София и Александр Александр Орлов был рукоположен к этому храму сначала во диакона, а в 1911 году — во священника. В 1923 году семья отца Александра поселилась в селе Семеновском Царицынской волости в доме тети его супруги Софии, Евгении Ивановны Крыловой, а сам он с 1924 года стал служить в Троицкой церкви в селе Московского уезда. 10 февраля 1932 года начальник Секретно-политического отдела Полномочного Представительства ОГПУ при Совете народных комиссаров СССР по Московской области старший майор государственной безопасности Александр Радзивиловский и начальник 1-го отделения Секретно-политического отдела ОГПУ Виктор Ильин направили начальнику Кунцевского районного отделения ОГПУ Д. А. Аксенову распоряжение арестовать священника Александра Орлова и члена церковного совета Василия Тимофеевича Лаптева. «После чего допросите ряд свидетелей о конкретных фактах их антисоветской деятельности», — писали они. 12 февраля те были арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму в Москве, позже был арестован председатель церковного совета Василий Калинин. Начались допросы свидетелей и обвиняемых. Один из арестованных, упомянутый выше Василий Калинин, показал, что однажды, собравшись в церковной сторожке, они пили чай «и вели разговор после того, как прочли в газете статью о японо-маньчжурском конфликте»; говорили, что «скоро будет война, на нас идет Япония, и нам придется защищать границы, будут брать опять на войну, и крестьянам придется туговато». В качестве свидетеля был допрошен член Троице-Голенищевского сельсовета Александр Салин, который показал, что священник и близкие ему крестьяне занимаются антисоветской агитацией, доказательством чего, по его мнению, является то, что в щель закрытого ставней окна он видел, как в церковной сторожке после всенощной собрались священник Александр Орлов, председатель церковного совета Василий Калинин и члены церковного совета Василий Каменский, Николай Воробьев и Василий Лаптев, которым священник стал что-то говорить, но ничего не было слышно.

http://foma.ru/obvinjaetsja-v-tom-chto-a...

Бланка и мастера Эриха работали местные монастырские плотники и столяры, а также присланные им на помощь мастера из переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Игум. Никон (Зертис-Каменский) руководил украшением интерьера ротонды, вместе с ним работали «ученики живописного мастерства» П. А. Цыганов, Михаил Калугин, Василий Лашков и др. Двадцатигранный шатер в 3 яруса прорезали 60 окон-люкарн. Пронизанный светом и воздухом, украшенный в интерьере резьбой и живописью на сюжеты Страстей Христовых шатер парил над ротондой. Каменные ярусы были декорированы роскошной лепниной и позолотой, выкрашены по глади стен «шмелтью» (темно-голубой краской на клеевой основе). Лепной декор создавался под наблюдением Бланка лепщиками и штукатурами во главе с московскими мастерами Василием и Иваном Зимиными. В росписи алтаря и клейм в центральной части собора участвовали Василий Павлович Волхов, Иван Васильевич Оловянников, «ученик живописного мастерства» Иона Иванов, монастырские живописцы Иван Попов и Василий Поздышин. Иконы для иконостасов под рук. игум. Никона (Зертис-Каменского) писали его ученики Иван Попов, Михаил Борзиковский, Василий Поздышин и Алексей Полтев. Новопостроенный шатер чудом уцелел в пожаре, происшедшем в Н. В. м. в ночь на 4 авг. 1762 г., сгорели только деревянные парапеты у основания шатра и кое-где была испорчена кровля. По предложению архит. Г. Г. Бартенева парапеты были заменены железными прорезными решетками с тумбами и вазами. 