Храм святителя Николая в Песках Послепожарный Арбат и его Никольские храмы особенно связаны с именем Пушкина. В XIX веке считали, что Пушкин и родился на Арбате, в районе Большой Молчановки. Действительно, пушкинские арбатские адреса известны со времен его детства: в начале 1807 года его семья жила в Кривоарбатском переулке, в приходе храма Николы в Плотниках, и маленький Пушкин был его прихожанином, что осталось в записях исповедных книг. Затем Пушкины поселились на Большой Молчановке, в приходе церкви Николая на Курьих Ножках. Отсюда Василий Львович увез племянника в Царскосельский лицей. На Арбат вернулся Пушкин из Михайловской ссылки и остановился у своего друга С.А. Соболевского на Собачьей площадке, где, по преданию, выронил стихотворение на 14 декабря. Здесь же зимой 1827 года Василий Тропинин написал портрет поэта в рабочем халате, который Пушкин подарил Соболевскому. В приходе Николы на Песках жил Павел Нащокин, к которому поэт приехал за два дня до венчания, подавленный плохим предчувствием, и у которого одолжил свадебный фрак – говорили, что в нем и похоронили поэта. В доме 16 у Николы Явленного жил Петр Иванович Бартенев, археограф и издатель «Русского архива», собиратель старинных документов о русской истории. Над ним часто язвил Салтыков-Щедрин за страсть к подробностям и мелким деталям из давно ушедших времен. Многие щедринские колкости, вроде тщательного научного исследования одним из персонажей писателя «обряда погребения князя Трувора», были адресованы именно Бартеневу. Бартенев первым стал записывать воспоминания о Пушкине. Издателем же первой печатной биографии поэта, опубликованной в 1847 году в «Словаре достопамятных людей Русской земли», был его составитель Д.Н. Бантыш-Каменский, одно время живший в приходе Николы Явленного. В 1841 году в его бывшем особняке (на месте дома 23) поселился с семьей философ Алексей Степанович Хомяков, ставший «славянофильской душой» Старого Арбата. Священник Никольской церкви отец Павел Беневоленский стал его любимым духовником, хотя новый прихожанин не всегда подавал пример благочестия: однажды на Пасхальной службе Хомяков долго спорил со своим соседом о религии и опамятовался лишь когда в церкви уже начали христосоваться.

http://pravoslavie.ru/28730.html

Во второй половине XV — начале XVI века монастырь становится одной из цитаделей нестяжательства. Здесь трудятся многие «списатели», то есть переписчики древних книг и составители новых. Среди них — один из наиболее образованных и оригинальных мыслителей XV века, которого один из идеологов нестяжательства Нил Сорский считал своим учителем, игумен Троице-Сергиева монастыря, постриженик Спасо-Каменного монастыря игумен Паисий (Ярославов). До нас дошло его творение — «Сказание о Спасо-Каменном монастыре». «Сказание» известно, по крайней мере, в шестнадцати списках XVI–XVIII веков. Хотя в нем много хронологических неточностей — составитель использовал не только письменные источники, но и устные монастырские предания, и свои воспоминания, — тем не менее этот документ — ценный источник сведений по истории Спасо-Каменного монастыря и всей монастырской истории Вологодского края. Преподобный Иоасаф Каменский с обителью. Первая половина XVIII века. Вологодский областной краеведческий музей В 1528 году в этих местах побывал великий князь Василий Иванович с супругой Еленой Глинской. Они молились о чадородии. Великий князь пожаловал монастырю «на церковное сооружение и на трапезу» шестьдесят рублей. Теплую церковь Успения Богородицы на полученные деньги построили уже в царствование сына Василия Ивановича, Ивана Грозного, который родился через четыре года после приезда высокой четы в монастырь. Василий Темный делал щедрые вклады в монастырь утварью и иконами. В частности, пожаловал семейную реликвию великих московских князей — чудотворную икону Спаса Эммануила, которую его деду Дмитрию Донскому привезли из Константинополя, и икону Богоматери Одигитрии. Где сейчас находятся эти драгоценные вклады великого князя, неизвестно. В 1545 году указом Ивана Грозного монастырские вотчины на три года освободили от государственных и городских пошлин, а позже Грозный прислал в Спасо-Каменный колокол, отлитый в Москве. 4 От пожара до пожара В 1657 году на Каменном острове произошел второй страшный пожар. Вновь погибли в огне древние храмы и были отстроены каменные. И все же вторая половина XVII века считается временем расцвета обители.

http://sever.foma.ru/monastyr-na-kamenno...

