Духовником Академии о. Василий пробыл около двух лет; последние два года своей жизни он тяжело болел. Вплоть до самой его кончины за болящим самоотверженно ухаживала его прихожанка – Анна Ивановна Трусова, несколько лет сама проведшая в ГУЛАГе... Митрополит Никодим пытался причастить о. Владимира в больнице, но не был допущен медсестрой в палату: «Молбны служить здесь не будете!». А в последний день жизни батюшки митрополит благословил архимандрита Иринарха ехать в больницу со Святыми Дарами, но за 20 минут до его прихода батюшка скончался. Уже о кончине о. Владимира, владыка Никодим позвонил из Москвы: «Не отпевайте! Я вылетаю на самолёте, сам буду отпевать!» И, несмотря на то, что у него был сердечный приступ, митрополит всё же прилетел на отпевание. Дрожащим голосом он совершил чин отпевания, очевидно было, что уход о. Владимира он воспринимал как личную потерю. Духовным чадам, принёсшим деньги с просьбой отправить поминовение об отце Владимире на Афон, владыка сказал: «Деньги подайте в церковь . О батюшке будут молиться и на Афоне, и в Иерусалиме. Я об этом позабочусь». В начале 1970-х годов духовником ЛДАиС был протоиерей Константин Быстриевский, бывший клирик кладбищенского храма Смоленской иконы Божией Матери. Как и о. Василий Каменский, прот. Константин Быстриевский отбыл срок в ГУЛАГе. С 1967 г. о. Константин руководил богослужебной практикой учащихся, а с 1973 г., по благословению митрополита Никодима, был духовником Ленинградской митрополии и ЛДАиС. Несмотря на годы, проведённые в заключении, о. Константин дожил до преклонного возраста и скончался в 1979 г., на 91-м году жизни 516 . После кончины о. Константина должность духовника академии занимали «вольнонаёмные» и, казалось, скорбная страница с именами репрессированных исповедников окончательно перевёрнута. А в 1991 г. была перевёрнута последняя страница «советского периода» в истории России. Но опухоль ГУЛАГа была слишком велика, и её метастазы давали себя знать ещё долгие годы. В 1990-е годы духовником академии был архимандрит Кирилл (Начис), отсидевший десять лет в лагерях за участие в деятельности Псковской миссии на оккупированной территории. Он ушёл за штат лишь в 2004 г., после чего пребывал на покое в Ново-Девичьем монастыре (Московский пр., д. 100) 517 . Расконвоированный профессор

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

По определению Духовного Регламента, каждый Архиерей должен был непременно завести при своем доме школу для обучения детей „в надежду священства», отыскать учителя для оной и содержать на счет архиерейской казны, сбирая в подмогу двадцатую долю с монастырских имений и 30-ю с церковных. 260 . Указ об учреждении школ пришел в Казань в 1723 году и застал Казанского Архиепископа Тихона II, глубоко сочувствовавшего благим реформам Царя, вполне готовым к этому делу, так как уже ранее (с 1718 г.) при его доме была цифирная школа, в которой обучались дети духовенства, которых не позволялось посвящать в попы и дьякона, если бы они не пожелали учиться здесь. При указе 23 г. прислано было 250 букварей и 90 грамматик, по которым и стали учиться церковно-служительские дети в числе 52. Кроме азбуки и грамматики, некоторые ученики, как рапортовал учитель Василий Яковлев, сын Свентицкий (родом поляк), „обучались славянски и латински писать, о седми тайнах церковных и прочего в школе по духовному регламенту принадлежащего”. Вообще это была славяно-латинская школа подобная другим. В 1726 году курс учения увеличился „обучением гратуляций и приветствий, различных комидийных акций, показывавшихся публике, интермедий, мультипликаций и прочих обхождения политичнаго”. В это время число учеников было около 8о; определен был другой учитель. В 1732 году в упраздненном Федоровском монастыре устроены были особливые покои „учителям и студентам жительства иметь». Митрополит Казанский Сильвестр для увеличения средств школы приписал к ней несколько церковных вотчин и два монастыря (Осинский и Сарапульский), а также начертал подробный порядок заведывания семинарской экономией. В 1734 г. Архиепископом Иларионом Рогалевским вызваны были новые учителя для Казанской Семинарии: студенты Стефан Гловацкий и Василий Пуцек-Григорович (впоследствии Казанский Митрополит Вениамин). Григорович проходил с учениками синтаксиму и пиитику, а Гловацкий-риторику. Семинария, имевшая теперь до 120 учеников, переведена была в Зилантов монастырь; она ведалась семинарской конторой, управителем которой был Архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Герман Борутович.