сведения о жизни и чудотворениях сибирских святых (Василий Мангазейский, Мисаил Абалакский, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский, Герман Аляскинский). Деревянный храм-сказка – настоящая симфония радости. Удивительная слитность с пейзажем, простота и мудрость конструкции, добротность исполнения храма во имя Всех Святых, в земле Сибирской просиявших, привлекают к нему взоры сургутян и гостей города. Церковь органично вписалась в городской ландшафт: за его спиной возвышаются многоэтажные здания современного Сургута, на юго-восточной стороне синеют речные дали, чуть левее высятся белые стены городского соборного храма Преображения Господня. http://www.suvenirograd.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=10664

В 1888 г. в деревянном здании, где велись беседы, открыли молитвенный дом, в котором проходили церковные службы. Дом напоминал богато украшенную часовню, с множеством икон в ценных киотах. В 1909 г. в нем было открыто Сергиевское общество трезвости и противосектантские курсы. Каждый год в июле Общество трезвости устраивало крестный ход в Троице-Сергиеву пустынь. В 1910 г. по проекту архитектора Федора Демьяновича Павлова на углу Болдыревского переулка (с 1940 г. Промышленный пер.) и Петергофского проспекта (ныне проспект Стачек) была выстроена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь с хорами, звонницей, главками и шатровым куполом находилась рядом с Болдыревской фабрикой. Интерьер её расписал иконописец Ф.Е. Егоров. Из-за нарушений строительного устава готовый к весне 1910 г. храм был освящен лишь 7 августа 1911 г. Однако в ноябре этого же года его закрыли, и только к весне 1912 г. снова открыли. Церковь вновь освятили 18 мая 1919 г., когда она числилась подворьем Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря Тверской епархии. Им с 1919 до 1923 г. руководила монахиня Гавриила (Якимова). Настоятелями церкви в 1917 г. был Александр Петрович Васильев, с 1919 по 1929 г. – Василий Григорьевич Спиридонов. В конце 1930-х гг., во время особо сильных гонений на церковь, Свято-Троицкий монастырь в Тверской области перестал существовать и с тех пор не возродился. Еще раньше, 8 июня 1929 г. закрыли Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ленгорсовет принял такое решение «по требованию рабочих «Красного путиловца». Так указано в документе о закрытии церкви. Когда церковь была уже обречена, рядом на пл. Стачек по проекту архитекторов Армена Константиновича Барутчева, Исидора Альбертовича Гильтера, Иосифа Александровича Меерзона и Якова Осиповича Рубанчика построили Кировский универмаг с фабрикой-кухней. Деревянное здание церкви простояло еще несколько лет. На открытке 1930-х гг. с видом Нарвских ворот можно рассмотреть деревянную церковь. Она находилась на месте газона, перед девятиэтажным домом из силикатного кирпича, построенным в 1961 г. архитекторами Валентином Александровичем Каменским и Галиной Леоновной Ашрапян.

http://sobory.ru/article/?object=35646

На рассмотрение были направлены два проекта: представленный от Курской духовной консистории и составленный комиссией проектов и смет. Кроме всего прочего, прошение и проекты направили на рассмотрение самому императору. «Не благоугодно будет подвергнуть таковой проект на Высочайшее его Императорское Величество благоусмотрение». Комитет министров от 3 апреля 1834 года сообщил: «Государь Император проект сей рассматривать изволил в С-Петербурге 30 марта 1834 года». Потребовались годы, чтобы утвердить все необходимые документы и сметы. Храм был построен в 1843 году. Величественный, надежный. Казалось, на века. Увы… Сегодня мы можем полюбоваться Покровским храмом только на фотографиях в музее, сохранившихся в фотоальбоме учительницы Ларисы Хоботовой, дочери купца Хоботова (на его средства построено здание церковно-приходской школы, в котором с 1919 года размещается краеведческий музей). Снимки рассказывают о целой череде событий, проходивших в начале двадцатого века в Дмитриеве. Среди прочих – выполненные фотографом К. Абрамовичем снимки Покровской церкви. Крестный ход в престольный праздник собирал всех жителей города и близлежащих окрестностей. Все это великолепие однажды оказалось утраченным. Но мир, как говорят, не без добрых людей. На месте разрушенного Покровского храма в 2011 году на собранные благотворительные средства горожан построена церковь великомученика Димитрия Солунского. «Тысяча восемъсотъ восемьдесят восьмого года марта двадцать четвертого дня, мы нижеподписавшиеся Священно-церковно служители, Дмитриевской Покровском Соборной Церкви, Церковный староста Купецъ Василий Алексеевич Анненковъ и прихожане. Купецъ Николай Ивановичъ Хоботовъ, Алексей Григорьевичь Морозовъ, Афанасий Николаевичъ Каменский, Иванъ Петровичь Быликовъ и Коллежский Регистраторъ Иванъ Фёдоровичъ Ламакинъ, заключили съ временно Московскимъ Купцомъ Иваномъ Илъичемъ Шаевымъ, настоящий договоръ...» Далее идет перечисление многочисленных работ, которые необходимо было сделать мастерам для ремонта и украшения Собора, вот некоторые их них: побелка, покраска стен и свода «...не менее трех разъ маслеными разными красками и колерами...» Во всем Соборе необходимо было написать «живописныхъ картинъ...», а именно в большом Куполе «Господь Саваофъ въ воздухи», ниже на столбовых, фрескахьчетыре сидящих Евангелиста. В левом и правом Алтарях, на нагорных местах в углубленьях написать в одном «Господи Иисусъ Христосъ на Престолы», в другом «Воскресенье Господне», а напротив, в боковых пределах, написать по одной картине, соответствующих преданию Святого «...изъ его житья». Вход в Собор и в четырехгранных сводах написать на каждом по одной картине, различные лики, «каким поже-лаютъ Церковно служители и Титорь».

http://sobory.ru/article/?object=60256

Василий Каменский Каменский Василий Васильевич (1884–1961) – поэт, прозаик, драматург. «Уж если мы действительно футуристы, – восклицал он, – если мы люди моторной современности, поэты всемирного динамизма, пришельцы-вестники из будущего, мастера дела и действия, энтузиасты-строители новых форм жизни, – мы должны, мы обязаны уметь быть авиаторами». И слово одного из первых русских футуристов не разошлось с делом. В марте 1911 года он отправился в Париж учиться летному делу и вскоре станет первым авиатором-футуристом, создаст пьесу «Жизнь авиаторская», будет читать лекции «Аэропланы в поэзии футуристов» и даже напишет молитву авиатора... Моя молитва Господи, Меня помилуй И прости. Я летал На аэроплане. Теперь в канаве Хочу крапивой Расти. Аминь. (1916) Читать далее Источник: Молитвы русских поэтов XX-XXI : Антология/Всемирный русский народный собор ; [Авт. проект, сост. и биогр. ст. В.И. Калугина]. - Москва : Вече, 2011. - 959 с. : ил., нот., портр., факс. (Тысячелетие русской поэзии). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010