Но пока Алёша учился ходить, бегать, произносить первые слова. Жизнь семьи Ридигеров, перенёсшей кончину Александра Александровича, вошла в свою колею, теперь стало лучше, чем в двадцатые годы, жили уже не впроголодь и не сильно чувствовали себя изгнанниками. А между тем, в стране советов в 1930 году не только появился первый светофор, но и учреждение, наименование которого станет страшным для миллионов людей, — ГУЛаг. Продолжалась новая волна гонений и на весь русский народ, и в особенности на его крестьянство и верующих людей. Пастырей добрых не только ссылали и отправляли в лагеря, многие из них принимали мученическую кончину. Вот краткий мартиролог за 1930 год. Январь: в Коломне во время пыток скончался протоиерей Петр Успенский. Февраль: на Соловках от нечеловеческих условий скончался протоиерей Николай Восторгов, там же расстрелян епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов), умучен протоиерей Василий Измайлов, а в городе Каинске расстреляны священники Михаил Пятаев и Иоанн Куминов. Март: под Воронежем расстреляны священники Александр Вислянский и Даниил Алфёров, а в Уфимской губернии расстреляны протоиереи Петр Варламов и Николай Розов. Август: в окрестностях Воронежа расстреляны архимандрит Алексеевского монастыря Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Иоанн Стеблин-Каменский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский, Георгий Никитин, миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников… Можно продолжать и продолжать. Это те, кого в числе сотен и сотен других будущий Патриарх Алексий II будет канонизировать в сонме святых Новомучеников Российских. 1 октября 1930 года в Кремле был взорван Чудов монастырь, с которого началось освобождение Руси от монголо-татарского ига. Московский митрополит Алексий, воспитатель Дмитрия Донского, исцелив в Орде ханшу Тайдулу, потребовал в качестве награды, чтобы из центра Кремля убрали ханскую конюшню. Хан Джанибек удовлетворил его просьбу. На месте конюшни в память о чудесном исцелении Тайдулы, был воздвигнут Чудов монастырь. Большевики старательно выхолащивали из сознания русских людей память о своём величественном прошлом, уничтожая знаменательные памятники старины.