26 мая 1775 г. была вторично освящена Голгофская ц. Страстей Господних (обновлена на средства имп. Екатерины II), в 1780 г. вторично освящен придел Поругания Господня, или Тернового венца, в заалтарном обходе. В 1783 г. вторично освящен придел во имя 12 и 70 апостолов (обновлен на средства Б. А. Загряжского). В 1792 г. освящен придел в честь иконы Божией Матери Тихвинской в юго-вост. части хор (на пожертвования А. Г. и Е. М. Воронцов), там же на средства А. В. Сухово-Кобылина был устроен придел в честь Вознесения Господня (освящен в 1823).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В 1400 - 20-х гг. XV в. Д. В. в числе др. представителей ярославского княжеского дома принимал участие на стороне вел. кн. Василия I Димитриевича в ряде войн с Литовским великим княжеством и нижегородско-суздальскими князьями. В начале янв. 1435 г. Заозерское княжество подверглось нападению войск звенигородского кн. Василия Косого, претендента на московский великокняжеский стол. Василий Косой занял Устье и захватил казну Д. В. Согласно Ермолинской летописи, против звенигородского князя выступила заозерская рать во главе со старшим сыном Д. В. Федором. Заозерское войско потерпело поражение и бежало. Во время преследования его остатков на Волочке Василий Косой захватил в плен кнг. Марию с дочерью, а также невесток Д. В., мн. «заозеряне» были убиты, кн. Федор спасся бегством (ПСРЛ. Т. 23. С. 148). Нападение, возможно, было связано с тем, что шли переговоры о браке дочери Д. В. Софьи с братом Василия Косого угличским кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, к-рый не поддерживал притязаний Василия. Свадьба состоялась зимой 1436 г. в Угличе, Шемяка пригласил на нее вел. кн. Василия II Васильевича . В договоре, заключенном 13 июня 1436 г., Шемяка добивался от вел. кн. Василия II, чтобы тот помог ему вернуть захваченное в Заозерье Василием Косым «приданое», выделенное Шемяке Д. В. по своему завещанию («душевной грамоте»). Очевидно, к этому времени заозерский князь уже умер. Существует 2 версии его гибели. Согласно Ростовскому соборному синодику 1642 г., Д. В. был убит в Устюге (РГБ. Ф. 344. Шибанов. 99. Л. 4-9 об.). Возможно, это случилось весной 1436 г., когда Василий Косой в очередной раз захватил Углич и казнил сторонников вел. кн. Василия II, в частности московского наместника кн. Г. И. Оболенского (вечная память «князю Глебу Оболенскому, убиеному на Устюзе» также записана в Ростовском синодике - Там же. Л. 52). Согласно поздним спискам Жития прп. Иоасафа Каменского, Д. В. был убит в Ярославле казанскими татарами (Святые подвижники и обители Рус. Севера. С. 57 и др.). Данная версия представляется менее вероятной, поскольку Казанское ханство возникло в сер. 40-х гг. XV в., возможно в 1437 г. Встречающиеся в агиографической лит-ре даты смерти Д. В.- 1424 г. ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. С. 182; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 467) или 1429 г. ( Верюжский. Вологодские святые. С. 308) - ошибочны.

http://pravenc.ru/text/178193.html

Прежде всего поминаются безлично: вселенские Патриархи, Цари, Царицы с чадами их, в благочестии почившие, Митрополиты, Князья, причт церковный, и все православные христиане в благочестии и вере, преставшиеся от Адама и до сего дня на всяком месте владычествия Божия, всегда, ныне, и присно и во веки веков. На листе 3 и далее написан чин литии. Причем вверху и на полях начала ее сделаны разные украшения, с растениями и другими орнаментами. Еще лучшее украшение сделано в конце литии. Дивные грифы с крыльями как бы лобызают крест, а 2 рыбы и 2 морских чудовища поддерживают его. Все это покоится на золотом фоне. На 6 и 7 листах написаны украшения меньшие, но тоже с золотом. Здесь поминаются Царевичи: Иоанн, Василий, Иоанн, Симеон, Илия, Давид, Василий, Алексий. Далее опять Алексий, но уже другими чернилами, равно как Александр и Петр. Царевны: Анна, Мария, Феодосия, София, Анна, Евдокия, Пелагия, Татиана и Великие Княгини: Ирина, Параскева, Анна. Другими чернилами написаны Цесаревна