По словам татарского писателя, XVI века «Булгары стали даже неискренними магометанами и сделались славны своим развратом. Ученые законными уловками разрешали брать проценты, а равно много было у них прелюбодеяния и смертоубийств; по причине же пьянства оставляли джуму (моление в пятницу), оставили обряды, употребляемые после пятикратных молитв, стали считать позволительными пить бузу и пиво, оставили соборное моление; порицали имама (Шафи), говоря, что его слова – пустословие, оставили также аид (праздник по окончании месяца рамазан и праздник жертвоприношений – курбан-байрам)». Будто бы видя эту развращенность Булгар, новый ревнитель магометанства Аксак Тимур (или Тамерлан) в три дня разрушил г. Булгар, хотя в нем было будто бы до 10 тысяч домов. Булгарский царь и большинство его сыновей были убиты, ученые повешены, женщины и девицы взяты в плен, а прочие жители разогнаны в разные страны с запрещением обитать в г. Булгарах 35 . Это было около 1400 года. Тогда же были разрушены и другие города прежнего Булгарского царства: Суварь, Бюляр, Кашан. Но вскоре все эти Булгарские города оправились, и Булгары через несколько лет стали нападать даже на Русские города и в 1429 году взяли Галич 36 , Кострому и увели отсюда многих в плен, но только на дороге они были отбиты у Булгар Русскими князьями. В 1431 году Великий князь Василий посылал князя Феодора Давыдовича Пестрого с войском на Волжских Булгар, который уже окончательно разрушить г. Булгар и всю землю завоевал 37 . Эти успехи Московского князя подавали надежду, что Булгария скоро войдет в состав Русского государства. Но к половине XV века обстоятельства сложились так, что Москве еще на 100 лет была положена преграда усиливаться на счет Булгарии. На Волге, в западных пределах собственно Булгарской земли, образовалось новое, сильное Татарское царство Казанское. В состав этого царства вошли прежние булгарские владения, с прибавкою новых земель в нынешних губерниях Вятской, Пермской и в Башкирии. Это новое царство Москва не скоро поборола; самим Московским владениям пришлось выдержать многие разорения от Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Цеховой иконописного художества мастер Иван Василевский и Гоф-Интендантской Конторы иконный мастер Иван Поспелов, которым поручено было это, донесли, что „в Успенском соборе ветхости имеется в стенном и иконном письме не малое число и оную починивать невозможно для того, что де и новое с старым письмом будет не сходно казаться, будет не малая отличность и оное писание надлежит по старым рисункам, как было, писать внутри и извне все вновь; которое они написать могут с своими мастеровыми людьми 70 человек, краскотеров 10, золотарей 12, и то писание все исправить могут в 4 лета, за 5600 рублей“ 29 . Чтоб иметь какое-либо представление о произведенной затем реставрации стенописи, приведем отзыв об этом предмете протоиерея Успенского собора Левшина, жившего в XVIII веке: „Стены“ собора после этой реставрации „лишились своих украшений и показывали только на себе жалостные времена обиды, a угодников начертания не имели уже и самые тени представляемых на них предметов. Не можно было без сердечного соболезнования взирать на сие толь прежде красное, a тогда в жалостное состояние приводенное здание“ 30 . При Императрице Екатерине снова была произведена реставрация стенописи в Успенском соборе. Императрица поручила вести это дело Архиепископу Московскому Амвросию Зертис-Каменскому, которому писала: „Желаем Мы, чтобы оное исправление иконописного письма и на стенах внутрь и с лица водяными красками производились с приличною освященным храмам благопристойностью, и для того поручаем Вам самим во главное надсмотрение производство оного с тем: 1-е, чтобы все то живопиство написано было таким искусством как и древнее без отличия, и где было золото на стенах, тут и теперь употребить такое же, a не краску желтую; 2-о, чтоб присланы к сей работе живописцы для иконостасной и стенной работы не светские, по духовные люди“... Вследствие такого Высочайшего повеления, собрано было 30 иконописцев из духовного звания, в числе их Евфимий Никитин и Петр Семенов, бывшие впоследствии протоиереями, и священник Василий Виноградский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Указом Синода от 5 окт. 1879 г. свящ. Н. Каменский, избранный ректором на общем педагогическом собрании КазДС, утвержден в этой должности с возведением в сан протоиерея. Он был ректором КазДС с 1879 по 1891 г., при архиепископах Антонии (Амфитеатрове), Сергии (Ляпидевском) , Палладии (Раеве) и Павле (Лебедеве) , с последним общался наиболее тесно и оставил о нем воспоминания (Краткий очерк жизни и деятельности высокопреосв. Павла, архиеп. Казанского и Свияжского//Казанский сб. статей. 