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Синодик сей назначался лично для о. игумена, и потому обложен в простую белую кожу, подобную пергаменту. Его принадлежность о. игумену Феодосию указывается пометками, находящимися на первых страницах. 6 . Желание о. Феодосия иметь лицевый синодик исполнил один из почитателей патриарха Адриана, приславши для Сийского монастыря отличнейший лицевой синодик, обложенный в красную кожу и обрезанный под золото с тиснениями подобными тем, кои украшают лицевое евангелие о. Паисия. В нем 7 листов ненумерованных, 26 нумерованных. На одной стороне каждого из 26 листов находится изображение, имеющее то или иное отношение к человеческой смерти, с поясняющим внизу текстом. Так, на листе 1-м изображена церковь . Подле нее – гроб с человеческим скелетом. Внутри у гроба стоит человек в печали. Внизу текст: «Плачуся и рыдаю, егда помышляю смерть, видех бо во гробех лежашу, по образу Божию созданную нашу красоту» и проч. На листе 11-м изображен «Агиос Иаков, брат Божий» в святительской одежде, с благословящею правою рукою и с книгою в левой. Под изображением написано: «Архиерей свят Иаков брат Божий. Усопшым душам путь мертвен даст гожий. В службе бо души кия поминают, радостей многих оных исполняют». На листе 12 изображен св. Афанасий Александрийский с митрою на голове, с благословящею правою рукою и с жезлом в левой. Под изображением написано: «Патриарх Афанасий во святых великий сказует усопшим свет толикий. Егда в церкви души поминают, отраду не мало тамо тем подавают». На листе 13-м изображен св. Василий Великий . Под изображением надпись: «Свят Архиерей Божий Василий Великий , отшедшим душам повествует покой толикий. Егда во церкви поминаемей души быти, оных вечных мук может тамо избыти». На листе 14-м св. Григорий Богослов . Надпись: «Богослов святый Григорий сице повествует: добро убо есть усопших души поминати да в оном веце за сие будут они непрестанно светло торжествовати». На листе 15-м – «Агиос Иоанн Златоуст велит по усопших давати сорокоуст да тем усопших души от мук освободятся и вечных оных благ насладятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

6 августа 1260 г. Белозерский князь Глеб Василькович, плывший по Кубенскому озеру из Белоозера в Устюг, нашел свое спасение от бури на небольшом островке всего 60 саженей в длину и в благодарность Богу за своеспасение построил храм Спаса Преображения, давший название всему острову. " И посла мужи древоделя и постави церковь деревяну во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа боголепного его Преображения. И монастырь устроив, и церковь украсив иконами и книгами " , говорится в " Сказании о Спасо-Каменном монастыре " , написанном около 1481-1482 гг. иноком Паисием Ярославовым. До этого на острове проживали 23 старца, занимавшиеся обращением в христианство местного финского населения. Московские великие князья всегда уделяли свое внимание Спасо-Каменному монастырю. Так, в 1446 г. эту обитель посетил Василий II Темный во время своего пребывания в Вологде, после чего вскоре возвратил потерянный им ранее великокняжеский престол. Здесь Иван III благодарил Бога и праздновал свою победу над войсками Шемяки. В 1478 г. удельный князьАндрей Меньшой, брат Ивана III, владевший Вологдой, Кубеной, Заозерьем, начал строительство нового каменного Спасо-Преображенского собора. Кирпич для его строительства привозили из Твери и Старицы. В 1481 г. все работы по его возведению были закончены. Собор этот был первым монументальнымхрамом в северных землях Руси. В 1528 г. на Каменный приезжал Ввсилий III со своей женой Еленой Глинской и внес денежный вклад на постройку теплойцеркви и просил Бога о даровании ему наследника. В 1543-1549 гг. на вклад Василия III была построена Успенская церковь. Оказал Каменному монастырю свое внимание и Иван Грозный, этой обители им был подарен колокол и дана жалованная грамота. Но сам Грозный из-за плохой погоды на озере в монастыре не был, а время его поездки на богомолье датируется 1545 г., о чем от 16 в. сохранилось известие следующего содержания: " Лето 7053 (1545) г. поехал Государь и Великий князь Иван Грозный по монастырям... и был на Вологде у Спаса на Прилуке, в Корнильеве, Павлове... на Устье и возвратился в Москву в 7-й день " . Удостоил эту обитель своим посещением в 1692 г. и Петр I во время своего приезда на Кубенское озеро и в с.