Наталия, Княжны: Наталия, Анна. На обороте 7 листа значится в кружке, обведенном красками, род Моск. купца Гавриила Ильина сына Муравлева, начинающийся Илиею и кончающийся Ириною. После надписан Гавриил и приписаны Иоанн и Михаил. На 8 листе написан род Иеромонаха Иоасафа Площанского, далее род Москвитина Ходошевской Слободы Иоанна Леонтьева сына Попова, потом род девицы Евдокии Васильевой, род Москвитина Тимофея Васильева сына Попова, род Москв. Нижнего овощного ряду Ипата Силина, род Иконописцев Моск. Артемия да Афанасия, род монахов обители сея (здесь очевидна утрата), состоящий всего из 20 лиц. На 11 листе кружок росписан красками и золотом. Здесь значится род Царицы Евдокии Феодоровны, начиная с Болярина Феодора и кончая Анною и Анастасиею. Род Преосвященного Илариона, Епископа Сарского и Подонского означается в круге более скромном. Он начинается Григорием и кончается Иулианиею. После сего идет род Иеродиакона Макария Белобережскова, далее означенный просто род Нарышкиных. Здесь поминаются: Князь Михаил, Княгиня Мавра, Князь Василий, Княжна Параскева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Стремясь упрочить влияние РПЦ в Зап. Сибири, патриарх свт. Тихон 25 сент. 1924 г. в Москве возглавил хиротонию во епископа Новониколаевского архим. Никифора (Асташевского; с 1927 архиепископ, с 1932 митрополит). Новониколаевская кафедра стала самостоятельной. Кафедральным храмом была Вознесенская ц., т. к. собор во имя св. кн. Александра Невского в Новониколаевске занимали обновленцы. Благодаря усилиям еп. Никифора в лоно Матери-Церкви вернулись мн. уклонившиеся в обновленческий раскол священнослужители, устояли в вере в годы воинствующего безбожия мн. миряне. В период его управления епархия включала 205 приходов, находившихся на территории Новосибирского, Каменского, Барабинского и Барнаульского районов Западно-Сибирского края. Приходы были объединены в 17 благочиннических округов. В них совершали богослужения 197 священников, 5 диаконов и 5 псаломщиков. В мае 1935 г. преемником митр. Никифора на Новосибирской кафедре стал архиеп. Сергий (Васильков), управлявший епархией в самые тяжелые годы гонений на Церковь. С нач. 30-х гг. XX в. в Западно-Сибирском регионе, как и в др. регионах СССР, шел процесс массового уничтожения храмов. К концу десятилетия мн. церкви были разрушены, неск. сот священно- и церковнослужителей, монахов, мирян находились в заключении или были расстреляны. Среди них - священномученики прот. Николай Ермолов, священники Иннокентий Кикин, Михаил Пятаев и Иоанн Куминов. Были репрессированы архиеп. Сергий (Васильков), архим. Сергий (Скрипальщиков), протоиереи Василий Курков, Иоанн Боголюбов, Александр Аристов, Исидор Максимов, Евгений Смирнов, священники Александр Сатирский, Василий Краснопёров, Иоанн Салмин, Василий Акципетров, Николай Назаретов, Василий Выхованец, Петр Матузков, Николай Чемерзов, Иоанн Богатов, Владимир Тихомиров, протодиак. Григорий Солодилов и др. Сибирь стала местом смерти за веру мн. тысяч людей. На окраине микрорайона Ложок г. Искитима, где сейчас бьет целебный источник, в годы сталинских репрессий располагался один из самых жестоких спецлагерей - Искитимский штрафной лагерь Сиблага. Среди заключенных, принявших в этом лагере мученическую кончину, были в т. ч. священнослужители. В 2015 г. над св. ключом был возведен храм-памятник в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