1909. С. 493-504). До авг. 1885 г. преподавал нравственное богословие, потом Свящ. Писание в 6-м классе. Стремился к внешнему и внутреннему благоустройству семинарии. В 1880 г. на выделенные им средства (ок. 3,5 тыс. р.) в актовом зале семинарии за 3 месяца была устроена домовая церковь (освящена во имя ап. Иоанна Богослова 19 окт. 1880, накануне дня основания семинарии). В 1883 г. при семинарской церкви открыто попечительство для помощи бедным ученикам, к-рое за 2 года увеличило свой капитал более чем в 6 раз. В 1884 г. прот. Н. Каменский представил в Синод 2 докладные записки о благоустройстве КазДС и предложил перенести здание семинарии с торговой улицы в центре города на место, более соответствующее духовному учебному заведению (Казанский сб. статей. 1909. С. 757-762, 762-768); предложение было отклонено. В янв. 1885 г. при ДС была открыта образцовая церковноприходская школа, которой он уделял много внимания. Прот. Н. Каменский составил «Краткую историю Казанской ДС» (Каз., 1884). Внимательно относился к обучению и воспитанию семинаристов, большое значение придавал домашним письменным заданиям, сам читал и исправлял их, ввел обычай чтения семинаристами лучших сочинений в торжественные дни и награждения авторов книгами, следил за составлением учениками проповедей. Среди преподавателей КазДС были А. Ф. Гусев , А. А. Царевский (впосл. Василий, еп. Старицкий), и Каменский, по его собственным словам, старался не стеснять их преподавательской деятельности и всегда предоставлял им полную свободу. В 1888 г. он предложил ввести в КазДС изучение инородческих языков и преподавание миссионерства, для чего была учреждена специальная комиссия (Проект изучения инородческих языков в Казанской ДС//Казанский сб. статей. 1909. С. 755-757).

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Делатель покаяния: Иеросхимонах Вероник (Каменский). День памяти - 17 декабря Делатель покаяния: Иеросхимонах Вероник (Каменский). День памяти - 17 декабря Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно непрестанным плачем. Слезами он настолько очистил свое сердце, что оно было полностью заполнено любовью. Воистину, путь спасения начинается покаянием. Братья очень любили вечно плачущего старца и без стеснения открывали ему свою душу. Он всех просил только об одном - любить друг друга. Иеросхимонах Вероник (в миру Василий Григорьевич Каменский) родился 30 июля 1846 года в городе Туле. Он был сыном дьячка Григория и супруги его Анны - очень набожных и благочестивых людей. Сына они воспитывали в страхе Божием. А потому Василий с детства соединил свою судьбу с Церковью. Несмотря на то, что он был учеником Тульской духовной семинарии, по неизвестным нам причинам, священником Василий не стал, но мысль стать монахом не покидала его никогда.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=300...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня , 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь. Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных. Время расцвета обители связано с именем игумена Дионисия Грека , который ввел в монастыре строгий устав Святой Горы Афонской , заложил традиции, сформировавшие авторитет и славу монастыря на несколько столетий. В его настоятельство Спасо-Каменный монастырь стал духовной школой для многих подвижников, и выходцы из него – Дионисий Глушицкий , Александр Куштский , Пахомий Каменский , Евфимий Сянжемский - в свою очередь, основали новые обители на побережье Кубенского озера. Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Петр Каменский и Василий Каменский , Христа ради юродивый. Во времена жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Тёмный , свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие». Василий Темный сделал богатые земельные вклады в обитель, а его супруга великая княгиня Мария приписала к ней монастырь св. Николая Чудотворца на Святой Луке .