http://pravoslavie.ru/66446.html

Братья его, дядья Царицы, Пётр больший Авраамович, Пётр меньший Авраамович, Василий Авраамович и Сергий Авраамович также были боярами. Племянник его Степан Васильевич был вице-адмиралом, генерал-кригс-коммисаром флота и женат был на первой красавице своего времени, Наталие Фёдоровне Балк, бывшей статс-дамою при Императрицах Екатерине I и Анне Иоанновне и известной своими несчастиями (см. словарь достопамятных людей, Бантыша-Каменского). Двадцать-пять Лопухиных владели населёнными имениями в 1699 году. Фёдор Авраамович 94) служил тайным советником, а брат его Василий Авраамович генерал-аншефом и убит в семилетнюю войну, в знаменитом сражении под Гросс-Егернсдорфом, 19 августа 1757 года. Авраам Степанович 97) служил, при Екатерине Великой, генерал-поручиком, а сын его Степан Авраамович был егермейстером при Императоре Павле Петровиче. Владимир Иванович, 91) находился генерал-поручиком при Петре III и при Екатерине Великой; из двух сыновей его: старший, Пётр Владимирович, был бригадиром, а младший, Иван Владимирович, действительным тайным советником и сенатором, был другом Новикова, князей Н. В. Репнина, Карамзина, и оставил по себе любопытные записки. Пётр Васильевич находился, при Екатерине Великой, генерал-поручиком и генерал-губернатором Ярославским и Вологодским; по восшествии на престол Императора Павла Петровича переименован в тайные советники и назначен сенатором; в 1798 году получил звание генерал-прокурора, чин действительного тайного советника и Андреевскую ленту. В 1799 году, 19 января, Пётр Васильевич возведён в Княжеское Империи достоинство, а 22 февраля титул Светлости. При Императоре Александре Павловиче он был министром юстиции с 1803 по 1810 год; председателем департамента дел гражданских и духовных в государственном совете с 1810 по 1816 год; а с 1816 года, по самую кончину свою, находился председателем государственного совета и комитета министров. Дочь его Анна Петровна (рождение 8 ноября 1777 † 25 апреля 1805) получила, в 1798 году, звание каммер-фрейлины и Екатерининскую ленту, а в 1799 году, в день брака своего с князем Павлом Гавриловичем Гагариным, переименована в статс-дамы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Кроме содержания сих лиц, монастырь еще должен был писать об них разного рода отписки и составлять ежегодные и частные ведомости. Так в 1745 году требовалась ведомость о штаб и обер-офицерах, живущих по монастырям и их занятиях. При этом оказалось, что при Кизическом монастыре жили: 1) Капрал Василий Акинфиев 57 лет, получавший жалования 11 руб. 33 коп., и 2) Капрал Иван Григорьевич 63 лет. Он имел присмотр за вотчинными крестьянами. В 1754 году в монастырских летописях упоминается солдат Семен Шурыгин, назначенный сюда вместо фурьера Михаила Селезнева, которым выдавалось от монастыря по 3 руб. 40 коп. В следующих годах упоминаются, как присланные на прокормление, отставной мушкатер Василий Янишков, капрал Стефан Копылов и прапорщик Сила Букапов, бывший комиссионер Новгородской конторы. Должно полагать, что все эти и подобные им лица были очень тягостны для монастырей, а потому не мало было уклонений от исполнения этой повинности. Вследствие сего в 1757 году вышел подтвердительный указ о призрении в монастырях инвалидов, а в 1759 году наказ о безотговорочном принятии их в монастыри. Отыскивание бродяг также составляло не малую заслугу монастыря. Оно основывалось главным образом на вотчинном монастырском праве и доставляло монастырю не мало забот, тем более, что Кизическому монастырю предоставлено было право принимать беглых патриарших людей, под именем коих могли являться и другие. Кроме того, сюда могли являться и беглые монахи, которых во времена Петра бывало не мало. Разыскивались люди всякого звания особенно в старину, когда всем неудачникам жилось так нелегко и всем преступникам казалось так легко избегнуть наказания чрез побег. Так напр. В 1737 году было распоряжение о поимке иподиакона Варсонофия, похитившего архиерейскую ризницу, а также иеродиакона Кирилло-Белозерского монастыря Павла Усова; в 1739 году князя Лихачева, сержанта Поливанова и нескольких солдат, бежавших с линии. В 1740 году разыскивался казначей Московского Чудова монастыря иеромонах Нектарий, монах из Киевской епархии Парфений Волошанин, Зилантовского монастыря монах Димитрий; в 1742 году – Сызранского монастыря иеромонах Мардарий, который отправился в Казань с отчетными ведомостями, иеродиакон Николай, содержавшийся в Спасском монастыре, куда он прислан был из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря; в 1743 году разыскивались иеромонах Антоний, назначенный в Камчатку и монах Иаков; в 1744 году разыскивался монах Таисий, убежавший из Свято-горского монастыря; в 1746 году разыскивались два раскольника, убежавшие из Прилуцкого Вологодского монастыря, хотевшие прежде обратиться в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Они образуют почти правильный квадрат. Башни монастыря украшают пышные узорные " короны " . В 1713 году над северными воротами монастыря на средства царицы Прасковьи Фёдоровны (урождённая Салтыкова) и её дочери, царевны Екатерины Ивановны, была построена надвратная церковь Тихвинской Богоматери, в целом повторяющая надвратную Входоиерусалимскую церковь Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Тихвинскую церковь строил Иван Петрович Зарудный, известный зодчий петровского времени. Колокольню Донского монастыря начинал сооружать петербургский архитектор Д. Трезини, однако он возвёл только нижний ярус. Достраивал колокольню уже в середине 18 века зодчий Алексей Петрович Евлашев. В 1812 году все драгоценности монастыря были разграблены французскими варварами. Из серебра, отбитого доблестными казаками у бегущих из Руси французов, были изготовлены новые ризы для икон Донского монастыря. Кладбище Донского монастыря служит почти двести лет местом захоронения московской знати. Здесь похоронены и многие выдающиеся деятели русской истории и культуры. Среди них - князь, генерал-фельдмаршал Николай Васильевич Репнин, баснописец Иван Иванович Дмитриев, князь, известный писатель, автор многих детских сказок Владимир Фёдорович Одоевский, поэты Михаил Матвеевич Херасков и Александр Петрович Сумароков, писатель, граф Владимир Александрович Соллогуб, историки Николай Николаевич и Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменские, Василий Осипович Ключевский, философы Пётр Яковлевич Чаадаев и князь Сергей Николаевич Трубецкой, композитор Сергей Иванович Танеев, отец русской авиации Николай Егорович Жуковский, горнозаводчик Прокофий Акинфиевич Демидов, помещица Дарья Николаевна Салтыкова (в девичестве Иванова), многочисленные представители московского дворянства - князья Голицыны, Волконские, Вяземские, Долгоруковы, Урусовы, графы Зубовы, Панины, Бобринские, Толстые, дворяне Нарышкины, Хвощинские, Протасовы, Мухановы, Петрово-Солово, Глебовы-Стрешневы. Здесь же похоронены родственники Александра Сергеевича Пушкина - его дед Лев Александрович Пушкин, бабушка Ольга Васильевна Пушкина (в девичестве Чичерина), дядя Василий Львович Пушкин, тётки Анна Львовна и Елизавета Львовна Сонцова, а также брат поэта Павел и сестра Софья, умершие во младенчестве.