В 1400–1420-х гг. Димитрий Васильевич в числе других ярославских князей принимал участие на стороне великого князя Василия I в ряде войн с Великим княжеством Литовским и нижегородско-суздальскими князьями. В 1435 г. князь Димитрий, союзный с князем Димитрием Шемякой, а значит, в то время и с Василием II, хотел помешать князю Василию Косому попасть в Новгород через Заозерье. Но Василий Косой разбил около села Устья войско во главе с сыном Димитрия Фёдором, который спасся бегством. «…Много же людей заозерян на том бою избьено бысть», – отметил летописец. После Василий взял в плен на Волочке княгиню Марью, с дочерью и со снохами, а также «имение его все взяв». Зимой 1436 г. Димитрий Васильевич выдал единственную дочь свою, княжну Софью, за князя Димитрия Юрьевича Шемяку. В договоре, заключённом 13 июня 1436 г., Шемяка добивался от Василия II помощи в возвращении захваченного в Заозерье Василием Косым «приданого», выделенного ему Димитрием Васильевичем по своему завещанию («душевной грамоте») – очевидно, к этому времени Заозерский князь уже был мёртв. Существует 2 версии его гибели. Согласно Ростовскому соборному синодику 1642 г., Дмитрий Васильевич был убит в Устюге, возможно, весной 1436 г., когда Василий Косой в очередной раз захватил Устюг и казнил сторонников Василия II. Согласно поздним спискам Жития Иоасафа Каменского (сына князя Василия и княгини Марии, Андрея в миру), Димитрий Васильевич был убит в Ярославле казанскими татарами, там же и похоронен. У Димитрия Васильевича и Марии было много детей: дочь Софья, сыновья: Фёдор, удельный князь Заозерский (умер бездетным); Семён, ставший через брак с Марией, дочерью князя Ивана Димитриевича Дея, князем Кубенским, родоначальник династии князей Кубенских; Андрей, канонизированный РПЦ как преподобный Иоасаф Каменский. Из-за родства с поверженным Димитрием Шемякой в 1447 г. Фёдор Димитриевич был лишён Заозерья, которое Великий князь Московский Василий II Тёмный разделил между верейским князем Михаилом Андреевичем и можайским князем Иваном Андреевичем; а Семён Дмитриевич – Кубены.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

12) Пентикостарион 1799 г., с подписью, в конце листов: «сия книга, глаголемая триодь, еже есть пятидесятницы, приписного Новгородскому архиерейскому дому Николаевского Гостинопольского монастыря, что на Ладожском пороге, казенная». 13) Колокол в 18 пуд., литый в 1475 г. Кругом его надпись: «В лето 1475 слит колокол Святому Николе, повелением архиепископа Новгородского Феофила, при великом князе Иване Васильевиче. Мастер Микула». В церкви имеются: 1) план церковной земли, нарезанной причту в 1818 г. 2) списки с жалованной грамоты, данной монастырю Михаилом Феодоровичем, 3) метрические записи с 1811 г. Причт Гостинопольской церкви, до 1848 г. состоял из священника и 2 причетников; в 1848 г. определена сюда штатная просвирня; с 1879 г. причт состоит из священника и причетника. Из прежних священников известны: Игнатий Савельев, может быть первый здешний священник, в 1782 году ему было уже 63 года. Он умер между 1782 и 1793 годами; Стефан Михайлов умер в мае 1811 года, Дорофей Иванов († 1823), Василий Иванов, переведенный, в сентябре 1827 г., к соседней Петропавловской церкви, Василий Иванов Морев († 1835); Петр Иванов, переведенный в 1837 г. в Колголемский погост; Тимофей Лавров, († 1856). По смерти его здешнее место было «закреплено» за десятилетнюю его дочерью и, до ее совершеннолетия, служил здесь Михаил Азиатский. В 1862 г. сюда поступил зять Лаврова, Василий Смирнов, умерший 30-го декабря 1881 г. По смерти его поступил Василий Каменский, служащий до ныне. Причт сперва содержался платою за требы, подаяниями прихожан, а главное – доходами от земли. С 1835 до учреждения штатов причт получил пособие в 300 р. По штатам 1843 г. церковь отнесена к 5 разряду и положено священнику 180 руб., дьячку 70 руб., пономарю 60 руб. сер. С 1880 года священник получает 220 руб., а причетник 70 руб. В 1845 г. закрыта была, за ветхостью, приписная петропавловская церковь , находящаяся отсюда в 6 верстах. Тогда здешняя церковь введена в 4 разряд, а причт получил принадлежавшую тамошней церкви пахатную землю и покосы. Земля эта арендуется крестьянами