Устье. Знаменита была эта обитель и своими святыми подвижниками, которые в разные годы несли здесь свое послушание. Это прежде всего преподобные Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Дионисий Глушитский и многие другие. В период Отечественной войны 1812 г. в обители находили приют московские монахи. Некоторое время на Каменном находился на покаянии вологодский священник Василий Сиротин, автор слов считающейся народной песни " Улица " . В 1775 г. монастырь был упразднен, но в 1801 г., по повелению Павла I, открыт вновь. За свою многовековую историю он неоднократно опустошался огнем пожаров, страдал во время половодий.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Жители Гостинопольской пристани, большею частью, мещане, содержат харчевни, или занимаются ремеслами и мелкой торговлей. Часовни есть в следующих местах: в Свинкине – Флора и Лавра, в Паневе – Тихвинской Божией Матери, в Жубкине – Симеона Столпника, в Гостинопольской пристани три Часовни: Троицы, Тихвинской Божией Матери и Александра невского. Последние две каменные, а остальные деревянные. Часовню во имя Александра Невского построил церковный староста Иван Якушев в память Александра 2-го. Кроме часовни есть два деревянных креста, стоящие на правом берегу Волхова. Один находится в Гостинопольской пристани, другой – в полуверсте ниже церкви. По надписям на них видно, что они построены монастырским строителем, монахом Иосифом Шаровым, в 1750 году. Священник Василий Каменский. Церковь Рождества Богородицы в Черенцове Село Черенцово находится в 130 вер. от Петербурга, в 50 вер. от Новой Ладоги, в 250 саж. от левого берега Волхова, на возвышенности, в 17 вер. от Гостипопольской пристани. Название села объясняют или тем, что от бывшего, в давние годы, пожара, село получило «черный» вид, или от обилия ягоды «черники» в соседних лесах, в прежние времена. До 1864 г. Черенцово принадлежало к приходу Помяловскому, но трудность сообщения с погостом, от множества ручейков и речек, побудила крестьян деревни Черенцова озаботиться постройкой своей церкви. В 1862 г. им разрешено было построить церковь и образовать приход из деревень Черенцова и Заполька, население которых простиралось до 500 душ обоего пола. В декабре 1863 года определен сюда священником Михаил Васильев Мысловский, из диаконов церкви Михаила Архангела (Новолад. уезда) и дьячком – Василий Ив. Редкинский. В 1864 г. выданы из духовной консистории метрическая, обыскная и приходорасходные книги. На построение церкви взаимообразно выдано из государственного казначейства 3,000 р. с., остальное предполагалось получить по сборам. Смета и план постройки составлены были гражд. инженером Бартошевским. На постройку он предполагал истратить 2,790 р. 30 к. с. при бесплатном отпуске казенного леса. Но всего было истрачено, с окончательной отделкой, до 5,000 р. с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вместе с ними были арестованы иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священник Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников. Виновными в предъявленном обвинении они себя не признали. 14 июля 1930 года им было предъявлено постановление об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено в Коллегию ОГПУ. 28 июля Коллегия рассмотрела»дело»и приговорила обвиняемых к расстрелу. Прошли праздники преподобного Серафима Саровского и пророка Илии. Вечером 2 августа обвиняемым объявили приговор. Затем их погрузили в машину, чтобы везти в окрестности Воронежа и учинить расправу. В десять часов вечера того же дня архимандрит Алексеевского монастыря Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Иоанн Стеблин–Каменский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский, Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников были расстреляны. Священномученик Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров), архиепископ Воронежский, и 160 иереев, иже с ним убиенных (память 27 декабря по старому стилю) Р одился будущий Владыка 30 января 1855 года в Новгородской губернии в семье псаломщика. В 1877 году Василий окончил Новгородскую Духовную Семинарию, а в 1881 году — Санкт–Петербургскую Духовную Академию. В 1884 году он назначается на должность инспектора Новгородской Духовной Семинарии, вскоре принимает монашество с именем Тихон и становится иеромонахом. В 1890 году его возводят в степень архимандрита, и несколько позднее назначают ректором Новгородской Духовной Семинарии. В 1891 году отец Тихон — настоятель Новгородского Антониева монастыря, а в 1892 году, 2 февраля он был хиротонисан в епископа Можайского, викария Московской епархии. В 1899 году он занимает самостоятельную кафедру епископа Полоцкого и Витебского. В 1902 году Владыку переводят на кафедру епископа Пензенского и Саранского. В 1907 году он настоятель Воскресенского Ново–Иерусалимского монастыря под Москвой. В 1912 году — епископ Калужский и Боровский. В 1913 году, 13 мая — архиепископ Воронежский и Задонский. В 1917–1918 годы участник Собора Российской Православной Церкви.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

От издателей Сочинения Преосвященного Августина, Архиепископа Московского и Коломенского, содержащиеся в настоящем издании, никогда не были напечатаны в одном общем сборнике: некоторые из них печатались, в своё время, отдельными тетрадками, другие помещались в современных периодических изданиях, а часть их помещена в очерках его жизни, соч. И. М. Снегирёва; остальные же, как например, изъяснения на Апостольские послания и, может быть, некоторые слова, находятся в рукописях у его учеников и почитателей. При всём желании представить благосклонным читателям сколь возможно полное собрание сочинений сего Архипастыря, мы должны были ограничиться тем, что к настоящему времени, в продолжении многих лет, могли собрать. – Если кто из многочисленных почитателей памяти Преосвященного имеет у себя какие-либо его творения, не вошедшие в наше издание, то да не оставит сообщить их, в верных списках, что будет принято нами с особенной признательностью. Большая часть заключающихся в нашем издании сочинений Преосвященного Августина изображает ряд великих событий в незабвенную эпоху Отечественной войны 1812 года и распределена по хронологическому порядку; слова же и речи на частные случаи отнесены к концу книги. Н. Кораблёв. М. Сиряков. С. Петербург 10-го февраля 1856 года. Начертание жизни Преосвященного Августина, архиепископа Московского 1 Августин, до монашества Алексий, родился в Москве 6-го марта 1766 года. Небогатый отец его, священник Димитриевской церкви (на Ильинке, в Китае городе), Василий Виноградский, будучи искусным иконописцем, принадлежал к числу людей, которые довольствуются малым и о будущности не заботятся, хотя на него обращали внимание и московский архиепископ Амвросий Каменский, воспринимавший от купели другого его сына, и блистательный князь Потёмкин, который знал о. Василия ещё в то время, когда последний был причётником церкви, известной под именем Большого Вознесения. Потёмкин, живя тогда близь этой церкви, познакомился с Виноградским и полюбил его за весёлость нрава; в последствии, встретив своего старинного соседа и собеседника поновляющим в Успенском соборе св. Иконы, он пригласил его к себе и вызывал на изъявление нужд, но безуспешно; тогда один был уже великим сановником, а другой священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Священники продолжат окормлять училище для трудных подростков в Свердловской области 04.07.2014 Храм на территории профессионального училища закрытого типа в поселке Рефтинский Свердловской области продолжит действовать, заявили " Интерфакс-Религия " в Каменской епархии . " В настоящее время приходская община во имя Трех Святителей на территории спецучреждения находится в стадии ликвидации как юридическое лицо. Храм будет действовать как домовая церковь для подростков, находящихся в училище, и педсостава " , - сообщила сотрудница пресс-службы епархии Татьяна Максимова. По словам собеседницы агентства, таинства и обряды будут совершаться по просьбе учащихся. Для этого администрация будет приглашать священнослужителей. Как стало известно накануне, епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев) постановил закрыть приход на территории этого государственного учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением после проверки правоохранительных органов. В указе архиерея, копия которого поступила в " Интерфакс-Религия " , сообщается, что ранее межмуниципальный отдел МВД " Асбестовский " провел проверку в отношении училища по вопросу соблюдения федерального закона об образовании и установил " недопустимость создания и деятельности религиозной организации в государственной образовательной организации " . Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 08.07.2021 18:52:07 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/17385.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Велимир Хлебников Хлебников Велимир (Владимир) Викторович (1885–1922) – поэт. Уже в декабре 1912 года в первой листовке русских футуристов «Пощечина общественному вкусу» он был провозглашен «гением – великим поэтом современности». «Хлебников – это примечательнейшая личность, доходящая в своем скромном, каком-то нездешнем уединении, до легендарной святости, своей гениальной непосредственностью сумел так просто, так убедительно строго пересоздать всю русскую поэзию во имя современного искусства», – писал в 1914 году Василий Каменский. «Гением и человеком больших прозрений» называл его Михаил Кузмин. Не менее выразительна характеристика Осипа Мандельштама, который, как и Михаил Кузмин, во многом был антифутуристом: «Какой это идиотичный Эйнштейн, не умеющий различить, что ближе – железнодорожный мост или „Слово о полку Игореве». Поэзия Хлебникова идиотична – в подлинном, греческом, неоскорбительном значении этого слова… Каждая его строчка – начало новой поэмы. Через каждые десять стихов афористическое изречение, ощущение камня или медной доски, на которой оно могло бы успокоиться. Хлебников написал даже не стихи, не поэмы, а огромный всероссийский требник-образник, из которого столетия будут черпать все, кому не лень». С тех пор уже почти сто лет этот «требник» востребован в русской поэзии. Но и сам Хлебников в свою очередь не только создавал новые образы и слова, а брал их из церковных сборников молитв – «Требников», самый знаменитый из которых составлен и издан в 1647 году киевским митрополитом Петром Могилой . Велимир Хлебников, вне всякого сомнения, был знаком с феноменальным явлением древнерусского словотворчества. Богу Заря слепотствует немливо. Моря яротствуют стыдливо. Дитя лепетствует стеня. И я яротствую буйливо. Мы все Твоя! Мы все Твоя! Один Ты наш, один Ты наш. 1907 Из «Великого четверга» Там люди идут в рощи Молиться – ложе с кем Весною разделить; И пламя глазом божеским На белых старцев нить (Молящиеся мощи)

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Arhiva În catedrala Patriarhal a oastei czceti din Novocerkassk a fost solemn srbtorit praznicul Acopermântului Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu 16 octombrie 2018 12:13 14 октября 2018 года в городе Новочеркасске прошли торжества по случаю праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Божественную литургию в Патриаршем войсковом всеказачьем соборе Вознесения Господня совершили митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  митрополит Рязанский и Михайловский Марк , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , митрополит Астраханский и Камызякский Никон , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон , епископ Волгодонский и Сальский Корнилий , епископ Россошанский и Острогожский Андрей , епископ Великолукский и Невельский Сергий , епископ Шахтинский и Миллеровский Симон , епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен , епископ Славгородский и Каменский Всеволод , епископ Шадринский и Далматовский Владимир . Преосвященным архипастырям сослужили благочинный приходов Юго-Западного округа, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г. Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, настоятель Вознесенского собора протоиерей Георгий Сморкалов, ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), руководители епархиальных отделов Ростовской епархии , духовенство Донской митрополии . В храме присутствовали губернатор Ростовской области Василий Голубев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, председатель Законодательного собрания Ростовской области Александр Ищенко, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, атаманы и казаки округов Всевеликого войска Донского, кадеты казачьих кадетских корпусов Ростовской области.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5285510...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010