http://drevo-info.ru/articles/25481.html

Тем же убо толик имуще облежащ нас облак свидетелей веры и благочестия в приснопамятных предках наших, святых угодниках Вологодских, терпением да течем и мы на предлежащий нам подвиг спасения, взирающе на скончание жительства и подражающе вере их. Алфавитный указатель святых Авксентий преподобный Перцевский Аврамий пр. Печенский Агапит пр. Маркушевский Александр пр. Куштский Амфилохий пр. Глушицкий Андрей праведный Тотемский Антоний епископ Вологодский Антоний пр. Заоникиевский Арсений пр. Комельский Василий Христа ради юродивый Каменьский Василий Христа ради юродивый Сольвычегодский Вассиан пр. Тиксненский Галактион преподобно-мученик Вологодский Герасим пр. Вологодский Герасим епископ Великопермский Григорий пр. Пельшемский Григорий пр. Авнежский Димитрий князь Углйчский Димитрий пр. Прилуцкий Димитрий пр. Цылибинский Дионисий пр. Глушицкий Евфимий пр Сямженский Игнатий пр. Прилуцкий (князь Иоанн) Иннокентий пр. Комельский Иродион Христа ради юродивый Сольвычегодский, Иоанникий пр. Заоникиевский Иоанн Христа ради юродивой Устюжский Иоанн Христа ради юродивый Сольвычегодский Иоанн праведный Устюжский Иона епископ Великопермский Иоасаф пр. Каменский Иосиф пр. Заоникиевский Кассиан игумен Комельский Кассиан пр. Авнежский Кассиан пр. Каменский (в житии Иоасафа) Киприан пр. Устюжский Кирилл праведный Вельский (Важеский) Кирилл пр. пустынник Коприй пр. Печенгский Корнилий пр. Комельский Лаврентий пр. игумен Комельский Леонид пр. Устьнедумский Логгин пр. Коряжемский Макарий пр. Глушицкий Максим праведный Тотемский Марко пр. Белавинский Мария праведная Устюжская Михаил Христа ради юродивый Сольвычегодский Нифонт пр. Телеговсккий Онуфрий пр. Катромский Онуфрий пр. Перцевский Павел пр. Обнорский Пахомий пр. иже на езерЬ Петр чудотворец Каменский (в житии Иоасафа) Петр иерей Черевковский Питирим епископ Великопермский Прокопий Христа ради юродивый Устюжский Прокопий праведный Устьянский Сергий пр. Нуромский Сергий пр. Малопинежский Симон пр. Воломский Симон пр. Сойгинский Стефан епископ Великопермский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

58 Д. Н. Бантыш-Каменский писал, что причиной поклонения народа «иконе Боголюбской» был слух о том, что один фабричный будто бы увидел во сне богородицу, которая сказала ему, что так как находящемуся на Варварских воротах ее образу давно никто не служил молебнов и не зажигал свечей, Христос хотел наслать на Москву каменный дождь, но что она умолила его смягчить наказание, заменив его трехмесячным мором. Фабричный этот поместился у ворот и стал собирать деньги на «всемирную свечу», рассказывая всем свой сон. Народ и священники толпами повалили к воротам, стали петь и молиться. Собрали сундук подаяний. Но сборища во время эпидемии способствовали еще более страшному распространению чумы, и митрополит Амвросий решил перенести икону в церковь , а собранные деньги отдать на нужды Воспитательного дома. Московский губернатор П. Д. Еропкин не советовал Амвросию трогать икону, на собранные же деньги посоветовал наложить печать. Народ, узнав об этом намерении, взбунтовался и с криками: «Бейте их! Богородицу грабят!» – стал бить в набат и избивать солдат, посланных для наложения печатей. Затем кинулись за Амвросием и настигли его в Донском монастыре. Историк писал: «…один мальчик, приметив в верху полу платья несчастного преосвященного, закричал: «Сюда, архиерей на хорах». Амвросия заставили ответить на ряд вопросов, на которые от отвечал голосом, исполненным твердости и решимости (…) отечески увещевал злодеев, и они чуть не оставили его» (Бантыш-Каменский Д. Н. Жизнь преосвященного Амвросия, архиепископа Московского и Калужского, убиенного в 1771-м году. M., 1813, с. 57–58). 59 Толпа вытащила Амвросия на улицу, и он почти усмирил ее своею речью, как вдруг «из соседнего монастырского кабака выбежал пьяный дворовый г-на Раевского человек Василий Андреев (...) и закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и вас морочит?» Сказав сии слова, он первый ударяет страдальца колом в левую щеку и повергает на землю. Смотря на сие злодейство, изверги забывают свое раскаяние и кидаются также на него (...) Они мучительным образом били и терзали его до тех пор, пока уже увидели умершего (...) Избитое и обагренное кровию тело нового сего московского мученика лежало на распутии день и ночь целую...» (Бантыш-Каменский Д. Н. Жизнь преосвященного Амвросия..., с. 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) родился в 1882 в г. Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и Киевский университет. С 1914 года — доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского университета. Был председателем правления «Общества объединенных петроградских православных приходов». Мученик Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров) был родом из Одессы, юрист по образованию, бывший присяжный поверенный. Был юрисконсультом лавры в Петрограде. Память священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна празднуется 31 июля/13 августа и в день Собора новомучеников и исповедников Российских. Август 2 Василий, блаженный Каменский Блаженный Василий Каменский жил в XV веке, был иноком Спасо-Каменного монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко от Вологды). При раке его мощей, устроенной впоследствии в церкви в честь святого Василия Блаженного, Московского