села Петропавловского и с них получается ежегодно по 100 четвериков ржи и овса. Когда в 1854 г. Петропавловская церковь обращена в Единоверческую, с особым причтом, тогда здешний причт лишился доходов с тамошней земли. Земли, во владении Гостинопольского причта имеется: усадебной 3 десятины, пахатной – 10 дес., сенокосной – 8, под мелким кустарником – 10 дес., совершенно неудобной 8 дес. 1121 саж. Всего 39 дес. 1121 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Дьячки: Степан Митрофанов, Терентий Симеонов, Василий Яковлев, Евфимий Васильев, Павел Андреев, Константин Яковлев, Степан Миронов Георгиевский, Стефан Пелужский, Павел Васильев Кутузов, Петр Петров Быстряков, Иоанн Михаилов Каменев, Василий Романский, Петр Петров Боротинский. Пономари: Иоанн Александров, Степан Митрофанов, Иоанн Яковлев, Василий Яковлев, Петр Степанов Пелужский, Илья Степанов Георгиевский и Гермоген Павский, служивший до 1870 года. По смерти его пономарская вакансия упразднена. Священники сперва помещались и в своих, и в нанятых у крестьян избах, и только в 1873 г. помещица Мария Павловна Леонтьева, начальница Смольного института, купила, от священника Сергия Каменского, деревянный дом для помещения священника. Причетники и диаконы жили всегда в наемных избах. Еще до ныне сохранилась квадратная, в полторы сажени, избушка, в которой жил диакон Григорий Яковлев. В 1876 г., старанием священника Лебедева, устроен для причетника дом, стоящий около 500 р. В 1879 г. у церковного дома вырыт колодезь, до 7 саж. глубины, ценою в 100 р.; в 1882 г. устроено гумно и рига, за 400 р. Церковного капитала 1,271 р. в государ. билетах. Клопицкий приход находится в центре финского Губаницкого прихода. В иных деревнях финны составляют половину населения; есть деревни, в которых только два „жихаря“ (жителя) православных, а остальное – финны. Соседние православные приходы суть: Бегуницкий, Медушский (Петергоф. уезда), Ославский (Ямбург. у.) и Грызовский (Царскосельского у.). В столицу ездят отсюда или чрез станцию Волосово, в 11-ти верстах от Клопиц, или чрез станцию Касково, в 10-ти верстах по нарвскому шоссе. Мыз в приходе очень много, но в них владельцы живут только летом. Таковы суть: Клопицы – Синебрюхова; Ронковицы – Никиты Сергеева Санасарова; Ольхово – начальницы Смольного института Дарьи Алексеевой Львовой; Сумино – отставного д. ст. сов. Владимира Николаевича Леонтьева, сына Марии Павловны Леонтьевой, умершей в 1874 г.; Сельцо – предводителя петергофского дворянства, Михаила Николаевича барона Корфа; Тешково – бывшая г. Александрович, проданное крестьянам дер. Тешкова, причем мыза отдана под финскую школу; Касково – вдовствующей генеральши Веймарн; Торосово – бывшего финл. губернатора Михаила Георгиевича барона Врангель; Волгово – еврея Абрама Марковича Веленкина. К приходу принадлежат следующие деревни: Клопицы, Ронковицы, Ольхово, Губаницы, Сумино, Волгово, Кемполово, Губаницкая слобода, Череповицы, Котино, Торосово, Муратово, Греблово, Корти, Каидакюля, Касково, Тешково, Куйлово, Ожогино, Сельцо, Селецкая слободка.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Пермская семинария Однокурсник прадедушки по семинарии, Василий Алексеевич Игнатьев (1887–1971), вспоминал: «Братья Юмины были милые, сердечные товарищи. Они были жизнерадостные юноши, особенно Александр любил посмеяться, пошутить. Константин по окончании семинарии принял священный сан, Александр поступил работать учителем в четырехклассное училище города Каменска-Уральска, где преподавал литературу с большим успехом». Жизнерадостный и веселый выпускник семинарии, Александр Васильевич Юмин учил своих подопечных духовному и трактовал литературные произведения с точки зрения христианской веры, а это в те годы каралось со всей жестокостью. Младший брат прадедушки был арестован