http://sobory.ru/article/?object=02994

Наша задача состояла собственно в собирании сведений о воспитанниках Киевской Академии, принимавших участие в учреждении и преобразовании разных духовных школ того времени и в преподавании в них наук; но мы считаем не излишним представить перечень и таких учителей этих заведений, о которых с достоверностью неизвестно, где они получили свое образование, и даже о тех учителях коллегиумов и семинарий, которые несомненно не были воспитанниками Киевской Академии, дабы иметь, по возможности, некоторое представление о процентном отношении таких семинарских учителей к количеству учителей из воспитанников Киевской Академии. Собранные нами сведения касаются следующих духовно-учебных заведений: Московсковской Академии, Черниговского Коллегиума; семинарий: Ростовско-Ярославской, Новгородской, Нижегородской, Александро-Невской, Иркутской, Белгородско-Харьковского Коллегиума, семинарий Тверской, Казанской, Холмогорской, Коломенской, Вятской, Суздальской, Вологодской, Рязанской, Псковской, Устюжской, Тобольской, Смоленской, Воронежской, Астраханской, Крутицкой, Переяславской (южной), Троицкой Лаврской, Костромской и Владимирской 46 ). 1) Московская Академия. В Московскую Академию переходили из Киевской как воспитанники последней, не окончившие курса, для завершения образования, так и окончившие свое учение в Киевской Академии и даже профессора ее, для занятия профессорских или проповеднических должностей. Еще в 1702 году, за один раз, отправились в Московскую Академию десять воспитанников Киевской Академии, и между ними Венгриновский, Терлецкий, Иоанн Томилович, Туркевич и др. 47 ). В 1705 году собирались в Москве пожертвованы на утварь конгрегационной церкви Киевской Академии, и в числе 114 жертвователей больше половины было малороссов, воспитывавшихся в Московской Академии, и между ними Василий Ванатович и Михаил Заборовский, будущие митрополиты Киевские 48 ). Впоследствии Московская Академия считала всех этих лиц своими воспитанниками 49 ). В первое тридцатилетие синодального периода нам известны следующие киевские воспитанники, перешедшие в Московскую Академию для окончания образования: Григорий, в монашестве Гавриил Кременецкий, и Андрей, в монашестве Амвросий Зертис-Каменский 50 ); Николай Каминский польской нации, Василий Воронович малороссиянин и Иван Микляев польской нации, значащиеся в списке учеников Московской Академии за 1737–8 год 51 ), и Иван и Николай Николаевичи Бантыш-Каменские, в 1745 году поступившие в Киевскую Академию и в 1754 году перешедшие в Московскую Академию 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБСКАЯ МОСКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 18 июня), чудотворный образ, с XVIII в. находился над Варварскими воротами Китай-города в Москве (по др. сведениям, появился там в царствование Петра Алексеевича (1696-1725), что косвенно подтверждают изображения на иконе святых, соименных членам царской семьи); в наст. время хранится в московской ц. св. апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот. датировка иконы (размер: 198 ´ 126 см) затруднена из-за поновлений. По иконографическим особенностям (поза, жест и свиток в руке Богоматери, фигура благословляющего Иисуса Христа) близка к типу древней Боголюбской иконы Божией Матери . Отличительная особенность московской иконы в том, что на ней перед Богоматерью изображены в неск. рядов молящиеся святые: московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим Московские, прп. Параскева, свт. Василий Великий, Алексий, человек Божий, сщмч. Симеон, сродник Господень, еп. Иерусалимский, ап. Петр, прмц. Евдокия и мц. Параскева. размещение иконы такого извода над Варварскими воротами можно объяснить неск. причинами. Во-первых, изображение московских чудотворцев, молящихся Богоматери за человеческий род, символизировало покровительство Богоматери и святых Москве и было связано с традицией помещать на городские ворота икону, выполнявшую защитные функции. Во-вторых, икона была установлена над воротами Китай-города, обращенными в сторону Владимира, недалеко от к-рого хранилась почитаемая Боголюбская икона. Наконец, изображения блаженных Василия и Максима Московских на иконе напоминали о том, что в противоположном от ворот конце ул. Варварки находятся храмы, где погребены эти святые (собор Покрова на Рву и ц. Максима Блаженного). Б. М. и. прославилась во время эпидемии чумы в 1771 г. Жители Москвы, узнавшие о том, что г. Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало беспокойство светских и духовных властей. московский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по нек-рым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.