находились икона святого Василия Каменского во весь рост, тяжелые железные вериги и шапка из железных полос. В 1774 году, когда во время пожара сгорело все, что могло гореть, бывшая тогда над мощами угодника еще деревянная рака и образ на ней остались неприкосновенными, хотя вся гробовая палатка его наполнена была дымом и пламенем. Память блаженного Василия совершается 2/15 августа, в день его тезоименитства. Василий, блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец Премудрость смиреннаго, — говорит Иисус, сын Сирахов, — вознесет главу его и посреде вельмож посадит его. Премудрость его поведят языцы, и хвалу его исповесть церковь (Сир. 11, 1; 39, 13) Черты сии премудрого ясно раскрываются в жизни смиренного раба Божия Василия Блаженного, Московского чудотворца; его богомудрое юродство вознесло главу его и посадило его с князьями людей своих; многие восхвалили разум его, и имя его в память вечную будет; хвалу его от лет древних поведает Святая Церковь, ублажая его как единого от людей Божиих. Блаженный Василий родился в декабре 1468 года, по преданию, на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его Иаков и Анна были из простых, и когда отрок вырос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Во время учения блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его необыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносить их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Павел Соколов – костромской. Михаил Ремезов – пензенской. Иван Иловайский – той же. Савва Оболенский – тульской. 40 Тимофей Красноцветов –калужской. Николай, в монаш. Евставий, Романовский – вифанской. Гавриил, в монаш. Гурий, Старицын – пермской. Николай Цветаев – ярославской. Даниил Гедеонов – тульской. 45 Павел Беляев – вятской. Василий Георгиевский – владимирской. Петр Островский – тамбовской. Василий Орфеев – той же. Павел Цветков – владимирской. 50 Николай Богословский – московской. Николай Орлов – вифанской. Филипп Орловский – казанской. Десятого курса (1832–1836) Магистры: 1 Николай Руднев – из московской Семинарии. Афапасий Ефимовский – московской. Иеромонах Агавангел Соловьев – Владимирской. Александр Терновский – вифанской. 5 Дмитрий Гусев – рязанской. Андрей Иорданский – нижегородской. Василий Арзамазов – тобольской. Николай Надеждин – рязанской. Иван Головин – тульской. 10 Андрей Аристов – ярославской. Василий Аманский – рязанской. Евгений Щепетев – тульской. Егор Добромыслов – вифанской. Иеромонах Василий Кашеляевский – тамбовской. 15 Василий Остроумов – тамбовской. Иеромонах Порфирий Соколовский – нижегородской. Ипполит Подбельский – оренбургской. Семен Орлов – рязанской. Иеромонах Александр Сервицкий – владимирской. 20 Михаил, в монаш. Митрофан. Стеженский – казанской. Кандидаты: Михаил Маиевский – костромской. Иван Воскресенский – ярославской. Василий Зубков – пермской. Ефрем Сатурнов – пензенской. 25 Иеромонах Николай Богословский – орловской. Иван Лавров – ярославской. Михаил Соловьев – владимирской. Николай Смирнов – ярославской. Димитрий Венцевский – саратовской. 30 Андрей Капацинский – владимирской. Василий Каменский – тамбовской. Димитрий Селецкий – ярославской. Иван Кунаев – вифанской. Александр Доцилевский – Владимирской. 35 Христофор Бальбуциновский – казанской. Алексей Страхов – калужской. Никанор Романов – вятской. Павел Бехтерев – той же. Афанасий Падарин – той же. 40 Евгений Вознесенский – вологодской. Димитрий Оссианов – тамбовской. Петр Беляев – московской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?), прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), мон. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря на Кубенском оз . До 20-х гг. XX в. в Преображенском соборе мон-ря, в нижней ц. во имя святителей Московских Петра , Алексия и Ионы , в правом зап. углу в особой палатке (не сохр.), почиталась могила В. К., здесь же находилась рака с надгробным образом святого, близ нее хранились шапка из железных полос и вериги преподобного. В июле 1774 г., когда во время сильного пожара выгорела вся церковь, уцелела только деревянная рака святого и образ. В 1851 г. на средства московского купца И. А. Колесова над гробом преподобного устроили новую медную раку, на к-рой находилось изображение В. К. в рост. 17 июня 1870 г. по дороге в Архангельск Спасо-Каменный мон-рь посетил вел. кн. Алексей Александрович. После молебна в Преображенском соборе высокий гость прикладывался к мощам св. блгв. кн. Иоасафа Каменского († ок. 1457) и к раке В. К. Время жизни преподобного можно установить приблизительно, т. к. основной источник по истории Спасо-Каменного мон-ря - «Сказание известно о Каменном монастыри» Паисия (Ярославова) (написано ранее 22-23 дек. 1501, дополнено в XVI-XVII вв.) - не содержит сведений о святом. Не упоминает о раке и личных вещах святого и монастырская опись 1670 г., составленная по указу архиеп. Вологодского и Великопермского Симона . Отсюда можно заключить, что В. К. подвизался в мон-ре во 2-й пол. XVII в. Время канонизации святого неизвестно, преподобный упомянут в списке святых Вологодской епархии, составленном в 1811 г. Вологодским еп. (впосл. митрополит) Евгением (Болховитиновым) . Память В. К. совершалась в мон-ре в день его тезоименитства. Канонизация В. К. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) .

http://pravenc.ru/text/150807.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010