в 1920-м году. Василий Алексеевич Игнатьев написал об этом так: «В известный момент Александр Юмин ят бысть”, после чего сведения о нем прекратились». «Ят бысть» – это выражение из Ирмоса 6-го канона Великой Субботы: «Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона» – о том, как Иона попал в пасть кита. Так Василий Алексеевич выразился иносказательно (в советские годы) о том, что Александр Юмин был арестован и репрессирован. После ареста его больше никто и никогда не видел – по всей видимости, его сразу же, в 1920-м году, и расстреляли. Двумя годами раньше, в 1918-м году, прекратила свое существование и Пермская духовная семинария: её здание было конфисковано для нужд ВЧК. Ректор семинарии, архимандрит Матфей (Померанцев), был зверски убит красноармейцами (ныне прославлен в лике священномученика). Арест Патриарха Тихона. Художник: Филипп Москвитин Пастырское служение прадедушки Прадедушка Константин Васильевич Юмин окончил семинарию двадцатилетним молодым человеком, через год женился на благочестивой девице Ольге Григорьевне, моей прабабушке. У них родились дочка Софья (моя бабушка) и сын Анатолий. Чекисты заставили владыку выкопать себе могилу и лечь в неё, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу Прадедушка был рукоположен в 1913-м году в священный сан архиепископом Андроником (Никольским; 1870–1918), будущим священномучеником. Его убийцы, чекисты, заставили владыку выкопать себе могилу и лечь в неё, после чего забросали его землёй, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу. Возможно, священномученик был еще жив, когда его закапывали.

http://pravoslavie.ru/141632.html

Цяпинской Церкви священ.Иоаким Хруцкий Луковской Церкви свящ.Антоний Харкевич Почаевицкой Церкви Настоятель Адам Рончевский Св.Иаков Рончевский Священник Латыголицкого Прихода Иосиф Нарбут. Турецкой церкви Настоятель Матфеи Романцевич Заборской Церкви Священник Петр Романцев Ставицкой церкви Священник Василий Заблоцкий Лисиченской Церкви Настоятель Киприан Киселевич Безместный священник Василий Габович Настоятель Замоцкой церкви Казимир Милановский Бывший Благочинный и Настоятель Чашницкий Иерей Захарий Марковский Григоровицкой Церкви Священник Николай Данилевич Настоятель Горочевицкой Церкви Священник Петр Лавецкий Верховской Церкви Приходский Священник Николай Никонович Свицинской 1307 Церкви священник Иоанн Тучкевич Ульяновицкой церкви Настоятель Иоанн Мацкевич Лесковицкого прихода Настоятель Священник Василий Подерня Лучиновицкой церкви Священник Симеон Хруцкий Стрижевской Церкви Священник Иосиф Данилевич Улянской Церкви Настоятель Григорий Еллиашевич Обольской Церкви Священник Иосиф Лаппа Дризенский Благочинный Сволнянский Свщк Стефан Плещинский. Настоятель Губинской Церкви Сщик Антоний Лавецкий Настоятель Каменской церкви Михаил Федорович 1276 «А униаты, буде не пожелают соединиться с нами, удобно могут поместиться с семинарией, на мызе Струнь, в коей жили всегда униатские архиереи». 1277 Год не указан но несомненно, что письмо относится к 1833 г. на что говорит и содержание письма, касающееся событий 1833 г., и связь его: с предыдущим и последующим письмами, имеющими дату «1833», и, наконец, помещение этого письма в архивном деле между указанными письмами. 1280 «Вообще здесь смешивают унию с Польшей, а православие с Россией. Когда спрашиваю кого-либо: что, ты униат? Ответ. Нет! Русской!» 1290 «О сем служении моем в Струньской церкви покорнейше прошу сообщить подробно синодальным членам, ибо ни к кому из них я о сем не писал». 1291 «И в сей-то церкви мы православные в первый раз служили, с каким благодарением Богу, победители нас творящему! После обедни всех крестьян угощал я трапезой и еще укреплял в принятии православия. Это дело по всему надежно».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010