http://pravenc.ru/text/149499.html

Богаревица. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Год постройки:1854. Адрес: Украина, Закарпатская область, Иршавский район, село Богаревица Координаты: 48.286623, 22.918948 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1692 году село было филиалом села Каменское. В 1740 году вспоминают деревянную церковь с одним колоколом. По преданию, жители Богаревицы силой взяли деревянную церковь из соседней Воловицы, когда оттуда все мужчины поехали в Солотвино за солью. Приход образовался в 1821 году при священнике Михаиле Кофлановиче. На новую каменную церковь, которую сооружали в 1885-1887 годах, ручным способом выпекали кирпичи, а камни возили телегами из Арданова. В 1920 году церковь отремонтировали, крыши покрыли жестью. Место старой церкви обозначал участок с резным крестом, который назывался " Кладбище " , на котором в 1935-1936 годах построили школу. Над входом датой сооружения указан 1807 год. Возможно, это год начала строительства, потому что церковь, как говорят в селе, строилась очень долго. В 1986 году проведен ремонт и перерисованы все иконы. На обратной стороне " Тайной вечери " сохранилась дата изготовления или установки иконостаса – " A. D. 1860 " . В 1994 году местные мастера Иван Михайлец, Михаил Газдик, Федор Росоха и Василий Мондик построили одноярусную деревянную колокольню на бетонном фундаменте. Два колокола вылил Ф. Эгри в 1921 и 1924 годах (последний подарили Андрей Русин и его жена Мария Плега). Самый маленький колокол сделали на Пряшевском литейном производстве в 1808 году. В селе записали легенду о древнем колоколе, который подарила Киевская княжна Настя и который хранился в деревянной церкви. Во время татарских набегов его закопали в землю. Лошадь пастуха случайно зацепилась за колокол, и так его нашли. Люди принесли этот колокол в деревню. Он был из серебра и имел двоякую окраску. Когда было солнечно, колокол выглядел желтым, а в облачную погоду – синим. В Первую мировую войну колокол уничтожили. Эта легенда легла в основу поэмы Василия Пачовского " Среберный колокол " , откуда происходит поэтическое название Закарпатья – Серебряная Украина или Серебряная Земля. (Прим. - Василий Николаевич Пачовский - украинский поэт-модернист, историк, философ. Автор поэтических драм, исторических стихов и большого количества популярных брошюр и статей по истории Украины и Закарпатья в частности. Автор книги " Серебряная земля: тысячелетие Карпатской Украины: Очерк истории с картой " , г.Львов, 1938).

http://sobory.ru/article/?object=33490

На реке Андоге, среди тянувшихся по ней и ее притокам сел, селец и деревень, не было ни одного городка, а между тем здесь находились стольные места, резиденции трех удельных княжеских династий, Андожской, Шелепшанской и Вадбольской. Далее на восток являются следы еще большей простоты общественного склада. В духовных грамотах московских князей XIV и XV в. великокняжеские волости на Вологде и Костроме обозначаются просто именами рек: завещатель отдает наследникам Обнору, Сяму, Пелшму, Комелу – знак, что эти волости состояли из разбросанных деревень и починков, административным центром которых служило какое-нибудь поселение на главной реке округа. Не везде даже, быть может, успели возникнуть такие окружные центры, которые по своей населенности отличались бы от простой северной деревни того времени. На это есть намек в договорных грамотах Великий князь Василий Темный поделил бывшее Заозерское княжество (на северо-восток от Кубенского озера) с верейским князем Михаилом Андреевичем: последний получил половину Заозерья и еще 100 деревень из другой половины, – деревень и ничего больше, ни одного села. Самая резиденция иного удельного князя в этом краю имела вид простой барской усадьбы, одинокого большого двора при погосте. В житии преп. Иоасафа Каменского есть маленькая, но очень изобразительная картинка местопребывания его отца, заозерского князя Дмитрия Васильевича, одного из удельных князей ярославской линии (XIV–XV века): на реке Кубене стоял его княжеский двор; подле храм св. Димитрия Солунского, вероятно, им же и построенный в честь своего ангела; в стороне от княжеского двора «весь» Чиркова, которая вместе с ним служила приходом этого храма: «весь же зовома Чиркова к нему прихожаше». Колонизация колебала и разрывала общественные и экономические связи там, откуда выходила, и давала мало средств установить их в том краю, где понемногу осаживались переносимые ею массы населения. Отсюда происходило общее потрясение экономической жизни, невозможность рассчитать взаимное материальное отношение частей колонизуемой страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010